происхождение белорусской народности происхождение названия белая русь
История Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в.
§ 6. Формирование белорусской народности
1. Социально-экономические и общественно-политические предпосылки формирования белорусской народности
Народность — это сообщество людей, которое сложилось исторически и характеризуется единством происхождения, единым языком, территорией, материальной и духовной культурой, психическим складом, этническим самосознанием. Белорусская народность начала формироваться в конце XIII — начале XIV в. Завершился этот процесс в XVI в.
Формированию белорусской народности способствовало объединение белорусских земель в границах Великого Княжества Литовского. Мощная центральная власть, установившаяся в конце XIV — начале XV в., положительно влияла на развитие экономических связей между разными частями страны. Постепенно земли утрачивали свои внутренние права.
Определенную роль в образовании белорусской народности сыграл географический фактор — расположение белорусских земель почти в центре ВКЛ. Это способствовало сохранению территориального единства белорусского этноса. Постепенно сформировалось общее законодательство, которое было представлено общегосударственными привилеями, Судебником 1468 г. и Статутами ВКЛ. Главной экономической предпосылкой складывания белорусской народности стали изменения, произошедшие в развитии сельского хозяйства и ремесла в XIV—XVI вв. Постепенно натуральное хозяйство утрачивало роль ведущего типа хозяйства. Крестьяне вовлекались в товарно-денежные отношения. Расширился обмен между городом и деревней. Образовалась сеть сухопутных дорог, что способствовало развитию торговли.
Также в XVI в. оформилась сословная структура белорусского общества. К основным классам и сословиям белорусского этноса относились феодалы — шляхта; духовенство; горожане — мещане; крестьянство. Права шляхетского сословия были закреплены Статутами 1529, 1566 и 1588 гг., мещан — магдебургскими грамотами на самоуправление городов. С установлением крепостного права в XVI в. окончательно превратилось в сословие белорусское крестьянство.
Таким образом, белорусская народность как самостоятельная этносоциальная общность образовалась в результате взаимодействия сложных социально-экономических, политических и этнических процессов в XIV—XVI вв.
§ 6. Формирование белорусской народности
1. Какие концепции происхождения белорусов вы знаете?
2. Вспомните из курса обществоведения, что такое «характер».
Сайт: | Профильное обучение |
Курс: | История Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в. |
Книга: | § 6. Формирование белорусской народности |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Понедельник, 1 Ноябрь 2021, 09:47 |
Оглавление
1. Социально-экономические и общественно-политические предпосылки формирования белорусской народности
Народность — это сообщество людей, которое сложилось исторически и характеризуется единством происхождения, единым языком, территорией, материальной и духовной культурой, психическим складом, этническим самосознанием. Белорусская народность начала формироваться в конце XIII — начале XIV в. Завершился этот процесс в XVI в.
Формированию белорусской народности способствовало объединение белорусских земель в границах Великого Княжества Литовского. Мощная центральная власть, установившаяся в конце XIV — начале XV в., положительно влияла на развитие экономических связей между разными частями страны. Постепенно земли утрачивали свои внутренние права.
Определенную роль в образовании белорусской народности сыграл географический фактор — расположение белорусских земель почти в центре ВКЛ. Это способствовало сохранению территориального единства белорусского этноса. Постепенно сформировалось общее законодательство, которое было представлено общегосударственными привилеями, Судебником 1468 г. и Статутами ВКЛ. Главной экономической предпосылкой складывания белорусской народности стали изменения, произошедшие в развитии сельского хозяйства и ремесла в XIV—XVI вв. Постепенно натуральное хозяйство утрачивало роль ведущего типа хозяйства. Крестьяне вовлекались в товарно-денежные отношения. Расширился обмен между городом и деревней. Образовалась сеть сухопутных дорог, что способствовало развитию торговли.
Также в XVI в. оформилась сословная структура белорусского общества. К основным классам и сословиям белорусского этноса относились феодалы — шляхта; духовенство; горожане — мещане; крестьянство. Права шляхетского сословия были закреплены Статутами 1529, 1566 и 1588 гг., мещан — магдебургскими грамотами на самоуправление городов. С установлением крепостного права в XVI в. окончательно превратилось в сословие белорусское крестьянство.
Таким образом, белорусская народность как самостоятельная этносоциальная общность образовалась в результате взаимодействия сложных социально-экономических, политических и этнических процессов в XIV—XVI вв.
2. Складывание этнической территории и общего языка белорусского этноса
Территория, на которой сформировалась белорусская народность, сложилась к XVI в. Северная граница этнических земель — к северу от Браслава, Озерища, Нещердо — почти полностью совпадала с государственной границей ВКЛ с Ливонским орденом, псковскими и новгородскими землями.
После Кревской унии 1385 г. западная граница Беларуси с Польшей в основном установилась. Но здесь имелся своеобразный регион полиэтнического населения (белорусы, поляки, литовцы, ятвяги, украинцы) — Западное Подляшье, примыкавшее к Городенской и Берестейской землям.
Южный регион Беларуси — Полесье — был географически разграничен с Украиной по бассейну реки Припять с ее южными притоками.
Наиболее изменчивыми в XIV—XVI вв. были восточные границы ВКЛ. Здесь в период максимального расширения ВКЛ в него входили брянские, смоленские и некоторые другие земли. Поэтому население этих княжеств было временно вовлечено в этнические процессы, происходившие на территории Беларуси.
В это время оформились особенности старобелорусского языка. Его основой стала среднебелорусская группа говоров. На звуковом уровне особенно заметны стали дзеканье, цеканье, твердое произношение звука «р», аканье, яканье, использование приставных согласных и гласных звуков в начале слова.
Государственный статус старобелорусского языка способствовал его обогащению новыми словами, отражавшими развитие разных сторон политической и социально-экономической жизни. Сформировались новые термины: названия повинностей и налогов, должностных лиц и органов государственной власти. В язык попадали заимствования из других языков: например, слово «праца» пришло из польского, слово «дойлід» — из литовского, а слово «дах» — из немецкого.
3. Гипотезы происхождения названия «Белая Русь»
В библиотеке Англиканского университета в Дублине (Ирландия) хранится рукопись, датируемая второй половиной ХІІІ в. Исследователи считают, что это самый ранний источник, в котором впервые упоминается термин «Белая Русь».
В Ипатьевской летописи под 1305 г. также упоминается Белая Русь. Западные регионы нашей страны до XIX в. называли «Литвой», «Черной Русью», «Литовской Русью».
Почему Русь «белая»? Еще в середине XVI в. путешественник и дипломат Сигизмунд Герберштейн объяснил это большим количеством снега, который выпадает здесь. Согласно второй версии, название происходит от белого цвета одежды или внешнего вида местных жителей — светлый цвет лица, волос. Сложность проблемы заключается в том, что слово «белый» используется в основном в символическом, переносном смысле. Поэтому историки высказывают разные мнения: «белая» — значит свободная, независимая от монголо-татар, христианская.
4. Самоназвания белорусов
Самым распространенным самоназванием белорусского народа в XIII — XVIII вв. считается «русские», что было обусловлено исторической памятью о древнерусском государстве и ролью православной церкви. Это самоназвание отделяло белорусов от других групп населения в ВКЛ и Речи Посполитой, прежде всего неславянского.
Жители Виленского и Трокского воеводств, а также выходцы из Княжества, находившиеся за пределами страны, считались «литвинами». Например, в документе 1623 г. было отмечено: «…приехал из Полоцка в Псков в гостинный немецкий двор торговый литвин Спиридонка Кондратьев», или «родом литвин Гродцкого [Городенского] уезда, тяглого мужика сын». Со второй половины XVI в. литвинами называли представителей шляхетского сословия, независимо от их происхождения.
Термин «белорусцы» встречается в письменных источниках XVII в., например, «выходец из Мстиславского повета белорусец Степанко Тимофеев» (1633 г.). Так в России называли пленных из белорусских земель.
Формирование белорусской нации проявилось в формировании менталитета — характерных черт восприятия человеком окружающего его мира и его понимания. У каждого народа — свой менталитет. Характер белорусов определяли такие универсальные черты, как любовь к родине и семье, почитание предков и природы, устойчивость древних обрядов, сочетание язычества с христианством, стремление гармонично совмещать работу и отдых в определенные времена года, высокая духовность, терпимость, патриотизм.
Белорусы всегда были великими миролюбами, трудолюбивыми, сострадательными, гостеприимными, сочувствующими чужим бедам. Не случайно в нашем духовном наследии мало стихов, поэм, песен, связанных с войнами, убийствами, столкновениями. Зато есть баллады, волшебные сказки, которые прославляют сообразительность, юмор, изобретательность, осуждают нечестное приобретение богатства, развратную жизнь.
5. Единство материальной и духовной культуры белорусской народности
На протяжении XIV—XVI вв. складывались общие черты в хозяйственной деятельности жителей белорусских земель. Основными их занятиями были земледелие, животноводство, ремесло. Главными орудиями обработки земли были волóвая или реже конная соха, мотыга, серп, борона. Зерно молотили цепами. Двупольный севооборот постепенно сменился трехпольным (озимые, яровые культуры, пар), под пашню занимались новые земли. Крестьяне выращивали рожь, пшеницу, пшено, овес, гречиху, боб, горох, коноплю, лен и другие культуры.
Вспомогательными занятиями по отношению к земледелию были промыслы: собирательство, охота, бортничество, рыболовство. В XIV—XVI вв. получили распространение некоторые виды промыслов, более других связанные с работой на заказ или с рынком: деревообработка, производство железа, поташа, стекла, смолы.
Климатические особенности, традиции, социально-экономические условия жизни способствовали образованию на белорусских землях своеобразных типов поселений и жилья людей. К новым типам поселений, сформировавшимся к концу XVI в., относились местечки (поселения переходного типа между деревней и городом), фольварки (центры хозяйства феодала), застенки (поселения шляхты за пределами полей деревни), околицы (обнесенные забором поселения шляхты за деревней).
Большинство крестьян Беларуси жило в деревянных домах с двумя или тремя помещениями (светлица, сени, клеть). Домá на «подрубе» (фундаменте) преобладали в северных районах, срубы на земле или на деревянных плахах чаще строились на юге. Крыша покрывалась соломой или дранкой, окна закрывались ставнями, бычьим пузырем, изредка стеклом. Жилые домá зажиточных мещан или шляхты были более сложными, порой двухэтажными, обогревались кафельными «голландками», имели застекленные окна, дощатый пол и т. д.
Устное народное творчество (фольклор) всегда раскрывало восприятие людьми окружающего мира, их чувства и ожидания. Наиболее распространенными жанрами фольклора были песни, сказки, загадки, афоризмы, пословицы и поговорки.
Особую группу произведений составляли обрядовые песни. В зависимости от изменений в природе и сельскохозяйственной деятельности они разделялись на весенние, летние, осенние, зимние. Отдельно выделялась семейно-обрядовая поэзия, которая несла мощный эмоциональный заряд. Самыми многочисленными были свадебные песни. Они звучали чаще всего осенью, когда завершались полевые работы. В свадебных песнях использовались многие символы-сравнения. Жених отождествлялся с месяцем, голубем, явором, невеста — со звездой, березой. Больше всего радовались наши предки рождению ребенка.
Очень популярны в народе были сказки. В отличие от песен они построены на вымысле, который в фантастической форме изображал борьбу героев с чудовищами, воплощавшими враждебные человеку силы природы и общества. В загадках, пословицах проявлялись исторический опыт народа, его отношение к общественным событиям и даже к погоде.
Обрядовые песни, хороводы сопровождались игрой на музыкальных инструментах, таких как гусли, труба, рог, дудки. Примерно в XVI в. получил широкое распространение традиционный духовой мужской инструмент — дуда`. Он использовался в народных обрядах, например, на крестинах, свадьбах. Позднее появились цимбалы, скрипицы, лира. Народные танцы носили массовый характер, преобладали хороводы. Они сопровождались драматическими действиями: имитировались привычки зверей и птиц, изображались трудовые процессы.
Художественный вкус народа проявлялся в зодчестве, гончарном деле, ткачестве, художественной резьбе, вышивке, плетении. Значительное место занимали ремёсла, связанные с изготовлением одежды, обуви, обработкой кожи, тканей. Во времена короля Стефана Батория на белорусских землях получил распространение мужской зимний головной убор — магерка. Ее сначала носили шляхтичи, позднее — крестьяне и мещане. Искусными узорами украшали праздничную женскую одежду — рубашки, юбки, фартуки. Из предметов домашнего обихода богаче всего украшались рушники, которые были атрибутами многочисленных обрядов.
Таким образом, народная культура белорусов основывалась на их материальной производственной деятельности, соответствовала духовным нуждам, вкусам и талантам народа, обеспечивала преемственность и развитие культурных традиций, жизненного опыта.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте процесс формирования белорусской народности при помощи схемы.
2. Докажите, что в XVI в. завершился процесс формирования белорусской народности. Используйте схему на с. 50—51.
3. Как вы считаете, почему Лев Сапега придавал большое значение факту создания и издания Статута ВКЛ 1588 г. на «ўласнай мове»?
4. Назовите особенности древнебелорусского языка и менталитета белорусского народа.
5. Сравните различные гипотезы происхождения названия «Белая Русь». Как вы думаете, какая из них является наиболее аргументированной? Какие общие черты в них можно выделить? Обоснуйте свою точку зрения.6. Познакомьтесь со статьями «Белая Русь» на белорусском и русском языках в свободной энциклопедии Википедия. Определите, какие отличия есть в статьях. Как вы считаете, с чем они связаны? На основе дополнительных источников информации подготовьте сообщение о происхождении названия «Белая Русь».
7. Определите особенности традиционной материальной и духовной культуры белорусов в XIV—XVI вв. Составьте ментальную карту либо схему «Особенности народной культуры». Каждое направление культурной жизни проиллюстрируйте примером.
8. Назовите основные жанры народного творчества, раскройте его тематику. Используйте знания по белорусской литературе.9. Подготовьте буклет, флаер, плакат (бумажный или электронный вариант), который бы отображал особенности формирования белорусской народности.
История Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в.
§ 6. Формирование белорусской народности
1. Социально-экономические и общественно-политические предпосылки формирования белорусской народности
Народность — это сообщество людей, которое сложилось исторически и характеризуется единством происхождения, единым языком, территорией, материальной и духовной культурой, психическим складом, этническим самосознанием. Белорусская народность начала формироваться в конце XIII — начале XIV в. Завершился этот процесс в XVI в.
Формированию белорусской народности способствовало объединение белорусских земель в границах Великого Княжества Литовского. Мощная центральная власть, установившаяся в конце XIV — начале XV в., положительно влияла на развитие экономических связей между разными частями страны. Постепенно земли утрачивали свои внутренние права.
Определенную роль в образовании белорусской народности сыграл географический фактор — расположение белорусских земель почти в центре ВКЛ. Это способствовало сохранению территориального единства белорусского этноса. Постепенно сформировалось общее законодательство, которое было представлено общегосударственными привилеями, Судебником 1468 г. и Статутами ВКЛ. Главной экономической предпосылкой складывания белорусской народности стали изменения, произошедшие в развитии сельского хозяйства и ремесла в XIV—XVI вв. Постепенно натуральное хозяйство утрачивало роль ведущего типа хозяйства. Крестьяне вовлекались в товарно-денежные отношения. Расширился обмен между городом и деревней. Образовалась сеть сухопутных дорог, что способствовало развитию торговли.
Также в XVI в. оформилась сословная структура белорусского общества. К основным классам и сословиям белорусского этноса относились феодалы — шляхта; духовенство; горожане — мещане; крестьянство. Права шляхетского сословия были закреплены Статутами 1529, 1566 и 1588 гг., мещан — магдебургскими грамотами на самоуправление городов. С установлением крепостного права в XVI в. окончательно превратилось в сословие белорусское крестьянство.
Таким образом, белорусская народность как самостоятельная этносоциальная общность образовалась в результате взаимодействия сложных социально-экономических, политических и этнических процессов в XIV—XVI вв.
Когда и как придумали белоруссов
Русские и белорусы признают: мы мало отличаемся друг от друга. Но все-таки мы разные. Как формировалась Белоруссия и в чем ее уникальность.
ИСТОРИЯ БЕЛОЙ РУСИ
У историков нет единого мнения о происхождении торонимов Беларуссия, Белая Русь. Одни полагали, что Белой Русью называли земли, независимые от монголо-татар (белый – цвет свободы), другие возводили название к белому цвету одежды и волос местных жителей. Третьи противопоставляли белую христианскую Русь, черной языческой. Наиболее популярна была версия о Черной, Червонной и Белой Руси, где цвет сопоставлялся с определенной стороной света: черный с севером, белый с западом а червонный с югом.
Территория Белой Руси простиралась далеко за пределы нынешней Белоруссии. С XIII века иностранцы-латиняне именовали Белой Русью (Ruthenia Alba) Северо-Восточную Русь. Западноевропейские средневековые географы в ней почти не бывали и смутно представляли себе ее границы. Термин употреблялся и по отношению к Западнорусским княжествам, например, Полоцкому. В XVI – XVII веках термин Белая Русь закрепился за русскоязычными землями в Великом княжестве Литовском, а северо-восточные земли, наоборот, стали противопоставляться Белой Руси.
Присоединение Украины-Малороссии к России в 1654 году (не стоит забывать, что вместе с малороссийскими землями, были присоединены к Москве еще и часть белорусских) предоставило государственным идеологам отличную возможность выдвинуть концепцию братства трех народов – великорусского, малороссийского и белорусского.
ЭТНОГРАФИЯ И ДРАНИКИ
Однако, несмотря на официальную идеологию, белорусам долгое время не находилось места в науке. Изучение их обрядов и народных обычаев только начиналось, а белорусский литературный язык делал первые шаги. Более сильные соседние народы, переживавшие период национального возрождения, в первую очередь поляки и русские, претендовали на Белую Русь в качестве прародины. Главным аргументом было то, что ученые не воспринимали белорусский язык как самостоятельный, называя его диалектом то русского, то польского языка.
Лишь в XX веке удалось выделить, что этногенез белорусов проходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понеманья, то есть, на территории современной Белоруссии. Постепенно этнографы выделили самобытные стороны белорусского этноса и в частности, белорусскую кухню. Картошка в белорусских землях прижилась еще в XVIII веке (в отличие от остальной России, знавшей картофельные реформы и бунты 1840-х годов) и к концу XIX века в белорусская кухня пестрила ассортиментом блюд из картошки. Драниками, например.
БЕЛОРУСЫ В НАУКЕ
Интерес к истории белорусов, появление первых научно обоснованных концепций происхождения этноса – дело начала века XX. Одним из первых за него взялся Владимир Иванович Пичета, ученик знаменитого русского историка Василия Осиповича Ключевского. Исходя из расселения славян по Повести Временных Лет, он предположил, что предками белорусов были кривичи, а также соседние с ними племена радимичей и дреговичей. В результате их консолидации и возник белорусский народ. Время возникновения определялось по выделению белорусского языка из древнерусского, в XIV веке.
Слабой стороной гипотезы было то, что летописные племена с середины XII столетия исчезают со страниц летописей и объяснить двухвековое молчание источников сложно. Но начало белорусской нации было положено, и не в последнюю роль из-за начавшегося систематичного изучения белорусского языка. В 1918 году преподаватель Петроградского университета Бронислав Тарашкевич подготовил первую его грамматику, впервые нормализовав орфографию. Так возникла так называемая тарашкевица – языковая норма, позднее принятая в белорусской эмиграции.
Тарашкевице была противопоставлена грамматика белорусского языка 1933 года, созданная в результате языковых реформ 1930-х годов. В ней было много из русского, но она закрепилась и использовалась в Белоруссии до 2005 года, когда была проведена ее частичная унификация с тарашкевицей.
В качестве примечательного факта стоит отметить, что в 1920-х годах на официальном флаге БССР фраза «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» была написана аж на четырех языках: русском, польском, идише и тарашкевице. Тарашкевицу не стоит путать с тарасянкой. Последняя – смесь русского и белорусского языков, встречается повсеместно в Белоруссии и сейчас, чаще в городах.
БЕЛОРУСЫ ОТ ДРЕВНЕРУССКИХ ЛЮДЕЙ
Схожего между этими двумя концепциями было немного, но бросается в глаза активное их использование СССР в указанный период. Такие черты древнерусской народности, как «общность территории, экономики, права, военной организации и, особенно, общая борьба против внешних врагов с осознанием своего единства», можно смело отнести к советскому обществу конца 40 – 60 –х годов. Конечно, идеология не подчиняла историю, но структуры, которыми мыслили ученые-историки и политики-идеологи были очень похожи.
Происхождение белорусов из древнерусской народности снимало слабые стороны «племенной» концепции этногенеза и подчеркивало постепенное обособление трех народов в XII – XIV веках. Впрочем, некоторые ученые продляют период формирования народности до конца XVI века.
Данная теория принята и сейчас: в 2011 году на праздновании 1150-летия Древнерусского государства ее положения подтвердили историки России, Украины и Белоруссии. За это время в нее внесли данные археологии, показавшей активные связи предков белорусов с балтами и финно-уграми (отсюда родились версии балтского и финно-угорского происхождения белорусов), а также исследование ДНК, проведенное в Белоруссии в 2005 – 2010 годах, доказавшие близость трех восточнославянских народов и большие генетические различия славян и балтов по мужской линии.
КАК БЕЛОРУСЫ СТАЛИ БЕЛОРУСАМИ
В Великом княжестве Литовском, в составе которого оказалась в XIII – XVI веках почти вся территория современной Белоруссии, старобелорусский язык (то есть западнорусский) был первым государственным языком – на нем велась все делопроизводство, записывали литературные произведения и законы. Развиваясь в отдельном государстве, он испытал сильное влияние польского и церковнославянского, но так и остался книжным языком.
В отличие от него разговорный белорусский, испытывая те же влияния, развивался преимущественно в сельской местности и сохранился до настоящего времени. Территория формирования белорусов не так сильно пострадала от монголо-татар. Населению постоянно приходилось бороться за свою веру – православие и против иноземной культуры.
В то же время, многое из западноевропейской культуры приживалось в Белоруссии быстрее и легче, чем в России. Например, книгопечатание, начатое Франциском Скориной почти на 50 лет раньше, чем в Московии.
Наконец, еще одним немаловажным фактором, складывания белорусской народности стал климат, более мягкий и плодородный, чем в Средней полосе России. Именно поэтому в Белоруссии на 75 – 90 лет раньше прижилась картошка. Белорусская национальная идея сформировалась позднее, чем у других народов и стремилась разрешать вопросы без конфликтов. И в этом ее сила.