прокофьев биография кратко самое важное
Краткая биография Прокофьева
Прокофьев Сергей Сергеевич (1891— 1953), композитор, пианист, дирижёр.
Родился 23 апреля 1891 г. в имении Солнцевка (ныне село Красное) Донецкой области, где отец служил управляющим.
В 1904 г. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию; занимался композицией у А. К. Лядова, а инструментовкой — у Н. А. Римского-Корсакова.
Окончил консерваторию в 1909 г. как композитор, после чего вновь поступил в неё уже по классу фортепиано. Если диплом композитора, по собственным словам Прокофьева, был «плохого качества» (отношения с педагогами у него не сложились), то окончание консерватории в 1914 г. как пианиста оказалось блестящим — ему была присуждена премия Антона Рубинштейна и выдан диплом с отличием.
Ещё учась в консерватории, Прокофьев написал свой Первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене. Всего у него пять концертов для фортепиано, два для скрипки и один для виолончели.
В 1917 г. Прокофьев написал Первую симфонию, назвав её «Классической».
Вплоть до 1952 г., когда была создана последняя, Седьмая симфония, композитор постоянно обращался к этому жанру. Тем не менее основные жанры в его творчестве — опера и балет. Оперу «Маддалена» Прокофьев сочинил в 1911 г., а балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» — в 1915 г.
Настоящей удачей явилась опера «Игрок» (1916 г.) по повести Ф. М. Достоевского.
С 1918 по 1933 г. Прокофьев жил в Америке. За границей он успешно концертировал и писал музыку.
В 1919 г. появилась его знаменитая опера «Любовь к трём апельсинам» по К. Гоцци, в 1925 г. — балет «Стальной скок», в 1928 г. — балет «Блудный сын».
Вершины его балетного творчества — «Ромео и Джульетта» (1936 г.) и «Золушка» (1944 г.).
В оперном жанре величайшими достижениями Прокофьева по праву считаются «Война и мир» (1943 г.) по Л. Н. Толстому и «Обручение в монастыре» (1940 г.) на сюжет «Дуэньи» Р. Шеридана.
Выдающийся талант Прокофьева был высоко оценён как на родине, так и за рубежом.
В 1934 г. композитора избрали членом Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, в 1946 г. — почётным членом пражской «Умелецкой беседы», в 1947 г. — членом Шведской королевской музыкальной академии.
Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 г.) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия.
Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года.
С. С. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска.
Краткая биография композитора Сергея Прокофьева
Сергей Сергеевич Прокофьев — композитор необыкновенного дара, дирижёр, пианист, обладатель неповторимого, легко узнаваемого музыкального стиля и выдающийся мелодист ХХ века. Биография Прокофьева полна ярких событий, а его творчество представлено во всех известных музыкальных жанрах: от фортепианных миниатюр до опер и музыки к кинофильмам. Он является одним из самых исполняемых композиторов в мире.
Детство и учёба
Сергей Прокофьев (в старых метриках фамилия иногда пишется как Прокопьев) родился 11 (23) апреля 1891 г. в украинском селе Сонцовка. Любовь к музицированию ребёнок унаследовал от матери, прекрасной пианистки. В пять с половиной лет Сергей сочинил первую пьесу «Индийский галоп», а в 9 — первую оперу «Великан». В 1902 г. он вместе с матерью отправился на прослушивание к С. И. Танееву, который дал краткий совет — поступать.
В 1904 г. юный Сергей Сергеевич поступил в Петербургскую консерваторию, в 1909-м окончил её как композитор, в 1914-м как пианист, и ещё до 1917 г. продолжал обучение по классу органа. Его преподавателями были А. К. Лядов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Есипова. За годы учёбы он завязал дружбу с С. Рахманиновым, Н. Мясковским, Б. Асафьевым.
С 1914 и вплоть до 1929 г. музыкант пользовался покровительством С. П. Дягилева, который сыграл главную роль в его становлении как композитора.
Эмиграция и возвращение в СССР
Революцию 1917 г. Прокофьев не принял, кратко заявив, что это дичь и резня, и уехал в длительное мировое турне. Большой славы за рубежом он не снискал, но в эти годы им было написано много важных произведений:
В 1923 г. в Германии композитор женился на каталонской певице Лине Кодине. В 1924-м в семье появился на свет сын Святослав, а в 1928-м — Олег.
В 1936 г. по просьбе руководства СССР Прокофьев с семьёй вернулся в Москву, где ему было предоставлено жильё класса люкс с прислугой. Появилось огромное количество заказов. Были созданы:
Кроме музыкального таланта, Сергей Прокофьев имел талант писателя, о чём свидетельствуют его дневники, рассказы, либретто и автобиография. Также современники отмечали яркие способности Прокофьева-шахматиста. Он с удовольствием разыгрывал партии со знаменитыми гроссмейстерами, а однажды выиграл у самого Касабланки. Важное место в жизни Прокофьевых занимала «христианская наука», в которой композитор находил внутреннюю опору.
В 1938 году Сергей Прокофьев познакомился с литератором Мирой Мендельсон, а в 1941 женился на ней. Для Лины Ивановны сообщение о разводе обернулось трагедией. В 1949 году она был репрессирована как одинокая иностранка в СССР и вышла на свободу только в 1956. Всё это время их сыновья были предоставлены самим себе.
После освобождения Лина Прокофьева смогла в судебном порядке вернуть права на большую часть наследства.
Смерть композитора
В феврале 1948 года Прокофьев вместе с другими передовыми советскими композиторами (Шебалиным, Шостаковичем, Поповым, Мясковским, Хачатуряном) был раскритикован за «формализм» в музыке, а часть его произведений запрещена для исполнения. В апреле того же года на 1-м съезде Союза композиторов СССР Т. Хренников зачитал доклад, в котором осуждались 6-я симфония Прокофьева и его опера «Повесть о настоящем человеке».
Через год указом Сталина запрет был снят, и доброе имя композитора было восстановлено. Однако произошедшее серьёзно подорвало здоровье Прокофьева. В 1949 году он перенёс инсульт, а через четыре года — 5 марта 1953 года — скончался от гипертонического криза. Близким пришлось столкнуться с серьёзными трудностями при организации похорон, потому что в тот же день умер Сталин.
Сыновья Прокофьева вместе с матерью (скончалась в 1989) уехали в Англию и Швейцарию, внуки и правнуки композитора живут в Европе, о них есть информация в Википедии.
Биография Сергея Прокофьева
Прокофьев Сергей Сергеевич (23 апреля 1891 – 5 марта 1953) – величайший русский и советский композитор, пианист, дирижёр. Сочинил 11 опер, 7 симфоний, 8 концертов, 7 балетов, огромное количество инструментальных и вокальных произведений, а также музыку к фильмам и спектаклям. Лауреат Ленинской премии (посмертно), лауреат шести Сталинских премий, Народный артист РСФСР. Более исполняемого композитора не было в 20 веке.
Детство и учёба в консерватории
В конце 19 века была в Российской империи Екатеринославская губерния, а в ней Бахмутский уезд. Вот в этом уезде 23 апреля в 1891 году в селе, или, как тогда было принято называть, имении Сонцовка родился Сергей Прокофьев (ныне его родина больше известна всему миру, как Донбасс).
Его папа Сергей Алексеевич учёный-агроном, на момент рождения сына работал управляющим в имении у помещика. В семье до этого были рождены две девочки, но они умерли в младенческом возрасте. Поэтому мальчик Серёжа был очень долгожданным ребёнком и родители отдали ему всю свою любовь, заботу и внимание. Воспитанием практически полностью занималась мама мальчика Мария Григорьевна. Она из крепостного рода Шереметовых, где детей с раннего возраста обучали музыке и театральному искусству (причём не просто так, а на самом высоком уровне). Мария Григорьевна тоже была пианисткой.
Это и повлияло на то, что маленький Серёжа уже в 5 лет занимался музыкой, и постепенно в нём стал проявляться дар сочинительства. Он придумывал музыку в виде пьес и песенок, рондо и вальсов, а мама писала за ним. Как вспоминал композитор, самым сильным детским впечатлением для него оказалась поездка в Москву с мамой и папой, там они были в театре и слушали «Князя Игоря» А. Бородина, «Фауста» Шарля Гуно. Увидев «Спящую красавицу» П.Чайковского, мальчик вернулся домой просто одержимым скорее написать что-то подобное. Уже в десять лет он пишет два произведения под названиями «Великан» и «На пустынных островах».
Второй московский приезд Серёжи был в начале зимы 1901 года. Его слушал профессор консерватории Танеев С. Опытный педагог заметил талант у ребёнка и порекомендовал заниматься музыкой со всей серьёзностью и систематичностью. Летом в село Сонцовку приехал в будущем известный композитор Рейнгольд Глиэр. Он недавно окончил консерваторию, получил золотую медаль и по рекомендациям Танеева прибыл в имение. Он обучал маленького Прокофьева музыкальным теориям импровизации, гармонии, композиции, стал помощником в написании произведения «Пир во время чумы». Осенью Глиэр вместе с Марией Григорьевной, мамой Серёжи, снова повезли ребёнка в Москву к Танееву.
По поводу талантливого мальчика было принято решение, и Сергей становится учеником Петербургской консерватории. Его учителя – А.Н.Есипова, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, Н.Н. Черепнин. В 1909 году он заканчивает консерваторию как композитор, а в 1914 году как пианист. По окончании консерватории Прокофьев получил золотую медаль. А на выпускных экзаменах комиссия единогласно присудила ему премию им. А. Рубинштейна – рояль «Шредер». Но он не ушёл из консерватории, а продолжил заниматься по классу органа до 1917 года.
С 1908 года солировал, исполнял собственные произведения. После окончания консерватории Прокофьев впервые поехал в Лондон (такой подарок обещала ему мама). Там он знакомится с Дягилевым, который в то время устраивал во французской столице «Русские сезоны». С этого момента молодому музыканту открылась дорога в популярные европейские салоны. Его вечера с фортепиано имели в Неаполе и Риме огромный успех.
С детства характер Сергея не был простым, это даже нашло отражение в его ранних произведениях. Во время учёбы в консерватории он частенько эпатировал окружающих своим внешним видом, всегда старался захватить лидерство и находиться в центре внимания. Люди, знавшие его в те годы, отмечали, что он всегда выглядел особенно. У Прокофьева был отменный вкус, он очень красиво одевался, позволяя себе при этом яркие цвета и броские сочетания в одежде.
Композитор Сергей Прокофьев: краткая биография, музыка для детей
Он известен во всем мире как выдающийся композитор, пианист, дирижер XX века. Он – автор ярких и мелодичных произведений, значительная часть которых написана Прокофьевым для детей.
Краткая биография
Будущий композитор появился на свет 23 апреля 1891 г. в селе Солнцевка Донецкой области.
Детство
Сережа полюбил музыку с ранних лет. Его мать хорошо играла на фортепиано, и в доме часто звучали произведения Бетховена и Шопена.
Сергей Прокофьев в детстве
Свое первое сочинение, пьесу «Индийский галоп», Прокофьев написал в пятилетнем возрасте. А в 9 лет юный гений уже создавал оперы.
Однажды его произведения услышал известный композитор. Пораженный талантом подростка, он организовал для Сережи домашние занятия по композиции.
Сергей Прокофьев за фортепиано
Студенческие годы
В 1903 году Прокофьев поступил в консерваторию Санкт-Петербурга. Среди его учителей были такие знаменитости, как Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, А. Есипова.
Прокофьев в молодости
Талантливый юноша трижды оканчивал учебное заведение:
Образование Прокофьев успешно совмещал с творчеством. Его первое выступление состоялось в 1908 году, когда ему было 17 лет.
Взрослая жизнь
Этот период включает несколько этапов жизни и творчества композитора:
Сергей Сергеевич Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Произведения С.Прокофьева для детей
Особое место в творчестве композитора занимают детские темы. В произведениях этого цикла – личные переживания автора, его воспоминания о далеком прошлом. Любовь к подрастающему поколению вдохновляла творца на создание новых композиций.
Пьесы С.Прокофьева для детей
К осени 1935 года автор написал серию пьес, которые объединил в одну фортепианную сюиту под названием «Детская музыка». В этом произведении автор изображает летний день ребенка.
Сюита состоит из 12 частей:
№ | Название пьесы | Краткая характеристика |
1 | «Утро» | Мелодия легкая, воздушная, по-детски чистая и простая |
2 | «Прогулка» | Ритмичность пьесы помогает представить торопливую походку малыша, спешащего навстречу новому дню |
3 | «Сказочка» | Погружает в мир детской мечтательности и фантазии |
4 | «Тарантелла» | Написана в танцевальном жанре, живой ритм пьесы передает задорный темперамент юного создания |
5 | «Раскаяние» | Психологическая миниатюра с печальной мелодией, в которой раскрываются искренние переживания провинившегося ребенка |
6 | «Вальс» | Легкая лирическая пьеса, передающая хрупкость и нежность детской души |
7 | «Шествие кузнечиков» | Мелодия – быстрая, веселая, как шалости ребенка и стрекот забавных насекомых |
8 | «Дождь и радуга» | Пьеса отражает детское восприятие явлений природы. Музыка передает звучание капель и удивление ребенка всему происходящему |
9 | «Пятнашки» | Пьеса носит характер веселой подвижной игры, напоминает по стилю «Тарантеллу» |
10 | «Марш» | Произведение рисует реалистичный образ марширующих детей |
11 | «Вечер» | Мелодичная лирическая пьеса, раскрывающая чистоту и благородство человеческих чувств |
12 | «Ходит месяц за лугами» | Заключительное произведение цикла, пронизанное народными интонациями |
В этих мини-зарисовках автор показывает детям кратко и доходчиво красоту окружающего мира, глубину человеческой души.
Сказки С.Прокофьева для детей
Композитор обладал не только редким музыкальным даром, но и ребяческим видением окружающего мира. Поэтому значительная часть его сочинений написана по мотивам сказок.
На создание детских композиций Прокофьева вдохновляли известные литературные произведения, среди которых:
Чтобы достучаться до сердца ребенка, Прокофьев использовал различные музыкальные жанры.
Несмотря на серьезную классическую форму, «сказочная» музыка Прокофьева вполне доступна для детского восприятия.
«Любовь к трем апельсинам»
Опера, созданная по мотивам сказки Карло Гоцци – одно из первых произведений Прокофьева, написанных для детей. В основе сюжета – история, произошедшая в карточном королевстве.
Юного наследника престола охватил тяжкий недуг – он утратил способность радоваться жизни. Бедного юношу не могли исцелить даже лучшие врачи королевства.
Тем временем враги принца, мечтавшие о троне, задумали коварный план. К воплощению замысла подключаются злые колдуны и ведьма.
Магические чары пробуждают в юноше любовь к 3 апельсинам, которые растут в саду волшебницы-великанши.
Принц добывает желанные плоды. Открыв один из них, он встречает свою возлюбленную.
Несмотря на присутствие «темных» персонажей, основной мотив оперы – веселый, оптимистичный, отражающий мировосприятие автора.
«Золушка»
Широко известная балетная постановка, созданная по мотивам сказки Шарля Перро в 1945 году.
Главная героиня, Золушка, все свое время проводит за работой. При этом терпит нападки со стороны сестер и злой мачехи.
Имея отзывчивое сердце, она помогает нищенке, которая оказывается доброй Феей. В знак благодарности волшебница отправляет девушку на бал в королевский дворец.
Там в Золушку влюбляется принц, и спустя некоторое время бедная служанка становится принцессой.
Музыкальный фон, как и сам сюжет – яркий, динамичный, пронизан светлым жизнеутверждающим мотивом.
Произведение живо перекликается с историческими событиями того времени. Оптимистичные ноты звучат, как призыв к возрождению после Великой Отечественной войны.
«Петя и волк»
Это симфоническая сказка, в которой музыкальное оформление переплетается с рассказом чтеца.
Главное действующее лицо – пионер Петя. Он спасает птичку от кошачьих лап и помогает охотникам поймать злого волка.
Каждый персонаж озвучен определенным музыкальным инструментом. Автор использует следующую раскладку:
Построенная на простом сюжете, сказка повествует о дружбе и взаимопомощи. Героический поступок Пети – пример того, как должен поступать каждый человек.
Кроме музыкального таланта, Прокофьев имел бесценный дар – смотреть на жизнь глазами ребенка. Такое видение мира отразилось на всем его творчестве – добром и лучезарном, как детская улыбка.
Сергей Сергеевич Прокофьев: биография, творчество
Сергей Прокофьев — гениальный русский, советский композитор-новатор, дирижер, педагог, пианист мирового масштаба. Произведения выдающегося музыканта включены в репертуар практически всех знаменитых исполнителей и звучат в самых известных концертных залах.
Краткая биография Прокофьева. Детские годы
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (11 апреля) 1891 года в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (современной Донецкой области Украины). Родители маленького Сережи любили музыку, а рано проявившийся у сына интерес к ней охотно поощряли.
Отец Прокофьева, Сергей Алексеевич Прокофьев — выпускник Петровской сельскохозяйственной академии, ученый-агроном, управляющий имением одного из своих бывших однокурсников Д.Д. Сонцова.
Мать, Мария Григорьевна (в девичестве Житкова) — уроженка Санкт-Петербурга, хорошо образованная, способная пианистка. Именно мать заметила одаренность своего маленького сына. Сергей вначале внимательно слушал игравшую на фортепиано Марию Григорьевну, а затем и сам стал пробовать играть незамысловатые мелодии.
Произведения Шопена и Бетховена в исполнении матери чаще всего звучали в доме Прокофьевых.
Уже в пятилетнем возрасте Сережа сочинил маленькую пьеску для фортепиано, названную им «Индийский галоп». Мария Григорьевна, первая музыкальная наставница сына, записала ноты этого произведения. А затем она научила Сергея самостоятельно записывать мелодии сочиняемых пьес, которые мальчик называл «песенками».
Первые общеобразовательные уроки Сергей также получал дома. Математике его обучал отец, языкам — мать. Сережа всерьез был увлечен шахматами (интерес к этой игре он пронесет через всю свою жизнь) и литературным творчеством.
Зимой 1900 года после прослушивания в Москве опер «Фауст» и «Князь Игорь», находясь под необыкновенным впечатлением от классической музыки, девятилетний Сергей решает и сам написать серьезное произведение. «Великан», так называлась первая опера маленького композитора. Мария Григорьевна понимала, что одаренного сына необходимо показать авторитетному музыканту, и зимой 1902 года мальчика везут в Москву, где отрывки произведений в исполнении юного автора прослушивает С.И. Танеев. Композитор, удивленный дарованием Сережи, просит Р.М. Глиэра позаниматься с мальчиком теорией композиции.
Студент консерватории
В 1904 году Сергей Прокофьев, уже имеющий в своем музыкальном багаже симфонию, несколько сонат, опер и фортепианные произведения, начинает обучение в Петербургской консерватории. Прокофьеву преподают известнейшие русские музыканты-педагоги: А.К. Лядов (класс композиции), А.Н. Есипова (фортепиано), Н.Н. Черепнина (дирижирование). Сергей Сергеевич закончил консерваторию по классу композиции в 1909 году, по классу фортепиано — в 1914 году, а до 1917 года постигал основы игры на органе. Прокофьев победил в конкурсе среди пианистов-выпускников консерватории, исполнив свой Первый концерт для фортепиано. Музыкант стал обладателем золотой медали и рояля «Шредер» (премии имени А.Г. Рубинштейна).
Консерваторский период является началом творческой биографии Прокофьева.
В эти годы Сергей Сергеевич знакомится с выдающимися русскими музыкантами: Сергеем Рахманиновым, Николаем Мясковским, Борисом Асафьевым. Знакомство же с Игорем Стравинским перерастает в многолетнее творческое соперничество.
В кружке «Вечера современной музыки» Сергей Прокофьев выступил впервые как пианист и композитор, получив высокую оценку музыкальных критиков, был назван ими крайним модернистом. За успешным дебютом последовали постоянные концерты в Петербурге, Москве и издание фортепианных произведений Прокофьева. Росла и укреплялась слава молодого исполнителя и композитора.
Критики не были однозначны в своих оценках музыки Прокофьева, называя его и кубистом, и футуристом. Одни восторгались произведениями Прокофьева, иные нещадно критиковали.
Летом 1914 года, в Лондоне, Сергей Прокофьев знакомится с легендарным балетным антрепренером Сергеем Дягилевым. Музыка к четырем балетам была написана для антрепризы «Русские балеты», а дружба и сотрудничество двух знаменитостей длились до самой кончины Дягилева в 1929 году.
Творческие достижения в годы Первой мировой войны
Как единственный сын у родителей, Прокофьев не подлежал мобилизации на фронт в период разгоравшейся Первой мировой войны. Это положительным образом отразилось на творческой биографии Прокофьева. Продолжается сотрудничество композитора с Дягилевым. Вдохновленный Прокофьев пишет музыку к балетам, произведения для оркестра, сочиняет произведения для фортепиано, сближается со Стравинским.
При поддержке Дягилева в 1915 году Прокофьев впервые выступает заграницей, в Риме, исполняя фортепианные пьесы и Второй концерт для фортепиано с оркестром.
Как и последующая премьера «Скифской сюиты», второй концерт не однозначно был воспринят публикой и музыкальными рецензентами. В краткой биографии Прокофьева сложно сделать глубинный анализ его музыкальных произведений и разъяснить суть новаторства музыкального стиля композитора, но несомненные художественные достоинства произведений композитора выверены и доказаны временем. Прокофьев безоговорочно был и остается продолжателем русской традиции в мировой музыкальной культуре.
Заграничный период в биографии Сергея Прокофьева
Прокофьева все чаще стала посещать мысль об отъезде заграницу. С желанием концертировать музыкант в 1918 году отбывает из России. Дав несколько не очень успешных концертов в Японии, Прокофьев осенью прибывает в Нью-Йорк и остается жить и работать в США. Композитор называет себя аполитичным. Выданное в 1918 году командировочное удостоверение утрачивает свою силу, и музыкант перестает быть гражданином СССР.
Творческая биография Прокофьева в период жизни в Америке отмечена созданием нескольких опер (среди которых «Любовь к трем апельсинам»), балетов «Блудный сын» и «Стальной скок», нескольких симфоний и концертов для фортепиано.
Переезд в СССР
С 1936 года Прокофьев с семьей (супругой и двумя сыновьями) живет и творит в Москве. В годы Великой Отечественной войны композитор создает по одноименному произведению Льва Толстого оперу «Война и мир», пишет музыку к художественным фильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский». Эти произведения — вершина композиторского мастерства и творческой биографии Прокофьева.
Классик при жизни
Творчеству Сергея Прокофьева в разные годы критики давали как резкую, так и одобрительную оценку. Зачастую новизна музыкального языка его произведений оставалась непонятой. В историю мировой музыкальной культуры Прокофьев вошел как великий русский и советский композитор, пианист, педагог, автор огромного количества произведений разного жанра, ставших частью мировой музыкальной культуры. Сергей Прокофьев — один из композиторов двадцатого века, чьи произведения исполняются чаще всего.
Литературное наследие Сергея Сергеевича («Дневник», «Автобиография», рассказы, либретто) — свидетельство многогранности его таланта.
Прокофьев — лауреат семи государственных премий (одной Ленинской и шести Сталинских), почетный профессор Московской государственной консерватории им. Чайковского, народный артист РСФСР.
Жизнь композитора оборвалась внезапно 5 марта 1953 года. Он умер в Москве, у себя дома в Камергерском переулке.
Именем гениального композитора названы учебные заведения, культурные и географические объекты, конкурсы исполнителей.
2016 год в России был назван Годом Прокофьева в честь 125-летия со дня рождения композитора.