проверить кредитную историю в нацбанке
Направление запроса в Центральный каталог кредитных историй
Направление запроса непосредственно в Центральный каталог кредитных историй через официальный сайт Банка России
(Указание Банка России от 31 августа 2005 года № «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения на официальный сайт Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»)
Запрос направляется посредством заполнения формы «Запрос на предоставление сведений о бюро кредитных историй», размещенной в разделе «Кредитные истории» официального сайта Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с указанием адреса электронной почты, на который будет направлен ответ из Центрального каталога кредитных историй и кода (дополнительного кода) субъекта кредитных историй. Центральный каталог кредитных историй направляет ответ только по электронной почте.
Направление запроса в Центральный каталог кредитных историй через ЕПГУ
Часть 7.1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 № «О кредитных историях»
Запрос направляется в Центральный каталог кредитных историй без использования кода (дополнительного кода) субъекта кредитной истории через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ):
Услуга «Сведения о БКИ, в котором (которых) хранится кредитная история субъекта кредитной истории» доступна на портале госуслуг в разделе Каталога услуг «Налоги и финансы» в подразделе «Все услуги / Отраслевые справки и реестры».
При формировании запроса на предоставление услуги используются реквизиты действующего паспорта гражданина Российской Федерации. Для получения сведений по предыдущим (недействительным) паспортам рекомендуется пользоваться иными способами получения сведений из Центрального каталога кредитных историй, перечисленными ниже.
Направление запроса в Центральный каталог кредитных историй через кредитную организацию
Указание Банка России от 11 декабря 2015 года № «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй посредством обращения в кредитную организацию»
Запрос направляется в Центральный каталог кредитных историй без использования кода (дополнительного кода) субъекта кредитной истории через кредитную организацию:
Направление запроса в Центральный каталог кредитных историй через бюро кредитных историй
Указание Банка России от 19.02.2015 № «О порядке направления запросов в Центральный каталог кредитных историй и получения из него информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории, через бюро кредитных историй»
Запрос направляется в Центральный каталог кредитных историй без использования кода (дополнительного кода) субъекта кредитной истории через бюро кредитных историй:
Направление запроса в Центральный каталог кредитных историй через микрофинансовую организацию и кредитный кооператив
Указание Банка России от 19.02.2015 № «О порядке направления запросов в Центральный каталог кредитных историй и получения из него информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории, через бюро кредитных историй»
Субъект кредитной истории (пользователь кредитной истории, финансовый управляющий, утвержденный в деле о несостоятельности (банкротстве) субъекта кредитной истории — физического лица) направляет запрос и получает информацию из Центрального каталога кредитных историй, обратившись для этого в микрофинансовую организацию или кредитный кооператив, которые передают запрос через бюро кредитных историй в порядке, предусмотренном Указанием Банка России от 19.02.2015 № «О порядке направления запросов в Центральный каталог кредитных историй и получения из него информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории, через бюро кредитных историй».
Направление запроса в Центральный каталог кредитных историй через отделения почтовой службы
Указание Банка России от 18 января 2016 года № «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй посредством обращения в отделения почтовой связи»
Направление запроса в Центральный каталог кредитных историй через нотариуса
Указание Банка России от 29.06.2015 № «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй посредством передачи запроса через нотариуса»
Запрос направляется в Центральный каталог кредитных историй без использования кода (дополнительного кода) субъекта кредитной истории посредством передачи содержащего соответствующий запрос заявления через нотариуса:
Кредитные истории
Кредитная история — это документ, который характеризует платежную дисциплину человека или организации.
Кредитные истории формируют специальные организации — бюро кредитных историй (БКИ) на основании информации о заемщике, которую банки туда направляют. Также в бюро может передаваться информация от организаций, в пользу которых вынесены судебные решения о взыскании долгов за ЖКХ, услуги связи, или от судебных приставов, например, по неисполненным алиментным обязательствам.
С 1 октября 2019 по кредитной истории рассчитывается Показатель долговой нагрузки (ПДН) для физических лиц. Если этот показатель у гражданина слишком высок, то есть его платежи по кредитам «съедают» слишком большую часть его дохода, то банк может отказать в выдаче нового займа. При этом совокупные долговые обязательства заемщика, то есть числитель в формуле для расчета ПДН, рассчитываются на основе сведений из кредитной истории.
Кредитная история охватывает 10 лет, этот срок отсчитывается с момента любых последних изменений в кредитной истории (например, изменения паспортных данных и т.д.).
Кредитные истории и юридических, и физических лиц включают информацию об их кредитах с суммами и сроками их погашения, сведениями о текущей и просроченной задолженности, одним словом — платежной дисциплине, процедурах банкротства. Эта информация передается только с согласия субъекта кредитной истории.
Кредитные истории физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) имеют также информационную часть, которую банк или МФО может получить без согласия человека, если тот обратился за получением кредита. Информационная часть содержит сведения о выданных займах или отказах в их предоставлении, сведения о договорах поручительства, а также сведения о просрочке в выплате кредита (пропуск двух и более платежей подряд в течение 120 дней).
Как правило, кредитная история хранится в нескольких бюро. При этом банк или МФО самостоятельно решают, в какое бюро (одно или несколько) направлять информацию о заемщике.
Чтобы получить свою кредитную историю, сначала нужно узнать, в каком (каких) БКИ она хранится. Для этого необходимо отправить запрос в Центральный каталог кредитных историй Банка России. Сделать это удаленно можно через портал «Госуслуги». Эта услуга называется «Сведения о БКИ, в котором (которых) хранится кредитная история субъекта кредитной истории» и доступна в разделе «Налоги и финансы».
Зная, в каких БКИ хранится кредитная история, заемщик может запросить ее в любой момент, дважды в год это бесплатно. Пользователи портала «Госуслуги» с подтвержденной учетной записью могут сделать это онлайн, через сайты бюро.
Получить сведения из ЦККИ можно также в любом банке, микрофинансовой организации и любом бюро кредитных историй.
Кредитные истории
Кредитная история — это документ, который характеризует платежную дисциплину человека или организации.
Кредитные истории формируют специальные организации — бюро кредитных историй (БКИ) на основании информации о заемщике, которую банки туда направляют. Также в бюро может передаваться информация от организаций, в пользу которых вынесены судебные решения о взыскании долгов за ЖКХ, услуги связи, или от судебных приставов, например, по неисполненным алиментным обязательствам.
С 1 октября 2019 по кредитной истории рассчитывается Показатель долговой нагрузки (ПДН) для физических лиц. Если этот показатель у гражданина слишком высок, то есть его платежи по кредитам «съедают» слишком большую часть его дохода, то банк может отказать в выдаче нового займа. При этом совокупные долговые обязательства заемщика, то есть числитель в формуле для расчета ПДН, рассчитываются на основе сведений из кредитной истории.
Кредитная история охватывает 10 лет, этот срок отсчитывается с момента любых последних изменений в кредитной истории (например, изменения паспортных данных и т.д.).
Кредитные истории и юридических, и физических лиц включают информацию об их кредитах с суммами и сроками их погашения, сведениями о текущей и просроченной задолженности, одним словом — платежной дисциплине, процедурах банкротства. Эта информация передается только с согласия субъекта кредитной истории.
Кредитные истории физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) имеют также информационную часть, которую банк или МФО может получить без согласия человека, если тот обратился за получением кредита. Информационная часть содержит сведения о выданных займах или отказах в их предоставлении, сведения о договорах поручительства, а также сведения о просрочке в выплате кредита (пропуск двух и более платежей подряд в течение 120 дней).
Как правило, кредитная история хранится в нескольких бюро. При этом банк или МФО самостоятельно решают, в какое бюро (одно или несколько) направлять информацию о заемщике.
Чтобы получить свою кредитную историю, сначала нужно узнать, в каком (каких) БКИ она хранится. Для этого необходимо отправить запрос в Центральный каталог кредитных историй Банка России. Сделать это удаленно можно через портал «Госуслуги». Эта услуга называется «Сведения о БКИ, в котором (которых) хранится кредитная история субъекта кредитной истории» и доступна в разделе «Налоги и финансы».
Зная, в каких БКИ хранится кредитная история, заемщик может запросить ее в любой момент, дважды в год это бесплатно. Пользователи портала «Госуслуги» с подтвержденной учетной записью могут сделать это онлайн, через сайты бюро.
Получить сведения из ЦККИ можно также в любом банке, микрофинансовой организации и любом бюро кредитных историй.
Как я проверял свою кредитную историю и какие выводы сделал?
С 2015 года в Беларуси существует база кредитных историй, а заемщиков оценивают по системе кредитного скоринга. Каждая попытка получить заем сопровождается проверкой кредитной истории клиента в Нацбанке. Но мало кто знает свой кредитный рейтинг. Еще меньше людей представляет, каким образом работает эта система, какие нюансы банки учитывают при определении рейтинга и когда точно можно рассчитывать на отказ.
О том, что вашу кредитную историю будут проверять, говорят каждый раз, когда вы оформляете кредит или рассрочку. Вы даже подписываете согласие на это. Но что такое кредитная история и от чего она зависит? Кое-что я нашел в официальных данных от Нацбанка, что-то узнал от опытных кредитополучателей и тех, кто выдает займы. Но сначала немного теории.
Не старайтесь договориться с работником банка
Только кажется, что банки и прочие профессиональные займодавцы смотрят на нас «человеческими глазами». На самом деле банковская система уже давно работает по обезличенным алгоритмам. Информацию о клиенте упрощают до формального стандартного вида, а потом по каждому пункту присваивают определенный индекс. Это называется кредитным скорингом.
Есть и другие моменты. На сайте Нацбанка это представлено так:
То есть кредитная история зависит не только от того, как вы платили или не платили по прошлым кредитам, какие у вас есть рассрочки и какую вы платите «коммуналку», но и от информации про семью, ваш возраст, доходы и так далее.
В Беларуси кредитные истории оценивают по общемировым стандартам. Есть простая система цифровых баллов, по принципу «чем больше — тем лучше». И есть буквенная градация по классам от латинской A до F. К каждой букве добавляется цифра от 1 до 3, чем меньше — тем лучше.
Цифровая и буквенная система работают вместе и показывают вероятность просрочки платежа на сумму от 39 рублей более чем на 90 дней в течение ближайшего года. Например:
Бывшие кредитные агенты советуют не сильно стараться понравиться работнику банка, оформляющему кредит: от него зависит не так уж и много. Они отмечают, что могли только добавить в анкету личное мнение о клиенте (чаще всего о неблагоприятном внешнем виде и поведении). Решение будет принимать не кредитный агент и даже не искусственный интеллект, а алгоритм.
Потому в случае отказа не обижайтесь! Оценивали не столько вас, сколько анкету. И не проситесь — кредитный агент все равно не поможет, а алгоритм — не услышит.
Где и как получить свой кредитный отчет?
Информация о потенциальном заемщике не принадлежит одному банку или какой-то другой организации, а перенаправляется в Нацбанк. Там формируется кредитный регистр — это и есть наше отечественное бюро кредитных историй. Сами кредитные истории называются кредитными отчетами, их получают банки и другие организации, когда вы обращаетесь к ним за ссудой и даете разрешение «на проверку вашей кредитной истории». Кроме того, свою кредитную историю можно проверить самостоятельно: один раз в год — бесплатно, затем придется платить.
Теперь переходим к практике. Где найти свой кредитный отчет? На сайте Нацбанка есть пункт «Кредитный регистр». Дальше нужно пройти на вкладку «Предоставление кредитных отчетов». Затем будет страница со ссылкой на сайт кредитного регистра. Выбираем «Получить кредитный отчет». Открывается окно входа в личный кабинет.
Направление запроса непосредственно в Центральный каталог кредитных историй через официальный сайт Банка России
(Указание Банка России от 31 августа 2005 года № «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения на официальный сайт Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»)
Запрос направляется посредством заполнения формы «Запрос на предоставление сведений о бюро кредитных историй», размещенной в разделе «Кредитные истории» официального сайта Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с указанием адреса электронной почты, на который будет направлен ответ из Центрального каталога кредитных историй и кода (дополнительного кода) субъекта кредитных историй. Центральный каталог кредитных историй направляет ответ только по электронной почте. Кроме того, в разделе «Кредитные истории» официального сайта Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» возможно:
Сформировать код субъекта кредитной истории, а также изменить или аннулировать его, субъект кредитной истории вправе при заключении договора займа (кредита), а также позднее, обратившись в любую кредитную организацию или любое бюро кредитных историй при условии наличия кредитной истории хотя бы в одном бюро кредитных историй. Код (дополнительный код) субъекта кредитной истории невозможно сформировать при отсутствии кредитной истории.
Что означает ответ Центрального каталога кредитных историй «Информация не найдена. Уточните реквизиты запроса»?
Это означает, что по реквизитам, указанным в запросе, в Центральном каталоге кредитных историй информация отсутствует. Вы можете получить такой ответ в следующих случаях:
Фраза «Уточните реквизиты запроса» означает, что в случае если вы допустили ошибку (опечатку) при указании Ф.И.О. или данных документа, удостоверяющего личность, вам следует заново направить запрос в Центральный каталог кредитных историй, верно указав все необходимые реквизиты.