программа всеобщая история 5 9 класс просвещение 2019
Рабочая программа по Всеобщей истории ФГОС (5-9 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования по Всеобщей истории
основного общего образования по Всеобщей истории
истории и обществознания
категории истории и обществознания
Заместитель директора по УВР
___Цилинкевич Л.А.______ __
Содержание основного общего образования по истории _______8
Тематический план_____________________________________ 14
Тематический план. «Всеобщая история-5»
Рабочая программа основного общего образования по всеобщей истории
Составители рабочей программы
Ульянова О.А. – учитель первой квалификационной категории истории и обществознания
Назначение рабочей программы
— нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, обеспечивающий выполнение федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии, дает распределение часов по разделам учебного предмета и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа выполняет функции:
— информационную, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление: о целях; прогнозируемых результатах; содержании, как средства достижения целей и образовательных результатов; общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «обществознания»;
— организационно-планирующую, предусматривающую структурирование учебного материала и планирование времени его изучения.
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС основного общего образования. Составлена на основе требований Примерной программы по истории. Программа отражает базовый уровень подготовки школьников.
Учебники переработаны и дополнены в соответствии с ПООП основного (2015) и среднего (2016) общего образования, а также по результатам апробации.
Документы и материалы, используемые для разработки рабочей программы
Приказ Минобразования и науки РФ от 17 декабря 2012 г. №1897 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – 6 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2017
Приказ Минобрнауки РФ от 26 января 2016 г. № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. История России. Всеобщая история. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-4/
Методические рекомендации КРИПК и ПРО: «Особенности преподавания истории и обществознания в организациях Кемеровской области, осуществляющих образовательную деятельность в 2018-2019 учебном году». https://ipk.kuzedu.ru/app/download/download.php?file=2018/23.08.2018/Metod_rekom_Istoriya_2018.doc
Основная образовательная программа основного общего образования МНБОУ
— Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник. 5 класс
— Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. Под ред. А.А. Сванидзе. Учебник. 6 класс.
— Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История нового времени. 1500-1800. Под редакцией А.А. Искендерова. Учебник. 7 класс
— Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История нового времени. 1500-1800. Под редакцией А.А. Искендерова. Учебник. 7 класс (для 8 классов)
Объем и нормативный срок освоения рабочей программы
Требования к содержанию рабочей программы
Программа создана в условиях отсутствия Концеции по всеобщей истории. В связи с этим используются учебники «старой» концентрической системы, но с учетом содержательных изменений в прохождении периодов курсов. Учебник
издательства «Просвещение» А.Я. Юдовской и др. Всеобщая история. 7 класс – используется в двух параллелях: в 7 и 8 классах.
Структура рабочей программы
В приложении к рабочей программе представлены тематические планы «Всеобщая история – 5», «Всеобщая история – 6», «Всеобщая история – 7», «Всеобщая история – 8», «Всеобщая история – 9».
Мониторинг выполнения рабочей программы
Мониторинг выполнения рабочей программы осуществляется на основе учебно-тематического плана, выполняющего еще и роль мониторинговой карты, в которой соотносится план и факт реализации программы.
2. Результаты освоения рабочей программы истории
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по Всеобщей истории:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
2. Предметные результаты освоения курса «Всеобщей истории» на уровне основного общего образования:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Изучая историю России, всеобщую историю, выпускник научится, либо будет иметь возможность научиться:
Выпускник будет иметь
История Древнего мира (5 класс)
— определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
— использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
— проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
— описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
— раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
— объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
— давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
— давать характеристику общественного строя древних государств;
— сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
— видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
— высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
История Средних веков.
— локализовать во времени общие рамки и события Средневековья; соотносить хронологию всеобщей истории и истории Руси;
— проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
— составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
— раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя в средневековых государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
— объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
— сопоставлять развитие стран в период Средневековья и Руси, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
— давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
— давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
— сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
— составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры разных стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
История Нового времени в XVI – ХIХ веках (7–9 класс)
— локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию всеобщей истории и истории России в Новое время;
— использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
— анализировать информацию различных источников по всеобщей истории Нового времени;
— составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в странах мира в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
— систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
— раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
— объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
— сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
— давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
— используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств в Новое время;
— использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
— сравнивать развитие зарубежных стран и России в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
— применять знания по Всеобщей истории и своей страны и края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников т. д.
Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить:
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
3. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
(Курсивом выделено содержание тем уроков)
Введение. Что изучает история Древнего мира
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники 2 часов
Первобытные люди. Историческая карта
Древнейшие люди: расселение, человек разумный. Орудия труда. Овладение огнем. Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины.
Первобытные верования. Археология – помощница истории.
Возникновение искусства и религиозных верований, представлений об окружающем мире. Пещерная живопись. Родовые общины охотников и собирателей, их условия жизни и занятия. Лук и стрелы.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 часа)
Древнейшие земледельцы и скотоводы. Мотыжное земледелие. Приручение животных
Появление неравенства и знати. Памятники первобытной эпохи. Развитие ремесел. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение знати.
Тема 3. Счет лет истории (2 часа)
Летоисчисление. Счёт лет в истории (историческая хронология). Измерение времени по годам. Счет лет, которым мы пользуемся.
Урок-обобщение по разделу «Жизнь первобытных людей». Проверочная работа по теме «Жизнь первобытных людей».
Тема 4. Древний Египет (6 часов)
Древний Египет. Государство на берегах Нила. Разливы Нила. Объединение Египта и образование единого государства.
Население и его занятия. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельца. Дом земледельца. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.
Управление государством. Жизнь египетского вельможи. В усадьбе вельможи; служба вельмож; вельможа во дворце фараона.
Военные походы фараонов.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Миф об Осирисе и Исиде. «Страна мертвых»
Тема 5. Западная Азия в древности 7часов
Древнее Двуречье. Условия жизни и занятия населения. Письмена на глиняных табличках
Хаммурапи и его законы
Финикийские мореплаватели. Восточное Средиземноморье. Природа и города финикийцев. Финикийский алфавит.
Религиозные верования. Религия древних евреев. Ветхий завет.
Ассирийская держава. Завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.
Персидская держава «царя царей». Военные походы, управление империей
Тема 6. Индия и Китай в древности 5 часов
Природа и люди Древней Индии. Основные занятия населения, города-государства, культурное наследие.
Индийские касты. Общественное устройство, варны, религиозные верования, возникновение буддизма.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Религиозно-философские учения
Первый властелин единого Китая. Создание единого государства, империя Цинь и Хань, жизнь в империи, развитие ремесел и торговли (Великий шелковый путь), научные знания и изобретения, храмы, Великая китайская стена.
Урок-обобщение по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру».
Тема 7. Древнейшая Греция 5 часов
Греки и критяне. Условия жизни и занятия, древнейшие государства.
Микены и Троя. Миф о начале Троянской войны.
Поэма Гомера «Илиада»
Поэма Гомера «Одиссея»
Религия древних греков . Верования, сказания о богах и героях.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 7 часов
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Древняя Аттика и ее население. Знать и демос в Афинском полисе.
Зарождение демократии в Афинах Реформы Солона – перемены в управлении Афинами.
Древняя Спарта. Основные группы населения, политическое устройство, воспитание в Спарте, организация военного дела.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Великая греческая колонизация
Олимпийские игры в древности.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Греко-персидские войны: причины победы.
Нашествие персидских войск на Элладу . Бой в Фермопильском ущелье. Саламинское сражение
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии 5 часов
В гаванях афинского порта Пирей.
В городе богини Афины Агора – главная площадь Афин. На вершине Акрополя.
В афинских школах и гимназиях . Рабы – педагоги. Занятия в школе. Посещение палестры. В афинских гимнасиях.
В театре Диониса. Быт и досуг древних греков.
Афинская демократия при Перикле. Народное собрание. Перикл, его друзья и враги
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. 4 часа
Города Эллады подчиняются Македонии. Пелопонесская война. Возвышение Македонии
Поход Александра Македонского на Восток
В Александрии Египетской. Держава Александра Македонского и его распад, эллинистические государства Востока, культура эллинистического мира.
Урок-обобщение по теме «Древняя Греция».
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 3 часа
Древнейший Рим. Условия жизни и занятия населения, этруски, легенды об основании Рима, цари, их управление и законы.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Нашествие галлов. Военные победы римлян.
Устройство Римской республики.
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья 3 часа
Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Ганнибал (римская армия).
Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. Разгром Сирии и конец Македонского царства. Разрушение Коринфа и Карфагена
Рабство в Древнем Риме
Тема 13. Гражданские войны в Риме 4 часа
Земельный закон братьев Гракхов
Установление империи. Октавиан Август
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры 5 часов
Соседи Римской империи
Рим при императоре Нероне.
Первые христиане и их учение .
Расцвет Римской империи во II в. Территория, управление.
«Вечный город» во времена империи и его жители. Патриции, плебеи, культура Древнего Рима, верования.
Тема 15. Разгром Рима германцами и нападение Западной Римской империи 9 часов
Римская империя при Константине
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части, падение Западной Римской империи.
Повторение и обобщение по теме: «Древний Рим»
Контрольная работа по теме «Древний Рим»
Повторение и обобщение по теме «Древний Восток. Древняя Греция»
Итоговая контрольная работа по курсу Истории древнего мира
История Средних веков
Введение. Живое Средневековье. 1ч.
Что изучает история Средних веков. Источники, по которым ученые изучают историю Средних веков.
Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) 6 ч.
Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. Франки завоевывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битват при Пуатье и военная реформа Карла Мартелла.
Христианская церковь в VI-VIII вв. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Империя Карла Великого. Каролингское возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого.
Феодальная раздробленность Западной Европы IX-XI вв. Нет войны без пожаров и крови. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи.
Англия в раннее Средневековье. Легенды и быль в истории о короле Артуре. Кто такие норманны. Борьба англосаксов с норманнами. Государства норманнов.
Контрольная работа по теме «Становление средневековой Европы в VI-XI вв»
Византийская империя и славяне в VI-XI вв. 3 ч.
Византия при Юстиниане . Борьба империи с внешними врагами. Особенности развития Византии. Реформы и войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов.
Культура Византии . Развитие образования. Научные знания. Архитектура и живопись. Культурные связи Византии.
Образование славянских государств. Расселение славян, их занятия и образ жизни. Болгарское государство. Великоморавская держава т создатели славянской письменности. Образование Чехии и Польши. Контрольная работа по теме «Становление Средневековой Европы и Византия в VI-XI вв.»
Арабы в VI-XI вв. 2 ч.
Культура стран халифата. Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата.
Феодалы и крестьяне 2 ч.
В рыцарском замке. Замок феодала. Воспитание рыцаря.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе 2 ч.
Торговля. Горожане и их образ жизни. Расширение торговых связей. Ярмарки и банки. Городские бедняки и богачи. Как жили горожане.
Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. 2ч.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Первое сословие. Богатство церкви. Борьба пап за светскую власть. Против чего выступали еретики. Инквизиция. Нищенствующие ордены монахов.
Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников Крестовых походов. Крестовый поход бедноты и феодалов. Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев. Третий и четвертый Крестовый поход. Конец Крестовых походов на Восток и их последствия.
Образование централизованных государств в Западной Европе XI-XV вв. 7 ч.
Как происходило объединение Франции. Первые успехи объединения. Филипп I V Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты.
Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Борьба короля Генриха II Плантагенета с крупными феодалами. Великая хартия. Что привело к созыву первого Парламента.
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Завершение объединения Франции. Франция – централизованное государство. Последствия объединения Франции. Междоусобная война Белой и Алой розы в Англии.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Реконкиста образование Испанского королевства. Инквизиция в Испании.
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV века х. Почему Германия не объединилась в единое государство. На арену выходят Лев и Медведь. Князья становятся независимыми правителями. Причины сохранения раздробленности в Германии.
Городские республики в Италии. Гвельфа и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. Контрольная работа по теме «Образование централизованных государств в Западной Европе в IX-XV вв.»
Славянские государства в Византии в XIV – XV веках. 2 ч.
Завоевание турками – османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.
Культура Западной Европы в Средние века. 4ч.
Средневековое искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись.
Культура раннего Возрождения в Италии. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Воспитание нового человека. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века 2 ч.
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Правление династии Тан и Сун в Китае. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Великие изобретения средневекового Китая. Образование и научные знания. Литература и искусство Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман в Индию. Средневековая Япония. Культура средневековой Японии.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Занятия жителей Америки. Как жили майя. Ацтеки. Государство инков. Народы и государства Африки. Культура народов Африки.
Наследие Средних веков в истории человечества. 1ч.
Контрольная работа по курсу «История Средних веков».
Введение. От средневековья к Новому времени. Человек Нового времени. Что связывает нас с Новым временем.
Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождения. Реформация. 22 часа
Технические открытия. Выход к Мировому океану. Новые изобретения и усовершенствования. Новое в военном деле. Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Почему манили новые земли. Португалия — лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию.
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Первое кругосветное путешествие: Фернандо Магеллан. Земля — шар. Западноевропейская колонизация новых земель.
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических открытий Значение Великих географических открытий.
Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Король — наместник Бога на Земле. Королевская армия. . Система налогообложения. Единая экономическая политика. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Новое в торговле. Складывание мировых центров торговли. Банки и биржи. Мануфактура — предприятие нового типа.
Европейское общество в раннее Новое время. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство. Низшие слои населения. Борьба государства с нищими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства.
Повседневная жизнь. Главные беды — эпидемии, голод и войны. «Столетия редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в питании.
Повседневная жизнь. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Великие гуманисты Европы . Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама.
Великие гуманисты Европы. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.
Мир художественной культуры Возрождения. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир. Творчество Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Эпоха «титанов Возрождения» Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти.
Мир художественной культуры Возрождения. Своеобразие искусства Северного Возрождения: Питер Брейгель Старший. Гуманистическая личность в портретах Альбрехта Дюрера. Музыкальное искусство Западной Европы. География и особенности искусства: Испания и Голландия XVII в.
Начало реформации в Европе. Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и широкого её распространения в Европе.
Обновление христианства. Германия — родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение верой» — суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии. Пастор — протестантский проповедник.
Распространение реформации в Европе. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма».
Контрреформация . Борьба католической церкви против еретических учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель Игнатий Лойола. Цели, средства расширения власти папы римского. Тридентский собор.
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. Генрих VIII. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. Золотой век Елизаветы I — укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы I.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции.
Обобщающий урок по теме «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождения. Реформация».
Контрольная работа по теме «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождения. Реформация».
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) 12 часов
Освободительная война в Нидерландах. Особенности географического, экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Становление капиталистических отношений в стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение.
Рождение Республики Соединенных провинций. Начало освободительной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни — Амстердам.
Парламент против короля. Англия — первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Единоличное правление короля Карла I Стюарта. Противостояние короля и парламента.
Революция в Англии. Начало революции — созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия — республика
Путь к парламентской монархии. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель. Разгон Долгого парламента. Кромвель — пожизненный лорд-протектор Английской республики. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Билль о правах. Ганноверская династия. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия — владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.
Повторение, обобщение знаний по теме «Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)»
Контрольная работа по теме «Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)»
Итоговое обобщение и повторение по теме «История Нового времени».
Итоговая контрольная работа по теме «История Нового времени».
Эпоха Просвещения 10 часов
Введение. Понятие о Новом времени.
Вводное повторение: «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация»
Вводное повторение: «Первые революции Нового времени»
Входное тестирование по теме: «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Первые революции Нового времени»
Великие просветители Европы. Просветители XVIII в.- продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и теория общественного договора. Шарль Монтескьё: теория разделения властей. «О духе законов». Идеи Вольтера об общественно-политическом устройстве общества, его ценностях. Идеи Ж.-Ж. Руссо: концепция о народном суверенитете, принципы равенства и свободы в программе преобразований.
Новые экономические теории. Манифест Эпохи Просвещения. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Идеи энциклопедистов — альтернатива существующим порядкам в странах Европы.
Зарождение общественного мнения . Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке.
Мир художественной культуры Просвещения. Вера человека в собственные возможности. Д. Дефо. Д. Свифт. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден. Свидетель эпохи: Жак Луи Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения в XVIII в.
Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры.
Контрольная работа по теме «Эпоха просвещения»
Время преобразований 15 часов
На пути к индустриальной эре . Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне.
Условия промышленного переворота в Англии. Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения Корба и Модсли. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности.
Положение рабочих Англии после промышленного переворота. Появление фабричного производства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в условиях капиталистического производства. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса.
Английские колонии в Северной Америке. Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями.
Идеология американского общества. Формирование североамериканской нации. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов.
Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки.
Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Декларация независимости США. Образование США. Военные действия и создание регулярной армии. Итоги и значение Войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.
Контрольная работа по теме «Рождение американского государства»
Франция в XVIII веке. Изменения в социальной структуре, особенности формирования французской буржуазии. Особенности положения третьего сословия.
Причины и начало Французской революции. Кризис. Людовик XVI и его слабая попытка реформирования. Жак Тюрго и его программа. Начало революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию Падение Бастилии — начало революции. Деятельность Учредительного собрания. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет — герой Нового Света.
Французская революция. От монархии к республике. Версаль. Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа. Новые декреты. Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер.
Французская революция. Раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера — «якобинца без народа». Термидорианский переворот и расправа с противниками. Причины падения якобинской диктатуры.
Термидорианская реакция. Конституция 1795 г. Войны Директории. Государственный переворот 9—10 ноября 1799 г. и установление консульства. Значение Великой французской революции.
Повторение по теме: «Время преобразований»
Контрольная работа по теме «Время преобразований»
Традиционные общества Востока 6 часов
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Земля принадлежит государству. Деревенская община и её особенности в разных цивилизациях Востока. Государство — регулятор хозяйственной жизни.
Государства Востока: Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока — путь самосовершенствования.
Начало европейской колонизации. Индия. Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов.
Начало европейской колонизации. Китай.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Китай и Европа: культурное влияние.
Начало европейской колонизации. Япония. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско- японские отношения.
Контрольная работа по теме «Традиционные общества Востока»
Международные отношения в XVIII в. Итоговое повторение 4 часа
Международные отношения в XVIII вв. Европа в XVIII в. Северная война России и Дании против Швеции. Общеевропейская война — Семилетняя война, её участники, итоги и значение. Восточный вопрос. Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс.
Основные итоги Новой истории XVIII вв.
Итоговая контрольная работа за курс всеобщей истории 8 класса
Тема 1. Становление индустриального общества. (8 часов )
Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистического развития. Проблемы, порожденные модернизацией.
Индустриальная революция: достижения и проблемы.
Основные технические изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство: дороги, мосты, тоннели. Военная техника. Новые источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму. Черты монополистического капитализма.
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.
Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.
Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Наука: создание научной картины мира XIX в.
Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Развитие образования.
XIX в. в зеркале художественных изысканий.
Крах просветительских иллюзий и возникновение романтизма. От критического реализма к натурализму.
Искусство в поисках новой картины мира.
Основные художественные направления в живописи и музыке. Изобретение кинематографа.
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство.
Причины появления главных идейно-политических течений XIX в. Характеристика основных положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере.
Тема 2. Строительство новой Европы (9 часов)
Консульство и образование наполеоновской империи .
Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы консульства и империи.
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.
Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Освобождение европейских государств. Реставрация Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз.
Великобритания: сложный путь к величию и процветанию .
Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1932 г. Установление парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава.
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису .
Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г. : причины и ход. Кризис Июльской монархии.
Франция: революция 1848г. и Вторая империя.
Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания. Июльское восстание рабочих в Париже. Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III.
Германия: на пути к единству.
Экономическое и политическое развитие Германии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848 г. в Германии. Ход революции. Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Первые шаги «железного канцлера». Образование Северогерманского союза.
«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»
Экономическое и политическое развитие Италии в первой половине XIX в. Начало национально-освободительной борьбы и революция 1848 г. в Италии. Сардинское королевство – центр объединения Италии. Объединение Италии.
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна .
Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в истории.
Тема 3. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества. (6 часов).
Германская империя: Борьба за место под солнцем.
Великобритания: конец Викторианской эпохи .
Экономическое развитие и причины замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные захваты Великобритании в конце XIX в. и создание Британской колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ.
Франция: Третья республика .
Особенности экономического развития Франции в конце XIX в. – начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX в.
Италия: время реформ и колониальных захватов.
Особенности экономического развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии. Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в..
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.
Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического строя страны. Политическое и экономическое развитие Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в..
Тема 4. Две Америки (4 часа).
США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики .
Характеристика экономического и социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером и Югом. Гражданская война в США.
США: империализм и вступление в мировую политику .
Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политическое развитие США в конце XIX – начале ХХ в.
Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.
Ход национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в.
Тема 5. Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (5 часа)
Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника».
Черты традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй половине XIX в. «Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии. Особенности экономического развития Японии в XIX в. Внешняя политика японского государства во второй половине XIX в.
Китай: традиции против модернизации .
«Открытие» Китая, «опиумные войны» и их последствия. Курс на политику самоусиления. Причины поражения реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней.
Индия: насильственное разрушение традиционного общества.
Разрушение традиционного общества в Индии. Великое восстание 1857г.: война против английского господства или война за возвращение к старым традициям. Индийский национальный конгресс.
Африка: континент в эпоху перемен.
Традиционное общество. Раздел Африки. Создание ЮАС.
Тема 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (1 час)
Международные отношения: дипломатия или войны?
Причины усиления международной напряженности в конце XIX в. Шаги к войне. Создание военных блоков. Борьба мировой общественности против распространения военной угрозы. Пацифистское движение.
Итоговое повторение (1ч).
Итоги мирового развития в XIX веке – начале XX века.