пророческие мысли в истории одного города

«История одного города» Салтыкова-Щедрина: мы наш, мы новый мир построим

В течение многих лет Салтыков-Щедрин вынашивал замысел написания полномасштабного сказочно-фантастического романа. И наконец, в 1870 году книга была закончена и опубликована. В романе «История одного города» смысл произведения, носящего сатирический характер, вызвал неоднозначную реакцию общества. Не все до конца поняли смысл сатиры «Истории одного города», обвиняя автора в очернении исторических фактов.

Несмотря на то, что сюжет романа больше похож на сказку, книга является серьезным произведением, смысл которого требует глубокого анализа.

Краткое содержание

Разбор того, в чем заключается в романе История одного города смысл сюжета, следует начинать с краткого пересказа произведения.

Начинается книга со слов автора, сообщающего о нахождении древней летописи города Глупова. Затем идет сообщение от летописца, разъясняющего происхождение глуповцев. Родоначальниками глуповцев было племя головотяпов, названных так за привычку ударяться обо все головой. Они долгое время не могли найти себе правителя, пока не нашелся один глупый князь, согласившийся возглавить племя. Он основал город Глупов, а жителей назвал глуповцами.

Интересно! Смысл, вложенный Щедриным в название племени «Истории одного города», был замечен и подхвачен читателями. Со временем это имя стало нарицательным. Головотяпами стали называть безответственных людей, действующих бездумно.

20 начальников

Далее описывается история города на протяжении почти ста лет – с 1731 по 1826 год. За это время в Глупове сменилось более 20 градоначальников, каждый из которых был глупее и чуднее предыдущего.

Наиболее значимые из них:

Все последующие градоначальники все больше усугубляли положение, ведя город и его жителей к обнищанию.

Лишь с приходом к власти подполковника Прыща в Глупове наступило относительное спокойствие. Несмотря на то, что градоначальник не занимался делами города, глуповцы процветали. Но, как оказалось впоследствии, голова Прыща была нафарширована трюфелями, ее съел предводитель дворянства.

Последним правителем стал полнейший идиот Угрюм-Бурчеев. Из-за бредовой идеи перестроить Глупов, градоначальник полностью разрушил город и принялся за строительство нового. Для этого он выбрал место подальше от реки, мешавшей воплощению его мечты.

Но строительство так и не было окончено. Что помешало этому – осталось для читателя тайной. Известно лишь, что Угрюм-Бурчеев мгновенно исчез.

Повествование заканчивается оправдательными документами, оставленными некоторыми губернаторами в назидание последующим правителям.

Объяснение сюжета

Салтыков-Щедрин предпочитал писать сатирические произведения. Не стал исключением и роман о глуповцах.

События, описываемые автором – абсурдны, а образы градоначальников фантастичны и гиперболизированы. Но каждый из образов несет определенную смысловую нагрузку.

На заметку! Особый смысл вложил автор «Истории одного города» в пятую главу – «Органчик», открывающей описание градоначальников Глупова. Губернатор Брудастый олицетворяет собой бездушного бюрократа с механизмом вместо головы. «Органчик» – символ тупости и ограниченности.

В романе Щедрина История одного города смысл повествования заключается в обличении недостатков политического устройства российского государства. На примере глуповцев писатель показывает рабское положение народа, смиренно подчиняющегося власти и не пытающегося изменить свою жизнь.

Кроме того, автор поднимает такие важные темы, как:

Высмеивая пороки людей, писатель использует различные художественные приемы: иронию, сарказм, пародию, сатирическую гиперболу, гротеск, начинающийся уже с названия произведения.

Автор не случайно не называет какой-то конкретный населенный пункт, показывая этим, что повествование относится ко всей России. Людей, похожих на персонажей произведения, можно найти в любом уголке страны. Таким образом, в названии романа «История одного города» заключен глубокий гротескный смысл.

В чем суть концовки

Ближе к финалу приходит понимание скрытого смысла истории одного города. На протяжении всего повествования народ пытался подстроиться под прихоти и пороки каждого правителя. Попытки завоевания симпатий очередного губернатора, бесчисленные эксперименты и перемены привели к потере уникальности и исторического облика народа.

Не стало исключением и правление Угрюм-Бурчеева. Глуповцы готовы были покорно принять его идиотские реформы, ходить в одинаковых робах и строить одинаковые дома. Это привело к прекращению течения истории.

Смысл концовки «Истории одного города» довольно прост: народ, утративший свой менталитет, отказавшийся от вековых традиций, смирившийся с имеющимся положением дел обречен на гибель.

Внезапное исчезновение Угрюм-Бурчеева и гибель Глупова довольно символичны. Этим Салтыков-Щедрин хотел сказать, что на смену глуповцам придут другие люди, которые построят новое общество. Автор предчувствовал грядущие исторические перемены, свержение самодержавия. Это придало истории одного города пророческий смысл.

За сатирическим и ироничным повествованием Истории одного города скрывается важный смысл произведения. Целью автора было показать, что перемены к лучшему невозможны без осознания народом своей роли в построении государства. Не может один человек изменить всю страну. Улучшить жизнь можно только своими силами, не надеясь на правителей. Призыв к активной гражданской позиции, звучащий в романе, делает его актуальным во все времена.

Источник

«История одного города» – сатира на прошлое России или предостережение о

будущих опасностях общественного развития»

…я совсем не историю предаю осмеянию,

а известный порядок вещей.

Сатирика Салтыкова-Щедрина занимает одно из первых мест в мировой

которой писатель обратился к историческому прошлому России, чтобы с большей

силой и гневом обличить современный ему государственный строй, рождающий

Угрюм-Бурчеевых, Брудастых, Прыщей, Грустиловых, Перехват–Залихватских. Это

сатира, бичующая народную пассивность и долготерпение, призывающая к

активному действию. Произведение Салтыкова–Щедрина наполнено подлинными

фактами и событиями русской жизни, поднятыми на уровень грандиозного

В «Истории одного города» можно разглядеть две силы, действующие

одновременно : власть и терпеливо выносящий свою борьбу город Глупов. В

романе, написанном как бы в форме хроники, речь идет о конкретном городе,

со сказочной историей, а с другой стороны мы можем наблюдать, что все герои

и происходящее города напоминают нам историю страны.

«Опись градоначальникам» представляет собой краткие биографические

справки с описанием «подвигов» двадцати двух правителей города Глупова.

«Перехват – Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем умолчу.

Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки». В России к

тысяча восемьсот семидесятому году сменилось как раз такое же число царей.

И поэтому я считаю, что «История одного города» задумана и исполнена как

карикатура на историю России вплоть до начала Х1Х века, как пародия на

труды русских историков. Это естественное первое мое впечатление,

восприятие. Даже Тургенев, высоко оценивший произведение, писал : «Это в

сущности сатирическая история русского общества во второй половине прошлого

и начале нынешнего столетия».

«Мрачные идиоты» и «прохвосты», правившие городом Глуповым,-

правдивое воплощение деспотизма, произвола в царской России. Именно поэтому

картина, созданная Салтыковым–Щедриным, отображала не только русскую

действительность, но и современную писателю жизнь западноевропейских

государств Франции, Германии.

«История одного города создана писателем, горячо любящим народ,

страстно ненавидящим угнетение и произвол.

Суровыми, горькими, полными осуждения словами, порицал Щедрин

благодушие, смирение и пассивность народа, «выносящего на своих плечах

Бородавкиных, Угрюм-Бурчеевых» и им подобных.

Он твердо верил, что народ проложит себе дорогу. Сатира Щедрина и

ставила своей целью приближение того дня, когда народ положит конец

существованию царских властей, она не только не убивала веры и в

возможность его освобождения, но и звала к борьбе и протесту. «…ежели мое

правдой будет хорошо!»

Писатель знал, что только борьбой может быть завоевана свободная и

счастливая жизнь. «Из города Глупова в Умнов дорога лежит через манную

заострения образов, фантастики и, в частности, сатирического гротеска,

показывающего, явления реальной жизни в причудливой, невероятной форме, что

позволяет ярче раскрыть их сущность. Брудастый–Органчик «тут же, на самой

границе, пересек уйму ямщиков». «И остался бы» он «на многие годы

пастырем», если бы однажды утром в его кабинете не увидели необычное

зрелище «градоначальниково тело… сидело за письменным столом, а перед ним…

лежала… совершенно пустая градоначальникова голова».

Еще более жестоким представителем глуповских властей был

Угрюм–Бурчеев – самая зловещая фигура во всей галерее градоначальников.

Народная молва присвоила ему звание «сатаны». «Начертавши прямую линию, он

замыслил втиснуть в нее весь видимый и невидимый мир, и притом с таким

непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни взад, ни вперед, ни

Приказ Угрюм–Бурчеева о назначении шпионов по всем поселенным

единицам был «каплей, переполнившей чашу». Произошел разрыв долго

сдерживаемого негодования против самодержавного деспотизма.

второй половины восемнадцатого – начала девятнадцатого века, карикатура на

реальные государственные события? С одной стороны, кажется, что думать так

есть основания, так как автор в произведении упоминает и Сперанского, и

Карамзина, и других лиц той эпохи. К тому же сквозь них можно просмотреть

их же прототипы : в образе Угрюм–Бурчеева, Грустилова, Негодяева,

Перехват–Залихватского. И поэтому я думаю, что Салтыков–Щедрин, создавая

«Историю одного города», опирался на русскую действительность, события. Но

все же сатира писателя состоит не только в осмеянии прошлого России, но и в

предостережении о будущих опасностях общественного развития, в важнейших

проблемах современности. Он сам так об этом и говорил : «Мне нет никакого

дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее. И еще: «…я совсем не

историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». С этой точки зрения,

фантастика, гротеск, ограниченность пространства – все это средства

художественного обобщения, создающего картины – варианты государственного

Повторяя историю, Щедрин показывает, что его произведение в момент

своего появления, в последующие времена зазвучат в высшей степени

актуально. Она раскроет окно в мир не только в прошлое, но и в настоящее и

в будущее России. Реальная действительность сливается с сатирикой писателя.

Она как бы стремиться догнать ее и даже превзойти. Сатира настолько глубока

Салтыков–Щедрин использует и все средства и способы обличения, чтобы

вызвать чувство отвращения к деятелям самодержавия, что достается уже в

«Описи градоначальникам». За этой краткой главой следует развернутая

сатирическая картина деятельности наиболее «отличившихся» правителей города

Глупова. Их свирепость, бездушие и тупоумие заклеймены сатириком в образах

Прыща, Негодяева, Брудастого.

Наряду с этим нетрудно было бы проследить, как в разных

произведениях одного времени сатирик то в большей, то в меньшей мере

прибегал к гиперболе. Она служит к наиболее яркому раскрытию самых

реакционных сторон политики самодержавия, и выражению вызываемых ими

негодования и насмешки сатирика, и, наконец, в сочетании с фантастикой,

служит средством эзоповского языка.

Фантастика Салтыкова–Щедрина – фантастика, которая не уводит от

действительности, а только служит средством идейно – художественного

познания и сатирического разоблачения отрицательных явлений общественной

«История одного города» является популярным произведением и в

сегодняшнее время. Автор продолжает свой путь, свою борьбу там, где

существует самовластие, осмеивая и копируя прошлое России, предостерегая ее

Источник

Анализ романа «История одного города» (М. Е. Салтыков-Щедрин)

Одной из главных работ М.Е. Салтыкова-Щедрина стал его сатирический роман «История одного города». Он был написан им в 70-х годах XIX столетия. Интересно, что первоначально произведение носило название «Глуповский летописец», однако впоследствии появляется заглавие «История одного города». Само произведение имеет структуру летописного повествования летописца- архивариуса о прошлом описываемого города, но исторические рамки ограничены — с 1731 по 1826 год. Судьба этого города прописана в летописях, которые находит автор и издает, сопровождая их собственными комментариями.

История создания

«История одного города» и цикл сатирических рассказов «Помпадуры и помпадурши» написаны в одно время: «История…» закончена в 1869 году, а рассказы о помпадурах печатались с 1863 по 1973 год. Оба произведения имеют общий замысел, оба изображают высшую царскую администрацию, ее беззакония и расправу, чинимые над народом. Во многих образах помпадуров – крупных провинциальных чиновников – явно присутствуют черты будущих градоправителей Глупова.

Автор публиковал свое произведение по главам (первой была написана глава «Органчик», а порядок частей был совершенно другим), но на каждую из них цензоры налагали запреты, и только бесконечные правки – уступки властям – спасли книгу от прозябания в ящике письменного стола писателя. Главы нашли свое место в журнале «Отечественные записки».

Однако писатель не был удовлетворен тем мягким вариантом, который одобрил цензурный орган, поэтому в 1870 году он издал роман целиком в том виде, который не пропустили бы в журнале. Однако и эта версия была доработана Салтыковым-Щедриным, и только в 1879 годы выходит та самая история, которую читатель держит в руках. Что же так яростно вычеркивал и добавлял литератор? Современники отмечали, что он усиленно работал над образами градоначальников, чтобы сделать их более емкими и «острыми». Однако это не спасло его от реакционной критики, и всевозможные лизоблюды принялись обвинять писателя в «искажении отечественной истории».

Жанр, направление, композиция

«История одного города» — это сатирический роман, написанный в направлении «реализм». Также произведение называют «антиутопия», что означает намерение автора изобразить параллельную реальность или возможный сценарий будущего, которые пугают читателей и в то же время предостерегают от тех ошибок, к которым они близки в реальной жизни. Это мы и наблюдаем в тексте: писатель воспроизводит альтернативную историю государства, похожую на отечественную хронику. Он использует гротеск и переделывает известные факты на иной лад, показывая сущность реальной России с ее коррупцией, кумовством, невежеством и тиранией.

Кроме содержания, о фантастической сущности произведения нам говорят многочисленные мистические события, невозможные в действительности: голова, набитая трюфелями, или отсыревший органчик внутри черепной коробки. Фантастика в «Истории одного города» призвана завуалировать политическую проблематику книги, которую не должны были раньше времени раскусить цензоры.

Композиция в «Истории одного города» хроникальная и отрывочная, состоящая из исторических фрагментов, некоторые из которых не уцелели, а лишь угадываются в упоминаниях летописца. Структуру книги можно разделить на несколько частей:

Смысл названия

Гротеск присутствует даже в самом названии произведения. Именно «История», а не повесть. Ведь автор — архивариус — не просто ведет хронику, а рассказывает историю, наглядно демонстрируя все закономерности и систему образования и развития города. Эти жалкие записи он считает летописями, достойными уважения, если не сказать, преклонения перед начальниками, гордо именует их «Историей». А в продолжении названия: «одного города» (не Глупова, а неизвестно пока какого) можно заметить некое обобщение. Все сказанное относится не только к Глупову, но и к другим местам. Ехидный намек адресован именно России. Этот гротескный смысл и заключен в названии произведения.

Сам город был назван первым градоначальником, призванным править туда по просьбе самих жителей – головотяпов (были так названы, потому что «тяпали» головой о землю). Подобное название было присвоено городу за глупость его жителей, которые не могли сами править из-за невежества и намеренно ограничили свою свободу.

Автор ведет хронику одного города, где проживает глупый, но покорный народ рабов, который терпит любые капризы тиранов. Не в силах править государством, глуповцы попросили иностранца возглавить их. Сначала он присылал к ним наместников, потом, убедившись в коррупционности, алчности и неэффективности руководства, приехал править самостоятельно.

После него все градоначальники были присланы из другой стороны и выбраны за них, а люди подчинялись каждому приказанию за редкими исключениями. В каждом начальнике воплощен период из истории нашей страны или конкретный политический деятель, поэтому не стоит воспринимать события буквально. Подробный сюжет с именами и основными событиями Вы можете найти здесь.

Главные герои и их характеристика

Ни вероисповедания, ни образа правления эти племена не имели, заменяя все сие тем, что постоянно враждовали между собою. Заключали союзы, объявляли войны, мирились, клялись друг другу в дружбе и верности, когда же лгали, то прибавляли «да будет мне стыдно», и были наперед уверены, что «стыд глаза не выест». Таким образом взаимно разорили они свои земли, взаимно надругались над своими женами и девами и в то же время гордились тем, что радушны и гостеприимны.

С течением времени народ не сильно изменился и подстраивался под каждый порок вышестоящего человека. Например, при Грустилове и Микаладзе люди стали безнравственными и пошлыми, их занимали только любовные похождения. При Угрюм-Бурчееве те же господа надели одинаковые робы и выстроили дома в шеренгу как на построении. При Прыще они отъелись и закоснели в праздности. Эти метаморфозы можно перечислять бесконечно, но важно то, что жители Глупова так старались завоевать симпатию очередного градоначальника, что готовы были отказаться от самобытности и даже вековых нравственных устоев. Это народ-хамелеон, который во избежание опасности меняет цвет, подстраиваясь под обстановку. Но в этих бесчисленных переменах люди потеряли себя и свой менталитет, поэтому в финале «история прекратила течение свое». Смысл финала прост: народ, потерявший свой исторический облик, свою уникальность и аутентичность, обречен на гибель. Автор сделал предостережение всем согражданам, ведь, судя по упомянутым в книге событиям, в образе глуповцев он воплотил многие черты русского народа: смиренного, невежественного и подверженного влиянию пороков.

Тематика этой антиутопии весьма многогранна: в ней представлены общественно-политические и морально-нравственные темы.

Проблемы

Проблематика произведения богата проблемными вопросами из политической, социальной и нравственной сфер человеческого бытия.

Многомудрый Литрекон может расписать и другие проблемы, но его труд и так разбух от подробностей. Если же Вам очень понадобятся дополнения к этому разделу, напишите о своих пожеланиях в комментариях.

Основная идея

Главная мысль (некая дидактика) произведения заключена в том, чтобы в дальнейшем уберечь народ от слепого потакания вышестоящим и обличить произвол власти, сокращая при этом возможность народных волнений и подготавливая людей к разительным переменам внутри себя и в общественно-политическом строе страны. Автор показывает не столько историю, сколько современность, и даже сегодня можно найти многое из того, что он так подробно описал. В этом и суть его замысла: выжечь сатирой те стороны и проявления государственной жизни, которые не мешали, а мешают развитию страны прямо сейчас. Поэтому актуальность его книги неоспорима.

Салтыков-Щедрин являлся сторонником эволюционной модели прогресса общества, он не верил в спасительный огонь бунтов, что наглядно отразил в своем произведении. Его убеждения открывают нам смысл книги: подготовить перемены изнутри, снизу, показывая людям уродливые черты авторитарного режима и переосмысливая историю родной страны. В его хронике содержатся едкие намеки на те события, которые мы изучаем в рамках исторического курса. Этим он демонстрирует убедительность своих опасений и доводов. Например, призвание Рюрика на княжение и татаро-монгольское иго высмеяно в первых главах, посвященных князю и его вороватым наместникам. Период дворцовых переворотов нашел отражение в главе о шести градоначальницах. Глава о Грустилове обличила эпоху немецкого фаворитизма. Таким образом, сатирик переосмыслил историю родной страны выделив позорные страницы, повторения которых допускать никак нельзя, как и преклонения перед ними.

Средства создания комического

Автор рассчитывал обличить высшие слои общества (градоначальников) в лихоимствах, аферах и прочих махинациях, разрушающих город. Он высмеял пороки таких людей: алчность, кровожадность, эгоизм, ограниченность, жестокость, безнравственность, лень и бесчестность. Салтыков-Щедрин не рассчитывал на добрый юмор, а использовал именно сарказм (язвительная насмешка, злая ирония). Его задачей было высмеять и насмешкой уничтожить то, что затормаживало развитие отчизны. Поэтому сатирические приемы представлены в изобилии.

Гротеск (художественный прием преувеличения, фантастический, уродливо-комический стиль) и сатирическую гиперболу (преувеличение действительности) Салтыков-Щедрин считал приемами, помогающими достижению более реалистического раскрытия существенных сторон действительности, а также характеров-психотипов. Превалирующими средствами художественной выразительности автор выделил гротеск, сарказм, иронию, гиперболу, эзопов язык, фантастические элементы, пародию. Он подчеркивал, что гротескный тип изображения действительности не всегда точен, но в конечной сути вполне реален и несет в себе наиболее определяющие, характерные черты типа.

Средства создания комического с примерами из текста:

Чему учит произведение?

«История…» учит читателей быть ответственными за свои поступки и свою судьбу. Мы наблюдаем за градоначальниками, видим их яркие недостатки и пороки, видим то, как ужасно они относятся к своему народу, и делаем соответствующий вывод: сами люди не должны допускать подобного отношения к себе. Власть нужно критиковать и направлять в правильное русло, иначе она перевоплотится в бездушную машину подавления всяческой инициативы.

Мораль, заложенная автором, впоследствии будет блестяще сформулирована писателем А. П. Чеховым: «Надо по капле выдавливать из себя раба».

Критика

Мнения критиков, как и всегда, разделились. И.С. Тургенев говорил, что это произведение есть не что иное, как «сатирическая история русского общества». (И. Тургенев, критическая статья в английском журнале «The Academy», 1 марта 1870 г.). В личном письме автору он восторженно оценил его труд.

Мнение Тургенева подтвердили отзывы некоторых рецензентов в газетах девятнадцатого века, например, критик из «Санкт-петербуржских ведомостей» отметил положительные особенности книги:

История одного города» принадлежит, по нашему мнению, к числу наиболее удачных произведений г. Салтыкова за последние годы. Эта юмористическая «история», пожалуй, даст больше материалов для уразумения некоторых сторон нашей истории, чем иные труды присяжных историков.

Однако большинство авторов-современников резко негативно отнеслись к произведению. Так, С. Т. Герцо-Виноградский писал, что сатира направлена на малый круг общества и зачастую она не обоснована (газета «Новороссийский телеграф», 1869 г., No 219).

А. С. Суворин в известнейшем журнале «Вестник Европы » вообще отрицал все происходящее в произведении:

…Ни история, ни настоящее вовсе не говорят нам ничего похожего на те картины, которые нарисовал г. Салтыков… (журнал «Вестник Европы», статья «Историческая сатира» А. С. Суворин, 1871 г.).

Более того, даже не все критики поняли, что хотел сказать Салтыков-Щедрин. Так, рецензент из журнала «Неделя» в отзыве, датированном 1870 годом, сказал:

Это превосходная, мастерски написанная сатира на градоначальников, и мы советовали бы нашим влиятельным людям познакомиться с этим новым произведением талантливого рассказчика прежде, чем они решатся подать свой голос за проект о расширении губернаторской власти».

Советские литературоведы весьма высоко оценили произведение сатирика, эта оценка была политически обусловлена. Они подчеркнули политическое значение книги для освобождения России от царизма:

Было бы… совершенно ошибочно… делать вывод, что «История одного города» — историческая сатира. Исторические элементы в ее содержании, конечно, есть, но Щедрин пользуется ими для того, чтобы заклеймить не только прошлое, но в особенности настоящее самодержавно-монархического государства. Большего развенчания абсолютизма, большего глумления над теми, кто называл себя «помазанниками божьими», и представить себе невозможно! («М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях», сост. Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов, Ленинград, 1939 г.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *