программы по истории 10 11 классы базовый уровень фгос
Рабочая программа по истории 10-11 класс фгос
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
I .Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения учебного предмета «История» на базовом уровне в 10 классе, составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее – ФГОС СОО), и в 11 классе составлена как повторительно-обобщающий курс. Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт), на основе Примерной основной образовательной программы среднего (полного) общего образования по истории (далее-ПООП СОО), авторских программ по истории к предметной линии учебников под научной редакцией С.П. Карпова издательства «Русское слово».
2.Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» от 30.08.2013 г. № 515-ЗО (с измен. от 28.08.2014 г.).
3. Письма Министерства образования и науки Челябинской области:
«О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» от 31.07.2009 г. №103/3404; преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2018-2019 учебном году» от 28.06.2017 г. № 1213/6651.
4. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования /В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина и др.; Министерство образования и науки Челябинской обл.; ЧИППКРО.- Челябинск: ЧИППКРО, 2013.-164 с.
5. Приказы МОУ «Барсучанская СОШ» по проектированию и реализации образовательных программ по учебному предмету «История».
Программа предполагает использование следующих учебников по предмету «История», включенных в Федеральный перечень учебников (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 (ред. от 08.05.2019) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Учебники : 1. «История. История России. 1914 г. — начало XXI в.: в 2 ч. 10 класс» / В.А. Никонов, С.В. Девятов, под науч. ред. С.П. Карпова,- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.
2. «История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. – начало XXI в.: 10-11классы» / Н.В. Загладин, Л.С. Белоусов, под науч. ред. С.П. Карпова,- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.
3. Учебник В.В. Кириллова, М.А. Бравиной «История. История России до 1914 г. Повторительно-обобщающий курс: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. (Базовый и углублённый уровни)» подготовлена в соответствии с ФГОС СОО, Историко-культурным стандартом и Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
Нормативный срок реализации программы: 2 года.
Темы, выпадающие на праздничные дни, планируется изучать за счет объединения тем.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Название разделов, тем
Количество часов по Примерной программе
Количество часов по рабочей программе
Курс «Всеобщая история. Новейшая история 1914-начало XXI века»
Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны.
Раздел 2. Межвоенный период (1918-1939)
Сокращено количество часов, согласно календарному учебному графику школы
Раздел 3. Вторая мировая война
Раздел 4. Соревнования социальных систем
Курс «История России.1914 г. – начало XXI в»
Раздел 1. Россия в годы «Великих потрясений»
Увеличено количество часов, согласно календарному учебному графику школы
Раздел 2. Советский Союз в 1920-1930-е гг.
Раздел 3. Советский Союз в годы военных испытаний
Увеличено количество часов, согласно календарному учебному графику школы
Раздел 4. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.
Раздел 5. Российская Федерация в 1991-2016 гг.
Курс «Всеобщая история. Новейшая история: современный мир»
Курс «История России. Россия в современном мире»
Изучение учебного предмета «История» на базовом уровне соответствует учебному плану МОУ «Барсучанская СОШ».
В соответствии с ПООП СОО структурно предмет «История» на базовом уровне в 10 классе включает учебные курсы всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914—2016 гг. («История России»), логически завершая учебный предмет «История» основной школы в соответствии с линейным принципом изучения. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. Программа позволяет дать учащимся целостное интегрированное представление о всемирно-историческом развитии, о пути человечества к современному
глобализирующемуся миру; помогает выработать у учащихся навыки исторического мышления, сформировать у них историко-политическую и гуманитарную культуру.
Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования. Предметы «История России» и «Всеобщая история» изучаются последовательно: сначала всеобщая история, а затем отечественная история.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются :
идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей; рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса понимания особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств
и народов в Новейшей истории.
познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования
на протяжении всей жизни.
В ходе изучения предмета История авторами используется методический аппарат, раскрывающий в опросы, обеспечивающие связь с курсом всеобщей истории, и связь с курсом истории России , формирование навыков исследовательской и проектной деятельности, систематизирование исторического материала, содержащегося в учебной и дополнительной литературе, системными историческими знаниями, служащими основой для понимания мировой истории ХХ — начала ХХI века, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной локальной истории.
II . Планируемые образовательные результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета «История» в средней школе конкретизированы с учетом НРЭО Челябинской области Октябрьского района.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению, и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Специфика предметных образовательных результатов отражается в изучении национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области в курсе истории России, которое направлено на достижение следующих задач:
воспитание у детей уважения к историко-культурному наследию Южного Урала, любви к родному городу (селу), позитивного отношения к среде поселения; социально-ответственному поведению в ней; освоение учащимися знаний об основных этапах формирования многонационального населения Челябинской области, о культурных достижениях региона и родного города (села);
освоение гуманистических традиций и ценностей современного российского общества, понимание культурного многообразия региона, толерантность;
овладение обучающимися умениями самостоятельно работать с источниками краеведческой информации; сочетать панорамный взгляд на регион с выделением отдельных деталей повседневного бытия; развитие у школьников познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, приобщения к решению местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; систематизировать исторический материал, содержащийся
в учебной и дополнительной литературе по отечественной и
всеобщей истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);
в)развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мир е и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
В результате изучения учебного предмета «История» в 10 классе на уровне среднего общего образования:
Обучающийся на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; – критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; – читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
В результате изучения учебного предмета «История» в 11 классе на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
определять место и время создания исторических документов;
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
III . Содержание учебного предмета «История» базового уровня
Курс «Всеобщая история. Новейшая история 1914-начало XXI века»
Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны (3 часа)
Раздел 2. Межвоенный период (1918-1939) ( 8 часов)
Раздел 3. Вторая мировая война (5 часов)
Раздел 4. Соревнования социальных систем (8 часов).
По пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке
Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия.
Курс «История России. 1914 г. – начало XXI в»
Раздел 1. Россия в годы «Великих потрясений» 1914–1921 гг. (10 часов)
Российская империя накануне революции. Россия в Первой мировой войне. Война и общество. Нарастание кризиса. Российская революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Приход к власти партии большевиков. Становление советской власти. Начало Гражданской войны. В вихре братоубийственного противостояния. Россия в годы «военного коммунизма». Общество в эпоху революционных потрясений. Культура и революция.
Раздел 2. Советский Союз в 1920-1930-е гг. (7 часов)
Новая экономическая политика. Образование СССР и его международное значение. Модернизация экономики и науки в 1930-х гг. Политическое развитие СССР в 1920–1930-е гг. Внешняя политика СССР в 1930-е гг. Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие .
Раздел 3. Советский Союз в годы военных испытаний (7 часов)
СССР накануне войны. Начальный этап Великой Отечественной войны (июнь 1941 — осень 1941 г.). Битва за Москву и блокада Ленинграда. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Война и общество. Во вражеском тылу. Культура и наука в годы войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. СССР и вопросы послевоенного мирового устройства. Победа: итоги и уроки.
Раздел 4. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг. (13 часов)
Советский Союз в последние годы жизни Сталина. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. Внешняя политика СССР в 1945–1964 гг. Советское общество конца 1950-х — начала 1960-х гг. Духовная жизнь в СССР в 1950-е –1960-е гг. Политика и экономика: от реформ к застою. СССР на международной арене. Углубление кризисных явлений в СССР и формирование духовной оппозиции. Наука, литература и искусство. Спорт. 1960–1980-е гг. Политика перестройки в сфере экономики. Развитие гласности и новое политическое мышление. Кризис и распад советского общества.
Раздел 5. Российская Федерация в 1991-2016 гг. (9 часов)
Начало рыночных реформ в России в 1992 г. Политико-конституционный кризис 1993 г. Новая Конституция России. Попытки корректировки курса реформ 1993–1996 гг. Национальные и социальные проблемы 1990-х гг. Второе президентство Б.Н. Ельцина. 1996–1999 гг. Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Политическое развитие России в 2000–2016 гг. Модернизация экономики России в 2000–2008 гг. Российская экономика в 2009–2016 гг. Социальное развитие России в 2000–2016 гг. Внешняя политика России в начале XXI в. Образование, наука и культура России в конце XX — начале XXI вв.
Курс «Всеобщая история. Новейшая история: современный мир»
1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления
Этапы развития исторического знания и основные проблемы изучения истории, освещаются различные подходы к её изучению, подчёркивается важность познания прошлого для осмысления человеком своего бытия и познания общества, в котором он живёт. Пути и методы познания истории Этапы развития исторического знания. Зарождение исторической науки, ее особенности в Древнем мире, Средневековье, Новом и Новейшем времени. Закономерности и случайности в жизни народов. Движущие силы исторического развития в концепциях мыслителей прошлого и настоящего. Проблемы периодизации всемирной истории.
2.Человечество на заре своей истории.
Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии древнейшей истории человечества. Роль речи, трудовой деятельности в становлении человека. Дискуссии о происхождении человека современного типа. Первичное расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых групп. Зарождение искусства. Верования первобытных людей. Античная эпоха в истории человечества
Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Древняя Греция и Древний Рим. Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры древнегреческих государств. Афины и Спарта. Греко-персидские войны. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и взаимодействие культур в Восточном Средиземноморье. Эллинистическая культура. Возвышение Рима. Пунические войны. Кризис Римской республики. Становление Римской империи. Крушение империй Древнего мира Народы Европы в начале новой эры. Кочевые племена Азии и Китай. Начало великого переселения народов. Возникновение христианства. Римская империя в период наивысшего могущества. Кризис Римской империи. Христианство в Римской империи. Падение Западной Римской империи. Историческое наследие Античности. 4.Европа и Азия в Средние века
В рамках данного раздела обучающиеся знакомятся с феодализмом как специфической формой общественного уклада, становлением крупных раннефеодальных государств, особенностями развития средневекового Востока и Византии, периодом расцвета западноевропейской средневековой цивилизации. Значительное внимание уделяется кризису средневекового общества и зарождению модернизационных процессов.
Средневековые цивилизации (V–X вв.)
Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира. Мир глазами средневекового европейца. Доколумбовы цивилизации Америки и цивилизации Африки I–II тыс. н.э. Возникновение исламской цивилизации. Изменение политической карты исламского мира. Историческое наследие Арабского халифата. Социально-экономические отношения в раннее Средневековье. Особенности феодальных отношений. Религиозная и светская власть в Европе. Норманнские завоевания и создание Священной Римской империи. Византия и Восточная Европа в V–X вв.: социально-экономическое развитие и духовная жизнь. Раскол между западной и восточной ветвями христианства: причины и последствия.
Эпоха классического Средневековья (XI–XV вв.) Китай до монгольских завоеваний; возникновение державы Чингисхана, завоевательные походы монголов; возвышение Османской империи;
5. Новое время: эпоха модернизации
Модернизационные процессы в Новое время. Проблемы периодизации новой истории. Кри-зис средневековой цивилизации. Эпоха Возрождения. Великие географические открытия. Завоева-ние Америки. Создание первых колониальных империй. Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации. Эпоха Реформации: выступление М. Лютера, народная Реформация Т. Мюнцера, оформление различных течений протестантизма; Контррефор-мация. Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений в Европе: основные причины перехода к абсолютизму в Англии и Франции; становление европейского абсолютизма, Религиозные войны во Франции, королевская Реформация в Англии; обострение противоречий в Европе в начале XVII в., Тридцатилетняя война. Вестфальский мир и его последствия. Страны Европы и Америки в конце XVIII – XIX в.
Промышленный переворот в Англии – его предпосылки, особенности и последствия. Европа: противоречия промышленной эпохи. Идейно-политическое развитие стран Западной Европы XIX в.: либерализм, консерватизм, утопический социализм, марксизм, анархизм, национализм. Наука и искусство в XVIII–XIX вв. Эволюция системы международных отношений в Новое время. Страны континентальной Европы в период промышленного переворота. Страны Западного полушария в XIX в.: освободительные революции в странах Латинской Америки, развитие США в XIX в.
Страны Азии и Африки в XVIII–XIX в. Мир Востока в XVIII в.: наступление колониальной системы. Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока.
Курс «История России. Россия в современном мире (44 часа)
От Древней Руси к Российскому государству
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Интерпретации и фальсификации истории России. Исторические источники. Архивы – хранилища исторической памяти.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Народы Сибири и Дальнего Востока в древности. Государства Причерноморья в эллинистиескую эпоху.
Восточная Европа в середине I тысячелетия н.э. Великое переселение народов. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху переселения народов. Дискуссии о славянской прародине, происхождении славян и этимологии слова «Русь». Восточные славяне и их соседи. Хозяйство восточных славян. Общественный строй и политическая организация восточных славян. Традиционные верования.
Образование государства Русь
Предпосылки и особенности формирования государства Русь. Дискуссии о происхождении государства Русь. Формирование княжеской власти (князь, дружина, полюдье). Объединение северных и южных земель, перенос столицы в Киев. Внутренняя и внешняя политика первых русских князей. Формирование территории государства Русь.
Расцвет государства Русь
Русь при Владимире Святославиче. Крещение Руси: причины и значение. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда – первый письменный свод законов государства Русь. Последняя попытка сохранения единства. Любечский съезд князей 1097 г. Княжение Владимира Мономаха.
Социально-экономические отношения в Древней Руси
Дискуссии об общественном строе государства Русь. Управление и социальная структура древнерусского общества. Экономическое развитие государства Русь: сельское хозяйство, развитие ремёсел, торговли и градостроительства.
Культура Древней Руси
Становление древнерусской культуры. Специфика ранней русской культуры. Начало летописания. Распространение грамотности. Литература Древней Руси: жанры и основные произведения. Развитие архитектура и изобразительного искусства.
Формирование системы земель – самостоятельных государств
Причины и начало политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Характеристика основных земель Руси: Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля. Развитие культуры в русских землях в середине XII – начале XIII в.: формирование региональных центров. Летописание и его центры. «Слово о полку Игореве». Развитие местных художественных и
Монгольское нашествие и установление зависимости Руси от ордынских ханов Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Нашествие на Русь. Русские земли и Золотая Орда: оценки и формы зависимости русских земель ордынских ханов. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси: Невская битва и Ледовое побоище. Александр Невский.
Борьба за лидерство на Руси и начало объединительных процессов
Образование Московского княжества и политика московских князей. Противостояние Москвы и Твери. Усиление Московского княжества. Иван Каита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Культура русских земель в XIII–XIV вв.
Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. Роль православной церкви в формировании духовного единства русских земель. Сергий Радонежский. Летописание и литература. Архитектура и живопись. Феофан Грек, Андрей Рублёв.
Народы и государства Степи и Сибири в XIII–XV вв.
Золотая Орда: политический строй и социально-экономическое развитие. Распад золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Образование татарских ханств (Казанское, Крымское, Сибирское, Астраханское, Касимовское ханства, Ногайская Орда), их отношения с Московским государством. Народы Северного Кавказа и Причерноморья. Русские земли в первой половине ХV в.
Русские земли в составе Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти ХV в. Новгород и Псков в XV в.
Завершение процесса объединения русских земель
Предпосылки объединения русских земель в единое государство. Основные направления политики Ивана III. Присоединение Новгорода и Твери Освобождение Руси от ордынской зависимости. Принятие общерусского Судебника. Расширение международных связей Московского государства. Складывание теории «Москва – Третий Рим». Государственные символы единого государства.
Культурное пространство единого Русского государства
Особенности развития русской культуры в XV в. Падение Византии и установление автокефалии Русской православной церкви. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. Просвещение. Основные жанры и сюжеты литературы XV в. Развитие архитектуры и изобразительного искусства. Московский Кремль. Дионисий. Повседневная жизнь.
Россия в XVI – XVII вв.: от Великого княжества к Царству Россия в XVI – XVII вв.: от Великого княжества к Царству
Россия в ХVI в. Иван IV Грозный
Василий III и завершение объединения русских земель. Социальная структура Московского государства. Регентство Елены Глинской. Начало правления Ивана IV. Установление царской власти. Избранная Рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Опричнина: причины, сущность, последствия. Дискуссии о характере опричнины. Земские соборы. Стоглавый собор. Внешняя политика Московского царства в ХVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, её итоги и последствия. Россия в конце XVI в.
Царь Фёдор Иванович. Внутренняя и внешняя политика России в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян. Исторические концепции закрепощения крестьян.
Культура Московской Руси в XVI в.
Особенности культуры в XVI в. Просвещение. Начало книгопечатания и его влияние на общество. Литература: публицистика, исторические повести. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Архитектура. Живопись и декоративно-прикладное искусство. Смута в России
Сущность Смутного времени начала XVII в. в оценках историков. Причины Смуты. Феномен Самозванства. Пресечение династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Характеристика основных этапов Смуты. Борьба против интервенции сопредельных держав. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. К. Минин и Д.М. Пожарский. Воцарение династии Романовых и завершение Смуты. Россия при первых Романовых
Последствия Смутного времени. Правление Михаила Фёдоровича. Экономическое развитие России в XVII в. Царь Алексей Михайлович. Система государственного управления. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Окончательное закрепощение крестьянства. Правление царя Фёдора Алексеевича. Отмена местничества. Стрелецкое восстание 1682 г.
Церковный раскол и народные движения в XVII в.
Реформы патриарха Никона и церковный раскол. Старообрядчество, протопоп Аввакум. «Бунташный век»: причины, формы, участники народных движений XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина: причины, участники, ход, итоги и последствия.
Внешняя политика России в XVII в. Борьба за ликвидацию последствий Смуты: Смоленская и русско-шведская войны. Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Б.М. Хмельницкого. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война 1654–1667 гг. Противостояние Крыму и Турции на южном направлении. Завершение присоединения Сибири. Нерчинский договор с Китаем.
Культура России в XVII в.
Русская культура на пороге Нового времени. Просвещение. Славяно-греко-латинская академия. Накопление научных знаний. Последние летописи. Новые жанры в литературе. Зодчество и изобразительное искусство. Быт и нравы допетровской Руси.
Россия в конце XVII – XVIII в.: от Царства к Империи
Начало эпохи Петра I
Необходимость и предпосылки преобразований. Регентство царевны Софьи. Стрелецкие восстания. Начало правления Петра I. Личность Петра Алексеевича.
Северная война и военные реформы
Причины и начало Северной войны. Военная реформа и реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Основание Санкт-Петербурга. Продолжение и итоги Северной войны. Провозглашение России империей. Преобразования Петра I
Реформы в экономической сфере. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать (ревизии). Изменение социального статуса сословий и групп. Табель о рангах. Указ о единонаследии. Унификация социальной структуры города. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Областная (губернская) реформа. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Социальные и национальные движения первой четверти XVIII в. Культура и нравы Петровской эпохи. Оценки петровских реформ в исторической литературе.
После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Внутренняя политика российских монархов в 1725–1762 гг. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Экономическая и финансовая политика российских монархов эпохи «дворцовых переворотов». Внешняя политика. Россия в Семилетней войне 1756–1763 гг.
Российская империя при Екатерине II
Просвещённый абсолютизм: содержание и особенности. Национальная и религиозная политика Екатерины II. Губернская реформа 1775 г. «Золотой век» российского дворянства. Сословная политика Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам. Усиление крепостничества. Экономическая политика Екатерины II.
Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва
Причины, цели и состав участников восстания. Ход восстания. Итоги и значение восстания.
Россия в мировой и европейской политике во второй половине XVIII в. Россия в мировой и европейской политике во второй половине XVIII в.
Основные направления внешней политики Екатерины II. Борьба за выход к Чёрному морю: русско-турецкие войны второй половины XVIII в. и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Россия и Французская революция.
Российская империя при Павле I
Личность и взгляды Павла I. Внешняя политика Павла I: участие России в антифранцузских коалициях, Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова, военные экспедиции Ф.Ф. Ушакова. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Изменения в сфере местного управления. Унификация и регламентация в жизни общества. Ставка на мелкопоместное дворянства. Политика в отношении крестьян. Экономическая политика Павла I. Заговор и свержение императора. Культурное пространство Российской империи
Просвещение и его влияние на российскую культуру. Сословный характер образования. Становление отечественной науки. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Русские изобретатели. Деятельность Вольного экономического общества. Исследовательские экспедиции. Литература: основные направления, жанры, писатели. Общественно-политическая мысль. Архитектура и скульптура. Живопись и театр.
Российская империя в XIX – начале ХХ в.
Россия в начале ХIХ в.
Общая характеристика экономического развития Российской империи в начале XIX в. Население России в начале XIX в.: основные сословия и социальные группы и их положение. Император Александр I и его окружение. «Дней Александровых прекрасное начало». Реформы начала цар-ствования. Проекты Сперанского и конституционные замыслы верховной власти. Создание министерств и Государственного совета.
Основные направления и задачи внешней политики. Отечественная война 1812 г.
Основные цели и направления внешней политики России при Александре I. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Континентальна блокада. Присоединение к России Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Начало Отечественной войны 1812 г.: причины, планы сторон, основные сражения начального этапа войны. Бородинская битва. Патриотический подъём народа. Герои Отечественной войны 1812 г. Завершение войны. Заграничные походы русской армии в 1813-1814 гг. Венский конгресс и Священный союз.
Внутриполитический курс Александра I
Самодержавие и крестьянский вопрос. Указ о вольных хлебопашцах. Изменение внутриполитического курса. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Итоги внутренней политики Александра I .
Предпосылки возникновения движения декабристов, идейные основы и цели. Первые тайные организации, их участники. Южное и Северное общества. «Русская правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н.М. Муравьёва. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.
Правление Николая I: политика государственного консерватизма
Преобразование и укрепление государственного аппарата. Политическая полиция и цензура.
Культура России в первой половине XIX в.
Образование и книжное дело. Географические экспедиции и их участники. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Развитие науки: учёные, их открытия и труды. Золотой век русской
Отмена крепостного права в России
Император Александр II и его окружение. Необходимость и предпосылки реформ. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Реформы 1860 – 1870-х гг.
Земская и городская реформы: основные принципы и положения. Судебная реформа. Реформы в области образования. Военные реформы.
Социально-экономическое развитие пореформенной России
Сельское хозяйство после отмены крепостного права: основные черты и векторы развития. Развитие промышленности и торговли. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоёв населения Российской империи.
Общественные движения второй половины XIX в. Подъём общественного движения после поражения в Крымской войне. Консервативные и либе-ральные течения общественной жизни. Политика лавирования Радикализм. Народническое движение: идеология, организации и тактика. «Хождение в народ». Начало рабочего движения. Распространение марксизма. Зарождение российской социал-демократии.
Народное самодержавие Александра III
Начало правления Александра III. Манифест о незыблемости самодержавия. Ограничительная политика в сферах печати, образования и судебного производства. Изменения в земском и городском самоуправлении . Укрепление общинных порядков в деревне. Национальная политика. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Завершение промышленного переворота и его последствия. Экономические и финансовые реформы. Разработка рабочего законодательства.
Внешняя политика России во второй половине XIX в. На пороге нового века: динамика и противоречия социально-экономического развития
Особенности промышленного и аграрного развития на рубеже XIX–XX вв. Политика модернизации «сверху». С.Ю. Витте. Государственный капитализм. Аграрный вопрос. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Политическая система. Император Николай II и его воз-зрения. Социальная структура общества, положение основных групп населения.
Русско-японская война 1904-1905 гг.
Политика России на Дальнем Востоке. Причины, начало и ход военных действий. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественно-политическую жизнь страны.
Общественное движение в России в начале XX в.
Образование политических партий. Социалистические политические партии. Либеральные политические партии. Консервативные (традиционалистские) политические партии.
Первая российская революция (1905-1907) Первая российская революция: причины и характер. Начало революции: «кровавое воскресенье». Основные события революции: возникновение Советов, восстания в армии и на флоте, всероссийская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Начало российского парламентаризма. Итоги и значение первой российской революции.
Общество и власть после революции. Столыпинские реформы
Правительственная программа П.А. Столыпина. Третьеиюньская политическая система. Аграрная реформа: цели, осуществление, итоги реформы.
Культура России в начале XX в.
Особенности русской культуры на рубеже XIX–XX вв. Народное образование. Печать и книжное дело. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Драматический театр: традиции и новаторство. Русский балет. «Русские сезоны» С.П. Дягилева. Музыка и кинематограф. Живопись: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура и скульптура.
Содержание учебного предмета.Южный Урал в XIX – начале XX в.
Оренбургское казачество на службе Отечеству. Оренбургское казачье войско. Организация войска. Участие казачества во внешних войнах России: Отечественная война 1812 г., русско-турецкие войны. Оборона границы со степью. Культура и быт казаков. Южный Урал в первой четверти XIX в. Причины постепенного снижения уровня и темпов развития уральской металлургии в начале XIX в. Изменения в системе управления Уралом. Гражданская, военная, горная власть. Местное самоуправление. Формирование окружной системы. Уральские бунтари и ссыльные революционеры. Ссыльные декабристы на Урале. Выступления крестьян и горнозаводских рабочих. Волнения в Кыштыме. Картофельные бунты. Тайные общества и кружки. Петрашевцы в Оренбуржье. Социально-экономическое развитие Южного Урала во второй четверти XIX в. Начало технической перестройки уральских заводов. Промышленный переворот на Урале и изменение характера труда. Торговля. Возрастание роли региона в экономической интеграции страны. Освоение Новолинейного района в Оренбургском крае. Заселение и аграрное освоение новых территорий.
Культура и быт населения Южного Урала в первой половине XIX в. Православие и ислам на территории края. Формирование национально-просветительных течений. Развитие системы образования: создание начальных школ, уездных училищ, гимназий. Южный Урал в эпоху Великих реформ 1860–1870-х гг. Отмена крепостного права на горных заводах. Реформы Александра II и их влияние на все стороны жизни южноуральского общества.
IV . Тематическое планирование учебного предмета «История» в 10 классе базового уровня
Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны – 3 ч