р в овчарова биография
Овчарова Р.В.. Книги онлайн
Под руководством Р.В.Овчаровой защищено 10 и подготовлено к защите 5 кандидатских диссертаций. За научное руководство студенческими работами, отмеченными знаком «Лауреат Всероссийского конкурса», «Лауреат областного фестиваля-конкурса» неоднократно награждалась дипломами МОРФ и грамотами областной администрации.
В 2000 году Раисе Викторовне присвоено звание действительного члена Академии педагогических и социальных наук. Овчарова Р.В. опубликовала около 200 научных и учебно-методических работ.
Книги (13)
Криминальная мотивация несовершеннолетних правонарушителей и её коррекция.
Соавтор: Малюшина Ю.А.
В монографии рассматривается проблема диагностики, профилактики и коррекции криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей. Предлагается методика диагностики доминирующего криминального мотива.
Раскрываются такие темы, как: «Основные теоретические подходы к проблеме криминальной мотивации», «Особенности криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей», «Эмпирическое исследование криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей» и др.
Соавтор: Мягкова М.А.
В монографии осуществлен теоретический анализ проблемы материнства в отечественной и зарубежной психологии, рассмотрена специфика неполных семей и ее влияние на личностные особенности женщины и ребенка в процессе воспитания, раскрываются особенности формирования материнства в неполной семье, представлены теоретические модели материнства в полной и неполной семье, выделены социально — психологические условия формирования материнства в неполных семьях.
Эмпирически доказано, что материнство в неполной семье проявляется в изменении его содержания, в частности, в негативном отношении к отцу ребенка, низком уровне осознанности материнских позиций и установок и проявления материнской любви, снижении родительской ответственности и уровня осознанности материнского поведения в целом. Выявлено, что особенности выполнения основных функций по воспитанию детей в неполной материнской семье зависят от уровня осознанности материнства: чем выше уровень осознанности, тем больше поведение матери приближено к поведению женщины, воспитывающей ребенка вместе с мужем, что позволяет компенсировать его отсутствие в неполной семье. Разработана типология одиноких матерей («позитивная мать», «сознательная мать», «традиционная мать»). На диагностической основе подготовлена и апробирована программа «Счастье материнства». Имеется практический раздел психодиагностики и хрестоматия технологий психологической поддержки одиноких матерей.
Книга адресована семейным психологам, педагогам, родителям, преподавателям, аспирантам и студентам, а также всем тем, кто интересуется проблемой осознанного материнства.
В книге представлены несложные методики для определения уровня подготовки ребенка к школе и рекомендации по формированию разноуровневых классов. Подробно рассказывается о способах коррекции школьных страхов и тревожности у детей. Интересны разработки уроков человековедения и общения в начальной школе.
Специальная глава посвящена детям, слабо подготовленным к школе, плохо адаптирующимся в новых условиях. Завершает книгу глава, посвященная учителю и родителям. Здесь рассказывается, как выявить свои личностные особенности и уровень профессиональной подготовки, как заняться самоменеджментом, наладить контакт с родителями и организовать работу с ними.
В конце книги даны приложения с подробным описанием коррекционных игр, упражнений, заданий для использования на уроке и во внеурочное время.
В учебное пособие «Практическая психология образования» отражены следующие разделы: введение в специальность; технология основных направлений работы практического психолога; методика работы психолога с детьми разного возраста; технология психологической помощи детям группы риска; методика работы психолога с семьей и педагогическим коллективом учреждений образования.
Книга содержит следующие разделы: педагогический коллектив и педагоги в аспекте сопровождения, технологии психологического сопровождения профессиональной деятельности учителя, технологии разрешения психологических проблем учителя, технологии психологической фасилитации взаимодействия учителя и учащихся, технологии самореализации и развития творческой индивидуальности педагога.
Пособие включает контрольные вопросы, темы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов и списки рекомендуемой литературы по каждой теме.
Общая картина семейного воспитания и всей жизни в семье во многом определяется тем, как люди представляют себе родительство еще до того, как они реально стали родителями.
При большом интересе исследователей к феномену семьи и семейным отношениям внимания к такому явлению, как родительство, родительская любовь, уделяется недостаточно. Данное пособие является одной из попыток восполнить имеющийся пробел. В нем рассмотрены теоретические основы формирования родительства, психология родительства, основы семейного консультирования и психотерапии, родительство в аспекте перинатальной психологии, технологии психологического сопровождения родительства.
Учебное пособие «Психология менеджмента» включает мультимедийное сопровождение курса лекций в виде опорных схем по всем основным темам.
В нем отражены современные подходы к трактовке психологии организации и психологии руководителя как объекта и субъекта управления, рассмотрены важнейшие теории лидерства, приведены материалы по самоменеджменту, психологической диагностике управленческих способностей, эффективности управления, климата и этике организации и другие.
Материалы Международной научно-практической конференции. Курган.
Сборник адресован аспирантам, преподавателям и студентам как психологических, так и смежных специальностей, социальным работникам и педагогам. Материалы могут быть полезны специалистам в области практической психологии образования.
Раздел первый. Трудное детство как междисциплинарная проблема.
Раздел второй. Проблема формирования личности девиантных детей и подростков.
Раздел третий. Проблема социализации, социальной дезадаптации и реадаптации в условиях трудного детства.
Раздел четвертый. Проблема девиантного родительства как фактор трудного детства.
Раздел пятый. Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков.
Вместо заключения.
Эта книга расскажет о том, кто такой социальный педагог; какими качествами должен он обладать; каковы секреты его профессиональных технологий; кто нуждается в социально-педагогической поддержке; что такое социально-педагогическая диагностика; с кем профессионально взаимодействует социальный педагог.
В книге представлен конкретный опыт организации психологической службы в школе. Изложены задачи школьного психолога, описаны авторские модели, даны рекомендации по работе с учащимися, учителями, родителями, приводятся адаптированные методики.
Книга содержит следующие разделы: введение в специальность, технология основных направлений работы практического психолога, методика работы психолога с детьми разного возраста, технология психологической помощи детям группы риска, методика работы психолога с семьей и педагогическим коллективом учреждений образования.
Пособие содержит контрольные вопросы, темы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов и слушателей курсов повышения квалификации, списки рекомендуемой литературы по каждой теме.
Книга содержит следующие разделы: педагогический коллектив и педагоги в аспекте сопровождения, технологии психологического сопровождения профессиональной деятельности, технологии разрешения психологических проблем учителя и технологии психологического сопровождения взаимодействия учителя и учащихся.
Пособие включает контрольные вопросы, темы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов и списки рекомендуемой литературы по каждой теме.
Овчарова Р.В.. Книги онлайн
Под руководством Р.В.Овчаровой защищено 10 и подготовлено к защите 5 кандидатских диссертаций. За научное руководство студенческими работами, отмеченными знаком «Лауреат Всероссийского конкурса», «Лауреат областного фестиваля-конкурса» неоднократно награждалась дипломами МОРФ и грамотами областной администрации.
В 2000 году Раисе Викторовне присвоено звание действительного члена Академии педагогических и социальных наук. Овчарова Р.В. опубликовала около 200 научных и учебно-методических работ.
Книги (13)
Криминальная мотивация несовершеннолетних правонарушителей и её коррекция.
Соавтор: Малюшина Ю.А.
В монографии рассматривается проблема диагностики, профилактики и коррекции криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей. Предлагается методика диагностики доминирующего криминального мотива.
Раскрываются такие темы, как: «Основные теоретические подходы к проблеме криминальной мотивации», «Особенности криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей», «Эмпирическое исследование криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей» и др.
Соавтор: Мягкова М.А.
В монографии осуществлен теоретический анализ проблемы материнства в отечественной и зарубежной психологии, рассмотрена специфика неполных семей и ее влияние на личностные особенности женщины и ребенка в процессе воспитания, раскрываются особенности формирования материнства в неполной семье, представлены теоретические модели материнства в полной и неполной семье, выделены социально — психологические условия формирования материнства в неполных семьях.
Эмпирически доказано, что материнство в неполной семье проявляется в изменении его содержания, в частности, в негативном отношении к отцу ребенка, низком уровне осознанности материнских позиций и установок и проявления материнской любви, снижении родительской ответственности и уровня осознанности материнского поведения в целом. Выявлено, что особенности выполнения основных функций по воспитанию детей в неполной материнской семье зависят от уровня осознанности материнства: чем выше уровень осознанности, тем больше поведение матери приближено к поведению женщины, воспитывающей ребенка вместе с мужем, что позволяет компенсировать его отсутствие в неполной семье. Разработана типология одиноких матерей («позитивная мать», «сознательная мать», «традиционная мать»). На диагностической основе подготовлена и апробирована программа «Счастье материнства». Имеется практический раздел психодиагностики и хрестоматия технологий психологической поддержки одиноких матерей.
Книга адресована семейным психологам, педагогам, родителям, преподавателям, аспирантам и студентам, а также всем тем, кто интересуется проблемой осознанного материнства.
В книге представлены несложные методики для определения уровня подготовки ребенка к школе и рекомендации по формированию разноуровневых классов. Подробно рассказывается о способах коррекции школьных страхов и тревожности у детей. Интересны разработки уроков человековедения и общения в начальной школе.
Специальная глава посвящена детям, слабо подготовленным к школе, плохо адаптирующимся в новых условиях. Завершает книгу глава, посвященная учителю и родителям. Здесь рассказывается, как выявить свои личностные особенности и уровень профессиональной подготовки, как заняться самоменеджментом, наладить контакт с родителями и организовать работу с ними.
В конце книги даны приложения с подробным описанием коррекционных игр, упражнений, заданий для использования на уроке и во внеурочное время.
В учебное пособие «Практическая психология образования» отражены следующие разделы: введение в специальность; технология основных направлений работы практического психолога; методика работы психолога с детьми разного возраста; технология психологической помощи детям группы риска; методика работы психолога с семьей и педагогическим коллективом учреждений образования.
Книга содержит следующие разделы: педагогический коллектив и педагоги в аспекте сопровождения, технологии психологического сопровождения профессиональной деятельности учителя, технологии разрешения психологических проблем учителя, технологии психологической фасилитации взаимодействия учителя и учащихся, технологии самореализации и развития творческой индивидуальности педагога.
Пособие включает контрольные вопросы, темы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов и списки рекомендуемой литературы по каждой теме.
Общая картина семейного воспитания и всей жизни в семье во многом определяется тем, как люди представляют себе родительство еще до того, как они реально стали родителями.
При большом интересе исследователей к феномену семьи и семейным отношениям внимания к такому явлению, как родительство, родительская любовь, уделяется недостаточно. Данное пособие является одной из попыток восполнить имеющийся пробел. В нем рассмотрены теоретические основы формирования родительства, психология родительства, основы семейного консультирования и психотерапии, родительство в аспекте перинатальной психологии, технологии психологического сопровождения родительства.
Учебное пособие «Психология менеджмента» включает мультимедийное сопровождение курса лекций в виде опорных схем по всем основным темам.
В нем отражены современные подходы к трактовке психологии организации и психологии руководителя как объекта и субъекта управления, рассмотрены важнейшие теории лидерства, приведены материалы по самоменеджменту, психологической диагностике управленческих способностей, эффективности управления, климата и этике организации и другие.
Материалы Международной научно-практической конференции. Курган.
Сборник адресован аспирантам, преподавателям и студентам как психологических, так и смежных специальностей, социальным работникам и педагогам. Материалы могут быть полезны специалистам в области практической психологии образования.
Раздел первый. Трудное детство как междисциплинарная проблема.
Раздел второй. Проблема формирования личности девиантных детей и подростков.
Раздел третий. Проблема социализации, социальной дезадаптации и реадаптации в условиях трудного детства.
Раздел четвертый. Проблема девиантного родительства как фактор трудного детства.
Раздел пятый. Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков.
Вместо заключения.
Эта книга расскажет о том, кто такой социальный педагог; какими качествами должен он обладать; каковы секреты его профессиональных технологий; кто нуждается в социально-педагогической поддержке; что такое социально-педагогическая диагностика; с кем профессионально взаимодействует социальный педагог.
В книге представлен конкретный опыт организации психологической службы в школе. Изложены задачи школьного психолога, описаны авторские модели, даны рекомендации по работе с учащимися, учителями, родителями, приводятся адаптированные методики.
Книга содержит следующие разделы: введение в специальность, технология основных направлений работы практического психолога, методика работы психолога с детьми разного возраста, технология психологической помощи детям группы риска, методика работы психолога с семьей и педагогическим коллективом учреждений образования.
Пособие содержит контрольные вопросы, темы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов и слушателей курсов повышения квалификации, списки рекомендуемой литературы по каждой теме.
Книга содержит следующие разделы: педагогический коллектив и педагоги в аспекте сопровождения, технологии психологического сопровождения профессиональной деятельности, технологии разрешения психологических проблем учителя и технологии психологического сопровождения взаимодействия учителя и учащихся.
Пособие включает контрольные вопросы, темы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов и списки рекомендуемой литературы по каждой теме.
Р в овчарова биография
Инструментарий
Программы обучения
Агрессия в детском и подростковом возрасте. Причины и методы психологической коррекции
ВЕБИНАР: Ребенок раннего возраста: оптимальные условия развития, особенности работы специалистов с семьей
Профилактика и разрешение конфликтов в образовательной среде
Скоро
VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Заслуженный деятель науки и образования РФ.
Профессор кафедры психологии Курганского государственного университета.
Член редколлегии психологического журнала «Развитие личности»
Действительный член Академии педагогических и социальных наук.
В 1967 г. окончила факультет иностранных языков Курганского государственного педагогического института, затем факультет практической психологии образования Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова, аспирантуру по педагогике НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, докторантуру по психологии Института развития личности РАО.
Трудовую деятельность начала в системе образования Курганской области: учитель французского языка средней школы № 45 города Кургана, заведующая кабинетом воспитательной работы, а затем кафедры педагогики и психологии областного института усовершенствования учителей.
С 1970 г. работает в Курганском государственном университете (ранее Курганский государственный педагогический институт), прошла путь от ассистента до профессора. С 1998 г. заведовала кафедрой общей и социальной психологии факультета психологии, валеологии и спорта КурГУ. Входила в состав ученого, научного и научно-методического советов КурГУ.
В течение многих лет была эксперт РФФИ и МОРФ по психологии. Работала главным научным сотрудником Института педагогики социальной работы РАО.
Научные интересы:
Основатель и руководитель научной школы «Методология психологического сопровождения личности в педагогическом процессе».
Р.В. Овчаровой и ее учениками разработан ряд концепций по актуальным проблемам психологии образования:
Под руководством Р.В.Овчаровой проводятся фундаментальные и прикладные исследования в рамках комплексных программ Института педагогики социальной работы РАО, Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО (проект «Психологическое сопровождение сельских подростков группы риска»), РФФИ (проект «Ранняя диагностика, профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей»), грант «Университеты России» (проект «Разработка концептуальной модели родительства как интегральной динамической и функциональной психологической структуры»), грант МО РФ (проект «Исследование субъективного образа социального мира как феноменологии социальной ситуации развития подростков»).
По инициативе Р.В. Овчаровой при поддержке Психологического института РАО в Курганском государственном университете создана вузовско-академическая лаборатория практической психологии образования, открыта аспирантура по педагогической психологии.
Автор психодиагностических методик:
Читает курсы:
Основные публикации: более 350 работ, в том числе
Награды:
Р в овчарова биография
Овчарова Р. В.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 8
ГЛАВА 1. РОДИТЕЛЬСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1. Системный подход к пониманию сущности родительства психологическоого феномена. 13
1.2. Структура родительства как интегрального образования личности. 22
1.3. Факторы, определяющие формирование
1.4. Надындивидуальный уровень развития родительства. 42
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА
2.1. Особенности родительства в однодетных и двудетных семьях. 49
2.2. Влияние личностной зрелости родителей на характер семейного воспитания. 58
2.3. Зависимость семейного воспитания от конфигурации семьи: многодетность однодетность. 71
2.4. Влияние этнического фактора на характер принятия
и исполнения родительской роли. 83
ГЛАВА 3. РОДИТЕЛЬСТВО В АСПЕКТЕ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
3.1. Общая характеристика представлений о родительстве. 98
3.2. Психологическая готовность к материнству. 122
3.3. Психологическая готовность к отцовству. 148
3.4. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка. 170
ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
4.1. Родительская любовь как основа семейного
4.2. Родительская позиция как система отношений родителя. 224
4.3. Особенности семейного воспитания в неполной
4.4. Тендерный подход в семейном воспитании. 256
ГЛАВА 5. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОЗИЦИИ КАК ФАКТОР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕМЬИ
5.1. Родительская позиция в интегральном взвимодействии позиций личности родителя. 282
5.2. Особенности материнской и отцовской родительских позиций. 293
5.3. Влияние родительских позиций на воспитательную практику семьи. 306
5.4. Психологические особенности подростков как индикаторы адекватности родительских позиций. 319
ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСТВА
6.1. Родительство и воспитание родителей. 335
6.2. Основные концепции воспитания родителей. 338
6.3. Модели психологического сопровождения родительства. 343
6.4. Диагностика родительства. 351
ГЛАВА 7. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА
7.1. Технология тренинга «Осознанное родительство». 403
7.2. Система тренинговых упражнений, направленных на формирование и развитие чувства родительской любви «Семь шагов». 424
7.3. Программа формирования психологической готовности к материнству
«Счастливая мама — счастливый малыш». 433
7.4. Тренинг личностной зрелости родителей. 444
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 465
БИБЛИОГРАФИЯ. 470
Рецензия на книгу Р. В. Овчаровой «Родительство как психологический феномен»
Рецензируемая книга представляет собой, по сути, единый целостный комплекс разнообразных материалов по проблемам психологии родительства. В ней раскрываются сущность и многообразие реального фактического материала, приводятся данные социально-психологического исследования (выполненного под руководством автора), обсуждаются основные варианты стратегий и тактик, технологий работы практикующего психолога с семьей. Проблемы актуального родительства рассматриваются через направления работы с общественным и индивидуальным сознанием, излагаются материалы для практической работы. В книге выявляется и обосновывается авторская позиция относительно понятий человеческих ценностей, касающихся проблем родительства, семейного благополучия в случаях воспитания детей. В учебном пособии Р. В. Овчаровой раскрываются теоретические основы формирования родительства. Автором описан системный подход к пониманию сущности родительства, дан анализ субъективно-психологических факторов его формирования, рассмотрены уровни развития родительства.
Р. В. Овчарова
Краткая биография автора
Творчество Р. Овчаровой
На нашем сайте представлены 7 книг автора Р. Овчаровой. Самая популярная по мнению наших читателей «».
В учебном пособии изложены теоретические основы психологии родительства, описаны факторы, определяющие формирование родительской позиции, и возможные уровни ее развития. В частности, обсуждаются проблемы готовности к материнству и отцовству, пути
Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические
Эта книга расскажет о том, кто такой социальный педагог; какими качествами должен он обладать; каковы секреты его профессиональных технологий; кто нуждается в социально-педагогической поддержке; что такое социально-педагогическая диагностика; с кем
Эта книга для учителей начальных классов, школьных психологов, социальных работников, для всех, кто работает с младшими школьниками. В ней представлены несложные методики для определения уровня подготовки ребенка к школе и рекомендации по формированию разноуровневых классов. Подробно рассказывается о способах коррекции школьных страхов и тревожности у детей. Интересны разработки уроков человековед.