пятница 13 что это за день история тамплиеры
История Пятницы 13 или Легенда о Тамплиерах.
Пяница 13. Все знают, что Пятница 13 ень неудач, бед, горя и потерь. Но малое количесво люей вообще знают откуда пошло это: почему именно Пятница 13? Ниже представленна история этого зловещего дня.
Популярным объяснением особого отношения к пятнице 13-го, распространённым в книгах по альтернативной истории и эзотерике, является история ордена тамплиеров. Именно в пятницу 13 октября 1307 года, в соответствии с тайной буллой «Faciens misericordiam» папы Климента V, французский король Филипп IV приказал арестовать членов ордена, включая всё его верховное руководство. В результате последовавшего процесса по обвинениям в ереси и богохульстве его членов орден был распущен, а многие арестованные во Франции тамплиеры были подвергнуты пыткам и позднее казнены. В том числе семь лет спустя в Париже на острове Сите были сожжены заживо последний Великий магистр ордена Жак де Моле и Командор Нормандии Жофруа де Шарне. По преданию, перед смертью де Моле проклял наблюдавшего за казнью короля и всю династию Капетингов. Этот сюжет лёг в основу серии исторических романов французского писателя Мориса Дрюона.
Изложенная история хорошо известна из романа Дэна Брауна «Код да Винчи», хотя он был далеко не первым, изложившим её в связи с особым отношением у некоторых людей к пятнице 13-го числа. Не были первыми и авторы «Священной загадки», на которую опирался Браун. Ещё в 1981 (русский перевод в 1992) французский эзотерик и оккультист Робер Амбелен в своей книге написал:
Версия о тамплиерах, несмотря на отсылку к событиям Средневековья, имеет современное происхождение и учёными всерьёз не принимается.
Почему все боятся пятницу 13-е: история самого неудачного дня в году
От Библии до популярного слэшера: разбираемся, почему этот день стал пугающим.
Самый жуткий день этого года наступил, и мы уверены, что даже несуеверные люди немного напрягаются, когда видят на календаре пятницу, выпадающую на 13-ое число. Для этого явления был даже придуман специальный термин фриггатрискаидекафобия, что означает «панический страх пятницы 13-го». Но ты когда-нибудь задумывалась, почему именно этот день пугает нас на протяжении многих десятилетий? Сегодня будем разбираться, почему все боятся сочетания этой цифры и дня недели.
До сих пор точно неизвестно, когда пятница 13-го обросла жуткими суевериями, но в культуре и истории можно найти немало отсылок и символов. Так, число 12 обычно ассоциируется с чем-то совершенным, идеальным: 12 месяцев в году, 12 дней Рождества, 12 знаков зодиака. Число 13, в свою очередь, связано с невезением, неудачей. Не просто же так число 12 называют «дюжиной», а 13 — «чертовой дюжиной».
Окей, с цифрой, предположим, понятно. Но почему все-таки в качестве несчастливого дня недели была выбрана именно пятница?
Библейское происхождение
Самая популярная теория гласит, что весь ажиотаж, связанный с пятницей 13-го, восходит корнями к притче о Тайной вечере. Согласно Библии, на Тайной вечере присутствовало 13 человек: Иисус Христос и его 12 учеников. Встреча проходила в Чистый четверг, а на следующий день в Страстную пятницу Иисус был распят римскими солдатами. Также примечательно, что 13-м гостем на Тайной вечере был Иуда, предавший Иисуса и ответственный за его смерть. Эти два факта и могли породить суеверия по поводу несчастливой ауры как самого числа, так и пятницы 13-го в частности. Отсюда же и поверье, что за одним столом не стоит собираться в компании 13-ти гостей иначе один из них может вскоре погибнуть. Звучит жутковато, не правда ли?
Пятница, 13 — проклятие тамплиеров?
Пятница, выпавшая на 13 день месяца, во многих культурах считается «нехорошим» днём. Это суеверие берёт начало со времён Средневековья и связано с проклятием тамплиеров.
В XII–XIII веках орден занимался ростовщичеством и был очень богат, ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и в Европе.
В 1307 году, именно 13-го числа в пятницу, французский монарх Филипп IV решил поправить за счёт тамплиеров своё финансовое положение и приказал арестовать членов ордена по обвинению в ереси. Рыцари были подвержены пыткам и убиты. Согласно преданию, магистр ордена проклял собравшихся на казни.
Подчеркнём ещё раз, что опасения, связанные с этим днём, никаких научных подтверждений не имеют и являются не более чем суевериями.
Тиражирование мифов
В 1980-м вышел американский фильм ужасов под названием «Пятница, 13-е» о маньяке-убийце в хоккейной маске. Картина имела более 10 продолжений и экранизаций, последняя из которых вышла в 2009 году.
Популяризаторами суеверия о пятнице, 13 стали и компьютерные хакеры. Они не раз приурочивали распространение вирусов именно к этой дате. Например, эпидемия компьютерного вируса Israeli Virus была запущена 13 мая, в пятницу, в 1988 году.
Почему люди боятся числа 13?
Как относятся к этому числу в разных странах?
В Великобритании существует поверье, что выходить в море 13 числа в пятницу нельзя, тогда как в Испании и Португалии именно этот день считается удачным для морских прогулок.
Настороженно к числу 13 относятся американцы. В редком кинотеатре можно встретить сидение под номером 13, 13-й этаж, 13-й номер.
Британцы, хотя и в меньшей степени, но тоже поддерживают жителей США в их необоснованной боязни этой даты. Англичане стараются не назначать на этот день операции и не ходят к врачу.
Французы избегают компании 13-ти человек, а если именно такое количество человек собралось, то ставят на стол лишние приборы для 14-го гостя.
Болезненная боязнь числа 13 называется трискаидекафобией. Специфический страх перед пятницей, 13-го называют параскаведекатриафобией или фриггатрискаидекафобией.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Advance (Хорватия): откуда пошло поверье, что пятница 13 — опасный день? История о рыцарях тамплиерах, которые создали первую «транснациональную корпорацию», а потом сгорели на костре.
История о рыцарях тамплиерах, которые создали первую «транснациональную корпорацию», а потом сгорели на костре.
Поверья живучи, и некоторые суеверия живут несколько столетий, когда о причинах их появления все уже стали забывать. Так произошло и в случае суеверия, связанного с определенной датой и днем недели — пятницей 13. А сегодня именно такой день. Так почему же пятницу 13 считают несчастливым днем, и с чего все началось?
Конечно, сегодня этот день приобретает дополнительный, реальный негативный смысл из-за распространения коронавируса по миру. Именно сегодня в Хорватии началась паника, что подтверждают «набеги» на магазины и быстро опустошенные полки. Сейчас по всей Европе боятся «итальянского сценария», когда вся страна переводится в карантинный режим, а все передвижения строго ограничиваются.
Что касается пятницы 13, то в истории, разумеется, появлялись разные ассоциации, которые «подкрепляли» страх, связанный с этой датой. Люди верят, что все началось с библейской истории о Тайной вечере. На ней присутствовали 13 человек: Иисус Христос и 12 его учеников. Поэтому цифру 13 связывают с одним из присутствующих, предателем. Конечно, речь идет об Иуде Искариоте, который продал Иисуса фарисеям за 30 серебреников. Также Иисуса якобы распяли на кресте в пятницу. Так «соединились» день и число.
Но это не единственный повод, из-за которого пятница 13 стала «очень плохим днем». Возможно, еще более важное в этом смысле событие произошло в 1307 году. 13 ноября (конечно, в пятницу) французский король Филип IV распорядился схватить сотню рыцарей тамплиеров, в том числе по желанию папы (Климента V).
Официально они назывались «Орденом бедных рыцарей Христа» и были известны как тамплиеры. Это был католический рыцарский орден, основанный в 1119 году. Через 20 лет, в 1139 году, папа Иннокентий II дополнительно признал их своей буллой.
Контекст
Страхи и суеверия Советского Союза: черная волга и тайная жена Сталина (iHNned)
Суеверия в России: собачий нос как талисман
Suomen Kuvalehti: религия и коммунизм не справились с суеверием россиян
Для чего был основан этот рыцарский орден; кто его основал и при каких исторических обстоятельствах? Орден основал представитель знати Гуго де Пейро, и их центр находился в Иерусалиме, на окраине города, где когда-то стоял иудейский храм, Templum Salomonis, по которому орден и получил название. Он был основан через год после Первого крестового похода, чтобы помогать новому Иерусалимскому королевству отражать нападения мусульман и обеспечивать безопасность многочисленных паломников, которые прибывали в Иерусалим после его взятия.
Итак, папа (Иннокентий II) признал их, и папа же (Климент V) их уничтожил через 200 лет. Почему? Потому что они стали слишком влиятельны и заполучили слишком большую власть… За эти 200 лет их число приумножилось, и члены ордена невероятно разбогатели. Тамплиеры добились огромного влияния в одной из ключевых сфер — финансовой.
Как известно из истории, разные группы, которые приобретали финансовое влияние, «поплатились головой». Их губили те, кто хотел добраться до их богатства и их власти.
Конечно, были и настоящие рыцари, но только часть тамплиеров, с их известными белыми плащами с красным крестом, относились к лучшим воинам во времена Крестовых походов. Они начинали как воинский орден, но вскоре всего десять процентов из них воевали на поле брани, а остальные 90% занимались другими вещами. Они создавали инновационные техники обращения с финансами, которые легли в основу ранней банковской системы.
Тамплиеры располагали почти тысячью закрытых центров и крепостей по всей Европе и на Святой земле. А поскольку они все больше занимались финансами и экономикой, то можно сказать, что рыцари тамплиеры стали первой транснациональной корпорацией.
Понятно, что многие им завидовали, особенно те, чьи финансовые дела шли плохо… Одним из таких людей был влиятельный французский король Филип IV. Он влез в огромные долги, которые уже не мог вернуть. Кому он задолжал? Конечно, тамплиерам!
Поэтому он решил «свести счеты», устранив тех, кому он должен. Так он и поступил, сговорившись с папой Климентом V, которого тоже беспокоило слишком большое влияние (и богатство) тамплиеров.
Конечно, «просто так» уничтожить самый известный рыцарский орден было невозможно. Требовалось найти или придумать вескую причину. События развивались в ХIV веке, и найти подходящую причину в то время было нетрудно.
Поползли служи о том, что тамплиеры превратились в «развратную и греховную банду», которая не гнушалась ничем, начиная с гомосексуализма и заканчивая еретическими обрядами инициации, которые включали «плевки на крест» и так далее.
Сегодня о тамплиерах тоже много что говорят (существует теория о том, что их практики впоследствии переняли масоны в ХVIII веке). Но многочисленные историки сходятся на том, что самым «большим грехом» тамплиеров было их богатство и то, что на него позарились другие. Так, когда начались гонения, в пятницу 13 ноября 1307 года, имущество тамплиеров немедленно «передали» рыцарям Госпитального ордена, то есть ордена святого Иоанна (сегодня Мальтийский орден).
По выдуманным обвинениям были арестованы более сотни тамплиеров. Многих пытали, и под пытками им пришлось сделать ложные признания. Впоследствии их как еретиков, поклонявшихся «ложным идолам», сожгли на кострах.
Лидер тамплиеров, Великий магистр ордена, Жак де Моле был сожжен на костре перед собором Парижской Богоматери. Стоя на костре, он якобы крикнул перед смертью: «Бог знает, кто настоящий грешник. Скоро огромная беда постигнет тех, кто приговорил нас к смерти!» Его проклятие и стало проклятием пятницы 13 (хотя, вероятно, его сожгли не в пятницу 13, а через несколько дней…).
Так или иначе, но пятница 13 оказалась окружена страхом, который сохранился до наших дней. Есть даже специальный термин для тех, кто иррационально боится пятницы 13, — параскаведекатриафобия.
Интересно, что не во всех странах пятница 13 — «страшный день», хотя их немного. Например, в испаноязычных странах, а также в Греции, боятся не пятницы, а вторника 13. В Италии «страшный день» — вторник 17.
Мультимедиа
Плюнь три раза, не моя зараза!
Конечно, мы имеем дело с настоящим суеверием — таким же, как черная кошка, перебежавшая дорогу, разбитое зеркало, прохождение под лестницей, зонтик, раскрытый в доме и так далее. Интересно узнавать подоплеку этих суеверий и их происхождение. Иногда они связаны с очень давними и важными историческими событиями.
Уничтожение ордена тамплиеров, конечно, стало важным событием для всей Европы, которое повлияло на ход истории, в том числе даже в Хорватии. В нашей стране орден появился достаточно быстро. Уже в 1163 году крепость Бела близ Вараждина принадлежала тамплиерам. Как я уже отметил, после уничтожения тамплиеров их имущество передали рыцарям ордена святого Иоанна. Так родилось название современного города Иванца близ Вараждина. На гербе города — серебряный щит с красным мальтийским крестом по центру и двумя синими шестиконечными звездами сверху.
Что с тамплиерами произошло потом, и существуют ли они сегодня? Большинство историков полагают, что они исчезли еще 700 лет назад. Но кое-кто уверен, что орден так и не уничтожили до конца. Он просто «ушел в подполье» и в некой форме существует до сих пор. Как я уже писал, масоны в XVIII веке заимствовали некоторые символы, ритуалы и традиции у рыцарей тамплиеров. Некоторые специалисты не согласны с тем, что масоны — «наследники тамплиеров», и убеждены, что «настоящие» тамплиеры все еще где-то есть…
История тамплиеров, конечно, очень интересна для многих и сегодня, особенно в художественном переосмыслении. Известный приключенческий фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход» повествует о тамплиерах, как и известная видео-игра The Broken Sword («Сломанный меч»). В ней рассказывается история американца по имени Джордж Стоббарт, который не по своей воле впутался в Париже в таинственную историю, связанную с тамплиерами…
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Чёрная пятница Тамплиеров
Во времена крестовых походов рыцарский орден тамплиеров (храмовников) был одним из самых крупных и уважаемых. В 1118 году, еще во время первого крестового похода, французский рыцарь из Шампани Гуго де Пейн предложил иерусалимскому королю Болдуину II создать небольшую рыцарскую организацию, которая бы занималась охраной дорог и защитой паломников, идущих поклониться святым местам, связанным с жизнью и смертью Иисуса Христа.
Первые девять рыцарей во главе с Гуго приняли обет перед патриархом Иерусалимским и приступили к почетному, но трудному и опасному служению. Орден получил официальное название «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона». Сколь высок был религиозный фанатизм рыцарей Храма, сказать трудно, но вояками они были отменными и с возложенными на себя задачами справлялись вполне успешно, чем завоевали уважение и короля, и церковных властей, и простых паломников. За рыцарями молодого ордена закрепилось название «тамплиеры» (temple — от французского «храм»).
Через десять лет рыцари получили устав, в составлении которого принял участие знаменитый подвижник Бернар Клервоский, и специальную белую одежду (цвет невинности и воздержания), на которую через несколько лет нашили красные кресты (цвет мученичества). Авторитет ордена стремительно рос, одновременно увеличивалось его богатство и количество братьев-рыцарей. Возвращающиеся в Европу паломники разнесли славу о новом ордене, рыцари которого благородны и храбры, хранят обет бедности и воздержания, а главное — всегда готовы бескорыстно прийти на помощь.
После того, как Римский папа благословил новый орден, в Европе прошло несколько сборов средств на его поддержку. Средства были собраны громадные, отдельные дворяне и даже монархи дарили или завещали ордену не только деньги, но и земли, острова, поместья, замки. Вскоре практически во всех европейских странах у ордена оказалась крупная земельная собственность и сеть замков.
В 1139 году (всего через 20 лет после создания) римский папа даровал ордену полную автономность, выведя его территориальные организации (провинции) из подчинения местным монархам. Теперь орден подчинялся только Папе и своему Великому магистру. Пока шли крестовые походы и основные силы ордена сражались на Святой Земле, это не вызывало противодействия европейских монархов, продолжавших поддерживать тамплиеров и пользоваться их услугами.
Любопытно, что орден оказался крайне нужен и в самой Европе. Благодаря разветвленной сети своих территориальных структур он стал главным европейским ростовщиком и финансистом. Теперь, отправляясь в Палестину, рыцарям или паломникам не было необходимости брать с собой большие суммы денег (золото весит много, да и путешествовать с ним опасно). В любом орденском замке золото можно было сдать, получив на руки расписку, по которой в любой стране Европы или на Святой Земле можно было без задержек получить у тамплиеров всю сумму.
На рубеже XIII—XIV вв.еков рыцарские государства на Святой Земле были окончательно разгромлены сарацинами, эпоха крестовых походов подошла к концу. В тяжелых боях погибла значительная часть тамплиеров, которые в соответствии со своим уставом не могли отступать без приказа даже перед многочисленно превосходящим противником. Оставшиеся в живых храмовники обосновались в Европе и на Кипре, куда перебралось руководство ордена.
С потерей Святой Земли орден тамплиеров утратил главную цель своего существования. Теперь богатства и автономность ордена вызывали неприязнь у европейских монархов. У ордена начался разлад с Ватиканом, тамплиеры стали активно ввязываться в междоусобные европейские войны, демонстрируя собственную мощь. Если в небольших европейских государствах монархи и епископы вынуждены были мириться со вседозволенностью тамплиеров, то в крупных странах над орденом стали сгущаться тучи.
Первым решил покончить с орденом тамплиеров на своей территории король Франции Филипп IV. К разгрому ордена он готовился тщательно. Видимо, не обошлось без формального одобрения от Римского папы, которому тамплиеры стали порядком досаждать. Не в последнюю очередь и французский король, и Римский папа имели виды на несметные богатства ордена, одних крепостей, замков и поместий у него было более 9 тысяч.
Слухи о сгущающихся над тамплиерами тучах доходили до Великого магистра Жака де Моле, но он от них отмахивался, уверовав в несокрушимость ордена. А стоило бы призадуматься, ведь Филипп IV уже пытался прибрать к рукам богатства ордена, настойчиво добиваясь возможности возглавить его на территории Франции. К тому же, в тот период рыцарей в ордене тамплиеров было относительно немного, большинство его членов составляли братья-служители.
Незадолго до роковой даты во Францию прибыл Великий магистр и практически все орденское руководство, которых Римский папа Климент V, получивший престол Ватикана не без помощи Филиппа IV, вызвал с Кипра для обсуждения возможности похода в Сирию. Видимо, он и посоветовал Великому магистру временно обосноваться во Франции.
В ночь на 13 октября во Франции прошли массовые аресты тамплиеров. В парижской резиденции ордена, замке Тампле, было схвачено 140 человек, включая Великого магистра. Но рыцарей там оказалось всего несколько человек. Буквально за несколько часов до арестов из замка спешно вышел большой обоз с сильной рыцарской охраной. Что он вез и куда подевался — так и осталось тайной. Но значительную часть сокровищ и атрибутов, упоминаемых позднее арестованными в ходе допросов, в Тампле не нашли. Как не нашли и многие орденские документы, которые Великий магистр успел спрятать или уничтожить.
Именно с 1307 года оставшиеся в живых тамплиеры стали отмечать 13 октября как роковую для ордена дату. А со временем «черной датой» стала считаться пятница 13 числа любого месяца. И теперь, с опаской встречая роковую дату, многие и не догадываются, что началось все с разгрома тамплиеров королем Филиппом IV в далеком ХIV веке.
Лига историков
8.1K постов 35.6K подписчика
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Ни разу не было, чтоб никто не отозвался!))
Да он до тамплиеров, угробил папу римского и поставил на его место своего человека.
На соборе, который состоялся осенью 1302 года, в булле Unam Sanctam Бонифаций снова подтвердил своё мнение о супрематии духовной власти над светской, «духовного меча» над «мирским». В 1303 году он освободил часть подвластных Филиппу земель от вассальной присяги, а король в ответ созвал собрание высших духовных лиц и светских баронов, перед которым Ногарэ обвинил Бонифация во всевозможных злодействах.
Новый папа, француз Климент V, избранный в 1304 году после девятимесячной избирательной борьбы, перенёс свою резиденцию в Авиньон. Этот город не подчинялся Филиппу, но находился под влиянием французского правительства. Таким образом Филипп сделал курию орудием в своих руках.
В 2007 году 700 лет событию было
Это был хороший день для всего человечества. Сейчас бы так)
Большой загадкой куда они дели большое количество золота. Швейцария?
Орден тамплиеров без прикрас | Часть 1
Я не историк, но ее любитель. И что-то подумалось, что кому-то может быть интересно почитать про историю ордена тамплиеров в легкой форме, без излишней загрузки датами, именами и событиями и без вознесения этих рыцарей на пьедестал эпохи. В истории тамплиеров достаточно красивых и даже героических деяний, но и дерьма хватает. И это не говоря уже про один из знаменитейших заговоров в истории, положивший конец существованию ордена.
Первый крестовый поход | Основание ордена госпитальеров | Гуго де Пейн, первый магистр тамплиеров | Официальное признание ордена тамплиеров
Итак, все мы не раз и не два слышали про орден крестоносцев в белых плащах с красными крестами — и почти всегда в контексте всяких Святых Граалей, Плащаниц, сокровищ нации и плаваний в Америку до Колумба, а то и вовсе в связке с демонами, паранормальными явлениями, пятницей 13 и прочей хтонью.
К сожалению, о настоящем, историческом ордене рыцарей Храма пишут художественную литературу и снимают кино далеко не так часто, а вот мистический образ ордена довлеет в культуре и по сей день — даже после того, как в 2007 году Ватикан опубликовал оригинал «Шинонского пергамента» (бумаги, задокументировавшей снятие обвинений в ереси с руководителей ордена тамплиеров), тем самым уже во всеуслышание подтвердив, что дело было не в нарушениях заветов церкви и не в колдовстве, а в куда более приземленных и низменных причинах, а именно — деньгах.
О знаменитом процессе над орденом Храма мы поговорим в последней главе нашей истории, когда до нее дойдем, а начнем с того, что разберемся, «откуда есть пошла земля русская». Ну, не русская, но тем не менее. Поговорим о том, с чего вообще появились такие военно-религиозные ордена, как госпитальеры и тамплиеры, и почему им удалось закрепиться в истории.
Путешествовать ко всяким святым местам всегда было модно, поскольку считалось (и, насколько мне известно, до сих пор считается), что не только ты пропитываешься святым местом, но и место — твоими молитвами и молитвами всякого приходящего. Ясное дело, что страна, в которой жил и был убит Иисус Христос, получила для христиан необычайно важное значение.
Паломников в Святую землю и раньше было хоть отбавляй, но на заре второго тысячелетия их стало особенно много. В те времена бытовало мнение, что Иордан смывает любые грехи, стоит лишь ступить в него (искреннее покаяние? Можно бонусом, но необязательно), Церковь все чаще и чаще в качестве наказания слала грешников в эти весьма отдаленные места (причем возвращались они уже совершенно безвинными в глазах и церкви, и государства), а очередная ошибка в трактовке Библии привела ко мнению, что в 1000 году обязательно произойдет Второе Пришествие, так что — давай быстрей, пока не началось! Как ни смешно, ошибочное пророчество не только не отвернуло людей от путешествий в Святую землю после того, как не исполнилось, а напротив, притянуло туда еще больше народу.
Куда более приземленной причиной отправиться в Палестину стала возможность нажиться на чужой вере: купив в Иерусалиме всякого хлама и выдав его в Европе за настоящие реликвии, предприимчивый делец мог выгадать до тысячи процентов!
В свою очередь, Церковь, разумеется, не только наказывала ссылками в Святую землю, но и в принципе всячески поощряла такие путешествия, поскольку те помогали ей распространить свое влияние на Востоке.
И вот от всех этих средневековых «туристов», в некотором роде рекламировавших своими паломничествами Святую землю, и растут ноги грядущих крестовых. Будем честны, обращались местные с «понаехавшими» не очень хорошо — и их, в общем-то, можно понять. Сей факт придал образу паломника налет благородного мученичества, флер страдальца христова, что претерпевает в своей вере. Это восприятие путешественников в Святую землю отлично сплелось с укрепившимся в Европе к 11 веку феодальным мышлением, при котором вассал считал священным долгом защищать честь и достоинство своего суверена, а также все его имущество. И поскольку главным сувереном всея всего у христиан был Иисус Христос, вот и получилось: раз неверные захватили землю, на которой он жил, проповедовал и был убит, да еще и жестоко обращаются с самыми верными его вассалами, которые проделывают столь трудный путь до Палестины — то Иисус наверняка гневается на бездействие остальных своих последователей так, как гневался бы любой суверен-человек. И у набожного европейского общества появилось вполне закономерное, подкрепленное воинственностью, которую привнесли в католицизм открекшиеся от язычества германцы и готы, желание прийти на Святую землю и насувать неверным мечей в панамку.
Дело сделалось неожиданно быстро. Почва для семян священной войны была плодородная, а в 1095 году византийский император Алексей 1 Комнин, окончательно одурев постоянно гонять по редевшим своим землям турок и получать от них лещей, прислал в Италию посольство с просьбой о помощи против надоевших врагов.
В ноябре того же года в городе Клермоне состоялся знаменитый собор, на котором папа Римский Урбан II прочитал пламенную речь, призывая освободить Святую землю и Гроб Господень от гнета мусульман. Начало похода было назначено на август 1096 года.
До выдвижения экипированных рыцарей, правда, в Святую землю устремилась сначала целая орда бедных жителей Европы под предводительством Петра Пустынника, которая, буйствуя и непотребствуя на протяжении всего пути, осела в Константинополе до подхода основной армии.
Выглянув с утра в окно, Алексей I Комнин увидел примерно это:
. а потому живенько начал помогать всем переправляться через Босфор.
Пройдя огнем и мечом по территории Палестины, но получая при этом ответных люлей, армия Первого крестового к 1099 году доползла до Иерусалима, немного потупила под его стенами и в итоге благополучно взяла город буквально за несколько жарких июльских дней.
Так началась история Иерусалимского королевства.
К благостному моменту великой победы над неверными в Палестине существовало уже несколько так называемых хоспитиумов — христианских приютов, в которых помогали паломникам по любым вопросам: от предоставления ночлега до финансовой помощи после ограбления. Среди этих хоспитиумов был в Иерусалиме приют святого Иоанна, и его монахи проявили во время осады города поистине христианское милосердие: они помогали всем, будь то католики, православные греки или даже мусульмане.
Приют на тот момент возглавлял некто Жерар Тен, и после того, как последние раненые в осаде выздоровели, Жерару и его монахам пришла в голову идея уйти из монастыря и заняться благотворительностью самостоятельно и без привязки к определенному месту. Они создали себе свод правил, поклялись им подчиняться и в качестве одежд выбрали черные робы с белыми крестами, после чего действительно покинула приют святого Иоанна и занялись благотворительностью в Иерусалимском королевстве.
Первые несколько лет все шло по плану: странствующие монахи бедствовали, но помогали нуждающимся в помощи и уходе и в целом следовали ценностям Нового завета. А потом Годфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового и нынче король Иерусалима, одарил монахов поместьем на территории современных Нидерландов, которое начало приносить им стабильный доход. И понеслось: решив, что это дело богоугодное и на том свете обязательно зачтется, примеру Годфрида последовали и другие именитые христиане.
Монахи начали богатеть. Вместе с деньгами пришла и жажда большей свободы — и вот уже в 1113 году папа римский утвердил устав ордена рыцарей святого Иоанна и разрешил им самостоятельно избирать себе руководителей после смерти Жерара, тем самым положив начало ордену госпитальеров. Много позже и уже далеко от Святой земли орден совершит ребрендинг, станет мальтийским и под таким названием просуществуют и по сей день.
Тем временем, глядя на зарождающийся на их глазах новый феномен в христианском обществе, группа из девяти человек решила, что идея организовать свой орден с блэкджеком и канонами вовсе недурна, но усовершенствовать ее стоит. (Нет, на деле мотивация была, с наибольшей вероятностью, абсолютно альтруистичной; неизбалованные богатством, искренне верующие христиане действительно в ту пору часто отрекались от себя).
По общепринятой версии Вильгельма Тирского где-то в 1118-1119 (доподлинно неизвестно) годах француз по имени Гуго де Пейн вместе с восемью своими соратниками решил посвятить себя защите паломников. Именно защите, а не помощи — защита подразумевала меч в руке, и раньше никому подобное в голову не приходило.
А замысел был и впрямь хорош: фатимиды-египтяне давили с юга, турки-сельджуки с севера и востока, арабы из кочевых племен бесили всех своими набегами, да и в самих христианских королевствах царил разлад: прибывшие из Европы не любили сирийских христиан, и в этом деле у них царила полная взаимность. Да и в ранних христианских государствах на Святой земле не было ни людей, ни денег на защиту прибывающих людей, так что путь паломника действительно был и опасен, и труден. И это не говоря уже о голоде, болезнях и несчастных случаях, поджидавших по дороге.
И вот эти восемь человек с Гуго де Пейном во главе, выбрав покровительницей Богородицу и приняв обеты целомудрия, бедности и послушания, посвятили себя защите паломников к Храму Гроба Господня. На что король Балдуин и патриарх Иерусалимского королевства Гармунд хором сказали:
Вот это отлично, богоугодная задумка
Итак, как и госпитальеры, первые лет десять новоиспеченные тамплиеры (они же храмовники; название, разумеется, пошло от Храма Гроба Господня, где они или же рядом с которым они первоначально располагались) жили по всем своим заветам: соблюдали христианские каноны, защищали паломников и бедствовали. Отсюда и идет история тамплиерской печати, на которой показаны два всадника на одной лошади: ранние тамплиеры были настолько бедны, что магистр Гуго де Пейн и его соратник Годфруа Сент-Омер ездили на одном коне. Двести лет спустя, во время процесса над храмовниками, изображение на этой печати будут использовать против них.
Тем временем король Балдуин II, уже третий правитель Иерусалима, вдохновился новыми борцами за веру и верующих и выписал им под обитель часть дворца. Его примеру, разумеется, последовали и другие представители знати, как и в случае с госпитальерами начав оказывать храмовникам материальную помощь.
Уже через год после основания в друзья и спонсоры ордена записалась одна из французских шишек — герцог Анжуйский по имени Фольк, который приехал в Иерусалим как паломник. Его примеру последовали и другие дворяне.
Естественно, это способствовало как популяризации новоиспеченного ордена, так и улучшению его материального благосостояния. Но и сами тамплиеры оправдывали растущую славу: даже будучи бедными, в своих начинаниях они были более чем успешны. Причина крылась в банальном отсутствии единства среди врагов: турки-сельджуки постоянно дрались между собой и с кочевыми племенами арабов.
Однако постепенно турки начинали осознавать, что придется объединяться, если они хотят надавать христианам. Балдуин II (посидевший в свое время у турок в плену) просек зреющую проблему и занялся укреплением позиций своего государства. Использование тамплиеров в качестве воинов (а может, и в качестве рекламы истинного духовного рыцарства, какое, конечно же, существовало только в Палестине!) входило в план, а потому Балдуин отправил двоих из них к папе Римскому, снабдив целой коллекцией рекомендательных писем и попросив уверить понтифика, что дело дрянь и христианам на Святой земле нужна помощь.
Письма были разосланы; одно из них направилось святому Бернару, аббату Клервоскому, человек крайне влиятельному и харизматичному, монаху и политику одновременно, чьи слова имели тогда в Европе невероятный вес. Аббат написал в поддержку тамплиеров очень пафосное и превозносящее их письмо (и даже не потому что один из двух посланцев в Европу являлся ему дядей, а потому что действительно верил в благородное дело тамплиеров и саму концепцию монахов-рыцарей, защищающих мирян), таким образом устроив рыцарям успешную PR-кампанию.
Чуть позже сам Гуго де Пейн с частью своих людей приехал в Европу, чтобы совершить целый тур по Франции и Англии, во время которого они общались с монархами, монахами и богатыми дворянами, многие из которых стали совершать пожертвования для ордена Храма. А в январе 1129 года Гуго и остальные предстали перед синодом во французском городе Труа. На собор приехал и Бернар Клервосский.
На презентацию от магистра совет отреагировал положительно, после чего утвердил орден рыцарей Храма и выдал ему устав, включавший все уже имевшиеся пункты, а также ряд теологических поправок. Также по велению папы Римского тамплиерам была дана белая мантия в качестве официальных одежд и орденский флаг. Мантия, кстати, поначалу была именно белой, без знаменитого красного креста, который появился там почти на двадцать лет позже по велению уже другого папы — как символ потенциального мученичества за веру и принципы. Флаг же, состоявший из черной и белой полосы, получил название «Босеан» (bausant, bauseant, пегая лошадь, черно-белой масти).
В 1131 году Гуго де Пейн вместе с соратниками вернулись в Иерусалим с официальным уставом ордена, пополнившейся казной и свежими рекрутами.