рабочая программа по истории 11 класс волобуев россия в мире 2020

Рабочая программа Россия в мире 11 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39»

Составители: Крутенкова В.Н.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) в российской школе вводится интегрированный учебный предмет «Россия в мире». Его изучение предусмотрено на базовом уровне. Методика преподавания курса «Россия в мире» базируется на системно-деятельностном подходе, который в соответствии с положениями ФГОС СОО обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Методологической основой предмета «Россия в мире» являются те же положения, которые зафиксированы в Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. К таким положениям, в частности, относятся: принцип научности; многофакторный подход к освещению жизни общества; исторический подход; антропологический подход; историко-культурологический подход. Учитывая опыт, накопленный российским педагогическим сообществом в ходе преподавания общественных дисциплин, проблемы, которые активно обсуждаются в этом сообществе, следует особо подчеркнуть значение историко-культурологического подхода. Его применение нацеливает авторов курса и педагогов на обращение к духовной стороне жизни общества, освещение принципиальных моментов, связанных с ментальностью, особенностями российской цивилизации. Ни в коем случае не уходя от анализа экономических и политических сторон жизни общества, характеристики социальных процессов, в курсе «Россия в мире» следует уделить значительное место вопросам развития представлений человека о мире и своем месте в нем, истории религии и отражения религиозных доктрин на эволюции социума, развития художественной культуры как способа отражения социальных явлений, изменений в быту, в традициях и обычаях людей. Важной особенностью курса Кардинальная задача курса — формирование у старшеклассников гражданственности и патриотизма, четких представлений о национальных интересах Российской Федерации, связанных на современном этапе в первую очередь с формированием в нашей стране гражданского общества и правового государства. Учебный материал предмета «Россия в мире» дает возможность развивать у школьников ключевые ориентиры, связанные с российской идентичностью, принадлежностью к российскому народу как гражданской нации. Особое значение в связи с этим имеет осознание причастности к исторической судьбе нашей Родины, к великой российской культуре, к сообществу современников, способных ставить перед собой и решать важные задачи.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение предмета «Россия в мире» предусматривается в выпускном классе. Таким образом, он выступает в качестве своего рода итогового курса, который подводит черту под всем комплексом знаний об обществе, которые получает современный российский школьник. Следовательно, происходит повторение уже имеющихся сведений, получение на этой базе новых данных, синтез учебного материала на основе познавательных возможностей выпускника школы. Внедрение учебного курса «Россия в мире» в практику среднего общего образования совпадает по времени с началом преобразования системы школьного исторического образования. В основу изменений положена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Составной частью Концепции является Историко-культурный стандарт (ИКС). В Концепции предложена новая структура изучения отечественной истории — с 6 по 10 класс. Следовательно, такая логика диктует изменение и в курсе всеобщей истории: он будет начинаться, как и прежде, в 5 классе, но заканчиваться вместе с курсом отечественной истории в 10 классе. Таким образом, речь идет о корректировке существовавшей с 1990-х гг. концентрической системы (первый концентр — 5—9 классы, второй — 10—11 классы). В соответствии с новым подходом основной блок исторического образования охватывает с 5 по 10 класс, а в 11 классе остается мини-концентр. Еще одним ориентиром для выстраивания структуры школьного исторического курса является Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Данная программа раскрывает содержание предмета «История России. Всеобщая история». Предусматривается изучение всеобщей истории в 5—9 классах и изучение истории России в 6—9 классах (до начала ХХ в.). Введение учебного предмета «Россия в мире» сочетается с новой структурой и содержанием школьного исторического образования. В 5—10 классах учащиеся познакомятся с главными событиями всеобщей и отечественной истории, у них будет сформировано общее представление о главных вехах истории человеческой цивилизации.

Место учебного предмета в учебном плане

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение школьниками учебного курса «Россия в мире» по данной программе обеспечивает достижение важнейших личностных, метапредметных и предметных результатов на стадии среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО.

1.1 Формирование российской гражданской идентичности, чувства ответственности по отношению к Родине; воспитание учащихся в духе уважения к своему Отечеству и народам, его населяющим.

1.2 Воспитание уважения ко всем народам, их культурным особенностям и истории, толерантности, а также неприятия любых форм шовинизма, национализма и милитаризма; воспитание учащихся в духе гуманистических ценностей; осознание своего места в поликультурном мире; осознание непреходящей ценности человеческой жизни.

1.3 Осознание своей гражданской позиции как активного члена общества, готового защищать общепринятые демократические ценности, противостоять авторитарным и тоталитарным тенденциям и явлениям, уважать закон и правопорядок.

1.4 Готовность к самостоятельной и творческой деятельности; развитие здравого критического мышления; способность к саморазвитию и самовоспитанию.

1.5 Умение работать в коллективе, готовность к сотрудничеству с другими людьми и умение вести диалог.

1.6 Готовность и способность к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

1.7 Готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,

1.8 Готовность к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

1.9 Приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

1.11 Способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

1.12 Развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

2.1 Умение самостоятельно определять цели и задачи деятельности, планировать и корректировать свою деятельность, ставить новые познавательные задачи.

2.2 Умение представлять результаты своей деятельности в различных формах.

2.3 Умение ориентироваться в большом объеме информации, верифицировать ее, выделять главное и второстепенное, классифицировать и систематизировать.

2.4 Умение использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для решения различных учебных и профессиональных задач.

2.5 Умение логично, ясно и точно излагать свою точку зрения, используя наиболее подходящие языковые средства; умение адекватно использовать разные языковые коды (стилистические разновидности языка).

2.6 Умение использовать междисциплинарные связи для решения различных учебных и профессиональных задач.

3.1 Сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;

3.2 Сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;

3.3 Сформированность взгляда на современный мир с точки зрения интересов России, понимания её прошлого и настоящего;

3.4 Сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире;

3.5 Сформированность умений использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;

3.6 Сформированность умений сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;

3.7 Сформированность способности отличать интерпретации прошлого, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального подтверждения;

3.8 Сформированность представлений об особенностях современного глобального общества, информационной политике и механизмах создания образа исторической и современной России в мире;

3.9 Сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на её основе вариантов дальнейшего развития России.

В результате изучения учебного предмета «История: Россия в мире» на уровне среднего общего образования Выпускник на базовом уровне научится:

· использовать комплекс знаний об основных этапах, ключевых событиях истории многонационального Российского государства и человечества в целом;

· использовать понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, межпредметные связи для осмысления, раскрытия сущности, причинно-следственных связей и значения событий, процессов и явлений прошлого и современности;

· раскрывать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса и роль многих поколений россиян во взаимодействии с другими государствами и народами во всех сферах, в том числе в современном глобальном мире;

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

· выделять причинно-следственные связи и исторические предпосылки современного положения РФ на международной арене;

· сравнивать историческое развитие России и других стран, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности их исторического развития;

· излагать круг дискуссионных, «трудных» вопросов истории и существующие в науке их современные версии и трактовки;

· раскрывать историко-культурное многообразие народов России, содержание основополагающих общероссийских символов, культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;

· применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;

· использовать навыки проектной деятельности, умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике в условиях открытого информационного общества;

· характеризовать важнейшие достижения культуры и систему ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

· составлять собственное суждение об историческом наследии народов России и мира;

· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

· уважительно относиться к историко-культурному наследию народов России и мира;

· знать и сопоставлять между собой различные варианты развития народов мира;

· знать историю возникновения и развития основных философских, экономических, политико-правовых течений в мире, особенности их реализации в России.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

· владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, для соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;

· применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;

· использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;

· анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;

· раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;

· целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;

· применять приемы самообразования в области общественно-научного (социально-гуманитарного) познания для дальнейшего получения профессионального образования;

· использовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

· выявлять, понимать и прогнозировать развитие политических приоритетов России с учетом ее исторического опыта.

· готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Источник

Рабочая программа курса Россия в мире (11 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кракольская средняя общеобразовательная школа»

протокол № от 30.08.2020 года

реализующая ФГОС СОО,

по учебному предмету «Россия в мире»

автор: Алексеева Анастасия Игоревна,

учитель истории и обществознания

Рабочая программа по предмету «Россия в мире» составлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Федеральным законом от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413, Примерной основной образовательной программой общего образования, авторской программой Волобуева О.В., иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в данной сфере деятельности.

Основной целью образования является формирование всесторонне развитой личности, имеющей зрелую систему ценностей и представлений о мире, способной аргументировано выражать и защищать свои взгляды. Образованный человек подготовлен к тому, чтобы воспроизводить духовную и материальную культуру общества, обладает таким набором умений и навыков, которые носят универсальный характер и могут быть с успехом применены в различных областях деятельности.

В целом предмет «Россия в мире» отвечает следующим задачам среднего (полного) образования:

сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации;

понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;

сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных и гуманитарных наук;

формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;

сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;

владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных и гуманитарных наук.

Важной особенностью курса «Россия в мире» является то, что он дает возможность системно представить процесс развития всех сторон жизни российского общества и охарактеризовать его современное состояние.

Кардинальная задача курса – формирование у старшеклассников гражданственности и патриотизма, чётких представлений о национальных интересах Российской Федерации, связанных на современном этапе в первую очередь с формированием в нашей стране гражданского общества и правового государства.

