просвещение и литература московской руси 14 17 века
Культура Московской Руси XIV — XVII века
Монголо-татарское нашествие, борьба с Литвой и Речью Посполитой нанесли существенный урон древнерусской культуре. Были уничтожены многие памятники древнего зодчества, практически исчезла ремесленная культура. Ремесленники разучились делать драгоценные украшения, изделия из драгоценных металлов, была забыта техника изготовления перегородочной эмали. С начала XIII и вплоть до середины XIV века не было построено ни одного значительного каменного строения. В ущерб качеству, технология строительства из камня значительно упростилась. Отсутствие каменных строений негативным образом отразилось на развитии фресковой живописи.
Монгольский период в культуре (XIV-XV век)
Развивается зодчество. Центром его становятся Москва, Тверь, Псков и Новгород. В основном строят храмы и церкви. Формируется особый новгородский стиль, основанный на живописности, праздничности и народности. Лучшими строения, созданные в этом стиле церковь Федора Стратилата на Ручье и церковь Спаса на Ильине в Новгороде. Московский архитектурный стиль начинает формироваться лишь во второй четверти XV века, окончательно складываясь лишь после освобождения от ига.
Развивается живопись. Пишут иконы. В иконографии присутствует византийский стиль. Создаются новгородские, псковские, московские, тверские, вологодские и ростовские школы живописи. Во второй половине XIV века из Византии приезжает иконописец Феофан Грек, автор фресковой росписи в Новгородской церкви Спаса на Ильине. Выдающимися московскими живописцами этого времени являются Андрей Рублев и Даниил Черный, расписавшие Успенский собор во Владимире, Троицкий собор в Троице-Сергиевском посаде и Спасский собор Андронникова кремля в Москве. Андрей Рублев автор иконы «Троица». Для своего произведения он использовал библейские мотивы, в частности, миф о триединстве Бога. Создание «Троицы» оказало колоссальное воздействие на дальнейшее развитие иконографии. Появились новые иконописцы, среди них, Дионисий. Основная тема русской иконографии этого периода — создание образа Богоматери. Насчитывается более 800 типов икон, связанных с данной тематикой.
Ближе к концу XV века появляются новые жанры в литературе, развивается общественная мысль. Монгольское иго всколыхнуло подъем патриотического настроения. Патриотизмом наполнены поэтические повести — «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Выдающимся мыслителем этого периода является Сергий Радонежский.
Расцвет культуры Московской Руси (XVI-XVII век)
Формирование русского национального самосознания происходит в эпоху расцвета Московского царства. Освобождение от ига стало толчком к формированию общерусской культуры. В начале XVI века появляются печатные книги. Первая печатная книга «Апостол» отпечатана Иваном Федоровым в 1564 году. В 1574 году издается первый русский букварь. За первое столетие работы книгопечатного станка в России отпечатано до 20 книг, в основном церковных.
В литературе этого периода подымается один из основополагающих вопросов существования государства — вопрос происхождения, места и роли в мире. Знаменитое «Сказание о князьях Владимирских» пытается объяснить происхождение русских князей от римского императора Августа и получение Владимиром Мономахом царских регалий из рук самого императора Константина. Псковский старец Филофей выдвигает идею о Москве, как о третьем Риме. Филофей полагал, что Рим, некогда бывший центром христианского мира, утратил свое положение, новым центром стал Константинополь, падение которого позволило стать центром всего православного христианства — Москве.
В XVI веке получает новое развитие общественная мысль. Возникают споры по поводу устройства государства, статуса церкви, положения отдельных общественных слоев. Возникает новый жанр в литературе — публицистика. Особый интерес представляет переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Уверенный в божественном происхождении царской власти, Иван Грозный пытается убедить своего оппонента в праве судить не только за дела, но и за мысли.
Общий культурный бум затронул и область архитектуры. Красивейшим архитектурным ансамблем этого периода является Московский Кремль, состоящий из трех великолепных храмов: пятиглавого Успенского собора (1475-1479), трехглавого Благовещенского собора (1484-1489), Архангельского собора (1505-1509).
Архитектором Успенского собора был Аристотель Фиораванти. Строение отличалось парадностью, строгостью и сдержанностью стиля. Благовещенский собор отличался изяществом и изысканностью, включал церковь Ризоположения, был соединен с дворцовым комплексом, в состав которого входила Грановитая палата, выстроенная между 1487 и 1492 годом, архитекторами Марко Руффо и Пьетро Солярио. При создании Архангельского собора использовались светские элементы. Строение использовалось в качестве усыпальницы великих князей.
Кремль был окружен кирпичными стенами, длиной свыше 2 километров. Также были выстроены 18 башней, представляющих собой не только защитные укрепления, но и настоящие произведение архитектурного зодчества. Новым веянием в архитектуре становится шатровый стиль, продолживший традиции русского деревянного зодчества. В шатровой стиле были выполнены церковь Вознесения в селе Коломенском (1530-1532) и Собор Василия Блаженного (1555-1561).
Западноевропейская культура оказывает воздействие на русскую живопись, художники отдают все большее предпочтение светским сюжетам. В начале XVII века на территории России действуют две школы живописи: Годуновская и Строгановская. Представители Годуновской школы придерживались традиций прошлого, ориентируясь на рублево-дионисиевскую манеру написания картин.
Строгановская школа ориентировалась на создание иконных миниатюр с тщательным мелким письмом, замысловатым рисунком и полихромным колоритом, включающим роспись серебром и золотом. Ярким представителем школы является Симон Ушаков, один из живописцев, принимавших участие в росписи Оружейной палаты.
В этот период продолжает развиваться фресковая живопись и даже появляются первые трактаты о живописи. Освободившись от внешнего воздействия, культура Московского государства вошла в новое русло. Живописцы, архитекторы и писатели получили большой простор для реализации творческой мысли, чем когда-либо до этого.
Традиционная культура Московского государства
Традиционализм – основа культурного развития Российского государства в XVI веке. Базовые понятия культурного развития – патриархальность, самодержавие, православие. Наследование традиций древности было характерно для России больше, чем для других стран Европы.
Стоит отметить, что традиционализм был выгоден и полезен для абсолютизма власти. Выделяется ряд особенностей развития традиционной культуры в России – он сложился позже, но оказался сильнее, чем в Западной Европе.
XVI век стал временем проникновения в Россию влияний Запада, что привело к формированию новых традиций, идей. Государство, которое длительное время находилось под татаро-монгольским игом, стало восприимчивым для новых веяний. Органическое развитие российской культуры дало трещину. Правители опасались, что новации могут пошатнуть основы государства. Таким образом, возникает реакция против попыток бороться с традиционализмом.
В европейских странах появился механизм, который позволял бороться с традиционализмом. В России, под влиянием церкви и абсолютизма, этот процесс усложнился.
Развитие просвещения и литературы в Московском государстве в XIV– XVII вв
Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного
Во время правления Ивана IV Васильевича (1533–1584) завершаются мероприятия, которые были направлены на создание централизованного Российского государства. В 1547 г. великий князь Иван принимает царский титул. В 1550 г. был созван первый Земский собор – выборный высший сословно-представительный орган. На Земском соборе было решено провести следующие реформы: военную, судебную, церковную, реформу центрального и местного управления.
Военная реформа:
1) проведено укрепление вооруженных сил страны. Ядро армии теперь составляло дворянское ополчение, которое должно было стать опорой власти самодержца;
2) составлено Уложение о службе, согласно которому дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась при этом по наследству;
Судебная реформа.В 1550 г. был издан «Судебник» – свод законов, предусматривающих усиление централизованной власти.
Церковная реформа.В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Стоглавый собор русской церкви. На нём были: •1) оформлен общерусский список святых; •проверены церковные книги; • унифицировано богослужение и все церковные обряды.
Реформа центрального и местного управления (губная реформа)
в середине 1550-х гг., в соответствии с ней власть на местах переходила к губным и земским старостам.
В 1565-1572 годах была введена опричнина. Иван Грозный введением опричнины преследовал цель уничтожить сепаратизм феодальной знати. Достиг успеха частично.
Главными направлениями внешней политики России при Иване Грозном были:
1) восточное (присоединение Казанского (1552) и Астраханского (1557) ханств, начало освоения Сибири (1581));
2) западное (борьба за выход к Балтийскому морю, война с Ливонским орденом 1558-1574).
Литература
1. Одним из самых распространенных жанров становится историческая повесть.Большое распространение получили такие повести, как «О Щелкане Дудентьевиче», «О разорении Рязани Батыем» и др. Куликовской битве 1380 г.были посвящены известные исторические повести «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».
2. Очень популярным был и другой литературный жанр – «хождения» – описания путешествий в далекие страны. Так, например, тверской купец Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» (относится к третьей четверти XV в.) живописал свое далекое путешествие в Индию.
3. Жанр агиографии (житий святых) на Руси так же получил распространение. Это жития Сергия Радонежского, Стефана Пермского, написанные Епифанием Премудрым (начало XV в.).
4. Развивалось летописание: многие летописей, в том числе одна из более ранних, Лаврентьевская (1370-е гг.), сохранились до нашего времени в оригинале. В 1442 г. начал создаваться «Русский хронограф» – описание всемирной истории, которое составил Пахомий Логофет. В первой половине XVI в. было создано несколько известных летописных сводов, которые повествовали о русской истории с древнейших времен. В частности, Никоновская и Воскресенская летописи, Степенная книга, Лицевой свод.
5. В XVI в. в русских землях началось книгопечатание. Первая русская книга, «Апостол», была напечатана в 1517 г. в Праге Франциском Скориной. В России начало книгопечатания относят к середине XVI в. В 1564 г. дьяк Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем издает первую печатную книгу. В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь. В то же время вплоть до XVIII в. в России доминировали рукописные книги.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Развитие просвещения и литературы в Московском государстве в XIV– XVII вв
В период Московского царства набирает силу процесс обмирщения, освобождения искусства от подчинения его церковным канонам. Со второй половины XIV века ослабляется влияниеместных особенностей русской культуры. Раньше эта тенденция проявилась в московской исторической литературе, которая обретала общерусский характер и становилась носителем идеи единства и патриотизма («Сказание о Мамаевом побоище»). Победа на Куликовом поле подняла дух и самосознание русского народа. Возник ряд произведений, которые призывали к единению русских земель для освобождения от врага. Значительным памятником этого периода стала «Задонщина», написанная Сафонием Рязанцем, воспевающая великую победу русского народа над татарами. В устном народном творчестве былины уступили место историческим повестям, в которых действовали конкретные исторические люди в конкретной обстановке («Песня о взятии Казани»). С начала XV века на первый план выдвигается летописание Москвы. Каждая летопись — это своеобразная историческая энциклопедия, цельное произведение. Известна Троицкая летопись 1408 года, летописный свод митрополита Фотия, проводившего идею единого государства. В XVI веке создаются крупные летописные произведения. Это «Летописец начала царства», где описаны первые годы правления Ивана Грозного, «Степенная книга» — с описанием портретов и времени правления великих русских князей. Написание последних летописей относится к XVII веку. В них доказывались права новой династии Романовых на царский престол.
С XIV века в связи с хозяйственным подъемом росла потребность в записях. Началось использование бумаги вместо дорогого пергамента. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью, приходит полуустав — более беглое и свободное письмо, а с XVI века — скоропись, близкая к современному письму.
Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — своеобразной всемирной истории того времени. Первый русский хронограф был составлен в 1442 году сербом Пахомием Логофетом. Выдающимся памятником публицистики явилась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Важным достижением было начало книгопечатания. Первая типография в
России начала работать около 1553 г., но имена ее мастеров неизвестны. В
1563 – 1564 гг. Иван Федоров, дьякон одной из кремлевских церквей, и его помощник Петр Мстиславец создали на Печатном дворе на Никольской улице в
Москве первую печатную книгу с выходными данными. Качество печати было исключительно высоким, Иван Федоров был не только мастером – типографом, но и редактором: исправлял переводы книг «Священного писания», приближал их язык к языку своего времени. Во Львове Иван Федоров выпустил первый русский букварь с грамматикой. Уже в XVI веке работали типографии в Москве и в
Александровской слободе. Однако печатная книга даже в XVII веке не вытеснила рукописную, ибо печатали в основном богослужебные книги, летописи же, повести, сказания и даже жития святых по-прежнему переписывали от руки.
18.Архитектура и изобразительное искусство Московской Руси в XIV–XVII вв. Архитектура
Шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие математические расчеты. Были написаны первые пособия по математике, геометрии. Развивалась техника. Русские первые изобрели вышки-копры для бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения были созданы в Соловецком монастыре. Система каналов соединяла десятки озер. Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с многочисленными мостами соединяла острова.
Путешествия русских людей, открытия, присоединение земель привели к рождению картографии. Создаются первые карты русского государства. Развитие торговли, политических, культурных связей с иностранными государствами привели к необходимости составления первых кратких словарей иностранных слов — азбуковников.
После татарского нашествия более чем на полстолетия было прекращено каменное строительство, уничтожены кадры зодчих. Поэтому в XIV веке во многом приходилось начинать сначала. Строительство сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Псков, Новгород) и во Владимирской земле (Москва, Тверь). В Новгороде в XIV веке формируется новый тип церкви. Лучшие памятники этого типа — церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине. Географическое положение Пскова обусловило значительное развитие оборонного зодчества. С XV века начинается процесс слияния местных архитектурных художественных школ в единую общерусскую, общемосковскую. С превращением Москвы в политическую, религиозную столицу связано стремление поднять художественный и технический уровень московского строительства. Р1скуснейшие русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. Новые кирпичные стены и башни Кремля, сооруженные в XV веке при помощи итальянских архитекторов, были не только прекрасными укреплениями, но и замечательными произведениями искусства. В XVI веке была сооружена вторая линия укреплений Китай-города, затем под руководством Ф. Коня возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной город (современное Садовое кольцо). Кольца укреплений Москвы пересекались радиальными улицами — дорогами, начинавшимися от Кремля. Такая планировка была присуща древнерусским городам и носила название радиально-кольцевой. Наиболее опасные дороги прикрывали монастыри-крепости Новодевичий, Данилов, Андронников. Каменные крепости были возведены и на окраинах государства. С помощью итальянских мастеров завершается создание ансамбля Московского Кремля. Было сооружено три собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский. Завершила ансамбль Соборной площади Грановитая палата, бывшая тронным залом царского дворца. Одним из выдающихся проявлений новой национальной архитектуры стало строительство шатровых храмов. В отличие от крестово-купольных, шатровые не имели внутри столбов и вся масса здания держалась только на фундаменте. Наиболее известным памятником этого стиля является Покровский собор (Василия Блаженного) 1555-1560 гг.
Живопись
Особое развитие получает живопись. Ее расцвет приходится на XIV—XV века, начинается в Новгороде. Здесь работал приглашенный из Византии Феофан Грек. Он расписывал церковь Спаса на Ильине. Грек — гениальный колорист, свободно владеющий техникой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева. Он работал на рубеже XIV—XV веков. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, воплотила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, гармоничное, мягкое сочетание чистых, неярких красок художника создают впечатление цельности и законченности его образов. Кисти А. Рублева принадлежат дошедшие до нас фресковые росписи Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Сергиевом Посаде. Крупнейшим живописцем XVI века был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле. Живописи Дионисия присуща необычная яркость, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций тела, утонченность в отделке каждой детали иконы, фрески.
Развертывалась деятельность самого значительного живописца XVII века Симона Ушакова. В его иконе «Спас нерукотворный» заметны новые, реалистические элементы живописи: объемность, элементы прямой перспективы. Первым светским жанром, в котором начали работать художники, была парсуна (то есть портрет реального лица). За несколько десятилетий новый жанр прошел огромный путь — от полуиконных парсун до реалистических изображений. Плодотворно развивается в этот период монументальная живопись. Для нее характерно расширение тематики, динамизм композиций.
Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 1886 | Нарушение авторского права страницы
Образование в Русском государстве XIV-XVII вв.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
по дисциплине «Педагогика»
Тема: Образование в Русском государстве
Воспитание и обучение в 14 – 16 веках ….………………………….5 стр.
Педагогическая мысль в России к концу 17в.……………………. 8 стр.
Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до 17 в. невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточно-славянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие христианства в 998 г.
От того времени сохранилось весьма мало свидетельств о воспитании и обучении детей. В связи с этим важными для истории педагогики являются литературные памятники, такие как «Поучение детям» князя Владимира Мономаха или «Послание архиепископа новгородского Геннадия митрополиту Симону». Однако их авторы отражали события односторонне, не учитывая особенности эпохи. Важным событием для исследователей стало нахождение археологами берестяных грамот, свидетельствующих о распространении грамотности в Древней Руси и существовании каких-то форм обучения.
Недостаточность прямых источников, которые позволяли бы воссоздать картину воспитания и обучения в Древней Руси, приводит к необходимости использовать различного рода косвенные источники – церковно-служебную литературу, записки иностранцев, фольклор, книжные миниатюры, иконописи и др.
Характер воспитания и обучения изменился в процессе продвижения древних славян на восток и север, обогащая представления о целях и содержании воспитания, благодаря тесному общению с другими народами.
Имея в виду, что Русь приняла христианство почти на полтысячи лет позднее Европы и к этому моменту имела самобытные традиции, которые были необычайно крепки и жизненны. В итоге на Руси сформировалась специфическая воспитательно-образовательная культура, принципиально отличавшаяся от западноевропейской.
1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В 14-16вв.
В 14-16 вв. получают развитие те воспитательно-образовательные тенденции, которые наметились в предыдущую эпоху. На Руси государственно-экономическое развитие не оказывало существенного влияния на систему образования, не требовало введения школьного обучения. Подготовка ребенка к взрослой жизни осуществлялась вне школы.
За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догмам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям.
Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и до 17в. государственных школ грамоты в России не было. Как отмечал историк В.О.Ключевский, главное внимание уделялось усвоению житейских правил, а не научных знаний. Кодекс сведений, которые считались необходимыми для усвоения этих правил, состоял из трех частей: учение о спасении души, наука о гражданском общежитии и усвоение правил ведения домашнего хозяйства. Все это и составляло содержание общего образования в Древней Руси.
Обучение ребенка начиналось приблизительно с 7 лет, и в целом дети всех сословий получали весьма ограниченное начальное образование. Тот кто тянулся к книге и знаниям, должен был трудиться самостоятельно. Но повседневная жизнь не требовала больших усилий. Повышенный уровень образования требовался тем, кто занимал место на государственной службе или в церковной иерархии.
В истории обучения и воспитания в Руссом государстве средневековой эпохи прослеживаются два этапа: 14-16вв. и 17столетие. Между этими этапами существует тесная взаимосвязь.
Первый этап непосредственно связан с многовековой борьбой русского народа за свою государственную и национальную независимость. Нападение монголо-татар было началом иноземного ига, длившегося четверть столетия. На протяжении этого времени страна неоднократно подвергалась опустошительным набегам, многие из которых по силе не уступали нашествию Батыя. Иноземный гнет, непрерывные оборонительные войны, которые пришлось вести в 13- первой половине 15 вв. Русь выдержала более 16 крупных сражений, все это отрицательно сказалось на судьбах просвещения. Страдали города- очаги образованности. Истощалась казна. Резко упала книжная культура, надолго прекратилась деятельность регулярных учебных заведений. Русь оказалась в культурной изоляции, что не могло не осложнять развитие культуры и образования. Пагубную роль играла и феодальная раздробленность, с которой было покончено лишь к началу 16в.
Центр просвещения в монгольских период переместился в Новгородскую и Псковскую земли, которые наименее пострадали от иноземного нашествия. Именно здесь в 14-15вв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного. Это сделали еретики-стригольники. Однако их попытки были пресечены официальной церковью.
Многовековое монголо-татарское иго наложило определенный отпечаток и мироощущения и воспитание на Руси. В них прибавилось жесткость, взгляд на человека как на песчинку. Противостояние идеологии индивидуальности, инициативности, открытости, способности к разным видам деятельности.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ К КОНЦУ 17в.
Педагогическая мысль средневековой Руси 14-15вв. была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Важным свидетельством быта и воспитания в средневековой Руси служит «Домострой». Автором одной из редакций этой книги был священник московского Благовещенского собора Сильвестр. Некоторые разделы «Домостроя» прямо посвящены воспитанию: «Наказание от отца к сыну», «Како детей своих воспитати…». Основными способами воспитания признавались суповая дисциплина, систематические наказания, в том числе физические.
Ведя упорную борьбу с иноземцами, русский народ придавал особое значение традиции патриотического воспитания.
Общий уровень образованности в Московском государстве 15-16вв. оставался весьма низким. В Новгородской иепархии – одном из главных центров просвещения на Руси –почти половина священнослужителей была неграмотна. А ведь духовное сословие являлось образованной частью общества.
Собирание земель вокруг Москвы и становление Московского государства повлияли на принципы, направления результаты воспитания и образования. В 15 в. возникла теория «третьего Рима» согласно которой, Москва объявлялась наследницей Западной и Восточной Римских империй. Однако намерения продолжить традиции античной и византийской образованности не было. Высказывалось отрицательное отношение к западноевропейской образованности, которую рассматривали как угрозу православию. Идеологически обосновывалась культурная самоизоляция Московского государства. Предложения отклонялись из-за опасения, что католицизм путем «педагогической экспансии » втянет Московское государство в орбиту своего влияния.
Между тем в 16в. Московское государство включается в политическую и экономическую жизнь Европы. Росла нужда в европейски образованных людях, обладавших, в частности, знанием латинского языка. Ведь латынь являлась языком дипломатических отношений и торговых сделок. Объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры и образования, однако возрастала. Задача усложнялась из-за почти полного отсутствия отечественных учебников, так к концу 16в. появились учебные пособия по славянской и греческой грамматике, которые давали возможность делать сравнение этих двух языков. Возможность обучаться двум языкам была предоставлена боярским детям. Первая школа с западноевропейской программой открылась в Москве в конце 16в., при лютеранской церкви немецкой слободы.
Западное влияние проникало и через украинскую и белорусскую образованность. Важную роль в распространении греко-латинской образованности сыграли частные учебные заведения а Москве. Например, немецкая школа, открытая в конце 16в. Обучение было бесплатным. Брали учеников из разных сословий. Одна из первых греко-латинских школ была открыта Арсением Греком в 1649г. при Чудовом монастыре в Москве. Школа просуществовала не менее 5 лет.
Академия не стала подлинным научным центром высшего образования, а сделалась инструментом искоренения инакомыслия.
В целом на рубеже 17-18вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. Намечался путь к созданию системы регулярных учебных заведений.