рабиндранат тагор краткая биография
Rabindranath Tagore (Рабиндранат Тагор): Биография композитора
Рабиндранат Тагор – поэт, музыкант, композитор, художник. Творчество Rabindranath Tagore сформировало литературу и музыку Бенгалии.
Rabindranath Tagore (Рабиндранат Тагор): Биография композитора
Детские и юношеские годы
Дата рождения Тагора – 7 мая 1861 года. Он родился в особняке Джорасанко в Калькутте. Тагор воспитывался в многодетной семье. Глава семейства был землевладельцем и вполне мог обеспечить детям достойную жизнь.
Матушка мальчика умерла, когда он был ребёнком. Воспитанием детей по большей части занимались приглашённые учителя и слуги. Глава семейства часто путешествовал. Он привил детям любовь к знаниям и искусству.
В доме Тагоров часто проходили творческие вечера, на которых звучали композиции лучших бенгальских и западных маэстро. Дети были воспитаны в передовых традициях того времени. В итоге практически все выходцы семьи Тагоров проявили себя в науке или искусстве.
Рабиндранат не любил изучать школьные предметы. Под присмотром старшего брата он занимался спортом. Парень обожал борьбу, бег, плавание. В юношеском возрасте он увлёкся живописью, литературой и медициной. Он углублённо изучал английский язык.
Когда Рабиндранату исполнилось 18 лет, он вместе с главой семейства уехал в предгорья Гималаев. Молодой человек слушал мелодичные композиции, в священном Золотом храме Амритсара. Кроме того, он проникся астрономией, санскритом и классической поэзией.
Творческий путь Rabindranath Tagore
Когда юноша вернулся из путешествия, то взялся за написание нескольких стихотворений и полноценного романа. Тогда же он дебютировал в жанре рассказа. Он опубликовал произведение «Женщина-нищий».
Отец видел в сыне исключительно адвоката. Молодой человек повиновался воле главы семейства, поэтому 1878 году Рабиндранат поступил в Университетский колледж, который располагался в Лондоне.
Несколько месяцев Тагор потратил на то, чтобы окончательно убедится, что юриспруденция – это не его стезя. В конечном результате он забрал документы и начал заниматься тем, что действительно приносит ему удовольствие. В Англии ему посчастливилось познакомиться с богатым творческим наследием Шекспира.
Он продолжил сочинять пьесы. Позже к нему присоединился ещё и брат. Они устраивали литературные вечера. Драматические произведения рождались из сюжетов новелл. Зачастую в них фигурировала глубоко философская тема о бытие и смысле жизни.
Rabindranath Tagore (Рабиндранат Тагор): Биография композитора
В 1880 году Тагор вернулся на родину. С этого период времени мастер слова регулярно публикует рассказы и романы, которые он сочиняет под влиянием лучших европейских традиций. Такой подход стал новинкой для брахманской классической литературы.
Он создал огромное количество стихов, рассказов и романов. Тагору удавалось просто рассказывать о деревенском быте, проблемах современного общества, религии и конфликте «отцов и детей».
Лирическое произведение «Последняя поэма» – заняло особое место в творческом наследии мастера. Стихотворение идеально подошло для музыкальной композиции Алексея Рыбникова, которое прозвучало в ленте «Вам и не снилось».
Были периоды, когда у Тагора не было вдохновения. Такой период наступил в 30-х годах. Когда писатель прервала молчание, то опубликовал несколько эссе с исследованиями в области биологии. Тогда же состоялась презентация нескольких стихотворений и пьес.
Рабиндранат Тагор
Содержание
Биография
Ранние годы
Индийский поэт Рабиндранат Тагор родился в Калькутте и был младшим из четырнадцати детей в известной и состоятельной семье. Его отец, Махариши Дебендранат Тагор, был брахманом, часто совершавшим паломничества к святым местам Индии. Его мать, Сарада Деви, умерла, когда Тагору было 14 лет. Лишившись матери, юноша ведет одинокую и замкнутую жизнь. Он начинает писать стихи с восьми лет, учится сначала дома, затем в частных школах, в том числе в Восточной семинарии в Калькутте, в педагогическом училище и Бенгальской академии, где изучает бенгальскую историю и культуру. Путешествуя с отцом в 1873 г. по северу Индии, мальчик был потрясен красотой увиденного, богатством многовекового культурного наследия.
Первые публикации
В 1878 г. была опубликована эпическая поэма Тагора «История поэта» («Kabikahine»). В том же году он уезжает в Англию изучать право в Университетском колледже Лондона, однако через год, не получив диплома, возвращается в Индию и некоторое время живёт в Калькутте, где по примеру старших братьев начинает писать. В 1883 г. он женится на Мриналини Деви, от брака с которой у него было два сына и три дочери, выпускает свои первые поэтические сборники: «Вечерние песни» («Sandhya Sangeet», 1882) и «Утренние песни» («Prabhat Sangeet», 1883), которые положили начало его поэтической карьере.
В 1890 г. по просьбе отца Тагор становится управляющим родового поместья в Шелайдехо в Восточной Бенгалии, где живёт в особняке и в доме на воде на реке Падма. Сельские пейзажи и обычаи — главная тема стихов Тагора 1893—1900 гг., среди которых следует выделить сборники «Золотая ладья» («Sonar Tari», 1894) и «Мгновение» («Khanika, 1900). «Это был самый продуктивный этап моей литературной деятельности», — писал впоследствии об этом времени сам поэт. Образ «золотой ладьи», метафоры человеческой жизни в потоке времени, встречается и в последующих произведениях Тагора. В «Мгновении» романтически приподнятый стиль ранних стихотворений уступает место более разговорному, что вызвало недовольство многих индийских критиков того времени, которых покоробил самобытный поэтический голос Тагора.
В 1901 г. Тагор переехал в Шантиникетан, семейное поместье под Калькуттой, где вместе с ещё пятью учителями открыл школу, ради чего жена Тагора продала большую часть драгоценностей, а сам поэт — авторское право на издание своих сочинений. В это время Тагор совмещает преподавание с литературным трудом, пишет не только стихи, но и романы, рассказы, книги по истории Индии, учебники и статьи по вопросам педагогики.
После смерти жены в 1902 г. Тагор публикует сборник лирических стихов «Память» («Sharan»), пронизанных щемящим чувством утраты. В 1903 г. от туберкулеза умирает одна из дочерей, а в 1907 г. от холеры — младший сын поэта.
Международная известность
В 1912 г. старший сын отправляется учиться в США в сельскохозяйственный колледж Иллинойского университета, и Тагор, который едет вместе с ним, делает остановку в Лондоне, где показывает свои стихи в собственном переводе на английский язык Уильяму Ротенстайну, английскому живописцу и литератору, с которым познакомился годом раньше в Индии. В том же, 1912 г. при содействии Ротенстайна в «Индийском обществе» («India Society») выходят «Жертвенные песни» («Gitanjali»), с предисловием Уильяма Батлера Йейтса, после чего Тагор становится известен в Англии и США. Эзра Паунд, в то время неофициальный секретарь Йитса, хвалил стихи Тагора за «высшую мудрость, напоминание обо всем том, что в хаосе западной жизни… в столпотворении городов, в трескотне коммерческой литературы, в водовороте рекламы вылетает из головы». Многие поклонники Тагора представляли себе поэта, как мистический голос народа всей Индии.
Нобелевская премия
Тагор получил Нобелевскую премию по литературе в 1913 г. «за глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление, ставшее, по его собственным словам, частью литературы Запада». В своей речи представитель Шведской академии Харальд Йерне отметил, что «наибольшее впечатление на членов Нобелевского комитета произвели „Жертвенные песни“». Йерне также упомянул английские переводы других, как поэтических, так и прозаических, произведений Тагора, которые в большинстве своем были опубликованы в 1913 г. Заметив, что стихи Тагора «наполнены общечеловеческим смыслом», Йерне назвал поэта «фигурой, сближающей мир Востока и Запада».
Тагор, находившийся в то время в США, на торжественной церемонии не присутствовал, но прислал телеграмму, в которой выражалась признательность «за широту взглядов, делающих далекое — близким, а чужое — родным». В отсутствие лауреата награда была вручена английскому послу в Швеции. Денежную премию Тагор пожертвовал своей школе, Визва-Бхарати, ставшей после первой мировой войны университетом с бесплатным обучением.
В 1915 г. Тагор получил рыцарское звание, однако через четыре года, после расстрела британскими войсками мирной демонстрации в Амритсаре, от него отказался. В течение последующих тридцати лет поэт совершает поездки в Европу, в США, в Южную Америку и на Ближний Восток. Его картины (Тагор начал заниматься живописью в возрасте 68 лет) выставлялись в Мюнхене, Нью-Йорке, Париже, Москве, в других городах мира.
Драма и проза
Хотя на Западе Тагор больше известен как поэт, он был также автором многочисленных пьес: «Жертвоприношение» («Visarjan», 1890), герой которой, молодой человек, занят мучительными поисками истины; «Почта» («Dakghar», 1912) — печальная история подростка; «Красные олеандры» («Rakta-Karabi», 1925) — драма социального и политического протеста. Многочисленные новеллы Тагора, в основном из жизни бенгальского крестьянства, впервые появились на английском языке в 1913 г. в сборнике «Страждущие камни и другие рассказы» («Hungry Stones and Other Stories»).
Последние годы
Тагор был удостоен почетной степени четырех университетов Индии, был почетным доктором Оксфордского университета. Он умер в Калькутте, в 1941 г., после продолжительной болезни.
Оценка творчества
По мнению его литературного секретаря Амии Чакраварти, Тагор был рад, что его произведения пользовались у простых бенгальцев такой популярностью, что воспринимались как народные. «Люди в далеких индийских деревнях пели его песни (которых поэт написал более 3 тыс.), читали вслух его стихотворения, приводили его изречения, даже не зная, кто их автор, — писал Чакраварти. — Погонщики волов, паромщики, сельскохозяйственные рабочие воспринимали его поэтический дар как часть многовекового культурного достояния».
Хотя Тагор до конца 20-х гг. оставался широко известен на Западе, интерес к его творчеству значительно снизился. В своей монографии о Тагоре Мэри Лейго объясняет это двумя причинами. Во-первых, большая часть английских переводов произведений Тагора (кроме, естественно, авторизованных) оказалась не в состоянии передать истинный смысл и красоту его строк. Во-вторых, многие ранние стихи поэта, а также его последние книги никогда не переводились и доступны только бенгальским читателям. С точки зрения индийского исследователя Кришны Крипалани, «главное значение Тагора заключается в том импульсе, который он придал развитию индийской культуры и мысли… Он дал своему народу веру в его собственный язык, в его культурное и нравственное наследие».
Рабиндранат Тагор: краткая биография, фото поэта
Рабиндранат Тагор (1861—1941)
Он был величайшей фигурой современного индийского ренессанса.
С. Радхакришнан
Из всех лауреатов-литераторов Тагор был, пожалуй, наиболее разносторонне одаренным. На родине он прежде всего славен как поэт, его перу принадлежат десятки стихотворных сборников. Но Тагор также крупнейший прозаик, драматург и публицист. Он реформатор бенгальского художественного слова, автор многочисленных работ по вопросам языка и литературы. В «Музыкальном словаре» можно прочесть, что Тагор — композитор, создавший несколько балетов и около 2500 песен, их поют на его родине и по сей день. Он сам публично исполнял свои песни. Современники считали Тагора блестящим драматическим актером и талантливым режиссером. Тагор известен и как философ-моралист, один из руководителей религиозно-реформистского движения, издатель общественно-политического журнала, участник борьбы со стихийными бедствиями. Он педагог-просветитель, автор школьных учебников и трудов по проблемам аграрного образования и развития, основатель университета, а также Института реконструкции сельского хозяйства. Он крупнейший пропагандист идей Востока на Западе, его лекции на философские, политические, культурные и литературные темы привлекали пристальное внимание интеллектуальной элиты в Европе, Америке, Японии. Последние 12 лет жизни Тагор увлекался живописью, создал около 3000 картин и набросков и завоевал всемирную славу оригинальным талантом художника.
Его гений обогащал все, к чему он прикасался. По многогранности и масштабам деятельности Тагора можно сравнить с титанами Возрождения. И это не случайно, ибо Индия в конце XIX— начале XX века переживала эпоху, созвучную европейскому Ренессансу.
Индия — древняя страна, предполагаемая прародина индоевропейской семьи языков. Еще пять тысячелетий назад в долине реки Инд возникла одна из ранних мировых цивилизаций. Современная история Индии восходит к XVI веку, когда португальцы, а затем голландцы и французы захватили стратегические опорные пункты на побережье страны. Потом их начали вытеснять англичане, и к середине XIX века завоевание Индии Англией было закончено. Страна на целое столетие стала колонией. Порабощение вызвало реакцию в форме национально-освободительной борьбы (в 1857—1859 годах Индия была охвачена восстанием) и общественного движения за возрождение и развитие собственной культуры.
Основателем этого движения был Раммохан Рай, зачинатель индийского просвещения и религиозный реформатор, в 1825 году создавший «Брахмо Самадж» («Общество единого Бога Брахмы»). После его смерти руководителем «Брахмо Самадж» стал дед, а потом отец Рабиндраната Тагора, а сам поэт с 1884 по 1911 год был бессменным секретарем общества.
Семья Тагоров играла ведущую общественную роль в Бенгалии, бывшей в то время одной из провинций Британской Индии и ставшей центром начинавшегося пробуждения страны. Это были выходцы из древнего рода, принадлежащие к касте брахманов, крупные землевладельцы и коммерсанты. Тагоры относились к числу наиболее образованных людей Калькутты, их дом был средоточием культурной жизни столицы Бенгалии. Здесь устраивались политические и литературные диспуты, ставились пьесы, исполнялись музыкальные произведения.
Рабиндранат, который был младшим, четырнадцатым ребенком в громадной семье, с детства познал атмосферу уважения к национальной культуре, любви к поэзии и искусству. Его лирические опыты и заметки о литературе стали печатать, когда мальчику не было и 14 лет. А еще три года спустя ему уже принадлежали два сборника стихов.
Воспитание младших детей отец поручил старшим братьям, и хотя Рабиндранат начал посещать школу с 5 лет, настоящее образование дети получали дома. Рабочий день начинался с 6 утра и продолжался с перерывами до 9 вечера. Особое внимание уделялось родному языку, и все обучение велось на нем. Кроме того, дети осваивали английский язык, санскритскую грамматику, историю, арифметику, геометрию, физику, анатомию, рисование и музыку. Большое значение придавалось занятиям гимнастикой и борьбой.
Когда Рабиндранату исполнилось 12 лет, над ним был совершен обряд посвящения в брахманы. Затем отец взял его с собой в традиционное путешествие по Гималаям, а по возвращении мальчик стал принимать участие в литературно-музыкальных вечерах. В 17 лет его послали в Англию, где юноша пробыл полтора года, занимаясь, однако, главным образом музыкой и литературой. Вернулся он на родину, так и не завершив образования. В 22 года Рабиндранат женился. В соответствии с обычаями брак был заключен по сговору родителей, однако супруги жили в полном согласии.
Мировая слава пришла к поэту, когда ему перевалило за 50. Это случилось так. После долгого перерыва он снова собрался за границу и, коротая досуг во время плавания, выполнил давнюю задумку, переведя на английский часть своих стихов в прозе. Когда Тагор прибыл в Лондон, тетрадь с переводами попала в руки знаменитого ирландского поэта Уильяма Йетса. Тот был потрясен. В предисловии к сборнику Тагора, вышедшему в ноябре 1912 года тиражом 750 экземпляров над названием «Гитанджали», Иетс писал:
«Я носил с собою тетрадь с этими переводами на протяжении многих дней, перечитывая их в вагонах поездов, на крыше омнибуса, в ресторане, и я часто должен был захлопывать ее, чтобы кто-нибудь посторонний не увидел, насколько я растроган. Эти стихотворения показывают мир, о котором я мечтал всю свою жизнь. Это плод величайшей культуры, и все же они кажутся выросшими из обычной почвы — как трава или тростник».
Английский поэт Стердж Мур выдвинул кандидатуру Тагора для рассмотрения в Нобелевском комитете. Комитет отдавал предпочтение французскому литературоведу и критику Эмилю Фаге, но вопрос был решен активной поддержкой новоиспеченного академика Вернера фон Хейденстама, который заявил: «Я был глубоко тронут, прочитав эти стихотворения, не помню, чтобы я читал что-нибудь подобное за последние 20 лет и даже больше. Они подарили мне часы яркой радости. В его поэзии нет ничего, что было бы спорным или оскорбительным, ничего суетного, пошлого и мелочного».
«Гитанджали» означает «Жертвенные песни». Стихи сборника написаны большей частью в форме обращения к Верховному Божеству. Вот одно из них:
«Я думал, что мое странствие пришло к концу у последнего предела моих сил, что путь мой замкнут, что припасы мои истощились и настал час искать приюта в безмолвной тьме.
Но вижу — воля Твоя бесконечна. Когда старые слова замирают на устах, новые рвутся из сердца; и там, где стезя теряется, открывается новая страна чудес».
Перевод Н. Пушегиникова
Мир для Тагора реален, но существует не сам по себе, а как бесконечно разнообразное проявление всепроникающего духовного начала. Тагор был сторонником индуизма — национальной религии Индии, родившейся в раннем средневековье из древнего брахманизма и буддизма, однако стремился его реформировать, причем не только обрядовую сторону, но и исходные положения. Наиболее яркой чертой философии Тагора был упор на развитие человеческой личности и его глубокое убеждение в том, что нет врожденных противоречий между так называемыми противоположностями — телом и душой, наслаждением естественной красотой и поисками истины, общественными обязанностями и правилами поведения каждого человека, уважением традиций и свободой исканий, любовью к своему народу и верой в единство человечества. По его представлению, эти кажущиеся противоположности могут быть примирены путем создания истинной гармонии из видимого несогласия.
заключается в том, что он много сделал для лучшего понимания Западом Востока. Своими выступлениями Тагор пробудил у Старого и Нового Света интерес к подлинной Индии. Он выступал от имени истинной цивилизации, которая видела много взлетов и падений, но никогда не переставала быть собой, никогда не гасила творческого огня и никогда не прекращала поисков Вечного. Среди его друзей и знакомых на Западе были лучшие люди своего времени, чьи имена неоднократно повторяются в этих записках: Бертран Рассел, Бернард Шоу, Рудольф Эйкен, Анри Бергсон, Уильям Иетс, Ромен Роллан, Сельма Лагерлёф, Томас Манн, Джон Голсуорси, Кнут Гамсун, Гер- харт Гауптман, Сшгклер Льюис и другие. Поэзию Тагора переводили на родные языки Иетс, Бунин, Жид, Пастернак, Хименес.
Умер Тагор после тяжелой болезни в разгар второй мировой войны, в августе 1941 года, со страхом внимая сообщениям о поражениях советских армий. Прах его был по национальному обычаю развеян. Освобождения родины от колониального позора Тагор не дождался, оно пришло через 6 лет после его кончины. Но в том, что страна все- таки стала самостоятельной, была большая доля его труда.
К столетию со дня его рождения в Калькуттском университете учреждена кафедра по изучению его творчества, а в Дели создан Дом Тагора, в котором размещены три национальных учреждения: Академия литературы, Академия изобразительных искусств и Академия музыки, драмы и танца. Этот день ежегодно отмечается как национальный праздник, а штат Западная Бенгалия проводит месячник Тагора, сопровождаемый театрализованными представлениями, семинарами и чтениями.
Статья из книги А. Илюковича «Согласно завещанию»
Рабиндранат Тагор
Тагор начал писать стихи в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет он написал первые новеллы и драмы, опубликовал свои поэтические пробы под псевдонимом Солнечный Лев (бенг. Bhānusiṃha). Получив воспитание, пропитанное гуманизмом и любовью к родине, Тагор выступал за независимость Индии. Им были организованы Университет Вишва Бхарати и Институт реконструкции сельского хозяйства. Стихи Тагора сегодня являются гимнами Индии и Бангладеш.
Рабиндранат Тагор, младший из детей Дебендранатха Тагора (1817-1905) и Шарады Деви (1830-1875), родился в имении Джорасанко Тхакур Бари (север Калькутты). Род Тагоров был очень древним и среди его предков были основатели религии Ади Дхарм. Отец, будучи брахманом, часто совершал паломничества к святым местам Индии. Мать, Шарода Деви, умерла, когда Тагору было 14 лет.
Семья Тагоров была очень известной. Тагоры являлись крупными заминдарами (землевладельцами), их дом посещали многие выдающиеся писатели, музыканты и общественные деятели. Старший брат Рабиндраната Двиджендранатх был математиком, поэтом и музыкантом, средние братья Диджендранатх и Джотириндранатх, были известными философами, поэтами и драматургами. Племянник Рабиндраната Обониндранатх стал одним из основателей школы современной бенгальской живописи.
В пять лет Рабиндраната отдали в Восточную семинарию, а впоследствии перевели в так называемую Нормальную школу, которая отличилась казенной дисциплиной и неглубоким уровнем образования. Поэтому Тагор больше любил прогулки по имению и окрестностям, чем школьные занятия. По завершению обряда упанаяны в 11 лет, Тагор покинул Калькутту 14 февраля 1873 года и путешествовал с отцом несколько месяцев. Они посетили семейное имение в Шантиникетане и остановились в Амритсаре. Молодой Рабиндранат получал хорошее домашнее образование изучая историю, арифметику, геометрию, языки (в частности английский и санскрит) и другие предметы, познакомился с творчеством Калидасы.
Вишнуистская поэзия вдохновила шестнадцатилетнего Рабиндраната на создание поэмы в стиле майтхили, основанном Видьяпати. Она была опубликована в журнале «Бхароти» под псевдонимом Бхану Шингхо (Bhānusiṃha, Солнечный Лев) с пояснениями, что рукопись XV столетия была найдена в старом архиве, и была положительно оценена экспертами. Он написал «Бикхарини» («Нищенка», опубликованная в 1877 году в июльском номере журнала «Бхароти», стала первым рассказом на языке бенгали), поэтические сборники «Вечерние песни» (1882), включивший поэму «Нирджхарер Свапнабханга», и «Утренние песни» (1883).
9 декабря 1883 года Рабиндранат женился на Мриналини Деви (урожд. Бхабатарини, 1873-1902). Мриналини как и Рабиндранат происходила из семьи брахманов-пирали. У них было пять детей: дочери Мадхурилата (1886-1918), Ренука (1890-1904), Мира (1892-?), и сыновья Ратхиндранатх (1888-1961) и Саминдранатх (1894-1907). В 1890 году Тагору были вверены огромные поместья в Шилайдахе (теперь часть Бангладеш). Жена и дети присоединились к нему в 1898 году.
В 1910 году был издан один из наиболее известных сборников стихов Тагора «Гитанджали» (Жертвенные песнопения). Тагор много путешествовал, с 1912 года посетив Европу, США, СССР, Японию и Китай. Будучи в Лондоне, он показал несколько самостоятельно переведенных на английский язык стихов из «Гитанджали» своему другу, британскому художнику Уильяму Ротенштейну, на которого они произвели большое впечатление. При содействии Ротенштейна, Эзры Паунда, Уильяма Йейтса и других «Индийское общество» (India Society of London) издало 103 переведенных стиха Тагора в 1913 году, а ещё через год появилось четыре русскоязычных издания.
14 ноября 1913 года Тагор узнал, что стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.
Тагор стал первым её лауреатом из Азии. Шведской академией была высоко оценена идеалистическая, и доступная для западных читателей небольшая часть переводного материала, включившего в себя часть «Гитанджали». В своей речи представитель академии Харальд Йерне отметил, что наибольшее впечатление на членов Нобелевского комитета произвели «Жертвенные песни». Йерне также упомянул английские переводы других, как поэтических, так и прозаических, произведений Тагора, которые в большинстве своем были опубликованы в 1913 году. Денежная премия Нобелевского комитета была пожертвована Тагором его школе в Шантиникетане, впоследствии ставшей первым университетом с бесплатным обучением. В 1915 году Тагору был пожалован титул рыцаря, от которого он отказался в 1919 году после расстрела мирных жителей в Амритсаре.
В 1921 году Тагор вместе со своим другом, английским агрономом и экономистом Леонардом Элмхерстом, основал в Суруле (неподалеку Шантиникетана) Институт реконструкции сельского хозяйства, позднее переименований в Шриникетан (Обитель благосостояния). Этим Рабиндранат Тагор обошел символический сварадж Махатмы Ганди, который, он не одобрял. Тагору приходилось искать помощи спонсоров, должностных лиц и ученых во всем мире для «освобождения деревни от оков беспомощности и невежества» путем просвещения.
Микеле Морамарко приводит информацию, что в 1924 году Верховным Советом Шотландского обряда Тагору была присуждена почетная премия. Согласно ему, Тагор имел возможность стать масоном в молодости, предположительно пройдя посвящение в одной из лож, во время своего нахождения в Англии.
В начале 1930-х гг. он обратил свое внимание на кастовую систему и проблемы неприкасаемых. Выступая на публичных лекциях и описывая «неприкасаемых героев» в своем творчестве ему удалось добиться разрешения на посещения ими Храма Кришны в Гуруваюре.
Многочисленные международные путешествия Тагора лишь укрепили его во мнении, что всякое деление людей очень поверхностно.
В мае 1932 года, во время посещения им лагеря бедуинов в пустыне Ирака, к нему обратился вождь со словами: «Наш Пророк сказал, что настоящий мусульманин тот, от чьих слов или действий не пострадает ни один человек». Позже Тагор отметил в своём дневнике: «Я начал распознавать в его словах голос внутренней гуманности». Он тщательно изучал ортодоксальные религии и упрекал Ганди за высказывание, что землетрясение 15 января 1934 года в Бихаре, повлекшее тысячи смертей, было наказанием свыше за угнетение касты неприкасаемых. Он оплакивал эпидемию бедности в Калькутте и всё ускорявшийся социоэкономический спад в Бенгалии, который он подробно описал в нерифмованной поэме в тысячи строк, чья уничтожающая техника двойного видения предвестила фильм Сатьяджита Рея «Апур Сансар».
Тагором было написано ещё множество произведений, составивших пятнадцать томов. Среди них такие поэмы в прозе как «Снова» («Punashcha», 1932), «Последняя октава» («Shes Saptak», 1935) и «Листья» («Patraput», 1936). Он продолжал экспериментировать со стилем, создавая песни в прозе и танцы-пьесы, такие как «Читрангада» («Chitrangada», 1914), «Шьяма» («Shyama», 1939) и «Чандалика» («Chandalika», 1938). Тагором были написаны романы «Дуи Бон» («Dui Bon», 1933), «Маланча» («Malancha», 1934) и «Четыре части» («Char Adhyay», 1934). В последние годы жизни его заинтересовала наука. Он написал сборник эссе «Наша Вселенная» («Visva-Parichay», 1937). Его исследования биологии, физики и астрономии нашли отражение в поэзии, которая часто содержала широкий натурализм, подчеркивающий его уважение перед законами науки. Тагор участвовал в научном процессе, создавая рассказы об учёных, вошедших в некоторые главы «Си» («Se», 1937), «Тин Санги» («Tin Sangi», 1940) и «Гальпасальпа» («Galpasalpa», 1941).
Последние четыре года жизни Тагора были омрачены хроническими болями и двумя длительными периодами болезней. Они начались когда Тагор потерял сознание в 1937 году и долго оставался в коме на грани жизни и смерти. Это же повторилось в конце 1940 года, после чего он уже не оправился. Поэзия Тагора, написанная в эти годы, является образчиком его мастерства и отличалась особой озабоченностью смертью. После продолжительной болезни Тагор скончался 7 августа 1941 года в имении Джорасанко. Весь бенгалоязычный мир оплакивал уход поэта. Последним, кто видел Тагора живым, был Амия Кумар Сен, записывавший под диктовку последнюю его поэму. Позже её черновик был передан музею Калькутты. В воспоминаниях индийского математика, профессора П. Ч. Махалонбиса отмечалось, что Тагор сильно переживал из-за войны между нацистской Германией и СССР, часто интересуясь сводками с фронтов, и в последний день жизни высказал твёрдую веру в победу над нацизмом.