рабочий и колхозница памятник история создания

Рабочий и колхозница

По мотивам «Тираноборцев»

Памятник «Рабочий и Колхозница» — символ советской эпохи. Это динамичная скульптурная группа из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Скульптор — Вера Мухина, автор проекта — Борис Иофан.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Скульптуру создали для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

У архитектора еще во время работы над зданием павильона родился образ венчающей его скульптуры юноши и девушки, олицетворяющих рабочий класс и колхозное крестьянство. По задумке Иофана они должны были высоко вздымать эмблему CCCH — серп и молот. На такой сюжет его натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», где воздетые к небу в руках героев мечи заменили на «мирные» серп и молот.

В конкурсе на создание Рабочего и Колхозницы победила Вера Мухина. Натурщиком для рабочего стал атлет Игорь Басанько, а для колхозницы позировала работница московской телефонной станции Анна Богоявленская.

Воплощение скульптуры заняло 3,5 месяца, при этом использовали новейшие технологии, открытые советским металловедом П.Н. Львовым: на многотонный каркас навешивали сформованную на деревянных шаблонах оболочку из хромоникелевой стали и сваривали. Чтобы довезти Рабочего и Колхозницу до Парижа, 25-метровый памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов. В Польше ящики не прошли в туннель, и пришлось резать скульптуру еще на несколько частей.

На выставке в Париже Рабочий и Колхозница произвели фурор! Они стали центром притяжения, поэтому не удивительно, что во время монтажных работ вскрылось несколько диверсий. Фотографии статуи печатали все ведущие газеты, ее копии повторяли на множестве сувениров выставки. А про стоявший напротив советского павильона павильон Германии с гербовым орлом на крыше говорили, что тот со стыда отвернул голову.

При возврате из Парижа памятник Рабочему и Колхознице повредили. После реконструкции его в 1939 году установили на низком (11 метров вместо нужных 33) постаменте перед Северным входом ВДНХ.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

В 2003 году скульптуру «Рабочий и Колхозница» разобрали. Ее планировали отреставрировать до конца 2005, но из-за финансовых проблем работы затянулись.

Лишь в ноябре 2009 года памятник установили на новый специально построенный для него павильон-постамент, повторяющий пропорции оригинального павильона Иофана.

4 декабря 2009 года монумент «Рабочий и Колхозница» открыли, а 4 сентября 2010 в его постаменте начал работу музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». Там можно узнать историю создания скульптуры по фотографиям, проектам и макетам.

Считается, что с 1947 года скульптура «Рабочий и Колхозница» стала символом киностудии «Мосфильм». Но монумент впервые появился в комедии «Здравствуй, Москва». Известно, что сын Веры Мухиной пытался оспорить в суде право Мосфильма использовать образ Рабочего и Колхозницы, но его иск отклонили.

Источник

Самая знаменитая пара в СССР, или Как создавался памятник «Рабочий и колхозница», и что у него внутри

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

«Рабочий и колхозница» – один из выдающихся и узнаваемых памятников монументального искусства некогда великой страны. Эта поистине гигантская скульптура произвела настоящий фурор не только на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, но и всегда вызывала неподдельный интерес у вполне обычных людей. Ведь этот колосс и по сей день таит немало удивительных историй как о методе его создания, так о том, что же такого примечательного можно найти внутри грандиозного постамента.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Огромный монумент «Рабочий и колхозница» был не только символом Советского Союза, но и узнаваемым брендом известнейшей киностудии «Мосфильм», поэтому вряд ли нашелся бы человек на просторах необъятной страны, который не знал о его существовании. А создана она была для представления молодой страны Советов на Всемирной выставке ЭКСПО в Париже в 1937 году и олицетворяла мощь державы, идущей огромными шагами вперед.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Грандиозный проект строительства павильона и концепцию самой скульптуры разработал архитектор Б.М. Иофан, который стал победителем в объявленном конкурсе, а вот В.И. Мухина вместе со своей командой, предложила самый приемлемый вариант воплощения в жизнь исполинских размеров скульптуры.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Ведь глядя на эту исполинскую скульптуру, кажется, что она монолитна, но это совсем не так. Как оказалось это сборная стальная конструкция, прикрепленная к металлическому каркасу. И это вполне объяснимо, учитывая то, что ее создавали для установки за тысячи километров от места изготовления.

Основой монументальной группы послужил металлический каркас, на который и были прикреплены около 5000 деталей из нержавеющей хромоникелевой стали. Это был риск, ведь еще никто не делал скульптуры из такого сплава. Но после некоторых опытов сомнения отпали, ведь сталь представляла собой весьма ковкий, податливый и гибкий материал, который способен предавать физическое ощущение объема, при этом не мутнеет и не поддается коррозии.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Самая большая сложность во время создания элементов всего монумента состояла в том, что толщина стали была на полмиллиметра тоньше, чем … человеческая кожа. Работать с таким материалом на огромных площадях было невероятно сложно, потому что любое неточное движение при создании нужного изгиба, вызывало сложение стали пополам или сильную деформацию.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Справедливости ради надо сказать, что это был экспериментальный метод не только в качестве использования такого состава стали, но и метода точечного сваривания деталей, который изобрел главный инженер опытного завода ЦНИИТМАШ – профессор П.Н. Львов, впоследствии за ряд уникальных открытий удостоенный ордена Ленина. Понадобилось всего два месяца, чтобы элементы исполинских фигур с филигранной точностью были созданы огромным количеством людей и отправились в Париж на 28 платформах железнодорожного состава.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

И всего лишь за 11 дней 25 человек смогли собрать этот уникальный монумент на сооруженном заранее павильоне, который и послужил мощным пьедесталом для «молодой пары», олицетворяющей воодушевленное движение вперед советской державы. У ее подножия создавалось стойкое впечатление, что эта парочка постоянно находится в движении, сопротивляясь порывам ветра, устремляясь куда-то ввысь и вперед одновременно. Такой мощный оптический эффект был достигнут благодаря удивительному сплаву стали, продуманному убранству колхозницы (развевающимся юбке и шарфу) и при помощи нарастающих объемов.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Примечательно, но именно из-за шарфа разгорелся настоящий скандал, ведь многие номенклатурщики никак не могли понять, зачем сельской труженице столь ненужный атрибут гардероба. Дошло даже до того, что Мухиной пришлось выдвинуть ультиматум, ведь именно этот шарф нужен был для создания необходимой горизонтали всей монументальной конструкции, а также для создания необходимой иллюзии непрерывности движения. Ведь если его убрать, то нарушится пропорциональность всего монумента, потому что он объемный – по длине ровно такой же, как и по высоте.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Благодаря настойчивости женщины это сооружение и приводило в восторг всех, кто приближался к нему. Многие очевидцы этой выставки говорили, что находясь рядом с павильоном, кажется, что стоишь возле небоскреба, хотя его высота в Париже достигала всего лишь 33 метра.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

И еще примечательный факт – павильон СССР символично разместили напротив гитлеровской Германии (к тому времени Гитлер 4 года был у власти) по обе стороны Эйфелевой башни. И когда немцы узнали о высоте советского павильона, было решено в срочном порядке увеличить свое сооружение. Но воздвигнутый орел на фоне наших трудяг с серпом и молотом в руках, не только потерялся, а вообще выглядел нелепо и стал на многие годы поводом для насмешек.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Уникальные кадры кинохроники, которые были сняты во время прохождения Всемирной выставки в Париже в 1937 году, можно увидеть в следующем видео.

Естественно, советский павильон имел грандиозный успех и был удостоен самой высшей награды, а саму скульптуру после окончания выставки вернули в Москву, где она и простояла почти 70 лет перед Северным входом, но уже на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ).

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Естественно, время берет свое, если наружной части монумента ничего не грозит, то металлический каркас к 2000 годам совсем уж проржавел и требовал капитального ремонта. Поэтому в 2003 году монумент разобрали и отправили в производственную лабораторию при Центральном научно-исследовательском институте стальных конструкций им. В.А. Кучеренко, где целых шесть лет его восстанавливали, хотя, по словам рабочих, пришлось заменить только 500 деталей из 5000.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

К официальному открытию специально создали точно такой же выставочный павильон, который был представлен в Париже и высота его достигает 34,5 метра, как изначально было запланировано Верой Мухиной (высота постамента, находящегося на ВДНХ составляла только 10 метров). Также, на передней части символа социализма и непрерывного движения вперед установили герб СССР довольно таки внушительных размеров (3,5 м на 3,5 м), который несколько десятилетий хранился в запасниках. Теперь весь комплекс окружен оригинальными статуями атлетов, полностью повторяя облик «Рабочего и колхозницы», представленного в далеком 1937 году.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Мало кто знает, что в постаменте этого монумента находится музейно-выставочный центр.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Естественно, музей оформили в лучших традициях социалистической эпохи, но уже в современном прочтении. Каждого входящего в этот комплекс встречает огромных размеров фойе с мраморными стенами, полом и великолепными колоннами, помпезными кожаными диванами, бронзовыми бра, фотографиями советской эпохи и макетом самого выставочного центра.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Всего же в этом необычном комплексе четыре этажа, на любой из которых можно попасть как на лифте, так и по пандусу, который исполняет роль выставочных площадей.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Здесь есть небольшой кинозал, где можно посмотреть документальный фильм о создании центра. На выставочных площадях можно увидеть фотографии, как создателей этого грандиозного памятника, так и этапы его строительства и монтажа в Париже, а потом в Москве.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Также выставлены рабочие записи, эскизы, зарисовки, расчеты и личные вещи главного архитектора Иофана и скульптора Мухиной, и многое другое. Одним из главных и посещаемых местом всего комплекса, является замечательное кафе «Париж». Естественно, оно своим интерьером и удивительной атмосферой напоминает настоящее французскую кофейню той эпохи.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

На трех оставшихся этажах проходят интересные выставки и встречи, которые не только повествуют о том времени и достижениях, но и настоящих свершениях российских ученых и инженеров в различных отраслях, о которых не раз писалось на страницах Novate.Ru.

Но не только настоящие памятники, олицетворяющие мощь страны или отражающие настоящие события привлекают туристов. Предприимчивые люди умудрились создать лжедостопримечательности, в которых любят обманываться путешествующие, хотя и большинство из них знает, что это просто киногерои или романтические и ужасающие места, описанные писателями. Для тех, кто не хочет быть обманутым, рекомендуем посмотреть 10 выдуманных достопримечательностей, без посещения которых туристы не мыслят свои экскурсионные туры.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Памятник «Рабочий и колхозница» — уникальное наследие социалистической эпохи

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Памятник «Рабочий и колхозница»

Памятник «Рабочий и колхозница» — это символ социалистической эпохи, олицетворение союза рабочего класса и крестьянства, которые вместе смогли одержать победу в октябре 1917 года. Сегодня величественная скульптура, создававшаяся для парижской выставки 1937 года, установлена у Северного входа на ВДНХ.

Ежегодно эту достопримечательность посещают тысячи туристов и жителей Москвы, ведь скульптура установлена не просто на пьедестале, а на павильоне с интереснейшими экспозициями.

Работа над проектом памятника

Идейным создателем скульптурной композиции стал архитектор Борис Иофан. На плечи Веры Мухиной легло художественное воплощение и подготовка памятника к выставке. Однако у двух творческих личностей был кардинально различный взгляд на работу.

Вариант Б. Иофана

Иофан сразу решил, что скульптурная композиция будет двухфигурной. Прообразом для мужчины стала античная статуя «Тираноборец», а для женщины — древнегреческая «Ника Самофракийская».

По идее Иофана фигуры должны были стать логичным продолжением павильона, на котором и были установлены. Мужчина был обнаженным, женщина — в тонких одеждах. Они шли почти сливаясь друг с другом, шаг в шаг. Устремляясь вперед, рабочий и колхозница поднимали вверх символы СССР — серп и молот.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Но при этом в композиции не хватало легкости и динамики. Скульптуры не развивали архитектуру павильона. И во всем сооружении было слишком много вертикалей.

Борис Иофан осознавал этот недостаток и пытался его нивелировать, добавив в композицию развевающееся полотнище на мужских бедрах. Это не решило проблему, и идея, которую предстояло воплотить уже в скором времени, досталась Мухиной в довольно «сыром» виде.

Вариант В. Мухиной

Вера Мухина не видела памятник «Рабочий и колхозница» только лишь продолжением павильона. По ее мнению, каждый из этих элементов должен был сохранять свою специфику в общем гармоничном образе.

Также ее смущала архитектура павильона, который спереди выглядел лишь пьедесталом для скульптуры и искажал ее размеры.

После долгих и мучительных творческих поисков Мухина пришла к единственно верному решения — использовать горизонтальное построение для скульптурных объемов. Осталось воплотить это в жизнь. И в этот момент в руке «колхозницы» появился легендарный шарф.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Он придавал памятнику динамику, стремительность и столь необходимую горизонтальность, гармонично подчеркивал связь фигур с павильоном. Складки на разлетающейся юбке девушки только усиливали достигнутый эффект.

Еще одна находка Мухиной заключалась в превращении грузных фигур в изящную, летящую композицию. Это удалось сделать, благодаря добавлению воздуха — свободного пространства между отдельными элементами статуи. Из-за этого скульптура приобрела даже некую ажурность.

Согласование проекта

Согласование созданного В. Мухиной эскиза также не обошлось без эксцессов. Его пришлось дорабатывать. «Рабочего» надлежало одеть, так как в соответствии с замыслом Иофана он остался нагим. Тогда на парне появился комбинезон. А у «колхозницы» было велено убрать мешки под глазами.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Также приемной комиссии не понравился шарф. Мухиной пришлось отстаивать свое творение, доказывая, что без шарфа у скульптуры потеряется связь с павильоном. К ее мнению прислушались, но на одну уступку пойти все же пришлось. Изначально шарф был сдвоенный, а превратился в одну полосу.

Изготовление памятника и павильона

После утверждения эскиза надлежало приступить к созданию уменьшенной модели памятника «Рабочий и колхозница». Чтобы свести к минимуму вероятность неточностей и ошибок, она должна была быть не менее одной пятой от оригинального размера скульптуры. На это у Мухиной уже не было времени.

Помог Львов П. Н. — главный инженер завода от Института машиностроения и металлообработки. Он предложил Вере создать метровую модель скульптуры, которую взялся увеличить потом в 15 раз! Он же предложил использовать хромоникелевую сталь для отливки деталей и разработал технологию точечной сварки для их соединения.

Шаблоны деталей делали из дерева. Стальные элементы выколачивали уже по ним. Для голов эта технология не подходила, поэтому пришлось изготавливать глиняные болванки.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Некоторые цифры о процессе изготовления памятника «Рабочий и колхозница»:

Сразу после изготовления всех деталей памятник был готов к транспортировке в Париж.

Выставка в Париже и возвращение в Москву

В Париж памятник «Рабочий и колхозница» отправился разделенным на 65 частей. Вместе с инструментами он занял 28 ж/д вагонов. Ценный груз и Мухину с инженером Львовым во Франции встречал сам Борис Иофан.

Собирать скульптуру начали даже до окончательной облицовки павильона. В некоторых местах стальная обшивка помялась и ее пришлось выправлять на месте. Щели между элементами заделывали тонкими стальными полосами. Все работы закончили на 2 дня раньше срока.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Советский павильон со скульптурой рабочего и колхозницы имел колоссальный успех. Его фотографии публиковали во всех газетах, а вскоре изображения памятника появились на сувенирной продукции — жетонах, платках, чернильницах.

Интересный факт! В одном из интервью Вера Мухина сказала, что не совсем довольна своей работой. Она видела в ней некоторые технические и художественные недостатки.

После парижской выставки памятник «Рабочий и колхозница» разобрали и отправили обратно в Москву. По определенным политическим причинам Мухину не допустили на демонтаж конструкции. Это привело к тому, что незнакомые с устройством скульптуры рабочие почти варварски разрезали ее на 44 части.

В Москве скульптурную композицию собирали заново, заменили обшивку на более толстую, переделали почти половину каркаса. «Рабочий и колхозница» украсили собой главный вход Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне — ВДНХ).

Реставрация памятника «Рабочий и колхозница»

Почти 70 лет памятник простоял в первозданном виде. В 2003 году было решено провести его реставрацию. Работы закончили только в 2009 году, их общая стоимость составила чуть больше 2,9 миллиардов рублей.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Новый павильон стал напоминать проект Б. Иофана, только вот из-за размеров выделенного участка земли его длину пришлось уменьшить до 66 м. Фасад украсил настоящий герб СССР, созданный к парижской выставке 1937 года.

Посещение памятника и павильона на ВДНХ

Осмотреть памятник «Рабочий и колхозница» могут все прогуливающиеся по ВДНХ. При желании можно посетить и одноименный павильон, разделенный на 3 этажа.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история создания

Здесь проводят различные выставки, лекции, тематические кинопоказы, конференции. Одна из постоянных экспозиций посвящена созданию павильона и венчающей его скульптурной композиции. Выставлены их макеты, архивные рабочие документы, фотографии и личные вещи В. Мухиной, Б. Иофана.

Видео: все самое интересное о скульптуре

Источник

История создания скульптуры «Рабочий и колхозница»

«Рабочий и колхозница» – выдающийся памятник монументального искусства. Скульптура создавалась в ЦНИИТМАШ для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году и была выполнена из специально разработанной тонколистовой коррозионно-стойкой стали (высота 24,5 м от основания до верхней точки) на постаменте, которым служила башня павильона высотой 35 м, была видна из любого уголка Всемирной выставки в Париже.

Рождение легендарной скульптуры «Рабочий и колхозница»

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история созданияИдейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б.М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула, по утверждению секретаря Иофана И.Ю. Эйгеля, идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, и скульптура «Ника Самофракийская».

В конкурсе на создание скульптуры выиграл проект представленный скульптором В.И. Мухиной.

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история созданияСкульптурная группа «Рабочий и колхозница» является главным произведением Веры Игнатьевны. Эта работа обессмертила ее имя. Скульптурное произведение «Рабочий и колхозница» стало символом нашей страны в определенный период ее истории. Появление его было не только художественным, но и политическим событием.

Начало воплощения

Еще до окончательного утверждения проекта отдел металлоконструкций строительства Дворца Советов в октябре 1936 года получил задание разработать конструкцию скульптурной группы «Рабочий и колхозница». Предложено было рассчитать основной стальной каркас, а собственно скульптуру набирать из отдельных листов, которые следовало соединять между собой и крепить дополнительным каркасом в крупные блоки и затем уже эти блоки навешивать на основной каркас и приваривать к нему. Этот каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИ машиностроения и металлообработки (ныне ЦНИИТМАШ).

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история созданияПервоначально предполагалось сделать скульптуру из дюралюминия, однако профессор П.Н. Львов — видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования — убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь. Вера Игнатьевна Мухина в последствии вспоминала свои сомнения относительно предложенного материала: «Сталь как скульптурный материал до сих пор не применялась, неведомы были ее пластические качества. Может ли сталь гнуться на шарообразной поверхности?» Чтобы ответить на этот вопрос, инженеры опытного завода ЦНИИТМАШ по поручению П.Н. Львова сделали опытный образец — голову «Давида» Микеланджело с гипсового слепка. Получилось. Сталь оказалась удивительно гибкой и ковкой, в ней можно было передать физическое ощущение объема, она не мутнела и не поддавалась коррозии. Все сомнения отпали сами собой.

Работы на опытном заводе ЦНИИТМАШ

Работами на заводе руководил главный инженер опытного завода профессор П.Н. Львов. Львов – выпускник императорского высшего училища (ныне МГТУ им. Баумана), инженер, конструктор-изобретатель. Его смело можно назвать пионером применения нержавеющей стали в самых разных областях техники. Петр Николаевич являлся автором метода и специального приспособления для контактной точечной электросварки нержавеющей стали. С 1924 по 1931 год он осуществил ряд научно-экспериментальных работ в области сварки.

Сварочные машины П.Н. Львова были применены в начале 1930-х годов для постройки первого опытного самолета из стали. Подобные самолеты в дальнейшем заменили аэропланы с легкой, но недостаточно прочной алюминиевой обшивкой». За эту работу он был удостоен ордена «Ленина». В последствии Львов принимал участие в работах по оформлению станции метро «Маяковская» по проекту архитектора Душкина. Петр Николаевич Львов сыграл основную роль в процессе сборки статуи в Москве и Париже. Для начала работы на опытном заводе ЦНИИТМАШ предполагалось получить от скульпторов шестиметровую модель и по ней производить увеличение.

Однако времени для подготовки такой модели не хватало, и П.Н. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Это было смелое и рискованное предложение, но оно давало возможность скульпторам в течение месяца подготовить окончательную модель высотой (с поднятыми руками) примерно в полтора метра. Шестиметровая же модель потребовала бы для своего создания более двух месяцев. Таким образом, работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели. Петр Николаевич Львов не только убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, но и предложил соединить детали не с помощью заклепок, а путем точечной сварки. Необходимая сталь марки ЭЯ 1 была разработана в ЦНИИТМАШе, ее прокатали листопрокатчики московского завода «Серп и Молот». Эта сталь обладала превосходной ковкостью и хорошим светоотражением, оказалась исключительным материалом и по цвету: бесцветно-серебристая – восприимчивая ко всем оттенкам освещения. Точечную сварку листов скульптуры вели внутри специальной машиной, созданной по проекту Львова в ЦНИИТМАШе. Все испытательные работы на скульптуре (на прочность, на ветровую нагрузку), также были проведены на территории ЦНИИТМАШа.

В марте 1937 года на заводском дворе началась сборка статуи.

Вера Игнатьевна корректировала окончательную установку блоков оболочки на основном каркасе. В сооружении статуи участвовали 160 человек, сборка производилась с помощью 35-метрового крана с выносом стрелы в 15 метров. Работа шла в три смены. На опытном заводе ЦНИИТМАШ Мухиной пришлось трудиться в тесном контакте с рабочими, и она высоко оценила их практические знания и способности.

Из воспоминаний В.И. Мухиной

рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть фото рабочий и колхозница памятник история создания. Смотреть картинку рабочий и колхозница памятник история создания. Картинка про рабочий и колхозница памятник история создания. Фото рабочий и колхозница памятник история созданияВ своих воспоминаниях о периоде работы на заводе Вера Игнатьевна писала: «Надо признать, что гибкость ощущения пластической формы у рабочих была на высоте; впервые здесь, когда искусство пришло на завод, пришлось рабочим столкнуться с необычайным для них восприятием предмета. Многие из них получили здесь начало пластического воспитания, и если сперва нужно было руководить каждым ударом стамески, то уже через месяц многим из них свободно можно было поручать небольшие самостоятельные участки работы с полной уверенностью, что задание будет исполнено и останется только окончательное выправление».

Особый интерес у рабочих вызвала лепка скульпторами голов рабочего и колхозницы. Они внимательно следили за работой скульпторов, радовались, что на глазах у них рождались понятные и близкие им образы. Праздником остался в памяти Веры Игнатьевны и день, в который разваливали формы-корыта: в цех пришли рабочие чуть ли не со всего опытного завода ЦНИИТМАШ, а те, кто принимал непосредственное участие в работе, радовались: «Это место я делал!», «А это я!»

Выставка в Париже

Гигантский труд сплоченного коллектива скульпторов, инженеров и рабочих увенчался успехом. Уникальная статуя из хромоникелевой стали была собрана в рекордно короткий срок. Изготовленную скульптурную группу в разобранном виде погрузили на 27 железнодорожных платформ. Для проведения монтажных работ в Париже из ЦНИИТМАШа выехала бригада инженеров и рабочих в количестве 25 человек.

В Париже монтаж скульптуры также был закончен в рекордно короткий срок – за 11 дней. Посетители выставки были восхищены этой колоссальной скульптурой. Скульптура являлась не только ценным художественным произведением, но и первым удачным опытом совместной работы художника и инженера. Статуя получила на выставке высшую награду.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *