проследить историю отношений аси и рассказчика
Название произведения | Ася |
---|---|
Автор | Иван Сергеевич Тургенев |
Жанр | Повесть |
Год написания | 1857 |
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Действие происходит летом в Германии, на берегу Рейна, в городке З. и городке Л., находящемся на противоположной стороне реки
Глава I
Герой рассказывает историю своих отношений с некой молодой вдовой, которая пленила его сердце и очень быстро променяла нашего рассказчика на баварского лейтенанта. Переживая разрыв с ней, Н.Н. отправляется в городок З., что на правом берегу Рейна. Однажды вечером, сидя на своей любимой скамейке в саду, слышит звуки вальса, доносящиеся с противоположного берега. Узнав у проходящего мимо старика, что там за праздник отмечается, собирается переправиться на ту сторону Рейна.
Глава II
Брат и сестра приглашают Н.Н. к себе на ужин в домик, расположенный на горе, откуда открывается прекрасный вид на Рейн.
За ужином Н.Н. продолжает свои наблюдения за Асей, отмечая ее переменчивый, подвижный характер. Герои сближаются за этот вечер и расстаются поздно ночью совершенными друзьями.
Глава III
Глава IV
Наговорившись вдоволь, Гагин и Н.Н. собираются прогуляться и заодно найти Асю. Подойдя к дому фрау Луизе, они зовут Асю, та, высунувшись из окна, бросает ветку гераниума Гагину, затем просит отдать ее Н.Н. С этого момента рассказчик понимает, что его мысли полностью занимает эта девушка. И еще один вопрос его мучает:
Главы V-VII
Н.Н. читает Гагину «Германа и Доротею», Ася, не отрываясь, слушает и начинает вести себя, как Доротея. Герой убеждается, что она не сестра Гагину, особенно это подтвердилось после подслушанного Н.Н. разговора, в котором Ася умоляла брата:
«… я никого не хочу любить, кроме тебя. ».
После этого случая Н.Н. отправляется пешком в горы на 3 дня, не желает видеться с Гагиным. Дома он находит записку от своего друга и отправляется снова к нему на встречу.
Глава VIII
При встрече Гагин рассказывает историю Аси. Отец Гагина один воспитывал мальчика, так как мать рано умерла. Гагина впоследствии забирает к себе в Петербург дядя. А отец начинает отношения с горничной Татьяной, на которой даже хотел жениться. От нее и родилась Ася. Татьяна умирает и Ася с 10 лет воспитывается у отца, который ее балует. Но приходит и его черед умирать. И опека над Асей выпадает на долю Гагина. Он говорит о сестре:
«… она хотела заставить целый мир забыть ее происхождение. »
Страстно привязывается к брату. Гагин забирает ее в Петербург, помещает в пансион, где она живет и учится 4 года. После этого герой выходит в отставку, забирает сестру и отправляется с ней путешествовать.
«Порох она настоящий. но беда, если она кого полюбит».
Главы IX-XIII
Насладившись прогулкой, Н.Н. и Ася возвращаются домой и под звуки Ланнера танцуют вальс. Этот танец наш герой долго не забудет. Н.Н. чувствует, что
Он не называет еще это чувство любовью, но Ася занимает все его мысли.
На следующий день рассказчик застает Асю печальной, что снова озадачило Н.Н., она пожимает ему руку и он ощущает жар, исходящий от этой хрупкой девушки: она влюблена в него. Но разговора не получается.
Гуляя на следующий день по городу, герой получает через мальчика записку, в которой Ася назначает ему встречу в каменной часовне у развалин.
Глава XIV-XVI
Н.Н., находясь в размышлениях, приходит домой, где застает Гагина, который в отчаянии, он просит честно объясниться со своей сестрой. Герой понимает, что жениться на 17-летней девочке он не может, но на встречу с ней все же отправляется. Ася передает записку о перемене места свидания, теперь оно назначено у фрау Луизе через полтора часа.
Ася встретила рассказчика молчаливо, в ней
«… было что-то трогательно-беспомощное в ее робкой неподвижности. »
Сердце Н.Н. растаяло. Он обнимает героиню, но
«… вдруг воспоминание о Гагине, как молния, меня озарило»
Он скажет Асе, что им необходимо расстаться, она же, зарыдав, убегает.
Глава XVII-XX
Герой, чувствуя досаду, отправляется к дому, где жила Ася, там он находит только Гагина, и они вместе идут искать девушку. Во время поисков Н.Н. начинает чувствовать раскаяние, сожаление и любовь к Асе, но не находит девушку нигде. Возвращается к дому Гагина, тот успокаивает героя, что Ася вернулась, но предпочитает никого не принимать и отдыхает. Н.Н., окрыленный возможностью будущего счастья, отправляется к себе домой с тем, чтобы назавтра сделать предложение Асе.
Глава XXI-XXII
На следующее утро влюбленный Н.Н. обнаруживает, что Гагин и Ася уехали. Получает через служанку письмо, в котором друг просит не искать их, понимает, что Н.Н. не может жениться на Асе и сожалеет, что их знакомство так закончилось. Н.Н. отправляется на поиски Аси. По пути забегает к фрау Луизе. Та передает записку от Аси:
«… если б вы мне сказали одно слово, одно только слово… Вы его не сказали.»
Н.Н. узнает примерный маршрут Гагина и Аси, пытается их догнать, в Лондоне розыски прекращает: отказывается от надежды их найти. Больше он никогда не увидит Аси. Впрочем, недолго рассказчик грустит о ней. Но
«… то жгучее, нежное, глубокое чувство уже не повторилось!»
«Ася»: краткое содержание и анализ произведения Тургенева
Кадр из фильма «Ася»: YouTube / LFV
Одно из самых трогательных произведений русской литературы — повесть «Ася». Краткое содержание этой истории расскажет о трагической, но чистой первой любви, несчастной судьбе внебрачного ребенка. Спросите, кто автор повести «Ася»? История передана Тургеневым — гениальным писателем, который не понаслышке был знакомым с вышеперечисленными проблемами.
«Ася»: краткое содержание
Золотой век русской литературы стал таковым в том числе благодаря значимому вкладу, который сделал Иван Тургенев. «Ася» — одно из самых знаменитых его произведений. Прочтение истории поможет составить мнение о стиле писателя, раскрыть замысел и подтекст произведения.
Хотите знать, какие проблемы затронул Тургенев? «Ася» в кратком изложение раскроет ключевые вопросы:
С чего начинается краткое содержание? «Ася» (Тургенев не отступает от правил реализма) — повесть, в которой историю излагает ее непосредственный участник — немолодой мужчина Н.Н. Он вспоминает случай, произошедший с ним в двадцать пять лет.
Путешествуя по миру, Н.Н. попал в небольшой немецкий городок N на берегу Рейна. На одном из мероприятий он встретил двух русских — молодого художника Гагина и его сестру Анну (Асю). И хоть Н.Н. не любил в путешествиях знакомиться с земляками, эти двое сразу расположили его к себе. Молодой человек отправился домой совершенно счастливым после проведенного вечера в такой компании.
В повести «Ася» Тургенев кратко описывает чувства Н.Н., которые вызвало новое знакомство. Ася каждый день вела себя по-разному: то как благоразумная барышня, то как шаловливый ребенок, а иногда была чем-то огорчена. Гагин терпеливо и ласково с ней обращался, и Н.Н. заподозрил, что она ему вовсе не сестра.
Однажды Гагин пригласил Н.Н. к себе и поведал историю Аси. Когда он был ребенком, его мать умерла, отец воспитывал его сам. В двенадцать лет Гагина отправили учиться в Петербург, но спустя время ему пришлось вернуться — отец был при смерти. На прощанье тот признался, что у него есть тринадцатилетняя дочь от горничной Татьяны, и попросил позаботиться о ней.
Гагин стал ее воспитателем, но вскоре девочку отдал в пансион. Асе жилось несладко: сказывалось отсутствие подруг и сомнительное происхождение. В семнадцать лет учеба закончилась, и Ася отправилась с братом за границу.
Выслушав рассказ, Н.Н. ощутил, будто ему стало легче. Прибежала Ася, и под аккомпанемент Гагина они станцевали вальс. Через несколько дней девушка передала Н.Н. записку с просьбой о встрече. Вскоре явился и Гагин: он передал, что Ася влюбилась героя-рассказчика. Понимая, что Н.Н. не женится на ней, Гагин попросит его честно поговорить с девушкой.
Когда Н.Н. пришел к Асе, та была сама не своя. Растерявшись, он сказал, что не стоило делиться с братом своими чувствами и теперь они не могут быть вместе. Со слезами на глазах девушка убежала.
Н.Н. долго бегал по городу в поисках Аси, винил себя в случившемся и повторял, что любит ее. Увидев свет в окне Асиной комнаты, успокоился и решил, что завтра попросит ее руки.
Однако на следующий день Гагиных не оказалось дома. Служанка рассказала, что хозяева уехали, и передала записки. Гагин уверял, что разлука пойдет на пользу, а Ася написала, что непременно осталась, если бы Н.Н. попросил об этом.
Герой ехал за Гагиными до Лондона, но там их след оборвался. В его жизни было много женщин, но он всегда вспоминал Асю и хранил те чувства, которые она в нем пробудила.
Кадр из фильма «Ася»: YouTube / LFV
«Ася»: анализ произведения
Краткий пересказ повести наталкивает на рассуждения. Однако далеко не все идеи, заложенные Тургеневым, очевидны. Чтобы понять авторский посыл, предлагаем глубже проанализировать произведение:
Замысел создать повесть «Ася» появился у Тургенева благодаря его живой фантазии. Однажды, прогуливаясь по улицам немецкого городка, писатель заметил такую картину: в окне первого этажа одного из домов сидела пожилая женщина, а со второго — выглядывала маленькая девочка. Тургенев попытался представить, какой жизнью могли жить эти люди. Эта история легла в основу будущей повести.
Судьба героини Аси была для автора больше, чем вымыслом. Она напомнила историю жизни его сестры Варвары Житовой. У матери Тургенева был роман с молодым врачом, от которого родилась девочка. Она жила в доме Тургеневых как сирота и воспитанница.
Да и у самого Тургенева была внебрачная дочь Полинет (при рождении Пелагея). Уже в семь лет девочка попала из крестьянской среды в дворянскую, где чувствовала себя неуютно. Эти реальные истории повлияли на писателя, подтолкнули его к тому, чтобы создать повесть «Ася». На работу над повестью ушло около четырех месяцев из-за болезни автора.
Произведение «Ася» Тургенев изначально задумывал как рассказ, однако в процессе написание оно преобразовалось в полноценную повесть. Автор с большой чуткостью и внимательностью описал внутренний мир героев, нашел слова, чтобы передать их чувства и подсознательные реакции. Поэтому критики отметили психологизм повествования.
Произведение написано в реалистических традициях, однако главная героиня Ася — романтический персонаж. Автор подчеркнул ее тонкую натуру — искреннею и непосредственную. Это делает ее классической «тургеневской барышней».
«Ася» — произведение, которое заставляет сопереживать героям, даже если те поступают неправильно. Такой эффект достигнут высоким мастерством писателя в раскрытии характеров персонажей.
Повествование ведет аноним, которого автор назвал Н.Н. Итак:
По другую сторону повествования — девушка Ася, красивая и очень добрая. Родилась от связи барина с горничной, все детство прожила с матерью в простой крестьянской избе, а затем попала в дворянское общество.
Чувствуя себя скованно, Ася остается открытой и ранимой девушкой, но в то же время куда более решительной, чем главный герой. Она способна на чистые чувства, но, получив отказ, сразу и навсегда исчезает из жизни избранника.
В повести И. С. Тургенев затронул ряд общечеловеческих проблем:
Вопросы, которые затрагивает автор, не имеют правильных ответов, да и Тургенев не пытается их искать. Он, как истинный художник, мастерски отражает реальность во всей ее неоднозначности.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Кратко «Ася» И. С. Тургенев
В творчестве И. С. Тургенева особое место занимает повесть «Ася» – трогательная, нежная и необыкновенно лиричная история первой любви молодой девушки.
Очень краткий пересказ повести «Ася».
Господин Н. рассказывает историю из своей молодости.
Проживая в Германии, господин Н. познакомился с братом и сестрой Гагиными. Он сразу же уделил особое внимание Асе – молодой девушке с очень странным характером. Господин Н. долго не признавался себе, что полюбил Асю. Он тайно ревновал девушку и думал, что она не сестра Гагина.
Однажды Гагин раскрыл господину Н. тайну своей семьи. Оказалось, что Ася родилась в результате связи его отца с бывшей горничной умершей супруги. Она до десяти лет росла в крестьянской среде и лишь после смерти матери была взята в господский дом. Отец умер, поэтому на Гагине лежит вся ответственность за Асю.
Господин Н. стал ежедневно посещать Гагиных и поближе познакомился с Асей. Девушка стала испытывать к нему взаимное чувство и однажды назначила свидание.
На свидании господин Н. повел себя очень глупо, упрекнув Асю в неосмотрительности. Девушка убежала и вернулась домой ночью. Господин Н. раскаивался в своем поведении и намеревался сделать предложение. Однако Гагины внезапно уехали. Найти их господину Н. уже не удалось. Он продолжает с печалью вспоминать об этой истории и о том чувстве, которое в нем вызвала доверчивая и наивная девушка.
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание повести «Ася» подробно по главам.
Глава 1.
Главный герой с инициалами Н. Н. рассказывает об одном случае, произошедшим с ним в молодости.
В возрасте 25 лет господин Н. поехал в Европу. Он был богат и ни в чем не стеснял себя. Господина Н. не интересовали архитектурные памятники и живописные места. В заграничном путешествии его больше всего привлекало наблюдать за людьми.
Главный герой сделал остановку в Германии (в городке З.) и даже завел там роман с молодой вдовой. Любимая вскоре бросила господина Н., но он не спешил уезжать.
Однажды вечером господин Н. сидел на берегу Рейна и услышал музыку. Прохожий сообщил ему, что в соседнем городке Л. проходит студенческий праздник. Главный герой решил посетить его.
Глава 2.
На праздник съехалось множество студентов. Господину Н. было приятно смотреть на их веселье. Он даже захотел присоединиться к шумной компании.
Неожиданно до главного героя донеслась русская речь. Разговаривали молодой человек с девушкой. Господин Н. совершенно не ожидал встретить в провинциальном германском городке соотечественников. Он невольно завел с ними беседу.
Молодой человек назвался Гагиным, добавив, что девушка – его сестра по имени Ася. Новые знакомые сразу же понравились господину Н. Он с благодарностью принял их приглашение зайти в гости.
Гагины жили в очень уютном домике за городом. Молодые люди поужинали под звуки музыки, которые доносились из Л. Главного героя поражала Ася, которая была очень оживлена: пела, смеялась, постоянно бегала в дом и обратно.
Поздним вечером новые знакомые проводили господина Н. до реки. Гагин пообещал обязательно заглянуть к нему завтра. Добравшись до дома, главный герой чувствовал себя очень счастливым.
Глава 3.
Ранним утром Гагин разбудил господина Н. Во время завтрака главный герой признался ему в своей несчастной любви ко вдове. Гагин вновь пригласил его в свой дом. Он пробовал свои силы в живописи и хотел узнать мнение соотечественника.
Наброски Гагина показались господину Н. слишком слабыми, в чем он откровенно признался. Гагин согласился и предложил пойти поискать сестру, которая ушла осматривать развалины феодального замка.
Глава 4.
Молодые люди быстро нашли Асю, которая смело карабкалась по развалинам замка. На бывшем замковом дворе продавалось пиво. Гагин и господин Н. взяли по кружке и, усевшись, стали смотреть на расшалившуюся девушку.
Проведя, таким образом, какое-то время, Гагин, Ася и господин Н. отправились обедать. Во время обеда девушка совершенно переменилась и выглядела благовоспитанной барышней.
Ася ушла к своей знакомой – фрау Луизе, а Гагин с господином Н. проговорили до вечера. Провожая господина Н., Гагин предложил зайти за своей сестрой. Главный герой простился с ними и вернулся домой. Он долго не мог заснуть, так как все время думал об Асе. Господин Н. заподозрил, что она – не сестра Гагину.
Глава 5.
На следующий день главный герой вновь пришел к Гагиным. Он не хотел признаваться даже самому себе, что хочет увидеть Асю. Гагин собирался идти рисовать за город. Господин Н. вызвался его сопровождать.
Гагин рисовал недолго. Молодые люди вновь разговорились и вскоре вернулись домой. Господин Н. остался в гостях до вечера. Он все больше укреплялся во мнении, что Гагины – не брат с сестрой.
Глава 6.
Господин Н. ежедневно посещал Гагиных на протяжении двух недель. Он смог поближе узнать Асю. Это девушка удивляла его все больше. В ней было что-то странное: застенчивость переплеталась с искусственной развязностью.
Больше всего главного героя мучил вопрос об истинных отношениях между Гагиными. Однажды он случайно услышал их разговор наедине. Ася с жаром признавалась брату в любви. Господин Н. окончательно уверился в своих подозрениях.
Глава 7.
На следующее утро главный герой отправился пешком в горы. Он испытывал досаду на Гагиных, которые (как он подозревал) зачем-то скрывали свои отношения.
Стремясь избавиться от мучительных мыслей, господин Н. провел в горах три дня, обедая в деревнях. Вернувшись домой, он нашел записку от Гагина, который явно обиделся на такое внезапное исчезновение и вновь приглашал в гости.
Глава 8.
Ася опять взялась за шалости: без причины смеялась, вбегала и выбегала из комнаты. Господин Н. быстро простился, но Гагин захотел его проводить. На берегу реки он начал откровенный разговор.
Гагин рассказал, что очень рано потерял мать и до двенадцати лет жил с отцом в деревне. Затем дядя увез его в Петербург. Гагин окончил юнкерскую школу, после чего поступил в гвардейский полк. К отцу он приезжал ненадолго раз в году.
Однажды Гагин неожиданно увидел у отца ребенка – Асю. Отец сказал, что это сирота, о которой он решил позаботиться.
Спустя четыре года Гагин внезапно получил известие о том, что отец находится при смерти. Он успел признаться приехавшему тотчас же сыну, что в действительности Ася – его дочь. Впоследствии Гагину рассказали слуги, что его отец после смерти жены сошелся с ее горничной Татьяной. В результате этой связи и родилась Ася.
Гагину было 20 лет, Асе – 13. Ему с большим трудом удалось побороть недоверчивость девочки. В конце концов, она сильно привязалась к брату. Гагин привез сестру в Петербург и определил ее в пансион, где она находилась до 17 лет. Затем он вышел в отставку и решил поехать с Асей в Европу. Гагин сетовал, что ему непросто воспитывать сестру, которая обладает крайне неуравновешенным характером.
После этой истории господин Н. захотел вернуться в гости к Гагиным.
Глава 9.
Господин Н. предложил Асе погулять по саду. Во время прогулки они доверительно беседовали. О любви не было сказано ни слова, но оба намекали на это. Вернувшись домой, господин Н. с Асей долго танцевали.
Глава 10.
День прошел очень хорошо. Господин Н. покинул Гагиных уже поздно. Переправляясь на лодке через Рейн, главный герой чувствовал себя по-настоящему счастливым.
Глава 11.
На следующий день господин Н. застал Гагина за рисованием. Ася выглядела печальной. Она доверчиво попросила господина Н. указывать ей, как нужно жить: что делать, что читать.
Глава 12.
Печаль Аси не проходила. Господин Н. не понимал, что происходит с девушкой. Ася призналась ему, что у нее “выросли крылья”. Возвращаясь вечером домой, главный герой мучился вопросом: любит ли она его?
Глава 13.
Прошел еще день, во время которого господин Н. почти не видел Асю. Девушка заболела. На следующие сутки главный герой неожиданно получил от нее записку, которую принес мальчик. Ася звала его к четырем часам на развалины замка, намереваясь сообщить что-то очень важное.
Глава 14.
Господин Н. сидел в задумчивости и перечитывал записку. К нему зашел Гагин и сразу же объявил, что Ася влюблена. Она сама в этом призналась.
Гагин намеревался как можно скорее уехать, но решил сперва объясниться. Господин Н. подтвердил, что ему тоже нравится Ася. При этом он показал ее записку. Гагин не стал возражать против свидания. Однако он прямо спросил у господина Н., намерен ли тот жениться на его сестре. Господин Н. отвечал уклончиво. Молодые люди решили все обсудить уже после встречи.
Глава 15.
К четырем часам господин Н. переправился через Рейн и тут же встретил прежнего “посыльного” Аси. В новой записке было сказано, что встреча состоится через полтора часа в доме фрау Луизе.
Глава 16.
Свидание прошло очень глупо. Вместо слов о любви господин Н. осыпал девушку незаслуженными упреками и заявил, что им теперь нужно расстаться. Ася, молча, слушала человека, в которого влюбилась, затем расплакалась и стремительно выбежала из комнаты.
Глава 17.
Господин Н. тоже покинул дом фрау Луизе и вышел из города. Он упрекал себя за глупость. Главный герой только сейчас понял, насколько дорога ему Ася. Немного успокоившись, он пошел к дому Гагиных.
Глава 18.
Ася еще не вернулась. Ее брат был очень обеспокоен. Прождав какое-то время, молодые люди решили разойтись в разные стороны и искать девушку. Встретиться они договорились через час на этом же месте.
Глава 19.
Господин Н. обошел весь городок и берег Рейна, но так и не нашел Асю. Зная сумасшедший характер девушки, он серьезно опасался за ее жизнь. В конце концов, он вернулся к дому Гагиных.
Глава 20.
Оказалось, что Ася уже пришла. Господин Н. чрезвычайно обрадовался и хотел поговорить с Гагиным о предстоящей свадьбе. У него уже не было никаких сомнений. Однако Гагин мягко, но решительно отказался от разговора, сославшись на позднее время.
Глава 21.
Господин Н. утром с нетерпением пошел к Гагиным, намереваясь сделать предложение. К его удивлению и ужасу оказалось, что брат с сестрой уже уехали. В оставленной записке Гагин извинялся перед господином Н. Он писал, что свадьба все равно не состоится из-за “предрассудков”. Гагин советовал забыть Асю и не пытаться их разыскать.
Господин Н. решил догнать Гагиных. Он выяснил, что брат с сестрой отплыли в Кельн. От фрау Луизе он получил прощальную записку от Аси. В ней девушка сожалела, что во время роковой встречи ждала от любимого всего лишь одного слова, которого так и не услышала.
В этот же день господин Н. направился в Кельн.
Глава 22.
В Кельне Гагиных уже не оказалось. Дальнейшие поиски привели господина Н. в Лондон, но и там ему не удалось разыскать брата с сестрой.
Господин Н. уже никогда больше не видел Асю. Эта странная девушка и ее наивная любовь стали для него самым дорогим в жизни воспоминанием.
Кратко об истории создания произведения «Ася».
Повесть “Ася” была написана И. С. Тургеневым в июне-ноябре 1858 г.
Писатель начал работу над ней в Германии, а закончил в Италии.
Произведение было впервые опубликовано в журнале “Современник” (1858 г., №1).
Урок литературы в 8-м классе «История одной любви» (по повести И.С. Тургенева «Ася»)
Разделы: Литература
Цели и задачи урока:
Оборудование:
Ход урока.
Любовь, любовь – загадочное слово.
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всём старо ты или ново?
Томленье духа или благодать?
Урок, посвящённый повести И.С.Тургенева «Ася», я начала с этих стихотворных строк неслучайно. Как вы думаете, почему? Да, главное в повести – любовь. Всё о ней, о любви, о серьёзном и строгом, о сокровенном и важном…
Любовь… это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев, как пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом воспринимал рождение вечно юного чувства – любви. Как справиться с сердечной болезнью, как одолеть печаль? Безответная любовь – что это? Как первой сказать «люблю» человеку, в котором ты не совсем уверена? Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорблённого чувства? И вообще, как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто полюбит. Краски становятся ярче, звуки отчётливее! Ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты, добра…
Итак, обратимся к тексту повести.
— Какую форму повествования выбирает автор?
Повесть написана в форме рассказа Н.Н. о том, как много лет назад он путешествовал по Европе и в небольшом немецком городке встретился и подружился с русскими: Гагиным и его сестрой Асей. Рассказчик сообщает не только о событиях, беседах, описывает обстановку, но, главное, воспроизводит историю своей любви, вновь переживает былое.
Н.Н. – богатый дворянин, художник в душе; он одержим стремлением наблюдать, особенно людей; он праздный путешественник, наблюдатель.
— Чем поразили Гагины Н.Н. при первом знакомстве?
Н.Н. воспринимает брата и сестру как людей разных психологических уровней, а портретные характеристики поражают читателя точностью и краткостью. Рассказчик отметил явное несходство и внутренний контраст Гагиных. Это ещё больше обострило его любопытство и восприимчивость. Верный привычке наблюдать людей и читать в их душах по выражению их лиц, по непроизвольным жестам, рассказчик при первом же знакомстве с Асей отмечает что-то своё, особенное в чертах её смугловатого лица, в её причёске, в манерах держаться. Он подробно описывает поведение Аси, целиком отдаётся наблюдению за её движениями, взглядом, улыбкой.
— Рассказ о первом дне знакомства с Гагиными завершается лирическим пейзажем; прочитайте его. (Чтение текста повести сопровождается вальсом Штрауса «Над голубым Дунаем»).
— Соответствует ли этот пейзаж настроению Н.Н.?
Пейзажная миниатюра становится средством выражения романтических возвышений героя. Встреча с Гагиными обострила его внимание к прекрасному. Поэтому он весь отдаётся созерцанию и возвышенному настроению.
— Каково состояние души Н.Н. после первого дня знакомства?
Г-н Н.Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.
— Где встретили Н.Н. с Гагиным Асю на второй день знакомства?
На уступе стены на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела Ася. Это говорит о романтическом характере героини.
— Какое чувство вызывает Ася у Н.Н.? Подтвердите текстом повести? (Неприязнь, досада.)
По словам брата, Ася «вольница, сумасшедшая». Н.Н. она представляется полу загадочным существом, «хамелеоном».
— Какие «роли» играет Ася? Почему она так поступает? Может ли Н.Н. ответить сейчас на этот вопрос?
Она сыграла роль солдата, марширующего с ружьём, и этим шокировала чопорных англичан; за столом она сыграла роль благовоспитанной барышни; на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной… Ответить на вопрос, почему Ася так себя ведёт, Н.Н. ещё не может, так как не понял ни Аси, ни самого себя.
— Как заканчивается второй день знакомства?
Герой не отдаёт себе отчёта в том, что с ним происходит. Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу, неприятную досаду; то ревнивое подозрение, что Гагины – не родственники.
— Как нравственно-психологическое состояние героя передаётся через пейзаж?
Какие то неясные тёмные силы врывались в сознание героя, оставаясь смутными, тревожными и даже раздражающими. Непонятная герою «мертвенная» тяжесть как первые всплески неосознанного чувства разрешилась в сознании героя в горькое жгучее волнение, в тоску по родине.
— Прошли две недели ежедневных встреч, Н.Н. всё более огорчался ревнивыми подозрениями и хотя в полной мере не догадывался о своей любви к Асе, но она постепенно овладевала его сердцем. Он оказался во власти этого чувства. Какое настроение было доминирующим в этот период?
Настойчивое любопытство и некоторая досада на загадочное поведение девушки, стремление понять её внутренний мир. (Зачитать начало 6 гл.)
— Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася – не брат и сестра? (Подслушанный разговор в беседке)
— Какие чувства овладевают героем после этого?( конец 6 – начало 7 гл.)
Сам герой не находит определения своим чувствам. Но мы, читатели, понимаем, что его уже захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от неё он уходит в горы, а когда возвращается, то, прочитав записку от Гагина, на другой день же отправляется к ним.
— Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа Гагина? (Выборочный пересказ истории Аси).
— Как меняется душевное состояние героя?
— После разговора об Асе последовала новая фаза любовных отношение тургеневских героев: теперь наступило взаимное доверие и сближение. Что же открыл Н.Н. для себя в Асе? Чем она ему нравилась?
Успокоенный, Н.Н. понял, что странная девочка привлекла его не одной толь полудикой прелестью, но её душа ему нравилась.
— Всё вокруг влюблённых освещается волшебным светом: «Я глядел на неё, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую. Всё радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами – небо, земля и воды; самый воздух, казалось, был насыщен блеском». (9 гл.) Ася говорит любимому: «Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…». Как понимать эти слова?
Любовь окрыляет человека, поднимает его гад обыденностью. Литературовед М.Гершензон писал: «Вот образ любви, по Тургеневу (он любил аллегорические сцены): любовь налетает на человека, как гроза в ясный день, и в ошеломляющем вихре её у души внезапно вырастают крылья, человек превращается в птицу, со стремительным полётом птиц, с их неукротимой волей».
— Что почувствовал Н.Н. в этот день после гагинского сообщения истории сестры, весёлого вальсирования с Асей и её призыва вообразить, что у них выросли крылья?
— Как Тургенев помогает нам, читателям, понять психологическое состояние героя в этот момент?
Через пейзажную зарисовку. (Художественное чтение отрывка из 10 гл. на фоне звуков вальса Штрауса) Пейзаж как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становясь «пейзажем» души.
Отравленный сладким ядом закипающего чувства, герой-романтик во всём находит тревожное ожидание, беспокойство: «в небе не было покоя», в « тёмной, холодной глубине» реки с тихим журчанием воды за кормою, в шёпоте ветра – повсюду чудилось тревожное оживление. Именно в этот момент слияния с природой во внутреннем мире героя совершается новый скачок: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси, но которую герой ещё не смел назвать по имени.
Время как бы останавливается для героя, переполненного ожиданием счастья, и лишь после горького признания Аси, что «крылья у неё выросли, да лететь некуда» (а что скрыла под этими словами Ася, как их понять?), наш герой решается подумать над вопросом: «Неужели она меня любит?»
Собственное чувство его развивалось « в полусне сознания», по его собственным воспоминаниям. Сладость на сердце, радость доверия и жажда счастья ещё оставляют героя в полусознательном созерцании. Герой предпочитает безумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо». Психология созерцателя, постигающего красоту, переживающего романтическую любовь, предполагает замедленный темп и внутреннюю остановку, углубление в себя, рефлексию.(размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психологического состояния).
— В каком состоянии шёл Н.Н. на свидание с Асей? (Сомнение, колебания)
— И вот она, самая волнующая сцена повести – сцена свидания. (Выборочное чтение сцены учителем).
Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене?
— Чем не понравился?
— В чём он обвиняет Асю?
В чём хочет оправдать себя?
Поведение героя в сцене свидания представлялось многим критикам – современникам Тургенева возмутительным. Однако, не оправдывая героя и не осуждая его, попробуем понять. Сцена свидания – образец тургеневского психологизма. Автор сосредоточивает внимание на развитии, изменении психологического состояния героя.
— Зачем Н.Н. пришёл на свидание?
Рассудив благоразумно, Н.Н. пришёл на свидание с тем, чтобы расстаться с Асей навсегда. «Я не могу на ней жениться. Она не узнает, что и я полюбил её.» Однако что-то трогательное, беспомощное в робкой неподвижности Аси так трогает героя, что он отдаётся порыву естественного чувства и этим самым вступает в противоречие с принятым решением и с тем словом, которое он дал Гагину. Подспудно он понимает, что решение расстаться с Асей не соответствует правде его чувств (помните, «я ещё сам не знал, чем свидание могло разрешиться»?). герою искренне казалось, что его чувство находится в стадии созревания, а ситуация требовала немедленного решения. Отсюда его досада на откровенность и поспешность Аси и Гагина. Он осуждает в душе то, что говорит Асе при свидании, так как слова не соответствуют его чувствам. Одновременно герой вместе с автором пытается понять состояние другого человека, однако улавливает лишь внешние проявления чужого «я».
— Как ведёт себя Ася во время отповеди Н.Н.?
Н.Н. хотел терзать девушку выяснением своего отношения к ней. Ему, созерцателю, требовалось время, остановка и раздумья о своих переживаниях. И он был удивлён реакцией Аси на отповедь.
Итак, герой сам пришёл к своему несчастью: там, где требовался порыв самозабвенной любви, он отдаётся рефлексии ( 17 гл.).
— А когда же к герою приходит осознание того, что он любит?
— Почему Н.Н., услышав от Гагина, что Ася нашлась, не настоял на разговоре тут же? Как автор относится к такому поведению героя?
Тургенев осуждает своего героя. Да и сам Н.Н. с сарказмом говорит о своём решении быть счастливым – завтра ( 20 гл.).
— Но это слова человека на двадцать лет старше того, юного Н.Н., о котором мы говорим сейчас. А тогда, в каком состоянии возвращается Н.Н. домой? (конец 20 гл.)
— Что же произошло на следующий день? Понял ли Н.Н. свою ошибку, осудил ли себя? (конец 21 гл.).
— Почему же не состоялось счастье героев? Почему они разошлись?
Причина жизненной драмы героев кроется в разности их психологического склада, их темпераментов. Н.Н. – романтик с созерцательным отношением к миру; это в некоторых ситуациях не позволяет герою вовремя осмыслить отношение к людям и даже разобраться в себе; это же не позволяет ему и совершить верное действие. Ася живёт непосредственным движение сердца: в ней ни одно чувство не бывает наполовину.
Итак, мы проследили развитие чувств героя, пережили вместе с ним психологические изменения его души.
— Какими способами автор помогает нам открыть душу героя? (Выбор формы повествования от первого лица, портретные характеристики, «психологический» пейзаж.)
— Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему своё чувство у Асе лишь тогда, когда всё было потеряно, потеряно из-за несказанного вовремя слова. Но чувства не забылись: двадцать лет прошло, а Н.Н. помнит всё до мелочей, свято хранит «священные реликвии» любви. (Обращаемся к театральной декорации урока: засушенная веточка герани, записочки…)