программа внеурочной деятельности по истории для 10 класса
Рабочая программа кружка по истории 10 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Составлена на основе федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования по истории и в соответствии с задачами модернизации содержания образования Рабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса.
Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т.ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он пополняет и расширяет запас знаний уч-ся по истории Отечества, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т.п. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации.
Данный курс кружка дополняет и углубляет программу по истории России.
Содержание курса востребовано при изучении тем «Политический лидер» в 11 классе на уроках обществознания.
Формирование исторического мышления учащихся через изучение роли личности в истории России.
углубление знаний уч-ся об отдельных исторических деятелях России;
развитие критического мышления;
воспитание патриотизма и любви к Родине на примере жизни выдающихся людей нашей страны;
совершенствование учебно-исследовательской деятельности через семинарские занятия, разработку проектов способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;
формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию;
создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;
Методы: проблемное обучение, частично-поисковый, исследовательский.
Программа предусматривает значительное количество семинаров, призванных формировать историческое мышление учащихся, совершенствовать навыки работы с различными видами исторических источников, а также анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.
В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений :
*анализ и сопоставление фактов
*работа с учебной, научно – популярной и художественной литературой
*оформление сообщений и рефератов
*умение работать в системе Internet
Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки
*определять достоверность исторических фактов
*устанавливать последовательность, синхронность исторических событий
*сравнивать предлагаемы исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия
*высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:
*лекция с последующим опросом
*лекция с обсуждением документов
Требования к знаниям и умениям уч-ся:
учащиеся должны освоить навыки поиска, обработки, представления информации, решение познавательных и практических проблемных задач; участия в дискуссии, анализа исторических документов, определение характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление его признаков; использование ИКТ;
овладеть различными видами публичных выступлений.
оценивать деятельность исторических личностей и аргументировано представлять собственное отношение к ним.
Условия для реализации:
Занятия по изучению элективного курса проводятся в кабинете истории, имея оборудование: карты по истории России, иллюстрированный, справочный материал научную и методическую литературу, работа с Интернетом.
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Так измерителем обученности учащихся может быть:
*исторический диктант, в котором учащиеся должны уметь правильно соотнести исторический факт с указанием на доске названиями, историческую личность и ее деятельностью
*обобщающие вопросы и задания
*текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб.: Весь, 1997.
Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М.: Школа-Пресс, 2002.
Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М.: Школьная пресса, 2002.
Манько А. Выдающиеся деятели XVIII в. М,2004г.
Манько А. Выдающиеся деятели XIX в. М,2004г.
Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.
Справочник учителя истории. 5-11 классы/Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008г.. – 574с.
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Энциклопедический справочник школьника. История России. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007
Введение. Роль личности в истории
Цели и задачи курса, основные требования, выбор тем учащимися
Первые князья и их роль в становлении русского государства
Спорные вопросы появления государства у восточных славян; неизвестные страницы внутренней и внешней политики Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава
Русь во времена Владимира Святославовича
Первые усобицы. Предпосылки крещения Руси. Роль христианства в истории и культуре Руси.
Правление Ярослава Мудрого
Появление первого посменного свода законов и формирование феодальных отношений,
Роль Владимира Мономаха как реформатора и воссоздателя единства Руси
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей
От Калиты до Дмитрия Донского
Москва – центр объединения Руси и роль в этом процессе московских князей.
Сергий Радонежский – русский святой
Понять величие духовного подвига Сергия Радонежского для духовной жизни России. Проанализировать его деяния, влияние на политическое развитие Московского государства.
Иван III и образование единого государства
Создание новой системы управления государством и свержение ига.
Иван Грозный и его современники
Формирование личности Ивана Грозного, Избранная Рада и ее роль в реформировании государства, судьба членов Избранной Рады, опричнина и опричники
Феномен самозванства на Руси
Борис Годунов и Смутное время
Борис Годунов как личность и правитель.
Минин и Пожарский в истории Смуты
история Смутного времени через призму его участников; значение второго ополчения в истории Смуты; судьба его руководителей
Избрание новой династии. Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович – первые преобразования.
Никон и Аввакум в церковном расколе
Борьба светской и духовной власти. Церковная реформа. Старообрядцы.
Петр I и его современники
формирование личности Петра I ; окружение Петра; дискуссионные вопросы в истории правления Петра
Женщины на российском престоле XVIII века
Дворцовые перевороты, Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна
Золотой век Екатерины II
Личные и государственные таланты Екатерины II, эпоха «просвещённого абсолютизма» и значение реформ.
Великие полководцы и флотоводцы XVIII века
Румянцев, Потёмкин, Ушаков Ф.Ф, Суворов (на выбор учащихся)
Ломоносов и русская культура XVIII века
Вклад Ломоносова в русскую культуру XVIII века
От Болотникова до Пугачёва
Общее и различное в социальных движениях XVIII века, роль личности руководителя и влияние этих движений на ход истории.
Александр 1- несостоявшийся реформатор
Анализ личности императора и его реформаторской несостоятельности через анализ документов и мнения современников.
Кутузов и Отечественная война 1812 года
Великий полководческий талант Кутузова и его ученики.
Трагедия семей декабристов
Страницы декабристского движения, судьбы участников восстания декабристов, казнь декабристов, ссылка в Сибирь, история жен декабристов
Россия при Николае I
Попытка укрепить империю через усиление цензуры. Теория «официальной народности» как ответ на рост революционных настроений.
Славянофилы и западники – спор о будущем России
Дискуссия о заслугах и недостатках либерализма в России. Современная оценка этого течения общественной мысли.
Крымская война и судьба России
Слава и горечь Севастополя. Заслуги Нахимова. Корнилова и Истомина в Крымской войне.
Судьбы реформаторов в России 1 пол.19 века
Сперанский М.М., Новосильцев Н.Н.,Аракчеев А.А. Канкрин Е.Ф. (на выбор учащихся)
Золотой век русской культуры и её представители
Основные достижения русской культуры 1 пол.19 века, эпоха классицизма и романтизма. Наиболее яркие представители.
Александр II и эпоха великих реформ
Историческая необходимость отмены крепостного права и личное мужество императора при проведении реформ.
Народники в судьбе России
Три течения народников и их программы. Роль главных идеологов. Влияние краха народничества на революционное движение.
Рабочий класс и рабочее движение. Плеханов и Ленин.
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории «Хронограф» (10-11 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории «Хронограф» (10-11 классы)
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по истории «Хронограф» (10-11 классы)»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Высококолковская средняя школа имени Героя Советского Союза А.М. Матросова муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области
Гайкян Татьяна Федоровна,
учитель истории и обществознания
Рабочая программа по внеурочной деятельности
-Перечень нормативно-правовых документов
Примерная программа внеурочной деятельности разработана в рамках реализации проекта «Разработка Требований к структуре основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами»; ФГОС основного общего образования утверждён Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897.
— образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
2. Общая характеристика курса «Хронограф»
-Краткая характеристика курса
Познавательный аспект деятельности-обязательный компонент любого вида деятельности.
Главной целью социального направления внеурочной деятельности учащихся является удовлетворение познавательных потребностей учащихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана. Основные направления работы проявляются в усвоение теоретических знаний; и в формирование практических навыков. Используются следующие формы и методы работы: словесные, наглядные, практические; проектно-исследовательская деятельность; активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления, использование Интернет.
В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, намечаются объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.
В зависимости от содержания занятий форма учебной работы может быть: лекционной (обзорные беседы, доклады педагога и учащихся); семинарской (обучение навыкам по сбору исторического материала; научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов); оформительской (создание презентаций, проектов).
-Потенциал учебного предмета
Предмет курса позволяет развивать такие компетенции как общекультурные, ценностно-смысловые, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.
При изучении курса возможна интеграция с другими предметами учебного плана.
3. Описание места курса «Хронограф» в учебном плане
Программа курса составлена для учащихся школы на 1 год обучения (68 часов). На занятия отводится 2 часа в неделю. Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков. Занятия для каждого учащегося дают больше возможностей для творческого развития личности.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса
Результатом изучения исторических деятелей является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения относятся следующие убеждения и качества:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты включают:
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
— умения изучать и систематизировать информацию;
— готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
5. Содержание курса
5.1 История в лицах IX-XVIII в.(34 ч)
Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.
Тема 1. Древняя Русь (5 часов).
Княгиня Ольга (890(?)-969): «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Владимир Святославович (?-1015). Новгородский князь. Борьба за Киев. Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Крещение Руси.
Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1053-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям».
Святослав Игоревич (941(?)-972). Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Владимир Святославович (?-972) Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый (978-1054) Оборона от печенегов. Владимир Мономах (1053-1125). Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любеческий съезд 1097 г.
Тема 2. Русь удельная (2 часа).
Обособление Северо-Восточной Руси Юрий Долгорукий (1090(?)-1157). Князь Ростово-Суздальский: распространение христианства, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей Боголюбский (11(?)- 174). Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо (1154-1212). «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.
Защитники Отечества. Александр Невский (1220(?)-1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская епископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат.
Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы (5 часов).
«Деятели Руси ХIV-ХV вв.». Дмитрий Донской (1350-1389). Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.
«Роль церковных иерархов в объединении Руси». Власть и церковь на Руси Х1У-ХУ веков. Митрополит Петр (?-1336). Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание. Митрополит Алексей (1293(?)-1378). Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой, привилегии церкви. Основание Чудова монастыря. Канонизация.
«Основатели Соловецкого монастыря». Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря.
«Иосифляне и нестяжатели». Нил Сорский (1433(?)-1503). Николай Майков. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, паломничество. Основание скита. Нравственное учение. «Нестяжательство». Иосиф Волоцкий (1439(?)-1515). Детство и юность Ивана Санина. Постриг. Настоятель Боровского монастыря. Основание Волоколамского монастыря. Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями. Канонизация.
Тема 4. Россия XVI века (5 часов).
«Избранная рада». Сущность Избранной рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф. Адашев (1530(?)-1561). Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр (?-ок. 1566). Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг. А. Курбский (1528-1583).
Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.
Иван Грозный (1530-1584) детство, отрочество: формирование личности. Ре формы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.
«Начало освоения Сибири». Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович (1497-1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Строгановская школа иконописи. Уникальность династии. Ермак Тимофеевич (7-1585). Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана.
Тема 5. Россия периода Смуты (4 часа).
Тема 6. Россия в XVII веке (5 часов).
«Первые Романовы на Российском престоле». Михаил Федорович (1596-1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.
«Предтеча преобразователя». А. Л. Ордин-Нащокин (1607(?)-1680). Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности.
«Добрые люди Древней Руси». Ульяния Осорьина (Лазаревская) (?- 1604). «Житие»: происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношения с крепостными. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625-1673). Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочестия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу.
Тема 7. Россия в XVIII веке (7 ч.)
Начало правления и реформы Петра I. Причины борьбы за пре стол в 70—80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Пер вые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворян. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного /правления. Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором.
Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Пет ровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его по следствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветите ли. Приближенные Екатерины II. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования; деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины П.Структура местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отношению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота городам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.
Источники по истории и культуре России (1 часа).
Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.
Тема 1. Культура Древней Руси (5 час).
Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры. Древнерусские храмы. Мозаика, фрески.
Тема 2. Древнерусские княжества в XII – середине XV века (7 час).
Православная церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития (Новгородской земли, Владимиро-Суздальского и других княжеств.)
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII- середине XV веков. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».
Тема 3. Культура народов Российского государства во второй половине XV– конце XVI веков (7 час).
Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества. Перестройка Кремля в Москве. Успенский и Благовещенский соборы Московского кремля, Грановитая палата. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор (храм Василия Блаженного). Расцвет русской фресковой живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Тема 4. Культура России XVII века (6 час).
Особенности русской традиционной культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре семнадцатого века. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. Церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко). Теремной дворец Кремля. Дворец в селе Коломенском.
Русская монументальная живопись семнадцатого века. Портретная живопись (парсуны). Симон Ушаков. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно- греко-латинская академия.
Тема 5. Российская культура XVIII века (8 час).
Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в восемнадцатом веке. Особенности Российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Феофан Прокопович, Н.И. Новиков, А.Н.Радищев, Н.М.Карамзин, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.
Основание Академии наук и Московского университета. И.И.Шувалов, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой. Деятельность Вольного экономического общества.
Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи и скульптуре восемнадцатого века. Архитекторы А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, И.Е.Старов, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Растрелли. Художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Скульпторы К.Б.Растрелли, Ф.И.Шубин.
Зарождение профессионального театра. Ф.Г.Волков. Развитие музыкального искусства. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.
6. Тематическое планирование по внеурочной деятельности курса «Хронограф» в 8 классе на 2015-2016 учебный год