пролеев история античной философии
Пролеев С.В. История античной философии
С. В. Пролеев. История античной философии. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер»,
2001. — 512 c.
Книга в живой, доступной форме знакомит читателя с миром античности. Она позволяет составить целостное представление как об истории античной цивилизации на протяжении ее более чем тысячелетнего развития, так и о ее духовной квинтэссенции – знаменитой греческой философии, определившей интеллектуальный облик всей европейской культуры.
История античной философии представлена в динамике смены ведущих идей и концепций от раннефилософских космогоний (досократики) до их завершающего синтеза в учениях стоицизма и неоплатонизма.
Оглавление
введение
Непреходящая значимость мысли
европейская культурная традиция
сущность философского мышления
античный мир – Родина философии
часть i. Античный мир
Пространство античного мира
этапы развития античной цивилизации
основные эпохи античной истории
крито-Микенская цивилизация
гомеровское время
«Темные века»
Эпоха полиса
период становления полиса (viii–vi вв. до Р. Х. )
Период расцвета и упадка полиса (v–iv вв. до Р. Х. )
Эпоха эллинизма
эпоха римской империи (30 г. до Р. Х. –476 г. н. э. )
Ранняя римская империя (система принципата, конец i в. до Р. Х. –Iii в. н. э. )
Смутное время (Кризис iii века)
Поздняя римская империя (284–476, система домината
Специфика античной цивилизации
часть ii. Предфилософия античности
Поэзия, Религия, Чудо
своеобразие философии
предшественники философской мысли
сущность поэтического
эпическая поэзия эллады
лирическая поэзия
семь мудрецов
предтечи философов
феномен мудрости
эллинская мудрость
перечень мудрецов
солон (640–559 до Р. Х. )
Биант (рубеж vii–vi в. до Р. Х. )
Питтак (ок. 645–570 до Р. Х. )
Хилон (середина vii в. – 557 до Р. Х. )
Периандр (664–585 до Р. Х. )
Клеобул (vii в. до Р. Х. )
Образ мудрецов
часть iii. Досократики
Общие особенности античной мысли
этапы развития античной философии
ранняя греческая философия: Досократики
ионийская философия
милетская школа
фалес (640–546 до Р. Х. )
Анаксимандр (610–540 до Р. Х. )
Анаксимен (585–528/5 до Р. Х. )
Гераклит (ок. 540 – ок. 480 до Р. Х. )
Италийская философия
пифагор (570–496 до Р. Х. ) И его школа
ксенофан и элейская школа
ксенофан (ок. 570 – после 478 до Р. Х. )
Парменид (ок. 540/15–после 480 до Р. Х. )
Зенон элейский (ок.490–430 до Р. Х. )
Завершение досократической философии
анаксагор (500–428 до Р. Х. )
Эмпедокл (ок.490–ок.430 до Р. Х. )
Заключение по досократикам
общее у досократиков
рубеж времен
природа единства
изменение исторической судьбы
часть Iv. Классическая эллинская философия
Эллинская классика (430–322 до Р. Х. )
Демокрит (460–371 до Р. Х. )
Cофистика
эпоха просвещения
софистическая мысль
горгий (ок. 485–380 до Р. Х. )
Протагор (480–410 до Р. Х. )
Антифонт (v в. до Р. Х. )
Продик (род. ок. 470/460 гг. до Р. Х. )
Значение софистики
сократ (470–399 до Р. Х. )
I. Личность мыслителя
ii. Метод мышления: Майевтика
iii. Проблема добродетели
сократические школы
киники
основоположник кинизма
истина в природе
избавиться от лишнего и превратного
достичь свободы
киническое поведение
киническое и гераклитовское осуждение общества
диоген синопский (412–323 до Р. Х. )
Воспоминание о будущем: От диогена к руссо
соблазн опрощения
естественность сложного мира
смысл простоты
естественность – Продукт культуры
открытие нового пути
киренаики
мегарики
платон (427–347 до Р. Х. )
Аристотель (384–322 до Р. Х. )
Заключение по греческой классике
часть V. Эллинистически-римские философии
Поздняя античность (Iii в. до Р. Х. – v в. н. э. )
Периодизация эллинистически-Римской мысли
перипатетизм
теофраст (372–ок. 287 до Р. Х. )
Перипатетическая традиция
скептицизм
пиррон (ок. 360–ок. 270 до Р. Х. )
Значение и смысл скепсиса
часть I. Античный мир
Пространство античного мира
восточное средиземноморье
западное средиземноморье
эллада
этапы развития античной цивилизации
основные эпохи античной истории
крито-Микенская цивилизация
критская цивилизация (Xviii–Xv вв. до Р. Х. )
Aхейское завоевание эллады
ахейское общество
поход на трою и дорийское нашествие
гибель микенской цивилизации
подобие исторических судеб
гомеровское время
«Темные века»
Эпоха полиса
период становления полиса (ViiI–Vi вв. до Р. Х. )
Великая греческая колонизация
последствия колонизации
формирование полиса
писанное законодательство
законы драконта (621 г. до Р. Х. )
Реформы солона
тирания писистрата
роль раннегреческой тирании
судьба тирании
исторический рубеж – 509 Год до р. Х.
Военные достоинства полиса
период расцвета и упадка полиса (V–Iv вв. до Р. Х. )
Цивилизация и нашествия
возникновение персидского царства (Vi в. до Р. Х. )
Угроза элладе
греко-Персидские войны (500–449 до Р. Х. )
Подготовка великого похода
фермопилы
битвы при саламине и гимере
каллиев мир (449 г. до Р. Х. )
Значение победы эллинов
борьба за гегемонию в греции (431–338 до Р. Х. )
Истощение сил греческих полисов
покорение греции македонией (338 г. до Р. Х. )
Конец полисной эпохи
символы эпохи
эпоха эллинизма
держава александра македонского
образование эллинистических монархий
феномен эллинизма
возвышение рима
борьба эллинистических государств.
Торжество рима. 146 Год до р. Х.
Упадок эллинистических государств
испытания римской республики в конце ii века
союзническая война (90–88 до Р. Х. )
Борьба на востоке
смуты конца республики
цезарь и период гражданских войн
эпоха римской империи (30 г. до Р. Х. –476 г. н. э. )
Ранняя римская империя (система принципата, конец i в. до Р. Х. –Iii в. н. э. )
Правление августа. Установление системы принципата
династия юлиев–Клавдиев (27 г. до Р. Х. – 68 г. н. э. )
Гражданская война 68–69 гг. Династия флавиев (69–96 гг. )
Правление антонинов (96–192 гг. ). Расцвет античного мира
pax romana
римское общество ii века
смутное время (Кризис iii века)
Натиск с севера и востока
борьба за власть. «Солдатские» И «Бесчинствующие» Императоры
поздняя римская империя (284–476, система домината)
Император диоклетиан
константин великий
ослабление империи
разделение империи (395 Год)
Падение рима
отражение гуннов
конец западной империи (476 Год)
Специфика античной цивилизации
часть ii. Предфилософия античности
Поэзия, Религия, Чудо
эпическая поэзия эллады
лирическая поэзия
семь мудрецов
солон (640–559 до Р. Х. )
Биант (рубеж Vii–Vi в. до Р. Х. )
Питтак (ок. 645–570 до Р. Х. )
Хилон (середина Vii в. – 557 до Р. Х. )
Периандр (664–585 до Р. Х. )
Клеобул (Vii в. до Р. Х. )
Образ мудрецов
часть iiI. Досократики
Общие особенности античной мысли
этапы развития античной философии
ранняя греческая философия: Досократики
ионийская философия
милетская школа
фалес (640–546 до Р. Х. )
Анаксимандр (610–540 до Р. Х. )
Анаксимен (585–528/5 до Р. Х. )
Гераклит (ок. 540 – ок. 480 до Р. Х. )
Италийская философия
пифагор (570–496 до Р. Х. ) И его школа
ксенофан и элейская школа
ксенофан (ок. 570 – после 478 до Р. Х. )
Парменид (ок. 540/15–после 480 до Р. Х. )
Зенон элейский (ок.490–430 до Р. Х. )
Завершение досократической философии
анаксагор (500–428 до Р. Х. )
Эмпедокл (ок.490–ок.430 до Р. Х. )
Заключение по досократикам
общее у досократиков
рубеж времен
природа единства
изменение исторической судьбы
часть IV. Классическая эллинская философия
Эллинская классика (430–322 до Р. Х. )
Демокрит (460–371 до Р. Х. )
Cофистика
эпоха просвещения
софистическая мысль
