прошлое города скопина в очерках по истории его улиц и площадей
Ошибка в тексте, битая ссылка?
Редакция рекомендует | |
Популярные материалы: | |
К истории города Скопина
Дополнено и исправлено 9.10.2013 года.
Сейчас трудно установить, что явилось исходным для названия города: местность, где был непосредственно основан острожек, что было бы логично или прилегающий к реке, также «скопанный» участок. Но следует заметить, что не исключено, что и боярин И.В.Шуйский-Скопа получил своё прозвище из-за характерной прически, залысины или седой пряди волос, похожей на голову скопы.
Какие аргументы могут служить в определении более точного времени основания Скопина? Во второй половине 16 века проводилась политика активного освоения «польской украйны». В 50-е годы здесь были построены крепость Дедилов и Шацк (1553 г.), Болхов (1555 г.) и Ряжск (1557 г.); в 60 – г.г. – крепость Новосиль (1562 г.), Данков (1563 г.) и Орел (1566 г.); в 1578-1579 г.г. – Чернь, перестроены Венев и Епифань, в 1585 г.Воронеж; в 1586 г. –Ливны; в 90-е – Елец (1592-1593 г.г.)…[11]
Кроме того, в 1551 году строится город-крепость Михайлов, Сапожок (1566). Учитывая, что Ряжская Засечная черта образца 1566 года проходила через Сапожок, Ряжск, Скопин до истока реки Верды, [12] возведение этих городов-крепостей должно было осуществляться примерно с разницей в несколько лет, по единому плану, что косвенно подтверждается характером застройки. Скопин располагался на местности аналогично Сапожку, выбор мест для крепости в Михайлове и Скопине также похожи. [13]
Всё это не случайно и потому, что вопросами строительства ведал Разрядный приказ и города, возникшие не по указу, потом переделывались заново на основе сметной росписи и чертежей, присланных из Москвы. Под руководством приказа также осуществлялось выбор места для крепостей. Некоторые города, возникшие в это время, несомненно, в связи с внешнеполитическими планами Ивана Грозного, строились на средства крупных бояр и формально считались частновладельческими : так, новый город Городенск (с 1572 г. называется Веневым) был поставлен в середине 16 века на новом месте взамен разрушенного Венева на средства боярина И.В.Шереметева. В те годы князем И.Ф. Мстиславским была построена Епифань, гарнизон епифанской крепости получал жалование от владельца города. [14] Видимо аналогичным образом со строительством обстояло и в Скопине. В то время большие города крепости возводились в 1,5 – 2 года, а малые города – всего за 2 – 3 недели. [15] К малому городу вполне можно отнести в то время cкопинский острожек.
Выбор места для Скопина был обусловлен: во-первых, наличием татарской сакмы и в этом месте брода – «опасного места» через Верду, где могла переправиться без помех вражеская конница. На изгибе реки существовала отмель, с островами обусловленная резким изменением течения реки. Во-вторых, возможностью далеко просматривать окрестности, в третьих, использованием защитных свойств рельефа местности (возвышенность, реки, болота). В четвертых, расположением города за изгибом русла реки (характерным для 16 века), который относительно не сдерживал развитие города.
Все приведенные события и обстоятельства указывают, что изначально Скопин задумывался как небольшой город – крепость для защиты боярской вотчины в составе засечной черты и возводился в середине семидесятых годов 16 века.
Примечания:
[23] И.Добролюбов. Историко статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии.т.1-4. Зарайск,1884 г. с.169,с.171,с.172,с. 218.
Ошибка в тексте, битая ссылка?
Редакция рекомендует | |
Популярные материалы: | |
Торговые площади города Скопин.
