работа с историческими источниками на уроках истории 5 класс
Работа с историческими источниками на уроках истории 5 класс
Введение (Introduction). В настоящий момент федеральный государственный образовательный стандарт говорит о том, что ученик должен уметь: самостоятельно подбирать источники литературы и обрабатывать собранные данные; проводить сравнительный анализ источников литературы, подчеркивая определенные особенности каждого; подводить итоги проделанной работы, отстаивать свою точку зрения. Системно–деятельностный подход определяет новые требования к содержанию учебных программ, которые должны обеспечить высокую мотивацию и активную учебно–познавательную деятельность обучающихся.
Предмет «История» как дисциплина имеет многочисленные источники информации, которые отражают различные исторические эпохи и культуры. Все это создает благоприятные условия для развития умений учащихся работать с информацией, а именно изучать, анализировать источники, самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их.
Большое значение в решение названных задач имеют первые курсы истории: «Истории Древнего мира. 5 класс» и «История Средних веков. 6 класс». Работа с историческими источниками в этих курсах способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету в целом. Данные курсы полно насыщены учебным материалом, а также исторической информацией. Но в основном материалы об обществах, жизни и культуре Древнего мира и Средневековья представляются в виде вырезки из исторического источника, и как правило используются как иллюстрация. Объясняется это тем, что язык данных текстов для школьников сложен, а умения работы с ним не развит.
Таким образом, недостаточно используется их познавательный и развивающий потенциал. Именно привлечение исторических источников в учебный процесс, их использование в качестве средства развития познавательной деятельности учащихся поспособствуют их активному саморазвитию, развитию чувственного восприятия материала. А правильно организованная работа с историческими источниками позволяет более эффективно использовать время для изучения той или иной темы, а также является одним из продуктивных способов обучения, что указывает на актуальность данной проблематики.
Цель исследования (Purpose of the study) – разработка и апробация методов работы с историческими источниками как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках истории в 5–6 классах.
Результаты исследования и их обсуждение (Results). Исторические источники – это совокупность научных документов и разного рода материалов (иллюстрации, картинки, учебники и пр.), в которых четко описаны исторические события по датам, которые помогают ученикам представить в своем воображении все процессы и события того времени (3, с. 123].
Проводя исследование разных источников литературы, можно сказать, что какого–то общего классификатора нет, в виду того, что во мнениях ученых есть разобщенное мнение. Основной причиной такого разобщения является отсутствие единого принципа, который бы стал основой классификации исторических источников.
Так, Л. Н. Пушкарев в своей работе представил классификацию текстовых источников более четко, подразделяя их на делопроизводственные и повествовательные [5]. С. О. Шмидт, определил следующую классификацию исторических источников: изобразительные, вещественные, словесные, конвенционные (условные обозначения графическими знаками), аудиальные (звуковые), поведенческие (обычаи, обряды и т.д.) [6, с. 21–23].
Для эффективного изучения документов необходимы знания методов, разработанные смежными дисциплинами, так как источниковедение литературных произведений связано с литературоведением и филологией; источниковедение законодательных актов с правовыми науками и тд. А использование в своей работе педагогов информационных технологий помогает применить весь спектр типов источников на уроках истории.
И так, использование историком различных типов источников определятся как темой и задачей его исследования, так и характером сохранившихся источников. Знание различных типов источников необходимо каждому историку, равно как умение использовать те специальные приемы и способы анализа, которые разработаны в смежных с историей науках, т. е. методику изучения различных типов источников.
В частности, на уроках истории учителя применяют текстовые источники. Такой вид исторического источника помогает учителям сделать свой рассказ об определенном событии интересным и более конкретизированном, в виду этого организуется работа над источником.
Так, например, в 5 классе в ходе изучения курса «Истории древнего мира», учащимся предлагается понятие об источниках разного вида. Преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности учеников и тем самым помогать им представлять события того времени более четко. Поэтому учебные материалы для пятиклассников предлагается в более простом и понятном контексте. Необходимо отметить, что как раз в таком возрасте у учеников начинают формироваться личностные качества, как: нравственность, самооценка, ответственность и прочие.
Приведем несколько примеров работы с текстовыми историческими источниками на уроках истории 6 класса на материале Всеобщей истории. Истории средних веков:
Пример 1. Использование письменных источников при изучении нового материала.
Ученикам предлагают изучить отрывок из Салической правды [4]. Ознакомиться с возможными событиями, описанными в своде законов и ответить на вопросы. Также можно провести сравнительную характеристику цен за совершение одного и того же преступления, но с разным слоем населения. Определить на какие слои населения делилась франкское государство.
Все вышесказанное, поможет стимуляции учеников к интересу тематики урока, а также определить факты, основные характеристики наказаний данной эпохи. Возможно также дальнейшее сравнение с другими более поздними эпохами.
Пример 2. Использование этнографических источников при проведении урока, закрепляющего пройденный материал ранее.
Учащихся знакомят с отрывками описания обычаев и одежды, индийского города [2]. Здесь могут быть даны вопросы для самостоятельного изучения текста, а также разделение на группы, где одна группа изучает описание обычаев, вторая одежды, а третья город. Полученными фактами ученики «меняются» и фиксируют в тетради.
Таким образом, мы видим, что, текстовые источники помогают ученикам сопоставить, описать, сравнить определенные действия и события в хронологическом порядке, а также с их помощью можно провести анализ и сделать самостоятельные выводы.
На сегодняшний день, при развитых технологиях мы наблюдаем все большое применение визуальных источников в школах. Главной особенностью при использовании данных источников – быстрое восприятие и усвоение пройденного материала. В процессе применения визуальных источников при проведении уроков необходимым является введение изобразительных и вещественных материалов. Например: археологические находки; объемные произведения искусства; орудия труда и предметы быта; здания и сооружения; и т.д.). Их применение возможно на любом этапе проведения урока.
Рассмотрим некоторые примеры работы с такими источниками на материале Всеобщей истории. Истории Древнего мира. 5 класс:
Пример 3. Применение вещественных источников изобразительного искусства в результате изучения новой тематики.
В процессе изучения темы «Искусство Древнего Египта» пятиклассникам необходимо самим определить и подчеркнуть главные особенности искусства древнего Египта, применяя для этого лишь рисунки. Один из таких рисунков представлен на рисунке 1. Также необходимо обратить внимание на то, откуда были получены данные источники, кто их изобразил, кто на них изображен.
Рисунок 1 – Живопись Древнего Египта [1]
Пример 4. Использование коллекционных монет, почтовых марок, значков.
При повторении дат, в которые происходили определенные события можно использовать коллекционные монеты (или монеты, выпущенные в определенный период), а также изображения на них. Преподаватель на уроке показывает монету и спрашивает дату ее выпуска. Таким же способом возможно применение в процессе урока почтовых марок или же значков.
Пример 5. Использование различных вещественных источников посвященным социально–экономическим условиям и быту определенной эпохи.
При изучении таких тем целесообразно использовать различные вещественные источники или их изображения (одежда, орудия труда, посуда, бытовая техника). В ходе изучения «Искусство древнего мира» возможно организовать конкурс мини–исследований «История одной вещи», позволяющий учащимся более подробно познакомиться с бытовыми условиями определенного периода и понять значимость вещественных источников в исторической науке. Еще примером может быть сравнительная характеристика искусства в целом или определенной вещи Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима.
Итак, вещественные исторические источники могут выступать в виде предметов жизнедеятельности человека и изобразительного искусства. Данные источники предоставляют исследователю возможность наглядно изучить то или иное явление. Прежде всего такие источники достоверны и привлекательны, но тем не менее нуждаются в источниковедческом анализе. Также с их помощью можно изучать особенности художественного оформления, способ и характер использования человеком.
Отметим также появление более новых типов исторических источников, которые возможно использовать в педагогической практике.
1. Работа с конвенционными источниками на уроках истории.
Конвенционные источники представляют собой условные обозначения графическими знаками (символы, буквы, ноты). Работа с таким типом источников применяется нечасто. Тем не менее, в школьной программе есть темы, где применение конвенционных источников желательно.
Например, при изучении курса «История Древнего мира» в 5 классе возможно организовать работу, заключающуюся в самостоятельном (при содействии учителя) выявлении особенностей, сходств и различий письменности различных народов.
2. Работа с поведенческими источниками.
Работа с таким специфическим типом источников также используется довольно редко, а методология работы с ними слабо разработана. Тем не менее, изучение обрядов, традиций, ритуалов возможно организовать в рамках внеурочной деятельности в виде исследовательских проектов или докладов. Например: «История рукопожатия», «Происхождение какого–либо праздника».
3. Работа с аудиальными источниками.
Использование таких источников целесообразно при изучении культуры определённой эпохи. «Сухой» материал, посвящённый литературному или музыкальному творчеству, возможно оживить демонстрацией отрывков из произведений. Применение данного типа источников целесообразно только начиная с 9 класса. Так как действительно достоверными аудиальными источниками будут считаться материалы, записанные с конца XIX в., и связано это с изобретением первого прибора для записи и воспроизведения звуков в 1878 г. Томасом Эдисоном.
А для 5 класса, например возможно воспроизведение отрывка из произведения Гомера «Илиада», для более красочного представления произведения данной эпохи.
Резюмируя, можно сказать, что существует множество типов исторических источников, которые со временем пополняются, в связи с обновлением требований к образовательному стандарту. А также разрабатываются новые методы работы с такими источниками.
В процессе изучения данной проблематики нами установлено, что разнообразие источников позволяет оживить, персонифицировать учебный процесс. С помощью визуальных и вещественных источников реализуется принцип наглядности, что дает яркое, убедительное представление о явлении, событии, факте. А в работе с письменными источниками у учеников вырабатывается умение самостоятельно извлекать информацию, анализировать, оценивать, формировать мнение. Педагог в свою очередь выстраивает учебный процесс с использованием активных методов обучения, приемов работы с историческими источниками способствующие познавательному интересу учащихся, что позволяет более эффективно усваивать материал. Следовательно, методическая значимость урока повышается.
Рабочая программа элективного курса «Работа с историческими источниками» (5 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Рабочая программа элективного курса
«Работа с историческими источниками»
Составитель: Старкова В.В.
учитель истории и обществознания
Нормативно-правовой и документальной основой рабочей программы элективного курса по предмету «История» являются:
— Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
— Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
— Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
— Учебный план МБОУ СОШ № 3 на 2019-2020 учебный год.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, путём изучения документов и артефактов.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры, учащиеся приобретают уважение к прошлому, развивают бережное отношение к реликвиям, у них формируется чувство патриотизма и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности. Данная программа имеет интегрированный характер.
При реализации её содержания расширяются знания, полученные учащимися при изучении школьного курса истории, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературы.
Целью данного курса является формирование интереса учащихся к предмету, углубление знаний по истории, формирование реального представления об историческом документе и его роли в изучении истории при помощи знакомства и исследования исторических документов.
Исходя из поставленной цели были сформированы основные задачи:
— овладеть методами работы с историческими документами;
— формировать умение анализировать исторический источник, самостоятельно осмысливая его содержание;
— воспитывать у учащихся познавательный интерес к учебному предмету «История» как к науке.
Материал подобран с учётом индивидуальных способностей учащихся, их интересов, создания устойчивой мотивации на изучение истории в дальнейшем. Программа составлена для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению истории.
Логика курса предусматривает последовательное рассмотрение теоретических положений (характеристика исторического документа как исторического источника, классификация и методы изучения), изучение различных видов документов, и самостоятельную работу с ними.
Общая характеристика курса
Как правило, именно в школе на уроках истории учащиеся знакомятся с историческими документами, и их классификацией.
Документ содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, ощущения духа эпохи. При работе с документами у учащихся активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учащихся вырабатываются и совершенствуются навыки и умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать оценивать значение документов прошлого и настоящего. Посредством документов осуществляется реализация принципа наглядности в обучении истории. Работа с документом делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными.
Классификация исторических источников углубляет знания учащихся о характере связей источника и действительности, источника и исторических событий. Классификация исторических документов основывается на характере документальных текстов; все они подразделяются на две основные группы: документы повествовательно-описательного (летописи, хроники, мемуары и др.) и актового (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные и др.) характера, имевшие в свое время практическое значение; третью дополнительную группу составляют памятники художественного слова (произведения устного народного творчества).
Конкретизации исторического материала и формированию ярких образов прошлого у учащихся, которые являются составной частью их исторических представлений, помогает художественная литература. Она позволяет поддерживать внимание учащихся, способствует развитию интереса к предмету. Художественную литературу условно подразделяют на две большие гpyппы: литературные источники изучаемой эпохи и историческая беллетристика (художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени).
В области предметной компетентности учащиеся не только овладевают историческими понятиями и способами исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ исторических источников, соотнесение фактов и общих процессов, систематизация и обобщение исторического материала, выявление причинно-следственных связей и т.д.), но и методами исследования: метод последовательно-текстуального изучения источника (выделение основополагающих идей и положений, формирование продуктивно-познавательных вопросов, анализ упоминаемых в документе фактов, событий, явлений, личностей и порядок работы с ними; соотнесение идей и положений источника с событиями и преобразованиями в жизни нашего общества).
Программа курса «Работа с историческими источниками» предназначена для учащихся 5 класса, рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю. Одним из направлений курса «История» в 5 классе является формирование у учащихся представлений об учебном предмете «История», знакомство с такими понятиями как «археология», «антропонимика», «исторический источник», а также формирование у учащихся навыков работы с историческими документами. Данный курс способствует:
— более полному пониманию учебного предмета «История»;
— углублению навыков работы учащихся с историческими документами (умение анализировать документ, умение классифицировать документ);
— более углубленному пониманию таких понятий как: «археология», «исторический источник», «источниковедение», «антропонимика».
Ожидаемые результаты учащихся в сфере познавательного направления распределяются по трём уровням:
Виды самостоятельной работы: самостоятельное чтение и участие в беседе по документу, отбор информации для подтверждения мысли, тезиса, выделение «ключевых слов», постановка вопросов к источнику.
второй уровень результатов – формирование позитивного отношения учащихся к базовым ценностям нашего общества, к социальной реальности в целом, развитие ценностных отношений к родному Отечеству через осмысление, сравнение, оценку источников.
Сравнение описания одного события в разных источниках, выделение различных версий исторического события, выявление противоречий в источниках, сравнение различных типов документов по одной проблеме; анализ серии источников; оценка достоверности источника.
третий уровень результатов – приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия, приобретение навыков творческой деятельность (исследовательская, дискуссионная, игровая).
Свободная классификация источников в соответствии с целью деятельности; использование методов сопоставительного анализа источников для решения проблемы; выявление альтернатив исторического развития по источникам; построение всей системы аргументации, защита своих позиций в дискуссии с помощью источников.
Личностные и метапредметные результаты
К важнейшим личностным результатам изучения элективного курса по предмету «История» в 5 классе относятся следующие:
— учиться проявлять себя гражданином России в добрых словах и поступках;
— замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества, своего народа (национальности) и своей страны – России;
— воспитывать в себе чувство патриотизма – любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине, к своей стране – России;
— осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки,
— учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Метапредметные результаты элективного курса в 5 классе выражаются в следующих качествах:
— ориентироваться в своей системе знаний;
— делать предварительный отбор источников информации;
— самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;
— самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
— сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски).
