пырьев и ладынина история
«Советский Харви Вайнштейн». Как директор «Мосфильма» и лауреат сталинских премий совращал актрис
Коллаж © LIFE. Фото © ТАСС, © Кинопоиск
Выходец из бедной крестьянской семьи, Иван Пырьев сделал головокружительную карьеру — от торговца папиросами до директора «Мосфильма». Он повлиял на судьбы десятков людей — как положительно, так и отрицательно. В период борьбы с космополитизмом он, вопреки линии партии, поддерживал опального Эйзенштейна. Он в своё время помог Григорию Чухраю, Эльдару Рязанову и Леониду Гайдаю. Но тема отношений с женщинами — тёмное пятно в биографии режиссёра. Он помогал актрисам, но взамен требовал «женской благодарности», строптивицам же портил карьеру. Некоторые его жертвы не только потерпели профессиональный крах, но и плохо закончили.
Благодаря дебюту в музыкальной комедии «Кубанские казаки» 1949 года Ивана Пырьева студентка Катя проснулась всесоюзной звездой. По Москве были развешаны плакаты с её изображением, и они были одного размера с портретами Сталина. Ей прочили блестящее актёрское будущее, но всего один инцидент на съёмочной площадке «Кубанских казаков» внёс свои коррективы в её судьбу. В процессе съёмок влюбчивый Иван Пырьев не раз позволял себе фривольные намёки, которые актриса игнорировала. Но уже почувствовавший себя мэтром режиссёр и не думал отступать. Он вообще не привык, чтобы ему отказывали, а если крепость оказывалась неприступной, то он искал потайные лазейки и рыл подкопы. Коллеги за глаза называли его Иваном Несдержанным.
Под предлогом читки сценария и переписывания её реплик в один из вечеров он пригласил Екатерину к себе в гостиничный номер. Предложил ей вина, заказал роскошные блюда. Когда актриса спросила, когда они уже начнут работать, он ответил, что с этим можно повременить, и предложил приятно провести время. Возмущённая девушка влепила ему пощёчину и выбежала из номера.
Кадр из фильма «Приходите завтра»
И тут проявился мстительный характер режиссёра. После «Кубанских казаков» Екатерина долго не получала главных ролей в серьёзных проектах, потому что вскоре Иван Пырьев стал директором «Мосфильма» и, пользуясь своим влиянием, отговаривал режиссёров приглашать Савинову на роли первого плана. Это была не просьба, это было «предложение, от которого невозможно отказаться».
В «Балладе о солдате», номинированной на «Оскар», Екатерина получила скромную эпизодическую роль проводницы, хотя ходили слухи, что она самая подходящая кандидатура. Главная роль досталась конкурентке Жанне Прохоренко. Этот фильм снимал протеже Пырьева Григорий Чухрай. Только когда Екатерина уволилась с «Мосфильма» и перешла работать сначала на Одесскую киностудию, а затем на киностудию имени Довженко, ей снова стали предлагать главные роли. В 1963 году она сыграла в фильме «Приходите завтра», который снял её муж Евгений Ташков.
Роль Фроси Бурлаковой снова подарила актрисе народную любовь, фильм успешно конкурировал с «Гамлетом» и картиной «Я шагаю по Москве». Но счастье длилось недолго — на съёмках она заболела острой формой бруцеллёза, и ослабленный из-за стресса организм женщины не смог справиться с болезнью, которая пагубно сказалась на психике Екатерины. Больницы и таблетки стали её постоянными спутниками. Эпизодические роли не делали её счастливее. Она всё глубже погружалась в депрессию, несмотря на поддержку мужа и сына. У неё прогрессировала шизофрения. В апреле 1970 года Екатерина Савинова сбежала из дома и бросилась под поезд.
Ещё легендарный Станиславский назвал её чрезвычайно одарённой актрисой. С 1933 по 1935 год Марина проработала во МХАТе, а потом поняла, что её стихия — кино, и театр постепенно стал отодвигаться на задний план в её карьере. Она дебютировала в драме «Вражьи тропы», фильм не принёс ей славы, но открыл дорогу в заветный мир советской «фабрики грёз».
В один из вечеров Марина вместе с подругой и её знакомым возвращалась из Дома кино. Знакомым оказался Иван Пырьев. На дворе стоял 1934 год, и Пырьев ещё не был обласкан властью. Только что свернули его совместный с Михаилом Булгаковым проект экранизации «Мёртвых душ», положение режиссёра было шатким. Пырьев тогда был женат на актрисе Аде Войцик, у него был сын Эрик, но похоже, что семейная рутина ему наскучила. Он предложил Марине Ладыниной проводить её до общежития, и девушка согласилась. Закрутился роман, и через некоторое время Пырьев стал жить на два дома, причём обе женщины знали о существовании друг друга. Ада Войцик прощала мужу многочисленные измены, но тут почувствовала, что Марина не рядовой случай, и наконец проявила характер.
Вскоре Ладынина забеременела, а Пырьев всё не мог принять решение. Семейный треугольник разрешился из-за его профессиональной неудачи. Руководство студии раскритиковало его фильм «Партийный билет» и уволило с «Мосфильма». В поисках работы он уехал в УССР и устроился работать на Киевскую киностудию. Ада осталась в Москве, а Марина, к тому времени родившая сына, поехала вслед за любимым.
Череда неудач закончилась, когда Сталин похвалил мелодраму Пырьева «Богатая невеста». Режиссёр вместе с Мариной вернулся в Москву, они поженились. За «Кубанских казаков», в которых снялась и его жена, они получили несколько сталинских премий. Затем его назначили директором «Мосфильма». Пырьев и во втором браке не стал образцом верности — интрижки с актрисами на виду у всех, банкеты, загулы. Марине пророчили, что он и от неё уйдёт, но она терпела и на многое закрывала глаза. Она считала себя «музой самого Пырьева», плюс благодаря её положению роли сыпались на неё одна за другой.
Вскоре Пырьев влюбился в актрису Людмилу Марченко, которая была младше на 38 лет, и начал за ней активно ухаживать. После того как он перестал ночевать дома, Марина предложила развестись, и Пырьев принял предложение. Символично, что это произошло после выхода его фильма «Испытание верности». На этом карьера актрисы закончилась, она попала в так называемый чёрный список Пырьева. Ролей больше не давали, и лишь в 1965 году она снялась в эпизоде фильма «Люди остаются людьми», который даже не вышел на экран. Разрыв с любимым человеком наложил отпечаток на её психику. Ладынина стала затворницей и лишь изредка выступала на творческих вечерах по приглашению. Умерла в преклонном возрасте в полном одиночестве 5 марта 2003 года.
Загадка смерти маршала Ахромеева. Как свели в могилу легендарного офицера, знавшего главные тайны СССР
Людмила Марченко и Иван Пырьев. Фото © Public Domain
В 1958 году 24-летняя выпускница ВГИКа Люда Марченко снялась в фильме «Добровольцы», и с лёгкой руки журналистов её окрестили «русской Одри Хепбёрн». После выхода следующего фильма с её участием на неё сразу же обратил внимание 57-летний ценитель женской красоты Иван Пырьев. Он тут же пригласил Людмилу на роль главной героини Настеньки в фильм по произведению Достоевского «Белые ночи».
Очень скоро оказалось, что у режиссёра к ней был не только профессиональный интерес. Несмотря на брак с Мариной Ладыниной, он начал добиваться благосклонности и близости от юной актрисы. Людмила не отвечала взаимностью, её даже пугала настойчивость со стороны мужчины, который был ровесником её дедушки. Но Пырьев нашёл её слабое место — Люда ютилась вместе с родителями в маленькой коммунальной комнатушке, и режиссёр пообещал решить жилищный вопрос. Он снял для девушки просторную квартиру в центре Москвы, куда стал к ней регулярно наведываться, ночевать у неё. В это же время он развёлся с женой, которая устала терпеть выходки мужа, и почувствовал, что у него развязаны руки. Он добивался для неё ролей в больших проектах, и Людмила снималась стабильно в одном-двух фильмах в год. Взамен он просил женской ласки и получал её.
Девушка чувствовала себя в золотой клетке, пыталась объяснить Ивану, что не любит его, что ей дискомфортно, но он будто бы не слышал её. Однажды она уехала к родителям, оставив роскошную квартиру на несколько дней. Режиссёр по привычке решил заглянуть на огонёк, но, обнаружив, что ему не открывают, выломал дверь, а потом устроил погром в квартире. Когда Люда вернулась домой и обнаружила хаос и Ивана Пырьева посреди всего этого, пригрозила, что будет жаловаться. Он ей сказал, что жаловаться на него некому, что он сам власть. В это время у Людмилы вспыхнул роман с Олегом Стриженовым, за которого она вышла замуж. Сразу после замужества ей перестали давать роли. Брак со Стриженовым оказался неудачным, за беременностью последовал аборт, а вслед за ним развод.
Затем Люда полюбила геолога Валентина Березина и вышла за него замуж. Однако он оказался «горячим парнем». Вернувшись после очередной экспедиции, услышал пересуды о приватных встречах любимой с Пырьевым. Недолго думая, он начал жестоко избивать Людмилу, в результате чего она попала в реанимацию. Врачи спасли девушку, но внешность её оказалась безвозвратно изуродована. Её больше не приглашали в кино, и Люда начала спиваться, подружилась с маргиналами. Её полюбил художник Алексей Соколов и попытался вытащить из трясины, он даже оплатил ей пластическую операцию и стал организовывать ей творческие вечера, на одном из которых она выступила вместе с Высоцким. Но алкоголизм оказался сильнее — каждый новый запой оказывался тяжелее предыдущего. В конце концов женщина осталась одна. 21 января 1997 года «русская Одри Хепбёрн» скончалась от осложнений после гриппа.
Донжуанский список Пырьева включает в себя десятки имён. Чаще всего это были мимолётные связи, имена многих девушек никто и не вспомнит. Но есть те, на чьи актёрские судьбы, получив отпор, повлиял Пырьев. Среди них Ия Арепина, известная по «Капитанской дочке», Ольга Бган, а также Клара Румянова, которой тоже пришлось уйти из большого кино из-за разногласий с Пырьевым, но она нашла себя в мультипликации, именно её голосом разговаривает Заяц в «Ну, погоди!». К Кларе Лучко Иван Несдержанный тоже приставал, но она умудрилась сохранить нейтралитет и при этом не поддаться на уговоры.
ПЫРЬЕВ VS ЛАДЫНИНА
В большинстве мемуаров о Пырьеве мелькает характеристика: «Непростой характер». Таланта это не отменяет, но что за «непростым характером» стоит? Это тем более интересно, что нередко у Пырьева находят «настоящий русский характер»?
Ну – ну…
Вспыльчивость, страстность, импульсивность поступков, безоглядность. Это все черты «непростого характера» Пырьева. Он, действительно, часто думал не головой. Его несли эмоции.
Дров этот человек наломал кучу.
Но не в случае Марины Ладыниной.
Марина Ладынина тоже не была «овечкой», которой часто представала на экране. У этой женщины наличествовал железный стержень.
К моменту первой встречи оба казались обреченными.
Ладынина, будучи актрисой государственного МХАТа, умудрилась завести роман с итальянцем. Естественно, тут же попала под надзор НКВД, а ролей в театре лишилась.
Пырьев снял фильм «Партийный билет», который «наверху» оказался неугоден. Режиссера уволили с «Мосфильма».
Ему предстояла работа на Украине в фильме «Богатая невеста». В главной роли он видел Ладынину, хотя до этого снимал жену Аду Войцик.
Да, Пырьев был женат, в семье подрастал сын Эрик, но Ладынину такие мелочи не останавливали.
Она начала осаду. Крепость оказалась крепкой.
Пырьев из семьи уходить не желал, даже когда Ладынина прямо рассказала Войцик, с кем той изменяет муж. Даже когда забеременела…
Ладыниной пришлось родить сына Андрея вне брака. Только после этого Пырьев на ней женился, но здесь уже Марина взбрыкнула, отказавшись дать сыну фамилию отца. Он так и остался Андреем Ладыниным.
Дальше все тоже было непросто.
В картинах Пырьева «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Кубанские казаки» Ладынина создала образ, нравящийся зрителям, но ей в нем было тесно. Она требовала у Пырьева ролей драматических. Картина «Любимая девушка», где ей такая роль была дана, в прокате провалилась.
Ладынину раздражала авторитарность мужа. Все чаще она «взбрыкивала», причем на съемочной площадке, при свидетелях.
Но Пырьев и сам чувствовал, что время молодой, улыбающейся девушки Марины уходит. Пришла пора выводить жену на возрастные роли. В фильме «Испытание верности» героиня Ладыниной чуть не теряет мужа.
Фильм не имел успеха и оказался более, чем пророческим. Пырьев безоглядно ушел из дома.
Почему?
Самой достоверной представляется следующая версия.
«Вообще, у отца с матерью были хорошие отношения, пока она не начала стареть. С возрастом мать всех стала ненавидеть — всех людей на свете! Почти каждый день такое случалось: вот она встанет утром, в зеркало посмотрит — все, дома скандал. Постоянно лаялась, раздражалась, была очень сварливой. Придиралась к любой мелочи»
С Марченко Пырьева связывали больные отношения. Он скоро их вроде как разорвал. Вернулся в семью. Ладынина, казалось, обиды забыла.
Дудки!
«И вдруг отцу приносят бумагу — Ладынина на него в ЦК «телегу» накатала: просила наказать, привлечь, отчитать. Именно за историю с Марченко, которая уже год как кончилась. Отец как увидел это письмо — собрал вещи и ушел.
Больше они не виделись ни разу…»
Своей последней жене Пырьев говорил:
«Я никогда бы от нее не ушел, если бы не предательство. Его простить не мог. Грешен: какое-то время был сильно увлечен Марченко. Чувствовал себя виноватым перед женой, которая сутками лежала на кровати, уставившись в потолок. Видит Бог: рушить семью я не хотел, и если бы Марине хватило мудрости и терпения, все вернулось бы на круги своя. »
Ненавистники Пырьева утверждают, что при расставании директор главной киностудии страны бросил в адрес Ладыниной фразу: «Забудешь дорожку на «Мосфильм».
Мы все заложники своих поступков. В эту фразу как-то верится. Пырьев часто использовал власть, как мщение неугодным.
Больше в кино Ладынина, считай, не играла.
Только вряд ли это вина Пырьева. Заметьте, ничего неизвестно о каких-то несостоявшихся замыслах Марины Алексеевны. О пробах, репетициях, запретах мужа – режиссера.
Когда спустя много лет Николай Губенко позвал Ладынину в отменный фильм «И жизнь, и слезы, и любовь», то в ответ услышал: «Чтобы я играла старуху – да никогда в жизни!».
Вот она ключевая фраза исчезновения актрисы из кино. Личный фэн-шуй, под девизом «Запомните меня такой!»
Об этом же говорит сын:
«Лет 15 мать не хотела выходить на пенсию. Отказывалась, как могла, хотя пенсия у нее была как зарплата замминистра. Ее воротило от самого слова «пенсионер», это слово она запрещала при себе произносить даже. Она ненавидела свой возраст, и это была самая настоящая патология».
Ладынина и Пырьев: Легенда на двоих
«ПЫРЬЕВ ТЕБЯ БРОСИТ»
Незадолго до встречи с Мариной Пырьева пригласили в Киев на студию «Украинфильм» для съемок фильма «Богатая невеста». Перед ним стояла проблема выбора актрисы на главную роль. Увидев Ладынину, Пырьев сразу же понял, кто ее сыграет. Все решилось само собой, правда, развод Иван Александрович еще долго не мог получить. Его первая жена, актриса Ада Войцик, очень тяжело переживала уход мужа и даже пыталась покончить с собой. Однажды она заявила Марине, что придет время, и Пырьев ее бросит. Что ж, оказалась права, но об этом позже.
К фильму «Свинарка и пастух» приступили в феврале 1941 года, а в июне началась война. Сцены на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке снимались, когда над Москвой ревели «мессершмитты». Комедия вышла на экраны уже в ноябре 1941 года. Критики тут же окрестили ее «деревенским лубком», а вот зрители приняли на ура.
На площадке для Пырьева не существовало понятия «жена». Как-то Марине стало плохо во время съемок. От переутомления. Первый вопрос, который задал супруг, когда она пришла в себя, был таким: «Сниматься дальше можешь?»…
В 1953-м году Ладынина вновь снялась в картине своего мужа (девятой по счету). В фильме «Испытание верности» она играла женщину, от которой уходит муж. Он оказался пророческим…
«Я И СЕЙЧАС ЕГО ЛЮБЛЮ»
В конце 1950-х Иван Александрович решил экранизировать повесть Достоевского «Белые ночи», на роль Настеньки он без проб утвердил 19-летнюю студентку ВГИКа Людмилу Марченко. Стареющий режиссер влюбился без памяти, и разница в возрасте его не останавливала. Когда же Марина Ладынина попыталась поговорить с ним, он первым пошел на разрыв, заявив при этом, что после развода ее никто не будет снимать.
Так и случилось. Пользуясь своим авторитетом, Пырьев просто запретил другим режиссерам приглашать Ладынину на роли. На кинокарьере актрисы был поставлен жирный крест.
С Марченко у Пырьева так ничего и не вышло, впоследствии он женился на актрисе Лионелле Скирде, которая была младше его на 37 лет. Умер великий режиссер в 1968 году…
Ладынина пережила своего бывшего мужа на 35 лет. В последние годы жизни Марине Алексеевне было особенно тяжело: болезни, безденежье… Ладыниной не стало 10 марта 2003 года. Она ушла из жизни тихо и скромно, как и жила…
Так гласит легенда. А как же было все на самом деле? Читайте завтра.
Подготовлено по материалам рубрики Love Story программы «Люди времени»
Лионелла Пырьева: Ладынина совершила роковую ошибку