простая история сюжет фильма
Это тот редкий случай в нашем кинематографе, когда роль главной героини писалась специально под актрису. И пример того, как этот расчет себя оправдывает. Сочинив бесхитростный сюжет о вдове-солдатке, живущей в бедном колхозе и ставшей его председателем, о ее друзьях и недругах, Будимир Метальников, который уже вскользь затрагивал деревенскую тему в сценарии к фильму «Отчий дом», не мудрствуя лукаво, назвал фильм «Простой историей».
Действительно, в фильме, снятом учеником Сергея Герасимова Юрием Павловичем Егоровым (25.05.1920—27.02. 1982), все обычно и узнаваемо. Поколение вчерашних победителей, вынужденных выживать в деревнях, ежедневные баталии с разрухой, погодой, русской ленью и людской глупостью, а также с «директивами из центра»… В творческой биографии самого режиссера, снявшего 13 художественных фильмов, именно «Простая история» стала самым значительным произведением.
У Нонны Викторовны Мордюковой (27.11.1925—06.07. 2008) после Ульяны Громовой в «Молодой гвардии» (1948) С. Герасимова не было ролей под стать ее могучему самобытному таланту, хотя снималась она немало: «Возвращение Василия Бортникова» (1952), «Чужая родня» (1955), «Отчий дом» (1957), «Екатерина Воронина» (1957), «Добровольцы» (1958), «Все начинается с дороги» (1959), «Хмурое утро» (1959). Это позже она создаст запоминающиеся драматические и комедийные образы в фильмах «Председатель» (1964), «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Дядюшкин сон» (1966), «Комиссар» (1967), «Журавушка» (1968), «Они сражались за Родину» (1975), «Бриллиантовая рука» (1968), «Лев Гурыч Синичкин» (1974), «Инкогнито из Петербурга» (1977), «Родня» (1981), «Мама» (1999) и др.
«Простая история», в которой безраздельно царит эта великая актриса, стала, можно сказать, ее «кинобенефисом». А замечательная операторская работа Игоря Шатрова запечатлела для нас на крупных планах ее необыкновенные «говорящие» глаза, передающие всю гамму чувств, которые испытывает героиня.
В своих мемуарах «Не плачь, казачка…» Мордюкова откровенно рассказала о любви, что вспыхнула у нее на съемках этого фильма к партнеру Василию Шукшину: «Я хорошо помню его, начинающего, молоденького, холостого, вольного, ничейного и для всех… Радость какая, думала я, какая радость — вот человек. И, если уж быть до конца откровенной, мне не хотелось расставаться с ним никогда…
Как трудно бывает иногда нам, женщинам, когда есть муж и сын, а в тебе молоточком стучит воспоминание о ком-то другом. »
А в картине Саша Потапова со всего замаха тяжелой руки бьет своего возлюбленного Ваньку Лыкова (Шукшина), выгоняя из избы и из своего сердца: «За что?» — «За все. За любовь. За ласки. За подлость твою. За папашу твоего поганого!» Потому что непрошено вошел в ее жизнь новый секретарь райкома Данилин. Саша понимает — она ему не ровня, и гордость не дает ей сделать первый шаг.
Самыми напряженными и драматичными в фильме стали эпизоды молчаливого диалога Мордюковой и Ульянова, в котором «говорят» только их глаза. Казалось, в темноте убогого домишки Данилин вот-вот решится. Но зажегся свет, разорвав зачарованность момента, и развел их опять в разные стороны. И Саша, изо всех сил сдерживая выступающие слезы, нарочито бодро скажет ему на прощание: «Хороший ты мужик, Андрей Егорыч! Но не орел!» Так и не сложится счастье председателя Потаповой… Но когда от имени Данилина ее позовут на повышение, и сердце откликнется готовностью, увидит она глаза собравшихся сельчан — тех, с кем нещадно ругалась, тех, с кем работала от зари до зари и радовалась маленьким победам, — и поймет, что не может их оставить. Даже взамен на надежду устройства личной жизни. Вот такая простая история.
И хотя картина не получила официальных наград, ее до сих пор любит зритель и часто показывает телевидение.
Фразы из фильма, ставшие крылатыми
Вырядились, песни орут! Артистки! (Потапова)
Еще раз так пошутишь — всю голову оторву вместе с ушами! (Потапова)
Что-то мне ваша личность как будто знакомая.
Слыхала? Сессия. От стерва! Это ж она нарочно при мне такие слова говорит (Авдотья).
Хороший ты мужик, Андрей Егорыч. Но не орел! (Потапова)
Я ж теперь с тебя живого не слезу, милый! (Потапова)
Режиссер Юрий Егоров
Сценарист Будимир Метальников
Оператор Игорь Шатров
Композитор Марк Фрадкин
В главных ролях:
Нонна Мордюкова — Александра Потапова
Ирина Мурзаева — мать Александры
Михаил Ульянов — Данилов
Валентина Владимирова — Авдотья
Нина Сазонова — Люба
Василий Шукшин — Иван Лыков
Даниил Ильченко — Егор Лыков
Алексей Миронов — Гуськов
Иван Жеваго — Бычков
Борис Юрченко, Мария Виноградова, Олег Анофриев, Владимир Смирнов, Сергей Голованов, Валентин Брылеев и др.
LiveInternetLiveInternet
—Фотоальбом
—Рубрики
—Цитатник
Чтo нaша жизнь без кошек? Кoшки это меховые цветы. Alfred Brunel de Neuville Дочь Marie Yv.
Есть два убежища от жизненных невзгод: это музыка и кошки. Marie Yvonne Laur Если бы кошачь.
«Николай Добронравов. Тост за достоинство честных певцов» Творческий и семейный союз композит.
—Видео
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА «ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ»
«Простая история» Нонны Мордюковой
Это тот редкий случай в нашем кинематографе, когда роль главной героини писалась специально под актрису. И пример того, как этот расчет себя оправдывает. Сочинив бесхитростный сюжет о вдове-солдатке, живущей в бедном колхозе и ставшей его председателем, о ее друзьях и недругах, Будимир Метальников, который уже вскользь затрагивал деревенскую тему в сценарии к фильму «Отчий дом», не мудрствуя лукаво, назвал фильм «Простой историей».
После просмотра фильма «Отчий дом» (1959), где Нонна Мордюкова играла роль Степаниды и от имени героини, бывшей председателем колхоза, произносила монолог, директор киностудии имени Горького обратился к сценаристу Будимиру Метальникову: «Вот вам и следующий сценарий — как эта женщина председательствовала, о чем болела ее душа». Эта идея очень понравилась, и работа закипела.
В силу эмоциональности натуры актриса просто не могла спокойно ждать, когда будет готов сценарий, и активно «что-то подсказывала, рассказывала про своих земляков…» Тем более, что многие черты Саши Потаповой были присущи и ее маме, Ирине Петровне, которая славилась по всей Кубани как лучший председатель колхоза.
И поэтому ей с семьей частенько приходилось переезжать из одного колхоза в другой, налаживая хозяйство. «И только она получала переходящее Красное знамя, мы снова собирали пожитки, и ехали дальше, — вспоминает дочь. — А люди плакали: «Петровна, не уезжай!»
Таким эпизодом Метальников и закончил сценарий, который актриса читала еще в черновиках, сразу активно обсуждая. Уже после выхода картины многие из зрительниц никак не могли успокоиться, что такая замечательная женщина — и одна.
А Мордюкова стоит на своем: это точно схваченный образ. Ведь тогда только закончилась Великая Отечественная война, и множество вдов осталось по всей стране. «И Саша стала рупором, посвящением этим женщинам, — говорит актриса. — Она — выдуманный автором образ, но рожденный с вдохновением».
Из к/ф «Простая история» — Хороший ты мужик, Андрей Егорыч, но не орёл!
По словам Нонны Викторовны, режиссер Юрий Егоров при любознательности, порывистости и незлобивости характера «совсем не был вооружен материалом» и совершенно не знал колхозной жизни, «и’ ему повезло, что рядом была я». Попав в родную стихию, актриса постоянно что-то советовала и предлагала, а Егоров «поднимал палец к небу и возвещал: «Сейчас я подумаю, нужно ли этот кусок вставлять!» Потом хохотал, аплодировал и говорил: «Берем!»
После выхода картины наши женщины просто завалили Мордюкову письмами: ну почему герои не
смогли остаться вместе? И она бросилась к сценаристу с идеей снять вторую серию. А Метальников
возмущенно ответил: «Вы с ума сошли? Не так давно война кончилась, люди еще похоронки
получают. Ну одну мы пристроим: пара получилась бы хорошая, союз удачный… А как же другие
Молодого возлюбленного Саши играл Василий Шукшин. Мордюкова не скрывает, что он, тогда еще холостой, нравился многим женщинам, «но в симпатии выбрал меня». Правда, с течением лет Нонна Викторовна слегка подредактировала эту часть воспоминаний.
В своих мемуарах «Не плачь, казачка…» Мордюкова откровенно рассказала о любви, что вспыхнула у нее на съемках этого фильма к партнеру Василию Шукшину: «Я хорошо помню его, начинающего, молоденького, холостого, вольного, ничейного и для всех… Радость какая, думала я, какая радость – вот человек. И, если уж быть до конца откровенной, мне не хотелось расставаться с ним никогда…
Как трудно бывает иногда нам, женщинам, когда есть муж и сын, а в тебе молоточком стучит воспоминание о ком-то другом. »
А в картине Саша Потапова со всего замаха тяжелой руки бьет своего возлюбленного Ваньку Лыкова (Шукшина), выгоняя из избы и из своего сердца: «За что?» – «За все. За любовь. За ласки. За подлость твою. За папашу твоего поганого!»
Потому что непрошено вошел в ее жизнь новый секретарь райкома Данилин. Саша понимает – она ему не ровня, и гордость не дает ей сделать первый шаг. А что же удерживает партийного начальника? Для зрителя это так и останется загадкой, хотя ясно, что и она ему далеко не безразлична.
Из к/ф «Простая история». Валентина Левко — На тот большак
Когда-то она о той влюбленности говорила так: «Мы уже начинали заниматься гримом, а я все подсчитывала, когда же начнется экспедиция и появится Вася. Мы жили общежитием, и я, не скрою, всегда безошибочно узнавала скрип Васиных кирзовых сапог, всегда угадывала, в какую комнату он вошел».
Шукшин даже сценарий сулился специально для нее написать об очередной трагической женской судьбе. Но с группой он особенно не общался. Его интересовали деревенские жители, рассказы которых тщательно записывал в школьные тетрадочки.
Во время съемок Шукшин сделал Мордюковой предложение
«Я видел ее профиль на скифских вазах», — сказал он Нонне Мордюковой
Снимали фильм в деревне Лепешки под Пушкино. Актеров расселили по хатам. Мордюкова поселилась вместе со вторым режиссером Клеопатрой Сергеевной Альперовой. Шукшин частенько у них засиживался в гостях, «и прямо в солдатской гимнастерке спал на полу — ложился на спину, подушку под голову, руки за ремень и без храпа тихонечко засыпал».
Когда он сделал Нонне предложение, она отказалась — «у меня был Тихонов». Так в жизни почти в точности повторился сюжет «Простой истории», только несвободной была героиня.
Маму Саши Потаповой играла Ирина Мурзаева. Об этой актрисе Мордюкова и сегодня говорит только в превосходных степенях: «Это была наша отрада, чудо из чудес! Раскрепощенный, нескончаемо интересный человек, безумно талантливая актриса. Если бы все были такими, как она и моя мама, мы бы летали бы на крыльях, жизнь была бы намного легче и справедливее».
Самыми напряженными и драматичными в фильме стали эпизоды молчаливого диалога Мордюковой и Ульянова, в котором «говорят» только их глаза.
Казалось, в темноте убогого домишки Данилин вот-вот решится. Но зажегся свет, разорвав зачарованность момента, и развел их опять в разные стороны. И Саша, изо всех сил сдерживая выступающие слезы, нарочито бодро скажет ему на прощание: «Хороший ты мужик, Андрей Егорыч! Но не орел!» Так и не сложится счастье председателя Потаповой…
Но когда от имени Данилина ее позовут на повышение, и сердце откликнется готовностью, увидит она глаза собравшихся сельчан – тех, с кем нещадно ругалась, тех, с кем работала от зари до зари и радовалась маленьким победам, – и поймет, что не может их оставить. Даже взамен на надежду устройства личной жизни. Вот такая простая история.
И хотя картина не получила официальных наград, ее до сих пор любит зритель и часто показывает телевидение.
После бешеного успеха фильма Нонне Мордюковой выделили, наконец, комнату в коммуналке. И хотя через них 11 лет ходила другая семья, но это было свое жилье. Но предложений сниматься любимая народом актриса в расцвете сил и таланта не получала еще 4 года.
При достаточно большом количестве фильмов, в которых ей довелось сниматься, именно «Простую историю» наша любимая юбилярша называет своей «кровной картиной. Как родная сестра».
Из фильма слов не выкинешь
«Все вы, мужики, — пьяницы!»
«За всё. За любовь. За ласки. За подлость твою. За папашу твоего поганого. »
«Хороший ты мужик, но не орёл. Нет, не орёл!»
«Еще раз так пошутишь — всю голову оторву вместе с ушами!»
«Вырядились, песни орут! Артистки!»
«Я ж теперь с тебя живого не слезу, милый!»
Рубрики: | мир кино |
Метки: история создания фильма
Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям
Простая история сюжет фильма
Общая информация
Год выхода: 1999
Автор сценария: Мэри Суини (Mary Sweeney) и Джоан Роач (John Roach)
Продюсер: Пьер Эдельман (Pierre Edelman), Мэри Суини (Mary Sweeney), Майк Полейр (Michael Polaire), Нил Эдельштейн (Neal Edelstein)
Актеры: Ричард Фарнсворт (Richard Farnsworth), Сиси Спейсек (Sissy Spacek), Гарри Дин Стентон (Harry Dean Stanton), Эверет МакГилл (Everett McGill), Трейси Малони (Tracey Maloney), Джек Уолш (Jack Walsh), Эд Греннан (Ed Grennan), Анастасия Уэбб (Anastasia Webb)
Оператор: Фредди Френсис (Freddie Francis)
Композитор: Анджело Бадаламенти (Angelo Badalamenti)
Монтаж: Мэри Суини (Mary Sweeney)
Подбор актеров: Джоанна Рэй ( Johanna Ray )
Производственные компании : Picture Factory, Les Films Alain Sarde, Le Studio Canal+, Walt Disney Pictures
Сюжет
Узнав, что его родной брат при смерти, престарелый Элвин Стрейт (Ричард Фарнсворт) устремляется из Айовы в соседний Висконсин на гору Сион. И в путь он отправляется не на чем-нибудь, а на своей газонокосилке!
История
«Всякий pаз, когда он ставил перед собой определенную задачу, он был подобен поезду, на огромной скорости мчавшемуся по путям, и который ничто не может остановить», – говорил один из семи детей Стрейта.
История вызвала немалый интерес в американской прессе. Тогда же заметка в «Нью-Йорк Таймс» попала на глаза подруге и соратнице Линча Мэри Суини. Эта сама по себе необыкновенная история показалась Суини смешной, эксцентричной, странной и прекрасной, и Мэри решила написать сценарий на ее основе. Но осуществить это она смогла только в феврале 1998 года. Суини и ее подруга Джоан Роач отправились в городок Лоренц в штате Айова, и там написали сценарий по мотивам истории Стрейта. Родственники Стрейта сначала были не совсем уверены, стоит ли давать добро на съемки фильма, но увидев сценарий Суини и Роач, согласились: «Они действительно серьезно отнеслись к истории. Вряд ли кто бы то ни было мог сделать это лучше».
Понятное дело, решиться на экранизацию столь смелого и безумного поступка мог только один режиссер в мире – Дэвид Линч. В конце июня того же года Суини и Роач показали ему сценарий.
В августе Линч приступил к выбору местности для натурных съемок в штатах Айова и Висконсин, а уже 14 сентября начинаются съемки фильма. Прошли они очень быстро: последний съемочный день был 19 октября.
На главную роль Линч пригласил Ричарда Фарнсворта, который дебютировал в кино еще у Говарда Хоукса в «Красной реке» (1948) и на протяжении многих лет был дублером звезд фильмов-вестернов (например, Роя Роджерса). В семидесятые Фарнсворт снимался у Джона Хьюстона («Жизнь и времена судьи Роя Бина» (1972)) и впервые номинировался на премию «Оскар» за роль второго плана в фильме Алана Джей Пакулы «Приближается всадник» (1978).
Поначалу Фарнсворт отказался, сославшись на здоровье: «Я практически отошел от дел и отдыхал на своем ранчо в Hью-Мехико, когда Дэвид Линч позвонил мне и спросил, что я думаю по поводу того, чтобы сыграть pоль Элвина Стрейта. Я сказал ему: нет, я уже слишком слаб для этого, и кpоме того, у меня больное бедро, я хожу с палкой».
На что невозмутимый Линч ответил: «Это же великолепно! Элвин Стрейт использовал для ходьбы две палки. Вы будете совершенны в этой pоли».
И Линч оказался прав. За превосходную роль Элвина Стрейта Ричард Фарнсворт был заслуженно номинирован на «Оскар» в категории «Лучший актер». Увы, фильм Линча стал для него последним: в 2000-м году 80- летний Ричард Фарнсворт умер.
«Ричард был рожден для этой роли, – говорит Линч. – Он бунтарь, как Джеймс Дин, только старше».
Тема старости стала лейтмотивом «Простой истории».
В интервью Линч сказал: «Смерть пугает меня тем, что это слишком большая перемена. Но старение мне интересно».
А в одной сцене фильма Элвин Стрейт говорит молодому велосипедисту: «Самое страшное в старости – это думать о молодости».
Может показаться несколько неожиданным, что после «Шоссе в никуда», Линч взялся за «Простую историю». Но стоит понимать, что самому Линчу в момент съемок было уже 53 года. Решив в очередной раз не разрушать тихую идиллию одноэтажной Америки (как это было в «Синем бархате» и «Твин Пиксе»), Линч отправляет своего героя, быть может, в самое важное путешествие его жизни. В первом своем роуд-муви «Дикие сердцем» Линч дополнял историю Сейлора и Лулы многочисленными флэшбеками. В «Простой истории» он раскрывает жизненный путь Стрейта, его характер и мудрость через душевные беседы с людьми, встреченными в дороге.
Путь Стрейта – это путь человека через свое «я», через свою гордость, тщеславие, упрямство, прошлые обиды навстречу близкому человеку, брату. Причины десяти лет размолвки братьев стары как библейские мифы, но теперь они уже не важны. Стрейт лишь хочет примирения, хочет сесть рядом с братом и взглянуть на звезды, как они делали это в далеком детстве.
Премьера фильма состоялась на Каннском фестивале 1999 года.
«Простая история» озадачила зрителей и критиков, привыкших к более таинственному и мистическому Дэвиду Линчу. Но мало кто остался равнодушен к искреннему порыву Элвина Стрейта.
Европейская киноакадемия признала «Простую историю» лучшим неевропейским фильмом 1999 года.
Музыка
Вместо тревожного джаз-саспенса Бадаламенти на это раз пишет удивительно чувственный и трогательный кантри, придавая фильму возвышенно-лирическое настроение. Саундтрек фильма был номинирован на премию «Золотой Глобус».
Огонь, иди со мной
Простая история сюжет фильма
ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ: ПОСЛЕДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
– Кстати, вы давно в пути?
– Я в пути практически всю свою жизнь.
Из фильма «Простая история»
Режиссер: Дэвид Линч
Страна: США, Великобритания, Франция
Год: 1999
«Простая история» – нетипичное для Дэвида Линча кино. В нём нет символизма «Головы-ластика», мистического сюрреализма «Синего бархата» или пугающей загадочности «Малхолланд Драйва». Между тем фирменная линчевская эстетика никуда не делась: под чарующую музыку Анджело Бадаламенти мы можем наблюдать идиллические пейзажи американской глубинки, героев, в которых скрыто намного больше, чем нам кажется. Но (лучше разделить точкой) сами люди здесь – не более, чем марионетки, в руках кукловода, имя которому судьба.
В основу фильма лёг реальный случай. Элвин Стрэйт – семидесятитрёхлетний американец, отправившийся в четырёхсоткилометровое путешествие на старой газонокосилке с прицепом. Конечная цель его поездки – брат, у которого случился инсульт. Элвин хочет не только навестить захворавшего родственника, но и помириться с ним – десять лет назад братья крупно поссорились и с тех пор не общались.
Главную роль в постановке сыграл Ричард Фарнсуорт. Для пожилого актёра образ целеустремлённого (или лучше, учитывая возраст, сказать – упрямого) мужчины стал последним в карьере. Приступая к съёмкам, актёр был смертельно болен. Спустя примерно полтора года после премьеры «Простой истории», не в силах терпеть причиняемые болезнью муки артист застрелился из ружья у себя дома на ранчо.
Неизвестно, сказалось ли заболевание на игре Фарнсуорта, но роль мистера Стрэйта (игра слов: в переводе с английского «straight» – простой) была признана большинством критиков и зрителей лучшей в фильмографии американца. Способствовал этому и сценарий, благодаря которому всё внимание зрителя сосредоточено на ведущем актёре, и удачное сочетание сложных, острых вопросов с риторическими. Так, рассказ Стрэйта о моральных дилеммах Второй мировой войны контрастирует с безмолвными, умиротворяющими красотами Среднего Запада, а злоключения протагониста с лихвой компенсируются убаюкивающими диалогами о неизбежности смерти и необходимости делать выводы из своих поступков.
Элвин едет через горы, что, конечно, является метафорой жизненных взлётов и падений. Ошибки и простые радости, трагедии и вселенское счастье сопровождают человека от рождения до самой смерти. Но если обычно в картинах Линча персонажи – при всех своих достоинствах и недостатках – рано или поздно оказываются поглощены ядовитой трясиной зла, сдаются под напором обстоятельств, то в «Простой истории» они всё больше тянутся к свету.
Однако режиссёр не перебарщивает с сентиментальностью: мелодраматические сцены поданы отстранённо и разбавлены эпизодами созерцания природы. Замечательную работу проделал корифей операторского искусства Фредди Фрэнсис. Известный по фильмам «Сыновья и любовники», «Человек-слон» и «Доблесть» британец заставляет камеру «летать» над бескрайними кукурузными полями, «всматриваться» в мечтательно-отрешённого Элвина, «любоваться» густыми грозовыми облаками и звёздами. Это добавляет картине метафоричности.
Но чувствуется в «Простой истории» и страх перед окружающей действительностью. Обычно у Линча он предстаёт в виде потусторонних сил (сериал «Твин Пикс») или непостижимого зла («Шоссе в никуда»), но история Элвина Стрэйта превратила его в обстоятельную борьбу с, пожалуй, самым страшным противником человека – временем.
Иных антагонистов в постановке нет. Есть лишь немного запутавшиеся в самих себе, необычные, как и всегда у Линча, персонажи. Они причиняют другим не зло, но неприятности. Это и отчего-то непохожие друг на друга близнецы-автомеханики, пытающиеся обмануть главного героя, и односельчане старика, не слишком в него верящие, и сам Стрэйт, совершивший немало ошибок в прошлом.
Такая условность отлично работает на сюжет, а также подчёркивает меланхолическую задумчивость фильма. Мысли о вечном соседствуют в ленте с местечковыми проблемами, которые вынужден решать Элвин.
Чтобы наилучшим образом подготовиться к съёмкам, Линч вместе со своей командой проделал тот же самый путь, что в своё время осуществил Стрэйт. Вкупе с сильным ведущим актёром и уверенной режиссурой это дало впечатляющий результат: эмоции героев кажутся настоящими, а длинное путешествие Элвина вызывает неподдельное сопереживание. Даром что человек он самый обыкновенный.