У истоков истории (9ч)
История за страницами учебника (6 ч.)
Неизведанные тайны прошлого: основные понятия археологов, значение науки для изучения истории, значимые раскопки. Таинственные письмена: кириллица и глаголица, летописание. История в художественной литературе: «Одиссея», «Илиада», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Капитанская дочка», «Айвенго», «Война и мир». История и власть: сравнительная характеристика описания истории России царского, советского и современного периода. Практическое занятие по работе с историческими источниками и художественной литературой.
История под микроскопом (9 ч.)
Общая историческая терминология. Личность в истории: сравнительный анализ различных исторических деятелей, их вклада в историю. Историческая характеристика государства, события, культурного объекта, эпохи. Практическое занятие на тему «По следам истории»: исторический анализ события, государства в определённый период.
История в фильмах (5 ч.)
Исторический калейдоскоп (5 ч.)
«Белые пятна» в истории: теории происхождения человека, строительство пирамид, Куликовская битва, Золотоордынский протекторат. Исторические дебаты и ораторское искусство: требования к проведению исторических дискуссий, знаменитые ораторы (Перикл, Демосфен, Юлий Цезарь, Максимилиан Робеспьер, Петр Столыпин). Практические занятия по историческим дебатам. Россия в символах и образах: государственные символы России; берёза-символ красоты природы, русская матрёшка, хоровод. Происхождение имен и фамилий в семье; участие семьи в событиях истории России.
— использование свои взглядов на мир для объяснения различных ситуаций.
— овладение умением работать с хронологией, историческими картами.
— давать определения понятиям «письменные» и «вещественные» источники, «лента времени» ;
— работать с разными видами карт, анализировать и сравнивать данные;
— составлять рассказ по рисунку, картам, схемам;
— определять роль развития торговли и ремесла в появлении первых цивилизаций;
Работа с историческими источниками на уроках истории
Значение исторических источников в изучении различных периодов истории России,виды источников,образцы работы с ними на уроках.Как правильно поставить вопрос для эффективности изучения документа
Просмотр содержимого документа
«Работа с историческими источниками на уроках истории»
Работа с историческими источниками на уроках истории
Учитель истории и обществознания Салихова Валентина Анатольевна
МБОУ Коктебельская школа города Феодосии Республики Крым
Традиционно историческими источниками можно считать все продукты жизнедеятельности людей, содержащие в себе факты, которые доносят до нас реальные события жизни в единстве непосредственного отражения и свидетельствуют о закономерном развитии исторического общества. Историк должен учитывать, что много свидетельств, имеющих для науки огромное значение, вообще не сохранилось, в то же время до нас дошли и такие материалы, которые отражают случайные явления и не помогают понять закономерный ход исторического процесса. Но даже те источники, в которых запечатлены исторически значимые факты, дают сведения в большинстве случаев о какой-то малой части исторического процесса, а зачастую об одном конкретном явлении. Таковыми, например, являются договоры о купле и продаже имущества, долговые обязательства, реляции о сражениях, орудия труда и предметы быта, топоним, свидетельствующий о проживании в данной местности какого-либо народа, или система брачных отношений, существующая у какого-нибудь племени. Среди источников имеются и такие, которые могли бы более подробно и многогранно рассказать о событиях прошлого. Но во многих случаях, особенно в ранние периоды истории, это не делалось в силу особенностей мышления людей тех эпох, или из-за ограниченных возможностей средств документирования или фиксации происходивших событий. Следует учитывать и то, что создатели источников в большинстве случаев мало задумывались над тем, какие сведения о современных им событиях могут понадобиться потомкам. Возникновение тех или иных документов вызывалось требованиями жизни, и содержание их отражало жизнь с той стороны, с которой это важно было важно его создателю. Многое из того, что казалось существенным для автора документа, впоследствии для историка могло и не иметь какого-либо серьезного значения.
Из всего этого вытекает, что каждый в отдельности источник нуждается в глубоком, индивидуальном изучении, на основе которого и можно решить вопрос о степени его достоверности, о точности сообщаемых им сведений и о возможности использования его в историческом исследовании, а также научный документ или издание.
Исторические источники делятся:
1) Картографические: а) карты, планы исторические; б) карты, планы политические; в) карты, экономические.
2) Статистические: а) экономическая статистика; б) статистика народонаселения; в) политическая и культурная статистика.
3) Актовые: а) акты политические; б) акты социально-экономические; в) акты юридические.
4) Канцелярские источники: а) грамоты; б) реестры, книги, указы; в) деловая переписка.
5) Личные: а) письма; б) дневники; в) мемуары.
6) Художественные: а) очерки (корреспонденция); б) лирика, драма; в) романы, рассказы, повести.
7) Исторические: а) исторические повести; б) хронографы; в) летописи.
8) Научные: а) исторические труды; б) философско-социологические труды; в) географические описания.
Исследователи предлагают включать в понятие источника любые свидетельства эпохи, несущие познавательную нагрузку.
Естественно, что работа с документами должна повлечь у учащихся формирование определенных навыков. Так, учащиеся 5-6-х классов при работе с историческими документами должны уметь:
— определить тип документа
-определить время написания документа или историческую эпоху
-определить автора (если возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе
-расположить несколько документов в хронологическом порядке
-работать с документами по отдельным вопросам учителя
-составлять конкретные вопросы к документу
-пересказывать содержание документа
-составлять простой рассказ о событиях (о личности) с использованием исторического документ
-анализировать документ по предлагаемому плану
— составлять развернутый рассказ с использованием нескольких документов.
Работа учащихся 7-8-х классов подразумевает более глубокий аналитический характер. Ученики данных классов должны уметь:
— Составить вопросы к документам более глубокого аналитического характера.
— Анализировать документ по предлагаемому плану (более сложный план).
— Анализировать документ в контексте исторической ситуации.
— Использовать документ для доказательства собственного мнения.
— Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких исторических документах.
— Выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких документов.
Деятельность выпускника основной школы предусматривает творческий характер работы с документами. Обучающиеся должны уметь:
— Отбирать необходимый материал из нескольких документов для самостоятельного решения учебной задачи.
— Сопоставлять исторический документ с другими историческими источниками.
— Сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.
— Выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в историческом документе.
— Извлекать из нескольких исторических документов необходимую информацию, обобщать и анализировать.
— Свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких исторических документов.
Большие возможности для использования источников, документов открываются при проведении уроков – лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий, организации учебно – поисковой деятельности, посильных научных исследований. На практических занятиях предлагаю учащимся следующие варианты работы с документами:
1. Разным группам учащихся проанализировать один и тот же документ с точки зрения представителей разных эпох, социальных слоёв, народов и т.п., что будет способствовать более широкой интерпретации документа.
2. Метод мозаики, когда документ делится на 2 или более части, а затем составляется общее впечатление.
3. Группа получает пакет из разных видов документов (мемуары, письма и т.п.). Необходимо сделать предположение об исторической обстановке, проблемах, сформулировать вопросы (моделирование по принципу реконструкции).
4. При анализе документа одна группа учащихся может выступать в роли аналитиков, другая в качестве оппонентов авторов.
5. Самостоятельный подбор документов к той или иной теме. Учащимся называется тема, они составляют список того, что необходимо изучить.
6. Художественные ассоциации к документу (в виде иллюстраций, соотнесения с литературными произведениями или литературными героями).
7. Самостоятельное составление учащимися вопросов к документу.
Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель с помощью указанных методик помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не дает ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников.