процесс обучения это сознательное усвоение системы знаний умений навыков
Тесты для педагогов по педагогике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по педагогике
Какие из мотивов не относятся к познавательным:
Развитие ориентировки в пространстве, во времени, точности и тонкости различения эталонов относится к:
развитию сенсорной сферы;
Какому этапу урока соответствуют следующие задачи: организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления и систематизации нового учебного материала?
этапу подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
этапу усвоения новых знаний;
этапу закрепления новых знаний
Какому типу урока соответствует следующая структура урока: организационный этап, проверка домашнего задания, всесторонняя проверка знаний, подготовка учащихся к активному усвоению нового материала, усвоение новых знаний, этап их закрепления, домашнее задание?
урок освоения новых знаний;
систематизации и обобщения нового материала
Обязательным условием развития мышления ребенка является:
личный опыт ребенка
все ответы неверны
Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется:
С именем какого педагога связано выделение педагогики из философии и оформление её в научную систему?
Иоганна Фридриха Гербарта;
Яна Амоса Коменского;
Константина Дмитриевича Ушинского;
Кто из учёных 70- х годов 20 века возглавил разработку идей оптимизации учебно-воспитательного процесса?
Назовите главную функцию учителя?
управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности
Кто написал «Великую дидактику», вышедшую в Амстердаме в 1654 году?
Кому принадлежит работа «Человек как предмет воспитания»?
Кому принадлежат слова: «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом,- в этом корень учительского дела»?
Кому принадлежат слова: «Воспитание может все»?
Как называется педагогика, занимающаяся обучением и воспитанием глухонемых и глухих?
Как называется психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение?
Какой из методов устного изложения дает обратную связь:
В какой стране был принят первый законопроект о введении обязательного обучения?
Какова 1-ая ступень познавательной деятельности учащихся?
Какой принцип положен в основу педагогической системы Я.А.Коменского?
Восприятие часто принято называть:
Динамика реакций и переживаний личности это:
Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:
Отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это:
Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:
Выработка конкретных рекомендаций, вытекающих из результатов психодиагностического обследования, является специализацией:
Основное требование к коррекционным программам это:
соответствие выявленным нарушениям
Основными условиями развития личности ребенка являются:
формирование мотивов поведения
29. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
— Воспитание, обучение подрастающего поколения.
— Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.
— Изучение проблем образования как фактора духовного развития людей.
— Исследование человеческой природы.
30. Что называется обучением? Выберите правильный ответ:
— Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.
— Накопление количественных изменений в организме человека.
— Уничтожение старого и возникновение нового.
— Количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов.
— Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.
32. Что такое акселерация? Выберите более точный, полный ответ.
— Процесс активной деятельности личности.
— Ускорение формирование интеллектуальных сил личности.
— Ускорение индивидуального развития человека.
— Ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте.
33. В чем заключается целостность педагогического процесса?
— В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой.
— В том, что педагогический процесс не делиться на составные части.
— В том, что между процессами, образующими педагогический процесс, нет различий: все они ведут к одной цели, но различными путями.
34. Что такое педагогические инновации?
— Это все изменения, направленные на изменение педагогической системы.
— Это нововведения учебно-воспитательным процессе с целью повышения его эффективности.
— Это замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект.
— Все ответы правильные.
35. Гуманистическая педагогика…
— Стремится изменить воспитанника.
— Исходит из приоритетности знаний педагога.
— Принимает воспитанника таким, каким он есть.
— Не требует от учителя переориентации внутренних установок.
36. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуется:
— Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, ведение перспектив улучшения.
— Согласие учителей и родителей.
37. Какая функция педагога является главной?
38.Что называется дидактикой? Из приведенных ответов выберите один правильный.
— Дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения.
— Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.
39. Что такое соревнование?
40. Что такое наказание? Из приведенных ответов выберите один.
— Государственная система общественного просвещения.
— Государственное учреждение, занимающиеся делами незащищенных слоев населения.
42. Причины снижения воспитательного влияния семьи следующие:
— Снижение уровня жизни.
— Обострение конфликта поколений.
43. Какие из приведенных ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования?
— Беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей в семье.
— Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.
— Беседа с учениками о правилах поведения в общественных местах.
— Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.
— Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимися.
— Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.
— Сущность учебного процесса состоят в организации учения.
45. Что представляет собой учебная программа?
— Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин и количество часов, отведенное на них.
— В учебной программе определены содержание и объем знаний по учебному предмету, количество часов, которое отводиться на изучение определенных тем, вопросов курса.
— Под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе.
1.2. Тест по основам педагогической психологии
1. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:
— различные названия одной и той же области знания
— различные области знания
— экспериментальная педагогика как отрасль педагогической психологии
— педагогическая психология как отрасль экспериментальной педагогики
2. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса:
— метод анализа продуктов деятельности
3. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:
4. Процесс учения как преобразования личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:
5. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи называются:
6. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:
— этап ее реализации
— форма ее проявления
— форма проявления учебных мотивов
— этап усвоения учебных мотивов
— уровень познавательных мотивов
— качественная характеристика учебных мотивов
8. Умение перегруппировывать и преобразовать материал, творчески применить описание явлений, законов, проявляется как:
9. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:
10. Если известны цели выполнения действия, но пути достижения цели представляются недостаточно четко, то этот этап формирования навыка характеризуется как:
11. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при:
12. Процесс изменения личности ребенка в процессе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимается как:
13. Понятие «задатки» характеризует:
14. Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает следующий подход к целостности педагогического процесса:
— единство процессов обучения и воспитания
— воспитание как единство «частных» воспитательных дел
— характер взаимодействия педагогов и учащихся
15. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о ребенке составляет суть:
Процесс обучения это сознательное усвоение системы знаний умений навыков
ПЕДКАМПУС ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ запись закреплена
тесты для Педкампус с ответами
1. Какая наука рассматривает проблемы перевоспитания лиц, совершивших преступления и отбывающих наказание в местах лишения свободы?
+ Пенитенциарная педагогика
Тифлопедагогика
Лечебная педагогика
Коррекционная педагогика
2. Суть какого подхода заключается в том, что изучение педагогического пройесса осуществляется как системы с определенной структурой, в которой каждый элемент при решении поставленных задач выполняет своб функцию?
+ целостного
Полисубъектного
Функционального
Личностного
3. Объектом педагогики является:
Индивид
Система явлений, связанных со здоровьем и психикой индивида
Система явлений, связанных с целенаправленным развитием индивида
+ психика индивида
6. Педагогический процесс включает в себя:
+ предмет
+ духовные средства
+ продукты
+ объекты
7. Что из перечисленного ниже изучает теорию педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути организации?
история педагогики
педагогическая компаративистика
+ общая педагогика
методология педагогики
8. Что является предметом педагогической практики?
воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс
+ условия, формы, способы, средства организации и осуществления деятельности по овладению общественным опытом, социальными и духовными отношениями
теоретический анализ сущности, закономерностей, тенденций процесса воспитания
деятельность и отношения личности
9. Процесс усвоения индивидом социального опыта, системы общественных связей и отношений называется?
воспитание
+ социализация
обучение
педагогика
10. Педагогика направлена на решение проблем, связанных с:
+ организацией освоения подрастающими поколениями накопленного обществом опытом
+ созданием условий для развития и формирования человека и управлением этими процессами
+ определением целей, путей, способов и средств организации развития и формирования человека
созданием условий для реализации лидерского потенциала людей, их самоопределением в политическом пространстве
12. Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников называется:
наблюдение
тестирование
ассессмент
+ анкетирование
13. Что из нижеперечисленного относится к педагогике?
+ разрабатывает формы и методы совершенствования деятельности педагога и различные виды деятельности учащихся
+ разрабатывает теорию и технологию организации процесса обучения и воспитания
+ изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни
+ разрабатывает стратегию и способы взаимодействия педагога и ученика
14. Что из нижеперечисленного не имеет отношения к педагогической науке?
представляет собой отрасль научного знания, которая, раскрывает сущность, структуру, цели, механизмы и закономерности образования
разрабатывает новые эффективные модели воспитания и обучения как подсистем целостного образования, способы и средства их практической реализации
+выражает собой совокупность индивидуально полученных на практике умений, навыков и приемов воспитания и обучения
представляет образование как процесс, деятельность и совокупность отношений
15. Какие науки изучают образование?
+ социология
+ экономика
+ философия
+ педагогика
16. Являясь сложным многоаспектным феноменом, образование может иметь различные интерпретации. Укажите какие:
+ антропологическую
+ культурологическую
+ этнологическую
+ политическую
17. Что изучает педагогические методы работы с плоховидящими и слепыми людьми?
олигофренопедагогика
сурдопедагогика
+ тифлопедагогика
логопедия
18. Что из нижеперечисленного изучает традиционную педагогику различных народов?
+ этнопедагогика
методология педагогики
педагогическая компаративистика
сравнительная педагогика
19. Педагогическая теория представляет собой:
совокупность обобщенных знаний и идей, истолковывающих и научно объясняющих процессы, происходящие во время обучения
совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании, воспитании, обучении, которые существуют на уровне исключительно теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений
+ комплекс обобщенных знаний и идей, истолковывающих и объясняющих образование (воспитание и обучение)
совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании (воспитании, обучении), которые существуют на уровне обыденного и теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений
20. Какая интерпретация феномена образования трактует его с точки зрения осуществления человека как телесного, душевного и духовного существа на протяжении всей его жизни в его онтогенетическом развитии в пространстве культуры и социальных отношений?
социологическая
культурологическая
психологическая
+ антропологическая
Что такое знания, умения и навыки?
Почему родителям стоит ориентироваться в понятиях педагогики?
Как знания, умения и навыки влияют на обучение и развитие ребенка и почему родителям стоит ориентироваться в понятиях педагогики?
Основа основ: Знания. Умения. Навыки
К сожалению, далеко не все родители свободно ориентируются в педагогических понятиях. Даже больше – не все понимают, зачем это им вообще нужно. А зря. Неправильно думать, будто отдав ребенка в школу, вы скидываете с себя ответственность за его обучение. Вы – такой же учитель для него, как и школьные педагоги, даже более близкий, а зачастую и более авторитетный.
И зная хотя бы о базовых понятиях педагогики, вы сможете не только следить за развитием своего ребенка, но и помогать ему преодолевать трудности на пути обучения.
Для начала поговорим о самом понятии обучения и связанной с ним аббревиатурой, неясной большинству родителей – ЗУН. Что же скрывается за этими тремя буквами и почему о них говорят все педагоги?
Обучение и ЗУН – разбираемся с терминами
Не углубляясь в научную терминологию, можно сказать, что обучение – это процесс, направленный на усвоение учениками определенных знаний, умений и навыков. Вот и секрет аббревиатуры ЗУН – это и есть знания (З), умения (У) и навыки (Н).
Естественно, у обучения есть и более дальновидные цели: формирование мировоззренческих позиций, развитие умственных способностей и раскрытие потенциальных возможностей учеников. Но в самом начале – всегда ЗУН. С этим разобрались, но что же представляет собой каждый компонент по отдельности, как они связаны и что дают ребенку?
Что такое знания
Разные теоретики дают разные определения понятия «знание». Для одних это – воспроизведение определенных аспектов реальности, для других – отображение этой же реальности, для третьих – умение оперировать теоретическими обобщениями. Если по-простому, знание – это способность понимать, сохранять и воспроизводить определенные факты.
Приведем пример: когда ваш ребенок начинает изучать алфавит, он формирует именно знание о буквах, а затем – знание о том, что их можно складывать в слоги и слова.
Казалось бы, знания – это, безусловно, хорошо. Ребенок знает буквы, таблицу умножения и математические формулы. Но есть одна загвоздка, о которой говорит известное выражение – без практики теория мертва. Знания – отличный тренажер для мозга и инструмент познания окружающего мира, но сами по себе они еще не приносят видимой пользы. А чтобы приносили, они должны плавно переходить в… умения!
Что такое умения
Умения – это способность применять полученные знания на практике. Это необходимый этап интегрирования знаний в практическую жизнь.
Когда ребенок знает буквы, он учится складывать их в слова и читать. В этом случае чтение становится умением, вытекающим из ранее полученных знаний.
Умения – это тоже хорошо. Ребенок учится применять собственные знания и глубже познает мир. Умения – это всегда сознательные способности, требующие приложения определенных усилий. Можно ли сделать их бессознательными? Конечно, можно – для этого умения должны перерасти в… да, вы правильно догадались – в навыки!
Что такое навыки
Навыки – это умения, доведенные до автоматизма. Ребенок использует полученные знания уже на бессознательном уровне и действует, даже не задумываясь.
Когда ребенок только учится читать, не все дается ему гладко – он медлит, путается и сбивается. Но когда чтение перешло в навык, он читает на автомате – просто, легко и будто само собой.
Любой процесс обучения направлен на постепенное освоение всех трех компонентов в их логической последовательности: сначала знания – потом умения – затем навыки. Эта схема работает и способствует полноценному усвоению учебного материала. Но вы можете использовать ее и дома – с готовкой, уборкой или творческими занятиями.
Несмотря на кажущуюся простоту, процесс обучения сложен и многогранен. Некоторые умения и навыки формируются годами, а на их совершенствование может уйти вся жизнь. Кроме того, некоторые навыки могут быть вообще недостижимыми – например, не всем дается живопись или игра на пианино.
Как ЗУН влияют на развитие ребенка
Очевидно, что ЗУН как основа процесса обучения непосредственно влияет на развитие ребенка. Более того, сам процесс усвоения ЗУН сопоставим с общим развитием любых способностей человека, таких как:
1) восприятие объекта;
2) узнавание, осмысление и поиск связи с другими объектами;
3) воспроизведение полученной информации (на уровне знаний, умений и навыков);
4) применение новых ЗУН, включение их в собственную картину мира;
5) творческая деятельность на основе приобретенных ЗУН.
Однако стоит отметить, что традиционная школьная модель образования часто игнорирует последнюю, творческую, составляющую процесса обучения. А ведь она учит ребенка эффективно действовать в непредвиденных ситуациях, искать новые пути решения проблемы и проявлять креативность.
Именно поэтому лучше всего позаботиться о дополнительных занятиях для ребенка, которые заполнят пробелы школьного образования. С этой целью отлично справятся курсы ментальной арифметики или мегаскорочтения.
Теория обучения: конспект лекций
Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Теория обучения». Книга позволит быстро и качественно усвоить основные положения по данному предмету, а также успешно сдать зачет и экзамен. Рекомендуется студентам педагогических вузов и колледжей.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория обучения: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 1. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия
1. Сущность процесса обучения, его цели
Науку, изучающую и исследующую проблемы образования и обучения, называют дидактикой.
Термин «дидактика» происходит от греческого didaktikos, что переводится как «поучающий». Впервые это слово появилось благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Позднее этот термин появился в работе чешского ученого, педагога Яна Каменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Таким образом, дидактика — это «искусство обучения всех всему».
Наряду с термином «дидактика», в педагогической науке используют термин теория обучения.
Дидактика является частью педагогики, которая изучает важнейшие проблемы теоретических основ обучения. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения, и использование их для успешного достижения задач образования.
Личность в процессе обучения должна овладеть той стороной общественного опыта, которая включает знания, практические умения и навыки, а также способы творческой деятельности. Общепринято называть законом в дидактике внутреннюю существенную связь явлений обучения, которая определяет их необходимое проявление и развитие. Но процесс обучения отличается одной характеристикой от других явлений общественной жизни, и соответственно законы обучения, зафиксированные дидактикой, отражают эту особенность.
Практически все последствия общественной жизни являются результатом индивидуальной деятельности, которая направлена на цели и объекты. С другой стороны, деятельность обучения преследует достаточно узкие, ограниченные социальные цели, которые соотносятся непосредственно с законами обучения. Заметим, что совсем не обязательно, что законы обучения и цели его субъектов совпадают.
Цели обучения, хотя и будучи ограниченными, достигаются в процессе получения эмпирических знаний. Появился интерес к законам, который усилился по мере усложнения целей обучения и условий его осуществления.
Рассматриваемое отличие законов обучения как социальной деятельности от других видов общественной жизни и их законов предполагает еще одну трудность определения законов в дидактике. Законы общественной жизни не обеспечивают достижение каждой индивидуальной цели. Обучение же предполагает цели относительно каждого обучаемого. Заметим, что обучение каждого индивида — следствие множества факторов взаимодействия. Каждый из этих факторов является обязательным условием обучения, поэтому реализация этого множества крайне затруднительна. Следовательно, и достигнуть цели обучения по отношению ко всем обучающимся трудно.
Дидактика и психология обучения. Психология и дидактика тесно связаны между собой. Общность психологии и дидактики состоит в том, что они имеют единый объект — процесс обучения и воспитания; их различие определяется разными аспектами изучения этого объекта. Психология исследует психологические закономерности становления психики человека в процессе ее формирования, или психологические механизмы усвоения системы свойств, способностей, индивидуального опыта человека.
Дидактика изучает условия (организационные формы, методы, средства обучения), которые необходимо создать для эффективного протекания процессов усвоения в соответствии с их психологическими закономерностями. Поэтому осмысленное построение системы организационных форм, методов, средств обучения должно опираться на задание психологических механизмов усвоения человеком системы знаний, умений, способностей. То есть дидактика должна строиться на основе данных педагогической психологии.
Знание психологических механизмов усвоения и педагогических условий, в которых они реализуются, составляют необходимую основу для разработки методик обучения, выступающих как главное средство педагогической деятельности. Невозможно осмысленно пользоваться и разрабатывать методики обучения, не зная психологических закономерностей и педагогических принципов, на которых они основываются.
Существует непрерывная цепочка связей: «педагогическая психология» — «дидактика» — «методика» — «практика». Эти связи отражают преемственные стадии проектирования учебного процесса. Конечной целью учебного процесса является формирование личности. Образование — процесс и результат усвоения знаний, умений, навыков. Выделяют начальное, среднее, высшее образование, общее и специальное образование.
Простая педагогическая ситуация состоит в организации воспроизводства заданной педагогом деятельности. Такая ситуация описывается как система кооперативной деятельности: процесс учения и организация этого процесса педагогом. Педагог в этой ситуации должен составить представление о деятельности и транслировать его ученику.
Ученик должен принять эту деятельность, войти в нее и выполнить. Функции педагога, таким образом, состоят в сознании представления о деятельности у ученика и в вовлечении ученика в деятельность. Наконец, педагог осуществляет контроль исполнения и результата деятельности. Контроль, следовательно, является определенной функцией учебно-педагогической деятельности.
Если результат контроля отрицательный, то процесс повторяется.
Если проблемная ситуация заключается в непонимании учеником задаваемого представления о деятельности, то в ходе рефлексии эта деятельность делится на части, согласно этапам вхождения и осуществления деятельности. Затем эти рефлексивные знания превращаются в нормативные, и снова педагог демонстрирует вхождение в деятельность, организует вовлечение ученика, контроль осуществления деятельности и т. д. Такова логика дидактики. Педагогическая деятельность является особой организационно-управленческой деятельностью, организующей учебную деятельность ученика и управляющей ею.
Объектом науки является реальный процесс обучения. Дидактика дает знания об основных закономерностях обучения, характеризует его принципы, методы и содержание.
Теория обучения как наука включает в себя несколько категорий.
Сущность процесса обучения. Рассматривает обучение как часть общего воспитательного процесса.
Методы обучения. Изучаются приемы, которыми пользуется учитель в своей профессиональной деятельности.
Принципы обучения. Это основные взгляды на учебную деятельность.
Содержание школьного образования. Выявляет взаимосвязи различных видов обучения в общеобразовательной школе.
Организация обучения. Занимается вопросами организации учебной работы, обнаруживает новые формы организации обучения. Ключевой формой организации обучения на сегодняшний день является урок.
Деятельность учителя. Поведение и работа педагога в ходе реализации образовательного процесса.
Деятельность учащихся. Поведение и работа ученика в ходе реализации образовательного процесса.
Являясь педагогической дисциплиной, дидактика оперирует теми же понятиями, что и педагогика: «образование», «воспитание», «педагогическая деятельность» и др.
Под образованием понимают целенаправленный процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности. Образование реализуется под влиянием обучения.
Под обучением понимается целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого, главным образом, осуществляется образование и вносится существенный вклад в воспитание и развитие личности.
Обучение не в полной мере может решить задачи воспитания личности и ее развития, поэтому в школе одновременно осуществляется внеучебный воспитательный процесс. Под влиянием обучения и воспитания реализуется процесс целостного всестороннего развития личности.
Обучение представляет собой единство процессов преподавания и учения. Преподаванием называют процесс деятельности преподавателя в ходе обучения, а учением — процесс деятельности ученика. Учение происходит также и во время самообразования. Из выявленных дидактикой закономерностей вытекают некоторые основополагающие требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальное функционирование обучения. Их называют принципами обучения.
Обучение выполняет одну из основных задач развития личности — передать молодому поколению знания из опыта человечества, сформировать необходимые в жизни умения и навыки, взгляды и убеждения.
Начальное обучение содержит в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития младших школьников. Раскрыть и реализовать эти возможности — важнейшая задача дидактики начального обучения.
Обучение ставит перед индивидуальным развитием ученика задачу — овладеть современным для данной эпохи уровнем знаний. Индивидуальное развитие в процессе обучения всегда отстает от общественно-исторического. Общественно-историческое познание всегда идет впереди индивидуального.
Обучение — особый вид человеческих отношений, в процессе которых осуществляется образование, воспитание и передача субъекту обучения опыта человеческой деятельности. Вне обучения общественно-историческое развитие отрывается от индивидуального и теряет один из источников своего самодвижения.
Процесс обучения сопряжен с развитием и формированием у обучаемого знаний, умений и навыков по каким-либо дисциплинам. Учение, как правило, вызвано мотивацией.
Мотивация — это процесс, побуждающий двигаться к поставленной цели; фактор, определяющий поведение и побуждающий к деятельности. Известно, что существует два уровня мотивации: внешняя и внутренняя. Многие педагоги склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо принуждать учиться, поощрять или наказывать, привлекать родителей к контролю над детьми.
Однако существует мнение, что систематический длительный контроль над действиями ребенка заметно понижает желание учеников трудиться и даже может совершенно разрушить его.
Важно развивать внутренние мотивы ученика. Уровень внутренних потребностей у каждого человека различен и изменяется параллельно психологическим потребностям (потребность в выживании, в безопасности, в принадлежности, в самоуважении, творческие потребности и потребность в самоактуализации).
В ходе эволюции с усложнением человеческих отношений усовершенствовалась и система обучения: появились особые заведения, в которых осуществлялось обучение. Обучение стало целенаправленным процессом.
Попробуем сравнить первоклассника, который не умеет ни читать, ни писать, и выпускника школы. Что превратило ребенка, не знающего основ грамоты, в высокоразвитую личность, способную к творческой деятельности и осмыслению действительности? Этой силой явилось обучение.
Но знания не могут быть просто так переданы от одного человека другому. Подобная задача может быть осуществима лишь при активном участии обучаемого, при его встречной активности. Не зря французский физик Паскаль говорил, что «ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Из этого можно сделать вывод о том, что обучение — это двусторонний процесс деятельности, как учителя, так и ученика, в результате которого у обучаемого формируются знания и навыки при наличии у него мотивации.
2. Противоречия процесса обучения
Задача преподавателя, обладающего некоторым багажом знаний, — передать эту информацию ученику. Но не только этим ограничивается его деятельность. Учитель должен стимулировать работу ученика, развивать его внутреннюю мотивацию к овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, эстетических взглядов. Поскольку обучение является живым и постоянно развивающимся процессом, для него свойственно наличие различных противоречий. Эти противоречия способствуют совершенствованию обучения, его приспособлению к изменяющимся требованиям общества. Вот ряд основных противоречий в образовательном процессе.
1. Противоречие между объемом знаний, накопленных цивилизацией, и объемом знаний, перенимаемых учеником. Это противоречие содействует улучшению содержания образования. Дело в том, что объем опыта, накопленного человечеством, настолько велик, что ни один из людей никогда не сможет усвоить его в полной мере. Поэтому необходимо выбирать именно ту информацию, которая бы соответствовала потребностям индивида и общества. Вместе с информацией ученик должен овладеть основными методами познания (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование и др.) для того, чтобы в дальнейшем уметь «добывать» знания самостоятельно.
2. Противоречие между практическими задачами, стоящими перед учеником, и его индивидуальными способностями. Как правило, начиная обучение, учащийся не имеет даже элементарных понятий о дисциплине. На этом этапе учителю необходимо заинтересовать ученика. В современном обществе есть множество различных источников информации (телевидение, печать, Интернет и т. д.), что значительно облегчает труд учителя и делает информацию более доступной.
3. Противоречие между учебными задачами и уровнем развития ученика. На разных этапах обучения уровень сложности учебных заданий повышается. Здесь важна адекватная оценка учеником своих способностей. Если задание намного превышает уровень развития ученика, то оно, скорее всего, окажется не выполненным или выполненным не в полной мере. Такое положение может полностью лишить учащегося мотивации к обучению. С другой стороны, если задание окажется слишком простым, то оно не будет способствовать его развитию, ведь для достижения цели он не приложил достаточно усилий.
4. Противоречие между наукой и школьным предметом. Учитель, как правило, обладает большим объемом знаний, чем предлагает ученикам в ходе обучения, поскольку реализация школьного образования не всегда требует от учащегося глубоких аналитических знаний по предмету. Более того, преподаватель не всегда может преподнести, а ученик по ряду причин усвоить в полной мере весь объем информации.
Кроме вышеназванных, в процессе обучения могут возникать и другие противоречия. Каждое из них способствует развитию дидактики, ставит перед учителем ряд педагогических задач, помогает наиболее полно реализовать образовательную деятельность.
Современное обучение включает в себя множество аспектов: научный, трудовой, эстетический, спортивный, здоровьесберегающий. Каждый из вышеперечисленных видов обучения имеет свои особенности и свои методы. Наука дидактика решает вопросы, связанные с ними.
3. Движущие силы процесса обучения
Процесс обучения — совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, в ходе чего осуществляются развитие познавательных сил, овладение элементами культуры умственного и физического труда. Обучение в современной школе направлено на подготовку молодых поколений к активному участию в жизни общества. Изменение самого процесса обучения оказывает влияние на учащихся в сторону повышения активности учеников в познании окружающей действительности. Все это усиливает стремление школьников к непрерывному расширению этих знаний в единстве с развитием способности самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания. Эта способность превращается в черту личности учащегося, что послужит в дальнейшем основой к его самообразованию.
Нередко полагают, что движение учебного процесса всецело определяет учитель, его объяснения, указания, вопросы. Этот взгляд возник при наблюдении за уроками, где учитель непрерывно объясняет, указывает, направляет, а ученикам остается лишь подражательно-исполнительская работа. Вскрытие же действительных движущих сил процесса обучения — сложная задача, что обусловлено множеством разнообразных факторов, участвующих в таком многогранном, подвижном и противоречивом процессе. Не все то, чему учат, усваивают ученики, и далеко не всегда учитель в состоянии вызвать у них желание учиться. Замечено, что чем больше учитель «учит» своих учеников и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить и действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения. И наоборот, процесс обучения, в котором в тесной связи с объяснениями учителя осуществляется живая, активная познавательная деятельность учащихся, оказывается эффективным в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся. Таким образом, организованное обучение не стоит на месте, а непрерывно развивается, приобретая внутренние силы своего движения.
Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся — их умственного развития.
Искусство учителя заключается в том, чтобы, вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их к более усложняющимся задачам и к их выполнению. Определение степени и характера трудностей в учебном процессе находится в руках учителя, который и вызывает движущую силу учения — развивает умение и нравственно-волевые силы школьников.
Также движущей силой является противоречие, если оно является содержательным, т. е. имеющим смысл. Условие становления противоречия в качестве движущей силы обучения — соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся. Если противоречие между выдвигаемой задачей и наличными познавательными возможностями учащихся таково, что даже при напряжении усилий учащиеся класса в подавляющем большинстве не в состоянии выполнить задачу и даже не могут ее выполнить в ближайшей перспективе, — такое противоречие не становится движущей силой учения и развития, оно тормозит умственную деятельность учащихся.