Учебный материал предмета «Россия в мире» дает возможность развивать у школьников ключевые ориентиры, связанные с российской идентичностью, принадлежностью к российскому народу как гражданской нации. Особое значение в связи с этим имеет осознание причастности к исторической судьбе нашей Родины, к великой российской культуре, к сообществу современников, способных ставить перед собой и решать важные задачи.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Россия в мире» входит в предметную область «Общественные науки». Важнейшей задачей этого курса является формирование исторического мышления, уровень которого определяет общественное самосознание и самоидентификацию личности. Изучение курса «Россия в мире» способствует осознанию человеком своей принадлежности к российскому гражданскому обществу, к человечеству в целом, к его традициям и нормам, формировавшимся на протяжении тысячелетий. Этот курс позволяет привязать те или иные явления, процессы, события к хронологической шкале, создавая основу для установления причинно-следственных связей, для сопоставительного анализа явлений и процессов, для систематизации и контекстуализации явлений, как принадлежащих социальной реальности, так и находящихся вне ее. Важной особенностью предмета «Россия в мире» является изучение истории разных регионов мира в неразрывной связи друг с другом. Это позволяет осознать социальный мир как систему, все элементы которой взаимодействуют и образуют определенную структуру. Поэтому изучение этого курса предполагает знакомство прежде всего с методами т.н. «мир-системного анализа» и исторической компаративистикой, которые являются важными инструментами современной исторической науки.

При изучении курса «Россия в мире» целесообразно использовать различные современные образовательные технологии, позволяющие индивидуализировать учебный процесс, создать условия для развития навыков и умений, носящих универсальный характер. К современным технологиям относятся, в частности, компетентностный подход и уровневая дифференциация. Образовательная компетенция в этом предмете является совокупностью умений, навыков и знаний, которые могут быть использованы при изучении прошлой социальной реальности, но предполагают и решение задач, выходящих за предметную область. При этом нельзя забывать, что преподаватель не может не учитывать индивидуально-психологических особенностей школьников, без чего часть учащихся неизбежно выпадает из учебного процесса. Четкое осознание компетентностных образовательных результатов, на которые нацелен учебный процесс, в совокупности с индивидуальным подходом к учебным группам, определяет современное образование.

Изучение предмета «Россия в мире» предусматривает широкое использование межпредметных связей. В частности, следует привлекать знания, полученные школьниками на уроках обществознания, географии, литературы, изобразительного искусства, музыки.

Изучение предмета «Россия в мире» предусматривается в выпускном классе. Таким образом, он выступает в качестве своего рода итогового курса, который подводит черту под всем комплексом знаний об обществе, которые получает современный российский школьник. Следовательно, происходит повторение уже имеющихся сведений, получение на этой базе новых данных, синтез учебного материала на основе познавательных возможностей ученика школы.

Введение учебного предмета «Россия в мире» сочетается с новой структурой и содержанием школьного исторического образования. В 5-10 классах учащиеся познакомятся с главными событиями всеобщей и отечественной истории, у них будет сформировано общее представление о главных вехах истории человеческой цивилизации.

Изучение курса «Россия в мире» будет способствовать становлению важных личностных качеств учащихся 11 класса, совокупность которых определена во ФГОС СОО как «портрет выпускника школы».

Компетентный взгляд на современный социум, в который вступают выпускники школы, необходим и для успешного решения вопросов, связанных с профессиональной ориентацией, определением своего места в жизни. Представленная в курсе «Россия в мире» информация о том, какие проблемы стоят перед обществом, какие области человеческой деятельности будут наиболее перспективными в ближайшее время, способны помочь юношам и девушкам в том, чтобы найти соответствующее применение своим способностям, определиться с будущей профессией.

Место учебного предмета в учебном плане

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение школьниками учебного курса «Россия в мире» по данной программе обеспечивает достижение важнейших личностных, метапредметных и предметных результатов на стадии среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО.

1.1 Формирование российской гражданской идентичности, чувства ответственности по отношению к Родине; воспитание учащихся в духе уважения к своему Отечеству и народам, его населяющим.

1.2 Воспитание уважения ко всем народам, их культурным особенностям и истории, толерантности, а также неприятия любых форм шовинизма, национализма и милитаризма; воспитание учащихся в духе гуманистических ценностей; осознание своего места в поликультурном мире; осознание непреходящей ценности человеческой жизни.

1.3 Осознание своей гражданской позиции как активного члена общества, готового защищать общепринятые демократические ценности, противостоять авторитарным и тоталитарным тенденциям и явлениям, уважать закон и правопорядок.

1.4 Готовность к самостоятельной и творческой деятельности; развитие здравого критического мышления; способность к саморазвитию и самовоспитанию.

1.5 Умение работать в коллективе, готовность к сотрудничеству с другими людьми и умение вести диалог.

1.6 Готовность и способность к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

1.7 Готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,

1.8 Готовность к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

1.9 Приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

1.11 Способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

1.12 Развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

2.1 Умение самостоятельно определять цели и задачи деятельности, планировать и корректировать свою деятельность, ставить новые познавательные задачи.

2.2 Умение представлять результаты своей деятельности в различных формах.

2.3 Умение ориентироваться в большом объеме информации, верифицировать ее, выделять главное и второстепенное, классифицировать и систематизировать.

2.4 Умение использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для решения различных учебных и профессиональных задач.

2.5 Умение логично, ясно и точно излагать свою точку зрения, используя наиболее подходящие языковые средства; умение адекватно использовать разные языковые коды (стилистические разновидности языка).

2.6 Умение использовать междисциплинарные связи для решения различных учебных и профессиональных задач.

3.1 Сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;

3.2 Сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;

3.3 Сформированность взгляда на современный мир с точки зрения интересов России, понимания её прошлого и настоящего;

3.4 Сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире;

3.5 Сформированность умений использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;

3.6 Сформированность умений сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;

3.7 Сформированность способности отличать интерпретации прошлого, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального подтверждения;

3.8 Сформированность представлений об особенностях современного глобального общества, информационной политике и механизмах создания образа исторической и современной России в мире;

3.9 Сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на её основе вариантов дальнейшего развития России.

В результате изучения учебного предмета «История: Россия в мире» на уровне среднего общего образования Выпускник на базовом уровне научится:

использовать комплекс знаний об основных этапах, ключевых событиях истории многонационального Российского государства и человечества в целом;

использовать понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, межпредметные связи для осмысления, раскрытия сущности, причинно-следственных связей и значения событий, процессов и явлений прошлого и современности;

раскрывать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса и роль многих поколений россиян во взаимодействии с другими государствами и народами во всех сферах, в том числе в современном глобальном мире;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

выделять причинно-следственные связи и исторические предпосылки современного положения РФ на международной арене;

сравнивать историческое развитие России и других стран, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности их исторического развития;

излагать круг дискуссионных, «трудных» вопросов истории и существующие в науке их современные версии и трактовки;

раскрывать историко-культурное многообразие народов России, содержание основополагающих общероссийских символов, культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;

применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;

использовать навыки проектной деятельности, умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике в условиях открытого информационного общества;

характеризовать важнейшие достижения культуры и систему ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

составлять собственное суждение об историческом наследии народов России и мира;

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

уважительно относиться к историко-культурному наследию народов России и мира;

знать и сопоставлять между собой различные варианты развития народов мира;

знать историю возникновения и развития основных философских, экономических, политико-правовых течений в мире, особенности их реализации в России.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, для соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;

применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;

использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;

анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;

раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;

целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;

применять приемы самообразования в области общественно-научного (социально-гуманитарного) познания для дальнейшего получения профессионального образования;

использовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

выявлять, понимать и прогнозировать развитие политических приоритетов России с учетом ее исторического опыта.

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

«Россия в мире» (68 часов)

Предмет изучения исторической науки. Исторические источники. Основные подходы к пониманию истории. Современный этап развития исторической науки. Отличие истории от мифологии.

Тема I . От первобытности к древним цивилизациям.

Древнейшее человечество и цивилизации Древнего Востока. Человечество в древности. Неолитическая революция и ее последствия. Цивилизации Северо-Восточной Африки и Западной Азии. Государства Восточного Средиземноморья. Индо-буддийская и китайско-конфуцианская цивилизация. Хозяйство, власть и общество на Древнем Востоке. Религия и культура цивилизаций Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Античное Средиземноморье. Северное Причерноморье в античную эпоху. Культурное наследие Античности. Возникновение и распространение христианства.

Тема II . Средневековое общество в VI -Х вв.

Становление западноевропейской и восточнохристианской цивилизаций. Поздняя Римская империя и мир варваров. Рождение западноевропейской цивилизации. Византия и восточнохристианская цивилизация. Судьба славянских народов. Христианская церковь на Западе и Востоке. Античное наследие и Средневековье.

Средневековые цивилизации Востока. Китайская и индийская цивилизации в раннее Средневековье. Ислам – новая мировая религия. Арабские завоевания и рождение мусульманской цивилизации. Раскол в исламе. Культура мусульманских стран.

Народы и государства Восточной Европы в раннее Средневековье. Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Этническая карта Восточной Европы. Хазарский каганат и Волжская Булгария. Занятия и общественный строй восточных славян.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Формирование Древнерусского государства. Наследники Рюрика. Крещение Руси. Древнерусское государство и общество. Организация управления государством. Первые княжеские усобицы. Община и вотчина в Древней Руси. Социальная структура общества. Русская Правда.

Культура и быт населения Древней Руси. Новые обычаи. Образование и литература. Архитектура и живопись. Бытовая культура.

Экономическое, социальное и политическое развитие Западной Европы.

Западноевропейский феодализм. Кризис традиционного аграрного общества. Политическое развитие Западной Европы. Изменение роли церкви в жизни общества.

Взаимодействие средневековых цивилизаций. Западноевропейская, восточнохристианская и мусульманская цивилизации в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе.

Политическая раздробленность Руси. От княжеских усобиц к политической раздробленности. Экономическое развитие Руси в период раздробленности. Социально-политические модели и внешняя политика. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля.

Русские княжества и Золотая Орда. Монгольская империя. Нашествие на Восточную и Центральную Европу. Золотая Орда. Орда и Русь.

Москва во главе объединения русских людей. Новые политические центры Руси. Великое княжество Литовское и Русское. Дмитрий Донской: начало борьбы за независимость. Наследники Дмитрия Донского. Распад Золотой Орды.

Русская средневековая культура. Культурные центры периода раздробленности. Подъем культуры после нашествия Батыя. Книжное дело и литература. Архитектура: храмы и крепости. Великие живописцы.

Тема IV . Мир в начале Нового времени.

Европа меняет себя и мир. Модернизация европейской экономики. Изменение в социальной структуре западноевропейского общества. Великие географические открытия и колониальные захваты. Реформация и религиозный раскол в Европе. Протестантская этика и капитализм.

Формирование Российского государства. От Руси к России. На пути к централизации власти. «Москва-третий Рим». Экономический подъем.

Кризис государства и общества в России. Смутное время. Опричнина. Итоги правления Ивана Грозного. Причины Смуты. Поход Лжедмитрия I и гражданская война. Иноземная интервенция и народные ополчения.

Становление самодержавия Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Законодательное оформление самодержавия. Церковный раскол. Изменения в экономическом и социальном строе. Новые явления в духовной жизни общества.

Начало формирования многонационального Российского государства. Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Продвижение на Север и в Сибирь. Присоединение Левобережной Украины.

Русская культура середины XV XVII вв. Основные тенденции в развитии культуры. Книжное дело и литература. Архитектура: новые стили. Живопись: от иконы к парсуне.

Тема V . Запад и Россия в эпоху Просвещения.

Эпоха Просвещения. Успехи в науке как предпосылки Просвещения. Общественные идеалы эпохи Просвещения. Развитие просветительских идей в XVIII столетии. «Просвещённый абсолютизм».

Революции XVIII столетия. Западная Европа перед эпохой революций. Англия и североамериканские колонии. Американская революция. Франция перед революцией. Начало Великой французской революции. Падение абсолютизма во Франции. Якобинская диктатура и завершение Великой французской революции.

Расширение территории Российской империи. Северная война и территориальные приобретения России. Расширение западных границ в последней трети XVIII века. Продвижение на юг. Восточные пограничья Российской империи.

Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре XVIII в. Образование и наука. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство.

Тема VI . Индустриальная цивилизация в XIX веке.

Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Начало промышленного переворота в Англии. Технический прогресс. Новый этап промышленного переворота. Социальные последствия промышленного переворота.

Идейные течения и политические партии. «Век либерализма». Консерватизм. Социализм. Идеи национализма на Западе.

Революции и реформы. Революции середины XIX в. во Франции. Революционное движение в других странах Европы. Реформы в Великобритании.

Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй – Испании и Португалии. Появление новых колониальных империй – Голландии, Франции и Англии. Возникновение независимых государств в Латинской Америке. Последствия и новое расширение европейской колонизации в Африке и Азии.

Модернизационные процессы в мире великих держав. Борьба против рабства и процессы модернизации в США. Возникновение национальных государств в Европе. Новые лидеры и новые явления в мировой экономике. Общественные движения и политические партии во второй половине XIX в.

Тема VII . Россия на пути модернизации.

Общественная жизнь России в первой половине XIX века. Общественные настроения в начале XIX века. Декабристы. В поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей «русского социализма».

Реформы 1860-1870 гг. в России. Новый рубеж в истории России. Преобразования 1860-1870 гг. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Развитие сельского хозяйства и промышленности в пореформенный период. Социально-экономическая политика Александра III (1881-1894).

Общественное движение в России во второй половине XIX века. Рост общественной активности. Консерватизм. Русский либерализм. Народничество. Возникновение рабочего движения и зарождение социал-демократии в России.

Россия – многонациональная империя. Управление территориями, присоединенными к России в первой трети XIX века. Кавказская война. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Русские переселенцы в Сибири и на Дальнем Востоке. Пути создания империи.

Россия в системе международных отношений. 1815 – 1878 гг. Венский конгресс и Священный союз. Восточный вопрос в международной политике и Россия. Крымская война. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Тема VIII . Россия и мир в начале XX века.

Внешняя политика России в начале XX века. Политическая карта мира. Внешнеполитическое положение России. Русско-японская война. Россия и европейские военно-политические союзы.

Новые тенденции в развитии индустриального общества. Страны Запада. Процессы глобальной модернизации и Россия. Идейные течения и политические партии в России. Начало модернизации в странах Востока.

