промышленный дизайн история современность футурология
Искусственный интеллект и минимум отходов: тренды промышленного дизайна
Об эксперте: Владимир Пирожков — дизайнер, почетный член Российской академии художеств. Разработчик автомобилей Toyota и Citroen. Основатель и президент Инжинирингового центра «Кинетика», который работает над проектами в сфере машиностроения.
Что такое промышленный дизайн
Все материальные предметы, произведенные людьми на фабриках и заводах, — это объекты промышленного дизайна. К ним относят почти все вещи, которые мы видим каждый день, — от автомобилей, мостов, самолетов до смартфонов и зубных щеток.
Главная задача промышленного дизайна — сделать эти предметы функциональными и привлекательными внешне, чтобы люди хотели отдать за них деньги. Например, поэтому производители смартфонов не просто выпускают устройства, с помощью которых можно звонить и сидеть в интернете, а разрабатывают несколько вариантов цветов, продумывают форму корпуса.
В индустриальном дизайне существует пирамида профессионализма. На ее вершине — автомобильная сфера. Во-первых, авто — концентрация почти всех промышленных изделий, от часов до мебели, на которой мы сидим во время поездки. Во-вторых, машины должны быть универсальными. Автомобильные компании делают их такими, чтобы китаянке ростом 1,5 м и американскому баскетболисту ростом 2 м было удобно ездить на одной и той же модели.
Яркий пример того, как промышленный дизайн помог выделить один продукт среди множества других, — бренд Apple. До появления iPhone кнопки на телефонах были аналоговыми, то есть физическими. Они располагались непосредственно на корпусе, а их количество ограничивалось размером устройства. Такой вариант предлагал в том числе Nokia — популярный в те времена бренд. Но вот вышел iPhone с цифровыми кнопками, которые находились на разных виртуальных экранах. Их было больше, но при этом они не занимали места на корпусе — пользоваться телефоном стало удобнее. Теперь у людей чаще можно увидеть смартфоны Apple, чем Nokia.
Тренды промышленного дизайна
Генеративность
Генеративный дизайн возник с развитием искусственного интеллекта. При таком подходе разрабатывать новые проекты и решения человеку помогают программы.
Дизайнер формирует задачу, задает характеристики продукта, который нужно получить. Искусственный интеллект генерирует и визуализирует решения, объекты. Дизайнеру остается выбрать наиболее удачные варианты и при необходимости скорректировать их.
Главное преимущество генеративного дизайна — оптимизация производственных процессов. В производстве самолетов искусственный интеллект помогает уменьшить вес изделия за счет изменения деталей, не влияющих на скорость полета и надежность конструкции. Например, кронштейнов, на которые крепятся отделения для ручной клади. Программа предложит сделать их полыми, чтобы уменьшить вес самолета в целом.
От редакции: Такой подход используют многие компании. Например, летом 2017 года Nutella выпустила 7 млн банок шоколадной пасты с уникальным рисунком на каждой. Их сгенерировали с помощью алгоритма, который комбинировал цвета и графические шаблоны.
Программа AutoDesk Within Medical помогает создавать костные импланты, которые повторяют пористую шероховатую структуру настоящих костей.
Минимум отходов
Современные промышленные дизайнеры пытаются создавать новые продукты с минимальными затратами ресурсов, сокращать производственные отходы.
Скульптор и художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти говорил: «Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его». Так же были устроены технологии производства. Токарные станки срезали заготовку, пока не получалась нужная форма. Оставалось много мрамора, стружки и других отходов.
Сегодня компании стремятся к тому, чтобы как можно больше ресурсов было использовано в производстве и как можно меньше становилось мусором. В программе легко задать нужную форму и распечатать объект на 3D-принтере — никаких обрезков и стружки.
Причем изготовить можно вообще все, что удалось придумать, а не только то, для чего приспособлен токарный станок. Если дизайнер знает, как работает принтер, то легко распечатает даже гамбургер с идеальным соотношением хлеба, мяса и соуса.
Кастомизация
В эпоху изобилия товаров и услуг мы понимаем, что дорогой ноутбук или автомобиль не делает нас особенными. Но нам все еще важно быть индивидуальностями, отличаться от других людей.
Промышленный дизайн предлагает решение — кастомизацию. Это возможность адаптировать продукт под предпочтения каждого отдельного покупателя. Например, на свой смартфон вы можете надеть золотой чехол с бриллиантами — и он уже будет немного отличаться от миллионов других смартфонов.
