произведение салтыкова щедрина история одного города таблица
Образы градоначальников в “Истории одного города” – таблица чиновников по роману Салтыкова-Щедрина
Самую глубокую смысловую составляющую романа М. Е. Салтыкова-Щедрина несут образы градоначальников в “Истории одного города”.Это ряд разношёрстых персонажей, которые коснулись власти города Глупова в той или иной степени. Чиновники всех мастей трудились усердно и не очень на ниве руководства населением города, его порядком. Самые яркие личности из числа градоначальников представлены в нашей статье.
Авторское видение русской истории
Салтыков-Щедрин собрал неповторимый калейдоскоп персонажей, поражающих своей фантастической ненормальностью. В галерее человеческих пороков и моральных уродств среди правящих личностей собраны наиболее яркие, неповторимые, абсурдные типажи. Русским народом правили лицемеры, воры, откровенные идиоты, ленивцы, иностранцы, люди, страдающие маниями, бабники, самодуры. Это далеко не полный список качеств, характеризующих “верха”, именно ограниченные личности занимались руководством в Глупове. Намёк на историю русского народа очевиден: к власти зачастую приходили чиновники, далёкие от политической деятельности, но имеющие свои странности и особые интересы в жизни государства.
Наиболее яркие градоначальники города Глупова
Дементий Варламович Брудастый | Одна из легендарнейших личностей среди правителей Глупова. За короткий срок правления издал огромное количество документов, постановлений и законов. Мог произносить только две фразы: “не потерплю” и “разорю”. В народе именовался “органчиком”, так как вместо в его голове был механизм, который воспроизводил только эти слова. Его голова сломалась, а после ремонта, самого Брудастого и ещё одного самозванца убрали из города, не разобравшись, кто есть кто. |
Двоекуров Семён Константинович | Правил около 8 лет. Время от времени сёк жителей розгами. Занимался мёдоварением, пивоварением. Заставил глуповцев употреблять в пищу специи, такие, как лавровый лист, горчицу. Иногда занимался взиманием долгов. Единственный из всех градоначальников, который умер естественной смертью. |
Фердыщенко | Правил городом 6 лет ровно и спокойно, по вечерам играя с жителями во дворе в засаленном сюртуке. В последний год правления “сошёл с ума”: одел вицмундир, стал требовать порядка в городе, занялся работой, стал особенно жаден. Причиной этому была любовь к замужней женщине. Умер от переедания во время путешествия по окрестностям своих владений. |
Угрюм Бурчеев | Пытался переустроить жизнь глуповцев: заставлял носить униформу, строил военные селения, устраивал тренировки и манёвры. Удивляет отсутствием любых эмоций, привязанностей. Спал на сырой земле, кладя голову на камень. Свою семью держал в подземелье, они одичали, превратились в животных. |
Василиск Семёнович Бородавкин | Более чем неадекватный персонаж: боролся сам со своими же нововведениями. провёл войны за просвещение и против. пытался заниматься озеленением города, но безуспешно. Спалил несколько деревень, пытаясь вернуть недоимки. Неожиданно для самого себя построил в Глупове тюрьму. |
Иван Пантелеич Прыщ | Этот градоначальник был бывшим военным, планировал отдохнуть на новой должности. За время его правления глуповцы расслабились, отдохнули и заметно разбогатели. Последнее возмутило самих же жителей города. Оказалось, что Прыщ имел фаршированную голову, которую в итоге съели. |
Эраст Андреевич Грустилов | Очень печальный персонаж, на протяжение своего правления страдал меланхолией. Любил деньги и женщин. В годы его правления город опустился морально и нравственно, повсюду царил разврат. Причина смерти – меланхолия. |
Никодим Осипович Иванов | Известно, что этот человек был маленького роста и работал в эпоху огромного количества законов и уставов. Его мозги “усохли” от работы, он умер от невозможности осилить очередной закон. |
В статье собраны наиболее яркие персонажи, которые представлены в “Таблице образов градоначальников” в “Истории одного города”.
«История одного города» главные герои
Главные герои “Истории одного города” – градоначальники, которые вписаны в летопись города Глупова и сами жители города – глуповцы. Произведение Салтыкова-Щедрина настолько прозрачно и иронично, что в нём без труда угадывается образ России и менталитет простого народа. Мы дадим характеристику наиболее ярким персонажам, которые внесли свой “неповторимый” вклад в историю и развитие Глупова. В произведении “История одного города” герои настолько непохожи друг на друга, восхищая читателя своей “уникальностью”, что галерея персонажей кажется звездопадом человеческого безумия и моральных уродств.
Характеристика героев “История одного города”
Главные герои
Глуповцы
Собирательный образ русского народа. Глуповцы настолько глупы, что о них ходят легенды. Никто не хочет быть их правителем. Наконец они находят того, кто соглашается и, начиная понимать свою глупость, страдают ещё больше от появления начальника. Образ народа раскрывается в каждой главе с всё возрастающей иронией, переходящей в фантастическую гиперболу. Они любят власть и принимают любого правителя с радостью и благоговением. Испытывают необходимость в “хозяине”, не обращая внимания на его внешнее и внутреннее содержание. С радостью принимают в начальники и итальянца, заставляющего всех готовить макароны, и француза, имеющего привычку носить женское платье и есть лягушек.
Брудастый
Получил прозвище “органчик”. В голове у этого начальника был определённый механизм, позволяющий говорить только одну фразу: “не потерплю”. Это не мешало ему продуктивно работать, составлять массу бумаг и приказов. Образ символизирует тупость и ограниченность.
Бородавкин
Градоначальник, который правил дольше всех – почти 20 лет. Воевал с населением за недоимки, сжёг много деревень, этим добился дохода в несколько рублей. Пытался построить академию, но построил тюрьму. Озеленил одну улицу в городе. Воевал за просвещение и против. К счастью глуповцев, внезапно умер.
Бывший военный, правил несколько лет. Прибыл начальствовать, чтобы отдохнуть. За время его правления горожане неожиданно разбогатели, их это возмутило, люди заподозрили неладное. Оказалось, что у градоначальника была фаршированная голова, которую в итоге съели.
Двоекуров
Очень энергичный и работящий деятель. Ввел в городе пивоварение и мёдоварение. Издал указ об обязательном употреблении горчицы и лаврового листа. Пытался открыть академию. Не жалел розг для наказания горожан. Прославился тем, что умер своей смертью.
Угрюм-Бурчеев
Глупец, обманщик и идиот (как сказано в летописи). Был помешан на военных действиях, разрушил старый город и построил новый. Заставлял жителей носить форму, выполнять нелепые приказы, жить по распорядку. Пропал во время непонятного природного явления.
Фердыщенко
Правил ровно и спокойно 6 лет, не имея большого ума, но имея хороший аппетит. В последний год правления, “будто взбесился”. Совершал “путешествие” по окрестностям города, объелся и умер.
«История одного города» анализ произведения Салтыкова-Щедрина – особенности, жанр, тема, смысл романа
Сатирический роман Салтыкова-Щедрина «История одного города» является одним из наиболее ярких произведений русской литературы 19 века. Гротескное изображение государственного строя в России, пародия на иерархию, царящую в державе, вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Для «Истории одного города» анализ требуется глубокий и детальный, поскольку данное произведение лишь на первый взгляд может показаться легким чтивом. Особенно полезным он будет при подготовке к уроку литературы в 8 классе и написании сочинений на заданную тему.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением История одного города.
Год написания –1870 г.
История создания – Писатель давно вынашивал идею написать роман о самодержавии. Работа над произведением велась с перерывами, поскольку Салтыков-Щедрин одновременно писал сразу несколько книг.
Тема – Обличение пороков социальной и политической сферы в жизни России, а также раскрытие особенностей взаимоотношения народа и власти при самодержавии.
Композиция – Роман состоит из 16 глав. Особенность заключается в том, что все они написаны якобы разными авторами, и только первая и последняя – самим издателем. Согласно версии писателя, «История одного города» – это лишь издание тетради «Глуповского летописца», случайно найденной в городском архиве.
Жанр – Роман.
Направление – Реализм.
История создания
Замысел романа Салтыков-Щедрин вынашивал довольно долго. Образ вымышленного города Глупова как воплощение самодержавно-помещичьего строя в России впервые возник в очерках писателя в начале 60-х, когда на просторах российской империи переживала свой подъем освободительная борьба простого народа.
В 1867 году писатель опубликовал свой фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», который позднее лег в основу главы «Органчик». Спустя год Михаил Евграфович приступил к работе над полномасштабным романом, который завершил в 1870 году. При написании книги «История одного города» писатель на некоторое время приостанавливал работу ради сказок и некоторых других произведений.
Первоначально роман имел другое название – «Глуповский Летописец», однако затем автор изменил его на «Историю старого города». Литературный труд был опубликован по частям в журнале «Отечественные записки», в котором Салтыков-Щедрин был главным редактором. В том же 1870 году свет увидела полная версия книги.
После публикации романа на писателя обрушилась волна негодующей критики. Салтыков-Щедрин был обвинен в искажении отечественной истории и оскорблении всего русского народа, интерес к его творчеству заметно пошел на спад. Отображение реалий жизни русского народа и давно назревших проблем в обществе, практически ничем не прикрытая критика самодержавия откровенно пугала, и далеко не все были готовы принять правду в ее истинном свете.
«История одного города» – произведение новаторское, далеко вышедшее за рамки художественной сатиры. Салтыков-Щедрин, как истинный патриот своей страны, не мог оставаться безучастным наблюдателем происходящего в России.
В своем романе он затронул довольно острую тему – обличение несовершенств политического устройства российского государства, при котором угнетенный народ смиренно принимает свое рабское положение и считает это единственно правильным и возможным.
На примере вымышленного города Глупова Салтыков-Щедрин хотел показать, что русский народ попросту не может существовать без жесткого и, порой, откровенного жестокого правителя. В противном же случае он сразу оказывается во власти анархии.
К проблематике романа автор относит и искажение сущности истории, которую государству крайне выгодно преподносить как историю единоличной власти, но не как историю соотечественников. В «Истории одного города» главные герои – градоначальники, и в каждом из них просматриваются узнаваемые черты исторических личностей. В некоторых случаях градоначальники представляют собой собирательные образы государственных мужей, занимавших в свое время высокие посты.
Основная мысль произведения заключается в том, что бессознательное поклонение народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране являются нерушимой преградой на пути к благосостоянию державы.
Смысл «Истории одного города» заключается не в насмешке над Россией, а в желании автора раскрыть обществу глаза на происходящее в стране и подвигнуть к решительному искоренению пороков в социуме.
Композиция
Роман «История одного города» состоит из 16 глав, и все они написаны разными авторами. После первой публикации автором был произведен тщательный анализ произведения, в ходе которого была изменена его композиция. Так, Михаил Евграфович поменял местами некоторые главы, а также добавил приложение «Письмо в редакцию», в котором отреагировал на критику в свой адрес.
Роман начинается со слов самого Салтыкова-Щедина, которому якобы случайно попалась историческая летопись о вымышленном городе Глупове и его жителях.
После небольшого вступления начинается рассказ от лица вымышленного летописца о происхождении глуповцев. Читатель знакомится с историей возникновения государственного строя в Глупове. Племенная вражда, поиск правителя и дальнейшее порабощение граждан занимают в романе целое столетие.
В «Описи градоначальникам» представлена краткая характеристика 22 градоначальников, которые в разное время обладали властью над всеми глуповцами.
В последующих главах дается описание наиболее выдающихся градоначальников – правителей Глупова: Великанова, Баклана, Брудастого, Двоекурова, Негодяева, Грустилова и других.
В финале романа публикуются «Оправдательные документы», которые, по сути, представляют собой назидание другим градоначальникам.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Истории одного города».
«История одного города» является сатирическим романом. Михаил Евграфович всегда был верным последователем этого жанра, и многие его произведения написаны в духе едкой сатиры. Гротеск, ирония, юмор – роман пестрит этими художественными приемами.
Однако «История одного города» произведение весьма неоднозначное: написано оно в форме летописи, однако все персонажи кажутся фантастическими, а происходящие события больше напоминают бредовый сон, нежели реальность.
Впрочем, фантастика в произведении весьма правдива и реалистична, нереальна лишь внешняя оболочка образов и событий. Именно поэтому роман «История одного города» по своему направлению относится к реализму.
Анализ «История одного города» Салтыков-Щедрин
Всего получено оценок: 1185.
Всего получено оценок: 1185.
Сатирический роман Салтыкова-Щедрина «История одного города» является одним из наиболее ярких произведений русской литературы XIX века. Гротескное изображение государственного строя в России, пародия на летописные источники вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Для «Истории одного города» анализ требуется глубокий и детальный, поскольку данное произведение лишь на первый взгляд может показаться лёгким чтением. Особенно полезным он будет при подготовке к уроку литературы в 8 классе и написании сочинений на заданную тему.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением История одного города.
Год написания –1870 г.
История создания – Писатель давно вынашивал идею написать роман о самодержавии. Работа над произведением велась с перерывами, поскольку Салтыков-Щедрин одновременно писал сразу несколько книг.
Тема – Обличение пороков социальной и политической сферы жизни России, а также раскрытие особенностей взаимоотношения народа и власти при самодержавии.
Композиция – Роман состоит из 16 глав, строится как летопись. Особенность заключается в том, что все главы написаны якобы разными авторами, и только первая и последняя – самим издателем. Согласно версии писателя, «История одного города» – это лишь издание тетради «Глуповского летописца», случайно найденной в городском архиве.
Жанр – Роман.
Направление – Реализм.
История создания
Замысел романа Салтыков-Щедрин вынашивал довольно долго. Образ вымышленного города Глупова как воплощение самодержавно-помещичьего строя в России впервые возник в очерках писателя в начале 60-х годов, когда на просторах российской империи переживала подъём освободительная борьба.
В 1867 году писатель опубликовал свой фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», который позднее лёг в основу главы «Органчик». Спустя год Михаил Евграфович приступил к работе над полномасштабным романом, который завершил в 1870 году. Писатель на некоторое время приостанавливал работу над «Историей одного города» ради сказок и литературно-критических статей.
Первоначально роман имел другое название – «Глуповский Летописец», однако затем автор изменил его на «Историю старого города». Литературный труд был опубликован по частям в журнале «Отечественные записки», в котором Салтыков-Щедрин был главным редактором. В том же 1870 году книга вышла отдельным изданием.
После публикации романа на писателя обрушилась волна негодующей критики. Салтыков-Щедрин был обвинён в искажении отечественной истории и оскорблении всего русского народа, интерес к его творчеству заметно пошёл на спад. Отображение реалий жизни русского народа и давно назревших проблем в обществе, практически ничем не прикрытая критика самодержавия откровенно пугала, и далеко не все были готовы принять правду в её истинном свете.
«История одного города» – произведение новаторское, далеко вышедшее за рамки художественной сатиры. Салтыков-Щедрин, как истинный патриот своей страны, не мог оставаться безучастным наблюдателем происходящего в России.
В своём романе он затронул довольно острую тему – обличение несовершенств политического устройства российского государства, при котором угнетённый народ смиренно принимает своё рабское положение и считает это единственно правильным и возможным.
На примере вымышленного города Глупова Салтыков-Щедрин хотел показать, что русский народ попросту не может существовать без жёсткого и даже жестокого правителя. В противном случае он сразу оказывается во власти анархии.
К проблематике романа следует отнести искажение сущности истории, которую государству крайне выгодно преподносить как историю единоличной власти, но не соотечественников. В «Истории одного города» главные герои – градоначальники, и в каждом из них просматриваются узнаваемые черты правителей страны. В некоторых случаях градоначальники представляют собой собирательные образы государственных мужей, занимавших в своё время высокие посты.
Основная мысль произведения заключается в том, что бессознательное поклонение народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране являются нерушимой преградой на пути к благосостоянию державы.
Смысл «Истории одного города» заключается не в насмешке над Россией, а в желании автора раскрыть обществу глаза на происходящее в стране и подвигнуть к решительному искоренению пороков.
Композиция
Произведение строится как летопись, которую ведут жители города Глупова. В ней говорится об истории с 1731 по 1825 (или 1826) годы. Автор называет себя лишь издателем рукописи, найденной им в городском архиве.
Роман «История одного города» состоит из 16 глав, и все они якобы написаны разными авторами. После первой публикации автором был произведён тщательный анализ произведения, в ходе которого была изменена его композиция. Так, Михаил Евграфович поменял местами некоторые главы, а также добавил приложение «Письмо в редакцию», в котором отреагировал на критику в свой адрес.
Роман начинается со слов самого Салтыкова-Щедрина, которому якобы случайно попалась историческая летопись о вымышленном городе Глупове и его жителях.
После небольшого вступления начинается рассказ от лица вымышленного летописца о происхождении глуповцев. Читатель знакомится с историей возникновения государственного строя в Глупове. Племенная вражда, поиск правителя и дальнейшее порабощение граждан занимают целое столетие.
В «Описи градоначальникам» представлена краткая характеристика 22 правителей, которые в разное время руководили глуповцами.
В последующих главах даётся описание наиболее выдающихся градоначальников – правителей Глупова: Беневоленского, Брудастого, Двоекурова, Негодяева, Грустилова, Угрюм-Бурчеева и других.
В финале романа публикуются «Оправдательные документы», которые по сути представляют собой назидание другим градоначальникам.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Истории одного города».
«История одного города» является сатирическим романом. Михаил Евграфович всегда был верным сторонником этого вида комического, и многие его произведения написаны в духе едкой сатиры. Гротеск, ирония, юмор – в романе часто используются эти художественные приёмы.
Однако «История одного города» произведение весьма неоднозначное: написано оно в форме летописи, но все персонажи кажутся фантастическими, а происходящие события больше напоминают бредовый сон, нежели реальность.
Некоторые исследователи находят в произведении Салтыкова-Щедрина черты антиутопии.
Впрочем, фантастика здесь весьма правдива и реалистична, нереальна лишь внешняя оболочка образов и событий. Именно поэтому роман «История одного города» по своему направлению относится к реализму.
«М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Сказки. «История одного города »
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Зарегистрировано в М/К
№ ___ от «___» ________ 2017г
Куропаткина Т.Ю. ____________
Тема : «М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Сказки. «История одного города »
Разработала: Кузнецова И. Ю.
Новокузнецк, 2017 г.
1. Биография писателя.
2. Хронологическая таблица М. Е. Салтыкова-Щедрина.
3. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.
4. «История одного города».
5. Тест по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина
Если Н.В. Гоголь верил в то, что его сатира поможет исправить некоторые недостатки в государственном устрое России, то революционер- демократ Щедрин приходит к выводу, что надо разрушить старую Русь, и призывает к этому в своих произведениях. Понимая, что революцию может совершить только народ, Щедрин старается разбудить самосознание народа, зовет его на борьбу. Во всем блеске раскрылся талант сатирика в его сказках.
Параллельно с тургеневской летописью духовных исканий передовой интеллигенции второй половины XIX ст. в русской литературе создавалась сатирическая летопись общественно-исторической жизни, выводившая на поверхность изъяны и уродства государственного устройства Российской империи. Ее автором был М. Е. Салтыков-Щедрин — писатель, представлявший собой редкое в русской литературной среде сочетание художника-обличителя и высокопоставленного чиновника, не понаслышке знавшего обличаемые им общественные пороки. Для обывательского сознания это сочетание кажется парадоксальным, даже загадочным. Почему, спрашивается, чиновник, поднявшийся по служебной лестнице до должности вице-губернатора, вместо того, чтобы продолжить карьерный рост, предпочел конфликтовать с властью и высмеивать ее в своих произведениях с такой силой, как никто другой? И наоборот: почему писатель, атаковавший самой злой сатирой общественные порядки и устои в своих произведениях, многие годы жизни отдал государственной службе, с честью исполняя свои чиновничьи обязанности?
Между тем, противоречия здесь нет. И беспощадная критика, переполнявшая произведения Салтыкова-Щедрина, и служебное рвение, которым он отличался на всех занимаемых постах, диктовались одним и тем же чувством протеста против российской самодержавной действительности и одной и той же целью — послужить всеми своими творческими, интеллектуальными, нравственными силами делу духовного просветления и социального совершенствования общества. Указанные импульсы и обеспечивали нерушимое единство «художника» и «чиновника» в личности писателя. Оно отразилось даже в звании «прокурор русской действительной жизни», которым Салтыкова-Щедрина удостоили современники, поскольку в трудной роли «прокурора» Михаил Евграфович выступал не только в писательской, но и в служебно-социальной сферах своей деятельности.
И всё же душа писателя, большую часть жизни делившего силы между служебными обязанностями и художественным творчеством, принадлежала литературе. Об этом свидетельствует его собственное признание: «Я обязан литературе лучшими минутами моей жизни».
Салтыкову-Щедрину удалось прекрасно справляться с задачей обличения пороков общества своего времени. На протяжении двух десятков лет его произведения, как губка, впитывали в себя все недостатки жизни Российской Империи. По сути, эти сочинения являются историческими документами, ведь достоверность в некоторых из них практически полная.
Творческое наследие Салтыкова-Щедрина не теряет своей актуальности долгие годы после смерти писателя. Образы его сатиры часто использовались Владимиром Лениным, а благодаря активной пропаганде Тургенева произведения хорошо известны и западному читателю.
Проза Салтыкова-Щедрина – одни из самых ценных образцов мировой сатиры. Стиль критики, оформленной в сказке, применялся писателем очень активно и стал образцом для подражания для многих писателей в будущем. Сказка, которая направленная на критику социального несовершенства, использовалась как литературный прием и до Салтыкова-Щедрина, но именно он смог сделать этот прием классическим.
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889) – русский писатель-реалист, критик, автор острых сатирических произведений, известный под псевдонимом Николай Щедрин (настоящая фамилия литератора – Салтыков).
Детство и образование
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий писатель получил в домашних условиях – с ним занимались крепостной живописец, сестра, священник, гувернантка. В 1836 года Салтыков-Щедрин обучался в Московском дворянском институте, с 1838 – в Царскосельском лицее.
Военная служба. Ссылка в Вятку
В 1845 году Михаил Евграфович оканчивает лицей и поступает на службу в военную канцелярию. В это время писатель увлекается французскими социалистами и Жорж Санд, создает ряд заметок, повестей («Противоречие», «Запутанное дело»).
В 1848 году в краткой биографии Салтыкова-Щедрина наступает длительный период ссылки – за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель прожил восемь лет, сначала служил канцелярским чиновником, а после был назначен советником в губернском правлении. Михаил Евграфович часто ездил в командировки, во время которых собирал информацию о провинциальной жизни для своих произведений.
Государственная деятельность. Зрелое творчество
Вернувшись в 1855 году из ссылки, Салтыков-Щедрин поступил на службу в министерство внутренних дел. В 1856-1857 годах были опубликованы его «Губернские очерки». В 1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а затем Твери. Параллельно писатель печатался в журналах «Русский вестник», «Современник», «Библиотека для чтения».
В 1862 году Салтыков-Щедрин, биография которого ранее была связана больше с карьерой, чем с творчеством, покидает государственную службу. Остановившись в Петербурге, писатель устраивается работать редактором в журнал «Современник». Вскоре выходят его сборники «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе».
В 1864 году Салтыков-Щедрин вернулся на службу, заняв должность управляющего казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.
Последние годы жизни писателя
В 1884 году «Отечественные записки» были закрыты, и писатель начинает печататься в журнале «Вестник Европы». В последние годы творчество Салтыкова-Щедрина достигает кульминации в гротеске. Писатель издает сборники «Сказки» (1882 – 1886), «Мелочи жизни» (1886 – 1887), «Пешехонская старина» (1887 – 1884).
Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.
2. Хронологическая таблица
смерть Николая I ; возвращение из ссылки; женитьба; продвижение по служебной лестнице; вице-губернатор в Рязани (1858), в Твери (1860)
“ Губернские очерки” (1856-57), в журнале “Русский вестник” под псевдонимом Н.Щедрин; рассказ «Развесёлое житьё» («Современник»); редактирование «Тверских губернских ведомостей»
Отмена крепостного права. Должность губернатора в Твери. Отставка по собственному ходатайству (здоровье) – 1862 г.
Очерк «Литераторы-обыватели», где впервые появляется образ города Глупова;
ведет ежемесячное обозрение “Наша общественная жизнь”; образ Митеньки Козелкова;
Полемика с “Русским словом”, возглавляемым Д.Писаревым; “Р.С.” считало, что крестьян нужно готовить к самостоятельной трудовой жизни; “Современник” отстаивал готовность общества к революции; Достоевский назвал эту полемику “расколом в нигилистах”.
Возглавляет с Н.Некрасовым “Отчественные записки”.
Создает сатирическую повесть “История одного города” (69-70).
«Отечественные записки» под угрозой закрытия (приостанавливаются издания, в том числе из-за произведений С-Щ – «Дневник провинциала», «Тяжёлый год», «злополучный пескарь» («Современная идиллия»); середина 80-х – арест сотрудников, из предосторожности несколько раз вырезает из журнала «Сказки».
“ Благонамеренные речи” (1872-76)- лживые фразы современных политических деятелей; “Помпадуры и помпадурши”(1863-1873), “Господа ташкентцы” (1869-1873); «Дневник провинциала в Петербурге» (1872-85), «В среде умеренности и аккуратности» (1874-85)
“ Современная идиллия” (1883) – роман-обозрение.
Поездка заграницу с семьёй (лечение). Во время тяжёлой болезни Некрасова становится редактором «Отечественных записок».
“ Сказки” (1883-1885) (23)
«Недоконченные беседы» (1884), «Пошехонские рассказы» (1883-1884), «Пёстрые письма» (1884-1885)
“ Пошехонская старина” (1887-1888)
Умер, похоронен в Петербурге на Волковом кладбище
3. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина
Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть «пороки российской действительности» и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.
Сатира – обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде.
Сатирические приемы, используемые в сказках писателем.
Ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;иносказание,
аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой.
Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;
гипербола — чрезмерное преувеличение.
Примерный план анализа сказки
Основная тема сказки (о чем?).
Главная мысль сказки (зачем?).
Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
Особенности образов сказки :
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
Соединение фольклорного, фантастического и реального
Первые щедринские сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик») были опубликованы в «Отечественных записках».
Структура сказок Салтыкова-Щедрина
Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка
Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)
Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Положение народа («Коняга», «Кисель»)
Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)
Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)
Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)
Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика).
Гротеск (переплетение фантастики и реальности).
Эзопов язык (иносказание и метафоричность).
Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия).
Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности).
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то « особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).
Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.
В «Премудром пескаре» Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех «перемудрил»! А итог его жизни можно выразить словами: «Жил — дрожал, умирал — дрожал».
Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь – герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого «просвещенного, умеренно-либерального» труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы. Людей, подобным этим рыбам, можно назвать пошлыми обывателями. Их не волнуют проблемы России, они далеки от нравственных проблем, вся их жизнь наполнена устройством своего бытового, комфортного существования. Щедрин, как достойный человек, истинный гражданин, не мог не возмущаться подобной жизненной позици.
Так, в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика. В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам. Таким образом, Щедрин утверждает, что формально отменить крепостное право мало, нужно, чтобы народ пришел к самопознанию, чтобы в простом человеке проснулось достоинство, желание быть свободным.
Эта же мысль развивается в сказке “Дикий помещик”. Но если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время “весь он оброс волосами. а когти у него сделались железными”. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.
В сказке » Дикий помещик» Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе «освобождения» крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства.
«Коняга»
Тема- народная жизнь. Главный герой- мужик, работающий в поле на коняге. Салтыков-Щедрин описывает поля, как железное кольцо, которое сковало народ. Из этого кольца не может вырваться коняга, причем образы коняги и мужика сливаются, являются частями одного целого. Писатель показывает, что жизнь коняги, его труд скорее напоминают каторгу. Особое место в сказке занимает легенда о поступлясах. По-сути, это история расслоения русского общества, история того, как одни люди получили привилегии, а другие были обречены на постоянный каторжный труд. Таким образом, крестьянскую жизнь писатель представляет, как безнравственную, призывает современников откликнуться на свою душевную боль и сделать все, для облегчения народной жизни. Глубокая вера Салтыкова-Щедрина в скрытые силы народа видна в сказке “Коняга”. Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизненной силой. Все ее существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыкова-Щедрина подразумевается под пустоплясами интеллигенция, которая переливала из пустого в порожнее рассуждения о русском мужике, о судьбе русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен крестьянин-труженик.
В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры – в образах хищников.
Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства.
Образы сказок Салтыкова-Щедрина вошли в обиход, стали нарицательными и живут в веках. Знакомясь с ними, каждое новое поколение познает не только историю своей страны, но учится распознавать и ненавидеть те пороки человечества, которые так зло и беспощадно высмеивает Салтыков-Щедрин.
Каковы же объекты сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина?
правительственные круги и господствующее сословие;
обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;
бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность;
Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры.
Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить.
К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н. Толстой, В.М. Пришвин, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.
«История одного города» (1869-1870 гг.)
Историческая основа произведения
Оставив службу в 1868 году, Салтыков-Щедрин работает над созданием литературного произведения.
Накопленные за годы службы впечатления нашли отражение в этом произведении.
Образ города Глупова как воплощения самодержавно-помещичьего строя возник у писателя еще в очерках 60-х годов.
В январе 1869 года сатирик создает первые главы «Опись градоначальникам», «Органчик», которые печатаются в первом номере журнала «Отечественные записки».
Работа над произведением продолжена автором и в 1870 году.
Перед нами роман исторического плана, гротескный.
Главный герой – город Глупов
Сюжет – смена правителей
Основной художественный прием – гротеск.
Сам город условен, он то похож на «северную Пальмиру», то на город на семи холмах, как Москва.
Автор обратился к историческому прошлому России, чтобы облегчить современный ему государственный строй.
Город Глупов – это образ-символ, он олицетворяет собой Российское государство 70-80-х годов XIX века. Роман убеждал в том, что так дальше продолжаться не может: необходимы перемены.
Роман написан в форме летописного повествования о лицах и событиях, приуроченных к 1731-1826 годам. Сатирик и в самом деле творчески преобразовал некоторые исторические факты.
Произведение вызвало волну возмущения, протестов современников, так как в нем не было описания великой истории, а излагаласьисториястранного города Глупова. Начинается произведение с описания того, как образовался город Глупов. Его основателями были головотяпы и другие племена, которые запутались в собственной глупости, не смогли организовать собственную жизнь и в итоге пошли искать себе князя, чтобы тот все сделал за них. Отсутствие самосознания постепенно привело глуповцев к тому, что они стали подданными князя-тирана, для которого не существовала гуманность, уважение к человеку, даже исторические времена начинаются со слова «запорю». Все правители глупова описаны коротко в описи градоначальников. Их объединяет только полная нелепость, попадание в Глупов, правление и исчезновение из Глупова. Символически данная опись показывает, что если в государстве присутствует тоталитарная тираническая система власти, то личность отдельного правителя значения не имеет. Любой будет автоматически делать то, что положено. Сначала Глуповкая власть была просто чередой разных градоначальников. Но постепенно здесь стал формироваться административно-бюрократический аппарат, что связано с именами Бородавкина, Беневоленского и Микаладзе. Все эти градоначальники являются авторами так называемых оправдательных документов, помещенных в конце произведения. Первым о государственной власти задумывается Бородавкин. Он в своем труде пишет о сложностях жизни градоначальников и предлагает их отдельно растить и воспитывать, а так же собирать их на секретные съезды, издавать церкуляры и т.д.
Следующий этап представлен в труде Микаладзе. Он предлагает надеть на всех градоначальников мундир-это явление символическое, связанное с обезличиванием власти. Отныне все решает мундир, не зависимо от «содержащегося в нем человека».
Особенное значение принадлежит деятельностиБеневоленского. Этот герой издает указы, каждый из которых по сути своей оправдывает и разрешает полное беззаконье власти.
Таким образом, постепенно автор показывает, что Глуповская власть из вереницы нелепых лиц превратилась в бездушный, жестокий по отношению к человеку бюрократический аппарат. Придельным выражением этого механического неживого явления является в произведении Угрюм-Бурчеев. По отношению к нему автор допускает в тексте два сравнения. Во-первых, он называет героя сатаной, так как тот ненавидел живую жизнь. Во-вторых, он обозначен как идиот. С идиотом Угрюм-Бурчеева роднит то, что он всегда достигает своей цели с невероятным упорством, любыми способами. Он мнит себя реформатором, он имеет идеалы. Это прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы. Он намерен перестроить Глупов, превратить его в своеобразный лагерь казарного типа. Угрюм-Бурчеев всеми силами пытается подавить, победить живую жизнь. Поэтому символично его борьба с рекой и поражение.
В итоге город Глупов подвергся страшному наказанию. С севера пришло «оно», исчез Угрюм-Бурчеев и история прекратила течение свое. Это «оно» разными критиками и исследователями характеризовалось по-разному. Одни были уверены, что это революция, сметающая несправедливую власть. Другие выделили здесь мотив апокалипсиса, то есть конца света. Щедрин подробно не поясняет, что такое «оно», просто отмечал, что на определенных этапах истории жизнь заходит в тупик. И наступают катастрофические моменты, когда все старое рушится и человек, общество, нация должны вновь пройти ситуацию выбора, исторического.
Таким образом, Салтыков-Щедрин все же надеется, что у Глупова есть шанс стать нормальным местом, что его жители все же постараются решить свои проблемы самостоятельно.
ГРАДОНАЧАЛЬНИКИ ГОРОДА
Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство, за что был прозван «органчиком».
Ряд глуповских градоначальников открывает Брудастый, в голове которого вместо мозга действует органный механизм, наигрывающий всего две фразы: «Разорю» и «Не потерплю». Эти слова-окрики стали своеобразными лозунгами, символами многолетнего запугивания и усмирения крестьян, существовавшего в России, когда власть при помощи жестоких расправ и насилия восстанавливала «порядок». В органчике Брудастого Салтыков-Щедрин отобразил всю упрощенность административного руководства, которая вытекала из самой природы самодержавия как деспотичного узурпаторского режима.
Прыщ, майор, Иван Пантелеич
Гвардии сержант, голштинский выходец. Ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество.
бывший гатчинский истопник. Разместил вымощенные предместниками его улицы и из добытого камня настроил монументов.
Грустилов Эраст Андреевич,
Статский советник. Друг Карамзина. Умер от меланхолии в 1825 году.Дань с откупа возвысил до пяти тысяч рублей в год.
Угрюм-Бурчеев — фигура не только комическая, но и страшная. «Он был ужасен» — эта фраза дважды повторяется в начале главы, посвященной всевластному идиоту. Обитателям города Глупова внешность и действия Угрюм-Бурчеева вселяли только одно чувство: «всеобщий панический страх». Угрюм-Бурчеев — это монументальный гротескно-сатирический образ, представляющий собой сочетание самых отвратительных, враждебных человеку качеств. Это человекоподобный истукан «с каким-то деревянным лицом», который «всякое естество в себе победил», для которого характерно «умственное окаменение». Это «со всех сторон, наглухо закупоренное существо», которому чужды любые «естественные проявления человеческой природы» и которое действует «с регулярностью самого отчетливого механизма».
Василиск Семёнович.
Градоначальствосие было самое продолжительное и самое блестящее.Вновь ходатайствовало заведении в Глупове академии, но,получив отказ, построил съезжий дом.
Фамилии – клички указывают на паразитизм и враждебность их носителей всему человеческому и прогрессивному. Градоначальники олицетворяют самодержавие и произвол.
«История одного города» — история угнетения народа и решительное осуждение безропотного смирения, которое и сделало возможным существование насквозь прогнившего реакционного строя.
ТЕСТпо творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина
1. Один из тропов, иносказание, изображение какой-нибудь отвлеченной идеи в конкретном, отчетливо предоставляемом образе.
2. Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.
3. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста.
Выстроить данные понятия по мере увеличения силы воздействия:
1. Один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому.
2. Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.
3. Один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, пороков человека и общества.
1. Один из тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении каких-либо качеств.
2. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении.
3. Один из тропов, заключающийся в сопоставлении предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим.
Из каких сказок Салтыкова-Щедрина приведены ответы:
1. «Служили (они) в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».
2. «В некотором царстве, в некотором государстве жил был… жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот. глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».
3. «И вдруг он исчез. Что тут случилось! — Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, — свидетелей ему не было. Скорее все го — сам умер».
Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок Салтыкова-Щедрина были восстановлены:
1. «. на воеводстве» орёл
1. Художественное преувеличение.
3. Художественное сравнение.
В романе Салтыкова-Щедрина «История одного города» градоначальники сменяют друг друга, что сопровождается усилением сатиры писателя. Найдите соответствие градоначальников и характеристик их деятельности:
1. Гротескный бездушный автоматизм.
2. Неограниченная деспотия.
3. Карательная неуклонность.
4. Скрупулезный канцелярский бюрократизм.
5. Жестокая бюрократическая въедливость.
6. Идолопоклонническая одержимость.
О ком писал М. Е. Салтыков-Щедрин «Если бы вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного. »?
Каждый образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи. Казарменный идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие приметы реакционных политических режимов разных стран и эпох:
Перу М. Е. Салтыкова-Щедрина не принадлежит:
1. «Пошехонская старина».
2. «Господа Головлёвы».
3. «История одного города».
Главным «оружием» писателя является:
1. Реальное изображение действительности
3. Яркое изображение характеров.
Общие черты сказок Салтыкова-Щедрина :
а) В сказках ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки.
в) В сказках умело сочетая достоверное с фантастическим, писатель свободно переключает действие из мира животного в мир человеческих отношений; в результате звучит такая политическая острота, какой не было в народных сказках.
г) Сказки построены на резких социальных контрастах, почти в каждой из них лицом к лицу сталкиваются представители антагонистических классов ( генералы и мужик, помещик и мужики…).
д) Весь сказочный цикл пронизывает стихия смеха, в некоторых сказках преобладает комическое, в других комическое переплетается с трагическим.
е) Язык сказок в основном народный, с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.
ж)Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок тех лет, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX в.
Сказки — итог многолетних наблюдений писателя. Направлены против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету, бесправие других.
В «Истории одного города» великий сатирик показал, что призраку государства служат главным образом люди ограниченные, и служение это приводит к тому, что они лишаются всяких индивидуальных черт и становятся если не бездушными рабами, то полными идиотами.
У Карамзина Н.М. есть прекрасное высказывание об истории: “История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; изъяснение настоящего и пример будущего”.
1 «Я, ниже подписавшийся, объявляю, что не принадлежу ни к каким тайным обществам, как внутри Российской Империи, так и вне оной, и впредь обязуюсь, под какими бы они названиями ни существовали, не принадлежать к оным и никаких сношений с ними не иметь…»
2 Островский пишет “Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский”, “Воевода”; А.К.Толстой “Смерть Иоанна Грозного”, “Царь федор Иоаннович”, “Царь Борис”.Работает в “Современнике”.
3 После поступления на службу на Салтыкова-Щедрина сыпались доносы, ему грозили судом за злоупотребление властью, губернские остряки прозвали его “вице-Робеспьером”. В 1868 году шеф жандармов доложил царю о Салтыкове-Щедрине как о “чиновнике, проникнутом идеями, не согласными видами государственной пользы и законного порядка”.