пути это в древней руси

ПУТЬ дворцовый

Смотреть что такое «ПУТЬ дворцовый» в других словарях:

Отречение Николая II — Отречение императора Николая II от престола отречение от престола Российской империи последнего российского императора Николая II, произошедшее 2 (15) марта 1917 года и ставшее одним из ключевых событий Февральской революции… … Википедия

Невский проспект — У этого термина существуют и другие значения, см. Невский проспект (значения). Координаты: 59°56′12″ с. ш. 30°18′54″ в. д. / 59.936667° с. ш. 30.315° в. д … Википедия

Персия — (Persia) Персия это древнее название страны в Юго Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном Древнее государство Персия, история Персии, правители Персии, искусство и культура Персии Содержание Содержание Определение… … Энциклопедия инвестора

КОРЕЯ — страна на В. Азии, занимающая Кор. п ов, прилегающую часть материка и ок. 3,5 тыс. близлежащих небольших островов. На С., по pp. Амноккан и Туманган, К. граничит с КНР, на небольшом участке с СССР, на В. омывается Японским м., на 3. Желтым м., на … Советская историческая энциклопедия

Нева — У этого термина существуют и другие значения, см. Нева (значения). Нева Река Нева. Вид на Петропавловскую крепость … Википедия

Александр II (часть 2, XIII-XIX) — XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия

Латвия — Республика Латвия, гос во в Вост. Европе, омывается Балтийским морем. Название Латвия образовано от самоназвания жителей страны латвиеши (latviesi), русск. латыши. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Япония — государство, расположенное на островах Тихого океана (Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и др.), вблизи побережья Восточной Азии. Древнейшие памятники искусства Японии относятся к периоду неолита (8 е середина 1 го тысячелетия до н. э.), к так … Художественная энциклопедия

Мост — У этого термина существуют и другие значения, см. Мост (значения) … Википедия

Источник

Путь (Древняя Русь)

Путь — одно из разновидностей хозяйственного землеустройства русского средневековья, наименование административно-территориальных единиц, которые являлись определённой отраслью управления в дворцовом хозяйстве русских князей в XIV- 1-й половине XVI веков. Путь — это кормления в дворцовых ведомствах. Были созданы ведомства конюшего (ведал княжескими табунами и стадами, а также лугами), ловчего (охота на зверя), сокольничего (охота на птиц), стольничего (рыбная ловля, сады, огороды), чашничего (бортные леса). Возглавлявшая ведомства служилая верхушка назывались путными боярами. Им подчинялись слуги из путей, жившие в слободах, сёлах и деревнях:сокольники, кречетники, бобровники, бортники, огородники, садовники и т. д. Русский путь можно сопоставить с татарскими даругами (по русским источникам — «дороги»). В целом пути были ликвидированы с отменой кормлений около середины XVI века, но термин «путь» сохранялся в отдельных случаях до XVII века.

Литература

Смотреть что такое «Путь (Древняя Русь)» в других словарях:

Древняя Русь — Русь первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Впервые употребляется как название государства в тексте русско византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом … Википедия

ДРЕВНЯЯ РУСЬ — (Древнерусское гос во), древнейшее гос во вост. славян, сложившееся в IX X вв. и простиравшееся от Балтийского побережья на севере до причерноморских степей на юге, от Карпат на западе до Ср. Поволжья на востоке. Его образование и развитие… … Православная энциклопедия

Древняя Русь конца IX — начала XII в. — Объединение восточнославянских земель в составе Древнерусского государства в конце IX и в X в. Во второй половине IX в. новгородский князь Олег (по видимому, варяг по происхождению) объединил в своих руках власть над Киевом и Новгородом. Это… … Всемирная история. Энциклопедия

Гривна (Древняя Русь) — … Википедия

Путь из немец в хазары — Путь «из немец в хазары» гипотетический торговый путь или комплекс из множества отдельных путей, существовавший в IX XI веках и связывавший низовья Волги (Хазарский Каганат) с крупными европейскими державами того времени (например,… … Википедия

Русь — У этого термина существуют и другие значения, см. Русь (значения). Русь историческое название земель восточных славян. Впервые употребляется как название государства в тексте русско византийского договора 911 года, более ранние… … Википедия

Русь (народ) — У этого термина существуют и другие значения, см. Русь (значения). Русь (русы) народ, давший своё имя и составивший социальную верхушку первого государства восточных славян Руси, в современной литературе известного как Киевская Русь.… … Википедия

Киевская Русь — У этого термина существуют и другие значения, см. Киевская Русь (значения). Киевская Русь … Википедия

Киевская русь — 862 1240 … Википедия

Киевская Русь — раннефеодальное государство 9 начала 12 вв., возникшее в Восточной Европе на рубеже 8 9 вв. в результате объединения восточнославянских племён, древним культурным центром которых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. К. Р.… … Большая советская энциклопедия

Источник

Путь из варяг в греки: описание маршрута и его значение

Водный путь «из варяг в греки» также назывался Варяжским или Восточным. Он соединял север (Балтийское море) и юг (Византию), до XII века оставаясь одним из самых важных и востребованных. Огромное значение путь имел для русских купцов, которые могли торговать с Константинополем и скандинавскими странами, хотя первоначально дорогой пользовались варяги для нападения на Европу.

пути это в древней руси. Смотреть фото пути это в древней руси. Смотреть картинку пути это в древней руси. Картинка про пути это в древней руси. Фото пути это в древней руси

Протяженность маршрута

Путь «из варяг в греки» пролегал только по водной поверхности: рекам, озерам и морям. В условиях IX—X вв. еков это было крайне удобно для тех, кто желал поскорее добраться из одной точки в другую.

Стоит сразу отметить, что названия «варяги» и «греки» не полностью соответствуют современным. Варяги на карте — это скандинавские жители, обычно наемные воины, греками же в Древней Руси были жители Византии, которые говорили на греческом языке. Путь «из варяг в греки» проходил по следующему маршруту:

пути это в древней руси. Смотреть фото пути это в древней руси. Смотреть картинку пути это в древней руси. Картинка про пути это в древней руси. Фото пути это в древней руси

Таким же образом плыли в обратную сторону.

Географические особенности

Проследить дорогу «из варяг в греки» по карте довольно просто, там же можно заметить, что она соединяла Северную Европу с Южной. Длина маршрута составляла более 2 тысяч километров. Путешественники должны были обладать крепкими и надежными судами, которые позволили бы легко пройти такое расстояние. Обычно ладьи имели значительные размеры (от 16 м в длину и 2 м в ширину), на них были установлены паруса и несколько пар весел (не менее 8—10).

Чаще всего путешественники шли по рекам весной и летом, осенью отправлялись немногие, так как приближающаяся зима сковывала дорогу льдом. Нередко путешественникам приходилось останавливаться в городах для перезимовки. Другие особенности пути:

пути это в древней руси. Смотреть фото пути это в древней руси. Смотреть картинку пути это в древней руси. Картинка про пути это в древней руси. Фото пути это в древней руси

пути это в древней руси. Смотреть фото пути это в древней руси. Смотреть картинку пути это в древней руси. Картинка про пути это в древней руси. Фото пути это в древней руси

Несмотря на все трудности, водная дорога намного безопаснее и дешевле сухопутной: не нужно было кормить лошадей и менять их, для себя путешественники также ловили рыбу. Кроме того, на берегу многих купцов подстерегали разбойники, от которых было проще оторваться по рекам.

Историческое значение

Историки до сих пор не могут точно установить, кто первым открыл этот путь. Существуют две точки зрения:

пути это в древней руси. Смотреть фото пути это в древней руси. Смотреть картинку пути это в древней руси. Картинка про пути это в древней руси. Фото пути это в древней руси

Сегодня большинство историков придерживается первой версии. В IX веке викинги-скандинавы совершали набеги в Европу, наверняка часть пути они прошли реками, постепенно открывая дорогу до Византии. Но воинственные северные жители принесли не только разрушения. На их землях тогда уже правили князья с дружиной, существовала хорошо продуманная религия, в то время как славянские племена только формировали племенные союзы. Неудивительно, что этим путем в Древнюю Русь пришел Рюрик — первый правитель, призванный русичами.

Некоторое время Варяжский путь использовался для военных целей и грабежей, постепенно викингов вытеснили купцы со всех прилегающих земель. Впрочем, первыми купцами стали сами викинги, привозившие в Византию славянских рабов. В XI веке вдоль всего пути постепенно выстроились деревни и крепости, поселились люди, занимавшиеся обслуживанием кораблей и путешественников.

Привозные товары

С развитием торгового дела уменьшился и сам путь. Теперь купцам не нужно было проплывать всю дорогу от Балтики до Черного моря — достаточно было довезти товар до крупных перевалочных пунктов — Киева и Новгорода. Торговали разными товарами:

пути это в древней руси. Смотреть фото пути это в древней руси. Смотреть картинку пути это в древней руси. Картинка про пути это в древней руси. Фото пути это в древней руси

Стоит отметить, что с развитием торговли роль набегов не уменьшилась: даже после воцарения Рюрика славяне продолжили ходить в Константинополь за добычей.

пути это в древней руси. Смотреть фото пути это в древней руси. Смотреть картинку пути это в древней руси. Картинка про пути это в древней руси. Фото пути это в древней руси

Наибольшее значение путь пережил в X—XI вв. еках при князьях Святославе Игоревиче и Владимире Святославовиче. С XII столетия его роль начала снижаться. Этому способствовали раздробленность русского государства, упадок Византии и последующий перенос центра торговли в Венецию, захват ордынцами Нижнего и Среднего Поднепровья.

Морская дорога «из варяг в греки» существовала около 250 лет, но ее значение для развития Руси огромно. Сперва этот путь использовали варяги в набегах, затем по нему стали активно переправляться купцы, благодаря чему на территории русских земель появились и развились крупные торговые города — Киев и Новгород. Эти же путем прошел первый русский князь Рюрик.

Источник

Значение слова путь в Древней Руси

Путь, как отдельное ведомство обширного дворцового управления, очевидно, то же, что Владимир Мономах в своем “Поучении” называет “нарядом” ловчим, конюшим, сокольничим (Лаврент. 242). Управители дворцовых путей и другие дворцовые сановники за свою службу в виде награды получали во владение дворцовые села, волости и даже, может быть, города на правах наместников и волостелей.

Эти административные пожалования, или кормления, также носили название путей. Так были дворецкие “с путем”, крайчие, постельничие “с путем” и проч. Пожалование путем было честью, повышением но службе: крайчий с путем считался честию выше крайчего без пути, выше и другого должностного лица, равного по должности простому крайчему. В этих путных пожалованиях заметны признаки некоторой правильности.

В XVII в. дворецкие преемственно получали в путь известные доходы с одних и тех же ярославских дворцовых слобод (см. примечание на стр. …). Крайним с путем обыкновенно давалась во владение дворцовая волость Гороховец (Др. Р. Вивл. XX, 182). В древнерусских памятниках слово путь является с разнообразными значениями и вне дворцовой администрации.

Путь – промысел, всякое прибыльное дело или доходная статья; отсюда выражение поземельных актов: “пути и ухожан”. О разбойниках, которые ходили промышлять грабежом по Волге, о “волжанах”, говорили в XIV в.: “Кто в путь ходил на Волгу” (П. С. Р. Лет. IV, 94 и 97). В XII в. поход князя на Литву или в Степь, на поганых, также назывался путем (Ипат. 454 cл.). Пайщик в компании солеваров называл своим путем принадлежавшую ему долю в промысле (Сб. грам. Тр. Серг. мои. № 530, л. 1197).

В дальнейшем развитии своего значения путь – право на известный доход, угодье, землю. В таком смысле употребляют княжеские грамоты XIV в. выражение “старейший путь”, означавшее право на известные земли и доходы, которое принадлежало старшему великому князю в силу его старшинства (Собр. гос. гр. и дог. I, №№ 23 и 34).

В таком же смысле можно понимать выражение “даннич путь” в грамоте в. кн. Андрея Александровича на Двину; сын атамана, ид учи с моря “с потками данными”, с птицами, поступившими в дань, “по данничу пути”, т.е. по праву или в качестве “данника”, сборщика дани, получал корм и подводы с погостов, если только не понимать этого выражения буквально, в смысле попутных даннику погостов (А. Арх. Эксп. I, № 1).

Волость, отдавая крестьянину участок земли в пользование, писала в грамоте: “Да в том ему и путь дали”; писать грамоту, коей утверждалось это право пользования, значило “путь писать” (А. Юр. № 175). В литовско-русских актах путь является с более тесным значением административного округа, волости или повета; путники – начальники таких округов из местных обывателей либо даже все их обыватели (Г. Любавского. Области, деление и местн. управл. Лит.-Русск. гос. 270, 434 и 255).

Мы коснемся лишь некоторых из тех недоумений, какие возбуждаются обоими списками и разъяснения которых надобно ждать от более подробного изучения этих документов.

Легко заметить, что первый “список” не есть точная копия с подлинного акта, а его переделка, или парафраза. Начав говорить от имени давшего грамоту кн. Димитрия, список потом выражается о нем в третьем лице, переходя в простое повествование о том, за что Новосильцев из купцов был пожалован в бояре и как составлена была эта “местная” грамота. По летописям неизвестно большинство лиц, упоминаемых в списке.

Из советников нижегородского князя, которых рассаживает грамота, на первом месте встречаем тысяцкого Димитрия Алибуртовича, князя Волынского. Этот тысяцкий своим титулом, очевидно, и заинтересовал Арт. Петр. Волынского, благодаря чему документ и попал в следственное дело о знаменитом кабинет-министре имп. Анны.

Этот Алибуртович – безвестный, не упоминаемый даже в старинных наших родословных сын седьмого Гедиминовича Любарта, которого князь Волыни за неимением собственных сыновей взял “к дочце своей на свое место, на княжение” (Родоса, в X кн. Времен. Общ. Истории и Др. Р., стр. 84). В грамоте имп. Иоанна Кантакузина он назван Димитрием Любартом, князем Владимирским (Истор. Библ. VI, приложения, № 6).

Старший сын этого Любарта княжил после отца на Волыни, а младший – тревожными судьбами того времени занесен был на берега Волги и служил нижегородским тысяцким. Из других советников нижегородского князя только о Т. Новосильцеве говорит местная летопись под 1371 г. (Др. Росс. Вивл. XVIII, 72. Нижегор. летописец, изд. А. Гацинским, стр. 15). Об остальных 7 боярах нет ясных указаний ни в летописях, ни в родословных.

Любопытная черта нижегородского боярского совета, описываемого в грамоте, – численное преобладание князей. Летопись, рассказав, как московский великий князь Димитрий в самом начале своего княжения взял волю над князем Ростовским, а Галицкого и Стародубского согнал с их княжений, прибавляет, что тогда “вси князи” отъехали в Нижний, “скорбяще о княжениях своия” (Ник. IV, 5).

Сличая княжеские имена в грамоте с родословной стародубских князей, можно догадываться, что некоторые из них сидели в совете нижегородского великого князя. В таком случае любопытное по составу общество представлял этот совет, в котором заседали князья-изгнанники из соседних уделов, бедный Гедиминович, пришедший с берегов Стыря или Западного Буга, и два бывших нижегородских купца.

Другой список еще загадочнее. Он имеет вид не парафразы или извлечения, а копии с подлинной грамоты более ранней, чем та, которая служила подлинником для первого списка. В конце копии помечено, что подлинная грамота находится в нижегородском Печерском монастыре. Грамота писана в 6876 (1368) г.

Начинаясь как будто указом от лица великого князя Димитрия, она потом получает вид протокола великокняжеского постановления, состоявшегося “по челобитью” бояр и князей, “по печалованию” архимандрита нижегородского Печорского монастыря и по благословению местного епископа.

В списке замечено, что князь великий велел боярам и дьякам руки приложить к грамоте и что назади ее 7 рук приложено; но в списке значится только 5 рук: печерского архимандрита, “казенного боярина” и трех дьяков, из которых двое названы “указными”.

В числе нижегородских бояр по этому списку еще нет ни кн. Д. Волынского, ни Д.И. Лобанова. Но в этой грамоте, которою, как и первой, в. князь “пожаловал своих бояр и князей”, не 8, как в первой, а 60 имен. Невероятно, чтобы все это были думные люди нижегородского великого князя XIV в.: такой многолюдной Боярской думы не было даже в боярской Москве XV и XVI вв. Впрочем, в самом акте есть указание на то, что в нем перечисляются не одни бояре.

Отчества первых 15 лиц прописаны с вичем; остальные, в том числе три дьяка, поименованы просто, как рядовые служилые люди (Иван Григорьев, сын Медведев), один даже уменьшительным именем и без отчества (Афоня Брылов). Очевидно, грамота указывает места не одним боярам, но всему двору нижегородского князя, и не в Думе, а за торжественным княжеским столом.

Можно думать, что в списке Соловьева перечислены только первые 8 бояр; остальные не интересовали Арт. П. Волынского и опущены. Но в грамоте 1368 г. печерским архимандритом назван Иона, а мы ожидали бы Дионисия, основателя и первого архимандрита этой обители, в 1374 г. ставшего епископом Суздальским и Нижегородским. Обе грамоты даны “по благословению владычню Серапиона Нижегородского, и Городецкого, и Курмышского, и Сарского”.

В других источниках не встречаем ни имени такого епископа, ни такого названия его епархии. Этот и другие вопросы, вызываемые обеими грамотами, могут быть разрешены только специальным исследованием по темной истории суздальско-нижегородской иерархии XIV в.

Если бы можно было доказать, что епископ Серапион был ближайшим предместником Дионисия по Суздальско-нижегородской кафедре, то грамоту по списку Соловьева следовало бы отнести к 1368-1374 гг., даже, точнее, к 1372-1374 гг., так как в титулах и в. кн. Димитрия Константиновича, и епископа Серапиона уже значится г. Курмыш, построенный в 1372 г.

Источник

Основные термины по теме «Киевская Русь»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Основные термины по теме «Киевская Русь»

Барщина – повинность, состоявшая в обязанности крестьянина, имевшего собственный надел, работать на господском поле в течение определенного количества дней в неделю.

Бортничество – первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах.

Боярская дума – высший совет знати при великом князе (во времена Киевской Руси и периода раздробленности), а с XVI в. при царе. Боярская дума была постоянным законосовещательным органом и принимала участие в решении вопросов внутренней и внешней политики государства.

Бояре – в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси старшие княжеские дружинники, в Новгороде и Пскове – верхушка городского населения, потомки древней родоплеменной знати. Высший, наряду с великими и удельными князьями, слой общества в России с Х по XVIII вв.

Варяги – воины-дружинники из скандинавских народов, которых в Европе именовали викингами, норманнами. Варяги упоминаются в «Повести временных лет”. В IX-XI вв. у русских князей служило немало варяжских воинов-дружинников, которые выступали в качестве наемников. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути «из варяг в греки”. В XI-XIII вв. варяжские воины и купцы на Руси ославянились, не оказав заметного влияния на русскую историю и культуру.

Вервь – одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов.

Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. Вече ведало вопросами войны и мира.

Вира – крупный штраф, присуждаемый по законам «Русской правды” за убийство свободного человека.

Вирник – сборщик штрафов.

Волхв – языческий жрец, колдун.

Вотчина – в России наследственное земельное владение феодала. Первые вотчины были княжескими, они появляются в Х в. К XI-XII вв. в документах упоминаются уже боярские и монастырские вотчины. Основную ценность в вотчинном хозяйстве представляла не столько земля, сколько жившие на ней зависимые крестьяне. Крестьяне не могли владеть землей, поэтому брали ее в пользование у своего феодала. За это они отрабатывали барщину и платили оброк.

Гривна – основная денежная единица в Киевской Руси.

Десятина – налог в пользу церкви.

Дружина – первоначально отряд воинов, который складывался вокруг военного вождя на этапе перехода от родового строя к государству. Дружина должна была защищать вождя, а он, в свою очередь, обеспечивал дружину всем необходимым. Главным источником богатства для дружинников являлись войны и захваченная в ходе них добыча. Постепенно дружина превращается в верхушку племени, сосредоточившей в своих руках богатство и власть. На Руси дружина появилась в IX в. Ее возглавлял князь. В те времена дружина состояла из двух частей: так называемая «старшая” дружина (наиболее близкие советники и помощники князя) и «младшая”, в которую входили недавно набранные воины.

Закуп – категория зависимого населения Древнерусского государства. Свободный человек брал у феодала ссуду, «купу” (скотом, деньгами, орудиями труда и т.д.) и обязан был отработать ее. Бежавший закуп делался обельным, т. е. полным холопом. Вернув ссуду, закуп освобождался от зависимости.

Кириллица – славянская азбука, созданная на основе византийского унициата (уставного алфавита), по предположению, учеником славянского просветителя Мефодия Климентием. Названа «кириллицей” в знак глубокого признания народа деятельности первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

Князь – глава государства или удела в IX-XVI вв. у славян и других народов, позднее – дворянский титул. До образования государства князьями были племенные вожди, которые затем постепенно превратились в главы государств. Сначала власть князя была выборной, затем стала наследственной. Например, династия Рюриковичей в Древнерусском государстве.

Крещение – введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века (988 г.) князем Владимиром Святославичем.

Лествичная система – система передачи великокняжеской власти по старшинству в роду.

Летопись – записи событий русской истории, расположенные по годам.

Митрополит – глава русской православной церкви до учреждения патриаршества в 1589 г.

Наместник – на Руси X-XVI вв. должностное лицо, возглавлявшее местное управление. Назначался князем.

Норманнская теория – направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Норманнскую теорию отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др.

Оброк натуральный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина вносить в пользу владельца земли определенное количество продуктов, произведенных в собственном хозяйстве.

Оброк денежный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина уплачивать владельцу земли определенную сумму деньгами.

Огнищанин – главный слуга, управитель хозяйства вотчины.

Повоз – система сбора дани, которую ввела княгиня Ольга, вместо полюдья, установив ее фиксированный размер (уроки) и место сбора (погосты).

Погост – по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.

Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.

Посад – название торгово-ремесленной части города на Руси.

Путь «из варяг в греки” – водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг – в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII-XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией.

Раннефеодальное государство – этим термином историки характеризуют Древнерусское государство IX-X вв. В этот период еще окончательно не сложилась территория государства, не было оформившейся системы управления. Сохранялась племенная обособленность входивших в состав государства территорий.

Родовая община – одна из первых форм общественной организации людей. На ранних этапах своей истории отдельный человек не в силах был противостоять природе, добыть минимум необходимого для жизни. Это привело к объединению людей в общины. Для родовой общины характерен коллективный труд и уравнительное потребление. Внутри общины существовало лишь половозрастное разделение труда.

Рядович – категория зависимого населения Древнерусского государства. Заключали с феодалом договор (ряд), который ставил их в определенную зависимость от феодала.

Смерд – в Древней Руси категория неполноправных людей. Жизнь смерда в «Русской Правде” защищалась минимальной вирой – 5 гривен. Возможно, так называли жителей недавно присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и свободные.

Соседская община – группа, коллектив людей, не связанных родственными узами. Общинники живут на определенной территории и входят в общину по принципу соседства. Каждая семья в рамках общины имеет право на долю общинной собственности и сама обрабатывает свою часть пашни. Все вместе общинники поднимают целину, расчищают лес, прокладывают дороги. У восточных славян переход от родовой общины к соседской завершился к VII в. После этого мужское население общины получило название «люди”. С ростом феодального землевладения (время существования Древнерусского государства) община становится зависимой от феодала или государства. Однако сохраняет все свои функции. Община регулировала цикл сельскохозяйственных работ, распределяла налоги между общинниками (при этом действовал принцип круговой поруки), решала текущие хозяйственные вопросы.

Тиун – слуга-управитель в хозяйстве вотчинника; княжеские тиуны выполняли также различные государственные поручения.

Удел – часть княжества-земли, полусамостоятельное владение, выделенное одному из младших членов правящей династии.

Урок – по налоговой реформе княгини Ольги фиксированный размер дани, взимаемой с подвластного населения.

Челядь – в широком смысле слова прислуга. В Древней Руси категория зависимых людей, рабы.

Язычество – религиозные верования, основанные на первобытных мифах о множестве богов, духов, олицеворяющих силы природы (солнце, дождь, плодородие), человеческие занятия (земледелие, торговля, война).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *