рабочая программа по истории 8 вида для 8 класса
Рабочая программа по истории 8 класс 8 вида (1 час в неделю) надомное обучение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«Всеволожская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
На педагогическом совете
И.о. директора школы-интерната
по предмету «История»
Разработана на основе программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида
под редакцией В.В. Воронковой
Учитель надомного обучения
Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
3.Учебный план школы на учебный год.
Необходимость в составлении программы вызвана тем, что обучаемый ребенок имеет особенности в психофизическом развитии и его обучение происходит на дому, в связи, с чем программа обучения сокращена в сравнении с базовой.
Программа рассчитана на 35 часов. Количество часов в неделю – 1 час.
Формирование нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта
Изучить самые важные факты из истории нашей Родины.
Научить анализировать исторический факт.
Сформировать у учащихся основные исторические понятия и представления.
Формирование и уточнение представлений в современной действительности.
Уточнение и коррекция пространственных, временных представлений.
Формирование умений находить причинно – следственные отношения и связи.
Формирование приемов умственных действий (анализировать, обобщать, сравнивать…).
Формирование уважительного отношения к традициям, обычаям, вере, культуре соотечественников.
Воспитание гражданских чувств (любви к свей Родине, народу, государству…)
Воспитание уважительного отношения к конкретным историческим личностям.
Разграничение представлений о добре и зле.
Формирование нравственных качеств.
Логика построения программы – соответствует государственной программе, структуре учебника и способствует решению основных задач программы. Формируемые понятия и представления изучаются последовательно, особое внимание уделяется крупным историческим событиям. На уроках истории используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебника, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Программа способствует умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программный материал помогает учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим умственно отсталым детям для социальной адаптации.
В программе по истории заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.
– первичная гражданская, социальная, этнонациональная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом;
– осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к прошлому через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
– осторожность и внимательность при работе с историческими текстами и апелляции к прошлому.
-формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
-формирование гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;
-усвоение основных национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России;
-овладение целостным представлением об историческом пути народов России;
-формирование умений применять исторические знания для раскрытия сущности событий и явлений прошлого и современности;
-развитие умения анализировать информацию, содержащуюся в разных источниках, раскрывая ее познавательную ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни личностей в истории России;
-приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия России.
В результате изучения курса истории учащиеся должны:
когда началось и закончилось событие (по выбору учителя)
как протекало конкретное событие
великих русских поэтов, писателей, ученых
пользоваться лентой времени
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий
выделять главную мысль в отрывке исторической статьи
оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и картой.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
В с оотв е т с твии с тр е бов а ни я в процессе обучения о ц е нк е п одле жа т л и ч н о с т н ые и п р е дм е т н ые р е з у л ь т а ты учащегося.
Контрольно – измерительные материалы
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговый контроль по изученному материалу.
Учебный план – 8 класс
Единая Россия (конец XV века – XVII века)
Великие преобразования в России в XVIII веке
История нашей страны в XIX веке
Содержание изучаемого курса
Иван III Великий – глава единого государства Российского. Расширение государства за счёт присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань.
Первый русский царь Иван IV Грозный. Борьба с боярами.
Присоединение Поволжья и Сибири.
Царский двор. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Казаки, их быт. Строительство Московского Кремля. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Первопечатник Иван Фёдоров и первое издание книг в России. Великий иконописец Андрей Рублёв.
Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия – наследника царского престола. Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на Русь. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Начало правления Династии Романовых. Первый Романов – Михаил. Второй Романов – Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Раскол в русской Православной церкви.
Освоение Сибири. Культура и быт народов, вошедших в состав России.
Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение дворян за границей.
Первая женщина – императрица – Екатерина I : основание Академии наук России, присоединение Аляски.
Царствование Елизаветы Петровны: основание первого Российского университета, Академии художеств, первого русского тетра. М. В. Ломоносов.
Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников, крестьян в XVIII веке. Восстание Е. Пугачёва. Русские изобретатели и умельцы: И. П. Кулибин, И. И. Ползунов. Развитие науки и искусства.
Приход к власти Александр. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812г. М. И. Кутузов – главнокомандующий русской армией. Мужество Русских солдат. Бородинская Битва. Московский пожар. Герои войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина и другие.
Приход к власти Александра III – миротворца. Строительство фабрик, заводов, железных дорог, денежная реформа. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III : С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.
XIX век – век развития науки и искусства. А. С. Пушкин, л. Н. Толстой, П. И. Чайковский. Пушкин и Тамбовский край. Софья Ковалевская, Ф. И. Шаляпин.
Обобщение полученных знаний.
Учебно – методический комплект:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VІІІ вида для 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой, издательство «ВЛАДОС», Москва, 2011г.
Учебник истории 8 класс Б.П.Пузанов «История России», 8 класс: учебник для 8 класса (коррекционных) образовательных учреждений VІІІ вида, издательство «ВЛАДОС», Москва, 2011г.
Дик Н.Ф. Правовые классные часы. – Изд 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 320с.
Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учебно – метод, пособие/ Под ред. Н.М.Ланковой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 20001. – 224с.
История в таблицах и схемах. Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев. М.: Дрофа, 2002.-64с.
Драчук B. C. Рассказывает геральдика / B. C. Драчук. — М., 1977.
Рассказы русских летописей XII—XIV вв. / под ред. Д. С. Лихачева. — М.: Русское слово, 2000; Домострой. — М.: Сов. Россия, 1990; История России. — М.: Аванта +, 1996, и др.
Саплина Е. В. Путешествие в историю / Е. В. Саплина, А. И. Саплин. — М.,1999. — Разд. Фигуры на гербе.
Симоненко В. Д. Семейная экономика / В. Д. Симоненко, О. И. Шелепина. — М., 2000.— Гл. 1, 2.
Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни / Ди Снайдер.— М., 2001. — Ч. 2.
Что такое. Кто такой. В 3 т. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.
Кулагина Г.А. Сто игр по историии: Пособие для учителя. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1983. – 240с.
Внеклассная работа по истории. Пособие для учителя. Сост. Д.В.Кацюба. М.: Просвещение, 1975г.
Российское государство во второй половине XV – XVI в. (Стояние на р. Угра. Присоединение смоленских, Псковских, Рязанских земель)
Русское государство в XVI в. (Ливонская война. Присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханства)
Расширение России (Поволжье, Сибирь – Ермак)
Русское государство в XVII в. (Ст. Разин)
Российская империя в XVIII в (Северная война. Е. Пугачев)
Рабочая программа по истории, 8 класс, VIII вид
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рабочая программа составлена на 2019-2020 учебный год с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся, уровня их общего и речевого развития, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции в соответствии с программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В В.Воронковой, 5-9 классы.- Сборник 1; М.: ГИЦ «Владос», 2012.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Основные цели и задачи:
• Дать представление о крупных исторических событиях Отечественной истории, жизни и быте людей данной эпохи.
• Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории.
• Использовать уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
• Использовать информативный, фактический, иллюстративно-текстуальный материал.
• Дать историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей.
• Расширять словарный запас историческими понятиями.
• Вести работу по использованию хронологии («лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат).
• Воспитывать интерес к истории Отечества.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида на изучение истории в 8 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю.
В течение года запланированы 2 экскурсии по краеведению.
Методы и приемы, используемые на уроках истории:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с исторической картой, картиной, иллюстрацией учебника, схемами, «лентой времени», викторины, игры, ответы на вопросы.
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок новых знаний, урок-обобщение, экскурсии.
Формы текущего контроля знаний: устный опрос (фронтальный, индивидуальный), проверочная работа, тесты.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Учиться планировать свою деятельность.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий.
Уметь пользоваться статьёй учебника для ответа урока.
Уметь излагать статью учебника, письменно отвечать на вопросы.
Уметь выделять главную мысль в исторической статье.
Уметь обобщать исторический материал.
Пробовать использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Типовая программа для специальных (коррекционных) учреждений V III вида под
редакцией В.В.Воронковой, 5-9 классы, сборник 1; М.: ГIЩ «Владос», 2012.
Учебник: Б.П.Пузанов, О.И.Бородина История России. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений V III вида. М.: ГИЦ «Владос», 2012.
Единая Россия (конец XV – начало XVII века)
Иван 3 Великий – глава единого государства Российского. Система государственного управления при Иване 3. Государев двор, Боярская дума, приказы, Казна. Бояре-наместники и управление уездами. «Государево войско». Значение создания единого Российского государства.
Расширение государства при Иване 3. Присоединение Пскова, Смоленска, Рязани и др. городов. Борьба России с Литвой.
Русская православная церковь в Российском государстве. Церковная система управления. Православное духовенство.
Опричнина Ивана Грозного. Ливонская война – попытка России завоевать выход к Балтийскому морю.
Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг неё к российскому государству.
Покорение Ермаком Сибири. Особые поселения вольных людей – казаков. Их быт, жизнь, традиции, система управления. Строительство сибирских городов.
Быт простых и знатных людей Российского государства 16 века. «Домострой». Различные сословия: их, обычаи, традиции, уклад жизни.
Москва – столица Российского государства.
Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. «Царь-колокол» и «Царь-пушка». Царский двор и его убранство. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за 3 моря». Великий иконописец Андрей Рублёв. Первопечатник Иван Фёдоров и первое издание книг в России.
Правление Бориса Годунова и тайна гибели царевича Дмитрия – наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. Народные герои: Козьма Минин, Дмитрий Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина.
Начало правления новой династии Романовых. Первый Романов – Михаил Фёдорович. Второй Романов – Алексей Михайлович Тишайший. Конец Смутного Времени. Крепостные крестьяне и их борьба против налогового гнёта. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Вольные Казаки на царской службе.
Восстановление богатства и могущества православной церкви при патриархе Филарете. Возрождение иконописных мастерских и школ при храмах и монастырях. Избрание патриарха Никона и раскол в Русской православной церкви. Протопоп Аввакум. Старообрядцы. Их жизнь и быт.
Освоение Сибири и Дальнего Востока. Культура и быт вошедших в состав России народов в 17 веке. Первопроходцы Семён Дежнёв и Ерофей Хабаров.
Великие преобразования России в 18 веке.
Начало Северной войны. Строительство Санкт-Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Карл Х II и гетман Мазепа. Победа российского флота. Окончание Северной войны. Гунгутское сражение.
Обучение дворянских детей. Создание «Цифирных», «навигацких», артиллерийских, инженерных школ.
Пётр I -первый российский император. Личность Петра I Великого.
Российская Академия наук и деятельности великого Ломоносова. Иван Иванович Шувалов- покровитель просвещения, наук и искусства в Российском государстве. Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.
Положение крепостных крестьян. Их жизнь и быт. Рабочие люди и казаки. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
Русско-турецкие войны второй половины XVIII века. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Победы русской эскадры под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила. Переход Суворова через Альпы.
Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И.П. и Ползунов И.И. Развитие науки и искусства в XVIII в. Литература, живопись скульптура, архитектура. Быт русских людей в XVIII веке. Памятники культуры XVIII в. в родном городе, крае.
История нашей страны в XIX веке
Начало Отечественной войны 1812 года. Нападение армии Наполеона на Россию. Михаил Илларионович Кутузов – главный командующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский, Барклай-де-Толли. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Военный совет в Филях. Оставление Москвы. Народная война против армии Наполеона. Формирование партизанских отрядов. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина. Отступление и гибель армии Наполеона. Память о героях. Отечественной войны 1812 года.
Правление Александра I . Военные поселения Аракчеева. Легенда о старце Федоре Кузьмиче. Создание тайных обществ в России. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Правление Николая I и укрепление государственной власти. Реформа государственного аппарата. Создание III отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и корпуса жандармов. Введение военных порядков во все сферы жизни общества.
Крымская война 1853-1856 годов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя. Выдающийся русский хирург Н.И. Пирогов. Основные итоги Крымской войны.
Приход к власти Александра III – миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа министерства финансов С.Ю. Витте. Увеличение торговли с другими государствами.
Развитие российской промышленности и поддержка частного предпринимательства. Формирование русской промышленности буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков в России. Революционеры.
Развитие науки и культуры во второй половине XIX века. Создание первого российского летательного аппарата А.Ф. Можайским. Изобретение электрической лампочки П.Н. Яблочковым и первого радио А.С. Поповым. «История государства Российского» С.М. Соловьева и В.О. Ключевского. Архитектура и живопись. Великий русский писатель Л.Н. Толстой. Русский путешественник Н.М. Пржевальский. Великий русский композитор П.И. Чайковский.
Жизнь и быт русских купцов. Купцы-меценаты: П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов.
Быт простых россиян в XIX веке: городская интеллигенция, рабочие, крестьяне.
Требования к уровню подготовки обучающихся
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПРОГРАММЕ VIII ВИДА (8 КЛАСС)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
протокол от ________№__
Заместитель директора по УР
Приказ от __________ № __
МБОУ Октябрьская СОШ№ 1
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)
ПРОГРАММЕ VIII ВИДА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «История»
Учитель истории и обществознания
Морозова Елена Сергеевна
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими
-Конституция РФ от 25.12.1993 г., с изменением от 30.12.2008г.,
-Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ,
-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», №124-ФЗ от 24.07.1998г,
-федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
-приказ Министерства образования России от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г.№1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования»,
— Учебный план МБОУ Октябрьская СОШ №1 на 2017-2018 учебный год;
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 7, 8, 9 классах для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Используемый учебно-методический комплект:
— Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2015 г.
— Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2015 г.
— Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2015 г.
— Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века. М: АСТ-Пресс школа 2008 г.
— Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2003 г.
— Методика преподавания истории в школе,В.В. Шоган. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007. Россия великая судьба. Сергей Перевезенцев. Издательство «Белый город». М: 2007 г.
Данная рабочая программа ставит следующие цели:
— изучение исторического материала,
— овладение знаниями и умениями,
— коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
— формирование личностных качеств гражданина,
— подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,
— специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.
Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
— усвоить важнейшие факты истории,
— создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого,
— усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития,
— овладеть умением применять знания по истории в жизни,
— выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
— гражданское воспитание учащихся,
— воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
— формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
— развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Место учебного предмета в учебном плане
История России: учебник для учащихся 7, 8, 9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина.- М. Владос, 2015. Количество часов в каждом классе 68 – (из расчета 2 часа в неделю)
Требования к результатам освоения курса
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за историческое прошлое многонационального народа России;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.
Предметные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:
формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России;
формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего; способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
Метапредметные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;
овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации;
использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы;
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, отстаивать свою позицию.
Содержание курса истории
Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками, по которым ученые – историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени». Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XV века и представлен следующими темами:
— «История нашей страны древнейшего периода» (11 ч.)
— «Киевская Русь» (15 ч.)
— «Распад Киевской Руси» (9 ч.)
— «Борьба Руси с иноземными завоевателями» (9 ч.)
— «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества» (10 ч.)
Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.
В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в.Этот материал прелставлен следующими темами:
— «Единая Россия» (конец XV – начало XVII вв.)» (21 ч.)
— «Великие преобразования России в XVIII в.» (19 ч.)
— «История страны в период XIX в.» (23 ч.)
Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным завершением для России Северной войны, русско–турецких войн и Отечественной войны 1812 года, знакомит со множеством имен выдающихся исторических деятелей.
В 9 классе учащиеся изучают события, происходившие в истории страны в XX в. Материал представлен следующими темами:
— «Россия в начале XX в.» (9 ч.)
— «Россия в 1917 – 1920 гг.» (9 ч.)
— «Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы» (9 ч.)
— «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.» (13 ч.)
— «Советский Союз в 1945 – 1991 гг.» (13 ч.)
— «Новая Россия в 1991 – 2011 гг.» (5 ч.)
Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР. Изучение послевоенного периода с 1945 г. По настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем современного общества. Кроме того, в каждую изучаемую тему включены региональные компоненты исторического образования – история Артемовского района. В пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Считаю, что краеведческий материал на уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделять в отдельный урок, а не давать небольшими «порциями» на каждом уроке. Поэтому после каждого раздела программы запланированы уроки краеведения, на которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории.
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой наглядные – наблюдение, демонстрация практические – упражнения. методы изложения новых знаний методы повторения, закрепления знаний методы применения знаний методы контроля Занятия проводятся в классно урочной форме.
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Комбинированный урок
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты. Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам/