прощай немытая россия история создания
Прощай, немытая Россия!
Лермонтов один из самых любимых мною поэтов. Либералы, ругая Россию, часто ссылаются на стихотворение «Прощай немытая Россиия», называя автором Лермонтова. Это же, утверждают наши литературоведы, филологи, лингвисты, кандидаты наук и академики. В советские годы это была политика. Поэт – борец с царизмом. Сегодня модно ругать Россию, интеллигенция с упоением занимается этим, взяв, Лермонтова в союзники. Я долго занимался переводами, стараясь пользоваться словарём автора, поэтому, читая стихи, обращаю внимание на стиль и словарь. Меня удивили «голубые мундиры» и « немытая Россия», нигде больше Лермонтовым не применявшиеся, обращение к народу на, ты, к «голубым мундирам», олицетворяющим жандармский корпус, на, вы. Понимая, что автор стихотворений: «Бородино» и «Родина» так написать не мог я стал собирать доказательства, подтверждающие моё сомнение. Такие нашлись.
1.Рукописного подлинника стихотворения никто не видел. Но такое и раньше бывало, находились свидетели, подтверждающие подлинность стихов. Странно то, что до 1873 года об этих стихах ничего не было известно. Не просто не был найден текст, но не было известно даже о самом существовании таких стихов.
2.Издатель Бартенев сопроводил стихи примечанием: «Записано со слов поэта современником».
«Записано со слов поэта современником». Как имя-фамилия современника? Неизвестно. Когда он его записал? Сразу, как Лермонтов продекламировал ему своё стихотворение, Или спустя десятилетия? Обо всём этом Петр Иванович Бартенев промолчал.
На самом деле было два письма. О втором письме (к Путяте), найденном в 1955 году, академические издатели, выпустившие свой первый том в 1954-м, не успели узнать. Представляете, как бы им пришлось выкручиваться, чтобы объяснить слова Бартенева из второго письма, в котором он излагает другой вариант стихотворения «с подлинника руки Лермонтова»?
Видимо, гордый дух Лермонтова не смог смириться с недостатками текста, поэтому решил сделать правку стиха. Вот новый вариант:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их невидящего глаза,
От их всеслышащих ушей».
Согласитесь, текст стал лучше. Больше не режет слух рифма царей – ушей. Послушный народ стал преданным. Неслышащие уши превратились в всёслышащие. Но это ещё не конец. Появляется третий вариант:
Логично, наконец, поставить вопрос: Докажите, что автором стихотворения «Прощай, немытая Россия» является Лермонтов. Приведите хотя бы одно доказательство. Пусть и самое слабенькое.
П.А.Кропоткин писал в октябре 1874 г. П. Л. Лаврову: «Слушая названия городов и местечек, в которых хватают, я повергаюсь просто в изумление. Буквально: надо знать географию России, чтобы понять, как велика масса арестов».
Причина столь эффективной работы Отдельного корпуса жандармов была проста. Именно крестьяне и сыграли главную роль в разоблачении деятельности революционных агитаторов в деревне. Жандармы подключались, когда мужики приводили связанного ими пропагандиста. Такая реакция деревни на попытки её политического просвещения обидела прогрессивные круги русского общества. Тогда в первой публикации упомянутого стихотворения в 1887 году вместо «послушный (покорный) им народ», появляется строка:
И ты, им преданный народ.
А кто мог? Человек другого исторического времени и происхождения. Кутырева сообщает, что это стихотворение «скорее пародирует пушкинские строки «Прощай, свободная стихия!», а нигде более не встречающиеся у Лермонтова «мундиры голубые» появляются в сатирической поэме «Демон», написанной в 1874–1879 годах бывшим чиновником Министерства внутренних дел, открывшего в себе дар поэта-сатирика Дмитрием Дмитриевичем Минаевым.
Именно в пореформенную эпоху среди интеллигенции и полуобразованщины стало модным ругать не только правительство, но и Россию. К концу царствования Николая I дошло до идиотизма и дикости — образованные люди желали, чтобы нас побили в Севастополе и Крымской войне! И когда это, к сожалению, случилось, в выигрыше остались исключительно враги России. Дети попов и чиновников ненавидели не только свой класс, свое окружение, свое правительство, но и весь русский народ. Этой бациллой заразились большевики, также желавшие поражения в войне с Японией и Германией. Их наследники внесли мерзопакостный стишок, приписав его Лермонтову, в школьные хрестоматии, чтобы тлетворный душок распространялся на следующие поколения. Надеемся, что правда будет восстановлена уже не только в трудах литературоведов, но и в школьных учебниках. Это гораздо важнее». Я полностью согласен с Кутырёвой.
Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» Лермонтова
Всего получено оценок: 35.
Всего получено оценок: 35.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Прощай, немытая Россия” отражает острые социальные и политические взгляды автора. Написано незадолго до поездки на Кавказ в 1840 году, оно стало своего рода предвидением скорой смерти поэта. Полный и краткий анализ “Прощай, немытая Россия” по плану пригодится на уроках литературы в 9 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Прощай, немытая Россия.
История создания – 1841 год, после приказа покинуть Петербург, перед отправлением в ссылку на Кавказ.
Тема – непринятие общества и политики царской России.
Композиция – 2 четверостишия, построенных на антитезе.
Жанр – лирическое стихотворение с чертами политической эпиграммы.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – “страна рабов, страна господ”, “стена Кавказа”, “паши”.
Эпитеты – “немытая Россия”, “преданный народ”, “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”.
Синекдоха – “голубые мундиры”.
Гипербола – “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”.
История создания
Неприятие общественных устоев и политического режима России. Обида и одиночество человека, не признанного своей страной, ненужного ей. Невозможность жить в условиях слежки, доносов, низости и самоуправства. Это единственное стихотворение, в котором Лермонтов так откровенно осудил ту Россию, которая превратилась в безликую, раболепствующую, угнетённую страну. Он чётко разграничил тех, кто управляет “ мундиры голубые”, “паши” и кто пресмыкается “ им преданный народ “.
Идея – поэт не принимает раболепское мышление и образ жизни дворянства, вездесущий контроль со стороны жандармерии, которая была одинакова нелюбима гражданскими и военными. Их способы управления и воздействия на думающих людей поэт презирал, как и самого царя. Искренняя любовь к России, как матери, её природе, красоте и обычаям – вот то, что ценил Лермонтов. До конца жизни он был ярым патриотом, несмотря на отношения с властью.
Лирический герой в стихотворении печален и разочарован, он потерян и угнетён. Яркой антитезой звучит сравнение “ немытой ” России и гордого свободного Кавказа. Такой обидный эпитет родина заслужила за то, что она погрязла во лжи, чинопоклонении, доносах и угодничестве.
Композиция
Небольшое произведение – всего два четверостишия – вместило целую эпоху и характеристику общества XIX века. В первой строфе поэт прощается со всем, что его тяготит, в этих строках чувствуется боль и разочарование. Во второй строфе лирический герой выражает смутную надежду найти своё место “за стеной Кавказа “, где нет отвратительного мировоззрения и устоев, характерных для Москвы и Петербурга (“ всевидящих глаз и всеслышащих ушей “).
Размер стихотворения: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Это лирическое стихотворение, затрагивающее тему человека и толпы, непринятия пороков современного общества. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, оно очень эмоционально. В произведении есть и черты эпиграммы, оно ярко высмеивает “ всевидящий и всеслышащий ” режим, рабское сознание людей, их недостатки. Как и эпиграмма, оно обращено к конкретному адресату, даже к нескольким “ мундирам”, “народу”, “немытой ” родине. С. Наровчатов назвал стихотворение “эпитафией всей николаевской России”.
Средства выразительности
Незабываемые авторские эпитеты, которые делают стихи произведения непревзойдённо “лермонтовскими”: “немытая Россия”, “преданный народ”, “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”. Последние два словосочетания являются также тонкими сатирическими гиперболами.
Синекдоха “голубые мундиры” используется вместо озвучивания слова “жандармы”.
Полный анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» (М.Ю. Лермонтов)
Полный анализ стихотворения «Прощай, немытая Росси», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов, помогает раскрыть весьма актуальные проблемы и понять настроение автора в тот момент. Команда Литеровед.ру поможет разобрать основные вопрос произведения, а так е раскроет смысл, которые передал нам автор.
История создания
Стихотворение «Прощай, немытая Россия» было написано Михаилом Юрьевичем в 1841 году, когда он собирался отправиться в ссылку на Кавказ. Личная жизнь не приносила никакой радости, в службе тоже не было никакого просвета, а творчество было настолько ограничено, что автор не мог писать свободно о наболевшем. Благодаря слухам, Михаила Юрьевича арестовали за участие в дуэли. Поэтому было вынесено решение отправить его на Кавказ, где война уже шла далеко не первый год. Автор понимал, что очень вряд ли вернется оттуда. Возможно поэтому он начинает свое стихотворение со слова : «Прощай». Лермонтов так же понимал, что неугоден власти, именно поэтому его отправляют туда, откуда назад нет пути. Зимой 1841 года было написано стихотворение «Прощай, немытая Россия», а летом того же года великий поэт погиб.
Темы, проблемы
Главной темой произведения выступает непринятие того режима, который был в России. Нежелание повиноваться общественным устоям и полная неудовлетворенность властью. В тексте хорошо прослеживается обида поэта на то, что в родной стране его так и не смогли понять и оценить по достоинству. Он не хотел находиться в стране, где правило самоуправство, невежество и низость. Каждый мог донести на другого, что было поэту неприемлемо. Это единственное произведение, где Лермонтов так открыто осуждает Россию и то, что с ней стало. Он не понимает ни сторону правителей, ни тех, кто молча им покорился.
Михаил Юрьевич имел очень непростой характер, из-за которого у него практически отсутствовали друзья. Высшее общество не принимало его из-за вздорного и неуравновешенного характера, который был ярко выражен у поэта. На приемах он часто высказывал свое негативное отношение и мнение на чей-то счет, что, естественно, совершенно не нравилось публики. Острый на язык творец не собирался перед кем-то лебезить. Он открыто высказывал свое мнение, совершенно не заботясь о чувствах окружающих.
Лермонтов высказывает свое недовольство властью и режимом, которые на тот момент царили в России. Он до конца своих дней остается патриотом своей Родины, которую очень любил и ценил. Но принять тот порядок, который устоялся в стране, он так и не смог. Он безумно любит Россию, но ненавидит власть.
Состояние автора прослеживается через лирического героя, который раздавлен и опечален всей ситуацией в его государстве. При помощи антитезы автор показывает яркий контраст между порабощенной Россией и свободным Кавказом. Называя в стихотворении Россию «немытой», он тем самым подчеркивает всю ту ложь и грязь, которая как болото затягивала страну все дальше и дальше.
Композиция
Композиционно стихотворение делится на две строфы. Но даже в этих двух четверостишьях автор сумел емко охарактеризовать всю эпоху. В самом начале лирический герой прощается со всем тем, что так неприятно ему было наблюдать. Весть этот режим, который установился в России, действовал очень удручающе на поэта, и разрушало его. В каждой строчке первой строфы мы можем видеть боль и разочарование.
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
В заключительной же строфе автор высказывает некую надежду на то, что возможно его место в жизни находится на далеком Кавказе. Подальше от всего того хаоса, который происходит на родной земле Михаила Юрьевича. Благодаря использованию определенных форм глагола, которые употребляет автор во второй строфе, ощущается присутствие лирического героя.
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Жанр, размер
Поскольку данное творение затрагивает тему отношений в государстве, а также неприятие жизненных устоев общества, то в нем можно заметить черты эпиграммы. Здесь явно показан негатив, который направлен на существующий режим, а так же то, что толпа безмолвно покорилась власти. Так же о чертах эпиграммы говорит обращение к определенному адресату. Автор взывает к родине, а так же к господствующей власти и народу.
Размер стиха – это четырехстопный ямб, рифмовка – перекрестная.
Средства выразительности
Михаил Юрьевич Лермонтов пишет данное стихотворение на эмоциях, о чем говорит большое использование эпитетов. В самом названии автор использует эпитет, чтоб подчеркнуть свое отношение и эмоции. Так же использование сатирической гиперболы и метафор делают текст ещё более ярким и выразительным. Он отлично передает эмоциональный фон поэта, который он выплеснул на бумагу.
Основная мысль произведения
В стихотворении «Прощай, немытая Россия» Михаил Юрьевич Лермонтов передал все свое отношение, которое сложилось относительно действующей власти. Власть, почувствовав свое могущество и безнаказанность, просто издевается над русским народом. Люди же, выбрали вариант просто смириться и преклониться перед действующим режимом, чем попробовать как-либо бороться. Поэту тяжело наблюдать за тем, как его родина превращается просто в сборище пирующих правителей. Ему очень больно и противно наблюдать подобное, что чувствуется практически в каждой строке.
Творец не может больше находиться там, где его никто не понимает и не принимает. Лучшим выходом он видит отъезд. Призрачная надежда лишь мелькает в его сознании, что там на чужбине, возможно, он найдет свое место. Он сам до конца не верит в это, потому что является настоящим патриотом, который готов бороться за светлое будущее государства. Но что он может сделать в одиночку? Он прекрасно понимает всю бесполезность своих действий. Он устал от окружающего его беспредела, поэтому отъезд на Кавказ для него и то становится выходом из данной ситуации.
Настроение автора отлично чувствуется при прочтении этого бессмертного стихотворения. С одной стороны – это призыв к борьбе, высказывание негодования и протест. С другой же стороны, данное произведение – это своего рода стихотворение разочарования. Автор огорчен и разбит, ему невыносимо больно наблюдать все то, с чем пришлось столкнуться его современникам. Он безумно любит свою родину за ее бескрайние пейзажи, обычаи и красоту. Но он так и не смог принять образ жизни дворянства, и понять народ, который молча склонил голову.
Стихотворение и анализ «Прощай, немытая Россия…»
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Краткое содержание
И. Творожников. Нищие около церкви. 1889
В произведении отсутствует привычный сюжет. Но, при этом, под статичным описанием чувственно-эмоциональной палитры восприятия лирического героя скрыта жизнь отдельного человека и большой страны. Сюжет «спрятан» от читателей, но, тем не менее, он незримо проявляет себя буквально каждым словом.
Читая произведение, мы наблюдаем, как печальные происшествия прошлых лет (трагическая любовь, проблемы на работе, прессинг властей), нынешняя боль (сложно покинуть отчие края) и вера в лучшее «завтра» (на территории Кавказа поэт будет избавлен от унизительного полицейского контроля) соединились в восемь коротких стихотворных строк.
История создания
Жанр, направление, размер
Произведение является ярким образцом жанра гражданской лирики с элементами политической эпиграммы. Семантическое наполнение и структурная организация стихотворных строк соответствуют переходному периоду в творчестве Лермонтова: от направления «романтизм» – к направлению «реализм».
К романтическим чертам можно отнести такие маркеры, как: трагизм мировосприятия, вражда с окружающим обществом и пр. К чертам реализма можно отнести следующие характеристики: наличие исторических деталей и критическую направленность. Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Рифма перекрёстная.
Композиция
Это небольшое стихотворение, которое состоит всего лишь из пары строф, вмещает в себя не только целую эпоху, но и объективную характеристику общества времён Лермонтова. В фундамент композиции положен принцип противопоставления (антитезы). Рассказ ведётся от местоимения «я»: мы буквально слышим голос романтического героя:
Образы и символы
Лермонтов представил в произведении следующую образную палитру:
Темы и настроение
Основная тема стихотворения – резкое осуждение существующего режима в России.
Человеческая жизнь в «стране рабов, стране господ» преисполнена различными унижениями и несправедливостями. Следует понимать: обвинительная речь поэта относится не только к правящей верхушке, но и к покорному, настроенному на рабское служение, народу. Настроенческий пафос произведения преисполнен негодованием, осуждением и горечью. Вместе с тем, поэт осознаёт: его преданность России не способна изменить существующий порядок.
Основная идея
Основная идея стихотворения заключается в следующем: страна, в которой с молчаливого согласия народа правят жандармы, не достойна никакого уважения со стороны благородного и честного человека. Стихотворные строки передают переживание и боль поэта за судьбу любимой им страны. Автор не готов принять существующий политический строй. Всю мощь своего негодования Лермонтов вкладывает в слово «немытая», ставшее синонимом коварства, угнетения и лжи.
Средства выразительности
Гражданский пафос произведения передан определёнными выразительными средствами, таким как:
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия»
1. История создания
Точная дата создания произведения неизвестна. Считается, что оно было написано перед очередной ссылкой в 1941 году.
Царское правительство, обвинив М.Ю. Лермонтова в участии в дуэли, нашло повод для того, чтобы избавиться от неудобного поэта.
Ссылка на Кавказ, где шли военные действия, была равносильна смертному приговору. Предчувствуя гибель, М.Ю. Лермонтов прощается с Россией.
Через несколько месяцев его не стало.
2. Литературное направление
Структура и идейное содержание стихотворения соответствует переходному периоду в творчестве поэта от романтизма к реализму.
Трагические ноты, разлад с окружающей действительностью — признаки романтического направления. Исторические детали, критическая направленность — соответствуют реалистическому направлению.
3. Род
Произведение представляет собой лирическое произведение, содержащее монологическое высказывание поэта.
4. Жанр
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия» — яркий образец гражданской лирики поэта, в котором присутствуют элементы политической эпиграммы.
5. Проблематика
Короткое произведение сумело отразить несколько важных общественных проблем:
6. Тематика
Основная тема стихотворения — осуждение существующего в России режима.
Жизнь в «стране рабов, стране господ» полна унижений и обид. Обвинительная речь поэта обращена не только правящему классу, но и покорному, рабски преданному народу.
Ссылка на Кавказ, по мнению автора, является избавлением от постоянной слежки, «всевидящего глаза» жандармов.
7. Идея
Строки стихотворения передают боль и переживания поэта за судьбу горячо любимой Родины. Лермонтов не может принять существующий политический порядок. Страна, где с молчаливого согласия царя правят жандармы, не достойна уважения благородного и честного человека.
Всю силу своего возмущения поэт вкладывает в слово «немытая», которое становится синонимом лжи, коварства, угнетения. Россия должна отмыться от этих пороков и стать свободной, считает поэт.
8. Пафос
Каждое слово небольшого стихотворения наполнено чувством негодования, осуждения и горечи. Лермонтов понимает, что его преданность России не в состоянии изменить существующий порядок.
9. Система образов
Центральный образ России включает в себя ряд второстепенных персонажей. В первой строфе читатель видит обездоленный, рабски преданный народ, вездесущих жандармов. Любимая Родина превращается в «страну господ».
Во второй строфе возникает символический образ Кавказа, который является олицетворением вольной счастливой жизни.
Необычный образный ряд связывает воедино трагическое настоящее с надеждой на счастливое будущее.
10. Центральный персонаж
Центральным персонажем стихотворения является несчастная Родина поэта. Именно за нее болит душа у лирического героя.
«Немытая Россия» с неограниченной властью жандармерии и страдающим народом достойна иной счастливой участи и обновления.
11. Лирический герой
Лирический герой выражает чувства и мысли автора. Поэт вместе с ним испытывает горечь расставания с Россией, переживает боль за свой униженный порабощенный народ, клеймит беззакония и грезит о свободной жизни без «голубых мундиров».
Лирический герой — личность смелая, гордая и свободолюбивая.
12.Сюжет
В стихотворении «Прощай немытая Россия» нет привычной сюжетной линии.
Однако под статичным описанием чувств поэта скрывается целая история жизни человека и страны. Сюжетная линия скрыта от глаз читателя, но она незримо присутствует в каждом слове.
Трагические события прошлого (несчастная любовь, неприятности на службе, преследования власти), боль настоящего (тяжело покидать родные места) и надежды на будущее (на Кавказе он избавится от постоянного надзора и слежки) слились воедино в восьми строках стихотворения.
13. Композиция
В основе композиции произведения, состоящего из двух четверостиший, лежит противопоставление (антитеза).
Описание удушающей обстановки в России сменяется картиной вольного Кавказа, где нет «всевидящего глаза» и «всеслышащих ушей».
Повествование ведется от первого лица. Читатель слышит голос лирического героя, который созвучен чувствам и мыслям автора.
14. Художественное своеобразие
«Прощай немытая Россия» — монологическое высказывание автора.
Главной художественной особенностью произведения являются лаконизм, риторичность и эмоциональная насыщенность текста стихотворения, которая доносится до читателя с помощью изобразительно – выразительных средств.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение включает в себя два четверостишия с перекрестной формой рифмовки (АБАБ).
Чередование мужской и женской рифмы придают строкам законченность и лаконичность.
Четырехстопный ямб выражает силу негодования поэта.
16. Средства художественной выразительности
Средства художественной выразительности передают гражданский пафос стихотворения.
Поэт употребляет яркие тропы:
17. Значение стихотворения
Крамольное произведение, содержащее резкую критику государственной власти, не было опубликовано при жизни поэта, однако быстро приобрело широкое распространение и популярность среди свободомыслящих слоев населения России.
Стихотворение содержало скрытый призыв к активным действиям, выражало неудовлетворенность существующей государственной властью.
18. Актуальность
Стихотворение Лермонтова «Прощай немытая Россия» не утратило своей актуальности в современном обществе. Благодаря ему мы знакомимся с одним из сложных исторических периодов в истории нашей страны. Ведь, чтобы не совершать ошибок в настоящем, надо хорошо знать прошлое.
19. Мое отношение
Мне нравится это небольшое, но очень эмоциональное стихотворение великого поэта. В нем ощущается бунтарская душа Лермонтова, его непримиримая позиция к несправедливости, злу и насилию. Читая эти строки, понимаешь свою ответственность за судьбу страны, в которой родился и вырос.
20. Чему учит
Произведение Лермонтова учит преданности и патриотизму, воспитывает в человеке активную гражданскую позицию.