пушкинская галерея в железноводске история
О нас
«Пушкинская галерея» – объект культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения народов Российской Федерации. С апреля 2019 года здание Пушкинской галереи находится в муниципальной собственности.
На рубеже столетий в России появилась необходимость в сооружении курзалов для отдыхающих. «Пушкинская галерея» в Железноводске (инженерно-архитектурная конструкция из металла и стекла) была придумана архитектором А.Н.Померанцевым, чьим проектом является здание ГУМа (1889-1893) на Красной площади в Москве. Творческие находки русского специалиста сумел развить и воплотить в виде разборных помещений польский архитектор З.Э. Хржановский. В залах Пушкинской галереи поражает воображение радуга витражей и эклектическое своеобразие декора, изготовленного в Варшаве.
Осенью 1901 года на отроге горы Железной галерею установил архитектор С. Шиллер. Назвали ее «Железной». Официальное открытие галереи состоялось 20 мая 1902 года. А 2 июня 1902 года газеты писали: «Железноводская галерея – новое, только что законченное обширное здание, представленное для развлечения публики, для танцевальных вечеров и спектаклей. По легкости и изяществу архитектуры галерея составляет главное украшение Железноводского парка». Открытие этого курзала совпало с 65-летием со дня смерти А.С.Пушкина, поэтому сооружение назвали Пушкинской галереей», так что первое название галереи «Железная» просуществовало недолго. Александр Сергеевич отдыхал в городе Железноводске в 1820 году с семьей Раевских в рамках путешествия в Эрзурум.
В настоящее время галерея представляет собой три зала: выставочный, камерный и концертный. В выставочном зале проходят общие выставки художников России, в камерном зале проводятся персональные выставки и творческие встречи. В концертном зале с апреля по ноябрь проходят концерты и спектакли, как на бесплатной, так и на платной основе.
МБУК «Пушкинская галерея» является площадкой проведения крупнейших мероприятий Ставропольского края- международного фестиваля «Герой и время» и джазового фестиваля «Триумф Джаза. Ставрополь».
Пушкинская галерея в Железноводске
История создания
Металлические конструкции будущего здания привезли в Железноводск на поезде в разобранном виде. Автор проекта — варшавский зодчий Стефан Шиллер, он же выбрал место и руководил всеми работами. Оформлением в залах занимался новочеркасский художник Иван Крылов.
Галерея была построена в рекордно короткие сроки — всего за год. Интересно, что одновременно открылась и галерея Лермонтова в Пятигорске. Обе галереи, как и Эйфелева башня в Париже, представляют собой первые образцы сооружений, собранных из готовых конструкций. Открытие галереи состоялось в 1902 году.
Летом 1902 года в печати появилось такое сообщение: «Железноводская галерея — новое, только что законченное обширное здание, представленное для развлечения публики, танцевальных вечеров и спектаклей. По легкости и изяществу архитектуры она составляет главное украшение железноводского парка».
Сначала галерея называлась Железной, но в 1903 году была переименована в Пушкинскую.
Сам Пушкин побывал в Железноводске в 1820 году. Место произвело на него сильное впечатление. Именно здесь родилась идея его поэмы «Кавказский пленник».
В галерее выступали многие известные деятели искусства: Мамонт Дальский, Вера Комиссаржевская, Айседора Дункан, Людмила Русланова, Леонид Утесов, Ян Френкель, Майя Кристалинская, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Алла Пугачева, иллюзионист Игорь Кио.
Во время Великой Отечественной войны в здании был госпиталь.
В 90-е годы здесь прошли большие реставрационные работы, после которых галерея приобрела первоначальный облик. Инициатором их стал известный режиссер Станислав Говорухин.
Пушкинский сквер
В год 200-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина недалеко от здания был открыт небольшой сквер, который получил название «Пушкинский». Центром его стала статуя поэта — точная копия памятника, установленного в галерее.
Одна часть галереи представляет собой зрительный зал и предназначена для проведения концертов. Вторая — отведена под постоянно действующую выставку картин местных кавказских художников.
Исторический раздел
20 мая 2017 года исполняется 115 лет
открытия Пушкинской галереи,
как архитектурно – эстетического феномена
Первым слева портрет А.С.Ермолова – (1847-1917), С 1893 по 1905 год управляющий Министерством Государственного имущества, преобразованного им в министерство земледелия;
Далее, портреты: В.В.Хвощинский – председатель администрации КМВ;
И.И.Байков – архитектор КМВ, создатель предварительного проекта галереи; С.Т.Шиллер – автор проекта Пушкинской галереи;
З.Э.Хржановский – автор инженерных расчетов металлических конструкций Пушкинской галереи.
С.Меркуров – автор скульптуры поэта А.С.Пушкина.
Пушкинская галерея относится к категории памятников историко-культурного значения. Как объект культурного наследия, галерея обладает историко-архитектурной ценностью и имеет особое значение для истории и культуры Российской Федерации. Деятельность муниципального учреждения «Пушкинская галерея», как пользователя объекта культурного наследия, направлена на реализацию конституционного права каждого гражданина РФ на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия в полном соответствии с Федеральным законом об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) РФ. Более того, если все объекты культурного наследия народов РФ представляют собой уникальную ценность, то в глобальном масштабе Пушкинская галерея города-курорта Железноводска является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
За 90 лет своего существования, Железные воды постепенно развивались и к концу XIX века превратились по своим лечебным и природным показателям в настоящий бальнеологический курорт и обрели свое неповторимое архитектурное лицо.
Тем не менее, к началу XX века, в Пятигорске и Железноводске не было зданий, в которых курортная публика могла укрыться от ненастной погоды во время приема минеральной воды из бюветов. Эти насущные требования развития Кавказских Минеральных Вод, были реализованы администрацией КМВ во главе с ее председателем В.В.Хвощинским. Архитектор КМВ И.И.Байков был командирован на Нижегородскую ярмарку, с целью выяснения возможности, использования выставочных павильонов академика архитектуры А.Н.Померанцева и архитектора Шухова, выставленных еще в 1896 году. Байков, на основании новых тенденций в архитектуре, создал эскизы таких курортных галерей и его проект убедил администрацию КМВ, и был принят за основу решения о строительстве галерей.
Вот первые восхищенные отзывы, приведенные известным краеведом Еленой Польской об этом событии: «Академик архитектуры Шиллер выбрал для галереи удачное место. Она стоит на высоком открытом месте, где часть Железной горы срыта. Великолепный фон – Железная гора – еще ярче и резче оттеняет ее изящный и пропорциональный фасад. Из-за гармоничных своих форм все здание, несмотря на большие габариты, оставляет впечатление легкости и воздушности. Вставленные в стены матовые и цветные стекла (оранжевые, синие, красные) создавали приятный и мягкий свет, успокаивающий нервы» (Е.Польская, действительный член Географического общества СССР, «Пушкинской галерее в Железноводске – 75 лет», газета «Кавказская здравница», Пятигорск, 1977).
С 1903 года, Железная галерея носит имя великого русского поэта А.С.Пушкина по праву. Александр Сергеевич отдыхал на Железных Водах с семьей генерала Н.Раевского, был очарован Кавказом, получил вдохновение от пышной природы края. И чрезвычайно правильно, что архитектурные сооружения, несущие культурную миссию, носят имена великих деятелей нашей страны. В 1937 году к столетию со дня смерти А.С.Пушкина в галерее была установлена гипсовая скульптура поэта работы известного советского скульптора Сергея Меркурова. Скульптор взял за основу картину Ивана Айвазовского «Пушкин у моря». На картинной плоскости знаменитого мариниста, опальный и задумчивый поэт прогуливается по берегу Черного моря, морской ветер развивает его плащ. Поэт глубоко задумчив, возможно, это размышление о себе, о судьбах России. И надо признать, что образ А.С.Пушкина вполне достоверен; так четко изваяла скульптуру рука мастера.
Таким образом, в миссии Пушкинской галереи, как памятника культуры есть особая духовная и нравственно-воспитательная сила, которую коллектив и жители города-курорта Железноводска призваны крепить и популяризировать.
Уважаемые посетители сайта «Пушкинская галерея»! В связи с тем, что информация о Пушкинской галерее связана с разными историческими эпохами (дореволюционный, советский и постсоветский), мы считаем важным приступить к публикации серии статей российской «Исторической газеты», отражающей проблемы истории и культуры народов России. Мы желаем показать малоизвестные страницы истории нашей страны; ее настоящего, далекого прошлого России. Безусловно, страницы российской достославной истории касаются и нашего города-курорта Железноводска и конкретно Пушкинской галереи. «Историческая газета», начавшая свой путь 7 декабря 1995 года (регистрационный №014265), отличается исследовательской достоверностью и компетентностью ее авторов; была учреждена Фондом имени М.Ю.Лермонтова. Создателем газеты является Анатолий Парпара – писатель, поэт, Лауреат Государственной премии, председатель Международного Лермонтовского фонда. Он лермонтовед, автор статей и очерков о великих деятелях России прошлого и настоящего, исследовательских работ по истории и искусству. Анатолий Анатольевич Парпара будет консультативно сопровождать публикации нашего «Исторического листка». Нам представляется, что такая идея будет восторженно воспринята посетителями сайта «Пушкинская галерея» и окажет воспитательное влияние на молодое поколение. Вот как образно выразил Анатолий Парпара свое отношение к истории: «Настоящее является нашим верным спутником до последних дней. Но корни настоящего времени уходят в глубины прошлого, чтобы кроной древа жизни шелестеть в будущем. Многие наши поступки могут быть скорректированы знанием истории человечества. И очень важны проникновения в тайны, надежно хранимые прошлым».
Поздравляем всех нас с таким заманчивым началом. В добрый путь.
С уважением, Захарян Э.Г.
Директор МБУК «Пушкинская галерея»
Несколько слов об Иоанне Грозном
Характеристики можно множить, они будут совпадать или противоречить друг другу, вызывая одно неизменное чувство неудовлетворения, недосказанности, неясности. Высокий дух и «воцерковленное» мироощущение царя оказались не по зубам осуетившимся историкам, плотной завесой тайны окутав внутреннюю жизнь Иоанна IV от нескромных и предвзятых взглядов.
(Митрополит Иоанн, «Русская симфония» стр.171)
Вот еще одно исследование об Иоанне Грозном из «Исторической газеты» для посетителей нашего сайта.
Мы продолжаем публикацию на нашем сайте материалов из «Исторической газеты». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию не совсем известные страницы русской истории, связанные с творчеством А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Читайте статью Вячеслава Киктенко.
«Об одном стихотворении М.Ю. Лермонтова»
Существует предание, похожее скорее на восточную притчу, не знающую износа и сроков давности. Имам Шамиль, в сопровождении мюридов и воинов, ехал по горным тропам, совершая один из ночных переходов. Воины пели песни – свои, кавказские песни, большей частью походные и боевые. Вдруг кто-то затянул совершенно иную – протяжную, величественную. Имам вслушался. Песня завораживала, но понять ее он не мог, песня была на чужом языке. Шамиль распорядился подозвать певца и перевести смысл. Песня была о ночной дороге, о земле, спящей в голубом сиянии, о мечте уснуть таким же сном.
-Чья песня? Кто сложил?
-Русский офицер, с нами воевал.
Имам Шамиль помолчал, а потом промолвил – «Богат народ, убивающий таких сыновей…»
Всякий раз, перечитывая сочинения Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841), вспоминаю это предание, и всякий раз поражаюсь сказанному Шамилем – столь кратко и по существу о великом поэте не было сказано ни одним русским исследователем, писателем, современником. Нужно, вероятно, было именно это отстранение, какое было у предводителя Кавказа, воюющего с Россией, чтобы увидеть вражескую сторону и самого врага в таком свете. В этом свете он уже перестает быть врагом, он всечеловек. А страна, чьим сыном он был, кажется великой и несчастной одновременно – бедной в своем величии, великой в своем несчастии. Знал ли Шамиль, что этому юноше не исполнилось и двадцати семи лет от роду, когда настигла его в окружении врагов «родная пуля»? Трудно было бы поверить, что такую песню смог сложить совсем не умудренный земным опытом человек. Да и есть ли он, этот опыт на земле? Это не земной опыт, это мировой гений, осенивший душу молодого избранника небес. И представляется он со временем (мне, во всяком случае) ратником небесного, светлого воинства, просиявшего над Русью, а не только поручиком Тенгинского полка. Мистический поэт, и – открытый душою миру, Отчизне. Это не шаманящий мистик-декадент серебряного века, а по-настоящему страстный, прямой человек, безупречный рыцарь Отечества. И лучшими его стихами для меня остаются именно воинские стихи. Причем слово «воинские» я беру в расширительном смысле. Здесь не только гениальные «Валерик», «Бородино», «Казачья колыбельная», «Кинжал», «Сон», но и «Парус», и «Мцыри», и «Песня о купце Калашникове», и еще многие его стихи, где происходит внутренняя борьба – самая трудная битва – с самим собою, с демоном своим, с косностью мировой рутины. И, конечно же, любовные стихи, где в поединок вступают не просто мужчина и женщина с их сокровенными, часто тщеславными страстями, но вселенская сила, космический Эрос. У Лермонтова он назван иначе – Демон. С ним борется Тамара, но с ним же (в иной ипостаси) боролся всю жизнь сам поэт. И нередко уступал ему, по молодости и пылкости своей заменяя борьбу со вселенской силой сведением смешных счетов с капризами юной барышни.
… как знать, быть может,
Что я провел у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья,
А чем ты заменила их.
Пушкинская галерея в Железноводске
Ярчайшая городская достопримечательность Железноводска, чей архитектурный облик вобрал в себя все модные веяния конца XIX – начала XX веков.