Антитренды промышленного дизайна
В промышленном дизайне есть два вида антитрендов:
К первой категории относятся, например, старые модели автомобилей. В контексте своего времени это был качественный удобный транспорт, но сейчас нет смысла ездить на старом Porsche 1950 года. Его можно поставить в гараж и любоваться им как коллекционным предметом. Но использовать по назначению лучше современные модели автомобилей.
Пример антитренда из второй категории — сверхзвуковые самолеты Ту-144. В 1965 году они опередили свое время, но тогда такие технологии были неактуальны, поэтому производство вскоре закрыли.
Как развивается промышленный дизайн в России и в мире
Тренды и направления развития в промышленном дизайне задают США, Великобритания, Германия, Норвегия, Швеция. В этих странах запускается много стартапов в разных сферах. Они генерируют новые идеи, теории, решения, которые затем используют и адаптируют другие страны.
Китай преуспевает в разработке бытовых решений для повседневной жизни — начиная с кухонных мелочей и заканчивая системой банков.
В России промышленный дизайн развивается не так быстро, как за рубежом. Здесь принят консервативный подход — местные производства, особенно локальные в небольших городах, не стремятся менять технологии изготовления продуктов.
Как стать хорошим промышленным дизайнером
В России открыто 76 факультетов промышленного дизайна. Самые популярные вузы:
Если в других областях дизайна можно пройти курсы, освоить навыки по видео и статьям в интернете, то в промышленной сфере высшее образование более важно. Специалист должен знать, как устроено производственное оборудование и какие идеи можно реализовать на том или ином предприятии с инженерной точки зрения.
Что еще нужно уметь промышленному дизайнеру:
Специалисту важно не только ориентироваться в трендах, но и предсказывать их. Сделать автомобиль более удобным, поменять цвет корпуса — значит чувствовать тенденции. Дизайнер, который умеет предсказывать их, предложит кардинально другое решение — например, придумает портал для перемещения в пространстве. Тогда автомобиль уже не будет нужен.
Промышленный дизайн развивается, появляются новые технологии и методы, которые упрощают изготовление продукта. В работе часто используют искусственный интеллект, и многие считают, что вскоре он заменит специалистов-людей. Но любой программой нужно управлять, поэтому профессия дизайнера все еще остается актуальной.
От редакции: Материал подготовлен при поддержке проекта «Лифт в будущее». Это всероссийская программа профориентации, которая дает школьникам и студентам доступ к образовательным курсам и помогает найти первую работу.
Промышленный дизайн история современность футурология
Книга «Промышленный дизайн: история, современность, футурология»
Н.В. Брызгов, Е.В. Жердев
Н.В. Брызгов — Президент Ассоциации промышленных дизайнеров, Заведующий кафедрой Промышленного дизайна МГХПА имени С.Г. Строганова, профессор, кандидат искусствоведения;
Е.В. Жердев — доктор наук, лауреат Государственной премии, ведущий специалист ВНИИТЭ, профессор кафедры Промышленного дизайна МГХПА им С.Г. Строганова.
В учебном пособии рассматриваются вопросы генезиса дизайна, начиная с древних времен, возникновения протодизайна в период до машинного производства, становления и развития профессионального дизайна в 20 и начале 21 века. Показано развитие техники от простейших орудий труда до сложнейших современных и будущих индустриальных объектов. История технического развития общества, научных открытий и изобретений рассматривается с дизайнерско-искусствоведческих позиций во взаимосвязи с явлениями художественно-прикладной деятельности ведущих дизайнеров, архитекторов и художников. Большое внимание уделено отечественному и зарубежному дизайну в контексте исторических художественных стилей и современных стилевых направлений.
Учебное пособие предназначено для студентов художественно-промышленных и архитектурно-дизайнерских специальностей высших учебных заведений. Издание будет полезно преподавателям данных специальностей, а так же всем интересующимся истории промышленного дизайна.
В издание включены экспонаты из собраний Государственного исторического музея, Государственного политехнического музея и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С Пушкина.
КОЛИЧЕСТВО ОГРАНИЧЕНО
СПЕШИТЕ ПРИОБРЕСТИ
Стиль нового века: как пандемия повлияла на промышленный дизайн
Об эксперте: Дарья Топильская, генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ.
В России промышленный дизайн часто воспринимается как дорогое и ненужное украшательство. В то же время в развитых странах он давно стал одним из ключевых компонентов производств с высокой добавленной стоимостью. Сегодня красота — это не просто обертка, а способ решать бизнес-задачи: дизайнер создает такую форму продукта, которая понравится потребителю и таким образом будет стимулировать рост прибыли производителя. С началом пандемии COVID-19 роль промдизайна стала критически важной для производств, потому что кризис привел к еще большему обострению конкуренции и способствовал появлению новых трендов.
Появление промышленного дизайна — естественное продолжение процесса индустриализации, перехода к массовому производству. С развитием промышленности и обострением конкуренции понадобился специалист, который может одновременно создать привлекательный внешний вид изделия, учитывающий последние тренды и отвечающий запросам потребителей, и сделать продукт функциональным, чтобы улучшить экономику производства.
Особенно остро этот вопрос встал в США после окончания Великой депрессии во второй половине 1930-х годов. Тогда градус конкуренции был особенно высок: низкие доходы вынуждали всех экономить, война шла за каждого клиента. Потребителю надо было не просто предложить привлекательный продукт, но и заинтересовать его ценой. Уже в те годы роль дизайнеров заключалась не только в создании красивой формы, но и в разработке новых подходов к производству, поиске возможностей для сокращения затрат, повышении производительности труда, внедрении инноваций.
Форма VS содержание
«Спаситель американской промышленности» — с таким заголовком в 1949 году вышел журнал Time с Раймондом Лоуи на обложке. Лоуи был одним из пионеров промышленного дизайна, создавшим множество проектов для авиации, железнодорожного и автомобилестроения, легкой промышленности. Например, придуманные им аэродинамические обвесы в популярном тогда стиле ар-деко превратились в визитную карточку железнодорожной компании Pennsylvania Railroad, стали частью бренда. А переосмысление формы холодильника Coldspot для фирмы Sears было и вовсе революционным. Для удобства пользователя Лоуи сделал холодильник ниже и шире, чем прежние модели.
Одновременно дизайнер перепланировал внутреннее пространство, создав продуманную систему хранения. Морозильную камеру, располагавшуюся прежде у одной из стенок, он переместил в центр. Продукты, которые раньше сваливались горой, Лоуи предложил раскладывать по полкам. Новая концепция так понравилась потребителям, что продажи Coldspot взлетели в пять раз, а производители холодильников долгие годы использовали эту работу как эталон и источник вдохновения.
В 1930-е годы в тренде были обтекаемые футуристичные формы, с конца 1950-х и в 1960-е, с началом эры освоения Космоса, предметам промдизайна стали придавать форму ракет с соплами и крыльями.
Но уже в 1970-е годы в моду вошли острые грани и монотонные поверхности, чистота простых форм была тепло принята и в 1980-х. Те же холодильники тогда приобрели форму прямоугольника с четкими гранями. Похоже выглядела и другая техника. Яркий пример тех лет — компьютер Cube компании NeXT, которую создал Стив Джобс после ухода из Apple в 1985 году. Вместе с известным дизайнером Хартмутом Эсслингером они буквально постановили, что компьютер должен иметь форму идеального куба. Чтобы выполнить требование, инженерам даже пришлось переделать печатную плату, иначе она не помещалась внутрь корпуса. Естественно, потребовались дополнительные расходы. Но для Джобса это не стало поводом отказаться от задумки: он придерживался идеи, что форма первична и определяет функцию. Именно она приносит высокую добавленную стоимость: человек приобретает эмоции, он готов платить за удовольствие пользования.
Во всех компаниях, которые возглавлял Стив Джобс, как пишет его биограф Уолтер Айзексон, исповедовался культ дизайна. Так было в Apple, в NeXT, в Pixar Image Computer, которая делала технику для создания фотореалистичных изображений. Джобс мог добиваться идеальной «чистоты», качества поверхностей, что требовало изменения технологического процесса, или сутками работать над дизайном упаковочной коробки. Он всегда готов был платить за то, чтобы у клиента был эффект «вау», но не забывал об оптимизации внутренних процессов. Оправдан ли такой подход? По прошествии нескольких десятилетий ответ очевиден.
Уроки пандемии
Форма продукта тесно связана с его содержанием. Чтобы проработать каждую деталь, сделать ее эргономичной, удобной для пользователя, промышленные дизайнеры проводят различные исследования. Они рассматривают весь спектр схожей продукции, изучают инновационные идеи и материалы, опыт пользования. На форму также влияют изменения в обществе, технологиях, в самой дизайн-индустрии. В мире, который живет на высоких скоростях, дизайнеру особенно важно детально знать и понимать контекст — особенно в мире после пандемии коронавируса. Но мы уже понимаем, чего ждать в будущем, и готовы делиться знаниями. Все ответы есть в подготовленном 2050.ЛАБ исследовании рынка промышленного дизайна, которое будет презентовано на DesignDay 2050.
Исследование велось по трем направлениям. Во-первых, был подготовлен глобальный срез индустрии промышленного дизайна. Мы описали основные тенденции и обозначили десятилетний прогноз развития отрасли — все с поправкой на изменения, вызванные COVID-19. К примеру, уже очевидно, что уровень конкуренции между промпроизводителями будет расти. Также появился запрос на новые цифровые продукты, связанные с защитой здоровья. Исследование включает в себя и самые свежие кейсы — например, анализ дизайна специальных устройств для бесконтактного открывания дверей. Эти знания — основа для понимания глобальных трендов и роли России на мировой арене индустриального дизайна.
Во второй части исследования мы детально рассмотрели отечественный рынок промдизайна и подробно проанализировали историю развития индустрии в экономическом, политическом и культурном контекстах. Только так можно было понять истоки побед и провалов, определить ключевые кейсы, проанализировать, какой опыт можно использовать в будущем. Например, мы отследили, что прекращение в 1950-х выпуска паровозов стало не просто переходом от одного вида тяги к другому — это привело к изменениям дизайна локомотивов, вокзалов, инфраструктуры в целом.
Эти знания легко экстраполируются на современные изменения. Становится очевидно, что цифровые технологии изменяют не только саму промышленную продукцию. Например, внедрение беспилотного движения на автомобильных или железных дорогах предполагает оборудование машин различными радарами, лидарами, видеокамерами, что влияет как на внешний облик транспортных средств, так и на изменения в инфраструктуре, которая тоже должна быть соответствующе оснащена.
Также мы постарались выявить причины, по которым сошло на нет бурное развитие промдизайна 1960-х, когда даже ГОСТ невозможно было получить без одобрения Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), который отвечал за промдизайн. Важным фактором явилось то, что именно в это время СССР сел на «сырьевую иглу». Но причина эта — далеко не единственная. А в условиях, когда Россия находится в поиске новых точек роста, и предприятия начинают обращаться к инструментам промдизайна, исторические знания приобретают особенную ценность.
Третья часть исследования посвящена процессам, которые уже происходят в дизайн-индустрии. Чтобы понять полную картину, мы поговорили с экспертами из сферы промышленного дизайна, с клиентами и заказчиками. Это помогло выявить проблемы в сфере образования промышленных дизайнеров, узнать рецепты успеха отдельных проектов, обозначить «болевые» точки. Например, одна из них состоит в том, что у промышленных предприятий нет четкого понимания, что такое промдизайн и каковы его возможности. К сожалению, в России нет экосистемы индустриального дизайна: студии, производители, представители органов власти и образовательных учреждений взаимодействуют друг с другом, но не системно, а фрагментарно.
Поэтому Национальный центр промдизайна и инноваций взял на себя миссию по формированию такой экосистемы. Это выгодно всем участникам. Только в диалоге и взаимодействии можно создать востребованные потребителем формы, которые помогут повысить конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке. Лучший способ наладить диалог — собрать всех участников процесса вместе. Именно поэтому мы организовали DesignDay 2050. Событие состоится в Международный день промышленного дизайна 29 июня. В рамках мероприятия мы презентуем глобальное исследования трендов индустриального дизайна.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
История промышленного дизайна: несколько важных факторов и примеры
Термин «промышленный дизайн» появился в 1919 году благодаря открывшейся дизайнерской школе «Баухаус» в немецком городе Веймар. Соответственно, в 2019 отмечается столетний юбилей дизайнерства — деятельности, направленной на улучшение визуальных достоинств объектов промышленного производства.
Будет уместно рассмотреть несколько важных факторов из истории промышленного дизайна и его примеры.
В учебниках часто высказывается мнение, что дизайн возник одновременно с появлением первых орудий труда. Сложно представить древнего человека, размышляющего над образом копья или палки-копалки. Забота о внешнем виде машин и орудий стала актуальной в процессе промышленной революции, а родиной индустриального дизайна можно считать Англию.
Первый Союз промышленного дизайна появился в 1849 году в Швеции. Затем похожие объединения стали возникать в Германии, Австрии, Норвегии, Дании, Финляндии. Дизайнеры XIX века стремились создавать новые практичные формы для станков и производимых изделий.
Часто эти поиски приводили к абсурдным решениям: гидравлические прессы украшались колосьями пшеницы или ананасами. Но были и довольно прагматичные взгляды. Один из них высказал Фрэнк Ллойд Райт в 1894 году: «Машины с нами навсегда, и нужно использовать это орудие цивилизации оптимальным образом».
После окончания Первой мировой войны в 1919 году архитектор Вальтер Гропиус основал в Веймаре школу промышленного дизайна «Баухаус».
Этот международный дизайнерский центр собрал преподавателей и слушателей со всего мира.
Выпускники «Баухауса» создавали дизайнерские школы и бюро в разных странах.
Стоит отметить, что большинство учебных заведений США до сих пор используют базовый курс, разработанный в «Баухаусе». Но Вторая мировая война заставляет Гропиуса закрыть школу.
Толчок к развитию промышленного дизайна был дан во времена Великой депрессии, когда производителю требовалось увеличивать объёмы продаж. Дизайнеры пытались модернизировать изделия, улучшить внешний вид и минимизировать производственные расходы. В то время индустрия стала ориентироваться на изготовление продукции массового потребления. Следовало производить товары, которые могли быстро продаваться и приносить хорошие доходы.
Окончание Второй мировой войны способствовало дальнейшему развитию индустриального дизайна.
После 1945 года последователи и ученики Вальтера Гропиуса открывают новые дизайнерские школы в Голландии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии. Эти европейские страны затем станут центрами мировой дизайнерской мысли.
На сегодняшний день дизайнерская работа состоит из следующих этапов разработки проектов:
Сегодня промышленный дизайн является уникальным сочетанием современных технологий, искусства и маркетинговых исследований.
Благодаря этой комбинации мы можем пользоваться цифровыми гаджетами, современным транспортом или уникальной мебелью.
Промышленный дизайн — История возникновения.
Промышленный дизайн — История возникновения. Промышленный дизайн — это сочетание прикладного искусства и науки, которое повышает эстетическую, эргономическую и полезную ценность продукта.
Роль промышленного дизайнера заключается в создании и реализации дизайнерских решений в отношении формы, потребительской ценности, физической эргономики, маркетинга, развития бренда и продаж.
Термин «промышленный дизайн» часто приписывают дизайнеру Жозефу Клоду Синелью в 1919 году. (хотя он сам отрицал эти обвинения в более поздних интервью), но сама дисциплина была создана по крайней мере десятилетие назад. Его корни лежат в индустриализации калийных товаров.
В конце 19-го века в Англии появилась идея соединить художников и промышленное производство, чтобы украсить промышленные товары, уничтожая имитацию и китч. Подключение « искусства и ремесел » началась в Англии Уильям Моррис в конце 19 — го века, но их продукты были индивидуальные и богато украшены, а это значит, что они не были в соответствии с тогдашним современных усилий.
Под его влиянием 1907. в Мюнхене был основан германский альянс судов и промышленных производителей ( NEM. Deutsche Werkbund). Одним из направлений этой ассоциации было стремление стандартизировать (гармонизировать) промышленные товары, наиболее подходящие для этой цели, а также новые материалы и методы.
В школе вместе работали художники и ремесленники, и цель состояла в том, чтобы объединить жилое пространство с мебелью и полезными предметами с уникальным духом, функциональностью и простотой.
По словам Баухауса, предметам не нужно добавлять украшения, чтобы скрывать или ремонтировать уродливые и бесформенные предметы, а скорее придавать им красивый, художественный вид, и сам предмет будет красивым.
Под влиянием определенных направлений современного искусства ( экспрессионизм, Кубизм и особенно некоторые отрасли абстрактного искусства), который стремился упростить и обрести новые формы, проектирование пригодных для использования объектов приобретает новое значение — достижение функциональности объектов как творческого акта.
Идеи Баухауса все еще уважаются сегодня в принципах промышленного дизайна: единство цели (функции), уважение к материалам и процессам серийного производства.
Если вы хотите прочитать, цветовая гамма для дизайна сада и загородного дома, переходите по ссылке.