В.А.Коростелев
С незапамятных времен каждая площадь города имела свое предназначение. Особняком стояла Казанская, где по крайней мере, с конца 18-го века оживленной торговли не было. Причиной тому ее небольшой размер и размещение здесь уездного по воинской повинности присутствия, требовавшее при известных обстоятельствах наличия места для размещения новобранцев. С начала 20-го века присутствие находилось поблизости от площади в доме купца Шебакина на Ряжской (н.Советская).Существовала раньше недалеко от церкви Обретения Господня в месте слияния нынешних улиц Рязанской и Афиногенова другая площадь с торговыми рядами и кабаком, но в 19-м веке торговля здесь исчезла. Всего торговых площадей в городе было четыре, которые назывались: Красная (Соборная) с примыкавшей к ней Пятницкой, Старо-Базарная (Никольская) или еще ее называли Хлебной, Успенская и Вознесенская (Щепная).
Красная площадь.
Не каждый скопинец, а тем более заезжий турист скажет, с какого места началась история города. Это место называется Красная площадь – значит красивая. Это лишь небольшая часть старой площади 16-го века, простиравшейся до нынешней ул.Орджоникидзе, со стоявшим в ее южной стороне Воскресенским собором. Соборную площадь окружал малый острог, тут же был двор бояр Романовых с приказными людьми. Во второй половине 19 в. на ней разбили городской сад, а в 1939 году построили стадион «Забой».
К началу 90-х годов позапрошлого века разделение, на каких площадях, чем торговать закончилось. На Соборной стали продавать мясо, рыбу, овощи, фрукты, готовые закуски в обжорном ряду, одежду, обувь и другие товары. Правила торговли определялись городской думой, пытавшейся, как и столетие спустя вести борьбу с перекупщиками, поднимавшие цены в базарные и ярмарочные дни на отдельные виды продукции. Ввиду этого, скупать у приехавших, картофель, свежие огурцы, капусту, яйца, масло до десяти часов утра воспрещалось.
Красная площадь перед городской управой, слева пожарный двор.
Фото из архива Скопинского исторического общества.
Бойкое место использовали местные предприниматели. На Красной площади были не только кабаки, но и книжные магазины: два мещан Н.К. и И.Т. Синельщиковых и третий В.И.Руднева в доме купца Шестакова. Имели доход с церковных лавок храмы. Сама площадь не отличалась планировкой, была довольно неровная. Её украшением были собор и Пятницкая церковь. За два года перед революцией староста Троицкого собора купец Л.В.Руднев покрасил его и сделал электроосвещение на свои средства. Пожертвования Пятницкой церкви были всегда большими, ее старостой в 90-е годы был купец 2-й гильдии И.И.Шестаков, имевший лавки на площади. Только в один год купец 1-й гильдии Н.А.Шебакин, купец 2-й гильдии П.Н.Брежнев и мещанин И.С.Федосьев внесли деньгами столько, что их бы хватило на большой каменный дом. В 1915 году староста церкви А.К.Иконников на свои средства сделал в ней электроосвещение.
Пятницкая церковь и разбор Троицкого собора на Красной площади.
Планировка стадиона «Забой» и возведение арки. Вдали Покровская церковь. 1939 г.
Свершившаяся революция много дала небогатым людям города, но для представителей купечества это тяжелое время. В 1918 году произошло «уплотнение» просторных купеческих домов. Некоторые из них перешли в муниципальную собственность. Казалось, что для менее состоятельных обывателей, этим и закончится.
В январе 1932 года, за воровство и личное обогащение, предстало перед судом все руководство района: секретарь райкома, председатели горсовета, исполкома, РКК-РКИ, сотрудники районного ОГПУ. Председатель исполкома, якобы дал указание председателю горсовета для обеспечения руководящего состава жильем «выселять кого следует», в том числе с Соборной. Было освобождено 59 квартир, но главному потребителю – рудоуправлению дали только четыре, одну получил рабочий и 35 квартир распределили между ответственными работниками. Председатель исполкома получил лучшую. Но это уже другая история.
Успенская площадь.
Возникновение площади обязано, вышедшим из прихода Пятницкой церкви крестьянским и солдатским дворам, построившие здесь, в начале 18 века Успенскую церковь. Площадь к этому времени уже сформировалась и до екатерининской прямоугольной планировки города, представляла собой треугольник с пятью сходящимися к ней улицами. После нее церковь оказалась на пересечении улиц, получивших название 2-й Мещанской (н.Орджоникидзе) и Ряжской (н.Советская). Площадь стала просторнее. Последнее перестроение церкви относится к 1877 году, когда ее после пожаров воздвигли в кирпиче, она стала украшением площади и улиц, считавшихся в конце позапрошлого века самыми благоустроенными. На Успенской, как и других площадях, прежде никогда не торговали не только волостные, но и местные городские крестьяне. Это запрещалось законом, но с образованием Дворцовой коннозаводской волости в 1732 г., управители разрешили заниматься торговлей сначала городским крестьянам, «представя в резон», что живут они в городе, значит «и торговать им следственно», то есть следует. Скопинский городовой магистрат с жалобами доходил до правительствующего сената, но ничего не помогло. Городские обыватели и волостные крестьяне стали приводить на базар свою скотину и ее продажи к концу 18 века увеличились.
На Успенской площади торговали, привозимым в город скотом, птицей, мелким оптом мясного товара, то есть тушами и полутушами или как раньше говорили полтями, молочными продуктами. За счет прасольства – то есть скупки в степи и пригона рогатого скота, город был обеспечен мясом по невысоким ценам, местным поставщикам трудно было с ними тягаться. По данным переписи 1897г. торговлей скотом на постоянной основе занималось 43 скопинца. Здесь как на Соборной и Хлебной площадях были перекупщики. Торговцев, скупавших на дальних подступах хлеб у крестьян называли кулаками. Скупщики живности специального звания не имели, но действовали не менее напористо. Поэтому городские власти запретили до десяти часов скупать для перепродажи поросят, гусей, уток, индеек и кур. За этим наблюдали чины полиции, как и за тем, чтобы на всех площадях и определенных улицах не было пьяных обывателей.
По людности и благоустройству этот район притягивал предпринимателей, снимавших жилье и первые этажи под лавки. В домах на месте нынешних ул. Орджонигидже д.20 было сразу три торговых лавки, по Советской д.70 одна. В домах, выходившие на площадь насчитывалось еще три торговых заведения. Районы 2-й Мещанской и Ряжской, примыкавшие к Успенской и Красной площадям считались самыми дорогими по найму жилья.
Радовал приезжающих своим видом и местный храм. Перед Первой мировой войной, на пожертвования прихожан, коих насчитывалось почти две сотни дворов и старосты купца И.И.Черкасова, церковь расширили, сделали в ней водяное отопление и установили на колокольне четырехсотпудовый колокол. Закрытие церкви относится к середине тридцатых годов. После чего она использовалась как склад. В пятидесятые ее разобрали, площадь благоустроили и озеленили. В 1968 году в ее восточной части установили памятник маршалу Сергею Семеновичу Бирюзову.
Вознесенская площадь.
В середине 60-х годов семнадцатого века на северо-восточной окраине города возник монастырь с церковью, с учреждением здесь через несколько лет женской богодельни.
Первые известия о площади, как о торговой известны из челобитной 1690 г. старицы Акилины с сестрами великим государям Иоану и Петру Алесеевичам писавших, «что их богадельные избы построены на торговой площади и близ кружечного двора, где от безстыдных людей и их слов жить невозможно …»
Богодельню на казенный счет перенесли за Песоченку, где в перестроенном конюшенном строении через четыре года осветили Вознесенский монастырь.
Вознесенская площадь в конце 18 века была небольшой, район был небогатый. Кабак или кружечный двор продолжал давать прибыль в казну. Его местонахождение в то время определяется сейчас приблизительно домом №1 по ул. Базарная. С учреждением Екатериной II прямоугольной планировки улиц города, площадь оформилась на пересечении улиц Рязанской и Сретенской (н.Полетаева) с Дровяной (н.Правды) и 3-й Мещанской (н.Пушкина) и значительно расширилась.
Каменная Вознесенская площадь на плане г. Скопина (фрагмент), сочиненного землемером М.С.Тулаевым, датируемым 1794 годом. Из книги: Атлас Рязанского наместничества с топографическим описанием. Рязань, 2015.
Наличие поблизости колодцев или пруда являлось одним из условий организации на площади складов древесных материалов, коими здесь также торговали. С возов и с торговых площадок продавали дрова.
Вознесенская площадь г.Скопина. Фото 1910-14 г.
Фото из архива Скопинского исторического общества.
Поэтому улица за церковью получила название Дровяной, (н.Правды, переименованной в 1952 году в честь годовщины основания газеты «Правда») иногда и площадь так называли. Дрова в городе стоили дорого, поэтому топили в городе в основном торфом, добывавшимся на городской земле. Также с возов продавали солому, мякину. С 1891 года сюда добавилась торговля в базарные дни и также с возов: лыками, досками, тесом, дранью.
После закрытия храма в конце 30-х в нем были склады, в послевоенные годы овощные. После войны на площади работал колхозный рынок. Позже в церкви хранились химические удобрения. 6 июля 1951 года было принято решение облисполкома «О сломе здания церкви Вознесения Господня в г. Скопине». В 2014 году началось ее восстановление и освещение.
Хлебная площадь.
Формирование площади, носящей ныне имя В.И.Ленина, началось с устройства на посаде Никольской церкви, она, как и Пятницкая в писцовой книге 1629/31 гг. показана за пределами малого острога в большом остроге городка Скопин. Полвека спустя в приходе церкви числилась съезжая изба, располагавшаяся где-то рядом. В ней сидели царский воевода, подьячие, правившие дворцовым хозяйством.
К 1890 г. городское домовладение, со времени банковского краха, приходило в упадок. Чему способствовал вывод 2-х кавалерийских эскадронов в Сызрань, в результате чего из бюджета города ушли деньги, перечислявшиеся за постой, а жители потеряли съемщиков жилья, потребителей продуктов и корма для лошадей. К этому времени Никольская или Хлебная площадь была лучшая в городе.
Скопинская уездная управа на Хлебной площади. Фото 1912/13 г.г.
Фото из архива Скопинского исторического общества.
До 1914 года северной половины здания, существующей в наши дни, не было. На ее месте через арку от основного здания размещался земский сельскохозяйственный склад. Весной 1913 года земство приняло решение к существующему земскому дому, как он назывался, пристроить над складом дополнительное крыло, для чего взяли кредит на сорок лет.
В новом здании разместились председатель и члены управы, здесь же на втором этаже канцелярия, использовавшейся для заседаний Скопинского уездного земского собрания. В старом, на первом этаже земская почта и службы управы, на втором уездный съезд, бывшее по крестьянским делам присутствие.
Земская управа после пристройки левого крыла.
Фото из архива Скопинского исторического общества.
Перед фасадом правого крыла земского здания стоял дом потомственного почетного гражданина, купца 1-й гильдии Михаила Михайловича Леонова. Перед левым, палисадник, часть которого купец взял в аренду у земства с 1899 года на двенадцать с последующим продлением еще на шесть лет. С обязательством «по окончании аренды возобновить изгородь палисадника на прежнем месте». Арендовал он, вероятно с одной лишь целью, чтобы использовать землю в базарные дни для размещения товара.
Личность незаурядная, не чуждая благотворительности. В конце 19-го века жертвовал в церкви значительные суммы, а в 1893 году на свои средства построил в Булычево деревянную школу. Состоял городским головой с 1898 года, по крайней мере, до 1906 года (далее информации о нем нет). До избрания, служил с 1890 года почетным мировым судьей, со следующего года председатель попечительского совета женской прогимназии, преобразованной затем в полную. Неоднократно, по поручению Рязанского окружного суда исполнял должность городского судьи и с момента избрания городским головой являлся членом уездного училищного совета. При нем, был выстроен городской дом для женской гимназии и достроены казарменные, помещения со всеми службами, для Зарайского пехотного полка.
Фрагмент плана г. Скопин, 1912 г.
Жизнь шла своим чередом, изредка прерываясь счастливыми минутами, а иногда грустными. Так в 1902 году пристав Рязанского окружного суда по Скопинскому уезду Ф.И.Трофимов сообщил объявлением о торгах недвижимого имущества, располагавшегося на Хлебной площади, куда входили усадебная земля с домом и надворными постройками. Имущество принадлежало купеческой вдове Пелагеи Васильевне, ее дочери Любови Федоровне и мещанину Михаилу Федоровичу Леоновым. Торги проводились для удовлетворения иска протоирея Стахия Сергеевича Полянского по закладной в две тысячи рублей, а имущество Леоновых оценили только в четверть этой суммы.
После революции, постановлением Скопинского исполкома от 28 октября 1918 г. площадь получила имя Володарского, напоминанием об этом современная улица такого же названия, Хлебная стала Коммунальной. В конце 30-х церковь закрывают и используют под склады, а колокольню для учебной парашютной вышки. В 1957 году на ее месте был выстроен ДК им. Ленина.
Прошлое города скопина в очерках по истории его улиц и площадей
Страница сайта Телкова М.В. © 2002-
Город Скопин и скопинцы
|
Однако, содержание этой web-странички не ограничивается Днем города 23 июня 2002 года; по мере возможности и времени, автор сайта пополняет содержание странички постоянно.
А попутно я расскажу об истории нашего города (правильное ударение, кстати, на втором слоге: СкопИн), знаменитых скопинцах и о многом другом, с этим связанном непосредственно. Здесь опубликована гипотеза о происхождении названия города Скопин и его вероятных очень древних корнях.
Скопин. Так выглядела площадь у Дворца Культуры перед началом праздника.
Скопин. День Города начался с карнавального шествия молодых людей.
Празднование Дня Города началось!
Маркина Анна Евстигнеевна, мастер и знаток русского народного костюма из села Березняги Скопинского района, в праздничной народной одежде.
Вновь после многих лет молчания ожил фонтан перед Дворцом культуры.
Так, на Рязанской печати времен независимого Рязанского княжества был изображен конь. Этот же символ Рязанского княжества был перенесен и на большую государственную печать Ивана Грозного с символическими изображениями всех русских земель, объединенных в Московском государстве).
Поэтому издревле наш город силен духом и традициями защиты Родины.
В годы Отечественной войны 1812 года в Скопинском уезде создавался третий пеший казачий полк (2400 человек) и ополчение (655 человек). Возглавлял ополчение уездный предводитель дворян Михаил Лихарев и подпоручик Воинов. В составе Рязанского ополчения скопинцы прошли всю Европу.
В японской войне 1903-1905 гг. приняло участие около трех тысяч скопинцев. Большая часть из них покоится под Ляояном.
В 1914-1918 гг. только призыв запасных и ратников по Скопинскому уезду составил девять тысяч человек.
А Рязанская область, родившая и воспитавшая 324 Героя СССР и 61 Полного Кавалера ордена Славы, несомненно находится на первом месте среди ВСЕХ областей, краев (и большей части республик) бывшего СССР!
Около 3-х дней был г.Скопин в немецкой оккупации.
Немецкие войска завладели Скопином всего на три дня, но и этот малый срок они отметили грабежами, насилиями и убийствами мирных жителей.
Первая атака немцев на город, 24 ноября 1941 года, была отбита силами отряда истребительного батальона (в котором было всего около 120 человек), сформированного из жителей города. Заблаговременно был создан и скопинский партизанский отряд, в количестве 45 человек, который должен был начать действовать в тылу у немцев. Однако, фашисты не стали ожидать действий партизан, а начали терроризировать мирных жителей заранее.
Захватив город после многочасового боя 25 ноября 1941 года силой до 500-1000 человек (30 автомашин с пехотой), при поддержке 4 танков, 3 танкеток, 6 бронемашин и 80 мотоциклистов (см. В.А.Соболев и др.), и узнав, что их отбросили накануне и в течение шести часов в этот день оказывали упорное сопротивление не регулярные военные части, а силы ополченцев (120 человек!), фашисты стали ловить и расстреливать всех, кто мог быть причастен к партизанам. Стреляли они от злости и в совершенно невинных, посторонних мирных жителей, случайно оказавшихся на улице в это время, при этом были убиты несовершеннолетние дети.
Здесь я хочу сделать пространное отступление от темы (а затем вернусь к Скопину).
Но закончим об этом и вернемся к Скопину.
Выбиты из Скопина фашисты были 28 ноября 1941 года атакой со стороны г.Ряжска воинов 84-ой Отдельной морской стрелковой бригады (ОМСБ) Амурской флотилии, которые наряду с сибирскими дивизиями продвигались по железной дороге с востока для сражения под Москвой.
И именно здесь началось наступление наших войск под Москвой! Еще до официального начала нашего наступления. Скопин был первым городом, освобожденным нашими войсками в ходе наступления под Москвой в 1941 году. По всей видимости, г.Скопин является первым советским городом, который был освобожден и уже не был более отдан врагу.
Надо сказать, что скопинцы очень чтят своих освободителей: встречи с ветеранами 84-ой ОМСБ в годовщины освобождения города проводились 50 лет (!), вплоть до середины 1990-х годов. Большую организаторскую роль в этом играл руководитель местного совета ветеранов войны и труда М.Е.Селезнев.
 Скопин. Сквер у памятника земляку-скопинцу, Герою Советского Союза, Народному Герою Югославии, начальнику Генерального Штаба ВС СССР в 1963-1964 гг., маршалу С.С.Бирюзову. На открытие памятника (в конце 1960-х) приезжала делегация из Москвы и Рязани, которую возглавлял маршал бронетанковых войск, участник, в частности, Курской битвы, И.Х. Баграмян.
 Похоронен С.С.Бирюзов на Красной площади у Кремлевской стены.
 В честь маршала С.С.Бирюзова названы улицы в Москве, Рязани, Скопине.
СКОПИНЦЫ-ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА:
СКОПИНЦЫ-ПОЛНЫЕ КАВАЛЕРЫ ОРДЕНА СЛАВЫ:
Скопинец Виктор Комаров повторил подвиг Александра Матросова, во время штурма нашими войсками высоты закрыл своей грудью пулеметную амбразуру немецкого ДОТа. Ценой своей жизни он спас от гибели многих наших бойцов.
Есть в нашем районе женщина, которая была бойцом фронтовой разведки и ходила вместе и наравне с мужчинами в разведрейды за линию фронта.
Вот так скопинцы сражались за Родину!
Скопин. Площадь у Вечного огня
Скопин. Первая средняя школа, бывшее реальное училище, в 2001 году отметила свое 125 летие.
Архитектором здания и одним из инициаторов создания реального училища был известнейший художник-иллюстратор XIX в. П.М. Боклевский, наш земляк-рязанец, долгие годы проживший в имении близ нашего города и похороненый на территории Троицкого монастыря.
Немало ярких людей выпустила школа №1 из своих стен! Это и государственные деятели, и ученые, и деятели культуры, и просто очень достойные люди. После войны она носит имя В.Комарова, выпускника школы, повторившего подвиг А.Матросова, закрывшего во время атаки грудью амбразуру немецкого дзота и тем спасшего многих наших бойцов.
Здесь на фото Скопинская средняя школа №1 после недавнего ремонта и реставрации.
И вот еще один мой стих, написанный лет 15 назад:
С тех пор, однако, прошло много времени и утекло много воды.
На этом месте три месяца (с момента создания этой страницы в интернете) данная страничка заканчивалась.
Но жизнь сложная штука, иногда она приоткрывает нам свои глубины на некоторое расстояние и взгляду открываются истины более древние.
Во время короткой нашей встречи от него я узнал вещи необычные и беспощадные.
Не употребляя таких громких слов, но по сути, он рассказал мне
о Разрушении и Борьбе с ним.
Оказывается, в нашем Скопине с населением до революции 15 тыс. человек было 13 каменных храмов, да еще три монастыря, старинные, все красоты необычайной! И почти все они после революции были варварски разрушены.
А иконы и церковная утварь из разрушенных храмов, плод труда и вдохновения поколений талантливейших мастеров, большей частью были варварски уничтожены! Храмы были разрушены в основном в 1920-1930-е годы, но разрушение продолжилось и в середине 1950-х годов, уже после Отечественой войны, события которой показали, что пора бы разуму и проснуться.
Скопинские храмы находились на месте Дворца Культуры (Никольская церковь), памятника Бирюзову, памятника Ленину (Свято-Троицкий собор) на одноименной улице (бывшей Соборной), которые Вы можете видеть на верхних фото, но самих этих церквей нам не увидеть уже никогда.
В 2001 году, не успев завершить макеты еще 4-х Скопинских храмов, Вячеслав Михайлович Мызников умер. Его вдова передала 9 созданных им макетов Скопинскому историческому музею.
Сейчас эти макеты находятся в Сретенской церкви г.Скопина.
Макеты 8 (из 13 существовавших) Скопинских церквей
Пятницкая церковь (построена до 1650 года).
Макет Свято-Троицкого собора. На заднем плане справа макет церкви «Утоли мои печали».
Макет Никольской церкви.
— Ожесточение, голод, необразованность виной всему!
Вот так Хамы разрушают национальное достояние, Равнодушные и Пригнетенные никак этому не сопротивляются, а патриоты родного края (Хранители!) по крохам пытаются воссоздать хоть представление о былой красоте, о строе жизни и вере не таких уж и далеких наших предков.
Вот так выглядела Сретенская церковь в конце 1980-х. Здание церкви после революции 1917 г. долгое время использовали как склад. А потом здание вообще забросили и оно разрушалось.
С середины 1990-х эту церковь усилиями местной православной общины стали потихоньку восстанавливать. Укрепили стены, полы, крышу, собрали иконы. И сейчас в этой церкви идут службы. Но до первоначального ее состояния еще очень далеко!
Вот эти «старики», в один из летних дней 1967 года неожиданно пригласившие Алексея Федоровича Крылова, тогда еще молодого человека, недавно назначенного секретарем местного отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры, на неформальную встречу с ними, и вдохновили его на его служение: возрождение историко-краеведческого музея в Скопине.
И этому делу он верой и правдой самозабвенно прослужил почти 40 лет!
Необходимо сказать, что современному историческому музею предшествовали два Скопинских музея:
«Музей Русского Оружия» (открытие его в Скопине не удивительно, если знать Рязанскую историю и то, что всего в 70 км от города находится Куликово поле), основанный в 1890х годах на частные пожертвования и, как говорил А.Ф.Крылов, «прихлопнутый» вместе с его хранителями в 1917 году во время революции, и
«Музей местного края» (краеведческий), основанный Константином Васильевичем Побединым и просуществовавший с 1919 по 1956 год, и который был закрыт в связи с кампанией «разукрупнения» музеев в стране по соответствующему распоряжению партии и правительства.
Вот так и живем: то безоглядно рушим, то невероятными усилиями отдельных людей с трудом выкарабкиваемся.
Идея, фото, текст, дизайн и верстка: Мирослав Телков © 2002-
Навигация по другим страницам этого сайта (нажать левой кнопкой):