процесс развития творческих исследовательских навыков обучающихся относится к функциям лабораторной

«Формирование исследовательских умений и навыков учащихся»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лариса Владимировна Юрченко

МКОУ Барановская СОШ

Формирование исследовательских умений и навыков учащихся

Для современного общества явно недостаточно только усвоения определенной суммы знаний по различным дисциплинам. Развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, коммуникабельности и толерантности, творческого склада мышления, формирование исследовательских умений и навыков, способность ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов – основная цель образования.

Особую значимость сегодня приобретает исследовательское обучение, которое выступает фактором саморазвития, самоопределения ученика, оказывает существенное влияние на личностное становление. Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу учащихся, придав ей исследовательский, творческий характер и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации познавательной деятельности.

В настоящее время научно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного мышления.

Важно отметить значимость научно – исследовательской деятельности в личном самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе научно – исследовательской деятельности. Научно – исследовательская деятельность позволяет скорректировать личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников проектной деятельности, сформировать навыки группового взаимодействия.

Я работаю над проблемой формирования исследовательских умений и навыков учащихся 6 лет. Начала с того, что предложила ввести факультативный курс «Основы исследовательской деятельности» для учащихся 7-11 классов (по желанию). Для этого была разработана рабочая программа, которая включает занятия, направленные на получение необходимых знаний, формирование навыков в области научно – исследовательской деятельности, а так же разработаны практические занятия по работе над составлением тезисов, докладов, рефератов и как итог – написание научно-исследовательской работы.

Курс «Основы исследовательской деятельности» состоит из 32 часов. Занятия организуются с привлечением информационно – технических ресурсов библиотеки и компьютерного класса.

Для более качественного изучения дисциплины мною было разработано учебное пособие «Основы исследовательской деятельности», в соответствии с авторской рабочей программой. В пособии систематизирован теоретический и практический материал курса.

В течение учебного года учащиеся многому научились, написали много интересных работ, а самые лучшие приняли участие в фестивале «Шаг в науку».

Через год было очевидно, что необходимо создание школьного научного общества (ШНО).

Организация ШНО проходила следующим образом:

1. Разработка Положения и программы деятельности ШНО.

2. Работа с учительскими творческими группами, разъяснение целей и задачей ШНО.

3. Утверждение секций ШНО. Выбор руководителей секций ШНО.

4. Заполнение бланка заявления желающего быть участником ШНО.

5. Общее собрание членов ШНО, распределение по секциям.

6. Выбор актива ШНО, председателя ШНО.

7. Составление плана работы ШНО с учетом плана работы секций ШНО.

8. Ежемесячные собрания членов актива ШНО, отчеты председателей ШНО по секциям.

9. Выпуск Школьной газеты 1 раз в четверть, освещающей деятельность ШНО.

10. Выбор символики ШНО.

В результате реализации новшества, уже через год, учащиеся, изучающие курс «Основы исследовательской деятельности» не испытывали большие трудности при написании и техническом оформлении докладов и рефератов, составлении презентаций к ним. Приятно неожиданным было то, что выпускникам, поступившим в ВУЗы, техникумы и колледж знания ОИД оказались полезными при написании курсовой работы, особенно части Введения, где необходимо четко определять цели и задачи работы, объект и предмет исследования, а также гипотезу.

В этом году мы планируем откорректировать наработанные материалы и оформить их в виде методических рекомендаций.

В заключение, хочется сказать, что образование не стоит на месте, сегодня актуальна научно-исследовательская деятельность, завтра будет что-то другое. Не бойтесь экспериментировать, дерзайте, ведь это необходимо нашим детям. Да, будут трудности и ошибки, но без этого не бывает. Ведь именно, благодаря им, мы учимся, развиваемся и становимся мудрее, а наша мудрость, знания и опыт так необходимы нашим ученикам!

Желающим подробнее изучить мою работу предлагаю познакомиться с тематическим планированием и содержанием рабочей программы. После программы будет представлена практическая работа. Буду очень рада, если мой опыт поможет вам.

Источник

Развитие творческих способностей обучающихся. Исследовательский подход в обучении

процесс развития творческих исследовательских навыков обучающихся относится к функциям лабораторной. Смотреть фото процесс развития творческих исследовательских навыков обучающихся относится к функциям лабораторной. Смотреть картинку процесс развития творческих исследовательских навыков обучающихся относится к функциям лабораторной. Картинка про процесс развития творческих исследовательских навыков обучающихся относится к функциям лабораторной. Фото процесс развития творческих исследовательских навыков обучающихся относится к функциям лабораторной

«Развитие творческих способностей обучающихся. Исследовательский подход в обучении».

Автор: учитель биологии

МБОУ СОШ п. Агириш

К функциям исследовательского подхода в обучении относятся:

    воспитание познавательного интереса; создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности; формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

    во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике); в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности; в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей; в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности; в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.

На завершающем этапе исследования от школьника требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария и т. п.). Поэтому необходимо заранее обучить их способам оформления результатов исследования.

Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода могут быть рецензирования ответов товарищей, сочинений и других работ, что связано с экспертизой, советом, коррективами, с активным поиском главного.

Методически верно поступает учитель, часто создающий в обучении ситуации, когда от школьника требуется оказание помощи товарищу, объяснение ему непонятного. Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной сложности, что требует от школьника изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. В обучении необходимо чаще ставить учащихся в ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера.

Дидактически оправдано побуждение учащихся к нескольким способам решения поставленной задачи, вопроса; к обмену информацией между учащимися; к самопроверке, анализу и оценке собственных познавательных и практических работ.

В ходе выполнения заданий исследовательского характера от учащихся требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщить факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений и событий. При выполнении таких заданий учащиеся объясняют события и процессы с помощью теоретических знаний и устанавливают, какие факты требуют особого рассмотрения; определяют направления и способы дальнейшего изучения проблемы; высказывают и обосновывают предположения о возможном развитии того или иного процесса или явления.

Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Пути реализации исследовательского подхода в обучении:

    дидактический анализтемыпредварительное информирование учащихся об изучении темы с применением исследовательского подхода изучение материала крупным блокоморганизация лекционных и семинарских занятий, а также нестандартных уроковиспользование групповой, коллективной и фронтальной форм организации учебного процесса.

Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных групп, бригад, звеньев, с учетом уровня знаний школьников в пределах изучаемого материала, их индивидуально-психологических особенностей, интересов и характера взаимоотношений в классе. Групповыми формами учебной работы могут быть оформление альбомов, рукописных журналов, социально-педагогических проектов, рефератов и реферативных сборников и другие.

Коллективная учебная работа предполагает коллективную познавательную деятельность школьников, организуемую под руководством учителя. Она позволяет реализовать воспитательные возможности детского коллектива по активизации познавательной деятельности и способствует укреплению взаимоотношений между учащимися.

Доказано, что индивидуальные самостоятельные работы занимают особое место в практической реализации исследовательского подхода в обучении: опережающие домашние задания невозможны без самостоятельной индивидуальной работы учащихся. Результаты опережающих домашних заданий оформляются как доклады, рефераты, альбомы, рецензии, проекты, которые используются учащимися при выступлениях на семинарах и диспутах.

Исследовательский подход в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания в процесс учебного познания на всех его этапах: от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории науки и ее современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания соответствующей науки. Таким образом, происходит демонстрация технологического применения законов физики, химии, биологии и других наук. Это создает основу для профилизации обучения и профессиональной ориентации молодежи и, кроме того, обеспечивает повышение научного уровня преподавания.

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеучебное время («Неделя науки», научно-практическая конференция, устные журналы «В мире науки», викторины, конкурсы, олимпиады, дебат-клубы, творческие мастерские, конкурсы социальных проектов), материалом к которым служат работы учащихся, выполненные ими как самостоятельные исследования.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия; умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

Моя задача как учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании личности:

— способной к саморазвитию и творчеству,

— обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, потребностью в новых достижениях,

— имеющей позитивное мышление,

— умеющей предвидеть результаты своих действий,

— обладающей активной жизненной позицией.

Нужно любить то, что делаешь,

и тогда труд, даже самый грубый,

возвышается до творчества.

В системе работы каждого учителя центральное место занимает урок.

При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию этого процесса. Урок – лишь элемент в более крупной единице, предназначенной для изучения темы.

Развитие творческих способностей учащихся осуществляется через такие направления, как:

 работа по индивидуальным программам,

 творческие задания на уроках, интеллектуальные чтения,

 ролевые и интеллектуальные игры.

Работа по индивидуальным учебным планам

Работа по индивидуальным планам дает мне возможность организовать творческую взаимосвязь, взаимодействие с учеником, проследить развитие ученика, вместе с ним сравнить его сегодняшний успех с прежними результатами.

Ежегодно мои ученики участвуют в олимпиадах и занимают призовые места.

Развитию творческого потенциала способствуют творческие задания, как на уроках, так и в качестве домашнего задания. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.

Творческие работы учеников состоят в создании:

 уроков в игровой форме,

 компьютерных презентаций к урокам,

 кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад,

Проектно-исследовательская деятельность учащихся

Во вре­мя работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможности реализовать себя, при­менить имеющиеся у него

знания и опыт, продемонстрировать свою компе­тентность, ощутить успех.

В ходе работы над исследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Мои ученики работали над следующими проектами и исследовательскими работами:

ü Изучение поведения волнистых попугайчиков в условиях домашнего зооуголка.

ü Оценка качества питьевой воды п. Агириш.

ü Твердые бытовые отходы в п. Агириш, проблемы их утилизации.

ü Исследование влияния образа жизни на состояние здоровья учащихся 8-11 классов МБОУ СОШ п. Агириш.

ü Нарушение функций органов зрения в условиях севера.

Учащимися был проведен ряд экспериментов, социальный опрос населения, все результаты отражены в работах, даны практические рекомендации заинтересованным лицам, выпущены агитационные листовки, буклеты.

    Экологические аспекты здоровья человека. Основы медицинских знаний и ЗОЖ. Генетика человека. Практикум по анатомии и физиологии человека.

Многие выпускники нашей школы обучаются в медицинских институтах, колледжах и других ВУЗах химико-биологического профиля.

Проведение ролевых и интеллектуальных игр

Мы, к великому нашему сожалению, сажая за парты и навязывая форму получения знаний, иногда отбиваем у ребенка желание учиться. Чтобы побудить детей к творчеству, развить интерес к изучению биологии, я на уроках и во внеурочной деятельности использую различные игры и игровые моменты.

Например, ролевые игры «Посещение врача», «Суд над сигаретой», «Своя игра», «Найди лишнее», в старших классах в рамках предметной декады организую и провожу межпредметные конференции, например, «Что такое старость, можно ли продлить молодость?», «Суд над природой и человеком», «Экологические проблемы современного человечества», «Урбанизация и здоровье человека».

В школе стало традицией проведение интегрированных интеллектуальных игр. Я ежегодно принимаю участие в разработке, проведении таких игр, а также в создании компьютерных презентаций к ним.

чем он хочет сделать

Перефразируя слова Владимира Даля, можно сказать так: «Учитель сам должен быть тем, кем он хочет сделать ученика».

Достижение высоких результатов преподавания невозможно без постоянного самосовершенствования, самообразования учителя.

В заключение хочется вспомнить отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»:

— Да мне почти все равно, лишь бы попасть куда-нибудь.

— Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, конечно, если не остановишься на полпути.

Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.

Источник

Портал педагога

«
Развитие творческих способностей обучающихся
.
Исследовательский подход в

Автор: учитель биологии

Нестерова Татьяна Александровна

основу
исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы.
Процессуальную основу
его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.
Исследовательский подход в обучении помогает
школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы: анализ и установление причинно- следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.
На завершающем этапе исследования от школьника требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария и т. п.). Поэтому необходимо заранее обучить их способам оформления результатов исследования. Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют
педагогические

ситуации.
Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода могут быть рецензирования ответов товарищей, сочинений и других работ, что связано с экспертизой, советом, коррективами, с активным поиском главного. Методически верно поступает учитель, часто создающий в обучении ситуации, когда от школьника требуется оказание помощи товарищу, объяснение ему непонятного. Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной сложности, что требует от школьника изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. В обучении необходимо чаще ставить учащихся в ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера. Дидактически оправдано побуждение учащихся к нескольким способам решения поставленной задачи, вопроса; к обмену информацией между учащимися; к самопроверке, анализу и оценке собственных познавательных и практических работ. В ходе выполнения заданий исследовательского характера от учащихся требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщить факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений и событий. При выполнении таких заданий учащиеся объясняют события и процессы с помощью теоретических знаний и устанавливают, какие факты требуют особого рассмотрения; определяют направления и способы дальнейшего изучения проблемы; высказывают и обосновывают предположения о возможном развитии того или иного процесса или явления. Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
Пути реализации исследовательского подхода в обучении:

дидактический анализ

темы

предварительное информирование учащихся об изучении темы
с применением исследовательского подхода 
изучение материала крупным блоком

организация лекционных и семинарских занятий, а также нестандартных

уроков

использование групповой, коллективной и фронтальной форм организации

исследовательской культуры школьника:

Проведение ролевых и интеллектуальных игр
Мы, к великому нашему сожалению, сажая за парты и навязывая форму получения знаний, иногда отбиваем у ребенка желание учиться. Чтобы побудить детей к творчеству, развить интерес к изучению биологии, я на уроках и во внеурочной деятельности использую различные игры и игровые моменты. Например, ролевые игры «Посещение врача», «Суд над сигаретой», «Своя игра», «Найди лишнее», в старших классах в рамках предметной декады организую и провожу межпредметные конференции, например, «Что такое старость, можно ли продлить молодость?», «Суд над природой и человеком», «Экологические проблемы современного человечества», «Урбанизация и здоровье человека». В школе стало традицией проведение интегрированных интеллектуальных игр. Я ежегодно принимаю участие в разработке, проведении таких игр, а также в создании компьютерных презентаций к ним.
Самообразование

чем он хочет сделать

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *