пророк аюб история в исламе

Испытания Пророка Аюба (мир ему)

пророк аюб история в исламе. Смотреть фото пророк аюб история в исламе. Смотреть картинку пророк аюб история в исламе. Картинка про пророк аюб история в исламе. Фото пророк аюб история в исламе

Аллах посылал пророков и посланников (мир им) к народам, племенам и всему человечеству в целом. Если не уверовать хоть в одного из пророков (мир им и благословение), вера человека не действительна.

Пророк Аюб (мир ему) являлся одним из великих и почтенных пророков (мир им). Он был богат, у него было много детей, имущества. Но Аллах Всевышний решил испытать Своего пророка (мир ему) и возвеличить в степенях, если тот пройдёт испытание.

Нет ни одного аята и достоверного хадиса, что Аюб (мир ему) был наказан за грехи или ослушания Аллаху, как некоторые пытаются внушить мусульманам это. Потому как Сам Аллах сказал в Коране:

إِنَّا وَجَدْنَاهُ صَابِرًا نِعْمَ الْعَبْدُ إِنَّهُ أَوَّابٌ

Смысл: «Мы (Аллах) нашли его (пророка Аюба) терпящим (бедствия). Как же прекрасен раб, возвращающийся (подчиняющийся) к Аллаху» («Саф», аят 44). Аллах хвалит Аюба (мир ему) за его терпение и за самообладание. Испытания пророка (мир ему) были для повышения его в степени, или как пример терпения для всех, или же для другой цели, которую знает Сам Всевышний.

Про то, что Аюб (мир ему) был испытан лишением всего, нет разногласий, однако есть разногласия в том, что был ли он испытан болезнью, сколько она длилась и что эта была за болезнь?

1. Те, кто говорит, что пророк Аюб (мир ему) был испытан бедами, лишением имущества, смертью детей, и в том числе болезнями, однако болезни не были из числа отталкивающих людей и унижающих пророка (мир ему), такие как проказа или другие кожные тяжёлые болезни, как утверждает некоторая группа учёных. Данное мнение приводится у следующих учёных.

Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) пишет, передавая от Ибн Исхака: «Он, Аюб, сын Амусы, сына Азиха, сына Авса, сына Исхака, сына Ибрахима (мир ему и благословение), был человеком, известным своей терпеливостью в проблемах и благодарностью Всевышнему за блага, он бы испытан Аллахом бедствиями. Аллах в Коране сказал:

وَأَيُّوبَ إِذْ نَادَى رَبَّهُ أَنِّي مَسَّنِيَ الضُّرُّ وَأَنْتَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ*فَاسْتَجَبْنَا لَهُ فَكَشَفْنَا مَا بِهِ مِنْ ضُرٍّ وَآتَيْنَاهُ أَهْلَهُ وَمِثْلَهُمْ مَعَهُمْ رَحْمَةً مِنْ عِنْدِنَا وَذِكْرَى لِلْعَابِدِينَ

Смысл: «И воззвал Аюб к Своему Господу: “Поистине, настиг меня вред (беды), а Ты –Самый Милостивый” и Мы (Аллах) ответили Ему и удалили от него вред и дали ему семью и подобное этому, проявив милость и как напоминание поклоняющимся» («аль-Анбия», аяты 83-84) …»

Также многие толкователи Корана и историки писали: «…Аюб (мир ему) был испытан болезнью всего тела, кроме языка и сердца, которым он поминал Аллаха…» («Кисас аль-анбия» Ибн Касир, стр. 247).

Имам в науке «тавхид» (единобожие) аль-Баджурий (да смилуется над ним Аллах) пишет: «…и как сумасшествие, проказа, потеря сознания и другие вещи, отталкивающие людей, не охватывают Пророка никогда и нет достоверного [предания] о том, что Шуайб ослеп, и о том, что Якуб ослеп от долгого плача, и [нет достоверного предания] о том, что Аюб был прокажен и, что он был между кожей и костями (т.е. истощился и стал худым), и другие известные истории, которые отталкивают людей, они все ложные…» («Тухфат аль-мурид», стр. 246).

Аль-Джурданий (да смилуется над ним Аллах) пишет: «…у него (Аюба) было много детей, большая семья, но он лишился всего этого, так же он подвергся телесным испытаниям (болезням), однако он проявил терпение во всём…» («Фатх аль-Аллям»). В примечании этой книги пишется к данной цитате: «…то, что Аюб (мир ему) болел тем, что выходили черви из-под кожи и другими мерзкими болезнями, которые отпугивают людей, то такие болезни не подобает статусу пророка (мир ему), это выдумки прежних народов израильтян…». Такого же мнения придерживаются имам акыды ас-Санусий и другие ученые сунны.

2. Те, которые говорят, что пророк Аюб (мир ему) был испытан банкротством и лишением мирского имущества и детей, а также и страшными болезнями как проказа и гниение организма, кроме сердца и языка, которыми он поминал Аллаха.

Это мнение приводит Ибн аль-Арабий от имама аль-Куртуби в книге «ат-Тафсир», что пророк Аюб (мир ему) был поражён болезнью так сильно, что у него сползала кожа и мясо (стал дряхлым) с костей и черви выходили из кожи.

Шейх аш-Шаъравий (да смилуется над ним Аллах) пишет:

ثم ابتُلي أيوب عليه السلام في جسده بمرض الجذام في سائر بدنه ولم يبق منه سليم سوى قلبه ولسانه يذكر بهما الله سبحانه

Смысл: «…а далее тело Аюба (мир ему) было испытано поражением проказы, распространившейся по всему телу, и не осталось спасённого органа, кроме языка и сердца, которым Он поминал Аллаха…».

Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) приводит, что некоторые сказали, что Аюб (мир ему) болел проказой:

Смысл: «…упоминается об Аюбе (мир ему) и о том, что постигла его (мир ему) из бед, связанных с имуществом, детьми и телом. И были у него верховые животные, скот, пастбища, и детей было много, но настигла беда всего этого (перечисленного), все ушло. Потом он был испытан телесными болезнями, как говорят: «Эта болезнь – проказа на всем теле и не осталось уцелевшего органа, кроме сердца и зыка, которыми он поминал Аллаха…»

Также Ибн Касир пишет: «Ас-Садий (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Спадала его (пророка) кожа, да такой степени, что остались кости и сухожилия…» (Ибн Касир. «Кисас аль-анбия», стр. 248).

Ещё Ибн Касир передает, что известный толкователь Корана Муджахид пишет: «Это первый человек, у которого была «ветрянка» (кожная сыпь, покрытие кожи водяными пузырьками)»» (Ибн Касир. «Кисас аль-анбия», стр. 248).

Ибн Хатим (да смилуется над ним Аллах) передаёт, что от Аюба (мир ему) исходил такой запах, что люди не могли приблизиться к нему. Такое мнение приводят и другие ученые сунны. Факт, что по каждому мнению можно найти очень много высказываний.

Некоторые утверждают, что данное мнение пришло от бану Исраиль, что это рассказы от прежних народов и руководствоваться ими нельзя. А другие же, исходя из аятов и хадисов, вынесли решение, что все-таки Аюб (мир ему) болел вышеуказанными болезнями, и народ отвернулся от него.

У обеих сторон есть свои убедительные доводы и чётко выраженная позиция в данном вопросе. И одна сторона не имеет права обвинить другую в чем-то, потому как, даже среди учёных есть разные мнения в этом вопросе.

Тот, кто захочет узнать более подробно, пусть посмотрит книгу «Кисас аль-анбия» известного ученого, толкователя Корана, имама Сунны Абу аль-Фида Исмаиля ибн Касира, да смилуется над ним Аллах.

Следование слабому слову

Большинство учёных говорят, что разрешается следовать слабому мнению в целях рели-гиозного блага, целесообразности (масляха).

Учёный Шафиитского мазхаба имам Такиюдин ас-Субкий (да смилуется над ним Аллах) сказал:

إذا قصد المفتي الأخذ بالقول المرجوح مصلحةً دينية جاز

«Если муфтий (учёный, выносящий решение) в целях религиозной целесообразности руководствуется слабым словом, то это дозволено».

Ханафитский ученый, имам Ибн Абидин (да смилуется над ним Аллах) сказал:

إنه إذا اتفق أبو حنيفة وصاحباه على جواب لم يجز العدول عنه إلا لضرورة

«Когда едины (во мнениях) Абу Ханифа и его два последователя (Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шабаний), то нельзя переходить на другое слово (противоположное, слабое), кроме как по необходимости».

Маликитский учёный Ибн Будран (да смилуется над ним Аллах) сказал:

إن المفتي المقلد لمذهب له أن يفتي عند الحاجة بقول مرجوح في مذهبه

«Поистине, муфтий (учёный, выносящий решение), который следует мазхабу (т.е. мукаллид), имеет право вынести решение, взяв за основу слабое слово в своём мазхабе (правовая школа), если есть нужда».

Большинство учёных всех мазхабов согласны, что руководствоваться слабым словом можно в случае необходимости и целесообразности.

Ибн Мухаммад

пророк аюб история в исламе. Смотреть фото пророк аюб история в исламе. Смотреть картинку пророк аюб история в исламе. Картинка про пророк аюб история в исламе. Фото пророк аюб история в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Пророк Аюб (а.с.) – пример стойкости и терпения

Охватившая всю планету эпидемия коронавируса сильно затронула и мусульманский мир, внеся существенные коррективы в привычный образ жизни правоверных. В это непростое время верующие, наряду с применением средств защиты и личной гигиены, должны проявлять терпение (сабр) и надеяться на помощь Всевышнего – так, как пророк Аюб (а.с.).

Аллах любит терпеливых (3:146)

В истории человечества есть персона, которая стала примером стойкости и терпения, силы духа и воли. Он оказался в бедственном положении, но не утратил благородных качеств и постоянно поминал своего Творца.

Пророк Аюб (Айюб, Аюп, в библейской традиции – Иов, мир ему) был очень состоятельным, имел несколько жён и 14 детей. Казалось бы, у него было всё для счастья. Но Всевышний решил испытать Своего раба, отняв у него имущество, семью, а также наслав на него болезни, которые доставляли Аюбу (а.с.) страшные муки. От него отказались все, кроме жены, которая ухаживала за своим супругом, и двоих друзей, постоянно его навещавших.

Пророка поразила проказа, которая распространилась по всему телу. При этом он не терял надежды и постоянно поминал своего Создателя языком и сердцем. Аюб (а.с.) обратился к Всевышнему с дуа:

«Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – Милосерднейший из милосердных» (21:83)

И Господь миров ответил на его мольбу, вознаградив Своего раба за терпение. Пророк был полностью исцелён, ему было возвращено имущество, которое он потерял. Кроме того, Аллах даровал ему детей вдвое больше, чем у него было до этого.

В суре «Пророки» об этом сказано:

Мы ответили на его мольбу, устранили постигшее его зло, даровали ему его семью и вдобавок ещё столько же в качестве милости от Нас и в назидание тем, кто поклоняется (21:84)

Пример пророка Аюба (а.с.) должен стать наставлением для мусульман, которые оказались в трудном положении. В любой ситуации необходимо проявлять стойкость, сабр и уповать на Создателя.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Испытания пророка Аюба (мир ему)

История жизни пророка Аюба (Иова) (мир ему) очень интересна и поучительна, поэтому обойти её стороной не возможно. Эта история беспредельной преданности и терпения, человеческой любви и заботы. Аюб (мир ему) являлся пророком, посланным к одной из народностей на территории Шама. Одну из его жен звали Рахмат, и она приходилась внучкой пророка Юсуфа (мир ему). Аюб (мир ему) славился богатством, был очень щедрым, внимательным к людям, терпеливым и спокойным человеком. Он любил гостей, особую заботу и щедрость проявлял к сиротам. По богослужению не было равных ему. Благодарность Аюба (мир ему) Господу за все блага была безгранична. Ангел Джабраил (мир ему) рассказывал другим ангелам, что Аюб (мир ему) является одним из любимых рабов Господа.

Подслушав разговор ангелов между собой, которые восхищенно говорили об Аюбе (мир ему), дьявол начал завидовать ему. Дьявол, испытывая зависть и ненависть к Аюбу (мир ему) из-за того, что обитатели небес так хорошо отзываются о нём, не мог найти себе места и успокоиться. Он постоянно твердил: «Если бы Аюб (мир ему) был бедным, нуждающимся человеком, то такое усердие в поклонении Господу он не проявлял бы. Если мне дадут возможность управлять его богатством и имуществом, то он оставит поклонение Господу». Услышав это, Господь сказал: «Я даю тебе право управлять его богатством». Тогда дьявол, созвав все своё войско, сжёг всё: дома, богатство и скот пророка Аюба (мир ему). После всего содеянного дьявол пришёл к Аюбу (мир ему) и сказал ему, что Господь все твое богатство – скот и имущество –сжег. Аюб (мир ему) совершенно спокойно ответил: «Тот, который дал, тот и забрал. Хвала и величие Ему».

Спокойствие и невозмутимость Аюба (мир ему) еще больше увеличила ненависть дьявола к нему. Он стал говорить ангелам, что если бы ему дали возможность управлять судьбой его детей, то на это не хватит терпения Аюба (мир ему) и он сорвется. И на этот раз Господь дал ему возможность управлять жизнью детей Аюба (мир ему). Дьявол опять созвал свое войско и разрушил дом, в котором находились дети Аюба (мир ему). Никто из детей не выжил. Тут же дьявол явился к Аюбу (мир ему) в слезах. Пророк спросил его о причине слез. Дьявол рассказал о том, что его дом рухнул и все погибли. Аюб (мир ему) проявил еще большее терпение, сказав: «Бог дал мне их и забрал, безграничная хвала и величие Ему». Это ещё больше взбесило дьявола. Огорченный великим терпением Аюба (мир ему) дьявол продолжал искушать пророка своими притворными речами: «Что бы ты сказал, если бы увидел окровавленные тела своих детей, с выпущенными наружу внутренностями?» Тут Аюб (мир ему) немного загрустил на мгновение, потеряв контроль над собой, а из глаз его потекли слёзы. Он взял немного земли и посыпал ею свою голову со словами: «Хоть бы я не родился на этом свете». Дьяволу это очень понравилось, ему показалось, что он зацепил его. Но в ту же минуту Аюб (мир ему) очнулся от наваждения, чистосердечно раскаялся о сказанном и попросил прощения у Господа.

Дьявол снова поднялся на небеса, и ангелы расспросили его об Аюбе (мир ему). Он ответил, что вера Аюба (мир ему) оказалась сильнее, чем он думал. Но, видя восхищение ангелов терпению и покорности Аюба (мир ему) и сгорая от зависти к нему, дьявол никак не мог успокоиться: «Если Господь даст мне еще одну возможность, волю над его телом, я покажу предел веры и терпения Аюба (мир ему)». И в этот раз Господь разрешил ему, и иблис отправился в путь. Он обнаружил Аюба (мир ему) в служении Господу. Дьявол дунул один раз в нос Аюба (мир ему), от чего у него начался страшный зуд, и он заболел чесоткой. Ногти его отвалились, и ему приходилось чесать тело, покрытое болячками, деревяшкой, порой даже камнем. Аюб (мир ему) сильно похудел, высох, остались кости да кожа. А до болезни Аюб (мир ему) был высоким, широкоплечим, красивым, с кучерявыми волосами, плотного телосложения мужчиной. Здоровье покинуло его, рядом не осталось никого, кто бы мог помочь ему. Родственники и соседи забросили и избегали его. Двое из трёх жен тоже ушли. Лишь Рахмат усердно старалась выполнять свои обязанности, ухаживая за мужем, проявляя безграничную любовь, заботу и сострадание. Из верующих в Господа и последовавших за Аюбом (мир ему) было всего трое, но и они тоже усомнились в нем после его болезни, т. к. думали, что если Аюб (мир ему) не совершил бы большого греха, то так сильно не заболел бы. Они полагались на ограниченное, человеческое суждение, что Господь не испытывает невинных людей. Они и стали давать совет Аюбу (мир ему), чтобы он раскаялся в содеянных делах. Среди них был юноша, который выразил свое несогласие и возмущение в связи с тем, что они забыли про Аюба (мир ему) – пророка Господа.

Видя то, как Аюб (мир ему) стойко переносит все тяготы жизни, дьявол стал раздумывать над тем, как бы еще навредить ему. Он распространил слух среди жителей селения, что болезнь Аюба (мир ему) очень заразна. И если они не выгонят его, то все могут заразиться. Испугавшись, жители поставили условие перед Аюбом (мир ему) и его женой Рахмат – покинуть их село, в противном случае они расправятся с ними. Покорная мужу Рахмат взвалила его на свои плечи, и они покинули селение. Они остановились в диком поле. Рахмат, проявляя уважение к мужу, приготовила Аюбу (мир ему) «постель», где в изголовье вместо подушки лежал камень, а вместо матраса – голая земля. Аюб (мир ему) на новом месте уснул так сладко, будто он и не болел и лежал на пуховой перине. Семь долгих лет провел Аюб (мир ему) в таком состоянии в этой глуши. Его тело разъедали черви, и никто ни разу их не навестил.

Поскольку живому человеку необходима пища, доставать ее Аюбу (мир ему) старалась Рахмат. Она ходила в селение, нанималась на работу, а на полученные за работу деньги покупала еду Аюбу (мир ему). По возвращении домой она кормила его как младенца, и они вместе благодарили Господа за все. Увидев, с каким рвением Рахмат ухаживает за своим больным мужем, дьяволу стало очень плохо. Однажды дьявол подошел к Рахмат, когда она возвращалась к мужу. Он стал расспрашивать её о состоянии здоровья Аюба (мир ему) и напомнил ей, каким он был до болезни. Но как только заболел остался ни с чем. «Ты молодая, здоровая женщина, сколько намерена все это терпеть и ради чего?» – искушал её дьявол. Увидев, что этими разговорами ему удалось подвергнуть сомнениям сердце Рахмат, иблис посоветовал ей способ лечения Аюба (мир ему). Он обещал помочь его выздоровлению, если Рахмат зарежет барана, именем дьявола, т. е. предварительно не произнося имени Господа, и напоит Аюба (мир ему) вином. Рахмат поверила его словам, и у нее появилась надежда на его выздоровление. Она рассказала обо всем мужу. Аюб (мир ему) рассердился, сразу же догадавшись о кознях дьявола, упрекнул Рахмат в том, что прислушалась к его речи. Она неоднократно обращалась к Аюбу (мир ему), что бы тот просил у Господа выздоровления, но он всегда ей отвечал, что надо уметь благодарить Господа за дары и выносить бедствия с терпением. Несмотря на эти советы, после встречи с дьяволом надежда на Господа у Рахмат заметно ослабла. Заметив это, Аюб (мир ему) поклялся сто раз ударить ее палкой, когда выздоровеет.

Затем Аюб (мир ему) долго плакал и обратился к Всевышнему с вопросом: «За какой грех мне такое наказание?» В ответ он услышал слова: «Откуда в тебе силы, чтобы вынести эту боль? Если бы Я не вложил их в корни твоих волос, не хватило бы у тебя терпения». Дьяволу дали волю над телом Аюба (мир ему) за исключением его сердца, языка и разума. Когда же болезнь коснулась языка, которым он всегда поминал Господа, Аюб (мир ему) сильно опечалился, и у него вырвались слова: «Беда настигла меня. О, Господь мой! Не лишай меня возможности поминать Тебя». Увидев, что Аюб (мир ему) пожаловался только ради Него, Господь направил Свою милость и дьявол стал свидетелем тому, как Всемогущий Творец оберегает преданных Своих рабов.

Тот час же ангел Джабраил (мир ему) прибыл к Аюбу (мир ему), принес ему айву из Рая. Аюб (мир ему) удивился появлению незнакомца и спросил: «Кто же ты, пришедший ко мне, позабытому родными и знакомыми?» Джабраил (мир ему) ответил на его вопрос и угостил его райской айвой. После этого вся боль прошла, и Аюб (мир ему) приобрел покой. Тогда Джабраил (мир ему) сказал ему: «Вставай». «Как же я встану, я ведь не могу двигаться», – ответил измученный болезнью Аюб (мир ему). Ангел потянул его за руку и помог ему сделать двенадцать шагов. Затем он заставил его ударить левой ногой об землю, и в этот момент появился источник горячей воды. Так же после удара правой ногой появился источник холодной воды. Джабраил (мир ему) повелел Аюбу (мир ему) искупаться горячей водой и испить холодную воду. После этого к Аюбу (мир ему) вернулись былые силы, он выздоровел, помолодел и стал лучше прежнего. Джабраил (мир ему) принес ему одежду из Рая, надел на голову корону и после этого Аюб (мир ему) совершил молитву в два ракаата в знак благодарности Господу.

Все это время Рахмат не было рядом с Аюбом (мир ему). Она ходила за едой для мужа. Когда она возвращалась, дьявол опять попытался посеять в ее сердце сомнения: «Сколько же ты будешь ухаживать за неизлечимо больным мужем? К тому же он дал слово, что, выздоровев, накажет тебя ста ударами ». Но на этот раз Рахмат не стала слушать его и пошла туда, где должен был находиться ее муж. Она обошла всю территорию, везде искала Аюба (мир ему), но не нашла его. Рахмат испугалась за то, что его могут съесть дикие звери, она заплакала и стала звать его, не обращая внимания на незнакомого юношу, который находился недалеко. В ответ на ее зов этот юноша спросил: «Кто нужен тебе?». Рахмат, не поднимая глаз на незнакомца, рассказала, что не находит Аюба (мир ему), которого она оставляла на этом месте. Юноша спросил Рахмат: «Увидев его, по какому признаку ты можешь отличить его?» Рахмат подняла глаза на юношу и сказала, что он очень похож на Аюба (мир ему). Тот в ответ улыбнулся и сказал, что он – Аюб (мир ему). Горе и печаль превратились в радость. И не было границы их счастью. Господь вернул им поля, скот, все имущество, которое когда-то сжег дьявол. Он также восстановил их дом и оживил их детей. Аюба (мир ему) очень беспокоило то, что он обещал наказать Рахмат по выздоровлении. В это время явился ангел Джабраил (мир ему) и подсказал ему взять связку из ста соломинок и ударить её один раз. Так он и поступил. Выполнил обещание и в то же время не навредил Рахмат. Они прожили прекрасную жизнь и не забывали благодарить Господа за дарованное счастье. Аюб (мир ему) ушел из этой жизни, прожив около ста лет. Существует предание, в котором говорится, что у Аюба (мир ему) после смерти осталось двадцать шесть детей. Самых старших из них звали Хавмил, Мукил, Рашид и Башир. Дети, после смерти отца, также придерживались праведного пути и продолжали поклонение Господу миров.

Нет сомнения в том, что история пророка Аюба (мир ему) является примером проявления глубокой веры, человеческого терпения, выдержки и мужества, безграничной преданности и покорности жены своему мужу, за которую Господь награждает как в этой, так и в вечной жизни. В то время, когда среди людей со слабой верой находятся такие, которые даже от незначительного ухудшения их материального положения или здоровья не проявляют элементарного терпения и понимания, многие семьи, не выдержав таких испытаний и временных неудач, расходятся. Находятся и такие, которые говорят: «Мы же молимся, постимся, за что нас так оставил Господь?» В этом плане история пророка Аюба (мир ему) послужит для каждого из нас хорошим уроком выносливости, стойкости и терпения.

Источник

Пророк Аюб – предводитель терпеливых

Аюб[1] – праведный раб Аллаха, которого ставят в пример как образец стойкости и терпения. Его историю приводят, дабы утешить попавших в беду, тех, кто пострадал, потерял близких или лишился имущества. Аюб был здоровым – и заболел, был богатым – и обнищал, у него была большая семья и много детей, но Аллах забрал его семью и детей. Аюб терпел всё это, и прекрасным было его терпение. Он не жаловался, не роптал на волю Всевышнего. Испытание его затянулось на долгие годы, но его решимость с достоинством нести свою долю нисколько не ослабла. И пришло к нему утешение и избавление от Аллаха, когда он помолился и попросил Его о помощи. Всевышний исцелил его тело и вернул ему вдвойне имущество и детей. История Аюба осталась притчей, которую люди рассказывают друг другу. Это история божьего пророка Аюба, предводителя терпеливых.

пророк аюб история в исламе. Смотреть фото пророк аюб история в исламе. Смотреть картинку пророк аюб история в исламе. Картинка про пророк аюб история в исламе. Фото пророк аюб история в исламе

Текст хадиса

Сообщается со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, беда Аюба продолжалась восемнадцать лет. От него отказались все, дальние и близкие, кроме двух человек из числа его братьев, они часто навещали его.

Однажды один из них сказал другому: „Знаешь ли, клянусь Аллахом, я думаю, что Аюб совершил такой грех, которого никто в мире ещё не совершал”. Его товарищ спросил: „Почему ты так думаешь?” Тот ответил: „Уже восемнадцать лет как Аллах не милует его и не избавляет от такого положения!”

Когда они вновь пошли к Аюбу, то этот человек не сдержался и высказал ему то же самое. Аюб сказал: „Я не знаю, о чём таком вы говорите, но, клянусь Великим Аллахом, Он знает, что даже пройдя мимо двух спорящих людей, которые в споре поминали Аллаха, я, вернувшись домой, совершил искупление за них обоих, потому что мне ненавистно, когда Аллаха поминают не ради истины”.

Если Аюб выходил из дома, чтобы справить нужду, когда ему необходимо было это сделать, жена вела его до места, держа за руку. В один из дней он задержался, и ему было ниспослано Откровение: „Топни ногой! Вот прохладная вода для купания и питьё”[2]. Жена, не дождавшись его, пошла в его сторону, но, увидев мужа, уставилась на него, не узнавая, он же направился к ней. Аллах полностью избавил его от недуга, сделав внешность лучше, чем прежде. Когда она увидела его, то сказала: „Эх, да благословит тебя Аллах, не видел ли ты здесь пророка Аллаха, того, который мучается? Клянусь Аллахом, я действительно ни разу не видела никого, более похожего на него, чем ты, когда он был здоровым”, он же ответил: „Это я и есть”».

У него было два гумна[3] – для пшеницы и для ячменя. И послал Аллах две тучи. Когда одна из них оказалась над гумном для пшеницы, то из неё посыпалось золото, наполнив гумно, а из другой тучи посыпалось серебро в гумно для ячменя, пока оно не заполнилось».

Источники хадиса

Шейх Насыруддин аль-Альбани, указывая источник, в своём труде «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (1/24) сказал: «Хадис привели Абу Яаля в “Муснаде” (1/176-177), Абу Нуэйм в “Аль-Хилья” (3/374-375) двумя путями передачи от Саида ибн Абу Марьяма, от Нафи’ ибн Язида, от ’Укэйля, от Ибн Шихаба, от Анаса ибн Малика, который возвёл хадис к Пророку (мир ему и благословение Аллаха)… Это одиночный хадис (гариб), передаваемый от аз-Зухри (он же Ибн Шихаб), от него этот хадис передавал только ’Укэйль. Все передатчики хадиса, по всеобщему мнению мухаддисов, являются честными, Нафи’ – единственный, кто привёл этот хадис».

Что касается Нафи’ ибн Язида, то это абсолютно надёжный передатчик, имам Муслим приводил его хадисы, а все остальные передатчики регулярно упоминаются и у аль-Бухари, и у Муслима. Хадис достоверный (сахих), ад-Дыя аль-Макдиси также оценил его как достоверный (сахих) и привёл его в сборнике «Аль-Мухтара» (2/220-221) с таким же иснадом. Также хадис привёл Ибн Хиббан в своём сборнике «Ас-Сахих» (2091), в его иснаде этот хадис передаёт Ибн Вухейб от Нафи’ ибн Язида.

Толкование хадиса

Аюб был одним из благородных пророков Аллаха, которым Он дал Своё Откровение и внушил им истину от Себя:

«Воистину, Мы внушили тебе откровение подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исмаилю, Исхаку, Якубу и коленам (двенадцати сыновьям Якуба), Исе, Аюбу, Юнусу, Харуну и Сулейману»[4].

Аюб был прямым потомком Ибрахима (мир ему), Всевышний сказал:

«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака и Якуба. Мы повели их обоих прямым путём. Еще раньше Мы повели прямым путём Нуха, а из его потомства – Дауда, Сулеймана, Аюба, Юсуфа, Мусу и Харуна»[5].

Об истории Аюба Аллах поведал нам в двух местах своей Книги:

1) В суре «Аль-Анбия» («Пророки»):

«Помяни также Аюба, который воззвал к своему Господу: „Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – самый Милостивый из милостивых”.

Мы ответили на его мольбу, устранили постигшее его зло и даровали ему его семью и вдобавок ещё столько же в качестве милости от Нас и в назидание тем, кто поклоняется»[6].

«Помяни раба Нашего Аюба. Он воззвал к своему Господу: „Сатана причинил мне вред и мучения![7]

Ему было сказано: „Топни ногой! Вот прохладная вода для купания и питьё”.

Мы даровали ему его семью и ещё столько же вместе с ними по Нашей милости и как напоминание для обладающих разумом.

„Возьми в руку пучок, ударь им жену и не преступай клятвы”. Воистину, Мы нашли его терпеливым. Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда обращался к Аллаху»[8].

Пророческая сунна ещё больше раскрывает суть истории пророка Аюба и добавляет подробности. Из аятов Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы можем воссоздать целостную картину. Пророк Аюб (мир ему) до того как его коснулась беда жил прекрасной жизнью, всего у него было в достатке, Аллах наделил его богатством и детьми, у него была большая семья и много родственников. Затем Аллах пожелал испытать Аюба, лишив его богатства и детей и поразив его тело тяжёлой болезнью. От него ушли все те, кого рядом с ним удерживала выгода, а близкие и дальние друзья и родственники охладели к нему, все его бросили. Добрыми к нему остались только жена и два ближайших друга, которые навещали его, чтобы развеять его печаль.

Один из двух мужчин стал размышлять над положением Аюба, о том, как долго длится его болезнь, в которой он провёл долгие восемнадцать лет, а Аллах так и не избавил его от мучений. И вот ему в голову пришло, что, видимо, эта беда настигла их друга за некий великий грех, который совершил Аюб. Мужчина рассказал об этом другому другу, а тот не стерпел и выложил всё Аюбу. Это доставило Аюбу большие страдания. Он поведал друзьям, каким было его положение и каково было его отношение к грехам. Однажды, когда он ещё был в добром здравии и жил в благополучии, он проходил мимо двух человек, которые спорили и бранились, поминая при этом имя Аллаха, но по прибытии домой он раздал милостыню от имени этих двух человек, дабы искупить их грех. Аюб ненавидел, когда имя Аллаха поминают не ради истины. Он боялся и переживал даже за чужие небольшие грехи. Это его признание опровергло те слова, которые ему сказали два его товарища.

Тогда Аюб вознёс молитву Аллаху с просьбой освободить его от постигшей его беды и сказал: „Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – самый Милостивый из милостивых[9]. Сатана причинил мне вред и мучения!”[10]

Аллах ответил на его мольбу и избавил от бедствия, воистину, Он Мощен над всем сущим, и если Он что-то пожелает, то это обязательно произойдёт, ничто не может помешать Ему ни на земле, ни на небе.

Когда Аюб хотел справить нужду, то, по своему обыкновению, он выходил за пределы поселения, а жена сопровождала его, держа за руку, потому что он, будучи ослаблен недугом, с трудом передвигался. Когда они доходили до определённого места, она оставляла его, и дальше он удалялся самостоятельно. Затем он возвращался, и она вновь брала его за руку, помогая ему вернуться домой.

В тот день, когда Аюб молился Аллаху об избавлении, он, отправившись по нужде, задержался дольше обычного. Аллах велел ему ударить своей ослабевшей ногой по земле, и из того места, по которому он ударил, забил источник. Аллах велел своему пророку попить этой воды и искупаться в ней. По воле Аллаха вода унесла все его болезни, внутренние и внешние, к нему сразу же вернулись сила и бодрость. Он стал абсолютно здоровым и сильным, словно хворей и недугов никогда и не было.

Он вернулся к жене свежим и полным сил, таким, каким он был до болезни. Когда она увидела его, то не узнала, но обратила внимание на сходство со своим мужем, каким он был в те далёкие годы, когда ещё был здоров. Она спросила этого мужчину о своём муже – о том самом пророке-страдальце, о котором все были наслышаны. При этом она упомянула об их внешнем сходстве. Она никак не ожидала, что всё может исправиться, и что болезнь может уйти так быстро. Какова же была её радость, каким было её счастье, когда она поняла, что перед ней – её любимый муж! Она видела эту милость Аллаха наяву – и не могла поверить своим глазам, что Всевышний вернул её мужу здоровье и полностью его исцелил!

Аллах вернул ему не только здоровье, Он вернул ему его богатство и детей, всё в двойном размере. Аллах (Велик Он и Славен) послал два облака, которые несли в себе не воду, а золото и серебро. У Аюба было два гумна, одно для пшеницы, а второе для ячменя, одно облако высыпало всё своё содержимое в гумно для пшеницы, а второе – в гумно для ячменя, пока те не наполнились золотом и серебром.

Во время болезни Аюба случилось так, что он разгневался на жену и поклялся, что если Аллах исцелит его, то он высечет её сотней ударов. Но когда он исцелился, оказалось, что ему тяжело претворить в жизнь эту клятву, ведь не мог же он воздать жене за её терпение и заботу ударами и розгами! И в то же время ещё более сложным для него было не выполнить клятву, данную именем Аллаха. Тогда по своей милости Аллах подсказал ему выход из затруднительного положения: Он повелел Аюбу взять пучок из сотни ячменных стеблей и ударить жену этим пучком один раз. Так Аюбу было позволено выполнить свою клятву, не опечалив при этом жену. Аллах сказал Аюбу: «Возьми в руку пучок, ударь им жену и не преступай клятвы».

В связи с этим имам Ахмад считал, что если человек, совершивший прелюбодеяние, или тот, кто обвинил непорочную женщину в прелюбодеянии[11], болен до такой степени, что не в состоянии выдержать порки и может от неё умереть, то к нему разрешается применить такой же способ, какой был позволен Аюбу в исполнении им его клятвы. Это подтверждается и хадисом от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который велел высечь больного человека, совершившего прелюбодеяние со служанкой. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) распорядился один раз ударить его вязанкой из сотни прутьев от пальмовых веток[12].

Пророк Аюб (мир ему) был человеком с лёгким приятным характером, с добрым чувством юмора, в котором не было лжи. В хадисе, который приводится у аль-Бухари и ан-Насаи, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда Аюб купался голым, на него вдруг посыпалась стая саранчи, сделанной из золота, он начал сгребать её в свою рубаху.

И воззвал к нему его Господь: „О, Аюб, разве Я не обогатил тебя так, что ты не нуждаешься в том, что видишь?!” Аюб сказал: „Конечно, Господь мой, но всё-таки нет у меня столько достатка, чтобы я не нуждался в Твоей благодати (баракат)”»[13].

Возможно, ты представил себе эту отчасти забавную картину, когда пророк Аюб купается голым, и вдруг на него начинает сыпаться золото в виде маленьких фигурок саранчи, и он сразу же кидается собирать их и складывать в свою рубаху. И Всевышний Господь воззвал к нему: «О, Аюб, разве Я не обогатил тебя так, что ты не нуждаешься в том, что видишь?!» Ведь Аллах подарил ему две тучи, которые наполнили два гумна серебром и золотом. И получил от своего праведного раба такой ответ: «Конечно, Господь мой, но всё-таки нет у меня столько достатка, чтобы я не нуждался в Твоей благодати (баракат)».

История Аюба (Иова) в Библии

Если человек прочитает историю Аюба в Коране и достоверных хадисах, а затем прочтёт то, что об этом говорится в Танахе[14], то ему станет ясно, что одна из целей повествования о жизни этого пророка в Книге Аллаха и сунне Пророка заключается в том, чтобы разоблачить выдумки и искажения, содержащиеся в израильских преданиях, и оправдать божьего пророка Аюба, защитить его честь и достоинство ото лжи, которую возводят на него беззаконники и обманщики.

Первое, что следует исправить, так это библейское утверждение, что Аюб был просто праведным человеком, а не пророком.

Второе: в Библии говорится, что Аюб злился на Аллаха во время своего бедствия. Его недовольство и неправедный ропот подробно изложены в длинном диалоге Аюба с тремя друзьями. Несмотря на то, что он обладал крепкой Верой в Господа и полагался на Него, в беседе со своими товарищами он, якобы, много жаловался на данное ему испытание от Аллаха, при этом вроде бы оставаясь праведным, стойким и добродетельным человеком.

Цель авторов этого длинного диалога заключается в том, чтобы раскрыть определённый вопрос идеологического плана, а именно: каковы причины того, что Аллах низводит испытания своим богобоязненным рабам, которые жили праведно. Этот диалог содержит в себе много философских рассуждений, стилистика текста высоко пафосная, поэтому книгу Иова иудеи почитают как одну из книг великой мудрости.

Удивительно то, что Аюб в Танахе представлен как человек, который беспрестанно ропщет на своё положение, произносит дерзкие речи. По Библии выходит, что Аюб был человеком далёким от здравомыслия и благоразумия, он не смирился перед волей Аллаха и предписанной ему судьбой. Друзья же, которые навещали его, напротив, размышляли более разумно: они старались наставить и вразумить Аюба, дабы он отказался от своих неправедных и резких слов, и всячески пытались вернуть его на путь смирения перед Аллахом.

Коран и сунна раскрывают эту ложь и повествуют о том, что Аюб (мир ему) был терпеливым, безропотно и стойко переносил беду, которая выпала на его долю. Но случилось так, что в сердце одного из близких друзей Аюба проникли злые мысли, и он посчитал, что такая долгая болезнь спровоцирована каким-то великим грехом, который совершил Аюб, и именно поэтому его мучения длятся столь долго. Вот тогда Аюбу стало действительно больно, и он опроверг эти выдумки, напомнив о своей праведности и богобоязненности в дни, когда он был здоровым и жил в благополучии.

Хадис подтверждает праведность пророка Аюба (мир ему), который обладал пониманием, знанием и богобоязненностью, а сомнения и скверные помыслы исходили не от него, а от навещавших его товарищей.

К тому же в итоге библейской истории говорится, что Аюб всё осознал, покаялся, и Господь почтил его, но всё, о чём говорилось выше, – как он гневался, жаловался и как он пал духом, – всё это не имеет никакого отношения к истине.

В Танахе, так же как и в Коране, говорится, что Аллах исцелил Аюба и вернул ему богатство и детей в двойном размере, но Танах утверждает, что Аллах восстановил ему богатство посредством подарков, которые сделали ему родственники после выздоровления. Из пророческого хадиса мы знаем, что Аллах осыпал Аюба богатствами с небес, послав ему тучи с золотом и серебром, а это доказывает, что источником богатства Аюба были не подарки друзей и родственников, а непосредственная милость Аллаха.

Польза хадиса и уроки, извлекаемые из него

Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) говорил, что в Шариате Мусы[15] не было такого понятия, как искупление клятвы в случае её неисполнения, потому что если бы искупление (каффара[16]) было в их Законе, то Аюб просто выполнил бы необходимое искупление клятвы, и не было бы никакой нужды бить жену. В их Законе все клятвы без исключений были обязательными для исполнения, подобно тому как в нашем Шариате наказания преступникам (худуд) являются обязательными и не могут быть отменены, даже если преступник покается за них перед Аллахом. Но как в Шариате Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) есть послабление во время выполнения наказаний в исключительных случаев, так же и Аюбу было дано послабление, потому что у его жены были оправдания её поступку. Ведь она не знала, что тот человек, который беседовал с ней, на самом деле был шайтаном[17]. Она хотела сделать доброе дело и потому не заслуживала суровой кары. Тогда Аллах дал указания Аюбу, чтобы он обращался с ней, как с человеком, который имеет право на символическое наказание, учитывая то, что она была добра к нему, всегда помогала и была преданной. Таким образом, Аллах помог ему сохранить свою клятву и быть добрым к своей жене, которая, по большому счёту, и не заслуживала порки от мужа.

Из книги «Достоверные пророческие рассказы»
Автор: Умар ибн Сулейман ибн Абдулла Аль-Ашкар
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Р.Г. Тамкин
Каноническая редакция: М. Каримов
Для сайта «Почему Ислам» — www.whyislam.to

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *