простая история гончаров читать

Обыкновенная история

Однажды летом, в деревне Грачах, у небогатой помещицы Анны Павловны Адуевой, все в доме поднялись с рассветом, начиная с хозяйки до цепной собаки Барбоса.

Только единственный сын Анны Павловны, Александр Федорыч, спал, как следует спать двадцатилетнему юноше, богатырским сном; а в доме все суетились и хлопотали. Люди ходили на цыпочках и говорили шёпотом, чтобы не разбудить молодого барина. Чуть кто-нибудь стук-нет, громко заговорит, сейчас, как раздражённая львица, являлась Анна Павловна и наказывала неосторожного строгим выговором, обидным прозвищем, а иногда, по мере гнева и сил своих, и толчком.

На кухне стряпали в трое рук, как будто на десятерых, хотя всё господское семейство толь-ко и состояло, что из Анны Павловны да Александра Федорыча. В сарае вытирали и подмазыва-ли повозку. Все были заняты и работали до поту лица. Барбос только ничего не делал, но и тот по-своему принимал участие в общем движении. Когда мимо его проходил лакей, кучер или шмыгала девка, он махал хвостом и тщательно обнюхивал проходящего, а сам глазами, кажется, спрашивал: «Скажут ли мне, наконец, что у нас сегодня за суматоха?»

А суматоха была оттого, что Анна Павловна отпускала сына в Петербург на службу, или, как она говорила, людей посмотреть и себя показать. Убийственный для неё день! От этого она такая грустная и расстроенная. Часто, в хлопотах, она откроет рот, чтоб приказать что-нибудь, и вдруг остановится на полуслове, голос ей изменит, она отвернётся в сторону и оботрёт, если ус-пеет, слезу, а не успеет, так уронит её в чемодан, в который сама укладывала Сашенькино бельё. Слёзы давно кипят у ней в сердце; они подступили к горлу, давят грудь и готовы брызнуть в три ручья; но она как будто берегла их на прощанье и изредка тратила по капельке.

Не одна она оплакивала разлуку: сильно горевал тоже камердинер Сашеньки, Евсей. Он отправлялся с барином в Петербург, покидал самый тёплый угол в дому, за лежанкой, в комнате Аграфены, первого министра в хозяйстве Анны Павловны и – что всего важнее для Евсея – пер-вой её ключницы.

За лежанкой только и было места, чтоб поставить два стула и стол, на котором готовился чай, кофе, закуска. Евсей прочно занимал место и за печкой и в сердце Аграфены. На другом стуле заседала она сама.

История об Аграфене и Евсее была уж старая история в доме. О ней, как обо всём на свете, поговорили, позлословили их обоих, а потом, так же как и обо всём, замолчали. Сама барыня привыкла видеть их вместе, и они блаженствовали целые десять лет. Многие ли в итоге годов своей жизни начтут десять счастливых? Зато вот настал и миг утраты! Прощай, тёплый угол, прощай, Аграфена Ивановна, прощай, игра в дураки, и кофе, и водка, и наливка – всё прощай!

Евсей сидел молча и сильно вздыхал. Аграфена, насупясь, суетилась по хозяйству. У ней горе выражалось по-своему. Она в тот день с ожесточением разлила чай и вместо того, чтоб пер-вую чашку крепкого чаю подать, по обыкновению, барыне, выплеснула его вон: «никому, дес-кать, не доставайся», и твёрдо перенесла выговор. Кофе у ней перекипел, сливки подгорели, чашки валились из рук. Она не поставит подноса на стол, а брякнет; не отворит шкафа и двери, а хлопнет. Но она не плакала, а сердилась на всё и на всех. Впрочем, это вообще было главною чертою в её характере. Она никогда не была довольна; всё не по ней; всегда ворчала, жаловалась. Но в эту роковую для неё минуту характер её обнаруживался во всём своём пафосе. Пуще всего, кажется, она сердилась на Евсея.

– Аграфена Ивановна. – сказал он жалобно и нежно, что не совсем шло к его длинной и плотной фигуре.

– Ну, что ты, разиня, тут расселся? – отвечала она, как будто он в первый раз тут сидел. – Пусти прочь: надо полотенце достать.

– Эх, Аграфена Ивановна. – повторил он лениво, вздыхая и поднимаясь со стула и тотчас опять опускаясь, когда она взяла полотенце.

Источник

Обыкновенная история — Гончаров И.А.

Часть первая

Одна­жды летом, в деревне Гра­чах, у небо­га­той поме­щицы Анны Пав­ловны Аду­е­вой, все в доме под­ня­лись с рас­све­том, начи­ная с хозяйки до цеп­ной собаки Барбоса.

Только един­ствен­ный сын Анны Пав­ловны, Алек­сандр Федо­рыч, спал, как сле­дует спать два­дца­ти­лет­нему юноше, бога­тыр­ским сном; а в доме все суе­ти­лись и хло­по­тали. Люди ходили на цыпоч­ках и гово­рили шепо­том, чтобы не раз­бу­дить моло­дого барина. Чуть кто-нибудь стук­нет, громко заго­во­рит, сей­час, как раз­дра­жен­ная львица, явля­лась Анна Пав­ловна и нака­зы­вала неосто­рож­ного стро­гим выго­во­ром, обид­ным про­зви­щем, а ино­гда, по мере гнева и сил своих, и толчком.

На кухне стря­пали в трое рук, как будто на деся­те­рых, хотя все гос­под­ское семей­ство только и состо­яло, что из Анны Пав­ловны да Алек­сандра Федо­рыча. В сарае выти­рали и под­ма­зы­вали повозку. Все были заняты и рабо­тали до поту лица. Бар­бос только ничего не делал, но и тот по-сво­ему при­ни­мал уча­стие в общем дви­же­нии. Когда мимо его про­хо­дил лакей, кучер или шмы­гала девка, он махал хво­стом и тща­тельно обню­хи­вал про­хо­дя­щего, а сам гла­зами, кажется, спра­ши­вал: «Ска­жут ли мне, нако­нец, что у нас сего­дня за суматоха?»

А сума­тоха была оттого, что Анна Пав­ловна отпус­кала сына в Петер­бург на службу, или, как она гово­рила, людей посмот­реть и себя пока­зать. Убий­ствен­ный для нее день! От этого она такая груст­ная и рас­стро­ен­ная. Часто, в хло­по­тах, она откроет рот, чтоб при­ка­зать что-нибудь, и вдруг оста­но­вится на полу­слове, голос ей изме­нит, она отвер­нется в сто­рону и обо­трет, если успеет, слезу, а не успеет, так уро­нит ее в чемо­дан, в кото­рый сама укла­ды­вала Сашень­кино белье. Слезы давно кипят у ней в сердце; они под­сту­пили к горлу, давят грудь и готовы брыз­нуть в три ручья; но она как будто берегла их на про­ща­нье и изредка тра­тила по капельке.

Не одна она опла­ки­вала раз­луку: сильно горе­вал тоже камер­ди­нер Сашеньки, Евсей. Он отправ­лялся с бари­ном в Петер­бург, поки­дал самый теп­лый угол в дому, за лежан­кой, в ком­нате Агра­фены, пер­вого мини­стра в хозяй­стве Анны Пав­ловны и – что всего важ­нее для Евсея – пер­вой ее ключницы.

За лежан­кой только и было места, чтоб поста­вить два стула и стол, на кото­ром гото­вился чай, кофе, закуска. Евсей прочно зани­мал место и за печ­кой и в сердце Агра­фены. На дру­гом стуле засе­дала она сама.

Исто­рия об Агра­фене и Евсее была уж ста­рая исто­рия в доме. О ней, как обо всем на свете, пого­во­рили, позло­сло­вили их обоих, а потом, так же как и обо всем, замол­чали. Сама барыня при­выкла видеть их вме­сте, и они бла­жен­ство­вали целые десять лет. Мно­гие ли в итоге годов своей жизни нач­тут десять счаст­ли­вых? Зато вот настал и миг утраты! Про­щай, теп­лый угол, про­щай, Агра­фена Ива­новна, про­щай, игра в дураки, и кофе, и водка, и наливка – все прощай!

Евсей сидел молча и сильно взды­хал. Агра­фена, насу­пясь, суе­ти­лась по хозяй­ству. У ней горе выра­жа­лось по-сво­ему. Она в тот день с оже­сто­че­нием раз­лила чай и вме­сто того, чтоб первую чашку креп­кого чаю подать, по обык­но­ве­нию, барыне, выплес­нула его вон: «никому, дескать, не доста­вайся», и твердо пере­несла выго­вор. Кофе у ней пере­ки­пел, сливки под­го­рели, чашки вали­лись из рук. Она не поста­вит под­носа на стол, а бряк­нет; не отво­рит шкафа и двери, а хлоп­нет. Но она не пла­кала, а сер­ди­лась на все и на всех. Впро­чем, это вообще было глав­ною чер­тою в ее харак­тере. Она нико­гда не была довольна; все не по ней; все­гда вор­чала, жало­ва­лась. Но в эту роко­вую для нее минуту харак­тер ее обна­ру­жи­вался во всем своем пафосе. Пуще всего, кажется, она сер­ди­лась на Евсея.

– Агра­фена Ива­новна. – ска­зал он жалобно и нежно, что не совсем шло к его длин­ной и плот­ной фигуре.

– Ну, что ты, разиня, тут рас­селся? – отве­чала она, как будто он в пер­вый раз тут сидел. – Пусти прочь: надо поло­тенце достать.

– Эх, Агра­фена Ива­новна. – повто­рил он лениво, взды­хая и под­ни­ма­ясь со стула и тот­час опять опус­ка­ясь, когда она взяла полотенце.

– Только хны­чет! Вот пострел навя­зался! Что это за нака­за­ние, Гос­поди! и не отвяжется!

И она со зво­ном уро­нила ложку в полос­ка­тель­ную чашку.

– Агра­фена! – раз­да­лось вдруг из дру­гой ком­наты, – ты никак с ума сошла! разве не зна­ешь, что Сашенька почи­вает? Подра­лась, что ли, с своим воз­люб­лен­ным на прощанье?

– Не поше­ве­лись для тебя, сиди, как мерт­вая! – про­ши­пела по-зме­и­ному Агра­фена, выти­рая чашку обе­ими руками, как будто хотела изло­мать ее в куски.

– Про­щайте, про­щайте! – с гро­мад­ней­шим вздо­хом ска­зал Евсей, – послед­ний денек, Агра­фена Ивановна!

– И слава Богу! пусть уне­сут вас черти отсюда: про­стор­нее будет. Да пусти прочь, негде сту­пить: про­тя­нул ноги-то!

Он тро­нул было ее за плечо – как она ему отве­тила! Он опять вздох­нул, но с места не дви­гался; да напрасно и дви­нулся бы: Агра­фене этого не хоте­лось. Евсей знал это и не смущался.

– Кто-то сядет на мое место? – про­мол­вил он, все со вздохом.

– Леший! – отры­ви­сто отве­чала она.

– Дай-то Бог! лишь бы не Прошка. А кто-то в дураки с вами ста­нет играть?

– Ну хоть бы и Прошка, так что ж за беда? – со зло­стью заме­тила она. Евсей встал.

– Вы не играйте с Прош­кой, ей-богу, не играйте! – ска­зал он с бес­по­кой­ством и почти с угрозой.

– А кто мне запре­тит? ты, что ли, обра­зина этакая?

– Матушка, Агра­фена Ива­новна! – начал он умо­ля­ю­щим голо­сом, обняв ее за талию, ска­зал бы я, если б у ней был хоть малей­ший намек на талию.

Она отве­чала на объ­я­тие лок­тем в грудь.

– Матушка, Агра­фена Ива­новна! – повто­рил он, – будет ли Прошка любить вас так, как я? Погля­дите, какой он озор­ник: ни одной жен­щине про­ходу не даст. А я‑то! э‑эх! Вы у меня, что синь-порох в глазу! Если б не бар­ская воля, так… эх.

Он при этом кряк­нул и мах­нул рукой. Агра­фена не выдер­жала: и у ней, нако­нец, горе обна­ру­жи­лось в слезах.

– Да отста­нешь ли ты от меня, ока­ян­ный? – гово­рила она плача, – что мелешь, дура­лей! Свя­жусь я с Прош­кой! разве не видишь сам, что от него пут­ного слова не добьешься? только и знает, что лезет с ручищами…

– И к вам лез? Ах, мер­за­вец! А вы, небось, не ска­жете! Я бы его…

– Полезь-ка, так узнает! Разве нет в дворне жен­ского пола, кроме меня? С Прош­кой свя­жусь! вишь, что выду­мал! Подле него и сидеть-то тошно – сви­нья сви­ньей! Он, того и гляди, норо­вит уда­рить чело­века или сожрать что-нибудь бар­ское из-под рук – и не увидишь.

Источник

Электронная книга Обыкновенная история

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок

Информация о книге

Счастье соткано из иллюзий, надежд, доверчивости к людям, уверенности в самом себе, потом из любви, дружбы…

Разбери-ка, как любовь создана, и сам увидишь, что она не вечна! Живость, пылкость и лихорадочность этого чувства не дают ему быть продолжительным. Любовники-супруги живут всю жизнь вместе — правда! да разве любят всю жизнь друг друга? будто их всегда связывает первоначальная любовь?

. между мужчиной и женщиной нет и не может быть дружбы, что называемое дружбой между ними — есть не что иное, как или начало, или остатки любви, или наконец, самая любовь.

Иллюстрации

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

Произведение Обыкновенная история полностью

Как жить? (вступительная статья)22.10.14Часть первая I22.10.14 II22.10.14 III22.10.14 IV22.10.14 V22.10.14 VI22.10.14Часть вторая I22.10.14 II22.10.14 III22.10.14 IV22.10.14 V22.10.14 VI22.10.14 Эпилог22.10.14

Купить онлайн

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

Обыкновенная история

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

Обыкновенная история

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

Обыкновенная история

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

Обыкновенная история

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

Обыкновенная история

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

То, с каким мастерством Владимир Набоков писал произведения на английском языке, буквально завораживало читателей. Их мало интересовал сюжет, они пропускали мимо блестящие метафоры и глубокие аллюзии. Англоязычных читателей впечатлял сам факт того, что иностранец может столь виртуозно владеть чужим языком.

Пожалуй, ни одно из произведений Александра Николаевича Островского не вызывало столько споров и критических отзывов, как пьеса «Бедность не порок». Даже те, кто с большой симпатией относился к творчеству драматурга, находили в ней массу недостатков.

Возможно, чересчур лубочная, с народными песнями и страданиями, но нравственно выверенная, она и сегодня не утратила своего обаяния и актуальности.

В отличие от большинства произведений Милана Кундеры, роман «Бессмертие» является полностью французским. Писатель отошел от темы чешской эмиграции или чешской богемы.

Основу сюжетной линии составляет история Агнес, француженки, пребывающей в гармоничном и счастливом браке с адвокатом Павлом. Агнес испытывает нарастающую тревогу от давления окружающего мира, ее угнетает бессознательный страх.

Сказка «Иб и Христиночка» предназначена скорее для взрослых, чем для детей, впрочем, как и все, что писал Ганс Христиан Андерсен.

У леса, неподалеку от реки Гуден, жила семья Йеппе Йенса, крестьянина, который, помимо обычной работы, умел ловко вырезать деревянные башмаки. Единственный сын Йеппе тоже умел резать башмаки, и первые, совсем крошечные, подарил дочери барочника, сплавлявшего лес по реке, Христиночке.

Роман входит в трилогию с произведениями » Обыкновенная история » и » Обрыв «, являясь её второй частью.

(с) Leylek для Librebook.ru

В 1852 году вице-адмирал Евфимий Васильевич Путятин на фрегате «Паллада» совершил обширную экспедицию в Японию с целью установить торговые отношения с этой закрытой страной. Фрегат начал путь из Кронштадта, затем, через Атлантический, Индийский и Тихий океаны добрался до конечной точки.

Путятину требовался не просто секретарь, ему нужен был талантливый литератор, способный вести не просто путевой дневник, а яркие путевые заметки обо всем, что будет происходить по пути следования фрегата «Паллада». Выбор командования пал на Ивана Александровича Гончарова.

Источник

Простая история гончаров читать

Роман в двух частях

Писатели двумя способами исследуют жизнь – умственным, начинающимся с размышлений о явлениях жизни, и художническим, суть которого – постижение тех же явлений не умом (или, вернее, не только умом), а всей своей человеческой сущностью, или как принято говорить, интуитивно.

Интеллектуальное познание жизни приводит автора к логическому изложению изученного им материала, художническое – к выражению сущности тех же явлений через систему художественных образов. Писатель-беллетрист как бы дает картину жизни, но не просто копию с нее, а преображенную в новую художественную реальность, отчего явления, заинтересовавшие автора и освещенные ярким светом его гения или таланта, предстают перед нами особо зримыми, а иногда и зримыми насквозь.

Предполагается, что истинный писатель дает нам жизнь только в виде художественного ее изображения. Но на деле таких «чистых» авторов не так много, а может быть, и не бывает совсем. Чаще всего писатель является и художником и мыслителем.

Иван Александрович Гончаров издавна считается одним из самых объективных русских писателей, то есть писателем, в произведениях которого личные симпатии или антипатии не выставляются в качестве мерила тех или иных жизненных ценностей. Он дает художественные картины жизни объективно, как бы «добру и злу внимая равнодушно», предоставляя читателю самому, своим собственным умом вершить суд и выносить приговор.

Именно в романе «Обыкновенная история» Гончаров устами сотрудника журнала излагает эту мысль в самом ее чистом виде: «…писатель тогда только, во-первых, напишет дельно, когда не будет находиться под влиянием личного увлечения и пристрастия. Он должен обозревать покойным и светлым взглядом жизнь и людей вообще, – иначе выразит только свое я, до которого никому нет дела». А в статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров замечает: «…я о себе прежде скажу, что принадлежу к последней категории, то есть увлекаюсь больше всего (как это заметил обо мне Белинский) „своею способностью рисовать“.

И в своем первом романе Гончаров нарисовал картину русской жизни в небольшой деревенской усадьбе и в Петербурге 40-х годов XIX века. Разумеется, Гончаров не мог дать полной картины жизни и деревни и Петербурга, как вообще ни один автор не может этого сделать, потому что жизнь всегда многообразнее любого ее изображения. Посмотрим, получилась ли изображаемая картина объективной, как этого желал автор, или какие-то побочные соображения сделали эту картину субъективной.

Драматическим содержанием романа является та своеобразная дуэль, которую ведут два главных ее персонажа: молодой человек Александр Адуев и его дядя Петр Иваныч. Дуэль увлекательная, динамичная, в которой успех выпадает на долю то одной, то другой стороны. Поединок за право прожить жизнь согласно своим идеалам. А идеалы у дяди и племянника прямо противоположные.

Юный Александр является в Петербург прямо из теплых материнских объятий, с ног до головы одетый в доспехи высоких и благородных душевных порывов, является в столицу не из праздного любопытства, а с тем, чтобы вступить в решительный бой со всем бездушным, расчетливым, гнусным. «Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности», – восклицает этот наивный идеалист. И на бой он вызвал не кого-нибудь, а весь мир зла. Этакий маленький доморощенный донкихотик! И ведь тоже начитавшийся и наслушавшийся всяческих благородных бредней.

Тонкая ирония Гончарова, с какой он описывает в начале романа своего юного героя – его отъезд из дома, клятвы в вечной любви Сонечке и другу своему Поспелову, первые его робкие шаги в Петербурге, – именно этот весьма насмешливый взгляд Гончарова на своего юного героя делает образ Адуева-младшего милым нашему сердцу, но уже заранее предопределяет исход борьбы племянника и дяди. К истинным героям, способным на великие подвиги, авторы не относятся с иронией.

А вот и противная сторона: столичный житель, владелец стекольного и фарфорового завода, чиновкник особых поручений, человек трезвого ума и практического смысла, тридцатидевятилетний Петр Иваныч Адуев – второй герой романа. Гончаров наделяет его и юмором, и даже сарказмом, но сам не относится к этому своему детищу с иронией, что заставляет нас предполагать: вот он, истинный герой романа, вот тот, на кого автор предлагает нам взять равнение.

Два этих характера, заинтересовавшие Гончаров, были ярчайшими типа своего времени. Родоначальником первого явился Владимир Ленский, второго – сам Евгений Онегин, хотя и в сильно преображенном виде. Замечу здесь в скобках, что и холодность Онегина, его опытность терпят точно такой же крах, как и опытность и значение жизни Петра Иваныча Адуева.

Еще смутно ощущая цельность своего романа, Гончаров пишет: «…в встрече мягкого, избалованного ленью и барством, мечтателя-племянника с практическим дядей – выразился намек на мотив, который едва только начал разыгрываться в самом бойком центре – в Петербурге. Мотив этот – слабое мерцание сознания необходимости труда, настоящего, не рутинного, а живого дела в борьбе со всероссийским застоем».

Гончарову очень хочется взять себе в образец именно этого человека «живого дела», и не только себе, но и предложить его вниманию читателя именно в качестве образца.

Вот он высмеивает «вещественные знаки… невещественных отношений» – колечко и локон, подаренные Сонечкой при прощании уезжающему в столицу любимому Сашеньке. «И это ты вез за тысячу пятьсот верст. Лучше бы ты привез еще мешок сушеной малины», – советует дядя и швыряет в окно бесценные для Александра символы вечной любви. Александру кажутся дикими и холодными слова дяди и его поступки. Может ли он забыть свою Сонечку? Никогда.

Увы, прав оказался дядя. Прошло совсем немного времени, и Александр влюбляется в Наденьку Любецкую, влюбляется со всем пылом молодости, со свойственной его натуре страстностью, безотчетно, бездумно. Сонечка забыта совершенно. Он даже не только ни разу не вспомнит ее, но и забудет ее имя. Любовь к Наденьке заполнит Александра целиком. Конца не будет его лучезарному счастью. Какое тут может быть дело, о котором твердит дядя, какая работа, когда он, можно сказать, денно и нощно пропадает за городом у Любецких! Ах, уж этот дядя, у него на уме только дело. Бесчувственный. Как у него язык поворачивается говорить, что Наденька, его Наденька, это божество, это совершенство, может его надуть. «Она обманет! Этот ангел, эта олицетворенная искренность…» – восклицает юный Александр. «А все-таки женщина, и, вероятно, обманет», – отвечает дядя. Ох, эти трезвые, беспощадные ум и опыт. Тяжело. Но правда: Наденька обманула. Она влюбилась в графа, и Александр получает отставку. Вся жизнь сразу же окрасилась в черный цвет. А дядя твердит: я же предупреждал тебя.

Александр терпит крах решительно по всем статьям – в любви, в дружбе, в порывах к творчеству, в работе. Всё, решительно всё, чему учили его учителя и книги, все оказалось вздором и с легким хрустом разлеталось под железной поступью трезвого рассудка и практического дела. В самой напряженной сцене романа, когда Александр доведен до отчаяния, запил, опустился, воля его атрофирована, интерес к жизни исчез полностью, дядя последний лепет оправдания племянника парирует: «Чего я требовал от тебя – не я все это выдумал». «Кто же? – спросила Лизавета Александровна (жена Петра Иваныча – В.Р.). – Век».

Вот где открылась главная мотивировка поведения Петра Иваныча Адуева. Веление века! Век требовал! «Посмотри-ка, – взывает он, – на нынешнюю молодежь: что за молодцы! Как все кипит умственною деятельностью, энергией, как ловко и легко расправляются они со всем этим вздором, что на вашем старом языке называется треволнениями, страданиями… и черт знает что еще!»

Источник

простая история гончаров читать. Смотреть фото простая история гончаров читать. Смотреть картинку простая история гончаров читать. Картинка про простая история гончаров читать. Фото простая история гончаров читать

Книга, которая написана более чем полвека назад и которая поразительно современна и увлекательна в наше время. Что скажешь – классика… Основой произведения является сопоставление двух взглядов на жизнь – жизнь согласно разуму и жизнь согласно чувствам. Борьба этих мировоззрений реализована в книге в двух центральных образах – дяди, который олицетворяет разумность, и его племянника, который выражает собой идеализм и эмоциональность. Одно из самых популярных произведений русской реалистической школы.

Обыкновенная история читать онлайн бесплатно

Роман в двух частях

Писатели двумя способами исследуют жизнь – умственным, начинающимся с размышлений о явлениях жизни, и художническим, суть которого – постижение тех же явлений не умом (или, вернее, не только умом), а всей своей человеческой сущностью, или как принято говорить, интуитивно.

Интеллектуальное познание жизни приводит автора к логическому изложению изученного им материала, художническое – к выражению сущности тех же явлений через систему художественных образов. Писатель-беллетрист как бы дает картину жизни, но не просто копию с нее, а преображенную в новую художественную реальность, отчего явления, заинтересовавшие автора и освещенные ярким светом его гения или таланта, предстают перед нами особо зримыми, а иногда и зримыми насквозь.

Предполагается, что истинный писатель дает нам жизнь только в виде художественного ее изображения. Но на деле таких «чистых» авторов не так много, а может быть, и не бывает совсем. Чаще всего писатель является и художником и мыслителем.

Иван Александрович Гончаров издавна считается одним из самых объективных русских писателей, то есть писателем, в произведениях которого личные симпатии или антипатии не выставляются в качестве мерила тех или иных жизненных ценностей. Он дает художественные картины жизни объективно, как бы «добру и злу внимая равнодушно», предоставляя читателю самому, своим собственным умом вершить суд и выносить приговор.

Именно в романе «Обыкновенная история» Гончаров устами сотрудника журнала излагает эту мысль в самом ее чистом виде: «…писатель тогда только, во-первых, напишет дельно, когда не будет находиться под влиянием личного увлечения и пристрастия. Он должен обозревать покойным и светлым взглядом жизнь и людей вообще, – иначе выразит только свое я, до которого никому нет дела». А в статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров замечает: «…я о себе прежде скажу, что принадлежу к последней категории, то есть увлекаюсь больше всего (как это заметил обо мне Белинский) „своею способностью рисовать“.

И в своем первом романе Гончаров нарисовал картину русской жизни в небольшой деревенской усадьбе и в Петербурге 40-х годов XIX века. Разумеется, Гончаров не мог дать полной картины жизни и деревни и Петербурга, как вообще ни один автор не может этого сделать, потому что жизнь всегда многообразнее любого ее изображения. Посмотрим, получилась ли изображаемая картина объективной, как этого желал автор, или какие-то побочные соображения сделали эту картину субъективной.

Драматическим содержанием романа является та своеобразная дуэль, которую ведут два главных ее персонажа: молодой человек Александр Адуев и его дядя Петр Иваныч. Дуэль увлекательная, динамичная, в которой успех выпадает на долю то одной, то другой стороны. Поединок за право прожить жизнь согласно своим идеалам. А идеалы у дяди и племянника прямо противоположные.

Юный Александр является в Петербург прямо из теплых материнских объятий, с ног до головы одетый в доспехи высоких и благородных душевных порывов, является в столицу не из праздного любопытства, а с тем, чтобы вступить в решительный бой со всем бездушным, расчетливым, гнусным. «Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности», – восклицает этот наивный идеалист. И на бой он вызвал не кого-нибудь, а весь мир зла. Этакий маленький доморощенный донкихотик! И ведь тоже начитавшийся и наслушавшийся всяческих благородных бредней.

Тонкая ирония Гончарова, с какой он описывает в начале романа своего юного героя – его отъезд из дома, клятвы в вечной любви Сонечке и другу своему Поспелову, первые его робкие шаги в Петербурге, – именно этот весьма насмешливый взгляд Гончарова на своего юного героя делает образ Адуева-младшего милым нашему сердцу, но уже заранее предопределяет исход борьбы племянника и дяди. К истинным героям, способным на великие подвиги, авторы не относятся с иронией.

А вот и противная сторона: столичный житель, владелец стекольного и фарфорового завода, чиновкник особых поручений, человек трезвого ума и практического смысла, тридцатидевятилетний Петр Иваныч Адуев – второй герой романа. Гончаров наделяет его и юмором, и даже сарказмом, но сам не относится к этому своему детищу с иронией, что заставляет нас предполагать: вот он, истинный герой романа, вот тот, на кого автор предлагает нам взять равнение.

Два этих характера, заинтересовавшие Гончаров, были ярчайшими типа своего времени. Родоначальником первого явился Владимир Ленский, второго – сам Евгений Онегин, хотя и в сильно преображенном виде. Замечу здесь в скобках, что и холодность Онегина, его опытность терпят точно такой же крах, как и опытность и значение жизни Петра Иваныча Адуева.

Еще смутно ощущая цельность своего романа, Гончаров пишет: «…в встрече мягкого, избалованного ленью и барством, мечтателя-племянника с практическим дядей – выразился намек на мотив, который едва только начал разыгрываться в самом бойком центре – в Петербурге. Мотив этот – слабое мерцание сознания необходимости труда, настоящего, не рутинного, а живого дела в борьбе со всероссийским застоем».

Гончарову очень хочется взять себе в образец именно этого человека «живого дела», и не только себе, но и предложить его вниманию читателя именно в качестве образца.

Вот он высмеивает «вещественные знаки… невещественных отношений» – колечко и локон, подаренные Сонечкой при прощании уезжающему в столицу любимому Сашеньке. «И это ты вез за тысячу пятьсот верст. Лучше бы ты привез еще мешок сушеной малины», – советует дядя и швыряет в окно бесценные для Александра символы вечной любви. Александру кажутся дикими и холодными слова дяди и его поступки. Может ли он забыть свою Сонечку? Никогда.

Увы, прав оказался дядя. Прошло совсем немного времени, и Александр влюбляется в Наденьку Любецкую, влюбляется со всем пылом молодости, со свойственной его натуре страстностью, безотчетно, бездумно. Сонечка забыта совершенно. Он даже не только ни разу не вспомнит ее, но и забудет ее имя. Любовь к Наденьке заполнит Александра целиком. Конца не будет его лучезарному счастью. Какое тут может быть дело, о котором твердит дядя, какая работа, когда он, можно сказать, денно и нощно пропадает за городом у Любецких! Ах, уж этот дядя, у него на уме только дело. Бесчувственный. Как у него язык поворачивается говорить, что Наденька, его Наденька, это божество, это совершенство, может его надуть. «Она обманет! Этот ангел, эта олицетворенная искренность…» – восклицает юный Александр. «А все-таки женщина, и, вероятно, обманет», – отвечает дядя. Ох, эти трезвые, беспощадные ум и опыт. Тяжело. Но правда: Наденька обманула. Она влюбилась в графа, и Александр получает отставку. Вся жизнь сразу же окрасилась в черный цвет. А дядя твердит: я же предупреждал тебя.

Александр терпит крах решительно по всем статьям – в любви, в дружбе, в порывах к творчеству, в работе. Всё, решительно всё, чему учили его учителя и книги, все оказалось вздором и с легким хрустом разлеталось под железной поступью трезвого рассудка и практического дела. В самой напряженной сцене романа, когда Александр доведен до отчаяния, запил, опустился, воля его атрофирована, интерес к жизни исчез полностью, дядя последний лепет оправдания племянника парирует: «Чего я требовал от тебя – не я все это выдумал». «Кто же? – спросила Лизавета Александровна (жена Петра Иваныча – В.Р.). – Век».

Вот где открылась главная мотивировка поведения Петра Иваныча Адуева. Веление века! Век требовал! «Посмотри-ка, – взывает он, – на нынешнюю молодежь: что за молодцы! Как все кипит умственною деятельностью, энергией, как ловко и легко расправляются они со всем этим вздором, что на вашем старом языке называется треволнениями, страданиями… и черт знает что еще!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *