пруденсио агиляр что за персонаж

2.3. Фольклорно-мифологический характер сюжетно-композиционной основы романа «Сто лет одиночества». Пруденсио Агиляр и Мелькиадес

О фольклоризме романа «Сто лет одиночества» писали практически все исследователи, потому что Г.Г. Маркес почти демонстративно использует как латиноамериканские фольклорные реалии, так и общеевропейские, причем наряду с литературными. В.Б. Земсков справедливо говорит о «всеохватном» характере этого романа — он является «гигантским карнавалом духовных, культурных, литературных форм, порожденных всей историей человечества и осмысленных с новых идейных позиций, с вершины XX века», поскольку в нем «сошлись» мифология, античная трагедия (Софокл), эпос рода, рыцарский роман, ренессансная литература (Сервантес, Рабле), писатели XVII века (Дефо), реализм рубежа XIX—XX веков (Голсуорси, Золя, Томас Манн), русская классика (Достоевский), американские реалисты XX века (Фолкнер, Хемингуэй), крупнейшие представители «пантрагической» линии западной литературы (Джойс, Кафка, Камю). [52; 161—162]. Дж. Мартин также видит в романе «уникальное сочетание высокого искусства и разных видов устного сообщения»; он уверенно пишет о том, что «по форме роман мало чем отличается от типичных модернистских произведений», но и одновременно утверждает: «Создается впечатление, что это Джеймс Джойс пишет роман в жанре сказки повествовательным языком одной из тетушек Гарсиа Маркеса — тети Франсиски» [75; 288—289].

А христианское выражено констатацией: Пруденсио «возлюбил злейшего врага своего». Подобная идея присутствует в ветхозаветной и новозаветной литературе, но Г.Г. Маркес, признававший влияние Ф.М. Достоевского, мог у него воспринять мысль о всепрощении: Иван Карамазов хотел бы увидеть, «как зарезанный встанет и обнимется с убившим его», хотя в дальнейшем отрицал всепрощение («Не хочу. чтобы мать обнималась с мучителем, растерзавшим ее сына псами»). В романе «Преступление и наказание» тема всепрощения также представлена двойственно: по человеческим, мирским законам Раскольников наказан и отправлен на каторгу, но идиллический пейзаж в финале свидетельствует о прощении героя Высшими силами. Показательно, что Г.Г. Маркес не говорит о том, как эту идею воспринял убийца, писатель ограничился двумя предложениями: «Хосе Аркадио Буэндиа беседовал с Пруденсио Агиляром до рассвета. Через несколько часов, обессиливший от длительного бодрствования, он вошел в мастерскую Аурелиано и спросил: «Какой сегодня день?». Писатель не говорит, каких проблем и вопросов они касались в беседе, но если судить по последствиям, то влияние Пруденсио неоспоримо. Потому что после многочасового разговора Хосе Аркадио Буэндиа сразу же задумался о времени, о доказательствах его движения и стал утверждать, что в течение всей недели был один день — понедельник. А затем, схватив дверной засов, начал крушить алхимические приборы, лабораторию, ювелирную мастерскую, его повалили, оттащили во двор и привязали к большому каштану. Он никого не узнавал, ругался «на странном языке», который казался макондовцам «дьявольской тарабарщиной» (чуть позже окажется, что он вдруг заговорил на латыни) и «извергал изо рта зеленую пену» [8; 78].

Несмотря на то, что Пруденсио Агиляр простил своего убийцу и даже «возлюбил» его, общение Хосе Аркадио Буэндиа с мертвецом не довело до добра, что вполне соответствует основным установкам народного сознания: мертвый не просто влияет на живого, но определяет его судьбу. Встреча с Пруденсио привела Хосе Аркадио Буэндиа к безумию. При этом состояние героя не определяется обыкновенным помешательством.

Изменение состояния сознания, вызванное встречей с мертвецом, приводит главу рода Буэндиа на скамеечку под старым каштаном. Герой остается в рамках культуры, но происходит смещение его сознания к фундаментальным, базовым основам Бытия. Хосе Аркадио Буэндиа начинает неудержимо стремиться к первоистокам — оси мира (каштан) и древнему языку (латынь). Его разум не поврежден, но оставшись в своем времени, он вписывается в систему координат древнейших первооснов. Таковым оказывается результат соприкосновения реального и потустороннего мира в контексте народного сознания. Возле каштана прошел остаток его жизни — таков результат контакта героя с мертвецом. У Хосе Аркадио Буэндиа иногда наступали просветления и он позволял Амаранте «ставить ему банки и горчичники», но скоро он совсем «потерял всякую связь с реальностью», «сидел на своей скамеечке, а Урсула по частям мыла его и рассказывала о семейных делах». Но общаться с ним «было все равно, что разговаривать, с мертвецом», его «ничто не радовало и не печалило». Зато он «был способен» общаться с Пруденсио Агиляром (!). Г.Г. Маркес подчеркивает, что Пруденсио будил, умывал, кормил своего убийцу, «дважды в день приходил беседовать с ним», хотя сам был «совсем рассыпающимся от смертной немощи», знак примирения врагов — совместно принятое решение продолжать разводить бойцовых петухов — так реализуется в романе христианская идея всепрощения в ее соотнесенности с народно-мифологическими представлениями о состояниях «жизнь в смерти» и «смерть в смерти».

Основополагающую роль в сюжете романа играет образ цыгана Мелькиадеса. Этот образ трактуется исследователями по-разному: в нем видят библейского Мельхиседека (прототип мессии) или связывают с традиционным Прометеем из трагедии Эсхила, с «литературным персонажем, соединившим в себе черты Агасфера, Мерлина и Фауста» или считают его двойником автора романа и т.п. [подробнее см. 96; 295—296]. Следует подробно охарактеризовать образ Мелькиадеса, поскольку он выполняет сюжетообразующую роль и в значительной мере обусловливает идейное звучание романа.

Очень часто исследователи пишут, что Мелькиадес — это «мрачный факир», «балаганный фокусник», что его деятельность «полна глубокой серьезности и комизма», что он — цыган, «а где цыган — там ярмарка, там балаган, там праздник. » [52; 121, 133, 149]. Но в романе Мелькиадес весьма далек от фокусов и комики, хотя возглавляет бродячий цирк. Г.Г. Маркес пишет на первой странице: «Каждый год в марте месяце у околицы селения раскидывало свои шатры оборванное цыганской племя и под визг свистулек и звон тамбуринов знакомило жителей Макондо с последними изобретениями ученых мужей» (подчеркнуто мною — К.К.) [8; 7]. И в дальнейшем писатель акцентирует связь цирка, возглавляемого Мелькиадесом, с познанием человеком окружающего мира в самых разных формах, от природно-физических до социально-культурных. Для Г.Г. Маркеса главное — показать очередное открытие, освоенное Мелькиадесом и преподнесенное им как нечто удивительное, необычное, даже чудесное. Так, первым цыгане принесли магнит, который Мелькиадес назвал «восьмым чудом света, созданным алхимиками Македонии», на следующий год он демонстрировал подзорную трубу и лупу, объявив, что это «самый новейшие изобретения амстердамских евреев»; затем цыган дал Хосе Аркадио Буэндиа несколько португальских мореходных карт, различные навигационные приборы, «написал сжатое изложение трудов монаха Германа и оставил записи Хосе Аркадио Буэндиа, чтобы тот знал, как пользоваться астролябией, буссолью и секстантом» [8; 10]. И Буэндиа удалось «составить себе такое понятие о пространстве, что отныне он мог плавать по незнакомым морям, исследовать необитаемые земли и завязывать отношения с чудесными существами, не выходя из стен своего кабинета»; Буэндиа даже открыл для себя, что «земля круглая, как апельсин», что «если плыть все время на восток, то можно вернуться обратно в точку отправления». Когда жители Макондо выразили недоверие, Мелькиадес «во всеуслышание восславил разум человека, сделавшего с помощью одних только астрономических наблюдений открытие, уже давно подтвержденное практикой» [8; 11].

Как все ученые люди того времени, Мелькиадес был знаком с алхимией, «и как свидетельство своего восхищения преподнес Хосе Аркадио Буэндиа подарок, которому суждено было оказать решающее влияние на судьбу селения, — оборудование алхимической лаборатории» [8; 11]; кроме того, цыган дал Хосе Аркадио образцы семи металлов, соответствующих семи планетам, формулы Моисея и Зосимы для удвоения количества золота, заметки и чертежи, «относящиеся к области великого магистерия» (т.е. философского камня) [8; 12].

Приведенные выше факты свидетельствуют о широте познаний Мелькиадеса: его интересовало все и побывал он фактически на всех континентах, при этом болел пеллагрой в Персии, цингой на Малайском архипелаге, проказой в Александрии, бери-бери в Японии, бубонной чумой на Мадагаскаре, попал в землетрясение на острове Сицилия и в кораблекрушение в Магеллановом проливе. Ко времени появления в Макондо, он уже был обременен, как пишет Г.Г. Маркес, «безграничной мудростью и ореолом таинственности», а его «азиатские глаза» видели «обратную сторону всех вещей» [8; 11].

Описывая деяния Мелькиадеса в стиле магического реализма, Г.Г. Маркес создает образ народного ясновидца, книжника (чернокнижника) и целителя, спасающего жителей Макондо от эпидемии бессонницы. И одновременно автор принимает народную оценку Мелькиадеса как колдуна, т.е. человека, контактирующего с некими высшими природными силами, дающими ему особые знания и энергию. Но это носит временный характер — Г.Г. Маркес, ссылаясь на всеобщую молву, констатирует: «Судя по словам разных странников и бродяг, заглядывающих в Макондо, племя Мелькиадеса было стерто с лица земли за то, что посмело преступить границы дозволенного человеку знания» [8; 41]. Сам Мелькиадес тоже был лишен колдовской силы: когда он после смерти вернулся в Макондо, в доме Буэндиа сломалась пианола и он «попытался вспомнить свое былое колдовское мастерство, чтобы привести инструмент в действие, но ничего не получилось. Зато у него остался ясный ум, знания, тяга к познанию, что привело его уже в состоянии «жизнь в смерти» в дом Буэндиа, и он после короткого увлечения дагерротипией, «углубился в изучение Нострадамуса» 1 [8; 55]. Однажды ему показалось, что он наткнулся на пророчество, касающееся «будущности Макондо». Макондо «превратится в великолепный город с большими домами из прозрачного стекла, и в этом городе не останется даже следов рода Буэндиа» [8; 55]. Именно в это время Мелькиадес начинает составлять реестр судеб Буэндиа, излагая его на санскрите. Мелькиадес, конечно, не переводит и не расшифровывает катрены Нострадамуса, он действует самостоятельно, но берет за основу прием тайнописи великого астролога. Подобно Нострадамусу, цыган определенным образом засекречивает свои стихи: четные — личным шифром императора Августа, нечетные — военными шифрами лакедемонян. Мелькиадес и Нострадамус схожи в том, что оба владеют особым способом передачи информации, с той лишь разницей, что предсказания Нострадамуса касаются человечества в целом, а Мелькиадеса — судьбы рода Буэндиа.

Человек является элементом космической системы, его бытие предопределено. Мелькиадес пишет реестр судеб Буэндиа на санскрите не случайно — для него санскрит является языком тайного знания. В древней Индии санскрит был языком общения с богами. Предсказания Мелькиадеса становятся каналом передачи информации о будущем всех Буэндиа, в своей основе его манускрипты содержат индоевропейский культурный корень.

Шифровка необходима Мелькиадесу для того, чтобы никто не смог прочесть заветные манускрипты раньше, чем исполнится сто лет со времени их написания. В качестве еще одной (дополнительной) предосторожности для защиты манускриптов цыган использует особый способ изложения событий, известный только ему: все каждодневные эпизоды он описал так, что они стали сосуществовать в одном мгновении. Интересно, что Мелькиадес использовал способ, позволивший всем будничным эпизодам соединиться в одном моменте: «старик. сосредоточил всю массу каждодневных эпизодов за целый век таким образом, что они все сосуществовали в одном-единственном мгновении» [8; 387]. Таким образом, подробная информация о жизни и судьбе всех поколений рода Буэндиа явлена в свернутом виде. В представленном в романе видении будущего заключены народные представления о судьбе: «так на роду написано». Урсула и Хосе Аркадио Буэндиа еще только поселились в Макондо, а об их еще не появившихся на свет потомках уже известно все до мелочей — на сто лет вперед.

При всей своей мудрости Мелькиадес был человеком из плоти, вес которой «притягивал его к земле». Цыган «жаловался на старческие немочи, страдал от мелких денежных невзгод и давным-давно уже перестал смеяться, потому что от цинги у него вывалились все зубы» [8; 12].

Таким образом, можно сказать, что в жизни Мелькиадеса был один культ знания, одно стремление — познать окружающий мир. И он познавал его, путешествуя по континентам, побывав в Азии, Европе, Америке; он познавал его, изучая сочинения французского астролога и медика Мишеля Нотрдама, немецкого географа и натуралиста Александра фон Гумбольта, неизвестного нам монаха Германа, «новейший изобретения» каких-то «амстердамских евреев», «алхимиков Македонии», причем Г.Г. Маркес подчеркивает, что Мелькиадеса интересовали «последние изобретения ученых мужей». И если в земной жизни Мелькиадес познавал и усваивал чужие открытия (т.е. чужую информацию), то в состоянии «жизнь в смерти» он начал создавать свою информацию — написал книгу о роде Буэндиа с предсказанием будущего этого рода. Мелькиадес не столько предсказывает будущее, сколько констатирует очевидность: жизнь рода, начавшаяся с греха и преступления (убийства ближнего), априори обречена на смерть; жизнь рода оказывается предопределенной, жизнь всех поколений Буэндиа — это «жизнь в смерти», финал романа — это «смерть в смерти»: «. все записанное никогда и ни за что больше не повторится, ибо тем родам человеческим, которые обречены на сто лет одиночества, не суждено появиться на земле дважды» [8; 388]. Книга Мелькиадеса представлена в романе как очередное творение человеческого разума, как очередное чудо, соположенное с открытием магнита, увеличительного стекла, дагерротипии и т.п.

Источник

Краткое содержание «Сто лет одиночества»

Главные герои: Хосе Аркадио (основатель династии Буэндиа), Урсула (жена и двоюродная сестра Хосе Аркадио), Хосе Аркадио (первенец супругов), Аурелиано (младший сын супругов), Амаранта (дочь супругов), Ребекка (приемная дочь), Мелькиадес (цыган-пророк)

Второстепенные персонажи: Пилар (гадалка), Пьетро Креспи (преподаватель музыки), Ремедиос (дочь градоначальника), Аркадио (внук Урсулы), Санта София (жена Аркадио), Ремедиос Прекрасная (дочь Аркадио и Софии), Хосе Аркадио II и Аурелиано II (близнецы, сыновья Аркадио), Аурелиано Хосе (сын Пилар), Геринельдо Маркес (поклонник Амаранты), Фернанда (жена Аурелиано II), Петра Котес (любовница Аурелиано II), Хосе Аркадио III, Рената и Амаранта Урсула (дети Аурелиано II), Аурелиано III (сын Ренаты и Маурисио)

Автор: Маркес Г. | Дата публикации: 1967 | Форма произведения: роман | Жанр: драма | Время событий: XIX век | Место событий: Европа | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: 10-15 часов |

Темы: внутренняя борьба, детство, дружба, жизнь и смерть, конфликт поколений, любовь, материнство, одиночество, ответственность, смысл жизни

Хосе Аркадио и Урсула

пруденсио агиляр что за персонаж. Смотреть фото пруденсио агиляр что за персонаж. Смотреть картинку пруденсио агиляр что за персонаж. Картинка про пруденсио агиляр что за персонаж. Фото пруденсио агиляр что за персонаж

Иллюстрация А. Кабанина

Роман Г. Маркеса «Сто лет одиночества» представляет собой историю рода Буэндиа. В первой главе автор знакомит читателя с Хосе Аркадио и Урсулой, состоящими в кровном родстве и, несмотря на это, заключившими брачный союз.

После свадьбы молодые не вступали в интимную связь в течение полутора лет. Причиной был страх рождения детей «с поросячьими хвостами». В это время и появляется Пруденсио Агиляр, в планах которого – забрать Урсулу у Хосе Аркадио.

Гибель Агиляра

Агиляр наносит Хосе Аркадио публичное оскорбление. Поводом к нему стало наличие родственных связей между супругами и отсутствие сексуальной жизни. Не стерпев оскорбления, сеньор Буэндиа убивает Агиляра. С этого момента в повествовании начинают присутствовать элементы магии: после смерти Агиляр превращается в призрака, преследующего своего убийцу.

пруденсио агиляр что за персонаж. Смотреть фото пруденсио агиляр что за персонаж. Смотреть картинку пруденсио агиляр что за персонаж. Картинка про пруденсио агиляр что за персонаж. Фото пруденсио агиляр что за персонаж

Иллюстрация А. Кабанина

Побег от проклятия

Чтобы избавиться от проклятия, Хосе Аркадио собирается покинуть город и «уйти как можно дальше, по ту сторону гор». Его решение было одобрено представителями других семей. Два года скитаний по джунглям закончились основанием поселения Макондо на берегу реки.

Уже через несколько лет это было процветающее место, через которое проходило несколько торговых путей. В это время на эти земли пришли кочующие цыгане под предводительством мудрого Мелькиадеса.

Пророчество

Мелькиадес, слывший прорицателем, предсказывает Хосе Аркадио будущее: «пройдет сто лет и дом Буэндиа опустеет, а от основанного ими города не останется и следа». Но мужчина относится к этим словам легкомысленно и не придает им значения.

Рождение наследников

Вскоре у супругов рождаются сыновья. Первый мальчик, которого назвали в честь отца – Хосе Аркадио, был очень активным, с буйным и авантюрным характером. Младшего сына нарекли Аурелиано. Именно ему и предстоит в дальнейшем прославить семью.

Цыгане ежегодно посещали город, и глава семейства крепко подружился со старым предсказателем. Понемногу Хосе Аркадио увлекся магией и алхимией. У торговцев он скупал огромное количество книг со всевозможными рецептами и заклинаниями. Однако результата по-прежнему не было. Под влиянием своего азартного увлечения он постепенно утратил связь с сыновьями и практически отошел от участия в их воспитании.

Урсула тоже была занята своим делом – она наладила производство леденцов в виде фигурок самых различных животных.

Магическое событие

пруденсио агиляр что за персонаж. Смотреть фото пруденсио агиляр что за персонаж. Смотреть картинку пруденсио агиляр что за персонаж. Картинка про пруденсио агиляр что за персонаж. Фото пруденсио агиляр что за персонаж

Иллюстрация Ю. Лушниковой-Матвеевой

Со временем семья еще больше разбогатела, и на свет появилась дочь Амаранта. К тому же, супруги взяли на воспитание сироту Ребекку. Глава семьи Буэндиа выстроил новый огромный дом. Для занятий музыкой девочкам наняли музыканта Пьетро Креспи, который в дальнейшем явился яблоком раздора между сестрами.

В это же время произошло еще одно магическое происшествие. Все жители Макондо подверглись проклятию в виде всеобщей бессонницы. Поначалу это пошло только на пользу городу, потому что люди без устали работали сутками. Но потом они постепенно начали терять память. Никто уже не мог обойтись без записок-напоминалок и табличек. Когда цыгане-кочевники вновь появились в городе – недуг прошел сам собой.

Прошли годы…

В стране начинается революция. Аурелиано, убитый горем после смерти жены, переходит на сторону мятежников. В эти годы глава семьи Хосе Аркадио, доведенный до сумасшествия своими алхимическими опытами, покидает этот мир. В перестрелке погибает и старший сын. Женщины остаются одни.

В городе появляются правительственные войска, командует которыми внук Урсулы, Аркадио – внебрачный сын ее первенца Хосе Аркадио и гадалки Пилар. Проявляющего диктаторские наклонности внука, убивают во время восстания.

Горькие размышления Урсулы

Прошло несколько лет. Младший сын Урсулы, находясь в оппозиции, становится известным полковником и заканчивает военные действия подписанием договора о мире. Вернувшись в родной город, он возвращается к своему занятию – изготовлению золотых рыбок, чему был обучен еще в подростковом возрасте.

В этом месте автор переводит внимание читателя с полковника на Урсулу. Женщина размышляет о том, что всех членов семьи, родившихся под крышей ее дома, преследует несчастная, даже трагическая судьба. Она с сожалением констатирует, что ни один отпрыск не унаследовал ни одной положительной черты характера.

пруденсио агиляр что за персонаж. Смотреть фото пруденсио агиляр что за персонаж. Смотреть картинку пруденсио агиляр что за персонаж. Картинка про пруденсио агиляр что за персонаж. Фото пруденсио агиляр что за персонаж

Иллюстрация Ю. Лушниковой-Матвеевой

Хосе Аркадио погибает от пули, Ребекка ведет затворнический образ жизни. Амаранта после смерти Креспи не принимает ухаживаний даже от достойных мужчин в виде полковника Геринельдо. Ремедиос Прекрасная – статная красавица, но неполноценна в умственном развитии.

Внуки также несчастливы. Первый женился на дочери аристократа Фернанде даль Карпио, но все свое время посвящал развлечениям с проститутками или с Петрой Котес. Второй – занялся разведением боевых петухов, но практически сутками, как и его дед, просиживал в барах.

Магическое ненастье

В течение почти пяти лет земли Макондо не просыхали от бесконечных дождей. Это место стали объезжать стороной, и оно превратилось из когда-то цветущего поселения в унылую тень. Урсула была уверена, как только закончится дождь – она покинет этот свет. Ей было больше ста пятнадцати лет. Ее предчувствия сбылись и, когда дожди отступили, она умерла. Вскоре после ее смерти по разным причинам начали уходить из жизни и другие члены семьи.

У Аурелиано II и Фернанды родилось трое детей. Первый – Хосе Аркадио III вырос ужасным лентяем. Дочь Рената была отправлена в монастырь за связь с мастеровым Маурисио. Там у нее родился Аукрелиано III. Вторая дочь супругов, Амаранта Урсула училась за границей, в Бельгии.

Когда Амаранта Урсула вместе с мужем возвращается из Бельгии в Макондо, она видит, во что превратился их дом и город в целом. Она собирается навести в нем порядок, но не находит поддержки у местных жителей.

пруденсио агиляр что за персонаж. Смотреть фото пруденсио агиляр что за персонаж. Смотреть картинку пруденсио агиляр что за персонаж. Картинка про пруденсио агиляр что за персонаж. Фото пруденсио агиляр что за персонаж

Иллюстрация Ю. Лушниковой-Матвеевой

Амаранта была роскошной красавицей и не удивительно, что в нее влюбился Аурелиано Хосе. Не подозревая о кровном родстве, молодые люди становятся любовниками. Амаранта рожает сына с поросячьи хвостиком, а сама умирает от потери крови. Когда Аурелиано пришел, чтобы забрать ребенка, он увидел, что младенца, последнего мальчика из рода Буэндиа, съели рыжие муравьи.

Финал

В последней главе автор описывает пришедший в полное запустение город. Аурелиано – последний представитель своего рода внимательно изучает свитки прадеда так же, как это в свое время делал его дядя Хосе Аркадио. Аурелиано натыкается на пророчество старого цыгана. Пока он переводит папирус, на Макондо обрушивается последнее магическое ненастье. Когда Аурелиано проводит глазами по последним строкам предсказания, страшный ураган сметает город с лица земли. Последний Буэндиа погибает.

Источник

Сто лет одиночества

пруденсио агиляр что за персонаж. Смотреть фото пруденсио агиляр что за персонаж. Смотреть картинку пруденсио агиляр что за персонаж. Картинка про пруденсио агиляр что за персонаж. Фото пруденсио агиляр что за персонаж

Основатели рода Буэндиа Хосе Аркадио и Урсула были двоюродными братом и сестрой. Родичи боялись, что они родят ребёнка с поросячьим хвостиком. Об опасности инцестуального брака знает Урсула, а Хосе Аркадио не желает принимать во внимание подобные глупости. На протяжении полутора лет замужества Урсула умудряется сохранить невинность, ночи молодожёнов заполнены томительной и жестокой борьбой, заменяющей любовные утехи. Во время петушиных боев петух Хосе Аркадио одерживает победу над петухом Пруденсио Агиляра, и тот, раздосадованный, издевается над соперником, ставя под сомнение его мужские достоинства, поскольку Урсула до сих пор ещё девственница. Возмущённый Хосе Аркадио отправляется домой за копьём и убивает Пруденсио, а затем, потрясая тем же копьём, заставляет Урсулу выполнить свои супружеские обязанности. Но отныне нет им покоя от окровавленного призрака Агиляра. Решив перебраться на новое местожительство, Хосе Аркадио, словно принося жертву, убивает всех своих петухов, зарывает во дворе копье и покидает деревню вместе с женой и сельчанами. Двадцать два храбреца одолевают в поисках моря неприступный горный хребет и после двух лет бесплодных скитаний основывают на берегу реки селение Макондо — на то Хосе Аркадио было во сне вещее указание. И вот на большой поляне вырастают два десятка хижин из глины и бамбука.

Хосе Аркадио сжигает страсть к познанию мира — больше всего на свете его привлекают разные чудесные вещи, которые доставляют в селение появляющиеся раз в году цыгане: бруски магнита, лупа, навигационные приборы; от их вожака Мелькиадеса он узнает и секреты алхимии, изводит себя долгими бдениями и лихорадочной работой воспалённого воображения. Потеряв интерес к очередной сумасбродной затее, он возвращается к размеренной трудовой жизни, вместе с соседями обустраивает посёлок, размежёвывает земли, прокладывает дороги. Жизнь в Макондо патриархальная, добропорядочная, счастливая, здесь даже нет кладбища, поскольку никто не умирает. Урсула затевает прибыльное производство зверушек и птиц из леденцов. Но с появлением в доме Буэндиа неведомо откуда пришедшей Ребеки, которая становится им приёмной дочерью, начинается в Макондо эпидемия бессонницы. Жители селения прилежно переделывают все свои дела и начинают маяться тягостным бездельем. А потом обрушивается на Макондо другая напасть — эпидемия забывчивости. Все живут в постоянно ускользающей от них действительности, забывая названия предметов. Они решают вешать на них таблички, но опасаются того, что по истечении времени не в силах будут вспомнить назначение предметов.

В первенце Хосе Аркадио, названном так же, как и отец, воплотилась его агрессивная сексуальность. Он растрачивает годы своей жизни на бесчисленные похождения. Второй сын — Аурелиано, рассеянный и вялый, осваивает ювелирное дело. Тем временем селение разрастается, превращаясь в провинциальный городок, обзаводится коррехидором, священником, заведением Катарино — первой брешью в стене «добронравия» макондовцев. Воображение Аурелиано потрясает красота дочки коррехидора Ремедиос. А Ребека и другая дочь Урсулы Амаранта влюбляются в итальянца, мастера по пианолам Пьетро Креспи. Происходят бурные ссоры, кипит ревность, но в итоге Ребека отдаёт предпочтение «сверхсамцу» Хосе Аркадио, которого, по иронии судьбы, настигают тихая семейная жизнь под каблуком жены и пуля, выпущенная неизвестно кем, скорее всего той же женой. Ребека решается на затворничество, заживо хороня себя в доме. Из трусости, эгоизма и страха Амаранта так и отказывается от любви, на склоне лет она принимается ткать себе саван и угасает, закончив его. Когда Ремедиос умирает от родов, Аурелиано, угнетённый обманутыми надеждами, пребывает в пассивном, тоскливом состоянии. Однако циничные махинации тестя-коррехидора с избирательными бюллетенями во время выборов да самоуправство военных в родном городке вынуждают его уйти воевать на стороне либералов, хотя политика и кажется ему чем-то абстрактным. Война выковывает его характер, но опустошает душу, поскольку, в сущности, борьба за национальные интересы давно уже превратилась в борьбу за власть.

Внук Урсулы Аркадио, школьный учитель, назначенный в годы войны гражданским и военным правителем Макондо, ведёт себя как самовластный хозяйчик, становясь тираном местного масштаба, и при очередной перемене власти в городке его расстреливают консерваторы.

Аурелиано Буэндиа становится верховным главнокомандующим революционных сил, но постепенно понимает, что сражается только из гордыни, и решает завершить войну, чтобы освободить себя. В день подписания перемирия он пытается покончить с собой, но неудачно. Тогда он возвращается в родовой дом, отказывается от пожизненной пенсии и живёт обособленно от семьи и, замкнувшись в гордом одиночестве, занимается изготовлением золотых рыбок с изумрудными глазами.

В Макондо приходит цивилизация: железная дорога, электричество, кинематограф, телефон, а вместе с тем обрушивается лавина чужеземцев, учреждающих на этих благодатных землях банановую компанию. И вот уже некогда райский уголок превращён в злачное место, нечто среднее между ярмаркой, ночлежкой и публичным домом. Видя губительные перемены, полковник Аурелиано Буэндиа, долгие годы намеренно отгораживающийся от окружающей действительности, испытывает глухую ярость и сожаление, что не довёл войну до решительного конца. Его семнадцать сыновей от семнадцати разных женщин, старшему из которых не исполнилось тридцати пяти лет, убиты в один день. Обречённый оставаться в пустыне одиночества, он умирает у растущего во дворе дома старого могучего каштана.

Урсула с беспокойством наблюдает за сумасбродствами потомков. Война, бойцовые петухи, дурные женщины и бредовые затеи — вот четыре бедствия, обусловившие упадок рода Буэндиа, считает она и сокрушается: правнуки Аурелиано Второй и Хосе Аркадио Второй собрали все семейные пороки, не унаследовав ни одной семейной добродетели. Красота правнучки Ремедиос Прекрасной распространяет вокруг губительное веяние смерти, но вот девушка, странная, чуждая всяким условностям, неспособная к любви и не знающая этого чувства, повинующаяся свободному влечению, возносится на свежевыстиранных и вывешенных для просушки простынях, подхваченных ветром. Лихой гуляка Аурелиано Второй женится на аристократке Фернанде дель Карпио, но много времени проводит вне дома, у любовницы Петры Котес. Хосе Аркадио Второй разводит бойцовых петухов, предпочитает общество французских гетер. Перелом в нем происходит, когда он чудом избегает смерти при расстреле бастующих рабочих банановой компании. Гонимый страхом, он прячется в заброшенной комнате Мелькиадеса, где неожиданно обретает покой и погружается в изучение пергаментов чародея. В его глазах брат видит повторение непоправимой судьбы прадеда. А над Макондо начинается дождь, и льёт он четыре года одиннадцать месяцев и два дня. После дождя вялые, медлительные люди не могут противостоять ненасытной прожорливости забвения.

Последние годы Урсулы омрачены борьбой с Фернандой, жестокосердной ханжой, сделавшей ложь и лицемерие основой жизни семьи. Она воспитывает сына бездельником, заточает в монастырь согрешившую с мастеровым дочь Меме. Макондо, из которого банановая компания выжала все соки, доходит до предела запущения. В этот мёртвый городок, засыпанный пылью и изнурённый жарой, после смерти матери возвращается Хосе Аркадио, сын Фернанды, и находит в опустошённом родовом гнезде незаконнорождённого племянника Аурелиано Бабилонью. Сохраняя томное достоинство и аристократические манеры, он посвящает своё время блудливым играм, а Аурелиано в комнате Мелькиадеса погружён в перевод зашифрованных стихов старых пергаментов и делает успехи в изучении санскрита.

Приехавшая из Европы, где она получала образование, Амаранта Урсула одержима мечтой возродить Макондо. Умная и энергичная, она пытается вдохнуть жизнь в преследуемое несчастьями местное людское общество, но безуспешно. Безрассудная, губительная, всепоглощающая страсть связывает Аурелиано с его тёткой. Молодая пара ожидает ребёнка, Амаранта Урсула надеется, что ему предопределено возродить род и очистить его от гибельных пороков и призвания к одиночеству. Младенец — единственный из всех Буэндиа, рождённых на протяжении столетия, зачат в любви, но появляется он на свет со свиным хвостиком, а Амаранта Урсула умирает от кровотечения. Последнему же в роду Буэндиа суждено быть съеденным рыжими муравьями, наводнившими дом. При всё усиливающихся порывах ветра Аурелиано читает в пергаментах Мелькиадеса историю семьи Буэндиа, узнавая, что не суждено ему выйти из комнаты, ибо согласно пророчеству город будет сметён с лица земли ураганом и стёрт из памяти людей в то самое мгновение, когда он кончит расшифровывать пергаменты.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *