рабочая программа по истории отечества по фгос

Рабочая программа по предмету «История Отечества» 7-9 классы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рабочая программа по предмету «История Отечества» для 7-9 классов разработана на основе следующих нормативных документов:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденный 10.04.2002 г. № 29/2065-п.

— Учебный план КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2019-2020 учебный год

— Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.ВоронковойСб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-232с.//История (авторы О.И. Бородина, Л.С. Сековец).

Программа ориентирована и отражает основные положения учебников «История России»:

учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2011 г.);

учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2011 г.;

учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2011 г.

Учебники содержат теоретический материал курса.

Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся.

Цель обучения истории – формирование у обучающихся способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.

Основными задачами курса являются:

освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;

помощь обучающимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;

развитие у обучающихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;

овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основная цель коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – социальная реабилитация, трудовая адаптация и интеграция в обществе.

У детей данной категории нарушена психика, эмоционально-волевая сфера, слабо развита мелкая моторика рук, общее интеллектуальное недоразвитие снижает процесс усвоения знаний и им необходима педагогическая поддержка.

Для обучения детей с умственной отсталостью от учителя требуется и специальная работа, направленная на уточнение и расширение имеющихся представлений, умение сформировать их в речи, в различных практических действиях на уроке.

На уроках при чтении произведений, устных высказываниях формируются общие речевые навыки детей с ограниченными возможностями здоровья, направленные на коррекцию недостатков звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического слуха. С этой целью на каждом занятии проводится артикуляционная физминутка и даются специальные задания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «История Отечества» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Задачи обучения истории в школе для обучающихся с нарушением интеллекта:

Усвоение обучающимися важнейших исторических фактов.

Формирование у обучающихся исторических представлений, отражающих основные явления прошлого.

Усвоение обучающимися с нарушением интеллекта доступных для них исторических понятий, понимание локальных, временных, причинно-следственных связей, некоторых закономерностей общественного развития.

Овладение обучающимися умением применять знания по истории, пользоваться ими при изучении исторического материала, на других учебных предметах, в жизни.

Выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом:

текстом учебника, историческим документом, газетой, художественной литературой, наглядным материалом.

Гражданское воспитание обучающихся (воспитание социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни, воспитание чувства ответственности за судьбу страны).

Патриотическое воспитание обучающихся (воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время, военно-патриотическое воспитание).

Воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей (воспитание стремления жить в дружбе и согласии, уважать традиции и обычаи разных народов, знакомиться с их культурой, проявлять солидарность с теми, кто оказался в беде).

Эстетическое воспитание обучающихся (воспитание умения видеть красивое и безобразное в искусстве, жизни, природе, человеке; развитие эстетического вкуса и умения дать оценку с эстетической точки зрения).

Трудовое воспитание обучающихся (привитие уважения к людям труда и результатам их деятельности, воспитание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания необходимости труда и готовности трудиться).

Экологическое воспитание обучающихся (воспитание бережного отношения ко всему окружающему, забота о природе и ее ресурсах, оздоровлении окружающей среды, сохранении ее для будущих поколений).

Правовое воспитание обучающихся (воспитание правовой культуры, т.е. уважительного отношения к законам, стремления их выполнять, проявлять нетерпимое отношение к тем, кто их нарушает).

Формирование мировоззрения обучающихся (мировоззрение – это совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы и общества в целом).

Развитие и коррекция внимания.

Развитие и коррекция восприятия.

Развитие и коррекция воображения.

Развитие и коррекция памяти.

Развитие и коррекция мышления.

Развитие и коррекция речи.

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое

понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.

Созданию ярких, отчетливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведенные экскурсии. Внимание обучающихся на экскурсии и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

При характеристике определенной исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличии от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Завершается курс «История Отечества» знакомством с современной жизнью России.

Этот материал представлен уроками обобщающего характера.

Рабочая программа рассчитана на 204 часов (по 68 часов в каждом классе). Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с новым предметом, источниками, по которым ученые – историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени».

Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XV века и представлен 6 темами:

Введение в историю.

История нашей страны древнейшего периода.

Образование государства Русь.

Распад Руси на отдельные самостоятельные княжества.

Борьба Руси с иноземными завоевателями.

Начало объединения русских земель вокруг Москвы.

Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.

В 8 классе обучающиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в. Этот материал представлен следующими 3 темами:

Единая Россия (конец XV – начало XVII вв.).

Великие преобразования России в XVIII в.

История страны в период XIX в.

Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным завершением для России Северной войны, русско–турецких войн и Отечественной войны 1812 года, знакомит со множеством имен выдающихся исторических деятелей.

Кризис российской империи в начале XX в.

Россия в годы «великих потрясений» 1914 – 1921 гг.

Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы XX века.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

Советский Союз в 1945 – 1991 гг. Кризис советской системы.

Российская Федерация в 1992 – 2012 гг.

Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР. Изучение послевоенного периода с 1945 г. по настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем современного общества.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом школы-интерната предмет «История Отечества» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.

Согласно учебному плану школы-интерната на изучение предмета в 7б,8б,9б классах предусмотрено 204 часа, по 68 часов на параллель (7, 8 кл.) и 66 часов на 9 кл. (2 ч в неделю, 35 учебных недель, а в 9 классе – 34).

Требования к результатам освоения курса

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:

воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за историческое прошлое многонационального народа России;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Предметные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:

формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;

формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России;

формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего; способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

Метапредметные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;

овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации;

использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы;

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;

владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, отстаивать свою позицию.

Межпредметные связи: обществознание, география, ИЗО, музыка, МХК.

Форма организации образовательного процесса : классно-урочная система.

принцип коррекционной направленности в обучении;

принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;

принцип научности и доступности обучения;

принцип систематичности и последовательности в обучении;

принцип наглядности в обучении;

принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

наглядные – наблюдение, демонстрация;

практические – упражнения, работа с исторической картой.

Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);

Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);

Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.

Основные формы и средства контроля :

Составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ

Работа с контурными картами

Тексты контрольно-измерительные материалы создаются учителем в соответствии с психофизическим особенностями каждого обучающегося.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

Под планируемыми результатами освоения рабочей программы по истории Отечества в 7-9 классах ( VIII вида) понимаются позитивные изменения в личности обучающегося, на которые ориентирована данная образовательная программа.

В результате изучения истории Отечества обучающийся 7 класса должен:

какие исторические даты называются точными, приблизительными;

— когда произошли события;

— кто руководил основными сражениями.

— пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

— пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

— соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

— пользоваться лентой времени, соотносить год с веком;

— устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

— правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

— пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.

В результате изучения истории Отечества обучающийся 8 класса должен:

когда началось и закончилось событие;

— как протекало конкретное событие;

— великих русских поэтов, писателей, учёных.

— пользоваться лентой времени;

— устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;

— выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;

— оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.

В результате изучения истории Отечества обучающийся 9 класса должен:

основные события отечественной истории, их даты;

пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
пр авильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

— устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;

— выделять главную мысль в отрывке исторической статьи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;

общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Формы и средства контроля.

Формы и средства контроля: индивидуальный контроль, групповой контроль, фронтальный контроль, промежуточная и итоговая оценка знаний, умений, навыков. Контроль на уровнем знаний и практических умения обучающихся осуществляется на каждом уроке в форме устного или письменного опроса, работы по карточкам. Оценка устных ответов:

— правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения

— умение на практике применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением изученной исторической терминологии. Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний обучающегося, так и его прилежание к изучению предмета, индивидуальные особенности развития.

Что такое история. Что изучает история.

Как пользоваться книгой по истории.

Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом. Устные, вещественные и письменные памятники истории.

Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте.

Государственные символы России.

История нашей страны древнейшего периода

Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом. Славянская семья и славянский поселок. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.

Образование государства Русь

Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.

Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Образование Русской Церкви под управлением патриарха Константинополя. Священники и проповедники. Святые люди и подвижники. Образование первых русских монастырей.

Культура и искусство Древней Руси. Древнерусские ремесленники, иконописцы, белокаменное строительство, фресковая живопись, образование и грамотность. Летописи и летописцы. «Повесть временных лет».

Правление Ярослава Мудрого и укрепление единого русского государства. Первые русские монеты. Создание первого русского сборника законов «Русская правда». Первые русские библиотеки Ярослава Мудрого.

Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха — первого русского царя. «Устав Владимира Мономаха» и «Поучения Владимира Мономаха» — советы детям о доброте и любви.

Рост и укрепление древнерусских городов. Городское строительство и торговля.

Распад Руси на отдельные самостоятельные государства

Причины распада Руси. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств.

Период раздробленности: ослабление обороноспособности Руси.

Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Внешнеторговые связи.

Русская культура в XII—XIII вв., летописание. Поэма «Слово о полку Игореве».

Берестяные грамоты. Их содержание.

Борьба Руси с иноземными завоевателями

Монголо-татары: жизнь и быт кочевников, основные занятия, торговля, военные походы. Монголо-татарское войско и его вооружение, военная дисциплина. Объединение монголо-татарских орд под властью Чингисхана.

Нашествие монголо-татар на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрата и других. «Злой город Козельск». Русь под монголо-татарским игом. Монголо-татарское государство Золотая Орда. Управление Золотой Ордой завоеванными землями: сбор дани, назначение ханом великого князя. Сопротивление русских людей монголо-татарам.

Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва и «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.

Объединение русских земель вокруг Москвы

Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита, его успехи.

Расширение территории Московского княжества при Иване Калите. Превращение Москвы в духовный центр русской земли.

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. Жизнь и быт простых людей Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Сергий Радонежский.

Отражение ордынских набегов. Борьба Дмитрия Донского против хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.

Иван III (1462—1505). Освобождение от иноземного ига (1480). Превращение Московского княжества в Российское государство.

Единая Россия (конец XV — начало XVII в.)

Иван III Великий — глава единого государства Российского. Система государственного управления при Иване III. Государев двор, Боярская дума, приказы, Казна. Бояре-наместники и управление уездами. «Государево войско». Значение создания единого Российского государства.

Расширение государства Российского при Василии III. Присоединение Пскова, Смоленска, Рязани и др. городов. Борьба России с Литвой.

Русская православная церковь в Российском государстве. Церковная система управления.

Москва — столица Российского государства.

Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. «Царь-колокол»

«Царь-пушка». Царский дворец и его убранство. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

Правление Бориса Годунова и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина.

Начало правления новой царской династии Романовых. Первый Романов — Михаил Федорович. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Конец Смутного времени. Крепостные крестьяне и их борьба против налогового гнета. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Вольные казаки на царской службе.

Восстановление богатства и могущества православной церкви при патриархе Филарете. Возрождение иконописных мастерских и школ при храмах и монастырях.

Избрание патриарха Никона и раскол в Русской православной церкви. Протопоп Аввкум. Старообрядцы. Их жизнь и быт.

Освоение Сибири и Дальнего Востока. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII в. Первопроходцы Семен Дежнев и Ерофей Хабаров.

Великие преобразования России в XVIII в.

Начало правления Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкие бунты. Потешные игры молодого Петра. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I. Создание российского флота и борьба Петра I за выход к Балтийскому и Черному морям.

Начало Северной войны. Строительство Санкт-Петербурга. Создание регулярной армии.

Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Победа русского флота.

Окончание Северной войны. Гангутское сражение.

Обучение дворянских детей. Создание «цифирных», «навигац-ких», артиллерийских и инженерных школ.

Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого. Указ о единонаследии. «Табель о рангах» — новый закон о государственной службе. Жизнь и быт российского дворянства. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями.

Эпоха дворцовых переворотов. Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I). Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Правление Петра II, Анна Иоановны, Ивана Антоновича, Елизаветы Петровны и Петра III. Императорский двор.

Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова. Иван Иванович Шувалов

покровитель просвещения, наук и искусства в Российском государстве. Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.

Правление Екатерины И. Просвещенный абсолютизм. Областная реформа: губернии, уезды и управление ими. Развитие городов при Екатерине П. Указ о свободном предпринимательстве: поддержка купеческого сословия. «Золотой век» российского дворянства — привилегированного сословия. «Жалованная грамота дворянству». Дворянский быт.

Положение крепостных крестьян. Их жизнь и быт. Работные люди и казаки. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

Русско-турецкие войны второй половины XVIII века. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Победы русской эскадры под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила. Переход Суворова через Альпы.

Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И.П. и Ползунов И.И. Развитие науки и искусства в XVIII в. Литература, живопись, скульптура, архитектура. Быт русских людей в XVIII веке. Памятники культуры XVIII в. в родном городе, крае.

История нашей страны в XIX веке

Россия в начале XIX века. Правление Павла I. Приход к власти Александра I. Указ «О вольных хлебопашцах» и реформы государственного управления.

Начало Отечественной войны 1812 года. Нападение армии Наполеона на Россию. Михаил Илларионович Кутузов — главно-командующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский, Барклай-де-Толли. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Военный совет в Филях. Оставление Москвы. Народная война против армии Наполеона. Формирование партизанских отрядов. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина. Отступление и гибель армии Наполеона. Память о героях Отечественной войны 1812 года.

Правление Александра I. Военные поселения Аракчеева. Легенда о старце Федоре Кузьмиче. Создание тайных обществ в России. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Правление Николая I и укрепление государственной власти. Реформы государственного аппарата. Создание III отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и корпуса жандармов. Введение военных порядков во все сферы жизни общества.

Крымская война 1853-1856 годов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя. Выдающийся русский хирург Н.И. Пирогов. Основные итоги Крымской войны.

Правление Александра П. Отмена крепостного права. Крестьянские бунты. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Реформы Александра II: земская реформа, введение суда

присяжных, указ о всеобщей воинской повинности. Противостояние реформам Александра II. Убийство Александра II.

Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа министра финансов С.Ю. Витте. Увеличение торговли с другими государствами.

Развитие российской промышленности и поддержка частного предпринимательства. Формирование русской промышленной буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков в России. Революционеры. Развитие науки и культуры во второй половине XIX века. Создание первого российского летательного аппарата А.Ф. Можайским. Изобретение электрической лампочки П.Н. Яблочковым и первого радио А.С. Поповым. «История государства Российского» С.М. Соловьева и В.О. Ключевского. Архитектура и живопись. Великий русский писатель Л.Н. Толстой. Русский путешественник Н.М. Пржевальский. Великий русский композитор П.И. Чайковский. Жизнь и быт русских купцов. Купцы-меценаты: П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов.

Быт простых россиян в XIX веке: городская интеллигенция, рабочие, крестьяне. I

Краеведческая работа Повторение за год

Кризис Российской империи в начале XX в.

Начало правления Николая П. Экономический кризис в начале XX в. Стачки и забастовки рабочих, организация революционерами митингов и демонстраций.

Русско-японская война 1904-1905 годов. Оборона Порт-Артура под руководством адмирала С.О. Макарова. Подвиг команды крейсера «Варяг». Цусимское сражение. Причины поражения России в войне. Первая русская революция. Кровавое воскресенье 9 явнваря 1905 г. Московское вооруженное восстание. Появление первых политических партий в России. Лидеры первых политических партий В.М. Чернов (эсеры), П.Н. Милюков (кадеты), В.И. Ульянов (Ленин) (большевики), Ю.О. Мартов (меньшевики).

Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые. Реформы П.А. Столыпина и их итоги.

«Серебряный век» русской культуры. Выдающийся писатель XX в. А.М. Горький. Объединение художников «Мир искусства». Выдающийся русский художник В.А. Серов. Знаменитая русская певица А.В. Нежданова и балерина Анна Павлова. Появление первых кинофильмов в России.

Первая мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А.А. Брусилова. Подвиг летчика Нестерова. Экономическое положение в стране во время Первой мировой войны. Отношение народа к войне.

Россия в годы «великих потрясений» 1914-1921 гг

Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство во главе с А.Ф. Керенским. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия.

РСФСР. Система государственного управления в РСФСР. Принятие новой Конституции в 1918 г. Учреждение новых символов государственной власти. Мятеж левых эсеров. Расстрел царской семьи.

Начало Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Борьба между «красными» и «белыми».

«Белое» движение и его лидеры: А.И. Деникин, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич, А.В. Колчак, Л.Г. Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М.Н. Тухачевский, М.В. Фрунзе, С.М. Буденный, В.И. Чапаев. Отношение к ним различных слоев населения. Крестьянская война против «белых» и «красных». «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно.

Экономическая политика советской власти во время гражданской войны: «военный коммунизм».

Жизнь и быт людей в годы революции и гражданской войны. Безработица, голод и разруха. Ликвидация неграмотности. Отношение Советской власти к Русской православной церкви. Создание первых политических общественных молодежных организаций. Комсомольцы и пионеры.

Советская России — СССР в 20-30-е годы XX века.

Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономическая политика (нэп) в стране. Ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти.

Введение свободной торговли. Проведение денежной реформы. Крестьяне-единоличники.

Увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа. Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1922 года. Положение народов советской страны. Система государственного управления СССР. Символы государственной власти СССР. Административная реформа.

Смерть первого главы советского государства В.И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И.В. Сталина. Культ личности Сталина.

Начало индустриализации. Основная задача индустриализации. Первые пятилетние планы.

Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.).

Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.

Советские заключенные на стройках пятилеток.

Коллективизация сельского хозяйства. Создание колхозов. Насильственное осуществление коллективизации. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе. Массовые репрессии. ГУЛаг.

Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение. Изменения в системе государственного управления СССР.

Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20—40-х годов.

Политическая жизнь страны в 30-е годы.

Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы. Великие научные открытия (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, Н.И. Вавилов, С.В. Лебедев, И.В. Мичурин). Знаменитая советская киноактриса Любовь Орлова. Выдающийся советских писатель М.А. Шолохов. Образование в СССР. Жизнь и быт советских людей в 20-30-е годы.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Ужесточение трудовой дисциплины. Ослабление армии.

Нападение Японии на СССР накануне Второй мировой войны. Секретные соглашения между СССР и Германией. Советско-финляндская война 1939-1940 годов, ее итоги. Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.

Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск.

Битва за Москву и ее историческое значение. Руководитель обороны Москвы Г. К. Жуков. Панфиловцы. Строительство оборонительных сооружений. Контрнаступление советских войск под Москвой.

Героизм тружеников тыла. «Всё для фронта! Всё для победы!». Создание новых вооружений советскими военными конструкторами: самолеты Ил-4 и Ил-2, артиллерийская установка «Катюша», танк Т-34. Продовольственная проблема в начале войны. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои России.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Советские генералы В.И. Чуйков и М.С. Шумилов. Подвиг генерала Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.

Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. День Победы — 9 мая 1945 года.

Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны. Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Героические и трагические уроки войны.

Советский Союз в 1945-1991 годах. Кризис советской системы

Возрождение советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни страны.

Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности.

Достижения в науке и технике в 50-60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающийся советский ученый И.В. Курчатов. Строительство атомного ледокола «Ленин»

атомных станций. Появление первых телевизоров и ЭВМ. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Первая женщина космонавт В.В. Терешкова. Хрущёвская «оттепель». Творчество А.И. Солженицына. Международный фестиваль молодежи в Москве.

Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Эпоха «застоя». Экономический спад. Жизнь советских людей в годы «застоя». Принятие новой Конституции в 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране. Советская культура и интеллигенция.

Правозащитник А.Д. Сахаров. Выдающийся актер и певец В. Высоцкий. Высылка из страны и отъезд представителей советской интеллигенции за границу: М. Ростропович, Г. Вишневская, И. Бродский, Р. Нуриев, В. Аксёнов, В. Войнович, А. Галич, А. Тарковский и др.

Жизнь и быт советских людей в 70-е — начале 80-х годов XX века.

Борьба за власть после смерти Л.И. Брежнева. Приход к власти М.С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Перестройка государственного управления и реформы в экономике.

Избрание первого президента СССР — М.С. Горбачева. Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Образование суверенной России. Первый президент России Б.Н. Ельцын. ГКЧП — попытка военного переворота в 1991 г.

Российская Федерация в 1992-2012 годах

Экономические реформы Б.Н. Ельцына. Реформы государственного управления. Принятие новой Конституции России в 1993 году и избрание Государственной Думы. Система государственного управления Российской Федерации по Конституции 1993 года.

Российские предприниматели. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.

Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века. Выдающийся ученый-физик Ж.И.

Алфёров. Строительство Международной космической станции.

Русская православная церковь в новой России. Литература и искусство во второй половине

в. Современное состояние, культуры и образования в стране.

Краеведческий материал. Повторение за год

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7-9 КЛАССОВ

построением связанных высказываний.

Развитие выразительности речи через

индивидуальные сообщения обучающихся.

Развивать умения проводить сравнение объектов.

Расширение, обогащение и активизация

Развитие умения строить словесный план.

Работа с «Лентой времени».

Работа со схемами, развитие умения строить рассказ по схеме.

Воспитание выразительности речи,

построение связанных высказываний.

Учить составлять правильные ответы на поставленные вопросы, пользоваться учебником.

Способствовать запоминанию и

воспроизведению изученного материала.

Совершенствование фонетической стороны речи.

Коррекция и развитие вербальной памяти.

Игра «Третий лишний».

Игра на развитие словарного запаса «Кто

Игра «Историческая мозаика».

Историческая викторина «А, знаете ли вы?»

Исторический кроссворд, ребусы, шарады.

История нашей страны древнейшего периода

Образование государства Русь

Распад Руси на отдельные самостоятельные государства

Борьба Руси с иноземными завоевателями

Начало объединения русских земель вокруг Москвы

Единая Россия (конец XI века – XVII век)

Великие преобразования России в XVIII веке

История нашей страны в XIX веке

Кризис Российской империи в начале XX века.

Россия в годы «великих потрясений» 1914-1921 г-х

Советская Россия – СССР в 20-30-е гг. ХХ века

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Советский Союз в 1945 – 1991 годах. Кризис советской системы

Российская Федерация в 1991-2012 годах

Уроки контроля знаний

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

8 кл., М., Просвещение, 2010.

8 кл., М., Просвещение, 2010.

2. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида.М.,Владос, 2003.

2. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Учебно-методическое пособие. М., Владос, 2005.

3. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Учебно-методическое пособие. М., Владос, 2006.

4. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Учебно-методическое пособие. М., Владос, 2007.

5. Пуля Е.Ф. Книга для учителя истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. М., Классикс Стиль, 2003.

1. Династия Романовых. Историческая энциклопедия. (СД).

2. История Отечества. 882 – 917. (СД).

3. Краткая Российская энциклопедия. (СД).

4. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. (СД).

5. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. До XIX в. (СД).

6. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XX в. (СД).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *