рабочая программа внеурочной деятельности по истории 5 9 класс фгос
«За страницами учебника истории» программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности 5-9 класс.
Просмотр содержимого документа
«»За страницами учебника истории» программа внеурочной деятельности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
по внеурочной деятельности по ФГОС (общекультурное направление)
«За страницами учебника истории»
Разработала: Морозова О.С.,
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Рабочая программа по внеурочной деятельности по ФГОС (общекультурное направление) «За страницами учебника истории» 5-9 класс разработана на основе следующих федеральных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта основного общего образования».
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения).
Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда можно рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Цель программы: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности
— способствовать формированию повышенного интереса учащихся к исторической науке;
— формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
— приобщать к ценностям мировой и национальной культуры;
— развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие
— развивать историческое мышление обучающихся на базе материала курса;
— воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории народов мира;
— воспитание гражданских качеств, патриотизма, любви к Родине, гордости за своё прошлое;
Содержание рабочей программы выходит далеко за рамки школьного курса истории, расширяет и углубляет исторические знания учащихся, знакомит их с методами исторических исследований, способствует развитию критического мышления и творческих способностей учащихся. Курс способствует формированию у учащихся навыков исследовательской работы, дает возможность удовлетворить их познавательные интересы, использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в содержание занимательных фактов (например, из истории повседневной жизни людей), так и путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общеучебных умения. К ним, прежде всего относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития.
Возраст детей: учащиеся 5- 9 классов.
Срок реализации данной программы рассчитан на 5 лет обучения. В структуру программы входит несколько разделов, которые делятся на темы.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Это наша история» «Я и право» 5-9 классы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Нормативно-правовой базой для составления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Это наша история» (далее – Программа) послужили:
— Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 29.11.2018 г. № 52831;
— Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
— СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41;
— Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
Новизна программы заключается в методах и приёмах, используемых при различных видах деятельности учащихся; в ней предлагается вариант изучения истории России через использование метода «погружения» учащихся в прошлое. Применение этого метода позволяет сформировать глубокие знания и умения, так программа подчинена идее сделать школьников участниками процесса обучения, чтобы постижение истории не превратилось для них в скучное заучивание дат и событий, а входило в ум и сердце каждого, как неотъемлемый компонент жизни.
Актуальность программы . Сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает. История учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.
Программа «Это наша история» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов деятельности предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей. В программе занятия выстроены в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.
Цель программы: через знакомство учащихся с главными этапами и особенностями российской повседневности, привлечение внимания к истории жизни и деятельности рядовых участников исторического процесса, обеспечение условий для формирования гражданско-патриотических качеств личности.
-дать целостное представление об истории повседневности как одном из актуальных научных направлений современной исторической науки;
-познакомить с основными проблемами истории повседневности, структурными компонентами повседневности на общероссийском и региональном уровнях;
-изучение основ поисковой, научно-исследовательской деятельности;
-сформировать духовно-нравственные ценности учащихся через изучение историко-культурных традиций;
-уделить внимание изменениям в основных социальных группах общества представлений о быте, семье, браке, роли женщины и т.п.;
-сформировать уважительное отношение к культуре и духовному миру прошлых поколений, воспитать чувство гордости за дела предков;
-стимулировать и поддерживать творческую деятельность одаренных детей;
-развить потребности к самостоятельному изучению истории;
-способствовать развитию способностей выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
-интеллектуальное, творческое развитие учащихся через участие в конкурсно-игровой и научной деятельности, учитывая возрастные особенности.
Категория обучающихся . Программа ориентирована на обучающихся 14-15 лет.
Формы и режим занятий. Сущность данной программы предусматривает организацию учебного процесса во взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
— теоретические занятия, где учитель объясняет новый материал, а затем вместе с учащимися закрепляет его на конкретных примерах;
— практические занятия, где учащиеся самостоятельно изучают источники по нужной тематике, анализируют и оценивают их содержание, выясняют значение новых понятий и терминов, готовят проекты, мультимедийные презентации и т.п.
Применяются как индивидуальные, так и групповые методы работы.
Методы проведения занятий. Занятия предполагают информационную (теоретическую) и практическую части. Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет федеральный и региональный компоненты, обеспечивает интеграцию необходимой информации не только исторического, но и культурологического характера.
При проведении занятий большое внимание уделяется работе с различными материалами: документальными источниками, справочной и художественной литературой, кино- и фотодокументами.
Методы контроля: консультация, доклад, презентация, акция, участие в конкурсах, просветительских мероприятиях.
Технологии, методики: уровневая дифференциация, развивающее обучение, моделирующая деятельность, игровая деятельность, ИКТ, обучение в сотрудничестве (групповая работа), здоровьесберегающие технологии.
Программа составлена по трём основным видам деятельности:
— анализ исторической литературы и исторических источников;
— подготовка и обсуждение докладов учащихся;
— подготовка мультимедийных презентаций;
— участие в викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.;
— экскурсии в музеи, библиотеки и др.;
Занятия по данной Программе проходят 1 час в неделю, всего 34 часа в течение учебного года.
Срок реализации программы . Программа реализуется в течение 1 года, всего 34 часа в течение учебного года. Программа реализуется в течение 1 года.
Содержание программы представлено одним разделом и адаптировано с учётом индивидуально-типологических особенностей обучающихся.
Формы подведения итогов реализации программы. Способы отслеживания образовательных результатов освоения программы органично вписываются в образовательный процесс и сочетаются с традиционными мероприятиями:
— конкурсы знатоков истории родного края;
— историко-культурные конкурсы, исследовательские проекты разного уровня.
Результативность учащихся в конкурсах, защите рефератов, выступления на научно-практических конференциях является хорошим способом отслеживания продвижения их по образовательной программе и уровня ее усвоения.
1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Планируемые результаты освоения программы. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения курса внеурочной деятельности «Занимательной истории» опыт специфической для данной предметной области, деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащей в основе современной научной картины мира.
Планируемые личностные результаты: Освоение программы вносит существенный вклад в достижение личностных результатов основного общего образования, а именно:
1) формирует основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирует ценности многонационального российского общества; участвует в становлении гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирует целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирует уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) способствует овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) способствует принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения;
6) развивает самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирует эстетические потребности, ценности и чувства;
8) развивает этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
9) развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирует установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Планируемые метапредметные результаты . Изучение программы «Занимательной истории» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов основного образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение основных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение основными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса «Занимательной истории»;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде основного общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием курса «Занимательной истории»; формирование основного уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Планируемые предметные результаты. При изучении программы «Занимательной истории» достигаются следующие предметные результаты:
— знание основных исторических памятных дат истории и культуры России;
– знание государственной символики Российской Феде рации и своего региона;
– умение соотносить из ученные исторические события с датами, конкретную дату с веком.
1.3. Система оценки результатов освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Методы контроля: консультация, доклад, презентация, акция, участие в конкурсах, просветительских мероприятиях.
Формы подведения итогов реализации программы. Способы отслеживания образовательных результатов освоения программы органично вписываются в образовательный процесс и сочетаются с традиционными мероприятиями:
— конкурсы знатоков истории родного края;
— историко-культурные конкурсы, исследовательские проекты разного уровня.
Результативность учащихся в конкурсах, защите рефератов, выступления на научно-практических конференциях является хорошим способом отслеживания продвижения их по образовательной программе и уровня ее усвоения.
2.Содержание программы «Это наша история» с указанием форм организации и видов деятельности.
Общая характеристика особенности КИМов по истории, специфика проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ОГЭ.
Тема «История России с древности до конца XIII в.». 12 часов
Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения славян с финно-угорскими и балтийскими племенами.
Занятие, общественный строй, верования восточных славян. Занятия восточных славян: пашенное земледелие (подсечно-огневая система, перелог), скотоводство, рыболовство, охота, бортничество. Общественный строй: вече. Князь, дружина, ополчение. Торговый путь «из варяг в греки». Язычество. Пантеон богов. Идолы, волхвы.
Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей.
Русь при первых князьях. Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь, полюдье. Княгиня Ольга: налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно Солнышко. Принятие христианства на Руси. Христианская культура и языческие традиции. Княжение Ярослава Мудрого, «Русская Правда», Категории населения. Владимир Мономах.
Культура древней Руси. Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества (крестово-купольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство.
Феодальная раздробленность: причины, особенность. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель.
Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ. Галицко-Волынское княжество.
Борьба Руси с иноземными захватчиками. Сражение на реке Калка. Северо-Восточный поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Батыя на Русь. Русь и Орда (иго, ярлык, выход). Экспансия с Запада.
Культура XII-XIII веков. «Слово о полку Игореве». «Моление» Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в период монголо-татарского ига. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Архитектура. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Повторительно-обобщающий урок по теме «История России с древности до конца XIII века». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Тема «История России с начала XIV до конца XVI вв.». 11 часов
Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы. Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики. Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь.
Политика московских князей в первой половине XV в. Династическая война 1427 – 1452 гг. Василий II Темный.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре». «Судебник 1497». Василий III.
Россия при Иване IV. Регентство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование. Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных органов власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного.
Расширение территории России в XVI веке. Ливонская война. Присоединение Казанского княжества. Присоединение Астраханского княжества. Присоединение Сибири. Ливонская война.
Смута. Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия. Лжедмитрий I. Правление Лжедмитрия I. Правление Василия Шуйского. Выступление под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II – «тушинский вор». «Семибоярщина». Первое народное ополчение (Ляпунов). Второе народное ополчение (Д. Пожарский, К. Минин). Земский собор 1613 г.
Культура России в XIV-XVI веков. «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь.
Повторительно-обобщающий урок по теме «История России с начала XIV до конца XVI веков». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Тема «История России XVII-XVIII веков». 10 часов
Первые Романовы. Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в. Внутренняя политика России в XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович. Соборное уложение. Федор Алексеевич. Царевна Софья.
Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. Патриарх Никон. Церковные реформы. Раскол. Старообрядцы. Протопоп Аввакум.
Внешняя политика России в XVII веке. Поляновский мир. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Культура России в XVII веке. Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись.
Россия при Петре I. Великое посольство. Северная война. Основные сражения. Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления, военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII века.
Период дворцовых переворотов. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Екатерина I и А.Д. Меншиков. Петр III. Анна Иоанновна, бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете Петровне.
Внутренняя политика Екатерины II. Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
Россия в войнах второй половины XVIII века. Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к Черному морю. П.А. Румянцев. Г.А. Потемкин. Ф.Ф. Ушаков. А.В. Суворов. Разделы Польши.
Культура России в XVIII веке. Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура. Архитектура. Театр.
Повторительно-обобщающий урок по теме «История России XVII-XVIII веков». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
3.1.Учебный план 7-9 класс
В том числе, по видам учебной деятельности
Тема «История России с древности до конца XIII в.».
Тема «История России с начала XIV до конца XVI вв.».
Тема «История России XVII-XVIII веков»
3.2.Календарный учебный график
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Итого в учебном году
Раздел «История России с древности до конца XIII в.» (12 ч)
Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия.
Занятие, общественный строй, верования восточных славян.
Возникновение государственности у восточных славян.
Русь при первых князьях.
Культура древней Руси.
Феодальная раздробленность: причины, особенность.
Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности
Борьба Руси с иноземными захватчиками.
Культура XII-XIII веков.
Повторительно-обобщающий урок по теме «История России с древности до конца XIII века».
Раздел «История России с начала XIV до конца XVI вв.» (11 ч.)
Начало образования Российского централизованного государства.
Политика московских князей в первой половине XV в.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.
Россия при Иване IV.
Расширение территории России в XVI веке.
Культура России в XIV-XVI веков.
Повторительно-обобщающий урок по теме «История России с начала XIV до конца XVI веков».
Раздел «История России XVII-XVIII веков». (10 ч)
Внешняя политика России в XVII веке.
Культура России в XVII веке.
Россия при Петре I.
Период дворцовых переворотов.
Внутренняя политика Екатерины II.
Россия в войнах второй половины XVIII века
Культура России в XVIII веке.
Повторительно-обобщающий урок по теме «История России XVII-XVIII веков».
3.Система условий реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Методическое обеспечение программы. Формы организации: выставка рисунков и плакатов, работа лекторских групп, просмотр учебных фильмов, беседа, библиотечные и музейные уроки, встречи с интересными людьми, акция «Бессмертный полк».
Виды деятельности: слушание выступлений своих товарищей, работа лекторской группы, слушание объяснений учителя, выполнение заданий по разграничению понятий, создание плакатов, рисунков, работа с научно-популярной литературой, решение ситуативных задач, подготовка и участие в акции.
Компьютер является одним из эффективных технических средств, при помощи которого можно существенно разнообразить и активизировать процесс обучения. Компьютер существенно изменяет методы учебной работы благодаря тому, что имеет возможность показать события в их развитии, сообщать учебную информацию определёнными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний.
Занятия программы предполагают использование компьютера для выполнения индивидуальных заданий и для демонстрационных программ (презентаций).
Самостоятельная работа предполагает решение кроссвордов, заданий вида «Соотнеси», «Раздели на группы». Работа на компьютере формирует высокую степень мотивации, повышает интерес к процессу обучения. И ещё очень важный аспект: управление мощным техническим средством, каким является компьютер, уравнивает детей со взрослыми, которым так хотят подражать дети этого возраста.
Компьютерные презентации дают возможность получить на экране красочные, динамичные иллюстрации, схемы к излагаемому материалу, что позволяет реализовать принцип наглядности в обучении, повышает интерес и эффективность обучения.
Вовлечь учащихся в процесс изучения материала позволяют также технологии проблемного и личностно ориентированного обучения. Данные технологии предполагают совместную образовательную деятельность, когда ученики и учитель открывают истину вместе. При таком обучении учитель не даёт учащимся готовых определений, а подводит их к пониманию материала через систему вопросов, развивает самостоятельность мысли с помощью творческих заданий, а также подводит детей к рефлексии своей деятельности.
Содержание и методика преподавания порграммы направлены на развитие личности подростка с учётом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.
Список использованной литературы.
1. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры — М.: 2003
3. Гинзбург К. Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю // Современные методы преподавания истории. М., 1996. С. 189 – 241.
9. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М., 1999.
12. Овсянников Ю.М. Картины русского быта. Стили, нравы, этикет. М., 2006.
13. Патрушев В.Д. Жизнь горожанина 1965-1998. М., 2000.
Список литературы для учащихся:
1. Хрестоматии по истории России из фондов школьной библиотеки.
2. Барабин А. Как появился двуглавый орёл в гербе России. // Наука и жизнь, 2001 №3.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.