процесс развития феодализма на руси

Феодальная раздробленность на Руси

Историки феодальную раздробленность древнерусского государства обычно рассматривают по 3 важным критериям:

Рассмотрим каждый из этих вопросов.

Причины раздробленности

Не менее сложным вопросом является изучение причин, по которым феодальная раздробленность на Руси стала возможной. Можно выделить 3 крупные группы причин, почему этот процесс стал возможным:

В целом же каждая причина в отдельности не могла раздробить государство, но вместе они создали систему, когда местное управление в каждом княжестве было намного сильнее центральной власти. Естественным итогом этого стало то, что уже с середины 12 века на Руси утвердилась раздробленность княжеств (всего их было на начальном этапе 15). К началу 13 века количество княжеств выросло до 50.

процесс развития феодализма на руси. Смотреть фото процесс развития феодализма на руси. Смотреть картинку процесс развития феодализма на руси. Картинка про процесс развития феодализма на руси. Фото процесс развития феодализма на руси

Начало феодальной раздробленности

Важно также уточнить, что вплоть до вторжения монголов процесс укрепления раздробленности русских княжеств не был завершен до конца. Это подтверждается тем, что верховная власть в стране (пусть всего лишь номинально) была у киевского князя, а религия оставалась единой и митрополит находился в Киеве.

Особенности этапа раздробленность Руси

Феодальная раздробленность стала логичным итогом развития государственности на Руси. Развитие феодализма в стране, которое шло по восходящей линии, сделало процесс разбития государства неизбежным и естественным. При этом можно выделить как плюсы так и минусы этого процесса.

Таблица: Плюсы и минусы периода феодальной раздробленности

ПлюсыМинусы
Подъем экономики, поскольку каждое княжество могло рассчитывать только на себя.Русь накрыли междоусобные войны, которые были очень кровавыми и жестокими.
Рост городов.Слабая обороноспособность. Каждое княжество имело свою дружину, действующую в интересах своего княжества. Единой русской армии не было.
В княжествах формировалась стабильность.Каждое княжество подвергалось угрозам завоевания не только изнутри, но и извне.
Постепенно княжества пришли к пониманию, что княжество это не способ расширения, а возможность для совершенствования.

процесс развития феодализма на руси. Смотреть фото процесс развития феодализма на руси. Смотреть картинку процесс развития феодализма на руси. Картинка про процесс развития феодализма на руси. Фото процесс развития феодализма на руси

При этом, несмотря на то, что княжества были независимы и обладали всеми атрибутами самостоятельного государства, сохранялись черты, позволяющие говорить о Руси как о единой политической и экономической системе. Прежде всего можно говорить о:

Последствия раздробленности

процесс развития феодализма на руси. Смотреть фото процесс развития феодализма на руси. Смотреть картинку процесс развития феодализма на руси. Картинка про процесс развития феодализма на руси. Фото процесс развития феодализма на руси

Отечественная история, особенно так, что базируется на принципах науки СССР, оценивает эпоху феодальной раздробленности Руси однозначно отрицательно. Еще со школьной скамьи нам рассказывают о том, что раздробленность стала следствием борьбы за власть и деньги, а также отсутствие единой системы управления страной дало возможность для ига. Все это частичная правда, но нужно понимать, что советские историки говорили об этом только потому, что это соответствовало принципам социалистического государства: капитал всегда устраивает войны, а государству нужен центр управления.

Сегодня историки все чаще говорят, что феодальный период был логичным итогом развития государства и именно тогда был дан сильный толчок для развития государства во всех сферах, но главным образом производственных сил, рост городов, развитие культуры и другое.

Источник

История феодализма в России

Термин «феодализм» происходит от латинского слова «феод». Так в средневековой Европе называли земельное владение, находящееся в собственности рыцаря какого бы то ни было статуса (графы, бароны и герцоги, по сути, также являлись рыцарями, только высшей касты). Феод можно было получить только за службу от сюзерена (стоящего выше по званию рыцаря).

Феодализм в Европе

Начало феодализма принято отсчитывать с раннего Средневековья (завоевание германскими племенами Западной Римской империи). Продолжался исторический этап до начала Нового времени, когда на смену традиционному обществу пришло общество раннего конкурентного капитализма. Основными чертами, определяющими «классический феодализм» являются деление общества на сословие, сельское хозяйство традиционного типа, господство небольшой группы феодалов над основной крестьянской частью населения. Последняя нередко находилось в экономической зависимости от феодала. Самыми распространёнными видами зависимости являлись барщина (принудительные работы на земле господина) и оброк (часть урожая, выращенного на собственной земле, отдававшаяся господину). Также чертой феодализма принято называть раздробленность, затронувшей так или иначе все европейские страны в Средневековье.

Был ли феодализм в России?

Историческая основа феодализма по-русски

Причина такого «русского феодализма» кроется в исторической основе его появления. Изначально основной формой зависимости на Руси стало полюдье. По сути, дань, которую киевский князь вместе с дружиной собирал с подвластных территорий раз в год. У этой дани был чётко зафиксированный размер. Любая попытка князя самовольно собрать свыше оговорённого объёма ценностей приводила к возмущению жителей (например, к убийству князя Игоря древлянами в 945 г.) В этом и есть ключевая разница в генезисе феодальных отношений Европы и России. В Европе короли (по сути, бывшие племенные вожди) предпочитали отправлять в отдалённые земли своих дружинников, в то время как русские князья лично объезжали подвластные земли, не вмешиваясь в быт местного населения. Более того, верхушка подчиненных племён часто становилась частью высшего сословия.

Таким образом, в Европе основу средневековой зависимости составляли королевские наместники, способные утаивать от «начальника» часть собранных с подчинённого населения ценностей, а на Руси дань поступала непосредственно в государственную казну.

Конечно, позднее практика раздачи земель в управление дружинникам получила распространение и в России. Такие владения назывались вотчинам и передавались от отца к сыну по наследству. Однако, крестьяне, жившие на таких землях, являлись холопами, то есть речь шла о полной рабской зависимости. Большая же часть крестьянского сословия продолжала находиться в государственном подчинении. Эта тенденции сохранялась на всём протяжении существования Русского государства. Несмотря на утверждение в позднем Средневековье крепостного права, большая часть земледельцев оставалась черносошной, то есть находилась в подданстве царя.

Раздробленность на Руси

Вывод

Таким образом, термин феодализма к России применим лишь со значительными оговорками, такими как фактическое отсутствие экономической раздробленности, отсутствие социальной стратификации, зародившейся в среде военной, но ставшей политической и социальной. Раздробленность на Руси прежде всего объясняется политическими причинами и не может быть объяснена как спор хозяйствующих субъектов за материальные и нематериальные блага.

Источник

Становление феодальных отношений на Руси

процесс развития феодализма на руси. Смотреть фото процесс развития феодализма на руси. Смотреть картинку процесс развития феодализма на руси. Картинка про процесс развития феодализма на руси. Фото процесс развития феодализма на руси процесс развития феодализма на руси. Смотреть фото процесс развития феодализма на руси. Смотреть картинку процесс развития феодализма на руси. Картинка про процесс развития феодализма на руси. Фото процесс развития феодализма на руси процесс развития феодализма на руси. Смотреть фото процесс развития феодализма на руси. Смотреть картинку процесс развития феодализма на руси. Картинка про процесс развития феодализма на руси. Фото процесс развития феодализма на руси процесс развития феодализма на руси. Смотреть фото процесс развития феодализма на руси. Смотреть картинку процесс развития феодализма на руси. Картинка про процесс развития феодализма на руси. Фото процесс развития феодализма на руси

процесс развития феодализма на руси. Смотреть фото процесс развития феодализма на руси. Смотреть картинку процесс развития феодализма на руси. Картинка про процесс развития феодализма на руси. Фото процесс развития феодализма на руси

процесс развития феодализма на руси. Смотреть фото процесс развития феодализма на руси. Смотреть картинку процесс развития феодализма на руси. Картинка про процесс развития феодализма на руси. Фото процесс развития феодализма на руси

Становление и развитие феодальных экономических отношений предопределялось многообразными факторами. К ним можно отнести климатические условия, характер политического строя, правовое положение классов и социальных слоев в обществе, сложившиеся обычаи и традиции.

По вопросу о характере экономических отношений в Древней Руси в научной литературе сложились различные точки зрения. Одни авторы считают, что в древнерусском государстве существовали дофеодальные экономические отношения, однако, большинство исследователей считают экономику Киевской Руси раннефеодальной, поскольку для нее в той или иной степени были характерны следующие черты: сочетание крупной земельной собственности с подчинением ей мелких крестьянских хозяйств; наделение особыми правами владения землей служилых людей, несущих военную или государственную службу; сословная организация общества и иерархия в господствующем классе.

По сравнению с первобытным строем феодализм являлся более прогрессивным способом производства. Крестьяне имели собственное хозяйство и были в известной мере заинтересованы в результатах своего труда. Отношения господства и подчинения между феодалом и крестьянином служили условием роста производства. В условиях феодализма возросло общественное разделение труда, возникли новые отрасли в земледелии, улучшилась обработка земли, развивались ремесло, торговля, города.

Развитие пашенного земледелия вместо мотыжного, рост ремесла, городов способствовали росту производительности труда, развитию частной собственности, появлению классов и государства. Изменения, происходившие в характере производительных сил, в социальной сфере, привели к формированию раннефеодальных отношений у славянских народов.

Период раннего феодализма характеризовался дальнейшим развитием пашенного земледелия. Земледелие развивалось вширь за счет освоения новых земель, а так же за счет совершенствования земледельческих орудий труда, применения двухпольной и трехпольной системы земледелия. Однако в целом агротехнический уровень земледелия оставался низким.

Ремесло в Древнерусском государстве являлось самостоятельной отраслью хозяйственной деятельности. В IX – XI вв. были известны многие ремесленные специальности. Среди ремесленников были кузнецы, оружейники, ювелиры, гончары, чеканщики. Только из железа ремесленники производили более 150 видов различных изделий. Киевские мастера владели ковкой металла, наваркой, закалкой стали, сваркой, литьем. Вместо сыродутного горна появляется чугунолитейная домница.

Рост общественного разделения труда способствовал развитию внутренней и внешней торговли. В городах торговали хлебом, солью, ремесленными изделиями, пушниной, воском, пенькой. Киевская Русь вела торговлю с прикаспийскими и причерноморскими государствами, с Византией. Славянские купцы вывозили воск, мед, меха, ремесленные изделия, ввозили шелковые ткани, сукно, бархат, золото, серебро, пряности, вина. Однако торговля не занимала еще заметного места в народном хозяйстве, так как экономика носила натуральный характер.

процесс развития феодализма на руси. Смотреть фото процесс развития феодализма на руси. Смотреть картинку процесс развития феодализма на руси. Картинка про процесс развития феодализма на руси. Фото процесс развития феодализма на руси

В древнерусском государстве сложилась определенная налоговая система. Глубокой осенью князь с дружиной объезжал свои владения с целью сбора с них дани. Этот объезд князем своих вассальных владений назывался полюдьем. Сбор дани продолжался всю зиму и заканчивался ранней весной. В качестве дани взимались меха куницы, горностая, белки, воск, лен, предметы одежды, продукты питания. Единицей обложения был «дым», т.е. каждый жилой дом. Первоначально сбор дани не был фиксированным. Однако, после восстания древлян в 945 году княгиня Ольга установила фиксированный порядок сбора дани.

В Киевской Руси уже в XI в. существовала система кредитных отношений. В «Русской правде» встречаются такие понятия, как долгосрочный и краткосрочный кредит, торговля в кредит, прибыль. Этот нормативный документ определял порядок взыскания долгов. Различались случаи преднамеренного и случайного нанесения материального ущерба. Проценты за кредит в начале не регулировались. В дальнейшем князь Владимир Мономах принял «Устав о резах», в котором долговые проценты не превышали 20 % годовых, и было запрещено долговое рабство.

Рост земледелия, ремесла и торговли способствовал развитию древнерусских городов. Города возникали, как правило, на торговых перекрестках и водных транспортных путях. В Древней Руси создавались города-крепости в целях защиты от внешних врагов и для развития торговли. Города становились административными, торговыми, ремесленными и религиозными центрами.

В процессе складывания феодальных отношений на Руси формировались разнообразные формы земельной собственности. Ведущей из них стала вотчинная, которая означала крупное феодальное землевладение на правах собственности. Небольшими земельными наделами владели крестьяне- смерды. Основной тенденцией развития земельных отношений этого периода становится расширение феодальной собственности за счет свободных земель и владений смердов. Феодалы экономическими и внеэкономическими методами укрепляют свое монопольное право собственности на землю. Параллельно с этим расширялся слой феодально-зависимого населения. Мелкое крестьянское хозяйство было весьма неустойчивым из-за неурожаев, набегов кочевников, военных походах, государственных поборов. Крестьяне вынуждены были обращаться к феодалу за помощью, вступая с ним в обязательственные отношения. Исполнение договора займа шло за счет выполнения работ на землях феодала с процентами. На время действия договора крестьяне становились зависимыми от своего заимодателя и, если они не выполняли условия договора, то могли потерять личную свободу. Экономическая и политическая незащищенность крестьян предопределяла складывание раннефеодальных отношений, формирование различных категорий зависимого населения.

В это время экономическое развитие носило противоречивый характер. Природные условия позволяли развиваться земледелию, ремеслу и обмену. Происходил рост хозяйства в самостоятельных княжествах, но в то же время хозяйственная замкнутость отдельных территорий сдерживала рост производительных сил. Экономическое развитие затрудняли постоянные междоусобные войны. Трудности экономического развития периода раздробленности возросли в условиях установления монголо-татарского ига над славянскими народами. Покоренные русские земли попали в экономическую и политическую зависимость. Экономическая зависимость заключалась в том, что население было обязано платить ежегодную дань серебром и имуществом. Сбор дани проводили специальные отряды баскаков, которые нередко разрушали хозяйство, города и торговлю. Позже сбор дани проводили русские князья. Кроме того, население выполняло ратную, ямскую, гужевую повинности, обязано было платить большие торговые пошлины.

В связи с опустошением юго-западных киевских земель татаро-монголами пашенное земледелие постепенно перемещалось на северо-восток. Этот процесс объяснялся относительной безопасностью ведения хозяйства в этих районах. Они были окружены лесами и находились далеко от Золотой Ордой. Экономическое и политическое возвышение позволило Московскому княжеству, которое имело выгодное географическое положение, взять на себя роль политического лидера в процессе объединения русских земель.

В научной литературе существуют различные мнения о влиянии татаро-монголов на экономическое и политическое развитие славянских княжеств. В течение последних двух столетий идет дискуссия по этим вопросам. Ряд исследователей придают большое значение монгольскому воздействию на Русь. По их мнению, Московское княжество своим величием обязано ханам Золотой Орды. Другие исследователи отрицают важность монгольского влияния на внутреннее развитие Руси. В современной научной литературе сложились две основные точки зрения. Согласно одной из них, татаро-монгольское иго оказало негативное воздействие на славянские княжества, стало бедствием для русских земель. В этот период происходило массовое переселение славян, и шел процесс складывания нового экономического центра на северо-западных землях, которые были менее удобными для развития экономики. Резко снизилась экономическая и политическая роль городов, усилилась власть князей над населением, произошла некоторая переориентация в политике русских князей на Восток. Особый ущерб монголо-татарское нашествие нанесло городам. Многие из них были разрушены, другие переживали глубокий экономический кризис. В период монголо-татарского нашествия исчез ряд ремесленных специальностей. Были нарушены торговые связи Западной Европы с Востоком. Замедлилось развитие сельского хозяйства и форм собственности на землю.

Монголо-татарское иго законсервировало более чем на два столетия этап феодальной раздробленности на Руси. Переход к централизованному государству происходил со значительным отставанием во времени от западноевропейских стран.

Исследователи, придерживающиеся другой точки зрения на влияние монголо-татарского ига, утверждают, что монголы разрушали только те города, которые стояли на их пути, гарнизонов не оставляли, постоянной власти не устанавливали, православной религии и церкви не трогали. Более того, в период ига происходило освоение восточными славянами хозяйственного опыта и культуры другого народа.

Источник

Реферат: Древнерусский феодализм

Возникновение феодализма на Руси. 2

Особенности феодализма. 4

Список используемой литературы.. 17

Введение

Возникновение феодализма на Руси

В своем изложении истории России Н.М. Карамзин продолжил просветительскую концепцию ее прогрессивного развития в едином контексте с другими европейскими странами. Отсюда его мысль о существовании на Руси «Системы Феодальной», которую он продолжал под названием «Уделов» до начала 14в. В то же время он рассматривал историю России и как особый объект исторического изучения, обладающий национальными особенностями.

Особенности феодализма

Феодальное государство представляет собой организацию класса феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления правового положения крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно образуется как непосредственный результат возникновения и утверждения частной собственности, появления классов, минуя рабовладельческую формацию (как например, у германских и славянских племен).

Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах: княжеский домен и вотчинное землевладение.

Княжеский домен , т.е. комплекс населенных земель, принадлежащих непосредственно главе государства, главе династии. Такие же владения появляются у братьев великого князя, у его жены, у других княжеских родственников. В XI в. таких владений было еще не много, но их возникновение знаменовало наступление новых порядков, основанных на зарождении земельной собственности и появлении зависимых людей, живущих и работающих на земле, принадлежащей уже не им, а господину.

К этому же времени относится образование собственных земельных владений, личных больших хозяйств бояр и дружинников. Теперь же, с созданием единого государства в руках близких к князю бояр, старшей дружины, а также рядовых или младших дружинников, бывших оплотом военной силы князей, появилось больше возможностей для присвоения как населенных крестьянами земель, так и пустующих участков, которые, заселив, можно было быстро превратить в процветающие хозяйства.

Вотчиной (или «отчиной») называлось земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежащие владельцу на правах полной наследственной собственности. Однако верховная собственность на это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, но мог и отнять ее у владельца за преступления против власти и передать ее другому лицу. К концу XI—XII в. многие младшие дружинники также обзаводятся своими земельными владениями.

С XI в. отмечены и появления церковных земельных владений. Великие князья предоставляли эти владения высшим иерархам церкви церквам.

С течением времени правители стали жаловать своим вассалам не только право владения землей, но и право суда на подвластной территории. По существу, населенные земли попадали под полное влияние своих господ:— вассалов великого князя, которые затем жаловали часть этих земель и часть прав на них уже своим вассалам. Выстраивалась эдакая пирамида власти, в основе которой лежал труд работающих на земле крестьян, а также живущего в городах ремесленного люда.

Но по-прежнему на Руси многие земли оставались еще вне притязаний феодальных владельцев. В XI в. эта система лишь появлялась. Огромные пространства были заселены свободными людьми, жившими в так называемых волостях над которыми был лишь один хозяин — сам великий князь как глава государства. И таких свободных крестьян-смердов, ремесленников, торговцев было в то время в стране большинство.

Что представляло собой феодальное хозяйство какого-нибудь крупного боярина, который сам жил на своем богатом дворе в Киеве, находился на службе близ самого великого князя и лишь изредка наезжал в свои сельские владения?

Дворы богатых людей в городах и в сельской местности были окружены каменными или деревянными оградами с могучими воротами. На дворе же находились жилища господского управителя — огнищанина (от слова «огнище» очаг), тиуна (ключника, кладовщика), конюхов, сельских и ратайных (от слова «орать» — пахать) старост и других людей, входящих в состав управления вотчины. Неподалеку располагались кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погребы, медуши. В них хранились зерно, мясо, мед, вино, овощи, другие продукты, а также «тяжкий товар» — железо, медь, изделия из металла. В хозяйственный сельский комплекс вотчины входили поварня, скотный двор, конюшня, кузница, склады дров, гумно, ток.

От конца XI в. до нас доходят сведения о княжеских и боярских замках, которые представляют собой центры вотчинных владений и являются настоящими крепостями, напоминающими английские и французские баронские земли. Замки моги быть трехъярусными, с тремя высокими теремами. В нижнем ярусе находились печи, жилье для челяди, клети для всяких запасов. Во втором ярусе располагались княжеские хоромы. Здесь были выстроены широкие сени для летних сборов и пиров, рядом находилась гридница, где могли поместиться за столами до ста человек. Около дворца могла быть срублена небольшая церковь с кровлей, крытой свинцовыми листами. Замки были приспособлены для мощной и долговременной обороны. Вдоль их стен, кроме клетей с припасами, стояли вкопанные в землю медные котлы для горячей смолы, кипятка, которые опрокидывали на врагов, идущих на приступ стен крепости. Из дворца, из церкви, а также от одной из клетей в стене шли подземные ходы, уводившие в стороны от замка. В тяжкий час по этим глубоким, скрытым от неприятеля ходам можно было тайно покинуть замок. В таком замке его хозяин и 200—250 человек защитников могли продержаться только на своих припасах более года. А за стенами замка шумел многолюдный город, где жили торговцы и ремесленники, холопы, разная челядь, стояли церкви, кипел торг. Здесь было все, что нужно, для существования княжеской семьи.

Феодальное владение, кроме своей вассальной подчиненности, имело еще одну характерную черту. Оно было неотделимо от труда зависимого населения. На господской земле, будь это земли князя, бояр, дружинников, церковных собственников, трудились жители сел и деревень, на которые распространялась владельческая власть феодала. За право пользоваться собственными участками пахотной земли, лугами, лесами, реками, которые были отданы великим князем своему вассалу со всеми правами на эти территории, они должны были платить владельцу земли определенные платежи натурой. Дело в том, что торговое и денежное обращение в сельской местности было еще не развито и хозяйство являлось натуральным, т.е. оно потребляло в основном то, что производило. Вот эту «натуру» — зерно, пушнину, мед, воск и другие продукты жители и должны были предоставлять в виде платежей своему господину. Они также обязаны были исполнять подводную повинность — предоставлять по требованию господина телеги летом и сани зимой, запряженные лошадьми, исполнять различные работы, связанные с починкой дорог, мостов и т.д. Все обязанности, которые ранее население выполняло на великого князя, на государство, теперь выполнялись на нового господина — боярина, дружинника, церковь, монастырь.

Внешнеэкономические формы эксплуатации (дань, “полюдье”) уступают место экономическим, основанным на праве собственности.

Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в то время само лицо общества, характер его социального и политического строя. Для феодальной земельной собственности были характерны следующие особенности: 1 ) ее иерархический характер; 2) сословный характер; 3) ограничение права распоряжаться землей, а некоторые категории, например церковные земли, вообще были изъяты из гражданского Оборота.

Вывод: на Руси скорее всего был феодализм, но с некоторыми особенностями, обозначенными выше. И высокий по сравнению с западом уровень городов представляется просто одной из этих особенностей.

Отсюда вытекает и сложная иерархическая сословная система феодального общества, отражавшая особый строй поземельных отношений. Кроме того, владение землей давало и непосредственное право на реализацию властных полномочий на определенной территории, т.е. земельная собственность выступала в качестве непосредственного атрибута политической власти.

Сословное деление феодального общества будучи выражением фактического и формального неравенства людей сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения.

Господствующий класс феодалов в целом и каждая его часть в отдельности представляли собой более или менее замкнутые группы людей,

Типичной формой феодального государства была монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии, России.

Известный западный историк Р. Пайпс, занимающийся историей России, сказал, что русское государство «заглатывало» общество кусок за куском, устанавливая все более жесткий авторитарный режим в стране. Действительно, в отличие от Западной Европы в России между государством и обществом не установилось таких отношений, при которых общество воздействует на государство и корректирует его действия. Ситуация в России была иной: здесь общество находилось под сильным подавляющим влиянием государства, которое, безусловно, ослабляло его (вспомним основной принцип восточной деспотии: сильное государство — слабое общество), направляло его развитие сверху — чаще всего самыми жесткими методами, хотя при этом нередко преследовались важные для страны цели.

Древняя Русь дала вариант бессинтезного и уже поэтому замедленного развития феодализма. Подобно некоторым странам Западной Европы (Восточной Германии и Скандинавии), восточные славяне перешли к феодализму непосредственно от первобытнообщинного строя. Определенно негативную роль в социально-экономической жизни страны сыграл внешний фактор — монголо-татарское нашествие, которое отбросило Русь назад по многим показателям.

Учитывая небольшую численность населения и экстенсивный характер развития России, стремление феодалов предотвратить уходы крестьян с земли было неизбежным. Однако господствующий класс не был в состоянии самостоятельно решить эту проблему — феодалы прибегали в основном к личным договорам не принимать беглых.

В этих условиях, взяв на себя задачу внеэкономического принуждения крестьянства, власть создала систему государственного крепостничества, сыграв активную роль в установлении феодальных отношений.

В результате закрепощение было проведено сверху, путем постепенного лишения крестьян возможности переходить от одного феодала к другому (1497 г. — закон о Юрьевом дне, 1550 г. — увеличение «пожилого», 1581 г. — введение «заповедных лет»). Наконец, Уложение 1649 г. окончательно установило крепостное право, предоставив феодалу полную свободу в распоряжении не только собственностью, но и личностью крестьянина. Крепостное право как форма феодальной зависимости представляло собой весьма тяжелый ее вариант (по сравнению с Западной Европой, где крестьянин сохранял право частной собственности). В результате в России сложилась особая ситуация: пик в усилении личной зависимости крестьянства пришелся как раз на тот период, когда страна уже находилась на пути к новому времени. Крепостное право, сохранявшееся вплоть до 1861 г., придало своеобразную форму развитию товарно-денежных отношений в деревне: предпринимательство, в котором довольно активное участие принимало не только дворянство, но и крестьянство, основывалось на труде крепостных, а не вольнонаемных рабочих. Предприниматели-крестьяне, в большинстве своем так и не получившие юридических прав, не имели и прочных гарантий, оберегающих их деятельность.

Однако причины замедленного развития капитализма, особенно в деревне, коренились не только в этом. Важную роль здесь сыграла и специфика русской общины. Русская община, являясь основной клеточкой социального организма, на протяжении многих веков определяла динамику экономической и общественной жизни. В ней были очень сильно выражены коллективные начала. Сохранившись в условиях феодальной собственности как производственная ячейка, община утрачивала свое самоуправление, находясь под началом администрации феодала.

Община сама по себе не являлась особенностью русского общества — она существовала в эпоху феодализма и в Западной Европе. Однако западная община, в основе которой лежал германский ее вариант, была более динамична, чем русская. В ней гораздо быстрее развивалось индивидуальное начало, в конечном счете разлагавшее общину. Достаточно рано в европейской общине были изжиты ежегодные переделы земли, выделились индивидуальные покосы и т. д.

В России в вотчинной и черносошной общине переделы сохранялись до XIX в., поддерживая принцип уравнительности в жизни деревни. Даже после реформы, когда община оказалась втянутой в товарно-денежные отношения, она продолжала свое традиционное существование — отчасти за счет поддержки правительства, а главным образом за счет той мощной опоры, которую имела в крестьянстве. Крестьянство в России составляло основную массу населения, и в этой массе преобладали модели общинного сознания, охватывающие самые разные аспекты (отношение к труду, тесная связь индивида и «мира», специфические представления о государстве и социальной роли царя и т. д.). Но главное, поддерживая традиционализм и уравнительность в экономической жизни деревни, община ставила достаточно прочные преграды для проникновения и утверждения буржуазных отношений.

Динамика развития господствующего класса, феодалов, также во многом определялась политикой государства. Достаточно рано в России сложились две формы землевладения: боярская вотчина, владелец которой имел право наследования и полную свободу распоряжаться землей, и поместье, которое (без права продажи или дарения) жаловалось за службу дворянству (служилым людям).

Со второй половины XV в. начался активный рост дворянства, причем немалую роль в этом процессе сыграла поддержка правительства, прежде всего — Ивана Грозного. Являясь основной опорой центральной власти, оно вместе с тем несло определенные повинности (уплата налогов, обязательная воинская служба). Во время царствования Петра 1 весь класс феодалов был превращен в служилое сословие, и только при Екатерине II, в эпоху, которую не случайно называли «золотым веком» дворянства, оно стало в истинном смысле привилегированным классом.

По-настоящему самостоятельной политической силы не представляла собой и церковь. Власть была заинтересована в ее поддержке прежде всего из-за мощного идейного воздействия на общество. Поэтому не случайно, что уже в первые века после принятия христианства великие князья делали попытки освободиться от вмешательства Византии в церковные дела и ставили русских митрополитов. С 1589 г. в России утвердился самостоятельный патриарший престол, однако церковь попала в большую зависимость от государства. Несколько попыток изменить подчиненное положение церкви, предпринятые сначала нестяжателями (XVI в.), а позже, в XVII в., патриархом Никоном, потерпели поражение. В эпоху Петра 1 произошло окончательное огосударствление церкви; «царство» победило «священство». Патриаршество было заменено Синодом (Духовной коллегией), т. е. превратилось в одно из государственных ведомств. Доходы церкви перешли под контроль государства, а управление монастырскими и епархиальными вотчинами стало осуществляться светскими чиновниками.

Городское население в России тоже имело свою специфику и во многом отличалось от западноевропейского городского сословия. Внутри русских городов, как правило, располагались вотчинные земли феодалов (белые слободы), в которых развивалось вотчинное ремесло, составлявшее весьма серьезную конкуренцию посаду — лично свободным ремесленникам. (Исключение составляли города-республики Новгород и Псков, где сложилась обратная ситуация: феодалы были вынуждены подчиняться городу.) Посад так и не стал сколько-нибудь значительной социально-политической силой в России.

Заключение

Многие историки называли древнерусскую цивилизацию феодальной, однако затруднялись объяснить, почему Русь в своем развитии практически миновала рабовладельческую формацию. Некоторые, опираясь на многочисленные свидетельства существования рабов в Древней Руси, считают возможным называть ее рабовладельческой. Однако ни то, ни другое определение не соответствует историческим реальностям. Ни иерархически организованного класса феодалов, владевших землей, ни многочисленного класса эксплуатировавшихся государством рабов тогда еще не было. Реальности Древней Руси совсем иные.

Вспомним, что такое западноевропейский феодализм. Германские племена, состоявшие из воинов-общинников, захватывали земли, населенные гражданами Римской империи, а там уже существовали развитые традиции частной собственности на землю, закрепленные в системе римского частного и публичного права. Воплощением основного принципа организации германских племен служила община-марка—добровольное объединение полностью самостоятельных общинников, индивидуально владевших определенным земельным участком. Как видим, социально-экономический строй поздней Римской империи и строй германских племен сравнительно легко сочетались друг с другом, и не удивительно, что на землях империи относительно быстро возникли феодальные королевства, на фундаменте политической организации которых христианская церковь создала оригинальную культуру.

Совершенно иную картину мы видим на Руси. Основной социально-экономической формой жизни восточнославянских племен являлась так называемая семейная община — объединение многих родственников как совместных владельцев земли, включая пашни, места охоты, собирания меда и воска, а также реки и озера, где они занимались рыбной ловлей. Союзы таких общин в пределах компактных территорий объединялись в племя под властью родовых старейшин — военных вождей, которые нередко брали на себя и культовые (ритуально-жреческие) функции, объединяя данное племя вокруг почитания духов предков и различных природных стихий.

Военная организация варяжских дружин, выступавших как бы посредниками между восточнославянскими племенами, в определенном смысле соответствовала их общинной социально-экономической организации: у славян также еще не выделились индивидуалистические начала и основной общественной организацией был род. И кроме этого, как в Западной Европе возник феодальный строй, основанный на частной собственности на землю и «вертикальном» принципе наследования власти (от отца к старшему сыну—так называемый майорат), так и в Восточной Европе появилась весьма своеобразная цивилизация с общинной собственностью на землю и «горизонтальным» (от старшего брата к следующему по старшинству) принципом наследования власти.

«Горизонтальный» принцип, или «очередной порядок княжения», названный так русскими историками С. М. Соловьевым и В. О. Ключевским, создавал удивительную картину постоянного перемещения княжеской династии по всем городам Руси. Если умирал князь, занимавший «великий стол» в Киеве, то ему должен был наследовать оставшийся старшим в роде Рюрикович, правивший во втором по значению Черниговском княжестве. За ним передвигалась вся цепочка князей, правивших в остальных княжествах.

Таким образом, можно говорить о существенном своеобразии древнерусской цивилизации, отличавшем ее как от средневековой западноевропейской, так и от традиционных восточных. В силу уникального сочетания социально-экономических, политических и географических причин она оказалась цивилизацией исключительно подвижной, центробежной и потому экстенсивной, строившейся не столько за счет всестороннего культивирования и максимального освоения ограниченного природного и социального пространства, сколько за счет включения в свою орбиту все новых пространств.

Список используемой литературы

2. История России / под.ред. А.Н. Сахарова/. – М:. АСТ,1997

3. Советский энциклопедический словарь./ под.ред. Прохорова А.М. – М.: Советская энциклопедия, 1985

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Древнерусский феодализм
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат Добавлен 02:21:49 11 марта 2008 Похожие работы
Просмотров: 4403 Комментариев: 16 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно Скачать