пушкин каменный гость персонажи
«Каменный гость», краткое содержание которого изложено в данной статье, – это популярная трагедия А. С. Пушкина о похождениях Дона Гуана, известного обольстителя и любителя плотских утех.
В школах часто задают пересказ этого произведения. Также преподаватели просят школьников внести отзыв о пьесе в читательский дневник, выписывая наиболее понравившиеся цитаты.
Для составления собственного мнения рекомендуется читать произведение полностью — онлайн или взяв книгу в библиотеке.
История написания пьесы А. С. Пушкина
Это произведение относится к циклу «Маленькие трагедии». Автор написал произведение в 1830 году, но было оно опубликовано лишь в 1839 г., после смерти поэта.
Поэт переосмыслил традиционный сюжет и создал новые характеры героев. Так появился Гуан, обреченный на гибель.
Главные герои и их характеристика
Дон Гуан – уверенный в себе любвеобильный мужчина. Ему не составляет труда добиться расположения любой девушки, и он не боится открытых противостояний на дуэлях. Этот мужчина – легкомысленный и жизнелюбивый человек.
Вся жизнь Гуана состоит из постоянных сражений и любовных утех. Король отправил его в изгнание, и тот незаконно вернулся в Мадрид, т. к. истосковался по красивым женщинам. Он достаточно дерзкий и самоуверенный, даже перед лицом смерти Гуан не отказывается от своей философии.
Лепорелло –слуга Гуана. Он следует за хозяином и предостерегает его об опасности, но известный обольститель не желает слушать. Кроме того, Лепорелло труслив, и он осуждает любовные похождения хозяина, ему неприятно все это переносить.
Донна Анна – положительный персонаж. Она не любила мужа, но ежедневно приходит к его могиле и искренне молится за его упокой. Девушка начинает винить себя, когда понимает, что обратила внимание на другого мужчину. Но истосковавшееся по мужской ласке тело берет свое.
Дон Карлос – пылкий мужчина, испытывающий ярость к убийце брата. В доме, полном гостей, он оскорбляет Гуана и хозяйку дома, когда слышит имя своего врага. Карлос в гневе вступает в дуэль, хотя и знает о последствиях.
Лаура – легкомысленная девушка, ищущая развлечений. Она положительно отзывается о Гуане и тоскует о проведенных с любовником днях. В момент смерти Карлоса ее волнует лишь то, как избавиться от трупа. У нее слабо развитое чувство нравственности.
Второстепенные персонажи
Также в произведении представлены:
гости в доме у Лауры;
Краткое содержание пьесы «Каменный гость»
Автор создал трагедию из 4 сцен.
Сцена 1
Сюжет оперы начинается с момента, когда из изгнания тайно возвращается Дон Гуан, которого выгнал король за убийство дворянина. Вместе с Доном прибыл и его слуга Лепорелло. Гуан ищет встреч с женщинами и планирует отправиться к старой знакомой Лауре.
Пара останавливается у Антоньева монастыря и встречает там монаха. Инок, не подозревая, кто стоит перед ним, рассказывает о том, что вдова убитого безбожным Дон Гуаном командора приедет на кладбище помолиться за упокой мужа.
Дон вспоминает дуэль с командором. Его жену он не видел, но слышал, что она – та еще красавица. Тут входит Донна Анна, и в груди Гуана появляется непреодолимое желание овладеть женой убитого им человека.
Сцена 2
Поклонники актрисы Лауры ужинают у нее дома и восхищаются отличной игрой девушки в последней постановке. Тут она рассказывает, что слова из песни для нее написал Дон Гуан, ее бывший любовник.
Но вдруг слышится стук в дверь. У порога стоит ее бывший любовник. Лаура бросается к Гуану и обнимает его. Карлос видит убийцу брата и обнажает против него шпагу, но Дон довольно быстро в схватке лишает его жизни.
В голове Лауры лишь проносятся мысли о том, как избавиться от тела. Однако Гуан обещает увезти мертвого Карлоса рано утром, и пара предается любви, забыв о трупе.
Сцена 3
Начинается охота на убийцу Карлоса, и Дону приходит идея скрыться под видом монаха в монастыре. Он каждый раз встречает Анну и постепенно располагает девушку к себе.
Вдруг он подходит к ней и заводит с ней разговор, постепенно переходя к горячим комплиментам. Соскучившаяся по ласке вдова откликается на слова Гуана, и тот неожиданно признается, что он вовсе не монах, а притворяется иноком, чтобы видеть Анну каждый день.
Долго мужчина уговаривает Анну, и тут она соглашается на свидание с ним. Но встреча эта не будет нести любовный характер, и пара просто побеседует. Девушка уходит, и к статуе приближается Лепорелло.
Гуан с торжеством сообщает слуге о своем успехе, и тот просит хозяина быть скромней, ведь они стоят рядом с памятником погибшего командора. Гуан не воспринял серьезно слова Лепорелло и приказал слуге подойти к статуе и попросить ее побыть часовым завтра.
Слуга с испугом кричит, что статуя командора кивнула в ответ. Дон просит Лепорелло не нести бред и сам повторяет просьбу у памятника, и статуя вновь делает кивок. Несмотря на предостережение, Гуан идет на свидание.
Сцена 4
Во время свидания Донна Анна с печалью рассказывает мужчине о том, что выходила за командора не по любви. Но богатый муж всегда любил ее, и она чувствует боль от того, что обратила внимание на другого мужчину.
Гуан признается, что на сердце у него грех. И после уговоров вдовы он рассказывает об убийстве командора. Мужчина полагал, что так он легче сможет склонить Анну к любви. Донна была почти в обмороке, Гуан продолжал целовать ей руки, но вдруг в дом входит ожившая статуя.
Гость спрашивает у Гуана, боится ли он? В отчаянной смелости Дон говорит, что сам его звал. Тут статуя просит Гуана подать ей руку и забирает безбожного обольстителя в ад.
Анализ произведения
В основе пьесы лежит проблема внешнего конфликта. Именно противоречия Гуана и его многочисленные дуэли стали причиной изгнания мужчина и последующей его гибели. У него были десятки женщин, но по-настоящему он полюбил лишь в конце.
Можно иметь много девушек и быть счастливым с единственной, это и пытается донести автор. Кроме того, Донна Анна простила убийцу мужа и была готова ответить взаимностью, но злое обстоятельство не дало паре стать счастливой.
Люди для Гуана – средство для достижения поставленной цели. Он дарит «любовь» женщинам, а потом бросает их и разбивает им сердца. Также он нарушает заповедь о запрете убийств, сражаясь на постоянных дуэлях. Неспроста автор назвал пьесу «Каменный гость», ведь именно статуя здесь олицетворяет суд на земле. Пушкин пишет об обязательном возмездии за преступления.
Автор учит читателей отвечать за совершенные поступки, прислушиваться к мнениям других и раскаиваться за преступления. Какими бы ни были обстоятельства – возмездие придет обязательно.
Краткое содержание «Каменный гость»
Всего получено оценок: 421.
О произведении
Пьеса «Каменный гость» Пушкина, написанная в болдинскую осень в 1830 году, является авторской интерпретацией одного из наиболее популярных сюжетов в мировой литературе. Александру Сергеевичу удалось придать широко известной легенде о дамском угоднике новое, неповторимое звучание.
На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Каменного гостя» по главам (сценам), а также пройти тест для проверки знаний по данному материалу.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Сцена I
Заинтригованный, Дон Гуан пытается познакомиться с вдовой, укутанной в черную траурную накидку. Лепорелло упрекает своего хозяина в неуважении к горю несчастной женщины.
Сцена II
Гости Лауры наперебой хвалят ее актерский талант и совершенную, искусную игру, которую она им продемонстрировала. Девушка также довольна собой, и не скрывает этого.
После ухода гостей Лаура просит остаться с ней Дон Карлоса, который в гневе напомнил ей ее бывшую любовь – Дон Гуана. Гранд спрашивает прелестницу, задумывалась ли она когда-нибудь о том, что будет делать, когда утратит очарование молодости. На что девушка беззаботно отвечает, что предпочитает наслаждаться жизнью здесь и сейчас, и не задумываться о будущем.
Их разговор прерывает стук – это Дон Гуану не терпится поскорее заключить в свои объятия прекрасную Лауру. Дон Карлос, увидев своего врага, хочет немедля с ним драться. Его желание тут же исполняется, но в честном поединке Дон Карлос погибает.
Сцена III
Понимая, что с таким трудом выпрошенное свидание может быть испорчено, если женщина узнает его настоящее имя, Дон Гуан представляется именем Диего де Кальвадо.
Сцена IV
Придя в условленный час к дому своей возлюбленной, Дон Гуан ведет с ней нежную беседу. Дона Анна рассказывает, что ее скорбь по супругу не так уж сильна: она вынуждена была выйти за него замуж по велению матери, поскольку ее семья была бедна, а командор слыл завидным женихом.
В этот момент в дверь кто-то стучит, и в комнату входит статуя командора, пришедшая на зов. Дон Гуан понимает, что все кончено. Он пожимает руку каменной статуе, и они вместе проваливаются.
Заключение
Свое произведение Александр Сергеевич посвятил анализу любовной страсти, на алтарь которой положил всю свою жизнь главный герой. Главная идея пьесы – неотвратимость справедливого возмездия за совершенные поступки.
Краткий пересказ «Каменного гостя» будет особенно полезен для читательского дневника.
Тест по пьесе
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Каменный гость» — краткое содержание и пересказ по сценам пьесы А. С. Пушкина
Краткие сведения о произведении
Главный герой пьесы
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Дон Гуан был изгнан из Мадрида за убийство, бежал из ссылки и скрылся на кладбище около города. Он хотел проникнуть в Мадрид и там продолжить свои любовные приключения.
Дон Гуан узнал, что к могиле командора Дон Альвара де Сольва, убитого им на дуэли, каждый день приходит вдова Дона Анна. Дон Гуан, увидев её, решил с ней познакомиться, а пока поспешил в город.
Там он посетил актрису Лауру. Среди её гостей был Дон Карлос, с ним у Дон Гуана состоялся поединок. Дон Карлос был убит.
Дона Анна лишилась чувств, а командор протянул руку Дон Гуану. Их рукопожатие затянулось, и Дон Гуан понял, что он не сможет вырваться. Затем оба провалились под землю.
Краткий пересказ по сценам (более подробный, чем краткое содержание)
Сцена 1
Дон Гуан, самовольно вернувшись из ссылки, хочет дождаться ночи и зайти в Мадрид. Он спрашивает у своего слуги Лепорелло, можно ли будет его узнать, если он усы закроет плащом, а брови шляпой. Лепорелло отвечает, что узнать его могут многие люди. Дон Гуан говорит, что главное, чтобы не встретился ему сам король.
Лепорелло спрашивает, что сделает король, если узнает, что Дон Гуан самовольно возвратился из ссылки. Дон Гуан уверен, что просто пошлёт назад, так как король сослал его, чтобы его оставила в покое семья убитого.
Дон Гуан говорит, что в ссылке чуть не умер со скуки, что тамошние красавицы ему не понравились. Затем спрашивает слугу, узнаёт ли он это место. Тот отвечает, что это Антоньев монастырь. Это место напомнило Дон Гуану о прежней его возлюбленной, Инезе, которой уже нет в живых.
Лепорелло спрашивает, которую из возлюбленных Дон Гуана они будут отыскивать в Мадриде. Дон Гуан отвечает, что Лауру.
Подходит монах и спрашивает их, не люди ли они Доны Анны. Лепорелло отвечает, что они просто гуляют. Монах говорит, что сейчас на гробницу мужа приедет Дона Анна, супруга командора, убитого безбожным, развратным Дон Гуаном.
Далее он говорит, что безутешная вдова воздвигла мужу памятник и каждый день приезжает сюда молиться за упокой души мужа и плакать.
Дон Гуан спрашивает, не дурна ли она. Монах отвечает, что она очень красива.
Появляется Дона Анна и уходит с монахом. Дон Гуан говорит Лепорелло, что хочет с ней познакомиться. Затем они заходят в Мадрид.
Сцена 2
У актрисы Лауры ужинают поклонники её искусства и хвалят её сегодняшнюю игру. По их просьбе она поёт. Один из гостей спрашивает, чьи слова песни. Лаура отвечает, что их сочинил её любовник Дон Гуан.
Лаура призналась, что он ей понравился, потому что напомнил Дон Гуана, когда выбранил её. Дон Карлос спросил Лауру, любила ли она Дон Гуана, и, получив утвердительный ответ, спросил, любит ли его и теперь. Лаура ответила, что сейчас любит Дон Карлоса.
Слышится стук, Лаура отпирает двери и кидается на шёю вошедшему Дон Гуану.
Он, увидев Дон Карлоса, сказал, что завтра будет к его услугам, но тот настоял сейчас драться на шпагах. Дон Гуан убивает Дон Карлоса.
Лаура подосадовала, что это случилось в её доме. Дон Гуан сказал, что вынесет мёртвого соперника перед рассветом на перекрёсток.
Сцена 3
К памятнику подходит Дона Анна и просит у Дон Гуана, которого принимает за монаха, прощения за то, что отвлекла его от размышлений. Дон Гуан признаётся ей, что он не монах и что любит её. Дона Анна говорит, чтобы он ушёл прочь. Но Дон Гуан так уверяет её, что он не может жить, не видя её, что Дона Анна говорит, чтобы он пришёл к ней завтра, если поклянётся хранить к ней уважение.
Дон Гуан представляется ей как Диего де Кальвадо. Когда Дона Анна ушла, дон Гуан зовёт Лепорелло и сообщает, что завтра пойдёт на свидание к Доне Анне.
Лепорелло говорит своему господину, что статуя командора, кажется, недовольна этим. Тогда Дон Гуан велит слуге позвать статую завтра к Доне Анне, чтобы она пришла вечером и стала у двери на часах.
Лепорелло передаёт статуе просьбу своего господина, и статуя в ответ кивает. Дон Гуан, узнав об этом, обвиняет слугу, что он несёт вздор, и сам просит статую сторожить завтра у дверей, пока он будет в гостях у вдовы. Статуя кивает, и поражённый Дон Гуан уходит.
Сцена 4
Приняв Дон Гуана у себя в комнате, Дона Анна говорит, что её печальная беседа будет ему скучна, потому что она до сих пор скорбит о потере супруга.
В их разговоре выясняется, что Дона Анна не сама выбрала себе мужа, а мать велела ей дать руку Дон Альвару, так как он был богат.
Дона Анна сокрушается, что она грешит, слушая признания своего гостя в любви. Она считает, что вдова должна быть верной и мёртвому супругу. Она говорит, что в отличие от неё, её гость, прав перед ней и небом, так как не связан святыми узами с другой женщиной.
Но из восклицания Дон Гуана становится понятно, что он считает себя виновным перед Доной Анной. Она спрашивает, в чём он неправ перед ней. Дон Гуан отказывается говорить это, но Дона Анна требует ответа.
Дон Гуан уговаривает её назначить на завтра свидание здесь. Затем он уходит, но вбегает опять с криком.
Входит статуя командора и говорит: «Я на зов явился». Дона Анна падает без чувств. Дон Гуан не хочет показать своего испуга и говорит, что рад видеть командора. Статуя просит его дать руку. Дон Гуан даёт, но затем просит пустить её, так как тяжело пожатие каменной руки.
Звучат его последние слова: «Я гибну — кончено — о Дона Анна!» — и Дон Гуан и статуя проваливаются.
Заключение к краткому пересказу
В пьесе А. С. Пушкина «Каменный гость» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) пьесы «Каменный гость»: высокомерие, самонадеянность, беспринципность впоследствии сурово наказываются. За прегрешения следует наказание.
Пьеса учит не насмехаться над поверженными врагами, не играть с высшими силами, серьёзно относиться к своим поступкам, которые впоследствии могут оказать влияние на судьбу человека.
Краткое содержание пьесы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по сценам — для подготовки к уроку литературы.
Краткое содержание пьесы «Каменный гость» А. С. Пушкин
Пьеса «Каменный гость» Пушкина, написанная в болдинскую осень цикла «Маленькие трагедии», в 1830 году, является авторской интерпретацией одного из наиболее популярных сюжетов в мировой литературе. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Каменного гостя» по главам (сценам). Александру Сергеевичу удалось придать широко известной легенде о дамском угоднике новое, неповторимое звучание.
Основные персонажи трагедии
Пушкин «Каменный гость» в сокращении
А. С. Пушкин «Каменный гость» краткое содержание для читательского дневника:
Главный герой пьесы Дон Гуан – известный дуэлянт, приезжает в Мадрид. Там он отбывал ссылку за разврат и убийства. Дон с нетерпением желает резвиться со светскими барышнями поэтому держит путь к своей приятельнице Лауре.
В этот момент приезжает Гуан. Враги начали битву на шпагах. Карлос погибает в этом бою. Дон торжествует, а Лаура быстрее хочет избавиться от трупа.
Гуан скрывается в монастыре под видом монарха. Здесь он обращает внимание на красивую женщину Донну Анну, жену убитого им командора. Она приезжает часто в монастырь к статуе мужа. Дон заводит с ней любезный разговор. После долгого одиночества Анна соглашается на свидание с незнакомцем, но лишь для беседы.
Дон зовет каменную статую прийти посмотреть на свидание с его супругой. Статуя кивает головой, слуга Лепорелло шокирован, а дуэлянту хоть бы что.
Во время встречи, Дон признается Анне, что является убийцей ее мужа, она в ужасе, находится в полуобморочном состоянии. В этот момент входит каменный гость и хватает Гуана и уносит его в ад.
Пьеса учит читателя, что убийство – это очень страшное злодеяние. Никто не вправе отнять жизнь другого человека, кроме Всевышнего. Только он имеет право распоряжаться судьбой людей.
Краткий пересказ «Каменного гостя»
Краткое содержание «Каменного гостя» Пушкин:
У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана.
Он уверен, что король, узнав о его самовольном возвращении из изгнания, не казнит его, что король отправил его в ссылку, чтобы спасти от мести семьи убитого им дворянина. Но долго находиться в изгнании он не в силах, более же всего он недоволен тамошними женщинами, которые кажутся ему восковыми куклами.
Оглядываясь, Дон Гуан узнает местность. Это Антоньев монастырь, где он встречался со своей возлюбленной Инезой, у которой оказался ревнивый муж. Поэтически вдохновенно описывает Дон Гуан ее черты и печальный взор. Лепорелло успокаивает его тем, что у Дон Гуана были и будут ещё возлюбленные. Его интересует, кого на этот раз его хозяин будет разыскивать в Мадрите. Дон Гуан намерен искать Лауру.
Пока Дон Гуан мечтает, появляется монах, который, видя посетителей, интересуется, не люди ли они Доны Анны, которая должна вот-вот приехать сюда на могилу своего мужа, командора де Сольва, убитого на поединке «бессовестным, безбожным Дон Гуа-ном», как называет его монах, не подозревая, что говорит с самим Дон Гуаном. Он рассказывает, что вдова воздвигла памятник мужу и каждый день приезжает молиться за упокой его души. Дон Гуану кажется такое поведение вдовы странным, и он интересуется, хороша ли она. Он просит разрешения поговорить с нею, но монах отвечает, что Дона Анна не разговаривает с мужчинами.
И в это время появляется Дона Анна, Монах отпирает решётку, и она проходит, так что Дон Гуан не успевает рассмотреть ее, но его воображение, которое, по словам Лепорелло, «проворней живописца», способно нарисовать ее портрет. Дон Гуан решает познакомиться с Доной Анной, Лепорелло стыдит его за кощунство. За разговорами смеркается, и господин со слугой входят в Мадрит.
В комнате Лауры ужинают гости и восхищаются ее талантом и вдохновенной актёрской игрой. Они просят Лауру спеть. Даже угрюмый Карлос, кажется, тронут ее пением, но, узнав, что слова этой песни написал Дон Гуан, который был любовником Лауры, Дон Карлос называет его безбожником и мерзавцем.
Она говорит, что своим темпераментом он напомнил ей Дон Гуана. Лаура и Дон Карлос беседуют, и в это время раздаётся стук и кто-то зовёт Лауру. Лаура отпирает, и входит Дон Гуан. Карлос, услышав это имя, называет себя и требует немедленного поединка. Несмотря на протесты Лауры, гранды сражаются, и Дон Гуан убивает Дон Карлоса. Лаура в смятении, но, узнав, что Дон Гуан только что тайком вернулся в Мадрит и сразу бросился к ней, смягчается.
Убив Дон Карлоса, Дон Гуан в монашеском облике скрывается в Антоньев монастырь и, стоя у памятника командора, благодарит судьбу, что она таким образом подарила ему возможность каждый день видеть прелестную Дону Анну. Он намерен сегодня заговорить с ней и надеется на то, что ему удастся привлечь ее внимание.
Глядя на статую командора, Дон Гуан иронизирует, что здесь убитый представлен исполином, хотя в жизни был тщедушен. Входит Дона Анна и замечает монаха. Она просит прощения, что помешала ему молиться, на что монах отвечает, что это он виноват перед нею, ибо мешает ее печали «вольно изливаться»; он восхищается ее красотой и ангельской кротостью.
Такие речи удивляют и смущают Дону Анну, а монах неожиданно признается, что под этим платьем скрывается дворянин Диего де Кальвада, жертва несчастной страсти к ней. Пылкими речами Дон Гуан уговаривает Дону Анну не гнать его, и смущённая Дона Анна предлагает ему на следующий день прийти к ней домой при условии, что он будет скромен. Дона Анна уходит, а Дон Гуан требует, чтобы Лепорелло пригласил на завтрашнее свидание статую командора. Робкому Лепорелло кажется, что статуя кивает в ответ на это кощунственное предложение. Дон Гуан сам повторяет своё приглашение, и статуя опять кивает. Поражённые Дон Гуан и Лепорелло уходят.
Дона Анна в своём доме беседует с Доном Диего. Она признается, что Дон Альвар не был ее избранником, что к этому браку ее принудила мать. Дон Диего завидует командору, которому в обмен на пустые богатства досталось истинное блаженство. Такие речи смущают Дону Анну. Укором ей служит мысль о покойном муже, который никогда не принял бы у себя влюблённой дамы, окажись он вдовцом.
Дон Диего просит ее не терзать ему сердце вечными напоминаниями о муже, хотя он и заслуживает казни. Дона Анна интересуется, в чем именно провинился перед ней Дон Диего, и в ответ на ее настойчивые просьбы Дон Гуан открывает ей своё подлинное имя, имя убийцы ее мужа. Дона Анна поражена и под влиянием случившегося лишается чувств. Придя в себя, она гонит Дон Гуана. Дон Гуан соглашается, что молва не напрасно рисует его злодеем, но уверяет, что переродился, испытав любовь к ней.
В залог прощанья перед разлукой он просит подарить ему холодный мирный поцелуй. Дона Анна целует его, и Дон Гуан выходит, но тут же вбегает обратно. Следом за ним входит статуя командора, явившегося на зов. Командор обвиняет Дон Гуана в трусости, но тот смело протягивает руку для рукопожатия каменному изваянию, от которого гибнет с именем Доны Анны на устах.
Это интересно: Трагедия «Пир во время чумы» Пушкина была написана в 1830 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Пира во время чумы» для читательского дневника. Пьеса написана по мотивам отрывка поэмы Джона Вильсона «Город чумы», который как нельзя лучше подчеркивал настроение писателя. Из-за разбушевавшейся эпидемии холеры Пушкин не мог покинуть Болдино и увидеться со своей невестой в Москве.
Сюжет пьесы «Каменный гость» по главам
У ворот Мадрида стоят двое мужчин и ведут беседу. Дон Гуан интересуется у своего слуги, узнает ли его кто-то в городе, если он войдет в него, «усы плащом закрыв, а брови шляпой». На что Лепорелло отвечает, что даже такая маскировка не спасет его от неминуемого разоблачения. Столь известную в городе персону легко признает «первый сторож, гитана или пьяный музыкант, иль свой же брат нахальный кавалер». Если известие о самовольном возвращении Дон Гуана из ссылки станет известно королю, то беды не миновать.
Испанский гранд признается, что в ссылку ему так скучно, что он уже не в силах терпеть ни тамошнюю землю и небо, ни местных красавиц, в которых «жизни нет».
Безутешная вдова «приезжает каждый день сюда за упокой души его молиться и плакать». Монах рассказывает господам, что Дона Анна, бесспорно, очень красива, но не заговаривает с мужчинами, делая исключение лишь монахам.
Заинтригованный, Дон Гуан пытается познакомиться с вдовой, укутанной в черную траурную накидку. Лепорелло упрекает своего хозяина в неуважении к горю несчастной женщины.
Гости Лауры наперебой хвалят ее актерский талант и совершенную, искусную игру, которую она им продемонстрировала. Девушка также довольна собой, и не скрывает этого.
После ухода гостей Лаура просит остаться с ней Дон Карлоса, который в гневе напомнил ей ее бывшую любовь – Дон Гуана. Гранд спрашивает прелестницу, задумывалась ли она когда-нибудь о том, что будет делать, когда утратит очарование молодости. На что девушка беззаботно отвечает, что предпочитает наслаждаться жизнью здесь и сейчас, и не задумываться о будущем.
Их разговор прерывает стук – это Дон Гуану не терпится поскорее заключить в свои объятия прекрасную Лауру. Дон Карлос, увидев своего врага, хочет немедля с ним драться. Его желание тут же исполняется, но в честном поединке Дон Кралос погибает.
Дон Гуан признается Лауре, что, очутившись в городе, он первым делом поспешил к ней. Девушка не верит ветреному возлюбленному, она не сомневается, что он «мимо шел случайно и дом увидел». Они обвиняют друг друга в изменах, и это соответствует действительности: ни Лаура, ни Дон Гуан не отличаются моральной устойчивостью.
Статуя напоминает ему поединок с командором, который «мал был и щедушен», но при этом был «горд и смел — и дух имел суровый». Тем временем входит Дона Анна и, перепутав сластолюбца со святым отцом, просит его помолиться вместе с ней об усопшем супруге.
Но Дон Гуан не теряет даром времени: он признается прекрасной вдове в своих чувствах, чем приводит ее в смятение. Он готов тотчас умереть и быть здесь похороненным, лишь бы Дона Анна могла коснуться его своей одеждой. Вдова уличает его в безумии, но мужчина признается, что в его положении истинное безумство – это «любовью нежной тронуть ваше сердце».
Дона Анна пытается прогнать настойчивого поклонника, поскольку на кладбище «не место таким речам, таким безумствам». Он уходит лишь тогда, когда вдова соглашается на свидание.
Понимая, что с таким трудом выпрошенное свидание может быть испорчено, если женщина узнает его настоящее имя, Дон Гуан представляется именем Диего де Кальвадо.
Получив желаемое, ветреный повеса делится с Лепорелло своей радостью – он «счастлив, как ребенок». В приподнятом настроении Дон Гуан шутит о том, что командор уж точно не помешает этому свиданию, и просит Лепорелло пригласить статую прийти на следующий день к дому Доны Анны и стать у двери. Слуга в ужасе убегает, поскольку на его просьбу статуя утвердительно кивает головой.
Придя в условленный час к дому своей возлюбленной, Дон Гуан ведет с ней нежную беседу. Дона Анна рассказывает, что ее скорбь по супругу не так уж сильна – она вынуждена была выйти за него замуж по велению матери, поскольку ее семья была бедна, а командор слыл завидным женихом.
Дон Гуан опечален тем, что судьба не свела его раньше с Доной Анной. Ради этой встречи он «все бы отдал, все за единый благосклонный взгляд». Он бы делал все возможное, лишь бы доставлять удовольствие своей возлюбленной.
Сладкие речи Дона Гуана настораживают молодую женщину: она искренне считает, что «вдова должна и гробу быть верна», и не сомневается, что и супруг, в случае ее преждевременной смерти, до конца жизни оставался бы ей верен.
Дон Гуан признается прекрасной вдове, что виновен перед ней. После долгих сомнений и уговоров он все же раскрывает перед ней свое истинное имя. Однако Дон Гуан совершенно не раскаивается в содеянном, и признается в любви Доне Анне. Вдова не верит ему, поскольку всем известна его слава искусителя и «безбожного развратителя». Дамский угодник признается, что до сей поры еще ни разу не был влюблен, и лишь Дона Анна смогла зажечь пожар любви в его сердце. Вдова прощает убийцу своего мужа и соглашается на мирный поцелуй.
В этот момент в дверь кто-то стучит, и в комнату входит статуя командора, пришедшая на зов. Дон Гуан понимает, что все кончено. Он пожимает руку каменной статуе, и они вместе проваливаются.
Заключение:
Свое произведение Александр Сергеевич посвятил анализу любовной страсти, на алтарь которой положил всю свою жизнь главный герой. Главная идея пьесы – неотвратимость справедливого возмездия за совершенные поступки.
Читайте также: Поэму «Цыганы» Пушкин написал в 1824 году. Вы можете прочитать краткое содержание «Цыганов» на нашем сайте. Центральным персонажем произведения является юноша Алеко, наделенный автором характерными для литературы романтизма чертами байронического героя, который противопоставляется окружающему миру.