процесс получения ребенком навыков которые необходимы для полноценной жизни в обществе
Всё, что нужно знать о социализации школьников: понятие, средства, факторы
Рассказываем, почему социализация — это не только общение со сверстниками, как школьник адаптируется в обществе и чем ему помочь. Статья полезна, если вы перешли на домашнее обучение или планируете это сделать и опасаетесь, что ребёнку из-за этого будет труднее влиться в социум.
Что такое социализация детей в школе
Некоторые родители и даже педагоги приравнивают социализацию и развитие школьников к общению между собой. Но это более глубокое и многогранное понятие.
Социализация подразумевает коммуникацию с людьми разных возрастов, рас, профессий и социального статуса.
Чтобы социализироваться, ребёнок должен приобретать навыки взаимодействия с разными людьми в разных ситуациях. Кроме того, социализация — это усвоение определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализация детей в школе часто довольно однобокая. Дело в том, что на протяжении одиннадцати лет школьник проводит большую часть дня в обществе одних и тех же детей, взаимодействует с одними и теми же учителями, находится в стенах одного и того же здания.
Правильнее считать школу частью социализации, но не обязательным пунктом.
Факторы социализации школьников
Фактор — это среда, в которой протекает социализация. Традиционная школа — один из вариантов. Но есть и другие.
Проще говоря, факторы отвечают на вопрос «где ребёнок социализируется?».
Семья
Ребёнок взаимодействует с ближайшими родственниками — мамой, папой, братьями и сёстрами. Засчитывается и общение с дальними родственниками — тётями, дядями и другими.
В семье закладываются основные бытовые навыки, умение решать конфликты, строить диалог. От поведения взрослых зависит, как себя будет вести ребёнок. Младшие всегда копируют старших. Об этом важно помнить, когда хочется накричать или отшлёпать ребёнка, поругаться с супругом или поскандалить с продавщицей в магазине.
Улица
Дети, особенно дошкольники и младшие школьники, по-прежнему проводят много времени на улице — им рекомендуется гулять как минимум раз в день. Во дворе и на детских площадках возникает много ситуаций взаимодействия с другими детьми и их родителями — и таким образом тоже закладываются основы социализации. Ребёнок учится решать конфликты и находить общий язык.
Интернет
В подростковом возрасте ребёнок, как правило, начинает активно пользоваться интернетом. Без доступа к Сети поддерживать связь с одноклассниками и успешно учиться затруднительно.
Особенности социализации школьников в интернете заключаются в анонимности Сети с одной стороны и безграничности информации и возможностей — с другой. Здесь можно пообщаться с любым человеком с другого конца мира — но важно помнить, что в интернете легко выдать себя за кого угодно.
Дети учатся критическому мышлению, приобретают навыки сетевого этикета и узнают о том, к чему нет доступа в реальной среде. Например, путешествуют по гугл-картам или смотрят видеолекцию из Гарварда.
Кружки и занятия
Львиная доля социализации обучающихся в школе приходится на дополнительные секции. Здесь дети учатся взаимодействовать в коллективе, который объединяет общее дело. Секции и кружки по интересам важны для социализации ребёнка, который учится вне школы. Дополнительные занятия помогают хоумскулеру находить друзей, поддерживать общение и участвовать в жизни социума.
Средства социализации школьников
Средства — то, с помощью чего происходит социализация. «Что используется для погружения ребёнка в социум? Как ребёнок усваивает систему знаний, норм и ценностей?».
Бытовые навыки
В первую очередь закладывается умение обслуживать себя — есть, умываться, причёсываться, чистить зубы, завязывать шнурки, убираться в квартире. Чем старше ребёнок, тем больше свободы и самостоятельности ему положено. Но не только в «хотелках» вроде погулять с друзьями допоздна, а ещё и в делах по хозяйству — сходить в магазин или погулять с собакой.
Элементы духовной культуры
Книги, фильмы, памятники, музейные экспонаты, песни и сериалы — всё это знакомит ребёнка с системой ценностей, принятой в обществе. В процессе социализации учащиеся школы узнают себя в героях произведений, находят ответы на волнующие вопросы, учатся думать и размышлять, анализируют поведение персонажей в ситуациях, аналогичных собственному опыту.
Образование
Уровень образования в стране — важное условие социализации школьников. От качества обучения зависит, насколько конкурентоспособным и полноценным членом общества вырастет ребёнок. В населённых пунктах без доступа к полноценному образованию процесс социализации нарушается — ребёнок усваивает ограниченную и замкнутую систему ценностей, не имея возможности развиваться вне этих рамок.
Общение на ранних этапах развития
В науке известны случаи, когда дети росли в условиях крайней социальной изоляции и воспитывались животными. Учёные установили, что люди, которые жили в отрыве от общества первые 3,5-6 лет жизни, уже не смогут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми. Это демонстрирует, насколько важными для развития ребёнка являются первые годы его жизни. То, как взрослые общаются с ребёнком, напрямую влияет на процесс его социализации.
Методы поощрения и наказания
Способы воспитания играют большую роль в социализации младших школьников.
Поощрение — это метод, стимулирующий развитие ребёнка. Оно даёт гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности. Для успешной социализации важно, чтобы школьника чаще хвалили, чем ругали.
Что делать, если ребёнок учится дома
Мнение, что ребёнок на дому лишён социализации, в то время как в традиционной школе дети социализируются по полной, — ошибочно. Как мы выяснили, социализация личности школьника — это усвоение определённой системы ценностей и норм во время взаимодействия с людьми разных возрастов, национальностей, профессий.
Иначе говоря, социализация — это вся жизнь. Чтобы без проблем интегрироваться в общество, ребёнку на семейном обучении достаточно взаимодействовать с семьёй, ходить в кружки и секции, гулять с друзьями на площадке и во дворе, посещать культурные места, путешествовать. Просто живите и приобретайте новый опыт!
«Как помочь ребенку адаптироваться в социуме» выступление на родительском собрании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ сообщение 2.docx
Как помочь ребенку адоптироваться в социуме.
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.
Как ребенку адаптироваться в мире? Постепенно.
Многие психологи утверждают, что семья является активным формирующим фактором мировоззрения детей и подростков.
Семья— важнейший институт социализации личности. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.
Еще находясь в животике у мамы – малыш «привыкает» к ограниченному пространству и после рождения нуждается в столь же ограниченном состоянии. Успокаивается на руках у мамы, в тесной пеленке, ему необходимо почувствовать себя в безопасности.
После полутора месяцев, ребенок с интересом осматривает комнату… на руках у мамы. Это по-прежнему важное условие его адаптации в большом пространстве – быть рядом с безопасностью.
Потом начинает ползать, недалеко от мамы и близких. Может самостоятельно изучать понравившиеся вещички, оглядываясь, чтобы «точка опоры» была рядом. Нету? Крик!
Гуляя на улице, мама впервые ставит ребенка на землю. Как бы ему не были интересны птички во дворе, качели, другие дети – далеко от мамы он отходить не будет. Он разглядывает все это, «привыкает», осваивается. День за днем – малыш будет двигаться все дальше и дальше – изучать и взаимодействовать со всем, что ему попадется, зная, что в случае опасности, боли – он найдет, куда вернуться.
Главное в адаптировании – чувство безопасности. Если его нет – страх, паника, истерика.
Социальная адаптация начинается у малыша еще дома. Когда он знакомится с бабушками, тетями, сестрами, друзьями и другими родственниками.
Мы помним, что ребенку важно научиться взаимодействовать с людьми любого возраста, поэтому с удовольствием даем «поводиться» и пожилым бабушкам, и юным племянникам.
К 7ми годам ребенок САМ захочет знакомиться с миром без присутствия взрослых. С уверенностью, что если его не примут – он сможет прийти в родной дом, где его поддержат. И он отправится в путь вновь.
Именно первичная социализация является основой для дальнейшей полной социализации ребенка в обществе
Ребенок и современное общество,
В каждом ребенке есть семена – зачатки всех качеств характера. Вопрос состоит в том, сможем ли мы, родители, вырастить эти семена. Само семечко не возродиться, тем более в неблагоприятных условиях. Чтобы оно проросло, требуется определенная среда, уход и солнечный свет. Так и ребенку, для его развития, воспитания и существования необходима семья, окружение, забота, любовь, уважение, понимание и доверие.
Только семейные традиции делают семью семьей. И это не только какие-то особенные ритуалы, присущие только вашей семье, а скорее весь уклад жизни вашей семьи.
Начнем с духовной атмосферы в вашей семье. Не секрет, что любовь как эмоциональное состояние постепенно угасает и если на смену не придет традиция взаимного уважения, осознания ценности личности каждого из супругов, семья становится формальностью. Необходимо уважать друг друга, доверять, ценить за то, что он есть, принимать и любить.
Прекрасная семейная традиция— семейный совет всех членов семьи. Как это будет проходить: в пятницу за совместным чаем, в субботу или в воскресенье за завтраком — вам решать. Какие темы обсуждать: совместный отдых, как провести выходные, когда делать ремонт в квартире или генеральную уборку — тоже. Но помните один психологический феномен: когда проблема обсуждается коллективно и принимается решение сообща — все участники чувствуют свою ответственность за реализацию этого решения.
Семейные праздники — сделайте их особенной семейной традицией, например с подарками, которые делаются своими руками, веселыми коллажами с фото и стихами, розыгрышами и сюрпризами и обязательным присутствием трех поколений семьи. Семейные традиции не должны быть сложными и надуманными. Главное, чтобы члены семьи находили поддержку в семье, чувствовали себя любимыми и защищенными.
Доверяя ребенку, вы легко выпустите его одного в современное общество, лагеря, дни рождения, поездки, конкурсы. Туда, где много общения и друзей. Чтобы научиться доверять своему ребенку, необходимо приучить его с самого детства уважать ваше родительское волнение и вовремя предупреждать о своих действиях.
Необходимо с раннего детства приучить ребенка к правилам и нормам поведения в обществе, к культуре поведения, нормам и правилам общения, поведению в общественных местах. Чтоб для него этот свод правил был устоявшимся и пережитым, а не читали нотации каждый раз перед «выходом в свет», вот тогда и возникает не доверие, боязнь, что ребенок переступит черту, совершит проступок, аморально себя поведет. И в результате будет не принят обществом, так как сам не научиться доверять никому.
Держите под контролем и свои выражения. Никогда не называйте ребёнка плохими словами. И не программируйте его на плохое. Многие психологи утверждают, что частое использование глаголов с отрицательной частицей НЕ -, не ломай, не хулигань, не сори, не обзывай, наоборот манит и привлекает детей. Необходимо объяснять ребенку, почему то или иное действие делать нельзя, коротко и понятно!
Если вы будете понимающим и доброжелательным , поверьте, о главных событиях в жизни своих детей вы узнаете первыми.
Если родители демонстрируют определенный стереотип поведения, то ребёнок воспринимает такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. Родители должны быть примером для своих детей, образцом для подражания. Ребенок наблюдает, как мама и папа общаются друг с другом – и для него это будет моделью любви и взаимоотношений. Как относится младшее поколение к старшему – принимать и отражать. Как заботиться о младших, просить прощения, выходить из конфликтов, благодарить и многое другое – от всех, кто находится рядом с ним, ребенок понемногу все перенимает. Эти навыки он использует в повседневной жизни при общении со сверстниками, друзьями, близкими и родными. И если они не подлежат устоявшимся законам общества, оно его не примет.
Любой хороший родитель защищает своих детей от беды. Но некоторые родители переоценивают уровень опасности в мире и лишают своих детей их собственного опыта и радостей. Желание пройтись по луже, возможность упасть и получить ссадины и царапины, желание погладить домашних животных. Боязнь родителей за малейший чих, за минутное отсутствие ребенка, постоянный контроль, строгие правила в уходе и чистоте одежды. Все это может воспитать грубого и безответственного ребенка, не самостоятельного, лгуна, легко подвергающегося во власти дурной компании, не общительного, не коммуникабельного.
Мир детей полон расстройства и мелких несчастий, которые должны случиться, чтобы ребенок понял, как себя вести в этой ситуации. Родители должны поощрять активные действия ребенка по выходу из сложной ситуации своей своевременной реакцией. А при доверительных отношениях, совместно выходить из сложившихся ситуаций.
Еще один немаловажный фактор – самостоятельность ребенка.
Отрицательно влияет на ребенка это избалованность и возвышение его на пьедестал величия.
Избалованные дети, как правило эмоционально неустойчивы, капризны, не желают слушать и слышать родителей, у них отсутствует самостоятельность, вырастает эгоцентризм, неумение строить взаимоотношения с другими детьми.
Дети, которым часто говорили, что они лучше всех, первые во всем, рано или поздно утверждаются в обратном. Мало слов, нужно многое доказывать делом Такие дети очень избирательны, завышена самооценка, не способны адекватно реагировать на слова и действия окружающих. И очень больно падать с пьедестала, тем более ребенку, если вдруг что то окажется не так. Дети – «эго» начинают конфликтовать, доказывать силой свою правоту, истерить. Развиваются комплексы и недоверие к родителям.
Умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития, большой словарный запас, умение вести диалог, контактировать в будущем со взрослыми и людьми определенных профессий в сложившихся ситуациях.
Дети умеющие играть и выстраивать сюжетную линию, лучше и быстрее находят себе друзей. Родители так мало времени уделяют совместным играм с ребенком. А ведь можно было претвориться больной и предложить малышу себя вылечить, придумать праздник, навести порядок в комнате, накрыть стол для кукол, приготовить угощение и предложить ребенку совершить выдуманный поход в салон красоты.
Каждый конкурс вырабатывает в ребенке какие то качества характера: смелость, оригинальность, целеустремленность, трудолюбие, решительность, самостоятельность, уверенность.
Занятия любимым делом, когда достигаешь положительных результатов, способствует повышению самооценки. Любая маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще.
В заключение хочется сказать: пусть ваши выросшие дети найдут себя и свое дело в современном обществе, пусть их таланты, творческий потенциал будут востребованы. Тогда их социализация в обществе пройдет безболезненно, а жизнь их будет счастливой!.
Социализация личности ребенка в семье
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Социализация личности ребёнка в семье»
«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй» Вильгельм Гумбольдт.
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация личности ребёнка — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Первоначально социализация происходит в семье, а уже потом в обществе. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Из семьи ребёнок черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.
Выделяют следующие стадии социализации: Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; изменение себя, «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, школьный коллектив, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же ребёнок должен вести себя в одной ситуации как сын, в другой – как одноклассник, в третьей – как друг, т.е. выступать в разных ролях. Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.
Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность, либо он выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с тем, кто его ценит. Если ребёнок считает, что в семье его не ценят, он уходит в компанию, где его принимают таким какой он есть. В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой.
Социализация
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе [1]
Содержание
Теория
Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения». [2] Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.
Первичная социализация
Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. [3] [нет в источнике]
Вторичная социализация
Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.
Досрочная социализация
Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.
Ресоциализация
Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. [4] Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека. [5]
Организационная социализация
Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег. [6]
Групповая социализация
Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.
Гендерная социализация
Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками. [7]
Социальные институты
Главными социальными институтами являются:
См. также
Литература
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Социализация» в других словарях:
социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда… … Большая психологическая энциклопедия
социализация — и, ж. socialisation f. <лат. socialis общественный. Переход в общественную (государственную) собственность. ♦ Социализация земли. 1. Мелкобуржуазный лозунг о переходе земли в собственность общины при сохранении индивидуального землепользования … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (от латинского socialis общественный), процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально контролируемые процессы… … Современная энциклопедия
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка
Социализация — (от латинского socialis общественный), процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально контролируемые процессы… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.). С. рез т и… … Энциклопедия культурологии
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — СОЦИАЛИЗАЦИЯ, социализации, мн. нет, жен. (экон., полит.). Действие по гл. социализировать и социализироваться. Социализация земли (мелкобуржуазный лозунг о переходе земли в собственность общины при сохранении индивидуального землепользования и… … Толковый словарь Ушакова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (от лат. socialis общественный), 1) процесс интеграции какой либо особи в популяцию, к которой она принадлежит. Социализация осуществляется путем обучения молодых особей взрослыми (например, у пчел, термитов, муравьев и др.); 2) в… … Экологический словарь
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — в криминологии процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей. С. начинается в раннем возрасте и протекает в нескольких фазах. Различают первичную С. в родительском доме, вторичную в… … Юридический словарь
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (от лат. socialis общественный) процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность… … Большой Энциклопедический словарь