Мы познакомимся с удивительно красивым зданием Пушкинской галереи, которое расположено в железноводском Лечебном парке.
Диковинное сооружение полностью выполнено из металлоконструкций и разноцветного стекла. Искусствоведы всего мира называют архитектурное чудо Железноводска одним из первых строений, выполненных из готовых конструкций, наряду со знаменитой Эйфелевой башней в Париже.
Автором двух, очень похожих друг на друга галерей – Железноводской и Пятигорской, выступил польский архитектор Стефан Шиллер. А прообразом двух галерей на курортах Кавминвод послужил павильон архитектора Александра Померанцева, в котором проходила всемирно известная промышленная выставка в Нижнем Новгороде 1896 года. Таким образом, выставка пополнила сокровищницу российских достопримечательностей не только строгой и геометричной водонапорной башней Шухова, которая сейчас находится в усадьбе Полибино, но и невероятно воздушным, ажурным и богато декорированным зданием Пушкинской галереи.
Пушкинская галерея – это настоящее произведение архитектуры и искусства. Она служит прекрасными примером того, что конструкция из металла может выглядеть невесомо-романтично, подчеркнуто торжественно и, благодаря идеально подобранному декору, создавать эффект прекрасной оранжереи, по фасаду которых вьются стебли из дивных железных цветов.
Каким же образом одно из первых архитектурных сооружений из готовых конструкций появилось в курортном Железноводске? К столетию Кавказских Минеральных Вод в Железноводске и Пятигорске было принято решение: построить для жителей и гостей городов парковый павильон, в котором можно было бы устраивать светские салоны и мероприятия.
Торжественное открытие галереи состоялось в мае 1902 года. Новое сооружение для развлечений и отдыха было названо Пушкинской галереей – в честь великого поэта, который посещал Железноводск и оставил о своих визитах восторженные воспоминания.
Несмотря на обилие декоративных элементов, новая галерея была очень функциональной. Пространство галереи поделено на две зоны: в левом крыле размещался концертный зал, а в правом – зона отдыха. Две функциональные части галереи объединяет центральный купол, он же является существенным отличием Железноводской галереи от Пятигорской. В левом крыле, предназначенном для проведения концертов, расположена сцена-веранда для комфортного размещения хора во время выступлений. Оформление самого зала всячески подчеркивало присутствие в нем Музы: в боковых нишах зала были установлены скульптуры древнегреческих богинь.
В правом крыле находилась зона отдыха. Здесь все желающие могли спокойно побеседовать друг с другом, устроить салон, почитать книгу, отдохнуть во время прогулки в парке или спрятаться от дождя. Обстановка этой части галереи всячески тому способствовала. Здесь стояли уютные мягкие кресла, столики и скамьи. А спустя некоторое время, в зоне отдыха установили мраморный бювет и подвели к нему воду из лечебных источников. Благодаря этому курортная публика могла пить лечебную воду, не отвлекаясь от приятного отдыха и светских бесед.
В наше время левое крыло зала полностью сохранила свое историческое назначение. С момента открытия галереи и до наших дней здесь проходят концерты и театральные представления. В здании Пушкинской галереи выступали многие выдающиеся личности разных эпох. Здесь давала свои представления прекрасная Айседора Дункан, выступал Мамонт Дальский, исполняли свои нетленные произведения Майя Кристаллинская и Леонид Утесов, представляли публике свои хиты такие звезды эстрады, как Алла Пугачева и Эдита Пьеха.
В правом крыле сейчас расположен выставочный зал, главным экспонатом которого с 1937 года является памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Скульптура, установленная к столетней годовщине гибели поэта, была создана по проекту известного скульптора Сергея Дмитриевича Меркулова. Она носит название «Пушкин у моря».
Любопытно, что копия этой скульптуры с аналогичным названием находится и перед Пушкинской галереей. Она является центральной частью Пушкинского сквера, разбитого перед зданием галереи. Когда-то здесь располагалась кумысная – павильон, в которым отдыхающие в лечебных целях пили кумыс – кисломолочный продукт из кобыльего молока. После того, как кумысолечение прекратилось, сквер опустел, в связи с чем его нужно было облагородить.
Огромную роль в сохранении и развитии уникальной Пушкинской галереи сыграл известный российский режиссер Станислав Говорухин, который представлял Каминводский округ в Госдуме. Говорухин во многом поспособствовал тому, что в 2003 году, когда курорты Кавказских Минеральных Вод отмечали 200-летие, галерея была полностью отреставрирована. Инициатива создания Пушкинского сквера также принадлежит режиссеру. За большой вклад в развитие города и сохранение его культурного наследия Станиславу Говорухину было присвоено звание почетного гражданина города Железноводска.
Сейчас Пушкинская галерея продолжает функционировать и радовать своих посетителей. Здесь, как и 100 лет назад, проходят выставки и концерты, торжественные мероприятия и камерные беседы. А тысячи туристов ежегодно приезжают в Железноводск для того, чтобы полюбоваться красотой и изяществом творения Шиллера.
Историческая справка
Пушкинская галерея:
концертный зал, выставочный зал
Вместе с тем, Железноводск – это небольшой, но чрезвычайно живописный город-курорт, который любители сравнений называют «маленькой Швейцарией». Однако Железноводск является самым большим по территории городом КМВ (93 кв. км). В черту города входят куполообразные горы Железная, Развалка, Медовая, Кабанка, северо-восточный, северный, и северо-западный склоны пятиглавого Бештау. Железноводск самый лесистый город Кавминвод; площадь лесного массива насчитывает 42 кв. км.
Всякий город имеет своё архитектурное развитие и, безусловно, городской ландшафт Железноводска также имеет свою историю. Пушкинская галерея – первый по значимости памятник архитектуры города Железноводска, истинный символ города. Силуэт этого сооружения из стекла и металла, с куполом, напоминающим купол храма св. Петра в Риме, со шпилями и мозаикой витражей, настолько органично вписался в окружающую обстановку, что возвышается в Курортном парке, как его центральная и неотъемлемая часть.
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД
НА РУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО XIX—XX ВЕКОВ
Всякий специалист в области архитектуры, и даже не профессионал, рассматривая шедевр зодчества начала XX века – Пушкинскую галерею, заметит, что она является визитной карточкой города Железноводска, представляется удивительно цельным и законченным сооружением. Имея классическое центрично – купольное построение, находясь в центральной части Курортного парка, Пушкинская галерея, словно корона, венчает окружающий ландшафт, одетый в зеленую мантию.
Мысленно охватывая русское архитектурное прошлое, связанное с негативной оценкой его развития периода начала XIX века и конца XIX века, замечаешь, что до сих пор имеет место сложившееся убеждение об отрицательных тенденциях присущих русскому зодчеству от разложения классицизма, к эклектике. «Мнение о нетектоничности его зодчества (XIX в.), о пренебрежении архитектурными законами, неправильном или неглубоком понимании и освоении прошлого оставалось неизменным и не изжито полностью по сей день.» (Е.И. Кириченко, Русская архитектура 1830-1910-х годов, М., Искусство, 1982, с. 8)
В послепетровское время русская архитектура развивается в русле западноевропейской школы. Однако общность не всегда тождественна и своеобразие русского зодчества есть выражение общественного сознания своего времени, своей эпохи, столь отличное и неповторимое. Русская архитектурная школа есть система идей и содержания, присущих только ей. Конструкция здания, обусловленная чисто практическими нуждами и уровнем развития техники, как бы материализуется в самостоятельной изначально заданной системе приемов и форм. Польза и красота выступают не в органическом единстве, что было присуще античной и средневековой архитектуре, а как бы сосуществуют вместе.
Архитектура России второй трети и конца XIX века по своим характеристикам входит в сферу архитектурной системы Нового времени. Этот новый период развития русской архитектуры несколько запаздывает по сравнению с Западной Европой. И если классицизм, как высшая точка развития архитектуры, продолжает сохранять прежние достижения, тяготея к главной оси, где принцип симметрии и акцентирования выдерживается неукоснительно, то возникшая эклектика – это применение в художественной системе разнородных элементов, заимствованных из разных эпох и стилей. Вот мнение известной исследовательницы русской архитектуры Евгении Ивановны Кириченко: «Многостилье» эклектики – следствие длительного исторического процесса, логическое его завершение, свидетельство тупика и результат исчерпания возможностей системы, обратившейся в процессе развития в свою противоположность». (Там же, с.26).
Искусство не знает четких границ, но 1830 годы – это настоящий рубеж в развитии русской архитектуры, за которым следует распад классицизма и формирование эклектики. Этот процесс продолжается почти до конца XIX века, за которым наступает перелом, знаменующий сложение нового стиля. На смену закономерно придет модерн. Эклектика опрокинула все правила и нормы. Но в наследии прошлого черпались новые формы, которые были приемлемы для нового мировоззрения. Эклектика совмещает несовместимое, исключает иерархию элементов, соподчинение. Это вольность форм, подчиненных единству.
В этот период бурного развития экономики в Европе и Америке появляется множество инженерно-архитектурных сооружений: мосты, башни, беседки, залы и т.д. Во второй половине XIX века в России после отмены крепостного права, происходит бурное развитие промышленности, архитектурного строительства. В Москве и Петербурге, Екатеринбурге, Киеве, Одессе появляются новые строительные сооружения. Развитие не могло не коснуться и курортов юга России. Администрация КМВ прилагает множество усилий для модернизации курортного лечения и всей необходимой инфраструктуры. На рубеже столетий появилась необходимость в сооружении курзалов для отдыхающих. Были избраны не столь дорогостоящие инженерно-архитектурные конструкции из металла и стекла образца проекта архитектора Померанцева А.Н., уже осуществившего один из своих замечательных проектов – здание ГУМа (1889-93) на Красной площади в Москве. «Творческие находки русского специалиста сумел развить и воплотить в виде разборных помещений польский архитектор З.Э. Хржановский. В его проекте предусмотрено было создание курзалов для летнего сезона на КМВ» (А.З. Лозовенко, В.И. Коваленко, Железноводск, Ставроп. Книжн. Изд., 1990, с.63). В силу того, что восточная Польша входила в состав России, мы с полным правом назовем З.Э.Хржановского русским архитектором.
Рассматривая Пушкинскую галерею, как инженерно – архитектурную конструкцию, как стиль модерн с эклектическими элементами, мы не видим здесь подражательности, которую считают одним из недостатков нового стиля. Вместе с тем, всякое архитектурное сооружение существует объективно, но осознается нами лишь в процессе восприятия. Вот почему композиционное построение такого сооружения создается автором в расчете на максимально выигрышную точку зрения, откуда выразительность объекта раскрывается со всей полнотой. Для праздного зрителя в галерее нет недостатков, нет сомнений. Он восхищается радугой витражей, своеобразием декора, ритмом пропорций. Более подготовленный зритель замечает, что не утрачено визуальное единство, не нарушен принцип организации системы. Кроме того, архитектурные сооружения не представляются изолированными объектами. Они становятся архитектурой только в процессе взаимодействия с пространственной средой. Кто не согласится, что Пушкинская галерея не находится в гармоничной связи с природой и с архитектурными объектами окружающего пространства в Курортном парке? Она так идеально вписана в отрог горы Железной, что является ее неотъемлемой частью. Повторимся, если скажем, что Пушкинская галерея, словно драгоценная тиара, венчает окружающий ландшафт.
Более серьезный анализ подчеркивает несомненные достоинства модерна и эклектики в русской архитектуре. «После нескольких веков безраздельного господства эстетического идеала, корни которого неизменно уходили в античность, вдруг обнаружились некоторые сомнения в правомерности такого положения. Люди впервые за долгое время усомнились в том, что античность – вечное, всеобщее, единственное мерило прекрасного. Она сохраняет обаяние. Но XIX век восхищается не только искусством древних греков, римлян и эпохи Возрождения. Теперь научились видеть прекрасное и в пряной изысканности восточного зодчества, пышности и драматизме барокко; распознав типологическое родство и специфику зодчества западного и восточного средневековья (Древней Руси), представлявшего принцип организации, основанный на неразъединимости несводимых друг к другу начал полезного и прекрасного, научились ценить и его красоту» (Там же, с. 33-34). Таким образом, это был первый шаг к освобождению от господства античной традиции. После кризиса жанра, в нем следует видеть начало современной архитектуры.
«Как реакция на эклектику на рубеже XIX-XX вв. в Бельгии, Германии, Австрии, а затем по всей Европе распространяется стиль модерн, отрицавший традиционный ордерный язык архитектуры. Для этого стиля характерны силуэты и орнамент, стилизующие в плавных, мягко изгибающихся линиях формы водяных растений и раковин. Фасады отличаются округленными, иногда фантастически выгнутыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики, сдержанного по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого.
При наличии общих черт этого явления европейской культуры в предверии Первой мировой войны, в разных странах были выработаны различные стилистические варианты модерна.
Крайний индивидуализм модерна, его вычурность, театральность, чуждая рациональной природе строительства, не способствовали его закреплению в архитектуре на долгое время. Тем не менее, модерн продемонстрировал новые возможности в создании архитектурной образности, привлек внимание к обработке интерьера, планировке городского жилья и общественных зданий» (В.Н.Ткачев, История архитектуры, М. «Высшая школа», 1987, с.214-215).
Не подвергая сомнению труды профессиональных исследователей и их теоретические достоинства, мы не станем принимать закостеневших норм и критериев, попытаемся преодолеть сложившиеся мнения специалистов и научимся признавать весь имеющийся пласт русского архитектурного языка прошлого и настоящего. Такой подход нам представляется справедливым, поскольку поиски новых форм, моделирующих и отражающих время, ведутся всегда. А свойственное времени мировоззрение, и художественное содержание щедро питают тот или иной стиль, суммируют единство всей исторической специфики русской архитектуры, ее духовное и материальное начало. Такая непрерывная цепь превращений творческой мысли в форме материальных и духовных ценностей от простого, к лучшему, есть фактор сохранения преемственности. Подчиняясь непреходящему закону эволюции, русская архитектурная мысль, как, впрочем, вся человеческая культура, развивалась по непрерывной, восходящей линии.
Пушкинская галерея, как символ достижений своей эпохи, есть неувядаемый образ прошлого, так убедительно впечатляющий нас сегодня. Браво русским зодчим и мастерам, создавшим эту рукотворную вечность!
Пушкинская галерея имеет неизменное уже 110 лет свойство функциональности – она продолжает оправдывать свое назначение как центра культуры. На театральных подмостках продолжают петь, танцевать, декламировать. А центральная и восточная части сооружения являются одним из лучших на КМВ выставочным залом.
Архитектура галереи
Прилагая большие усилия к развитию курортов Кавказа, к окончанию XIX века, администрация Кавказских минеральных вод пришла к выводу, что в Железноводске нет капитального здания с питьевым источником, которое находилось бы не столь далеко от гостиниц и других мест проживания курортников и под крышей которого можно было бы укрыться в ненастную погоду, прогуляться, найти собеседников, послушать музыку, отдохнуть в кресле или на скамье.
Конец XIX и начало XX века в России были ознаменованы скачком в развитии промышленности, ростом городов и формированием их инфраструктуры. Капиталистические города росли так стремительно, что использование старинных стилей попросту тормозило строительство. Нужно было что-то новое, более современное и рациональное. Новшеством в строительной сфере стало использование сверхпрочных материалов: железобетона и металлоконструкций. Это дало толчок дальнейшему развитию архитектуры. Новым архитектурным стилем стал модерн. В России он приобрел свои местные черты. Архитектура модерна синтетична, она объединяет все виды искусства. Для модерна характерны:
Польскому архитектору Шиллеру (З.Э. Хржановскому) были близки лозунги нового направления в архитектуре – новизна и современность. Он с большим подъемом создавал проект галереи для Железноводска. В проекте Пушкинской галереи он грамотно использовал характерные черты модерна – органическую целостность здания, яркое чувство обновления архитектурного языка, но не отказался от имитации исторических стилей. В этом проекте, автор выразил синтетичность нового архитектурного направления, соединяющего в себе рациональное и иррациональное. Благодаря стилизации он подверг радикальному переосмыслению черты стилей прошлого. Но главное в том, что архитектору удалось связать в единое произведение искусства природу и сооружение галереи. У всякого наблюдателя возникает такое впечатление, что архитектура растворяется в окружающей природе. Для творчества Шиллера (Хржановского) характерно новаторство, свежий взгляд на мир, основанные на безусловной красоте природы – матери всех вещей. Браво, создатель! Браво архитектор! Браво Шиллер (З.Э. Хржановский)! Мы, современники, спустя 112 лет со дня установки здания галереи искренно восхищаемся этим прекрасным сооружением!
Наиболее ярко проявился модерн в особняках, павильонах и общественных зданиях. В залах Пушкинской галереи поражает воображение радуга витражей и эклектическое своеобразие декора, изготовленного в Варшаве.
Снаружи, на фасаде есть надпись, где в слове «галлерея» допущена ошибка, которую иногда замечают учителя или преподаватели. Эта ошибка, не является фактом неграмотности, когда еще новые нормы русского языка не стали правилом, с другой стороны она дополняет неповторимость нашей галереи и в такой форме.
Несмотря на четкие плоскости стен и неожиданные криволинейные формы деталей, в архитектуре здания не утрачено визуальное единство, не нарушен принцип организации системы сооружения.
Московский искусствовед I категории, Н.С.Датиева, подготовившая историческую записку о Пушкинской галерее в качестве раздела научно-проектной документации для реставрации этого памятника культуры, подняла вопрос о некорректной трактовке по определению авторства проекта галереи некоторыми исследователями и краеведами. Версию о привезенных павильонах Нижегородской ярмарки 1896 года Кавказские Минеральные Воды, убедительно опровергли в 1970-е годы пятигорские исследователи Леонид Николаевич и Елена Борисовна Польские. Так, что, рассматривая данный вопрос в своем исследовании, Н.С.Датиева считает: «Большие всемирные выставки оказали огромное влияние на развитие архитектуры. Под их непосредственным влиянием прошла и Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896 года, на которой мощно раскрылось дарование В.Г.Шухова и А.Н.Померанцева. Но как показывают иконографические материалы, ни одна из Кавминводских галерей не является повторением павильонов Нижегородской выставки ».
История эксплуатации галереи
В 1901 году осенью на отроге горы Железной установили галерею и назвали ее «Железной». Строители закончили свою работу в феврале 1902 года, а официальное открытие галереи состоялось 20 мая 1902 года. А «2 июня 1902 года газеты писали: «Железноводская галерея – новое, только что законченное обширное здание, представленное для развлечения публики, для танцевальных вечеров и спектаклей. По легкости и изяществу архитектуры галерея составляет главное украшение Железноводского парка».
«Открытие этого курзала совпало с 65-летием со дня смерти А.С.Пушкина, поэтому сооружение назвали Пушкинской галереей», так что первое название галереи «Железная» просуществовало недолго. Александр Сергеевич отдыхал в городе Железноводске в 1820 году с семьей Раевских в рамках путешествия в Эрзурум. Написать об отдыхе Пушкина…
До 1916 год бювет источника №1 находился в Пушкинской галерее. Концертный зал галереи начал свою бурную деятельность. Перечислить всех известных актеров, выступавших на сцене галереи и всех знаковых лиц, посещающих галерею…
Компоновка галереи следующая. Левую часть здания занимает концертный зал, рассчитанный на 350 мест. В восточной части концертного зала располагался кованый балкон, производства Петербургского металлического завода. К великому сожалению, он был утрачен после последней реставрации. Некоторые лица, имевшие возможность подниматься на этот ажурный балкон и оттуда смотреть выступления артистов советской эстрады, считают, что балкон украшает дачу или дом какого-то функционера. Также, кто-то из реставраторов посчитал нужным исключить и оркестровую яму из проекта Хржановского, которой сегодня нет. Центральную часть – занимает так называемый купольный зал, где вначале XX века был установлен питьевой бювет. Этот зал имеет небольшую сцену, где играл оркестр. Стоящие рядами кресла позволяли разместить около 50 слушателей. Другие посетители, нежелающие садиться, могли послушать оркестр стоя. Концертный зал и питьевой бювет были разделены плотным брезентовым занавесом и красивым порталом с надписью «Театр». Над порталом обращал на себя внимание морской сюжет картины, написанный по брезенту, работы неизвестного художника. Все остальное правое крыло Пушкинской галереи занимал прогулочный зал. По периметру и в центре зала были установлены скамьи, где отдыхающие могли отдохнуть, поразмышлять, познакомиться, поговорить. В центральной части прогулочного зала были установлены зеркала, столики, кресла, где могла бы задушевно посидеть веселая компания или группа лиц. Ко всему, глаз радовали различные декоративные цветы, расставленные по всему залу. На имеющихся в нашем распоряжении дореволюционных фотографиях, видно, что освещение составляют небольшие декоративные фонари, которые утрачены. Новая реставрация 2000-2003 годов внесла совершенно произвольно новый элемент осветительных приборов – люстры с множеством плафонов, на наш взгляд, не совсем уместные в этом историческом сооружении.
МБУК «Пушкинская галерея»
Осуществляет свою деятельность на основании Устава и, исходя из его положений, его цель состоит в том, чтобы воплотить в действительность истинную миссию, как учреждения культуры и активизировать творческий потенциал работников.
Назначение учреждения «Пушкинская галерея», как исторического архитектурного сооружения, можно сформулировать на конкретном языке миссии, полномочий, целей и задач.
Миссия состоит в том, чтобы сохранять историю города Железноводска через собирание и сохранность носителей культурного наследия, имеющих отношение к истории жизни галереи, и ее пропаганда жителям города и приезжим.
Цели следует рассматривать как спланированный этап развития галереи, ее сохранности, определения качества ее фондов и обслуживание тех групп посетителей, кому небезразлична история сооружения и ее развитие.
Реализация целей – это долгосрочный, стратегический проект деятельности и управления.
Задачи учреждения формируются как краткосрочные, конкретные шаги на пути к будущим, отдаленным целям. Порядок задач фиксируется расписанием или графиком работ, составленным на год. Задачи есть исполнение годового плана и бюджета.
При определении вышеозначенных: миссии, полномочий, целей и задач учреждения, важно, чтобы все они были сосредоточены на выполнении его функций.
Учреждение МБУК «Пушкинская галерея» выполняет девять(продажа билетов под вопросом; учреждение не продает билеты на концерты) основных функций и эти девять основных функций связывает воедино десятая – административная функция. Администрация и управление – это важнейшая функция, всемерно координирующая концертную, коллекционную и исследовательскую деятельность.
Администрация учреждения
МБУК «Пушкинская галерея»
- агентство недвижимости твоя квартира
- Как посмотреть с телефона на телевизоре