пушкин египетские ворота история
Египетские (Кузьминские) ворота
Как добраться:
Египетские ворота в Пушкине – один из ярчайших образцов египтомании, охватившей мир после египетского похода Наполеона. Во времена Николая I эта мода пришла и в Россию, мотивы египетского искусства, пережившего вечность, были к лицу блистательной столице Российской империи. Именно в этот период в Санкт-Петербурге заняли свое место легендарные сфинксы, был сооружен висячий Египетский мост, а Царское Село получило монументальные Египетские ворота.
История названия ворот
Первоначально ворота носили название Кузьминские, так как были построены при въезде в Царское Село со стороны бывшей слободы Большое Кузьмино и служили пропилеями (парадным входом) в Александровский парк, пока в 1895 году часть его территории не использовали под строительство казарм.
История строительства Египетских ворот
Строительство Египетских ворот в городе Пушкин было начато в 1827 году английским архитектором Менеласом совместно с выпускником Академии художеств иллюстратором Ивановым. Позже, после подписания контракта с Александровским чугунолитейным заводом, к творческому дуэту присоединились скульптор Демут-Малиновский и художник Дадонов, которые должны были нарисовать и изготовить модели иероглифов для чугунной отливки.
Примерно в то же время были начаты работы по рытью котлованов и возведению фундамента ворот. Самым сложным с технической точки зрения стало изготовление облицовочных чугунных плит, которые воспроизводили сюжеты из древнеегипетской мифологии. Более 37 сцен, посвященных легенде об Осирисе и Исиде, а также устройству загробного мира, по сей день украшают Египетские ворота.
Только в 1830 году отделка караулок была закончена. В октябре 1831 года в Царское Село прибыла решетка ворот, на установку которых потребовался год. Но руководящий строительством Менелас до завершения своей работы не дожил, после смерти архитектора от холеры руководство проектом было поручено Тону, который и довел его до конца.
Современность
Ворота потерпели значительный урон в ходе боевых действий в период Второй мировой войны. В 1980-е годы была проведена реставрация ворот. Тогда же перенесли проезжую часть на территорию вокруг ворот.
Пушкин: Египетские (Кузьминские) ворота — Египетский Санкт-Петербург
В городе Пушкине на стыке Дворцовой улицы, Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе расположены уникальные Египетские ворота. Это монументальное сооружение служит пропилеями при въезде в город Пушкин со стороны Санкт-Петербурга.
Как понятно из названия, при их создании в декоративном убранстве были использованы формы и мотивы искусства Древнего Египта, характерные для периода египтомании. Изначально их разместили на въезде в Царское Село со стороны бывшей слободы Большое Кузьмино, от которой и произошло их оригинальное название.
Создал этот красивый памятник архитектуры известный зодчий Адам Адамович Менелас в египетском стиле. Разработанный Менеласом проект «ворот в полуциркуле против Кузьминской дороги» был утверждён императором Николаем I в 1826 г. А сооружены они были в 1827—1830 гг.
Интересная архитектура ворот
Ворота спроектированы как 2 кордегардии (караулки), напоминающие по форме усеченные египетские пирамиды. Ворота состоят из 2-х башен, объединённых звеньями ограды. Башни — каменные трехэтажные пилоны-караулки, завершенные плоской крышей.
Кордегардии соединены решёткой, увенчанной импровизированным шлагбаумом в виде пальмовых ветвей. Они были сложены из кирпича, в каждый пилон вошло до 65 000 штук кирпича. Пилоны являются сторожевыми помещениями — кордегардиями. Кирпичные стены облицованы чугунными плитами с рельефными изображениями.
Египетские изображения
Внутри пилоны разделены перекрытиями на 3 этажа. Помещения освещается небольшими окнами, равными по высоте одному ряду барельефов. В верхней части находятся прогнутые карнизы из чугуна, украшенные изображениями солнечных дисков, жуков-скарабеев и змеиных голов.
С внешней стороны стены облицованы чугунными плитами, на которых находятся рельефные изображения 30 различных сцен из египетской мифологии. На фронтальных плоскостях пилонов расположены парные фигуры бога Осириса, в образе человека в мужской одежде и в короне из листьев папируса, на боковых плоскостях — парные изображения богини Маат.
На верхнем ярусе изображена богиня Исида, держащая на руках ребенка — бога Гора. Ниже, на ярусах, представлены ритуальные сцены посвящения в фараоны. Основная часть барельефов посвящена различной деятельности древних египтян, главным образом, сельскохозяйственной.
Мастера, задействованные в создании
Картоны 30 рельефных изображений выполнил в натуральную величину художник — Василий Додонов под руководством А. А. Менеласа. Модели для отливки вылепил из глины скульптор — Василий Иванович Демут-Малиновский. Им же были исполнены макеты 7 рельефных изображений вокруг дверей.
На рельефных изображениях, расположенных на 6-ти горизонтальных рядах, воспроизведены сцены из египетской мифологии и быта древних египтян. К стенам караулок с запада и востока примыкают монументальные чугунные гермы с головой фараона, отлитые, как и рельефы, по модели В. И. Демут-Малиновского.
Внутри ворот установлены двухсторонние гермы, которые служат опорами для решётки из прутьев в виде стеблей лотоса, завершающихся цветами. Сами караулки, их облицовка, а также решётка ворот выполнены на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге.
Интересные факты
Булыжное мощение под сквозной аркой ворот напоминает об историческом облике полотна Царскосельской дороги, которая с 1717 года направлялась отсюда по прямой перспективе к Екатерининскому дворцу.
После постройки в 1900-1902 годах 3-й ветки железной дороги от Витебского вокзала до Царского павильона («Императорского пути»), железнодорожные пути стали проходить прямо у ворот. После революции пути были разобраны.
Одна из башен ворот была жилой вплоть до 1985 г. В ней проживал некто В. В. Игнатов, причём до самой своей смерти. Игнатов работал сторожем в Ленинградском сельскохозяйственном институте, расположенном неподалеку от ворот.
На 1-м этаже размещались прихожая и туалет; на 2-м — кухня и комната 7 — 8 м2; на 3-м — комната 10 — 12 м2. Отопление было печное, а водопровод отсутствовал. За водой приходилось ходить к ближайшей колонке. Адрес прописки у В. В. Игнатова был таков: «город Пушкин, дер. Большое Кузьмино, Египетские Ворота».
Советская и наша история ворот
Египетские ворота отремонтировали буквально накануне Великой Отечественной войны. К сожалению, в ходе боевых действий в 1941-1944 годах они получили значительные повреждения.
После войны их реставрировали. В послевоенные годы часть чугунных плит, разбитых осколками снарядов, была отлита заново. Последняя реставрация осуществлялась в 1980-е годы. Тогда же проезжую часть перенесли на территорию вокруг ворот.
Египетские ворота полностью восстановлены. Реставрация вернула сооружению монументальный и одновременно очень гармоничный вид. Сегодня они радуют взоры местных жителей и туристов своим первозданным великолепным обликом.
LiveInternetLiveInternet
—Фотоальбом
—Рубрики
—Цитатник
ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ В ПРОВИНЦИИ ЮНЬНАНЬ. В Тэнчуне управления Баошань Государственного природн.
Анна Андреевна Ахматова и её живописные портреты Анна Ахматова (урождённая.
—Музыка
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Египетские ворота в Царском Селе: история, сюжеты, значение
По дороге в Царское Село (город Пушкин) мы проезжаем Египетские ворота, которые обычно всех удивляют не только своим видом, но и вообще фактом существования в резиденции российских императоров.
Во время экскурсии рассказу об этой постройке можно уделить не более минуты, поэтому приходится ограничиваться общими фразами. А между тем, история бытования ворот очень интересна и необычна.
Египетские ворота в Царском Селе. Все фото сделаныавтором статьи, если не указано иное
К Царскому Селу ведёт несколько дорог с разных сторон.
В настоящее время мы въезжаем в город Пушкин по дороге, которая раньше называлась Кузьминской, так как вдоль неё до войны располагалась деревня Большое Кузьмино. Ворота назывались так же: Кузьминские.
Египетские ворота в Царском Селе, 1835 год. Живопись на фарфоре по оригиналу В.Е.Галямина. Государственный Эрмитаж
За воротами дорога расходилась на три стороны: на бульвар, к центру города и в сад Александровского дворца.
Фрагмент листа из Атласа города Царского Села, составленного Н.И.Цыловым, 1857 г.
К началу 20 века, когда Царское Село стало постоянным местом жительства семьи Николая II, за воротами на территории сада разместились казармы Собственного Его Императорского Величества сводного пехотного полка и СЕИВ Конвоя.
Кузьминская дорога изначально была прямая и вела к Екатерининскому дворцу. Но современная Дворцовая улица делает странный крюк. Замечали?
Появился этот изгиб в эпоху императора Александра I.
Фрагмент карты Царского Села и города Софии, 1810-е годы
Перед Новым дворцом невозможно было устроить обширный луг, который служил бы отличной площадкой для любования зданием и зелёной «буферной зоной». Было невозможно, но очень хотелось.
Поэтому в 1810-е годы в процессе переделки парка площадь перед дворцом увеличили за счёт корректировки трассы Кузьминской дороги. На новой площадке высадили деревья и проложили сеть дорожек.
Фрагмент плана императорских садов и парков в Царском Селе, 1858 г.
Первоначальная трасса Кузьминской дороги сохранилась до наших дней. Вдоль неё к началу 20 века появилось множество разных построек. Их и старую дорогу хорошо видно, например, на немецком аэрофотоснимке, сделанном в 1939 году.
Фрагмент немецкого аэрофотоснимка города Пушкина, сделанного 15 августа 1939 г.
На этом же снимке вверху видны домики ещё сущестсвующей деревни Большое Кузьмино, трасса царской ж/д ветки, круглая площадь перед воротами и сами ворота.
Проезд транспорта сквозь них сохранялся до конца 1980-х годов.
Однажды в левую часть, не вписавшись в поворот, врезался грузовик и снёс решётку. На опоре-герме остались трещины, которые видно и сейчас.
После этой аварии дорожное движение организовали вокруг ворот, а на прилегающей к ним территории появился сквер с газонами и клумбами.
Сейчас об исторической трассе напоминают лишь сохранившиеся колёсоотбойные тумбы и фрагмент булыжной мостовой. Пройти сквозь ворота можно пешком. Прогуляемся?
2️⃣ Почему египетские? Дань моде или сакральный смысл?
При подготовке статьи я встретила несколько трактовок причин установки этих ворот: от простой дани моде на египетский стиль до мистического посвящения усопшему императору Александру I. Каждый вариант интересен и вполне имеет право на существование.
Мода на вещи в египетском стиле в Европе появилась в начале 18 века, когда в Италии обнаружили древнеегипетские и псевдоегипетские памятники времён поздней античности. Новый всплеск интереса к этой культуре произошёл после Египетского похода Наполеона.
Целью похода было продвижение французской армии в сторону британской колонии в Индии с последующим её захватом. Или хотя бы создание видимости такой угрозы.
Первый год пребывания Наполеона в Египте был триумфальным, но впоследствии французская армия уступила британской и все собранные артефакты были перевезены в Лондон, где сейчас и находятся.
Как говорится, всё, что нажито непосильным трудом: три саркофага отечественных, три папируса, камни Розетские. три. штуки.
Часть Египетской коллекции Британского музея. Источник изоражения: guruturizma.ru
Но труд учёных и художников не пропал даром. В Париже в период с 1809 по 1829 годы было выпущено огромное многотомное коллективное издание «Описание Египта».
Воооот такого формата в них были гравюры. Источник изображения: fotostock.com
Особенно ярко это проявлялось в мебельном декоре и архитектуре.
Ампирная мебель с египетскими элементами. Источник изображения: roskosh-jewel.ru
Император Александр I проявлял интерес к древней цивилизации. Во время переговоров с Наполеоном в Тильзите в 1807 году с любопытством слушал его рассказы о Египте. Через год Бонапарт преподнёс Александру египетский сервиз, изготовленный на Севрской мануфактуре.
По словам французского дипломата Матьё де Лессепа, презентовавшего сервиз, Александр Павлович всё долго и внимательно рассматривал и был в восхищении от каждого предмета.
Если интерес и восторг нашего императора были искренними, а не являлись частью дипломатической игры, то вполне понятно, почему для новых ворот в его любимом Царском Селе был избран египетский стиль.
Хотя ворота были установлены уже при его младшем брате, Николае I, задумка родилась ещё у самого Александра.
Мне встречалось мнение, что Александр I увлекался масонскими идеями и для него эти ворота имели некое сакральное значение. Но не будем уходить в эти дебри
Установленные вскоре после смерти Александра Павловича, несомненно, ворота были посвящены его памяти. В 1827 году, когда утверждался окончательный проект, исполнялось 15 лет со дня победы в Отечественной войне и 50 лет со дня его рождения.
Император Александр I в Царском Селе
Нельзя не упомянуть и некоторые исторические и географические совпадения, аллегорически связывающие Царское Село с египетской темой (прошу не путать с альтернативным бредом псевдоисториков).
Кордегардии (караулки) Египетских ворот по форме напоминают одновременно и боевые башни, и пилоны, предваряющие вход в храм.
Храм в Луксоре. Источник изображения: allowwonder.com
Размышляя о том, что означало появление на въезде в царскую резиденцию ворот именно такой формы, можно объяснять это по-разному.
По трагическому совпадению, ворота стали последним проектом Адама Менеласа, того самого архитектора, который несколько лет занимался переустройством Александровского парка.
Проект Египетских ворот, подписанный Адамом Менеласом 18 сентября 1827 года
Адам Адамович Менелас (1756?-1831) Adam Menelaws
Достраивал ворота Александр Тон, профессор архитектуры Академии художеств, назначенный наблюдающим за строениями Царского Села. Интересно, что его младший брат Константин примерно в это же время занимался оформлением спуска к Неве напротив Академии, где установил самых настоящих сфинсков, привезённых из Древних Фив.
3️⃣ Сюжеты, изображённые на воротах
Караулки ворот выстроены из кирпича и облицованы чугунными плитами, окрашенными в цвет, имитирующий песчаник. На плитах размещены сцены из жизни древних египтян, мифологические сюжеты и иероглифы.
Теоретически возможно, что изображения разместили на пилонах с определённым смыслом и даже составили какое-то послание для въезжающих и выезжающих. Египетское письмо было расшифровано за несколько лет до начала строительства ворот.
Но самое распространённое мнение состоит в том, что просто наиболее подходящие замыслу архитектора композиции были скопированы с гравюр из «Описания Египта», о котором речь уже шла выше, и из «Книги мёртвых».
Остров Филы. Храм Исиды. Вид на второй пилон и двор перед ним. Гравюра из «Описания Египта», том 1.
Росписи и рельефы на египетских сооружениях изображали сцены из земной жизни: охоту, рыбную ловлю, земледельческие работы, мастерские ремесленников, игры, танцы, семейные сцены, а также военные сюжеты. Жизнеописанию обитателей Царского Села всё это подходило.
В одной книге написано, что ворота украшают 30 различных сцен из египетской мифологии. Честно, я не пересчитывала, поверю наслово.
Верхнюю часть башен со всех сторон украшают одинаковые прогнутые карнизы с изображениями крылатых солнечных дисков и змеиных голов.
Фрагмент гравюры из «Описания Египта», том 1
К этим сюжетам я тоже нашла оригиналы.
Росписи комнаты с арфами в гробнице фараона в Фивах. «Описание Египта», том 2.
На боковых плоскостях пилонов в нижнем ярусе находятся большие парные изображения богини Маат.
Вот исходник и для них. Декор гробницы фараона в Фивах.
Фрагмент гравюры из «Описания Египта», том 2.
Обрамления всех четырёх дверных порталов одинаковые.
Решётки располагаются между парами герм, исполненных в полный рост.
Интересно, конечно, что написано на гермах и пилонах иероглифами. Но древнеегипетским я, к сожалению, не владею. Может, кто-то подскажет содержание? ))
Симпатичные фараоновы ножки.
Гермы завершаются цветами, которые служат опорами для арки из прутьев в виде стеблей лотоса (?), также оканчивающихся цветами.
В центре арки подвешен фонарь.
Картоны для рельефов выполнил в натуральную величину художник Василий Додонов под руководством Адама Менеласа. Модели для отливки вылепил из глины скульптор Василий Демут-Малиновский.
Панели и решётка отлиты на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге, что тоже, между прочим, символично.
Рельефы крепятся к стенам огромными болтами, которые хорошо видны с внутренней стороны стены. Но в караулки мы ещё заглянем чуть позже.
Крепления чугунных барельефов. Фото Ксении Самариной: vk.com/k_samarina
4️⃣ Послевоенная реставрация
Во время Великой Отечественной войны город Пушкин находился нацистской оккупации с сентября 1941 года по январь 1944.
В непосредственной близости от Египетских ворот проходил передний край обороны, и все постройки использовались оккупантами для военных нужд. Окна и двери Египетских ворот были превращены в бойницы.
Египетские ворота и дома деревни Большое Кузьмино зимой 1941 года. Фото сделано немецкими оккупантами. Источник изображения: а-парк.рф
Стреляли и из самих кордегардий, и по ним. Досталось воротам и в 1941 году, когда наступали немцы, и в 1944, когда наши войска освобождали Пушкин.
Египетские ворота 1941-1944 (?). Источник фото: vk.com/wall-26389816_57318
На воротах реставраторами было обнаружено и устранено несколько огромных пробоин, более тысячи разнокалиберных отверстий, около 350 трещин. Некоторые детали пришлось отливать заново.
Египетские ворота до реставрации. Видны повреждения кровли и стен кордегардий, отсутствует фонарь в центре. Источник изображения: pastvu.com
В ходе послевоенной реставрации ворота стали зелёными.
А исторический песочный цвет им вернули во время реставрации, проводившейся в 2013-2014 годах.
К тому времени на воротах появились многочисленные утраты красочного слоя, связующих растворов и мастиковок на чугунных рельефах, а также трещины. Кроме того, была повреждена кровля одной из башен.
Работы выполнялись Реставрационным центром «Специалист» под контролем КГИОП и Музея городской скульптуры, частью коллекции которого и являются ворота.
5️⃣ Взгляд изнутри
Почти во всех статьях в интернете написано, что в одном из пилонов до 1985 года жил сторож Сельхозинститута, располагающегося напротив ворот. Его звали Валерий Валерьевич Игнатов. У него была даже прописка: город Пушкин, деревня Большое Кузьмино, Египетские ворота.
Скорее всего, обитаемыми ворота были и до войны. Обратите внимание, на этой фотографии справа перед входом лежат дрова, а в приоткрытых дверях виднеется силуэт человека.
Египетские ворота в 1934 году. Источник изображения: vk.com/wall-26389816_418264
Но позапрошлым летом мои вездесущие друзья Ксения и Ирина проникли в обе караулки. Как так получилось, можно почитать здесь. Благодаря им у нас есть возможность заглянуть внутрь обоих пилонов.
Сейчас внутреннее пространство караулки, где жил сторож, выглядит так.
Третийй этаж и дестница на чердак
Как можно судить по сохранившимся окнам и печам, квартира была достаточно комфортной, имела естетсвенное освещение и печное отопление. Проблема была только в отсутствии водопровода. За водой нужно было ходить на водоразборную колонку.
Во второй караулке всё выглядит примерно так же: три яруса, лестница, печь, окна и выход на чердак.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Рубрики
—Фотоальбом
—Всегда под рукой
—Конвертер видеоссылок
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
История Египетских ворот.
Санкт-Петербург. История Египетских ворот. В чью честь сооружены?
Казалось бы, расстояние между Санкт-Петербургом и Каиром почти 5000 км, но очарование легенд, самобытная культура, божества и мифы древнего Египта, спустились на землю северной российской столицы уже давно. Они прижились здесь, создавая часть облика города, который манит туристов со всего мира. И у каждой из египетских достопримечательностей Санкт-Петербурга своя, интересная и мистическая история. А вы в курсе, что в современном Санкт-Петербурге и его пригородах есть девять египетских достопримечательностей! Перечислю их:
1. Пирамида в Екатерининском парке;
2. Египетские ворота в Пушкине;
3. Египетский мост через Фонтанку;
4. Сфинксы на Университетской набережной;
5. Зал Древнего Египта в Эрмитаже;
6. Египетский дом на Захарьевской;
8. Пристань со сфинксами на Свердловской набережной;
9. Сфинксы на Каменном острове;
Давайте сегодня поговорим о Египетских воротах в Пушкине. (Царском Селе).
Всё началось после авантюрного похода Наполеона в Египет. Эта египетская экспедиция привела к росту интереса Франции, а затем и всей западной Европы к древней истории Египта. В результате экспедиции было собрано и вывезено огромное количество памятников истории. В 1798 году, в Париже, был создан Институт Египта, который положил начало масштабному спасению и изучению вывезенного наследия древнего Египта.
К началу XIX века египтомания, мода на всё египетское, докатилась и до далёкой России. Египетские ворота в Царском Селе – один из ярчайших примером этой моды. Мотивы египетского искусства, пережившего вечность, были к лицу блистательной столице Российской империи. Ворота строились по прихоти Николая I и стали выдающимся памятником русского художественного чугунного литья. Их построили 1827 – 1830 годах по проекту А.А.Менеласа.
Первоначально ворота носили название Кузьминские, так как были построены при въезде в Царское Село со стороны бывшей слободы Большое Кузьмино и служили парадным входом в Александровский парк, пока в 1895 году часть его территории не использовали под строительство казарм.
Две каменные караулки ворот воспроизводят форму египетских пилонов, суживающихся кверху. Они увенчаны красиво изогнутыми массивными карнизами, отлитыми из чугуна. Выкружки карнизов украшены изображениями скарабея с солнечным диском и двумя змеиными головами.
Плоскости стен караулок облицованы чугунными плитами с рельефными изображениями различных сцен из мифологии и быта древних египтян. Барельефы расположены в шесть рядов, причем высота каждого последующего ряда меньше, чем предыдущего. К стенам караулок примыкают монументальные чугунные гермы. Аналогичные гермы, но двусторонние, служили опорами ворот. Отливка всех элементов ворот производилась на С.-Петербургском чугунолитейном заводе. Рисунки рельефов в натуральную величину исполнил художник Василий Додонов. Он использовал в своей работе графические материалы многотомного издания, вышедшего в свет в начале XIX века в Париже и посвященного результатам изысканий французских ученых, сопровождавших Бонапарта в его египетском походе. Модели барельефов и герм лепил скульптор В. И. Демут-Малиновский. Все модели были выполнены в течение весны и лета 1827 года.
В 1941—1944 годах воротам были нанесены тяжелые повреждения. Часть чугунных плит была разбита осколками снарядов. При восстановлении ворот повреждённые части облицовки отлиты заново.
До 1987 года проезд к Екатерининскому дворцу осуществлялся сквозь ворота, но в том году в них врезался грузовик. Ворота отремонтировали, а дорогу «загнули» в обход и сейчас ворота огибают две встречные полосы Петербургского шоссе. К сегодняшнему дню сохранили лишь часть булыжного мощения сквозь арку ворот, которое напоминает об историческом облике полотна Царскосельской дороги ведущей по прямой перспективе к Екатерининскому дворцу.