пушкинский вальс прокофьев история создания
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Видео
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
«ПУШКИНИАНА», КОТОРОЙ МЫ НЕ ЗНАЛИ
«ПУШКИНИАНА», КОТОРОЙ МЫ НЕ ЗНАЛИ
Когда говорят о музыкальной «Пушкиниане», то сразу вспоминают оперы Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» и оперу Мусоргского «Борис Годунов».
В начале 1960-х годов дирижер Геннадий Рождественский составил сюиту «Пушкиниана»,где использовал музыку Сергея Прокофьева, созданную композитором в 1936-37 годах к трём несостоявшимся проектам: фильму «Пиковая дама» Михаила Рома, спектаклю Александра Таирова «Евгений Онегин» и спектаклю «Борис Годунов» Всеволода Мейерхольда.
Дело в том, что фильм по «Пиковой даме» на экраны не вышел, спектакль «Евгений Онегин» хотя и состоялся, но музыка к нему так и не была опубликована. Согласитесь, несправедливо!
Пушкиниана, оркестровая сюита
(редакция Геннадия Рождественского, 1962)
Пиковая дама
Германн
Евгений Онегин (Бал у Лариных)
Менуэт
Борис Годунов
Полонез, сцена у фонтана
Пушкинский «Онегин», как свидетельствуют автобиографические и мемуарные источники, был одной из настольных книг Прокофьева. Приступив к работе над музыкой к спектаклю «Евгений Онегин», Прокофьев невольно оказался под влиянием «взаимных отражений» двух шедевров – романа Пушкина и оперы Чайковского. Можно предположить, что в жизни композитора они появились почти одновременно – в консерваторские годы.
Не сохранилась информация о том, как воспринимал пушкинских героев С. Прокофьев. Однако в «Автобиографии» есть подтверждения особого отношения композитора к этой работе: «Музыку к «Евгению Онегину» я сочинял с удовольствием и, как мне кажется, нашёл ряд верных образов, хотя некоторые и не сразу: в иных случаях пришлось сочинить несколько тем и сделать несколько эскизов, прежде чем удалось отыскать нужное».
Евгений Онегин. А.Пушкин С.Прокофьев
Музыкально-драматическая композиция по роману А.С.Пушкина для чтеца, актеров и симфонического оркестра.Радиопередача
С.С.Прокофьев, Два Пушкинских вальса, Op.120
Они были написаны к 150-летию со дня рождения поэта.
Пушкинский вальс №1
Пушкинский вальс №2
Три романса на слова А.С.Пушкина Op.73
1. Сосны
2. Румяной зарею покрылся восток
3. В твою светлицу
(видео не нашла)
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Японский Сад Никка Юко (Nikka Yuko) представляет собой лоно красоты и спокойствия. Войдя.
В Баварии, округе Гармиш-Партенкирхе, есть чудесная деревушка мастеров художников и резчиков по д.
—Рубрики
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Неизвестная «Пушкиниана» Сергея Прокофьева
Когда говорят о музыкальной «Пушкиниане», то сразу вспоминают оперы Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» и оперу Мусоргского «Борис Годунов». Но в начале 1960-х годов дирижер Геннадий Рождественский составил сюиту «Пушкиниана», где использовал музыку Сергея Прокофьева, созданную композитором в 1936-37 годах к трём несостоявшимся проектам: фильму «Пиковая дама» Михаила Рома, спектаклю Александра Таирова «Евгений Онегин» и спектаклю «Борис Годунов» Всеволода Мейерхольда. Дело в том, что фильм по «Пиковой даме» на экраны не вышел, спектакль «Евгений Онегин» хотя и состоялся, но музыка к нему так и не была опубликована. Согласитесь, несправедливо!
Пушкиниана, оркестровая сюита
(редакция Геннадия Рождественского, 1962)
Пиковая дама
Германн
Евгений Онегин (Бал у Лариных)
Менуэт
Борис Годунов
Полонез, сцена у фонтана
Пушкинский «Онегин», как свидетельствуют автобиографические и мемуарные источники, был одной из настольных книг Прокофьева. Приступив к работе над музыкой к спектаклю «Евгений Онегин», Прокофьев невольно оказался под влиянием «взаимных отражений» двух шедевров – романа Пушкина и оперы Чайковского. Можно предположить, что в жизни композитора они появились почти одновременно – в консерваторские годы.
Не сохранилась информация о том, как воспринимал пушкинских героев С. Прокофьев. Однако в «Автобиографии» есть подтверждения особого отношения композитора к этой работе: «Музыку к «Евгению Онегину» я сочинял с удовольствием и, как мне кажется, нашёл ряд верных образов, хотя некоторые и не сразу: в иных случаях пришлось сочинить несколько тем и сделать несколько эскизов, прежде чем удалось отыскать нужное».
Евгений Онегин. А.Пушкин С.Прокофьев
Музыкально-драматическая композиция по роману А.С.Пушкина для чтеца, актеров и симфонического оркестра.Радиопередача
Пушкинский вальс №1
Пушкинский вальс №2
Три романса на слова А.С.Пушкина Op.73
1. Сосны
2. Румяной зарею покрылся восток
3. В твою светлицу
(видео не нашла)
К Прокофьеву — без компромиссов
Московский государственный симфонический оркестр для детей и юношества отметил 125-летие выдающегося композитора Сергея Прокофьева.
Свое приношение грядущему юбилею оркестр сделал загодя, исполнив в течение февраля в шести московских залах, в том числе в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя, программу из сочинений композитора.
Выбор Д. Орлова, как всегда, бескомпромиссен: «Петя и волк» — не единственное доступное пониманию юных слушателей творение классика. Кредо маэстро — дети должны погружаться в музыку любой сложности, улавливая ее смысл на уровне эмоций, тембров, смен движения и ритма. Конечно, знать что-то о произведении надо, и с ролью проводницы в прекрасный мир классики справляется музыковед-лектор из Московской филармонии Наталия Панасюк. Но информация о времени создания, об образах и смыслах — лишь путеводная нить в мир звуков, рождаемых оркестром.
Сергей Прокофьев постоянно в фокусе внимания этого коллектива. В гастрольные поездки по Европе, в текущие проекты включаются и концерты, и симфонии. В сезон, когда праздновали годовщину Отечественной войны 1812 года, дирижер представил фрагменты оперы «Война и мир», показав, как «оживают» герои великой эпопеи Л.Н. Толстого.
В этот раз обратились к наследию Прокофьева-пианиста, к его Третьему фортепианному концерту. Солисткой пригласили замечательную молодую исполнительницу Татьяну Колесову, обладательницу престижных лауреатских званий на конкурсах в Лидсе, Сиднее, имени Грига в Осло, имени Гёзы Анды в Швейцарии и многих других. В ее игре ощущается конкурсная бойцовская закалка. Виртуозная сторона Третьего концерта удалась Татьяне безукоризненно: она исполнила все головоломные пассажи с задором и даже лихостью, не забывая, что важно, об образной стороне музыки.
Первая часть пролетела стремительным потоком, точно направляемым Д. Орловым, а во второй части исполнители перенесли нас в эпоху галантных празднеств, предложив в качестве темы церемонный гавот. В последующих вариациях происходят удивительные метаморфозы — мелодия то таинственно парит, то звучит наступательно и жестко. Финал вышел демоническим танцем, захватывающим в свое кружение все мироздание. Дети от мала до велика слушали как завороженные эту беспокойную, бурлящую музыку, захваченные ее ритмическим напором.
Музыка балета в своем воплощении требует огромного мастерства — инструменты в постоянном диалоге между собой, здесь много соло духовых, от флейты, гобоя до тубы, и оркестр Д. Орлова достойно воплотил все красоты этой роскошной партитуры.
Чтобы не завершать концерт на печальной ноте, на бис был исполнен «Пушкинский вальс», созданный Прокофьевым в 1949 году, к 150-летию со дня рождения поэта. Атмосфера бала, аромат «старых времен», воскрешенные в этой пьесе композитором, оставили светлое впечатление.
Специфика романсов С.С. Прокофьева на стихи А.С. Пушкина
АННОТАЦИЯ
Были проанализированы три романса С.С. Прокофьева на стихи А.С. Пушкина с точки зрения музыкальности и поэтичности.
ABSTRACT
Three S.S. Prokofiev’s romances on poems of A.S. Pushkin are analyzed in the context of musicality and poetry.
Пушкинский цикл в творчестве С. Прокофьева – единственное обращение композитора к А.С. Пушкину в вокальном жанре [1]. Посвящен к столетию смерти великого мастера пера. Стоит отметить, что написан в знаменательный период его творческой жизни (1936), когда закончились его странствия и он вновь, и уже окончательно, обосновался на родине, когда завершилось формирование его зрелого стиля. Поэтому в его произведениях отражается отпечаток просветленно-спокойного, можно сказать – пушкинского состояния духа [7]. И. Рогожина в своей работе «Романсы и песни С. Прокофьева» подчеркнула своеобразное преломление поэзии А.С. Пушкина через призму глинкинской эпохи: прообразом для С.С. Прокофьева стал «глинкинский Пушкин». Однако, композитор не стилизует романсы в духе музыкальной атмосферы начала XIX века, а погружает слушателя по-своему обновленную пушкинско-глинкинскую эмоционально-образную среду [6].
Первый романс данного цикла – «Сосны». Он интересен не только с точки зрения музыкального оформления, но и выбора сюжета. Произведение Сергея Сергеевича положено на стих А. Пушкина «Вновь я посетил тот уголок земли…». Название «Сосны» заимствовано из послереволюционного издания сочинений С. Прокофьева под редакцией В. Брюсова. Композитор использовал первые десять строк стихотворения [5, c. 32]. Сравнив биографии поэта и композитора, можно заметить, что С.С. Прокофьев выбрал данный стих неслучайно, потому что произведение поэта о возвращении в родные края, могло ассоциироваться собственными размышлениями и переживаниями Сергея Сергеевича:
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Конец произведения несколько замедлен: ritardando – «менее подвижным темпом»; meno mosso – «медленным, протяжным темпом»; lento piano – «слабо, тихо». Прерывается ровный, покачивающийся ритм, и цепь приглушенных, застылых, причудливых аккордов рождает представление о «таинственной сени» тех рощ, в которых, казалось бы, «вечор еще бродил» поэт [7].
Но романс этот не стал популярным и, вероятно, никогда не станет. Надо многократно вслушиваться и «впеваться» в него, чтобы его «услышать» [2, c. 104].
С журчаньем стремится
Хоть вид их прекрасен
Но путь к ним опасен
За ветвь ухватилась
И грудь свою страстну
Вся кровь закипела
В двух пылких сердцах,
Темп произведения задан allegro – «скоро», pastorale mezzo – «не очень громко». Тональность меняется с соль мажора в ля бемоль мажор 4 раза, разбавлением кольцевой иллюстрации до мажором.
В твою светлицу, друг мой нежный,
Я прихожу в последний раз.
Любви счастливой, безмятежной
Делю с тобой последний час.
Вперед одна в надежде томной
Не жди меня средь ночи темной,
До первых утренних лучей
Чувствуется прокофьевский стиль: пластичность и раскидистость композиции. В поэтическом прощании с возлюбленной композитор различает два образа: лирического героя и той, к которой обращены скупые слова прощания. Два образа слышны и в музыке: тема задумчивого вальса, вызывающая в памяти многочисленные «женские портреты» в русской музыке, и декламационная тема, интонации которой полны суровой решимости [2, c. 105]. Затяжное вступление настраивает слушателя на нужный лад, а именно, меланхолическое настроение, встречу с прощанием.
Но кроме данных произведений у С. Прокофьева сохранилось два карандашных эскиза на стихотворение «Уж я не тот», один из них с надписью: «Посвящается дорогой мамочке, 1903 г.». 25 декабря у его матери был день рожденье. Подтолкнул на тот момент начинающего композитора к написанию романса Рейнгольд Морицевич 27 ноября 1903 году. Первый эскиз был закончен 3 декабря того же года, но 4 декабря по воспоминаниям Сергея Сергеевича «приходил Рейнгольд Морицевич со мной заниматься. Он сказал, что аккомпанемент к романсу надо изменить» [4, с. 128]. К сожалению, произведение не вошло в обиход исполнения певцами.
Ф-мма Прокофьев «Пушкинский вальс»
Текст из-за кулис: (У Ольги другие 4 четверостишия)
Я к Вам пишу чего же боле
Что я могу еще сказать….
1) Мороз и солнце: день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора красавица, проснись…..
2) Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
3) Осенняя пора очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса…
— Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум…
И обо мне вспомянет.
«Пока свободою горим, пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
«Страницы» разлетаются.
Продолжение вальса на уход.
Чтецы. Стихи перед «Незнакомкой»
Хореография «Незнакомка» (дым, колонны)
(Ведущие выходят из кулис и поднимаются на конструкцию «Крыша» у правого портала сцены. Пантомима. Они рассматривают город, жестикулируют и тп.)
Видео. Выстрел пушки Петропавловской
Хармс. «Дозорные на крыше»
(в сокращении на Соню и Тимофея) пока не поставлены. Может здесь. )
Духовой ор-р «Гусарский марш» + хореография
МЧ: Почему на Невском проспекте парад, сегодня праздник?
Д: Петербург всегда праздничный!
(под барабаны ор-р покидает сцену)
М: Пойдемте дальше…(спускаются, уходят за кулисы)
«Ночь белая» ор-р, хор, соло + хореография
(Тюль «Вальс – фантазия»?)
ТРАНСПОРТЕР. Куклы выезжают
Чтецы: о войне (У Ольги другие стихи )
Чтецы
«Никогда никого не бомбите!
Окончанье войны – главный праздник!
Повезло…Вот он – я: жив, смотрите!
Я зовусь страшным словом – БЛОКАДНИК!
…Как мне вспомнить всё это хотелось:
Всю блокадную, страшную повесть,
Где в одних просыпалась смелость,
А в других просыпалась совесть!
Номер «Летний сад» (театр кукол)
Слайды на экране
ТРАНСПОРТЕР
(Ведущие выходят из кулис и поднимаются на конструкцию «Крыша» у левого портала сцены.)
МЧ:В мое время «Летний сад»был прекрасен! Я не знаю его историю дальше…
Ведущие:
М:Война могла уничтожить весь мир!Но, земля не погибла навечно!
М:Боролись не только люди, город тоже боролся. Это непростое время останется навсегда в нашей памяти.
МЧ:Да, да … память противостоит уничтожающей силе времени… ничто не проходит бесследно, без памяти нет совести… Моя шинель…
Ведущие:Вы только не волнуйтесь, пойдемте мы дальше…
(На экране кадры Питера 80-х годов. Фрагменты выступлений В. Цоя, Б. Гребенщикова, ДДТ и др.)
М: А знаете, с годаминаш город менялся! Новые поколения хотели сделать Петербург для себя современным.
(Уходят за кулисы)
Блок «Питерский дворик»
Слева и справа выходят компании с гитарой.
Слайд « Питерскийдворик»
Песни исполняются под гитару(+)
Фрагменты песен Б. Гребенщиков, Григорьева, Городницкого «Атланты», «Секрет» «Сидя на крыше»
Одна компания:—Что сегодня будем петь?
(На экране – слайд-шоу картин о Питере ИЗО студии)
А. Городницкий
Когда на сердце тяжесть.
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.
(Выходят ведущие на конструкцию «крыша» у левого портала. Смотрят вниз и видят компанию в питерском дворике, машут им руками и т.п.)
Текст песни Город (под небом голубым) от исполнителя Борис Гребенщиков
Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и ясною звездой,
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы:
Человек, что построил дом на горе, без сомнения, был поэт:
Там до солнца рукою подать на заре, там значительно раньше рассвет,
Там в окно по ночам смотрят сотни звезд, и от них ничего не скрыть,
А внизу бежит речка, и виден мост, и дорога как будто нить.
Но покоя, как правило, нет и в помине
У того человека, чей дом на вершине,
Потому что с вершины всегда
Нам виднее беда
Это было давно, но с тех пор и доныне
Очень редкий чудак строит дом на вершине,
Потому что с вершины всегда
Нам виднее беда.
(Компании покидают сцену, увозят стенки с граффити и т.д.)
ТРАНСПОРТЕР с РНО
Ведущие:
Д: Ну как, Вам нравится?
МЧ: Это очень необычно!«…Был в ответе за город, лежащий в долине, человек, у которого Дом на вершине…»Чтобыбыть в ответе за каждого человека в городе, надо иметь большое сердце!Я в своем городе такого сердца не нашел…
(Спускается с крыши. Текст на авансцене.)
МЧ:«…О, не верьте этому Невскому проспекту! Фонари его дышат обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и когда зажигаются лампы для того только, чтобы показать все в ненастоящем виде»
(Встает перед оркестром, делает взмах руками, как дирижер. После начала музыки, уходит в кулисы, за ним уходят и другие ведущие)
РНО фрагмент «Город, которого нет»
Кравчук «Детский концерт»
Интермедия «Город»Конец 1 отделения
Отделение
Интермедия «Город» вверх
На сцене, за интермедией заряжен оркестр баянистов
Ор-р баянистов
Шостакович «Вальс»,
«Романс о городе»
(Ведущие выходят из кулис и поднимаются на конструкцию «Крыша» у правого портала сцены)
Транспортер.
МЧ:А какой он, настоящий Петербург? Теперь фонари его горят так ярко, и от них ничего не скрыть…
Ведущие:
М: А городу и нечего скрывать! И как можно скрыть такое великолепие?!
Д: Наш город хоть и скрывает тайны прошлого, но это делает его еще мудрее, загадочнее, а нас внимательнее к тому, что нас окружает.
М:С этим городом надо дышать, мечтать, любить… только нельзя быть в нем равнодушным!
МЧ:Да-да, равнодушие…моя шинель, со мной все случилось из-за равнодушия …Город теперь и за день необойдешь! (вглядывается вдаль) Я вижу Летний сад, Эрмитаж, Исаакий, Адмиралтейство…Они красивы, как и прежде. И кто же хранит все это?
М: Мы и храним!
МЧ: Да, с крыши все видно, и плохое, и хорошее…Петербургские театры, музеи, концертные залы… Они никогда не выйдут из моды! А что, петербуржцы и сейчас любят ходить на концерты?
Д: Конечно! Петербург называют даже культурной столицей мира!