антифонт (v в. до Р. Х. )
Сократ (470–399 до Р. Х. )
I. Личность мыслителя
ii. Метод мышления: Майевтика
iii. Проблема добродетели
платон (427–347 до Р. Х. )
I. Драма жизни
ii. Учение о бытии
iii. Путь познания
iv. Совершенное государство
аристотель (384–322 до Р. Х. )
I. Жизнь и сочинения
ii. Логика
iii. Метафизика
iv. Этика и политика
v. Систематизация знания
заключение по греческой классике
антропологический поворот
рефлексия – Задача философии
рефлексивность вопроса «Что есть все? »
Метаморфоза мышления о бытии
расширение поля рефлексии: От «Всего» К «Каждому»
Часть V. Эллинистически-римские философии
Поздняя античность (Iii в. до Р. Х. – v в. н. э. )
Периодизация эллинистически-Римской мысли
перипатетизм
теофраст (372–ок. 287 до Р. Х. )
Перипатетическая традиция
скептицизм
пиррон (ок. 360–ок. 270 до Р. Х. )
Значение и смысл скепсиса
метаморфозы античного скептицизма
эпикуреизм
эпикур (341–270 до Р. Х. )
Гедонизм: Эстетизация жизни
стоицизм
зенон (ок. 335–262 до Р. Х. ) И стоя
стоическая логика
космология стоиков
стоическая этика
римский стоицизм
сенека (5 до Р. Х. –65 н. э. )
Эпиктет (50–138 н. э. )
Марк аврелий (121–180)
Платонизм и неоплатонизм
академический платонизм (с сер. Iv в. до Р. Х. по 86 до Р. Х. )
Средний платонизм (80-е гг. до Р. Х. –220 н. э. )
Неоплатонизм (220-е гг. –529)
Историческая роль неоплатонизма.
Порфирий (233–после 301)
Ямвлих (245/80– ок. 330)
Прокл (410–485)
Завершение античной мысли
упадок античности
завершение традиции
итог
заключение
Сдвиг сознания
денонсирование современной истории философии
неоплатоническая версия истории философии
обретение связи времен
Метаморфозы античного скептицизма
эпикуреизм
эпикур
Гедонизм: Эстетизация жизни
стоицизм
зенон (ок. 335–262 до Р. Х. ) И стоя
стоическая логика
космология стоиков
стоическая этика
римский стоицизм
сенека (5 до Р. Х. –65 н. э. )
Эпиктет (50–138 н. э. )
Марк аврелий (121–180)
Платонизм и неоплатонизм
академический платонизм (с сер. Iv в. до Р. Х. по 86 до Р. Х. )
Средний платонизм (80-е гг. до Р. Х. –220 н. э. )
Неоплатонизм (220-е гг. –529)
Продуманность до конца
плотин (204/5–270)
Преображение рациональности: Два ключевых понятия
единое как бог
две трудности в понятии единого
от экстаза к вере
мыслеворот неоплатонизма
порфирий (233–после 301)
Ямвлих (245/80– ок. 330)
Прокл (410–485)
Завершение античной мысли
упадок античности
завершение традиции
итог
заключение
Сдвиг сознания
денонсирование современной истории философии
неоплатоническая версия истории философии
обретение связи времен
Пролеев история античной философии
Философия | Теология | Религиоведение запись закреплена
Учебная литература к курсам:
«История античной философии»,
«Человек и общество в античности».
Основной учебник:
Греческая философия. В 2 т. Под ред. М. Канто–Спербер. – 2006.
1. Адо П. – Что такое античная философия? – 1999.
2. Антисери Д., Реале Дж. – Западная философия от истоков до наших дней. Т.1 Античность – 1997
3. Арним Г. – История античной философии – 2007.
4. Асмус В.Ф. – История античной философии – 1976.
5. Ахутин А.В. – Античные начала философии – 2007.
6. Богомолов А.С. – Античная философия – 2006.
7. Вернан Ж.–П. – Происхождение древнегреческой мысли – 1988.
8. Гайденко П.П. – История греческой философии в её связи с наукой – 2000.
9. Гаспаров М.Л. – Занимательная Греция – 1998.
10. Гегель Г В.Ф. – Лекции по истории философии: В 3 кн. – 1993 –1994.
11. Гомперц Т. – Греческие мыслители. В 2 т. – 1999.
12. Джохадзе Д.В. – Основные этапы развития античной философии. – 1977.
13. Йегер В. – Пайдейя. Воспитание античного грека. – 1997.
14. Диоген Лаэртский – О жизни, учениях и изречениях великих философов – 1986.
15. Кессиди Ф.X. – От мифа к логосу – 2003.
16. Лега В.П. – История западной философии. Ч.1. – 2009.
17. Лосев А.Ф.– История античной философии в конспективном изложении. – 1998.
18. Лосев А.Ф. – История античной эстетики: В 8 т. – 2000.
19. Рожанский И.Д. – Античная наука. – 1980.
20. Рожанский И.Д. – Развитие естествознания в эпоху античности – 1979.
21. Трубецкой С.Н. – История древней философии. В 2 ч. – 1906–1908
22. Фрагменты ранних греческих философов – 1989.
23. Целлер Э. – Очерки истории греческой философии. – 1996.
24. Чанышев А.Н. – Курс лекций по истории древней и средневековой философии. – 1991.
25. Чанышев А.Н. – Курс лекций по истории древней философии. – 1985
История античной философии
История античной философии представлена в динамике смены ведущих идей и концепций от раннефилософских космогонии (досократики) до их завершающего синтеза в учениях стоицизма и неоплатонизма.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Непреходящая значимость мысли. Европейская культурная традиция (19). Сущность философского мышления (20). Античный мир – родина философии (21).
Часть І. Античный мир
Пространство античного мира
Восточное Средиземноморье (26). Западное Средиземноморье (28). Эллада (30).
Этапы развития античной цивилизации
Критико-микенская цивилизация
Критская цивилизация. Ахейское завоевание Эллады (36). Ахейское общество. Поход на Трою и дорийское нашествие (37). Гибель микейской цивилизации. Подобие исторических судеб (38).
Гомеровское время («Темные века»)
Эпоха полиса
Период становления полиса
Великая колонизация. Последствия колонизации (43). Формирование полиса (44). Писанное законодательство. Законы Драконта (45). Реформы Солона (46). Тирания Писистрата. Роль раннегреческой тирании (47). Судьба тирании (48). Исторический рубеж – 509 г. До Р.Х. (49). Военныелостоинства полиса (50).
Период расцвета и упадка полиса
Цивилизации и нашествия. Возникновение Персидского царства (52). Угроза Элладе. Греко-персидские войны (53). Подготовка великого похода (54). Фермопиллы (55). Битвы при Саламине и Гимере (56). Каллиев мир. Значение победы эллинов (57). Борьба за гегемонию в Греции. Истощение сил греческих полисов (58). Покорение Греции Македонией (59). Конец полисной эпохи. Символы эпохи (60).
Эпоха эллинизма
Держава Александра Македонского (62). Образование эллинистических монархий. Феномен эллинизма (63). Возвышение Рима. Борьба эллинистических держав (64). Торжество Рима. 146 год до Р.Х. Упадок эллинистических государств (65). Испытания Римской республики (66). Союзническая война. Борьба на Востоке (67). Смуты конца Республики. Цезарь и период гражданских войн (68).
Эпоха Римской империи
Рання Римская империя
Правление Августа (70). Династия Юлиев-Клавдиев. Гражданская война 68-69 гг. Династия Флавиев (71). Правление Антонинов (72). РАХ ROMANA (73). Римское общество ІІ века (74).
Смутное время (кризис ІІІ века)
Натиск с севера и востока. Борьба за власть. «Солдатские» и «бесчинствующие» императоры (76).
Поздняя Римская империя
Император Диоклетиан. Константин Великий. Ослабление Империи (78). Разделение Империи. Падение Рима (79). Отражение гуннов. Конец Западной римской империи (80).
Специфика античной цивилизации
Гражданское общество. Верховенство права над властью (83). Частная собственность. Свобода воли. Эллинская духовность (84). Защита отечества (85). Полис в античной истории (87).
Часть ІІ. Предфилософия античности
Поэзия, религия, чудо
Своеобразие философии. Предшественники философской мысли. Сущность поэтического (92).
Эпическая поэзия Эллады
Люди и боги Гомера. Мироздание «Илиады» (94). Космогоническая тема эпоса (95). Творения Гесиода (96). От Хаоса к Космосу. Особенности Гесиодовой космогонии (97). Значение эпической поэзии как предфилософии. Другие предфилософские космогонии (98). Орфизм. Ферекид (99).
Лирическая поэзия
Открытие человеческой индивидуальности. Значимость и право личности (101). Значение лирики как предфилософии (102).
Чудотворцы
Опыт чудесного деяния. Необычность философской мысли (104).
Семь мудрецов
Предтечи философов. Феномен мудрости. Эллинская мудрость (107). Перечень мудрецов (108).
Солон (640 – 559 до Р.Х.)
Великий законодатель. Противостояние тирании. Странствия и кончина (111). Гномы солона (112).
Биант (рубеж VІІ – VІ в. до Р.Х.)
Дела милосердия. Защита слабых. Избранные изречения (114).
Питтак (ок. 645 – 570 до Р.Х.)
Хитроумие. Стремление к добру. Некоторые суждения (115).
Хилон (середина VІІ в. – 557 до Р.Х.)
Соблюдение долга. Провидеть будущее. Наставления Хилона (117).
Периандр (664 – 585 до Р.Х.)
Выдающийся правитель. Безудержность нрава. Высказывания (119).
Клеобул (VІІ в. до Р.Х.)
Призыв к мысли. Известнейшее изречение (121).
Образ мудрецов
Сила человеческого духа. Образцы мудрости (122). Фигура мудреца. Согласие мудрецов (123).
Часть ІІІ. Досократики
Общие особенности античной мысли
Философствование жизнью. Философское значение смерти. Этический характер античной философии (128). Учитель и ученик. Диалогичность мысли (129). Открытость философского учения. Мышление личности (130).
Этапы развития античной философии
Три периода. Ранняя греческая философия. Классическая философия Эллады (132). Эллинистически-римская мысль (133). Изменение философской проблематики (134).
Ранняя греческая философия: досократики
Две ветви ранней греческой философии. Скудность сведений о досократиках. Современные издания (137).
Ионийская философия
Милетская школа
Фалес (640 – 546 до Р.Х.)
І. Жизнь: Многосторонность таланта. Государственные советы (139).
ІІ. Начало философского мышления: Мысль и вопрос (140). Исходный вопрос Фалеса. Всеобщность вопроса «что есть все» (141). Умозрительный смысл «всего» (142). Понятие «фюсиса» (143). «Природа» как «сущность». Два рода сущего (144). Важнейшие слагаемые философского мышления (145). Резюме (147).
ІІІ. Первое философское учение: Бытие – это Жизнь. Вода как основа бытия (147). Необычный смысл обычных слов. Значение Воды как начала бытия (148). Оживотроренность сущего (149). Наиболее известные изречения Фалеса (150).
Анаксимандр (610 – 540 до Р.Х.)
Бесконечное Обьемлющее. Становление космоса (151). Мировой закон справедливости (152).
Анаксимен (585 – 528/5 до Р.Х.)
Все из Воздуха (153). Образование всего путем сгущения и разрежения. Три ипостаси Воздуха. Воздух как Дух (154). Тезис о единстве микро- и макрокосма (155). Наследие милетских философов (156).
Гераклит (ок. 540 – ок. 480 до Р.Х.)
І. Одинокий мыслитель: Выбор судьбы. Два имени (158). Обличения пороков (159). Аристократизм (161)? Одинокая мысль (162).
ІІ. Учение обОгне и Логосе: Вопрос о подлинно сущем. «Единое» и «Многое». Все есть Одно (164). Вхождение в воды (165). Очевидность сокровенного (166). Логос (167). Метафоричность философского языка (168). Огонь. Два пути мироздания (169). Пробуждение к бытию. Отягченность души «влагой» (170). Освобождение души (171).
Италийская философия
Пифагор (570 – 496 до Р.Х.) и его школа
І. Жизнь и судьба: Первый период жизни (172). Пифагорейский союз (173). Последний период жизни: торжество и крах надежды (174). Пифагорейская традиция (175). Сикретический характер учения (176). Проблема содержания философии Пифагора (177).
ІІ. Учение о Гармонии и числе: Гармония – основа бытия и мировоздания. Природа меры (178). Источник гармонии (179). Число – символ Гармонии и меры. Пифагорейское понимание числа (180). Число и звук (181). Наука и число (182). Становление мира. Учение о спасении души (183). Сыны божии: Геракл и Дионис. Метемпсихоз. Устроение человеческого мира (185).
Ксенофан и элейская школа
Ксенофан (ок. 570 – после 478 до Р.Х.)
Жизненный путь (187). Два сюжета. Критичность философской мысли (188). Образ Бога (189). Неабсолютность знания (191).
Парменид (ок. 540/15 – после 480 до Р.Х.)
Личность (192). Преемство с Ксенофаном (193). Отличие Парменидовского понимания Единого (194). Единое Бытие (195). Только Бытие есть. Мысль и Бытие есть одно (196). Тождество мышления и бытия (197). Два пути познания. Значимость мнения (198). Показания чувств и разума. Различие содержаний сознания (199). Помысленность (200). Вызов общепринятому (201).
Зенон Элейский (ок. 490 – ок. 430 до Р.Х.)
Отец диалектики (202). Негативная диалектика. Апории (203). Четыре апонии против движения (204). Апония против пространства. Апония против чувственного восприятия (205). Трагическая кончина (206). Мелисс (207).
Завершение досократической философии
Анаксагор (500 – 428 до Р.Х.)
Первый афинский философ (208). Семена вещей. Бесконечная делимость семян: гомеомерии (209). Мировой Ум (Нус) (210). Себетождественность мира. Влияние космогонии Анаксагора на последующую мысль (211). Обвинение в безбожии (212). Плюралистичность теории гомеомерий (213).
Эмпедокл (ок. 490 – ок. 430 до Р.Х.)
Личность (214). Четыре корня сущего. Соединение первоначал (216). Феномен эклектики (217). Духовный синтез. Судьба учения о четырех элементах (218). Мировые силы: Любовь и Вражда (ненависть) (219). Сумма мысли (220).
Заключение по досократикам
Общее у досократиков (221). Рубеж времен (222). Природа единства (223). Изменение исторической судьбы (224).
Часть ІV. Классическая эллинская философия
Эллинская классика
Феномен классика (229). Образцы мысли и деяний (230). Тематика классической античной философии (231). Учения классической поры (232). Два творца (233). Проблема хронологии. Границы эпохи (234). Драма эллинской классики. Состояние первоисточников (235).
Демокрит (460 – 371 до Р.Х.)
І. Жизнь и творчество: Вызов предшествующей мысли (237). Время и образ жизни (238). Фигура Левкиппа (239). Смеющийся философ (240). Творчество (241).
ІІ. Атомизм: Основные положения (241). Особенность понятия «атом» (242). Почему именно «атомы» (243). Превращение понятия «атом». Неизменные формы. Пределы мыслимого (244). Дерзость мысли (245).
ІІІ. Причинное обьяснение: Новизна причинного обьяснения. От генезиса к детерминизму (246). Фатализм. Неукоснительность случая (247). Возражения против атомистического детерминизма (248). Апонии учения Демокрита (249). Утешение причинным обьяснением (250).
ІV. Отличие атомизма от раннефилософских космогоний: Сходство мотивов. Признание реальности ничто (251). Множественность и бесконечность первоначал (252). Бесчисленные миры. Мирострой вместо космогенеза (254). Сумма отличий.
V. Мир человека: Происхождение и развитие людей (2550. Боги и души. Жизненный ориентир. Значение атомизма (256).
Софистика
Эпоха просещения
Расцвет полиса. Жизнь в диалоге (258). Homo dicens. Искусство речи и мышления. Следование устоям (259). Испытание успехом (260). Феномен Просвещения. Суд разума (261). Рационализация всех проявлений жизни (262). Роль просвещения (263). Историческое различие разума (264).
Софистическая мысль
Потрясение умов (265). Два поколения софистов. Путь мышления: от мнений к разуму (267). Молчание о космосе (268). Интуиция космоса в античном сознании. Изменение образа космоса (269). Связь космоса с человеком. Человек как новое поприще. Ограничение достоверности пределами моего бытия (270). Испытание воззрений. Интеллектуальное движение (271). Поворот к человеку (272).
Горгий (ок. 485 – 380 до Р.Х.)
«Отец риторики» (272). Троякое отрицание бытия. Ничего нет (273). Даже если нечто существует, его невозможно познать. Даже познанное, сущее неизьяснимо. Отрицание как отмысливание (274).
Протагор (480 – 410 до Р.Х.)
Прихотливость судьбы (275). Человек есть мера всех вещей (276). Знание в виде мнения. Право собственного суждения (277). Деструкция общепринятого опыта. Невозможность противоречить (278). Релятивизм. Непритязательность истины. Пример относительности истины (279). Стыд и правда (280).
Антифонт (V до Р.Х.)
Великий утешитель. Разделения космоса на два рода бытия (282). Природа и человеческое установление. Область искусственного (283).
Продик (род. ок. 470/460 до Р.Х.)
Работа с языком (284). Синонимика. Происхождение богов (285).
Значение софистики
Выроботка нового миропонимания. Принцип разума (286). Новая культура. Влияние на мысль эпохи (287).
Сократ (470-399 до Р.Х.)
І. Личность мыслителя: Живой дух философствования (289). Жизненный путь (290). Исторический и литературный Сократ. Сократический поворот в философии (291). Софисты и Сократ (292). Своеобразие Сократа. Отсутствие учения (293).
ІІ. Метод мышления: майевтика: Единство личности и мысли (294). Исток мышления. Поиск истины (295). Ироничность мышления. Троякое действие иронии (296). Первое: очищение сознания. Я знаю только то, что ничего не знаю (297). Второе: открытость сознания (298). Третье: метод мышления вместо учения (299).
ІІІ. Проблема добродетели: Направленность мышления (299). Рождение великого принципа. Два пути добродетели (300). Даймон Сократа (301). Этика личной ответственности (302). Кончина философа (302). Истина больше жизни (303).
Сократические школы
Киники
Основоположник кинизма Антисфен. Истина в природе (306). Избавиться от лишнего. Достичь свободы (307). Киническое поведение (308). Киническое и гераклитовское осуждение общества. Диоген Синопский (309). Воспоминание о будущем: от Диогена к Руссо (310).
Соблазн опрощения
Естественность сложного мира. Смысл простоты (312). Естественность – продукт культуры (313). Открытие нового пути (314).
Киренаики
Аристипп. Второй вариант «жизни по природе» (315). Возобладать над страстями (316). Второй вариант «жизнь по природе» (315). Возобладать над страстями (316). Избежать страдания. Принцип гедонизма (317). Вывод Гегесия. Влияние киренаиков (318).
Мегарики
Евклид (319). Действие логических парадоксов. Примеры софизмов (320). Недоумение сознания. Иллюзорная самодостаточность языка (321). Недостаточность грамматики для мышления (322). Необходимость логики (323).
Платон (427 – 347 до Р.Х.)
І. Драма жизни: Начало пути (324). Первая поездка в Италию. Основание Академии (325). Двадцатилетие творчества. Заключительный период жизни (326). Сочинения (327). Жанр диалога. Периоды творчества (328).
ІІ. Учение о бытии: Вопрос о реальности (329). Эйдосы. Упорядоченность мира идей (330). Идеи и материя (331). Средний мир (332). Идеи в отношении к чувственному миру. Оправдание вещей (333). Предел осмысления сущего (335). Схема и содержание учения (336).
Комментарии: о значении платоновской онтологии. Онтологический переворот Платона (337). Качество философичности (338). Чем и что мыслится (339). Понятие рефлексии. Начало европейской метафизики (340).
ІІІ. Путь познания: Цель познания. Ситуация познания: образ пещеры (341). Познание как припоминание. Умственное зрение (342). Платоновская диалектика. Ступени познания. Рациональное мышление и непосредственное усмотрение (343).
ІV. Совершенное государство: Центральная проблема учения Платона (344). От «Государства» до «Законов». Взаимосвязь общественного уклада и качеств личности (345). Душа и государство (346). Три общественных сословия (347). Противоречие государства и души (348). Типы государства (349). Изьяны платоновского государства (350). Осуществление социального идеала (351). Две альтернативы развития. От полиса к эллинистической монархии (352). Парадокс исторического развития. Три философских судьбы (353).
Аристотель (384 – 322 до Р.Х.)
І. Жизнь и сочинения: Первый период жизни (355). Второй период жизни. Творчество (356). Классификация трактатов (357). Членение философии (358).
ІІ. Логика: Проблемы метода. Категориальный строй мышления (359). Природа категорий (360). Суждения (361). Силлогизм. Три логических закона (362).
ІІІ. Метафизика: Критика теории идей (363). Индивиды как «первые сущности». Четыре причины (365). Определенность бытия: форма и материя (365). Первая и вторая сущности (366). Примат формы. Форма форм (367). Возможность и действительность: энтелехия (368).
ІV. Этика и политика: Полисная утопия (369). Соразмерность с «человеческой природой» (370). Наилучшее государство (371). Государство и добродетель. Добродетельность (372). Два вида добродетелей (373). Свободный выбор (374).
V. Систематизация знания: Реализм (374). Системность мышления (375).
Заключение по классике
Антропологический поворот (377). Рефлексия – задача философии. Рефлексивность вопроса «что есть все?» (378). Метаморфоза мышления о бытии (379). Расширение поля рефлексии: от «всего» к «каждому» (380).
Часть V. Эллинистически-римские философии
Поздняя античность
Условия человеческого существования (384). Два акцента в названии. Пять направлений (385). Сосредоточенность на индивиде (386). Наилучшая доля (387). Черты эллинистически-римских философий (388). Соединить наилучшее: эклектизм (389). Практический характер философии. Структура философского учения (390).
Периодизация эллинистически-римской мысли
Динамика позднеантичного мышления (391). Период начинаний. Период оформления школ. Период обновления традиции (392). Завершающий период (394).
Перипатетизм
Теофраст (372 – ок. 287 до Р.Х.)
Жизненный путь (395). Место в истории мысли (396). Сознание на рубеже эпох. От умозрения к наблюдению (397). «О растениях» и «Характеры» (398).
Перипатетическая традиция
Евдем, Дикеарх, Аристоксен (399). Деметрий Фалерский. Смена акцентов (400). Судьба аристотелевских сочинений. Аристотелизм в римскую эпоху (401).
Скептицизм
Пиррон (360 – 270 до Р.Х.)
Жизнь (402). Позиция скептизма (403). Три Пирроновых вопроса. Неопределенность вещей. Недоверие к миру (404). Эпохе: воздержание от суждений (405). Невозмутимость духа: атараксия. Сумма скептических решений (406).
Значение и смысл скепсиса
Новое положение личности (407). Непредвзятость. Образ скептика (408). Сомнение и безразличие (409). Нетождественность скепсиса и отрицания. Умеренность античного скептицизма (401). Роль скепсиса. Парадокс мышления: скепсис и мысль (411). Плодотворность скепсиса (412).