Российская империя: самодержавие и общество на рубеже веков. Модернизационные процессы в экономике и обществе. Самодержавная монархия и ее социальная опора. Возникновение революционных организаций и партий.

Первая российская революция. Причины, начало и особенности первой революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка и Манифест 17 октября. Восстания в конце 1905 г. и Основные законы апреля 1906 г. Первая и вторая Государственная дума в условиях спада революции. Итоги и последствия революции.

Думская монархия и столыпинские реформы. Третьеиюньский политический режим. Столыпинская аграрная реформа. Экономика и общество накануне Первой мировой войны.

Развитие мировой научной мысли. Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество.

Мировая литература и художественная культура. Литература и жизнь. Основные направления художественной культуры. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство.

Характеризовать основные направления современной исторической науки;

Раскрывать содержание терминов, имеющих отношение к исторической науке;

Различать методы и проблематику современных течений в исторической науке

Тема I . От первобытности к древним цивилизациям (4 ч)

Древнейшее человечество и цивилизации Древнего Востока

Раскрывать сущность понятия «восточный деспотизм»;

Анализировать тексты исторических источников, созданные на Ближнем Востоке в период древности (законы Хаммурапи, Путешествие Синухета);

Античные цивилизации Средиземноморья

Определять основные черты античной греческой цивилизации и Древнего Рима;

Характеризовать этапы истории Древней Греции и Древнего Рима;

Раскрывать сущность понятий «античность», «полис»; «принципат», «доминат», «империя»;

Определять причинно-следственные связи, объясняющие развитие греческой и римской цивилизации.

Повторительно-обобщающий урок по теме I

Повторять и обобщать знания по теме От первобытности к древним цивилизациям.

Становление западноевропейской и восточнохристианской цивилизаций

Характеризовать основные этапы истории Западной Европы в период средневековья;

Раскрывать сущность понятий «феодализм», «сеньория», «цех», «гильдия» и др.;

Интерпретировать средневековые нарративные тексты;

Определять характерные черты западной средневековой цивилизации.

Средневековые цивилизации Востока

Объяснять специфику развития средневековых цивилизаций Востока;

Определять причинно-следственные связи истории средневековых цивилизаций Востока.

Народы и государства Восточной Европы в раннее Средневековье

Определять характерные черты восточноевропейской цивилизации;

Сопоставлять основные черты восточноевропейской и западноевропейской цивилизаций.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси

Объяснять причины образования Древнерусского государства;

Характеризовать этапы истории Древней Руси;

Раскрывать сущность понятий «дружина», «вече», «холопы» и пр.;

Древнерусское государство и общество

Объяснять эволюцию древнерусского государства и общества;

Анализировать специфику древнерусских исторических источников;

Сопоставлять Древнерусское государство, общество и культуру с западноевропейской и византийской цивилизациями.

Культура и быт населения Древней Руси

Анализировать культурные достижения Древней Руси;

Раскрывать сущность понятий «Отцы церкви», «ересь»

Повторять и обобщать знания по теме Средневековое общество в VI X вв.

Экономическое, социальное и политическое развитие Западной Европы

Объяснять экономическое, социальное и политическое развитие

Раскрывать сущность понятий «феод», «сеньор», «феодальная раздробленность», «сословия», «ярмарка», «индульгенция», «правовое государство».

Взаимодействие средневековых цивилизаций

Анализировать динамику развития трёх цивилизаций Средиземноморья и Ближнего Востока;

Раскрывать сущность понятия «духовно-рыцарские ордены».

Политическая раздробленность Руси

Характеризовать личности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо

Раскрывать сущность понятий «республика», «посадник».

Русские княжества и Золотая Орда

Анализировать политику русских князей по отношению к Монгольскому государству до нашествия на Русь;

Характеризовать личности Чингисхана, Угедея, Батыя, Юрия Всеволодовича, Андрея Ярославича, Даниила Галицкого, Александра Невского.

Москва во главе объединения русских земель

Объяснять причины создания единого Российского государства;

Раскрывать сущность понятий «черносошные крестьяне», «поместье», «кормление» и др..

Русская средневековая культура

Сопоставлять русскую культуру периода политической раздробленности и периода собирания русских земель вокруг Москвы.

Доказывать неразрывность русской культурной традиции в сложное историческое время

Характеризовать личности Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.

Самостоятельная работа и проектная деятельность учащихся

Создавать и защищать проект (реферат, презентацию)

Повторительно-обобщающий урок по теме III

Повторять и обобщать знания по теме Россия и мир в XI – середине XV в.

Тема IV . Мир в начале Нового времени (9 ч)

Европа меняет себя и мир

Формулировать вывод о развитии западноевропейской цивилизации на рубеже Средних веков и Нового времени;

Раскрывать сущность понятий «гражданское общество», «модернизация», «мануфактура», «люмпен-пролетарии», «метрополия», «гуманизм», «буржуазия»;

Характеризовать личности Х.Колумба, Ф.Магеллана, Мартина Лютера, Ж.Кальвина.

Формирование Российского государства

Определять причинно-следственные связи развития России;

Сопоставлять общество, государство, культуру и экономику России и Западной Европы;

Характеризовать деятельность исторических личностей;

Раскрывать сущность понятий «местничество», «тягло», «крепостное право» и др.

Страны Западной Европы в XVII в.

Сравнивать французский и английский абсолютизм;

Формулировать предпосылки потенциального социального конфликта;

Раскрывать сущность понятий «абсолютизм», «бюрократия», «протекционизм» и др.;

Кризис государства и общества в России. Смутное время

Анализировать социальные группы и исторические личности;

Раскрывать сущность понятий «Избранная рада», «террор», «посад», «кризис», «гражданская война»;

Характеризовать личности Фёдора Ивановича, Сильвестра, Бориса Годунова, Д.Пожарского и др.

Становление самодержавия Романовых

Характеризовать основные линии развития России в XVII в.;

Формулировать вывод о масштабах преобразований в стране в целом;

Раскрывать сущность понятий «всероссийский рынок», «посад», «крепостные».

Начало формирования многонационального Российского государства

Характеризовать рост этнического и конфессионального многообразия в стране;

Работать с исторической картой.

Русская культура середины XV – XVII в.

Изучать особенности отражения единого централизованного государства в книжном деле и литературе, архитектуре и живописи;

Формулировать вывод о взаимном влиянии политики и культуры;

Раскрывать сущность понятий «обмирщение культуры», «шатровый стиль», «парсуна», «московское барокко»;

Характеризовать личности Ивана Фёдорова, Симеона Полоцкого, Аристотеля Фиораванти, Симона Ушакова.

Самостоятельная работа и проектная деятельность учащихся

Создавать и защищать проект (реферат, презентацию)

Повторительно-обобщающий урок по теме IV

Повторять и обобщать знания по теме Мир в начале Нового времени

Тема V . Запад и Россия в эпоху Просвещения (8 ч)

Анализировать новаторские взгляды ученых-просветителей;

Раскрывать сущность понятия «просвещённый абсолютизм»;

Характеризовать личности Ш.Монтескьё, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо, Вольтера.

Революции XVIII столетия

Анализировать американскую и французскую революции;

Раскрывать сущность понятий «революция», «демократия», «конституция»;

Характеризовать личности Б.Франклина, Дж.Вашингтона, Людовика XVI и др.

Власть и общество в России в XVIII в.

Анализировать и сравнивать политику Петра I и Екатерины II по созданию регламентированного государства в России;

Находить отличия в деятельности монархов по этому направлению;

Раскрывать сущность понятий «рекрутская повинность», «Сенат», «коллегии» и др.;

Социально-экономическое развитие России

Анализировать новые явления в экономической жизни Российского государства в XVIII в.;

Формулировать вывод о качестве развития отечественной экономики в течение века;

Раскрывать сущность понятий «протекционизм», «меркантилизм», «подушная подать», «крепостное право»;

Анализировать исторические источники.

Расширение территории Российской империи

Анализировать расширение территории России и увеличение ее многонационального населения;

Формулировать вывод о возросшем потенциале Российской империи;

Работать с исторической картой;

Характеризовать личности А.В.Суворова, П.А.Румянцева, В.И.Беринга.

Образование, наука, культура

Характеризовать развитие образования, науки и культуры в XVIII веке;

Формулировать вывод о роли государства в развитии русской культуры XVIII века;

Работать с историческими источниками;

Характеризовать исторические личности.

Повторительно-обобщающий урок по теме V

Повторять и обобщать знания по теме Запад и Россия в эпоху Просвещения

Тема VI . Индустриальная цивилизация в XIX в. (7 ч)

Западная Европа и Россия в эпоху Наполеоновских войн

Анализировать этапы жизни и деятельности Наполеона;

Оценивать деяния Наполеона;

Работать с исторической картой;

Формулировать вывод об отличии империи Наполеона от традиционных европейских монархий.

Промышленный переворот и становление индустриального Запада

Формулировать вывод о его влиянии на развитие мировой цивилизации;

Раскрывать сущность понятий «промышленный переворот», «буржуазия», «пролетариат», «урбанизация»;

Характеризовать личности Д.Уатта, Р.Фултона, М.Фарадея и др.

Идейные течения и политические партии

Сравнивать основные идеологии XIX в. – консерватизм, либерализм, социализм, национализм;

Формулировать вывод о перспективности каждой из них;

Раскрывать сущность понятий «либерализм», «плюрализм», «консерватизм», «социализм» и др.

Революции и реформы

Прослеживать динамику социальных изменений в Европе в середине XIX в. на примере разных стран;

Работать с исторической картой.

Выделять этапы формирования мировой колониальной1 системы;

Анализировать политические и социально-экономические последствия колониальной политики;

Работать с исторической картой.

Модернизационные процессы в мире великих держав

Изучать инновационные явления в жизни мирового сообщества в конце XIX в.;

Сопоставлять возможности новой группы держав-лидеров – США, Германии, Японии и их непосредственных конкурентов – Великобритании, Франции и России;

Характеризовать личности А.Линкольна, О. фон Бисмарка, Рокфеллера и др.

Повторительно-обобщающий урок по теме VI

Повторять и обобщать знания по теме Индустриальная цивилизация в XIX в.

Тема VII . Россия на пути модернизации (9 ч)

Российское государство в первой половине XIX в.

Сравнивать правление императоров Александра I и Николая I ;

Формулировать вывод о результативности обоих правлений;

Анализировать исторические источники.

Общественная жизнь России в первой половине XIX в.

Анализировать содержание основных общественно-политических течений первой половины XIX в.;

Формулировать вывод о влиянии различных течений на развитие России;

Раскрывать сущность понятий «декабристы», «западники», «славянофилы»;

Характеризовать исторические личности.

Реформы 1860-1870 гг. в России

Анализировать положение в России в переломный момент ее обновления;

Рассматривать экономические и социальные проблем государства;

Формулировать вывод об историческом значении реформ 1860-1870-х гг.;

Раскрывать сущность понятий «элита», «индустриализация», «протекционизм» и др.

Общественное движение в России во второй половине XIX в.

Сравнивать основные направления русской общественной мысли в пореформенный период;

Формулировать вывод о пользе каждого из направлений для будущего страны;

Характеризовать исторические личности.

Россия – многонациональная империя

Анализировать последовательность вхождения новых народов в состав России;

Формулировать вывод о важности произошедших событий и их последствиях для развития страны;

Объяснять различное вхождение народов в состав России.

Россия в системе международных отношений. 1815-1878 гг.

Прослеживать динамику изменения международного статуса России в XIX веке;

Аргументировать позицию России по Восточному вопросу;

Самостоятельная работа и проектная деятельность учащихся

Создавать и защищать проект (реферат, презентацию)

Повторительно-обобщающий урок по теме VII

Повторять и обобщать знания по теме Россия на пути модернизации

Тема VIII . Россия и мир в начале XX в. (6 ч)

Внешняя политика России в начале XX в.

Анализировать международное положение стран – лидеров мирового экономического развития: Великобритании, Франции, США и Германии, России, Японии;

Сравнивать их внешнюю политику;

Формулировать вывод о потенциальной возможности глобального конфликта в мире в начале XX в.;

Работать с исторической картой.

Новые тенденции в развитии индустриального общества

Изучать три модели модернизации в начале XX в. – западную, российскую и восточную;

Формулировать вывод об успехах и трудностях разных стран на пути модернизации.

Российская империя: самодержавие и общество на рубеже веков

Изучать особенности модернизационных процессов в политике, экономике, социальной жизни, культуре России в начале XX в.;

Формулировать вывод о готовности российского государства и общества к модернизации;

Характеризовать исторические личности.

Первая российская революция

Анализировать причины, ход, итоги Первой российской революции;

Формулировать вывод об историческом значении этого события;

Раскрывать сущность понятий «революция», «стачка», «шовинизм» и др.;

Характеризовать личности Г.А.Гапона, П.Н.Милюкова, А.И.Гучкова, В.М.Пуришкевича.

Думская монархия и столыпинские реформы

Анализировать развитие России после Первой российской революции;

Формулировать вывод о возможности нового социального конфликта в стране.

Повторительно-обобщающий урок по теме VIII

Повторять и обобщать знания по теме Россия и мир в начале XX в.

Тема IX . Наука и культура в XIX – начале XX в. (8 ч)

Развитие мировой научной мысли

Раскрывать сущность понятий «модернизм», «авангардизм» и др.

Мировая литература и художественная культура

Анализировать многообразие направлений художественной культуры XIX в.;

Составлять хронологическую последовательность их возникновения;

Раскрывать сущность понятий «классицизм», «романтизм», «реализм», «импрессионизм», «символизм»;

Характеризовать исторические личности.

Культура России в XIX в.

Сравнивать культурный потенциал первой и второй половины XIX в.;

Формулировать вывод о преемственности в российской культуре;

Характеризовать исторические личности – представителей русской культуры.

Развитие российской культуры в начале XX в.

Анализировать творчество деятелей культуры Серебряного века;

Характеризовать авангардистов по нескольким направлениям;

Составлять таблицу с примерами воплощения идей деятелей культуры.

Самостоятельная работа и проектная деятельность учащихся

Создавать и защищать проект (реферат, презентацию)

Повторительно-обобщающий урок по теме IX

Повторять и обобщать знания по теме Наука и культура в XIX – начале XX в.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *