рабочая программа по истории 8 класс фгос 2019 2020 под ред торкунова юдовская
Рабочая программа по истории 8 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рабочая программа учебного курса «История» составлена для 8 класса 2020-2021 учебный год в соответствии:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897
3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Орджоникидзевская СОШ»
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».
Программа предполагает использование следующих учебников:
«История России. 8 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год;
«Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под редА.А.Искендерова – М.: «Просвещение», 2019 г..
Место предмета в учебном плане
Общая характеристика учебного предмета «История»:
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 8 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основными целями данной программы являются:
усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации;
формирование первичных ориентиров для гражданской самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
овладение учащимися основными знаниями по истории России XIX в., понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;
формирование у учащихся целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;
выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;
развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа;
развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры,
Основные задачи рабочей программы направлены на усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации .
Возрастные особенности учащихся
При изучении предмета «История» учтены особенности класса: в 8 классе 6 учащихся, 3 ученика обладают хорошими способностями, памятью и мышлением, 2 учащихся обладают слабыми способностями.
Формы организации учебного процесса:
В изучении данного курса будут использованы следующие технологии :
проведение дискуссий (диалогов);
технологии дифференцированного обучения;
технология групповой деятельности;
технология развивающего обучения;
технология саморазвития личности;
технология критического мышления.
Методы и приемы обучения
Программой предусмотрено использование различных организационных форм работы с обучающимися: урочная и внеурочная деятельность.
Предполагается использование следующих педагогических технологий и методов обучения:
электронное обучение и дистанционные образовательные технологии;
Теоретический материал излагается в виде проблемных лекций, направляющих текстов и сопровождается электронными образовательными ресурсами. При изучении учебного предмета «История» предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся. На практических занятиях акцент делается на самостоятельную работу обучающихся по освоению содержания программы.
Формы организации учебного процесса
Основными формами организации учебных занятий являются: познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки, практикумы, сюжетно- ролевые игры, беседы. Контроль реализации программы: а) стартовый контроль (результаты уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) – 2-я неделя; б) текущий контроль – после изучения большой темы- тест; в) итоговый контроль – в конце года: итоговый тест.
Виды и формы контроля
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (устный опрос, тестирование), что позволяет:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, письменные задания, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения в форме итоговой контрольной работы.
Связь предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана:
На ступени основного общего образования использование межпредметных связей основывается, прежде всего, на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении обществознания. Формирование системы интегративных связей истории и предметов филологической образовательной области значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы
Личностными результатами изучения истории в 8 классе является формирование следующих умений и качеств:
осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Российской империи;
осмысление социально-нравственного опыта России XIX в.;
уважение к культуре России XIX в.
Метапредметными результатами изучения истории в 8 классе является формирование следующих умений и качеств
осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий;
определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
способность сознательно организовывать свою учебную деятельность;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять план, формулировать и обосновывать выводы, конспектировать), использовать современные источники информации;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация).
слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ;
добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность);
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Предметными результатами изучения истории в 8 классе является формирование следующих умений и качеств:
овладение целостным представлением об историческом пути России, соседних народов и государств в X VIII в.;
способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: реформы Петра I и Екатерины II, эпоха дворцовых переворотов; просвещённый абсолютизм;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, А.В. Суворова, М.В. Ломоносова, лидеров общественного движения и ведущих представителей русской культуры X VIII в.;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XVIII в.
Содержание учебного предмета «История».
Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в ней в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края.
Рабочая программа по предмету определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Содержательная линия «История родного края» изучается в рамках курса «История России». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 24 часа
ГЛАВА III . ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (17 часов)
Тема 1. Век Просвещения. Стремление к царству разума – 1 часа
Тема 2. Художественная культура Европы эпохи Просвещения- 1 часа
Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения Корба и Модсли. Появление фабричного производства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в условиях капиталистического производства. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса.
Тема 4. Английские колонии в Северной Америке – 1 час
Тема 5. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки – 1 часа
Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый Континентальный конгресс и его последствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Патриоты и лоялисты. Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и естественного равенства людей. Военные действия и создание регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Воплощение идей Просвещения в Конституции нового государства. Потеря Англией североамериканских колоний. Позиции Европы и России в борьбе североамериканских штатов за свободу. Историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.
Тема 6. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции – 3 часа
Тема 7. Великая французская революция. От монархии к республике – 4 часа
Тема 8. Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта – 3 часа
Тема 9. Повседневная жизнь – 2 часа
ГЛАВА I V. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (7 часа)
Тема 10. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени – 4 час
Темы 11. Государства Востока. Начало европейской колонизации –3 часа
Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Направления русско-китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения
История России. 42 часа.
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.
Календарно-тематическое планирование уроков истории. 8 класс.
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII век. (24 часа)
Предметные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные УУД: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные УУД: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Век Просвещения. Стремление к царству разума
Художественная культура Европы эпохи Просвещения
Рабочая программа История 8 класс ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОВОДНИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.С.МАСЛОВА
Директор МОУ Проводниковская ООШ
Приказ №_______от «31» августа 2018 года
2018-2019 учебный год
учитель истории и обществознания,
Кузнецова Кристина Андреевна
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции нового УМК по Отечественной истории, Историко-культурного стандарта и составлена на основе «Рабочей программы по новой истории для 7-8 класса». Авторы – А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. – М., «Просвещение», 2011.
И «Рабочей программы по Истории России. 8 класс». Авторы: Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. – М., «Просвещение», 2016
Рабочая программа для 8 класса ориентирована на использование следующих учебников:
1. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1800 – 1900. 8 класс: учебник общеобразовательных организаций/ А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение», 2018.
2. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 8 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г
Программа соответствует образовательной программе МОУ Проводниковская ООШ им. Героя РФ А.С. Маслова.
Цели и задачи изучения учебного предмета «История»:
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Место учебного предмета «История» в Примерном учебном плане основного общего образования.
Курс Истории в 8 классе изучается 2 часа в неделю. Всего за год – 68 часов в год: 40 часа – история России, 28 часов – новая история.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:
При организации учебного процесса используются:
организации учебного сотрудничества;
Формы организации учебного процесса
Используется коллективная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
методы организации учебно-познавательной деятельности:
– словесные, наглядные, практические;
– методы самостоятельной работы и работы под руководством;
методы стимулирования и мотивации:
– методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
– методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);
методы контроля и самоконтроля
интерактивные методы обучения
Контроль знаний, умений и навыков учащихся по предмету проводится в соответствии с Положениями « О текущем контроле учащихся», «О промежуточной и итоговой аттестации учащихся» в МОУ Проводниковская ООШ имени героя РФ А.С. Маслова.
Текущий контроль осуществляется в письменной и устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль (проверочная работа,) проводится в письменной форме в виде теста или нескольких заданий. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы. На выполнение такой работы отводится 5-10 минут урока.
В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или проверочных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал был усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся. В конце курса предполагается проведение итогового обобщения в форме тестирования.
Промежуточная аттестация (контроль) подразделяется на входную
(стартовая диагностика), итоговую и проводится в письменной форме в тестовой форме.
Отметка за четверть выставляется на основе результатов письменных работ с учётом их фактических знаний, умений и навыков. Отметка обучающегося за четверть, как правило, не может превышать среднюю арифметическую оценку результатов контрольных, лабораторных, практических или самостоятельных работ, имеющих контрольный характер.
Годовая отметка складывается из совокупности четвертных оценок с учетом итоговой отметки по результатам Всероссийской проверочной работы и по результатам итоговой переводной контрольной работы в виде билетов, в которых содержатся два вопроса.
Нормы оценки знаний учащихся по истории
Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся
Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения.
Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал.
Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащимися
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
— первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период от Петра I до начала XIX в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
— изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
— формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявляя доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание;
— уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов России, осмысление их социального, духовного, нравственного опыта;
— следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
— формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
— планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
— соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
— работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять таблицы, план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
— собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (с помощью учителя);
— логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
— определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
— овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания;
-умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Новая история. XVIII – XIX В. 28 часов
Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (7часов)
Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные технические изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму. Черты монополистического капитализма.
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Наука: создание научной картины мира XIX в. В зеркале художественных исканий. Литература и искусство. Причины быстрого развития естественно-математических наук. Основные научные открытия XIX – начала XX в., их значение. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. XIX в. в зеркале художественных изысканий. Основные художественные направления в живописи и музыке.
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. Причины появления главных идейнополитических течений XIX в. Характеристика основных положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере.
Строительство новой Европы (7 часов)
Консульство и образование наполеоновской империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи.
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз.
Англия: сложный путь к величию и процветанию. Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1932., установление законодательного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава.
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г. : причины и ход. Кризис Июльской монархии.
Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III.
Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии и Италии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход революции. Пруссия и Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии. Объединение Германии. Объединение Италии. Два пути объединения.
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в истории.
Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества. (5 часов).
Великобритания: конец Викторианской эпохи. Экономическое развитие и причины замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные захваты Великобритании в конце XIX в. и создание Британской колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ.
Франция: Третья республика. Особенности экономического развития Франции в конце XIX в. – начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX в.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Особенности экономического развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии. «Эра Джолитти». Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в..
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического строя страны. Политическое и экономическое развитие Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в..
Две Америки (2 часа).
США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Характеристика экономического и социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером и Югом. Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политическое развитие США в конце XIX – начале ХХ в.
Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Ход национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в.
Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (4 часа)
Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». Черты традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй половине XIX в. «Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии. Особенности экономического развития Японии в XIX в. Внешняя политика японского государства во второй половине XIX в.
Китай: сопротивление реформам. «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней.
Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Разрушение традиционного общества в Индии. Великое восстание 1857г.
Африка: континент в эпоху перемен. Традиционное общество. Раздел Африки. Создание ЮАС.
Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (1 час)
Международные отношения: дипломатия или войны? Причины усиления международной напряженности в конце XIX в. Шаги к войне. Борьба мировой общественности против распространения военной угрозы.
Итоговое повторение (2ч).
Итоги мирового развития в XIX веке – начале XX века.
ИСТОРИЯ РОССИИ (40 часов)
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в. (15 ч.)
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.
Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение
социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество.
Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ,
Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону.
Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы.
Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.
Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.
Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов. (8 ч.)
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I.
Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.
Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя в период правления Екатерины II (10 ч.)
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Россия при Павле I. (2 ч.)
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в. (4 ч.)
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура
и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.
Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.