прототип шапки ушанки на руси в 17 веке
История знаменитой русской шапки-ушанки (3 фото)
Предки далекие и близкие
По версии историков, русская шапка-ушанка произошла от монгольского малахая. У кочевников он представлял собой конусообразный колпак, сшитый из обработанной овечьей шкуры. Носили малахай в основном мужчины, и при длительных переходах по зимней степи он был незаменим. Ведь широкие отвороты малахая оберегали нижнюю часть лица и щеки от мороза и ветра.
Со временем овчинные отвороты по бокам малахая стали вертикально разрезать.Так получились уши, которые при стуже завязывались на лице, а при теплой погоде убирались на затылок.
При вторжении монгольских орд в пределы Киевской Руси между народами произошел непроизвольный обмен культурными и бытовыми артефактами. Так малахай проник в древнерусскую среду.
Шапки кочевников пришлись по душе славянам. Тем паче что они считали неприличным появляться на людях без головного убора. Слово «опростоволоситься» как раз и подразумевает, что человек совершил глупый поступок, показав окружающим свои неприкрытые волосы.
По другой версии, прообразом ушанки могла стать шапка русских поморов. Она представляла собой низкий цилиндр с «потолком», сшитым из шкуры тюленя. По бокам «цилиндра» пришивались длинные уши, тоже из тюленьего меха. Именно в таких непромокаемых и непродува-емых шапках и выходили рыбаки в Белое море. А длинные уши обертывались вокруг шеи и подбородка.
А в России наибольшую популярность снискал знаменитый треух. Сильно напоминавший малахай, он был в почете у ямщиков. Треух надежно закрывал не только нижнюю и боковые стороны лица, но и «задком» утеплял затылок. Что было немаловажно в трескучие морозы на заснеженном тракте.
Непосредственное рождение ушанки произошло в годы Гражданской войны. С июня 1919 года вещевое довольствие армии Колчака осуществлялось Британией. Англичане поставляли в том числе и головные уборы, названные колчаковками.
Тем не менее колчаковка оказалась ближе к ушанке, нежели буденовка. Шилась она исключительно из сукна и имела козырек, также обшитый сукном. Предназначалась колчаковка для солдат, но из-за трудностей со снабжением носили ее и офицеры. Правда, в отличие от солдат, на колчаковках офицеров имелись кокарды или бело-зеленые ленточки.
Почти сразу по окончании Гражданской войны в Петрограде началась мода на финку-ушанку. Она практически повторяла современную ушанку, с той лишь разницей, что сама шапка была кожаной, с каракулевой окантовкой. Именно ее и взяли за основу в 1931 году тыловые службы Красной армии, когда встал вопрос о зимнем обмундировании бойцов.
Но вскоре ушанки стали делать не из дорогой цигейки, а из искусственного меха.
Армейская жизнь ушанки привела к появлению новых разновидностей этой шапки. Как следовало из приказа №29 министра обороны СССР от 16 февраля 1971 года «Об изменении особой парадной формы одежды для личного состава рот почетного караула», для разных родов войск ушанка шилась разного цвета и из разных материалов.
В зависимости от норм снабжения военнослужащие СССР получали шапки-ушанки из натурального или искусственного меха. Так, в погранвойсках, относящихся к КГБ, ушанки были из цигейки, а в Советской армии из искусственного меха.
Впрочем, полковники, не говоря уже о генералах, по уставу носили папахи из каракуля. Что никак не умаляет достоинств ушанки, чьи «уши» спасли не одну тысячу солдатских ушей. Более того, в регионах с суровым климатом военнослужащим полагалась не обычная ушанка, а полуторная. Она имела в полтора раза более длинные уши, которые закрывали солдатам уши, щеки и шею ниже подбородка. В сложенном наверх состоянии уши складывались друг на друга, из-за чего шапка имела своеобразный «полуторный» вид.
Однако полицейские и их профсоюз такую заботу не оценили. В частности, один из копов заявил: «Полицейские в этих шапках выглядят курам на смех. Мы все же не в Москве». Потому вместо 15 тысяч шапок управление заказало всего тысячу.
Впрочем, шапка-ушанка уже давно не нуждается в рекламе. В России она давно стала такой же частью истории, как валенки, самовар, матрешка и блины. А остальной мир ее свойства по достоинству вряд ли оценит. Потому что такие трескучие морозы, как в России, бывают разве что на севере Америки и Европы, где населения не так уж и много.
История знаменитой русской шапки-ушанки
Одним из культовых аксессуаров русского человека в представлении Запада, помимо матрешки, водки и балалайки, является шапка-ушанка. В Оксфордском словаре на этот счет даже есть отдельные термины, произносимые вполне по-русски, shapka и ushanka.
Предками шапки-ушанки были головные уборы разных народов. Впрочем, выглядели и назывались они несколько иначе.
Предки далекие и близкие
По версии историков, русская шапка-ушанка произошла от монгольского малахая. У кочевников он представлял собой конусообразный колпак, сшитый из обработанной овечьей шкуры. Носили малахай в основном мужчины, и при длительных переходах по зимней степи он был незаменим. Ведь широкие отвороты малахая оберегали нижнюю часть лица и щеки от мороза и ветра.
Со временем овчинные отвороты по бокам малахая стали вертикально разрезать.Так получились уши, которые при стуже завязывались на лице, а при теплой погоде убирались на затылок.
При вторжении монгольских орд в пределы Киевской Руси между народами произошел непроизвольный обмен культурными и бытовыми артефактами. Так малахай проник в древнерусскую среду.
Шапки кочевников пришлись по душе славянам. Тем паче что они считали неприличным появляться на людях без головного убора. Слово «опростоволоситься» как раз и подразумевает, что человек совершил глупый поступок, показав окружающим свои неприкрытые волосы.
По другой версии, прообразом ушанки могла стать шапка русских поморов. Она представляла собой низкий цилиндр с «потолком», сшитым из шкуры тюленя. По бокам «цилиндра» пришивались длинные уши, тоже из тюленьего меха. Именно в таких непромокаемых и непродува-емых шапках и выходили рыбаки в Белое море. А длинные уши обертывались вокруг шеи и подбородка.
Шапка поморов
А в России наибольшую популярность снискал знаменитый треух. Сильно напоминавший малахай, он был в почете у ямщиков. Треух надежно закрывал не только нижнюю и боковые стороны лица, но и «задком» утеплял затылок. Что было немаловажно в трескучие морозы на заснеженном тракте.
В помощь солдатам
Непосредственное рождение ушанки произошло в годы Гражданской войны. С июня 1919 года вещевое довольствие армии Колчака осуществлялось Британией. Англичане поставляли в том числе и головные уборы, названные колчаковками.
Тем не менее колчаковка оказалась ближе к ушанке, нежели буденовка. Шилась она исключительно из сукна и имела козырек, также обшитый сукном. Предназначалась колчаковка для солдат, но из-за трудностей со снабжением носили ее и офицеры. Правда, в отличие от солдат, на колчаковках офицеров имелись кокарды или бело-зеленые ленточки.
Почти сразу по окончании Гражданской войны в Петрограде началась мода на финку-ушанку. Она практически повторяла современную ушанку, с той лишь разницей, что сама шапка была кожаной, с каракулевой окантовкой. Именно ее и взяли за основу в 1931 году тыловые службы Красной армии, когда встал вопрос о зимнем обмундировании бойцов.
Но вскоре ушанки стали делать не из дорогой цигейки, а из искусственного меха.
На все вкусы
Армейская жизнь ушанки привела к появлению новых разновидностей этой шапки. Как следовало из приказа №29 министра обороны СССР от 16 февраля 1971 года «Об изменении особой парадной формы одежды для личного состава рот почетного караула», для разных родов войск ушанка шилась разного цвета и из разных материалов.
В зависимости от норм снабжения военнослужащие СССР получали шапки-ушанки из натурального или искусственного меха. Так, в погранвойсках, относящихся к КГБ, ушанки были из цигейки, а в Советской армии из искусственного меха.
Впрочем, полковники, не говоря уже о генералах, по уставу носили папахи из каракуля. Что никак не умаляет достоинств ушанки, чьи «уши» спасли не одну тысячу солдатских ушей. Более того, в регионах с суровым климатом военнослужащим полагалась не обычная ушанка, а полуторная. Она имела в полтора раза более длинные уши, которые закрывали солдатам уши, щеки и шею ниже подбородка. В сложенном наверх состоянии уши складывались друг на друга, из-за чего шапка имела своеобразный «полуторный» вид.
Однако полицейские и их профсоюз такую заботу не оценили. В частности, один из копов заявил: «Полицейские в этих шапках выглядят курам на смех. Мы все же не в Москве». Потому вместо 15 тысяч шапок управление заказало всего тысячу.
Впрочем, шапка-ушанка уже давно не нуждается в рекламе. В России она давно стала такой же частью истории, как валенки, самовар, матрешка и блины. А остальной мир ее свойства по достоинству вряд ли оценит. Потому что такие трескучие морозы, как в России, бывают разве что на севере Америки и Европы, где населения не так уж и много.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Существует несколько версий происхождения шапки-ушанки. В одной из них утверждается, что ее «родоначальником» является монгольский малахай. Тот головной убор представлял собой скроенный из овчины колпак. Его отворот разрезался на три части, чтобы можно было завязывать их на затылке.
По другой версии прародительницей ушанки была шапка-цибака – это некое подобие кожаного шлема с длинными меховыми «ушами». Предположительное ее происхождение от саамов (финно-угорского народа).
В начале 20 века ушанки (треухи) преимущественно носили крестьяне. В СССР официально одними из первых, кто стал носить ушанки, стали офицеры морского флота. Головные уборы высшего командного состава положено было носить из мерлушки (шкурок ягненка в возрасте да 2 недель). Те, кто были рангом ниже, носили шапки из цигейки. На сегодняшний день шапки-ушанки являются неотъемлемой частью обмундирования российского военно-морского флота.
В 1990-е из шапки-ушанки сделали почти что культ, показатель достатка. Одни, по приходу домой, просто стряхивали снег с головного убора, другие же заботливо складывали шапку в холодильник (чтоб мех не испортился). Тогда, даже в лютые морозы, не развязывали «уши», чтоб не подпортить себе имидж.
В Голливуде образ чуть ли не каждого «русского», представленного в киноленте, показывается непосредственно в шапке-ушанке.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ИСТОРИЯ ШАПКИ — УШАНКИ
Шапка-ушанка для русского человека уже давно один из самых привычных зимних головных уборов, а иностранцы покупая её как сувенир отдают дань российской истории. Даже сейчас эта шапка пользуется бешеной популярностью у молодежи, так как она отлично спасает нашу голову морозной зимой. Давайте разбираться.
Шапка — ушанка произошла от монгольского малахая. Монгольская шапка представляла собой колпак в виде конуса, скроенный из овчины. Такая мужская шапка была незаменима зимой: ее широкие отвороты защищали лица и щеки воинов татаро-монгольской орды от ветра и метели.
Позже овчинные отвороты малахаев начали вертикально разрезать по бокам, полученные в результате «уши» могли завязываться при потеплении погоды на затылке наездника. От таких малахаев и произошли легендарные мужские шапки-ушанки, которые стали популярны на Руси.
Это была очень важная традиция, оставлять голову непокрытой считалось постыдным, отсюда и слово «опростоволоситься» — оказаться в неприятном, смешном положении, допустить грубую ошибку, промах, оплошность.
Некоторые меховые головные уборы ХІV –XVIII вв. с отворотами или без, полностью меховые или лишь с меховой оторочкой стали прототипами современных меховых шапок.
Наиболее близкие по стилю: шапка-кабардинка из меха выдры и шапка бурка вильчура, популярные у запорожских казаков.
До XIII века в моде были, так называемые, треухи и более сложные магерки – шапки с отворотами, с разрезами впереди, где обычно крепили аграф или перо с драгоценным камнем и кисточкой, это украшение называлось «султан». Обычно на художественных полотнах того времени в таких головных уборах изображали польскую шляхту и украинских гетьманов.
Этнографы также приводят самый поздний вариант — шапку-малахай, круглую с наушниками, её носили в Черниговской губернии в конце XIX века. Это практически точная копия нынешней ушанки.
Однако возрождение шапки-ушанки произошло после революции, в 1918-19 гг. в рядах Белой армии, под предводительством адмирала и руководителя Белого движения Александра Васильевича Колчака.
Тогда шапка-ушанка называлась — шапка «колчаковка», но она не была меховой, её шили исключительно из сукна, а также она имела козырёк, также обшитый сукном. Хотя считалось, что колчаковка – облегчённая копия шапки Нансена, известного исследователя Арктики, норвежского путешественника Фритьофа Нансена.
Времена тогда были тяжёлые, обмундирование армии Колчака была привозным, готовую униформу доставляли либо из Англии, либо шили её из сукна, купленного в Японии. Офицерский состав Белого движения, помимо папах, также носил «колчаковны» с кокардой или бело-зелёной ленточкой.
В 1934 году шапка-ушанка обрела вид, привычный всем до сих пор, её стали носить Военно-морские силы Рабоче-крестьянской Красной Армии. Шапка-ушанка черного цвета состояла из окола, суконного черного колпака, козырька и назатыльника с наушниками. Наушники в опущенном положении завязываются на тесьму, а в поднятом заправляются внутрь назатыльника.
В соответствии с приказом Наркома ВМФ № 426 от 20 октября 1939 года, суконный колпак заменили на кожаный, а также добавили обтянутую кожей пуговицу.
Шапки высшего и старшего командного состава изготовляли из меха мерлушки черного цвета, а шапок среднего комсостава и срочников — из меха цигейки чёрного цвета.
С 1940 года шапка-ушанка стала зимним головным убором армии и милиции. Головной убор делали из светлой овчины, хотя на флоте ушанки оставались чёрными.
Во времена застоя и перестройки шапка-ушанка стала ходовым товаром у фарцовщиков. Иностранные туристы с удовольствием покупали или меняли привезённые с собой вещи на ушанки.
Сегодня шапка-ушанка является модным аксессуаром, способным менять настроение своего обладателя вместе с положением ее ушей, завязанных на затылке или подбородке, а то и вовсе дразня публику подрагивающими при ходьбе не завязанными «ушками».
Причем, модельный ряд ушанки не ограничивается только классикой жанра, т.е. шапкой-ушанкой на меху. В моде вязаные ушанки, трикотажные, из стриженого меха (искусственного или натурального) и т.д.
Для иностранцев шапка-ушанка давно приросла к образу типичного русского. Туристы вкупе с матрешками и футболками с ликом дедушки Ленина нарасхват скупают меховые и драповые треухи, называя их на русский манер shapka или ushanka. Эти термины, кстати говоря, включены в Оксфордский словарь.
• У приблатненной петроградской публики в начале 1920-х особым шиком считалась финка-ушанка – кожаная с каракулевой окантовкой.
• В советской моде на головные уборы свое слово сказал Леонид Брежнев: в 60-70-е годы прошлого века члены Политбюро носили одинаковые пыжиковые шапки. Позже появились шапки из ондатры и тюленевого меха. Брежнев же ввел моду на норковые шапки-ушанки, ставшие атрибутом состоятельности в период глубокого застоя.
Несмотря на огромное количество разновидностей и видов по стилю — эти теплые головные уборы прекрасно согреют в самое холодное время года. Помните, что важнее всего держать в тепле именно голову, ну и ноги конечно.
Источник: http://fishki.net/1217078-istorija-shapki-ushanki.html © Fishki.net
http://moiarussia.ru/istoriya-shapki-ushanki/
Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:
Доброе утро
История ушанки. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 07.12.2015
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
По мнению большинства историков, шапка-ушанка произошла от монгольского малахая — головного убора из овчины в виде конуса. Есть и другая версия: шапку с ушами и козырьком впервые придумали в годы гражданской войны. Правда, шили такую шапку не из меха, а из сукна.
Богатырка, буденовка, колчаковка! Как только ее ни называли. Ушанкой она стала уже в годы Великой Отечественной. Но по-прежнему оставалась элементом военной формы. Причем каждому рангу — своя модель. Высший и старший командный состав получал шапки из меха мерлушки, средний и рядовой — из цигейки.
Только после войны ушанка перекочевала в народ. Относились к ней с большой любовью. Занашивали до дыр. Поклонником шапок-ушанок был и Леонид Брежнев. В 1974 году он подарил ушанку лидеру США Джеральду Форду как символ советского человека!
Своей популярности шапка с ушами не теряет и сегодня. Потому что теплая и стильная. Дизайнер Сергей Сысоев предлагает носить ее в паре с платком. «Важное замечание — платок должен быть интегрирован в костюм, — пояснил дизайнер. — Он не должен быть аляпистым». Та же ушанка превратится в праздничный головой убор, если подобрать «ушки» и украсить цветком. И, конечно, гармонично шапка-ушанка будет смотреться в стиле милитари. Из броши делаем кокарду и носим с пальто, напоминающим шинель.
Сергей Сысоев, дизайнер: «Мех шапки прекрасно сочетается с лаконичным гладкошерстным мехом в отделке пальто. Важным замечанием будет сочетание по цвету — они могут быть разными по фактуре, но согласованными по цвету».
Совет по прическе. Сделали два хвоста или косы — спрячьте их под шапку, чтобы они не спорили с «ушами».