противодействие коррупции в россии история и современность

ИСТОРИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ

противодействие коррупции в россии история и современность. Смотреть фото противодействие коррупции в россии история и современность. Смотреть картинку противодействие коррупции в россии история и современность. Картинка про противодействие коррупции в россии история и современность. Фото противодействие коррупции в россии история и современностьпротиводействие коррупции в россии история и современность. Смотреть фото противодействие коррупции в россии история и современность. Смотреть картинку противодействие коррупции в россии история и современность. Картинка про противодействие коррупции в россии история и современность. Фото противодействие коррупции в россии история и современность

противодействие коррупции в россии история и современность. Смотреть фото противодействие коррупции в россии история и современность. Смотреть картинку противодействие коррупции в россии история и современность. Картинка про противодействие коррупции в россии история и современность. Фото противодействие коррупции в россии история и современность9 декабря 2003 года в городе Мерида (Юкатан, Мексика) была подписана Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Документ обязывал подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. С тех пор 9 декабря во всем мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Целью учреждения Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении и борьбе с ней.

Коррупция (лат. corrumpere – растлевать, лат. corruptio – подкуп, порча) – термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Борьба с коррупцией, о которой так много говорят и пишут, началась не в последние годы. Эта проблема была в центре внимания в течение истории всех государств, в том числе и российского государства. С мздоимством и лихоимством вынуждены были бороться все без исключения правители нашей страны во все периоды его существования. Коррупция существовала в разных формах, и, к сожалению, это позорное явление оказалось слишком живучим. Борьба с ним продолжается и сейчас. Только двум руководителям государства – Ивану IV Грозному и Иосифу Виссарионовичу Сталину – удалось, используя жесткие карательные методы в определенной мере снизить ее уровень. Проявленная тогда массовая жестокость по отношению к своим гражданам (или ранее – подданным), «побочные эффекты» в виде случайных жертв антикоррупционной мясорубки не могут положительно восприниматься в рамках современной эпохи.

История борьбы с коррупцией в России

Принцип «кормления» чиновников, укоренившийся еще со времен Киевской Руси и взращиваемый впоследствии на протяжении многих веков, настолько «засел» в исторической памяти россиян, что представляется крайне маловероятной скорая победа над этим социальным злом в ближайшей временной перспективе.

Во второй половине ХХ века коррупция все больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрел массовый характер.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, преподаватель, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №237-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет, что коррупцией является злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; либо совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции этим же законом определена как деятельность федеральных органов государственной власти, органов госвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Источник

История борьбы с коррупцией в современной России

противодействие коррупции в россии история и современность. Смотреть фото противодействие коррупции в россии история и современность. Смотреть картинку противодействие коррупции в россии история и современность. Картинка про противодействие коррупции в россии история и современность. Фото противодействие коррупции в россии история и современность

Двадцать лет назад, 4 апреля 1992 года, вышел Указ президента РФ Бориса Ельцина «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы».

Документ стал первым антикоррупционным нормативно-правовым актом нового российского законодательства и послужил отправной точкой отсчета в борьбе с коррупцией в Российской Федерации.

Указ запрещал чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, а также устанавливал для государственных служащих обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера. Несоблюдение этих требований грозило освобождением от занимаемой должности, предусматривало и более строгую ответственность. Надзор за выполнением Указа возлагался на президентское Контрольное управление.

Нормы этого Указа легли в основу готовившихся в момент его издания законопроектов «О борьбе с коррупцией», «Об основах государственной службы Российской Федерации» (закон был принят в 1995 году, утратил силу в июле 2004 года) и др.

13 июля 1992 года президиум Верховного Совета РФ направил в комитеты Верховного Совета РФ, Верховные Советы республик в составе России, областные Советы народных депутатов, администрацию президента РФ и правительство РФ первый проект закона РФ «О борьбе с коррупцией». Однако этот законопроект успел пройти в Верховном Совете лишь первое чтение, после чего президентом РФ на него было наложено вето.

В 1993-1997 годах Государственная Дума неоднократно пыталась принять закон «О борьбе с коррупцией». Проект закона предусматривал, что борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий должны вести органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной службы, налоговой полиции и других правоохранительных органов, в которых учреждаются специализированные подразделения по борьбе с коррупцией. В качестве же специального органа по борьбе с коррупцией была названа Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. Закон предъявлял к лицам, претендующим на выполнение государственных функций, ряд специальных требований.

В ноябре 1997 года закон «О борьбе с коррупцией» был принят Госдумой, в декабре 1997 года — одобрен Советом Федерации и направлен на подпись к президенту, который вернул его на доработку.

В 1998 году президентом РФ была предпринята попытка провести через Государственную Думу свой вариант законопроекта с аналогичным названием, но Государственная Дума отклонила его.

29 сентября 1999 года был создан Национальный антикоррупционный комитет (НАК), первым председателем которого стал Сергей Степашин. Среди главных задач НАК — защита всех, кто пытается бороться с коррупцией, и оказание воздействия на власть в целях активизации антикоррупционной деятельности.

В ноябре 2001 года законопроект «О противодействии коррупции» был вновь внесен на рассмотрение Госдумы, но был принят только в первом чтении.

Указом президента РФ от 24 ноября 2003 года был создан Совет при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. Основной задачей Совета стало оказание содействия президенту РФ в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации.

В состав Совета вошли председатель правительства, председатель Совета Федерации, председатель Государственной Думы, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов.

При Совете были созданы Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов.

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. При этом статья 20 Конвенции («Незаконное обогащение») не была ратифицирована.

Для подготовки предложений по реализации в законодательстве РФ положений Конвенции ООН против коррупции (2003) и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999) Указом президента от 3 февраля 2007 года была создана межведомственная рабочая группа. Совет при президенте РФ по борьбе с коррупцией был упразднен.

Первый раздел документа был посвящен мерам по законодательному обеспечению противодействия коррупции.

Законом предусматривалась профилактика коррупции, в частности, через развитие института общественного и парламентского контроля над соблюдением антикоррупционного законодательства. Планом предусматривалась такая антикоррупционная мера как «возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений…».

Второй раздел документа был посвящен мерам по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции.

Третий раздел Плана содержал задачи повышения профессионального уровня юридических кадров и правового просвещения граждан.

В последнем разделе Плана был отражен перечень первоочередных указаний органам власти о направлениях борьбы с коррупцией.

Пакет включал четыре закона: базовый закон «О противодействии коррупции», законопроект, вносящий поправки в закон о правительстве РФ, и еще два закона, вносящие изменения и поправки в 25 Федеральных законов.

Законами предусматривалось, что в течение двух лет после ухода с государственной службы экс-чиновник имеет право работать в коммерческих и некоммерческих организациях, с которыми по роду своей деятельности он работал в должности чиновника, только в том случае, если на это дано согласие специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. Также определялось, что за коррупцию граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Устанавливалась также ответственность и юридических лиц за коррупционные правонарушения. Документы определяли, что чиновник обязан сообщать обо всех фактах склонения его к коррупционным действиям.

Чиновников обязали предоставлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Также они должны будут предоставить сведения и о доходах, имуществе и обязательствах членов своей семьи — супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Отдельным законом были выделены поправки в закон о правительстве, обязывающие членов правительства сообщать сведения о доходах жены (мужа) и детей до 18 лет.

Ограничения, запреты и обязанности, установленные законом «О противодействии коррупции» были распространены на сотрудников милиции, прокуратуры, органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и военнослужащих.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ упрощался порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и ряда категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Устанавливался предел стоимости подарка, который может быть преподнесен чиновнику посетителями — до трех тысяч рублей, более дорогие подарки будут автоматически считаться собственностью государства.

Также было усилено уголовное наказание за коррупцию.

Национальная стратегия противодействия коррупции определила основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации.

Национальный план противодействия коррупции предусматривал развитие нормативно-правовой базы, организацию работы кадровых служб органов власти по профилактике коррупции, совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению чиновников, социологические исследования уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер, обучение госслужащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Национальный план противодействия коррупции обновляется каждые два года.

Также был обнародован национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, предполагающий ряд новшеств в этой сфере: создание института лоббизма и единого бюджетного портала, внедрение в антикоррупционных подразделениях госорганов специальных компьютерных программ, обязательные отчеты чиновников о полученных подарках (соответствующий документ должен быть разработан до 1 октября), а также гранты для СМИ и общественных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией.

Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы содержит не только поручения о разработке госорганами комплексов мер в этой сфере, но и указания о проведении проверок ряда ведомств. В частности, президент поручил прокуратуре провести в третьем квартале 2013 года проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ряде ведомств, в том числе в Пенсионном фонде, Фонде соцстрахования и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

История образования коррупции в России

История борьбы с коррупцией в России

В настоящее время в мире нет ни одного государства, в котором бы отсутствовала коррупция. На сегодняшний день и в России проблема коррупции является, бесспорно, актуальной.

Коррупция негативно влияет на все сферы жизни общества. В экономической сфере ведет к упадку развития экономики, финансовой системы, а также всей инфраструктуры российского государства. Коррупция рассматривается как отрицательное явление, препятствующее развитию бизнеса и сокращающее богатство страны.

В социальной сфере способствует снижению уровня жизни населения, что служит причиной раскола общества на богатых и бедных. Политическая коррупция подрывает престиж страны на международной арене, снижает доверие народа к власти. В нравственно — духовной жизни общества происходит преломление норм морали.

Для того чтобы эффективно бороться с коррупцией, необходимо знать ее корни и особенности ее происхождения.

Взятки появились еще в Древней Руси, об этом известно по уцелевшим записям. В IX веке Древнерусским государством была заимствована система, названная «кормлениями», представляющая собой, особый способ содержания должностных лиц за счет местного населения. Князь посылал в города и волости наместников и других служилых людей. Население было обязано содержать их — «кормить» в течение всего периода службы, что естественно приводило к взяткам. В целом указанная система содержания должностных лиц являлась совершенно неэффективной.

В XV в. коррупция в России приобрела системный характер. Чиновник выполнял за подношение какое — то действие, напрямую связанное с его прямыми обязанностями, это явление было названо — «мздоимство».

Конечно же, возникшее негативное общественное явление порождало необходимость борьбы с ним со стороны государства. Уже в 1561 г. Иваном Грозным была введена Судная грамота, которая устанавливала санкции за получение взятки судебными чиновниками. Существенные изменения в области предотвращения коррупции были предприняты Петром Первым. В декабре 1714 г. был издан указ «О воспрещении взяток и посулов», который предусматривал смертную казнь за коррупцию.

Однако уже в период правления Екатерины II смертная казнь была отменена, вследствие чего усилился рост коррупции. В 1845 г. при непосредственной поддержке Александра III было принято «Уложение об уголовных и исправительных наказаниях», в котором были впервые введены новые нормы, устанавливающие ответственность за взяточничество, и предусматривающие лишение свободы в качестве наказания за данное противоправное деяние.

Наибольшего расцвета коррупция достигла в последние годы правления Николая II, когда продавались и покупались высшие должности в его правительстве. Попытки ужесточить борьбу с коррупцией в период 1911-1916 гг. были вызваны превращением коррупции в отлаженную мобилизованную оппозиционную политическую организации.

В период построения социалистического государства также не удалось избавиться от взяточников. Следует отметить, даже при тоталитарном режиме И.В. Сталина, коррупция не была полностью истреблена, хотя его правление было наименее коррумпированным. Свое масштабное распространение в СССР коррупция получила в 1970-1980 гг. Это негативное явление затронуло практически все государственные и партийные органы и учреждения.

Таким образом, на основании представленных исторических данных можно с уверенностью сделать вывод о том, что предпосылки для развития коррупции в современной России, зародились еще в глубокой древности и формировались на протяжении всего периода ее развития.

В настоящее время международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок. По оценке Национального антикоррупционного комитета, объем коррупции в стране к 2010 в денежном выражении варьируется от 240 до 300 млрд. долларов.

Следует отметить, что за последние годы выросло число мер, принимаемых российским государством с целью устранения коррупции, но, к сожалению, до настоящего момента значительного эффекта в антикоррупционной деятельности добиться не удалось.

Начиная с 2004 года ежегодно 9 декабря во всем мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Целью учреждения Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении и борьбе с ней.

В резолюции отсутствуют обычные в таких случаях призывы широко отмечать эту дату и проводить соответствующие мероприятия. Однако это хороший способ вспомнить о проблеме и еще раз подумать о том, как бороться с этим злом.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №237-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; либо совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции указанным законом определена как деятельность федеральных органов государственной власти, органов госвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Сотрудник органов внутренних дел, в соответствии со статьей 82.1. Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

2) непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия сотрудника органов внутренних дел на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления сотрудником органов внутренних дел предпринимательской деятельности;

5) вхождения сотрудника органов внутренних дел в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором России или законодательством Российской Федерации;

6) нарушения сотрудником органов внутренних дел, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельными категориями лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Кроме того, сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность руководителя (начальника), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника органов внутренних дел личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, также подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.

Группа ПК и ИП УРЛС УМВД России по Курганской области

Источник

Борьба с коррупцией от Петра I до наших дней: сколько лет дают за взятку и что делать, чтобы самому не сесть

противодействие коррупции в россии история и современность. Смотреть фото противодействие коррупции в россии история и современность. Смотреть картинку противодействие коррупции в россии история и современность. Картинка про противодействие коррупции в россии история и современность. Фото противодействие коррупции в россии история и современность

Давать и брать взятки нельзя – это запрещено законом и нечестно по отношению к обществу. Но многих это не останавливает: для них государство подготовило разные виды наказания – от увольнения с работы до многомиллионных штрафов и 12 лет тюрьмы. Рассказываем, как боролись с коррупцией в России и что происходит сейчас.

Взяточничество и коррупционные правонарушения

Что можно называть коррупцией

Мы привыкли называть взяточников коррупционерами, и наоборот. Хотя в действительности между взяточничеством и коррупцией нельзя поставить знак равенства. Чтобы понимать, за что посадили (или не посадили) того или иного чиновника, важно понимать, что такое коррупция и что еще она включает.

Коррупция – это общее название ситуаций, когда должностное лицо получает какую-то противоправную выгоду, пользуясь своим служебным положением. И неважно, занимает это лицо государственную должность или занимается закупками в частной компании – использование служебного положения для личной выгоды есть коррупция.

Взяточничество является формой коррупции. Это предоставление или получение выгоды, в обмен на действие, которого взяточник не имел права совершать в силу своих полномочий.

Другими словами, как «благодарность» автомобилиста сотруднику дорожной полиции взамен на отказ от штрафа, так и чемодан с деньгами для чиновника в обмен на выбор исполнителя государственного контракта являются взяточничеством.

Вообще, взяточничество достаточно интересное явление – в нем обе стороны (тот, кто дает и тот, кто берет взятку) получают какую-то выгоду: например, чиновник получает деньги, предприниматель получает государственный контракт.

Страдают в этой ситуации лишь общественные отношения (например, бюджет тратит на закупку больше денег).

Но взяточничество не ограничивается дачей и получением взяток. Согласно Уголовному кодексу РФ есть 4 вида таких преступлений:

А понятие коррупции еще шире, и может включать в себя самые разные виды правонарушений. Так, с 2009 года действует Федеральный закон 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который предполагает санкции за не самые «очевидные» коррупционные нарушения. Например, чиновника могут уволить по таким основаниям:

За такие нарушения чиновника вряд ли привлекут к уголовной ответственности, но он будет уволен с государственной службы из-за утраты доверия.

Что за это грозит

Коррупция в России существует на разных уровнях и в разных сферах деятельности. С одной стороны, преподаватель заставляет студентов покупать его учебники, а с другой – топ-чиновник катается на яхте, принадлежащей олигарху. Чаще всего коррупция в России проявляется на таможне, в налоговых органах (хоть переход на новое ПО и лишил инспекторов возможности вмешиваться в работу системы), в правоохранительных органах и в образовании.

Регулярно становится известно о задержаниях чиновников с крупными суммами денег, но почему-то кажется, что масштабы коррупции не меняются. Может ли быть причиной недостаточно строгое наказание за такие преступления?

Самое жесткое наказание предполагается за непосредственно получение взятки:

По всем статьям предусматривается также лишение права занимать определенные должности, срок этого лишения доходит до 15 лет по самым серьезным обвинениям.

Дачу взятки Уголовный кодекс расценивает чуть менее строго: в самом «легком» варианте это будет штраф до 500 тысяч рублей или от 15- до 30-кратной суммы взятки, а также лишение свободы на срок до 2 лет. Если же дать взятку в миллион и более, штраф составит до 4 миллионов рублей (или до 90-кратной суммы взятки), а в тюрьму можно сесть на срок от 8 до 15 лет.

А если у гражданина вымогали взятку, и он добровольно рассказал об этом правоохранителям, его могут освободить от ответственности (но ровно до тех пор, пока об этом факте в правоохранительных органах не узнают самостоятельно).

Примерно похожие санкции ожидают тех, кто был посредником при передаче взятки, или занимался коммерческим подкупом.

Однако наказание грозит не только по УК РФ, коррупционные правонарушения наказываются и согласно КоАП РФ, причем наказание по ним могут нести и юридические лица. Так, согласно КоАП РФ, наказать могут за такое:

Также есть достаточно обширный перечень оснований для увольнения чиновника за утерю доверия.

Борьба с коррупцией в России

От Петра и дальше – история борьбы с коррупцией в России

Коррупция опасна для общества и для государства. Считается, что возникла она с возникновением самого государства, и известна с Древнего мира. «Продажа» власти была свойственна и России, причем не одно столетие.

Первый документ, который был создан для борьбы с коррупцией в России – это указ Петра I от 1714 года, который ужесточил наказание за корыстные злоупотребления на службе государству. Одной из мер по борьбе с мздоимством тогда стало ограничение нахождения в должности воевод – не более 2 лет. Указ вводил уголовную ответственность тем, кто был пособником в совершении корыстных злоупотреблений по службе.

Тогда же были введены понятия:

Борьба с коррупцией продолжалась (хоть и не так активно) и в период правления Екатерины II. Историки говорят, что ее политика была направлена на обеспечение принципа неотвратимости за совершенные корыстные злоупотребления.

Несмотря на все принимаемые меры, коррупцию побороть так и не удавалось – она и в период царствования Романовых была источником процветания мелких государственных служащих.

Власти искали все новые пути избавления от взяточничества. В 1845 году принято «Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных», в нем за корыстные преступления предусматривалась уголовная ответственностью. В частности, за получение не предусмотренного законом вознаграждения должностное лицо могло получить такие виды наказания:

Все это сохранилось и в «Уголовном уложении» России образца 1903 года. Этот документ был уже более прогрессивным – в частности, в нем уже было дано определение должностного лица.

В 1918 году установилась советская власть, и первым ее правовым актом стал Декрет Совета народных комиссаров «О взяточничестве». За него предусматривалась тюремный срок вместе с принудительными работами в 5 лет и более. Но, как и во всем остальном, более тяжелым наказание было для тех взяткодателей, которые относились к имущему классу – их имущество полностью конфисковывалось.

Уголовный кодекс от 1922 года был еще более жестким – взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью и за него полагался расстрел. Однако с первых дней существования советской власти коррупция продолжала свое существование.

Естественно, что коррупция существовала и в 1930-1950-е годы, хоть о ней и не было широко известно. Кроме того, уже тогда формируется шикарный образ жизни партийной элиты – что тоже, в некотором роде, считается злоупотреблением властью.

Злоупотребления были везде – и в системе НКВД, и в судебной системе. В 1948 году оказалось, что суды насквозь пронизаны коррупцией.

Но во времена правления Брежнева коррупция становилась только сильнее. Официально до 1980-х годов о ней говорить было не принято, но за эти годы количество регистрируемых сообщений о взяточничестве выросло в 25 раз – однако обо всех этих пороках говорили как о пережитках прошлого.

После распада СССР проблема коррупции в России становилась все более актуальной. К началу 2000-х зарубежные журналисты писали, что в стране такие коррупция и бандитизм, которым нет аналогов в истории.

Но попытки бороться с ней были – с 1992 года действовал Указ президента «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» – он запрещал чиновникам заниматься бизнесом, и обязал их декларировать свои доходы. Законопроект «О борьбе с коррупцией» не смог пройти голосование – его с 1992 по 1998 годы лишь передавали по разным инстанциям.

Следующий нормативный акт – Федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ…» вышел только в 2005 году, он обязал размещать информацию обо всех государственных закупках в интернете.

Соответствующий закон – 273-ФЗ «О противодействии коррупции» – был принят и подписан лишь в 2008 году. Он регулирует различные аспекты работы госслужащих, в том числе основные положения антикоррупционной политики.

Тем не менее, говорить о победе над коррупцией еще совсем рано – только за первые 8 месяцев текущего года она принесла ущерб экономике на сумму более 100 миллиардов рублей.

Кто и как борется с коррупцией в России сейчас

В России нет единого органа, который занимался бы всеми делами в сфере коррупции. Так, выявляют такие преступления и привлекают виновных к ответственности органы прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, таможенной службы. Координирует эту работу генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.

Полномочия в этой сфере есть у самих органов государственной власти – например, если государственного служащего склоняют к получению взятки, он должен сообщить об этом своему работодателю, который сообщит об этом в соответствующий орган.

Оперативную работу по экономическим преступлениям, в том числе по коррупции, ведет Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД (ГУЭБиПК). Считается, что это управление имеет преемственность от ОБХСС.

Что касается непосредственно борьбы с коррупцией, на уровне государства считается, что более эффективным мероприятием является ее профилактика.

Вообще же работает целый комплекс мер по антикоррупционной политике:

Например, в России 9 декабря каждого года отмечается Международный день борьбы с коррупцией.

Законодательство России предполагает 4 вида ответственности за коррупционные правонарушения:

На первый взгляд, закон достаточно объемный, и должен работать на уменьшение уровня коррупции в стране. А что же происходит на самом деле?

Насколько успешно получается бороться с коррупцией

Коррупция – не зарплата и не ВВП, цифрами ее измерить очень сложно. Чтобы понять, насколько успешно страна борется с коррупцией, используют оценочные показатели. Самый известный из них – Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index), который каждый год рассчитывается международной неправительственной организацией Transparency International.

В 2018 году Россия заняла 138 место из 180 стран мира, что показывает не очень эффективную борьбу с коррупцией. При этом выше 60 места Россия вообще не поднималась:

противодействие коррупции в россии история и современность. Смотреть фото противодействие коррупции в россии история и современность. Смотреть картинку противодействие коррупции в россии история и современность. Картинка про противодействие коррупции в россии история и современность. Фото противодействие коррупции в россии история и современность

Кстати, не стоит считать, что в 2000 году ситуация была лучше – просто тогда Transparency International оценивала Индекс восприятия коррупции по 90 странам – и 82 место означает не очень хорошее положение.

Россия по ИВК в 2018 году получила 28 баллов из 100 возможных – столько же, сколько Нигерия, Мавритания, Кения, Коморы, Бангладеш и Уганда. Некоторые страны СНГ разместились выше – больше всего баллов получила Армения – 35, у Молдавии 33 балла, у Украины – 32, у Казахстана – 31 балл. Среди лидеров рейтинга – Эстония, у нее 20 место.

Но Transparency International вряд ли серьезно будет восприниматься чиновниками – российское подразделение организации объявлено иностранным агентом.

Что касается статистики от правоохранительных органов, то они оперируют количеством выявленных случаев. Так, в прошлом году за 10 месяцев было выявлено 27 143 преступления коррупционной направленности – и только 3 171 из них связано с получением взятки. Еще 2 251 случай – это дача взятки.

Больше всего коррупционных преступлений фиксируется в Челябинской области, Татарстане, Москве и Краснодарском крае. Чаще всего «на горячем» попадаются сотрудники МВД, местные чиновники, военнослужащие и должностные лица других государственных учреждений.

Самыми громкими делами в части взяточничества стали дела в отношении полковника МВД Дмитрия Захарченко (у которого нашли несколько миллиардов рублей, по некоторым данным – это «общак» коррупционеров), бывших губернаторов Коми (Гайзер) и Сахалинской области (Хорошавин), бывшего министра экономического развития (Улюкаев).

А сколько Россия теряет из-за коррупции? Мнения разделились:

В любом случае, официально даже самые низкие оценки показывают, что Россия теряет минимум 10% от федерального бюджета из-за коррупции. А это говорит, что до полной победы над ней еще очень далеко.

Куда жаловаться, если требуют взятку

Чиновники обычно говорят о каких-то абстрактных вещах – антикоррупционной политике, корпоративной этике, конфликте интересов. Но обычные россияне могут регулярно сталкиваться с требованием заплатить «в карман» и не знать, что делать в этой ситуации.

Поскольку дача взятки – такое же преступление, как и ее получение, молчать об этом не стоит. Итак, если кто-то прямо или косвенно намекает на взятку, нужно:

Передача денег без обращения в полицию впоследствии будет расценена как преступление.

Дальше будет расследование дела о взяточничестве. Нужно будет подробно рассказать об обстоятельствах вымогательства взятки, предоставить все доказательства этого, и по возможности предоставить контактные данные тех, кто еще присутствовал при этом.

Кто-то считает, что заявлять о взяточниках «некрасиво». Но эти же люди потом возмущаются, что все органы власти в стране насквозь коррумпированы. Поэтому выбор простой – если кто-то не хочет добросовестно выполнять свою работу, ему на этой работе не место.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *