прокофьев танец рыцарей история

Танец рыцарей

«Рыцарский танец» – знаменитая тема Сергея Прокофьева. Музыка эта завораживает, волнует, влечет к какому-то сладостному и гибельному обрыву или водовороту, вот-вот утащит в некую инфернальную (бесовскую) воронку, откуда возврата нет. Мелодия приковывает невидимой цепью, отнюдь не утешает, но притягивает манящим огнем, который обожжет слабосильные крылья бабочки.

Прокофьев был признан гением на четырнадцатом году жизни. В дневниках его читаем, как он доволен собой и окружающей действительностью (а это редко бывает с человеком). Он с нетерпением ждет нового дня, который сулит ему заманчивые перспективы, забавные приключения, удовольствия от рукоплесканий восхищенной публики, от написания музыки, от распирающих его душу музыкальных идей. Откуда они только берутся? Именно – откуда? Немаловажный вопрос, но он не думает о нем.

Его ничего не огорчает по-настоящему. Даже неожиданное самоубийство ближайшего друга Макса… Красиво получилось. А он ведь предупреждал Сержа, что будет роскошно. Позднее, побывав впервые на Эйфелевой башне, Прокофьев вдруг поймает себя на мысли, что отсюда спрыгнуть, покончив с собой, было бы роскошнее. Откуда в нем это?

В Западной Европе Серж женится на девушке, за которой долго ухаживал. Долго, потому что не мог решить, стоит ли жениться. У них было двое детей. Два мальчика появились один за другим. Прокофьев признается, что не чувствует себя отцом. Музыка – его родная стихия. «Стихия» – самое правильное слово.

Сержа с неодолимой силой тянет в СССР. Тогда некоторые творческие люди в силу воспитания не сомневались в существовании Бога, однако в силу очевидного ликования зла прониклись убеждением того, что сатана не менее могуществен и даже якобы находится в сговоре со Всевышним. «Сила» – здесь решающее слово.

Михаил Булгаков – характерный тому пример. Завершил он свое жизненное плавание весьма плачевно. Надежды на издание «Мастера и Маргариты» рухнули, скрутила в одночасье тяжелая болезнь, довольно долго мучила его, а муза Елена Сергеевна уже спала с Фадеевым. В инсценировке Любимова в Театре на Таганке от 1977 года Воланд показывает Мастеру целехонькую рукопись уничтоженного романа под пронизывающую зал мелодию «Танца рыцарей» …

Вернувшись на родину, Прокофьев получил четыре Сталинские премии подряд, его носили на руках, до определенного периода он вращался в кругу «небожителей». Завел молодую любовницу, женился на ней без развода с прежней супругой, совершил, согласно православной доктрине, смертный грех. Законную жену (иностранку) упекли в лагерь, потом в пятидесятых реабилитировали, она уехала в Англию, дожила до девяноста с чем-то лет и умерла в 1989 году в Лондоне. С Прокофьевым получилось иначе.

Во второй половине сороковых годов Запад по инициативе Черчилля опустил «железный занавес». Сталин велел всех без разбора, кто тем или иным образом был связан с заграницей, взять под наблюдение и подвергнуть разного рода притеснениям. Прокофьева объявили формалистом. Не посадили, но лишили «кормушки». Так как он привык жить на широкую ногу, то вскоре оказался без копейки. Что важнее, музыку его почти перестали исполнять.

Источник

Прокофьев танец рыцарей история

Сергей Прокофьев «Танец рыцарей» (Монтекки и Капулетти)

прокофьев танец рыцарей история. Смотреть фото прокофьев танец рыцарей история. Смотреть картинку прокофьев танец рыцарей история. Картинка про прокофьев танец рыцарей история. Фото прокофьев танец рыцарей история

«Ромео и Джульетта». Эта красивая, но трагическая история любви двух благородных молодых людей из знатных итальянских семейств пришла к нам из времён средневековья, а пересказанная поэтическим текстом великого Шекспира, она стала бессмертной и по сей день успешно используется в различных видах искусства. Например, любителям классической музыки хорошо известна симфоническая поэма Гектора Берлиоза и увертюра-фантазия Петра Ильича Чайковского , а помимо этого одной из наиболее незаурядных интерпретаций этой истории о настоящей любви стал балет выдающегося Сергея Прокофьева . В новаторском спектакле советского композитора много ярких завораживающих номеров, и одним из них является «Танец рыцарей», музыка которого влечёт, волнует и притягивает какой-то неведомой силой.

Историю создания «Танца рыцарей» Прокофьева, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Сергей Прокофьев, принявший революционные преобразования в России весьма скептически и ухавший весной 1918 года за границу, сильно тосковал по оставленной им родине. Уже в конце 1932 года композитор, уставший от заграничных странствий, с уверенностью сообщил журналистам, что намерен окончательно возвратиться в Советский Союз, за жизнью которого внимательно наблюдал по новостям из прессы. Он мечтал попутешествовать по родной стране, познакомиться с ударными стройками, такими как Днепрострой, и отразить в своих будущих произведениях энтузиазм людей и гигантские успехи молодого государства.

Вернувшись в 1934 году в Москву, Прокофьев без промедления включился в творческую жизнь страны, так как всем сердцем старался вжиться и познать новую Россию. Сергей Сергеевич встречался со старыми друзьями: Мясковским, Асафьевым, и от души радовался их успехам, а также интересовался работами молодых композиторов. Он наслаждался воздухом родины и при каждом удобном случае выезжал на природу, чтобы полюбоваться её красотами. Это было долгожданное соприкосновение с Россией, которое вдохновляющее воздействовало на композитора.

прокофьев танец рыцарей история. Смотреть фото прокофьев танец рыцарей история. Смотреть картинку прокофьев танец рыцарей история. Картинка про прокофьев танец рыцарей история. Фото прокофьев танец рыцарей история

В то время главной творческой задачей композитора было завоевать признание отечественных слушателей. Его увлекла идея о новом музыкальном спектакле с сюжетом о новом человеке и героическом преодолением препятствий. Прокофьев много читал произведений советских литераторов, а также знакомиться с оперными и балетными либретто. Впрочем, осенью 1934 года Сергей Сергеевич из переписки с Асафьевым узнал, что в Ленинграде заведующий литературной частью Малого оперного театра Адриан Пиотровский рассматривает к постановке два оперных сюжета и оба по Пушкину: «Арап Петра Великого» и «Капитанская дочка». Прокофьев съездил в Ленинград, но дело закончилось лишь знакомством с Адрианом Ивановичем. В канун нового года Пиотровский вновь вызвал Прокофьева к себе, и на этот раз, чтобы выбрать сюжет для балета. Однако вся предоставленная композитору тематика вновь была не современной, а из эпохи Средневековья. Тем не менее, предложенная шекспировская история о «Ромео и Джульетте» весьма заинтересовала Сергея Сергеевича, так как именно в музыкальном материале на данный сюжет он в полной мере мог бы воплотить лирическую образность, переполнявшую его через край.

Воображение композитора так воспламенилось, что он вместе с Адрианом Пиотровским, театральным режиссёром Сергеем Радловым мог часами обсуждать сценарий задуманного балета. Поначалу всё складывалось неплохо, но случилось непредвиденное. Дирекция оперного театра отказалась заключить договор, однако Прокофьев, загоревшись идеей создания « Ромео и Джульетты », не отчаивался. Он вернулся в Москву, и нашёл возможность подписать соглашение на постановку балета с Большим театром. Помимо этого композитору предоставили отдельные апартаменты в доме отдыха в Поленово, где обычно отдыхали артисты театра, чтобы он за летние месяцы в спокойной обстановке написал музыку к будущему спектаклю. Сергею Сергеевичу предстояло сочинить 58 номеров, многие из которых должны быть танцевальными. Итак. следуя законам жанра, тщательно продумывая все детали спектакля, и выступая как подлинный музыкант – драматург, он характеристику семейства одного из враждующих веронских родов – Капулетти, решил дать в торжественном, суровом и маршеобразном «Танце рыцарей». Эта яркая композиция, входящая во вторую картину первого акта была создана Прокофьевым уже в июне. В конце июля он закончил второй акт, в конце августа – третий, а свой автограф на клавире балета поставил восьмого августа.

прокофьев танец рыцарей история. Смотреть фото прокофьев танец рыцарей история. Смотреть картинку прокофьев танец рыцарей история. Картинка про прокофьев танец рыцарей история. Фото прокофьев танец рыцарей история прокофьев танец рыцарей история. Смотреть фото прокофьев танец рыцарей история. Смотреть картинку прокофьев танец рыцарей история. Картинка про прокофьев танец рыцарей история. Фото прокофьев танец рыцарей история

прокофьев танец рыцарей история. Смотреть фото прокофьев танец рыцарей история. Смотреть картинку прокофьев танец рыцарей история. Картинка про прокофьев танец рыцарей история. Фото прокофьев танец рыцарей история прокофьев танец рыцарей история. Смотреть фото прокофьев танец рыцарей история. Смотреть картинку прокофьев танец рыцарей история. Картинка про прокофьев танец рыцарей история. Фото прокофьев танец рыцарей история

Интересные факты

Содержание «Танца рыцарей»

прокофьев танец рыцарей история. Смотреть фото прокофьев танец рыцарей история. Смотреть картинку прокофьев танец рыцарей история. Картинка про прокофьев танец рыцарей история. Фото прокофьев танец рыцарей история

Третья, заключительная часть композиции – это реприза первой части, представленная автором в сокращённом варианте. Несмотря на то, что в тематическом материале отсутствует «тема вражды», своей рельефностью музыка оставляет сильное эмоциональное впечатление.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Сергей Прокофьев «Танец рыцарей»

Источник

Прокофьев танец рыцарей история

прокофьев танец рыцарей история. Смотреть фото прокофьев танец рыцарей история. Смотреть картинку прокофьев танец рыцарей история. Картинка про прокофьев танец рыцарей история. Фото прокофьев танец рыцарей история

Сюита No. 2 для большого оркестра

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, саксофон-тенор, 2 фагота, контрафагот, корнет, 2 трубы, 4 валторны, 3 тромбона, туба, литавры, малый барабан, колокольчики, бубен, тарелки, треугольник, маракас, большой барабан, фортепиано, челеста, арфа, струнные (виола д’амур ad libitum).

История создания

Замысел балета по трагедии Шекспира (1564—1616) «Ромео и Джульетта» о трагической гибели влюбленных, принадлежавших к враждующим знатным родам Вероны — Монтекки и Капулетти (см. подробнее об этом в статье о Ромео и «Джульетте» Чайковского), написанной в 1595 году и вдохновившей многих композиторов от Берлиоза и Гуно до Чайковского, возник у Прокофьева вскоре после окончательного возвращения из-за границы. Собственно, эту тему в 1934 году композитору подсказал известный шекспировед, в то время — художественный руководитель Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (до того и ныне — Мариинский театр) С.Э. Радлов. Прокофьев вдохновился предложенным сюжетом и стал работать над музыкой по либретто, которое писали сам композитор, Радлов и А. Пиотровский. В течение 1935—1936 годов балет был написан и получил опус 64. Однако на обсуждении в Большом театре, с которым был заключен договор, представленную музыку признали нетанцевальной и отказались принять. Договор расторгли.

Действительно, мысль осуществить на балетной сцене трагедию Шекспира была по тому времени чрезвычайно смелой: до того на балетной сцене господствовали почти исключительно сказочные сюжеты, легенды или экспериментальные спектакли типа «Болта» Шостаковича. Да и музыкальный язык Прокофьева, крайне непривычный и для более искушенной публики, артистов балета просто привел в ужас. Первая постановка «Ромео и Джульетты» была осуществлена за рубежом — в городе Брно, в Чехословакии, 30 декабря 1938 года. Однако, не дожидаясь будущей премьеры, сразу после отклонения балета в 1936 году, композитор составил сюиты, которые тогда же прозвучали на симфонической эстраде. Наиболее популярна вторая сюита. Она состоит из семи номеров — «Монтекки и Капулетти», «Джульетта-девочка», «Патер Ло- ренцо», «Танец», «Ромео и Джульетта перед разлукой», «Танец Антильских девушек», «Ромео у гроба Джульетты».

Музыка

прокофьев танец рыцарей история. Смотреть фото прокофьев танец рыцарей история. Смотреть картинку прокофьев танец рыцарей история. Картинка про прокофьев танец рыцарей история. Фото прокофьев танец рыцарей история

Сюита открывается торжественным портретом двух враждующих родов — «Монтекки и Капулетти». После мощных аккордов остается тихий отзвук. Пауза — и снова аккорд tutti.

И начинается тяжеловесный, чопорный танец рыцарей (в балете он так и называется — «Танец рыцарей» — и звучит во 2-й картине, в сцене бала) с размашистой и угловатой мелодией, с пунктирным ритмом. На него накладываются грозные октавы валторн — тема вражды. Средний эпизод привносит другие краски, более нежные, с грациозным напевом флейты и легким аккомпанементом арфы и струнных пиццикато.

«Джульетта-девочка» (портрет героини из 2-й картины балета) — прелестное легкое скерцино с шаловливой темой, в которой стремительные пассажи чередуются с отрывистыми аккордами. Ее сменяет лирический напев кларнета, далее вступает еще одна мелодия: флейтовая хрупкая, мечтательная, обволакиваемая подголосками тема грез. Завершается номер истаивающими пассажами.

«Патер Лоренцо» (музыкальная характеристика из 4-й картины балета) обрисован строгими звучаниями в мерном, бесстрастном движении. Соло валторны широко и благородно. Лаконичная миниатюра (всего 32 такта) сменяется быстрым веселым танцем в непрерывном движении восьмыми длительностями, с напевом гобоя, почти непрерывно звучащим на протяжении номера.

«Ромео и Джульетта перед разлукой» (из 6-й картины, в балете названная «Прощание перед разлукой») — развернутая музыкальная сцена, в которой центральное место занимает страстно-экспрессивная тема любви.

«Танец Антильских девушек» (из 8-й картины балета, где он назван «Танцем девушек с лилиями») — красочный, с ударами бубна и маракаса, с беззаботно взлетающей вверх мелодией кларнета, — интермеццо перед трагическим заключением сюиты.

«Ромео у гроба Джульетты» (заключение балета) — это своего рода эпитафия. Она начинается в тихом звучании струнных divisi, на которое накладывается дублирующее скрипки пение гобоев. Передавая нестерпимую боль влюбленного, потерявшего возлюбленную, постепенно разрастаясь до фортиссимо в ритме траурного шествия, музыка постепенно истаивает.

Источник

прокофьев танец рыцарей история. Смотреть фото прокофьев танец рыцарей история. Смотреть картинку прокофьев танец рыцарей история. Картинка про прокофьев танец рыцарей история. Фото прокофьев танец рыцарей историяbigstonedragon

РАЗДУМЬЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

В попытках объять необъятное.

От Корнелюка удалось избавиться по принципу «клин клином вышибают». 🙂
В воскресенье всё по той же «Культуре» показывали балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Балет, музыка которого представляется мне одним из высочайших достижений мировой музыкальной культуры, и которую (в хорошем исполнении) я готов слушать снова и снова.
Была показана не самая лучшая ИМХО постановка, хотя и красочная. Главное – музыка.
Потом я весьма долго сидел в Инете, отыскивая на ютьюбе записи, которые достойно отражали бы мои впечатления от музыки Прокофьева.
Оказалось, что музыки много, а вот адекватных исполнений – кот наплакал!
Понял, что мне в своё время, видимо, очень повезло, причем трижды, в отношении этого балета.
Сначала это была сюита из музыки к нему в исполнении оркестра под руководством Геннадия Рождественского. Ничего лучше я ни до, ни после не слышал!
Потом повезло в квадрате, когда купил пластинку с фортепианными интерпретациями музыки балета. Не помню, увы, кто был исполнителем, но опять же – ничего равного на ютьюбе так и не отыскал!
И, наконец, уже относительно недавно, лет 5 назад – побывали в Мариинке – оказывается (если сравнивать с записями, которыми полон Ютьюб!), на одной из лучших постановок в мире!
В общем, с большим трудом отыскал, чем поделиться с вами, чтобы опять же передать свои ощущения от музыки.
«Хит» прокофьевского балета – это, конечно, «Танец рыцарей». Увы, и в постановке Мариинского театра, и в том, что показывали на «Культуре», этот танец поставлен ИМХО не вполне адекватно. Не так, как он «видится» по музыке мне.
После долгих поисков, остановился на том варианте, который предлагает Миланская «Ла-Скала».

Невероятная, нечеловеческая музыка!
Она не о людях – это ведь музыкальное воплощение самой поступи Рока, Фатума. Что тут может сделать человек?
Музыка воплотила в себе не трагедию ослеплённых страстью детей, а трагическую историю всего человечества, которую вроде бы и делают сами люди, но которая в то же время словно не зависит от них, и перемалывает судьбы людей совсем не так, как им виделось и хотелось.
В постановке Ла-Скалы именно под музыку «Танца Рыцарей» появляются на сцене Ромео и Джульетта – и благодаря этому фатализм музыки оказывается раскрыт в полной мере. Случайная встреча на балу – но эта случайность оказывается роковой, и цепочка последующих трагических событий становится неизбежной.
В постановке Большого театра (ведь это её показывали по «Культуре»?) под музыку «Танца рыцарей» по сцене шествуют… официанты с какими-то блюдами, типа дичи. Ромео и Джульетта и их личная судьба – как-то теряются, оказываются тут не при чем.
Что хотел сказать постановщик? Или, как всегда в России, он решил мыслить сразу категориями идеологическими, изложению коих конкретные Ромео и Джульетта с их страстями лишь мешают?
Что такое шествие официантов – это символ судьбы Человечества, которое с неизбежностью зажрётся и ожиреет? Как иначе понимать вариант, предложенный Большим театром?

И лишь когда совсем уж было отчаялся, вдруг наткнулся на запись исполенния этой музыки оркестром под управлением Мравинского. Вот оно! Великий дирижер, и особенно начинаешь это ценить именно после того, как наслушаешься/насмотришься той же музыки в интерпретациях других исполнителей!

Ну, и напоследок поделюсь случайно обнаруженными на том же ютьюбе во время поисков записями выступления Евгении Образцовой в образе Джульетты на сцене Мариинского. Это ведь то самое исполнение, которое нам и довелось увидеть! После просмотра множества других роликов, берусь с уверенностью утверждать – это была одна из лучших Джульетт! Как же нам повезло тогда, что попали (чисто случайно!) именно на неё!

Источник

Сергей Прокофьев. Ромео и Джульетта. Танец рыцарей

⭐️ В ИЗБРАННОЕ
The Cleveland Orchestra · Lorin Maazel

Народный рейтинг популярности: 339875

Реклама, реклама. Обычно со стремительно едущими автомобилями. И, конечно же, Робби Уильямс и его «Веселись как русский»

Нет повести печальнее на свете

— Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете.

Вопреки острословам, «Ромео и Джульетта» Прокофьева стал одним из самых известных балетов двадцатого столетия.

Веселись как русский

«Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» стал самым общеизвестным в современном мире произведением Сергея Прокофьева, и постоянно используется то рекламщиками, то музыкантами.

Несмотря на явную провокационную составляющую, приятно, что Прокофьев в мировом масштабе продолжает будоражить умы.


Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Комментарии (0)

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.

* Отрывки «Сергей Прокофьев. Ромео и Джульетта. Танец рыцарей» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *