программа тренинга коммуникативных навыков

Программа тренинга по развитию коммуникативной компетентности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МАОУ «Средняя школа-интернат № 1 имени В.П. Синякова»

Тренинг развития коммуникативной компетентности

у учащихся 5-6 классов

Педагог-психолог Губина Ю.В

Одной из ключевых задач школы является воспитание культурной, творческой личности, способной найти свое место в постоянно меняющейся действительности. Знания и умения, которые ученик приобретает в процессе обучения и воспитания являются средствами, пригодными к использованию в предстоящих видах деятельности. Немалое значение любой сфере деятельности имеют коммуникативные способности, знания, умения и навыки, называемые коммуникативной компетентностью.

Являясь значимым компонентом развития и становления личности, коммуникативная компетентность способствует полноценной реализации приобретенных знаний, умений и навыков, полученных в образовательном учреждении. Следовательно, ее формирование и развитие является одной из главных задач учебно-воспитательного процесса.

Выделяются следующие компоненты коммуникативной компетентности:

— когнитивный, который связан с познавательными процессами личности, формированием специфических и общекультурных знаний;

— мотивационно-ценностный, подразумевающий ориентированность личности на потребности и ценности:

— рефлексивный компонент, который отражает интерес к самоанализу коммуникации и отвечает за осознание и рациональное объяснение чувств, эмоций, возникающих при общении.

— перцептивный, предполагающий познание людьми друг друга на основе процесса восприятия, соотнесения обнаруженных характеристик с особенностями собственной личности, оценку ситуации, интерпретацию и прогнозирование на этой основе поступков собеседника;

— речевой, который характеризуется адекватным обменом информацией с учетом соответствующих норм и образцов поведения, подразумевает адекватное применение средств невербального общения и выбор языковых средств, доступных для собеседника, располагающие манеры общения и голос;

— интерактивно-практический, раскрывающийся через адекватную постановку целей общения и эффективность их выполнения, соотношение рационального и эмоционального в общении, умение занимать адекватную ролевую позицию, оказывать поддержку, конструктивно разрешать коммуникативные конфликты.

Целью тренинга является развитие коммуникативной компетентности у учащихся 5-6 классов.

— актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков для каждого участника, сформировать представление о личностных качествах, способствующих эффективному общению;

— познакомить участников с видами средств, используемых в процессе коммуникации;

— предоставить участникам возможность проигрывания ситуаций, вызывающих затруднения в процессе коммуникации;

— дать участникам возможность рефлексивного осмысления и обсуждения эмоций и чувств, связанных с коммуникацией;

— предложить модель конструктивного взаимодействия с людьми в трудных ситуациях и сформировать необходимые умения такого взаимодействия.

Для достижения поставленной цели используется, прежде всего, игровой метод, позволяющий участникам получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в рассматриваемых ситуациях.

Программа тренинга включает в себя 8 занятий продолжительностью 60 минут. Встречи проводятся раз в неделю в группе от 10 до 12 человек.

Источник

Тренинг развития коммуникативных навыков

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тренинг развития коммуникативных навыков

Тема тренинга: «Мы умеем общаться»

Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков, сплочение группы, формирование конструктивных форм общения подростков.

– развитие коммуникативных навыков подростков;

– создание положительного эмоционального фона в группе;

– сплочение группы детей;

– преодоление коммуникативных барьеров;

– развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми.

Занятие № 1 «Мы начинаем»

Общение является неотъемлемой частью жизни каждого человека. При помощи него мы получаем, передаем различного рода информацию, взаимодействуем с другими людьми, развиваемся. Общение должно приносить радость и удовольствие, но, к сожалению, бывает и наоборот. Это связано с тем, что мы не всегда можем правильно и четко выразить свои мысли и чувства, стесняемся или не умеем налаживать новые контакты, то есть не умеем правильно общаться, что впоследствии может существенно усложнить нашу жизнь. Этот тренинг направлен на предотвращение развития этой проблемы, в ходе него мы будем развивать наши коммуникативные навыки, учиться правильно и конструктивно взаимодействовать с людьми. Итак, приступим.

1. «Здравствуй, я рад познакомиться!»

Цель : Создание групповой атмосферы: знакомство участников.

Время проведения: 10 мин.

Содержание : Участникам предлагается сделать себе визитку, т.е. указать на карточке своё имя, которым они будут пользоваться на протяжении всех занятий. При этом можно взять себе любое имя: своё настоящее; игровое имя; имя своего хорошего знакомого. Предоставляется полная свобода выбора. Затем нужно прикрепить свою визитку на одежду. В дальнейшем на всём протяжении занятий участники будут обращаться друг к другу по этим именам.

Обсуждение: по очереди каждый из участников представится и скажет о себе несколько слов, что он ожидает от занятий [10].

Цель: Выработка основных правил работы в тренинговой группе.

Время проведения: 7 мин.

Содержание : После того как участники познакомились, ведущий предлагает им правила работы в группе. Они их внимательно прочитывают и если все правила принимаются, то утверждают их. Если же участникам не нравиться какое-либо правило, то они обосновывают своё недовольство и предлагают своё правило. Так же участники могут просто дополнить предложенные ведущим правила.

Не оцениваем друг друга.

Уважение к говорящему.

Активное участие в происходящем.

Искренность в общении.

Как можно больше контактов и общения с различными людьми.

3.Игра «Поменяйтесь местами»

Цель: сплочение группы, нахождение общего среди участников.

Время проведения: 10 мин.

Цель: сплочение группы, создание положительного настроя.

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается «проворачивание шарниров» – изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар[3].

Время проведения : 5 мин.

Получение обратной связи. Ответы на вопрос: «Какое настроение у участников?», «Менялось ли оно в ходе упражнений?», «Что понравилось в занятии?», «Что не понравилось?».

Ритуал прощания. Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие № 2 «Устанавливаем контакт»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Цель : создание положительного настроя на работу

Время проведения: 5 мин.

Каждый участник группы (по кругу) встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т. д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест [9].

Цель: Игра способствует развитию навыка распределения внимания, умения устанавливать контакт с окружающими.

Время проведения: 15 мин.

Содержание: Игра проводится в несколько этапов. Одно из главных условий – играть молча.

1 этап: Все участники встают в круг. В руках у ведущего – мяч. Он бросает его кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймает мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т. д. Задача играющих – поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол.

2 этап: Игра проводится точно так же, как и на первом этапе, только ведущий вводит еще один дополнительный мяч, тем самым усложняя проведение игры.

Примечание: В очень сплоченной аудитории (или в группе
школьников) можно использовать вариант, когда количество мячей соответствует количеству играющих [9].

Цель: развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.

Время проведения : 10 мин

Содержание: Выполняется в парах. «У вас есть 20 минут, в течение которых вам необходимо взять друг у друга интервью. Вы должны как можно больше узнать о своем партнере: его жизни, интересах, ценностях, важных жизненных событиях, чтобы как можно точнее составить представление о данном человеке» [5].

Цель: отработка навыка невербального общения

Время проведения : 10 мин.

Время проведения: 5 мин.

Получение обратной связи Ответы на вопрос: «Какое настроение у участников?», «Что понравилось в занятии?», «Что не понравилось?».

Занятие № 3. «Вместе мы сильнее»

Цель: сплочение группы.

Цель: раскрепощение участников.

Время проведения : 10 мин.

Инструкция: Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).

Возможная модификация: скорость движения атомов и собранных молекул зависит от температуры окружающей среды. Если тренер называет отрицательную температуру, движение замедляется или даже останавливается, при повышение – ускоряется [1].

Цель: сплочение коллектива на эмоциональном уровне.

Время проведения: 10-18 мин.

Содержание: Все собираются тесной кучей вокруг ведущего. Когда он говорит «начали», закрывают глаза и начинают двигаться хаотичным образом в разные стороны, стараясь при этом ни на кого не наступить. При этом участники жужжат как пчёлы. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши. Все должны замолчать и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. Не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками необходимо попробовать выстроится в круг. Это должно происходить в полной тишине. Когда все участники заняли свои места и остановятся, ведущий хлопает в ладоши три раза, они открывают глаза и смотрят, какую фигуру удалось построить [7].

Цель: повышение сплоченности группы.

Время проведения : 5 минут.

Содержание: Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан, как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений)[ 2 ].

Цель: развитие доверительных отношений.

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Участники разбиваются на пары.

В помещении, где проходят занятия, расставляются стулья на расстоянии полутора-двух метров друг от друга.

«Один из участников пары закроет глаза как будто он слепой, а другой будет поводырем. Его задача провести партнера по комнате между расставленными стульями. (В некоторых случаях, если помещение, где проходят занятия, позволяет, можно предложить участникам группы выйти в коридор спуститься — подняться по лестнице и т. д.) После того как вы пройдете весь путь и вернетесь туда, откуда начинали, поменяйтесь ролями» [11].

Цель : рефлексия всего тренинга.

Участникам предлагается завершить фразу «Сегодня я…, сегодня мне…».

Занятие № 4 «Я тебя понимаю»

Цель: создание доверительных отношений и развитие навыков общения.

Цель: разминка, групповое взаимодействие, сплочение группы.

Время проведения: 5 мин.

Содержание: Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного. А теперь – по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.) В конце упражнение задание поделиться на тройки по тем признакам, которые присутствуют в группе [8].

Цель: опыт преодоления недоверия и страха. Опыт доверительного отношения и поддержки.

Время проведения: 10 мин.

Цель: развитие умения «чувствовать» окружающих.

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Процедура такова: участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток [4].

5. « Молчащее и говорящее зеркало»

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения понять собеседника.

Время проведения: 15 мин.

Содержание: Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет «смотреть в зеркало».

– Твоя задача только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два «зеркала», разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе «зеркало» – говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».

После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает «зеркалам» более подробную инструкцию:

5. «Аплодисменты по кругу»

Цель: рефлексия тренинга.

Время проведения : 5мин.

Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнёра. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче [6].

Занятие № 5 «Только без слов»

Цель: развитие навыков невербального общения.

Цель: создание положительного настроя на работу.

Время проведения: 5 мин.

Содержание: Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика, остановка музыки, хлопок и т.д.) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику. Это может быть комплемент или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном: «Как я рада Вас видеть!», «Какой замечательный сегодня день!» и др.[9].

Цель: развитие навыков невербального общения.

Время проведения: 10-15 мин.

Цель: развитие умения «чувствовать» окружающих.

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Процедура такова: участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток [4].

Цель: развитие навыков невербального общения.

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Участники садятся в круг. «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось».

5. «Аплодисменты по кругу»

Цель: рефлексия тренинга.

Время проведения : 5мин.

Содержание: Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнёра. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче [6].

Список используемых источников

Анн Л.Ф. психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с.

Бука Т. Л., Митрофанова М. Л. Психологический тренинг / Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – Минск: ЗАО «Веды», 2004. – 136 с.

Вачков И.В. Методы педагогического тренинга в школе: лекции 6-8 / И.В. Вачков. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 32 с.

Глазков Д.Б. Упражнение «Доверяющее падение» / Д.Б. Глазков / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.eltuicia.ru/uprazhnenie-doveryayushhee-padenie.html

Горбичева А.А. Методическая разработка занятия с элементами тренинга «Знакомство» / А.А. Горбичева / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_s_elementami_treninga_znakomstvo-20751.htm

Епиченко Г.Ю. Путешествие в Страну Добрых Отношений / Г.Ю. Епиченко / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://refdb.ru/look/1669300-p3.html

Карина О.В., Киселева М. А., Шустова Н. Е. Тренинг успешности социально-психологических взаимодействий: учебно-методич. пособие для студентов психол. ф-тов / О. В. Карина, М. А. Киселева, Н. Е. Шустова. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2007. – 92 с.

Лейбман И.Я. Связанные одной целью / И.Я. Лейбман / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200401306

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – Спб.: Издательство «Речь», 2005. – 190 с.

Максимова М. В. Конспект занятия по психологии на тему: «Введение в мир профессий» / М.В. Максимова / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://doc4web.ru/pedagogika/konspekt-zanyatiya-po-psihologii-na-temu-vvedenie-v-mir-professi.html

Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге / Н.Ю. Хрящева / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.psyinst.ru/library.php?id=1520∂=article

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 272 с.

Источник

Программа и содержание тренинга коммуникативной компетентности

Цель тренинга: Повышение эффективности взаимодействия с деловыми партнерами. Задачи:

1) Освоение концепции коммуникативной компетентности;

2) Отработка навыков активного слушания:

3) Отработка одной из техник снижения эмоционального напряжения – вербализации эмоциональных состояний;

4) Отработка навыков вступления в контакт с использованием располагающих к контакту невербальных сигналов.

Количество участников: 10 – 12 человек

Продолжительность тренинга: 2 дня (16 часов)

10.00 – 11.10 Знакомство, правила

Цель для участников: узнать имена друг друга и получить первое представление о личностных качествах каждого.

Дополнительная цель тренера: произвести первую приблизительную диагностику коммуникативных умений участников и их личностных качеств.

Тренер занимает в кругу то место, которое удобно для него.

Тренер произносит: «Итак, давайте начнем. Наш тренинг называется «тренинг коммуникативной компетентности». Каждый из присутствующих должен назвать свое имя. А после этого скажет, что в нем или его личности помогает ему в деловом общении с другими людьми, а что мешает. При этом важно говорить не о внешних обстоятельствах, а о собственных качествах. Итак, каждый называет два своих качества, а прежде чем каждый из них будет говорить о себе, он должен повторить слова соседа справа». Во время представления участники раскрывают и те качества, которых они отнюдь не называют вслух.

Далее участникам предлагается договориться о правилах поведения на тренинге. Можно предложить участникам ввести дополнительно свои нормы. Тренер интересуется, все ли согласны с предложенными правилами.

После этого уточняются ожидания каждого из участников от этого тренинга (что вы ждете от тренинга, что должно измениться после него).

11.20 – 13.00 Отработка техники повторения

Тренер предлагает ознакомиться с определениями делового взаимодействия, деловой беседы, коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и коммуникативных техник. После этого предлагается сконцентрироваться на первой группе умений – на активном слушании. На доске тренер зарисовывает схему техник активного слушания (приложение 1). И переходит к отработке первой технике активного слушания – технике повторения.

Цель: отработка умения дословно повторять сказанное партнером.

Участникам предлагают сыграть в детектив, в котором каждый будет автором этого детектива. Тренер придумывает первую фразу, например : «Рано утром мисс Марпл услышала телефонный звонок»,после чего передает мяч одному из участников, который должен будет продолжить сочинять этот детектив. Но прежде чем произнести следующую фразу он должен точно повторить то, что сказал тренер. Следующий участник должен будет повторить то, что сказал предыдущий, а затем произнести свою фразу.

После того как упражнение будет выполнено, тренер переходит к обсуждению упражнения:

Далее участникам предлагается обратиться к раздаточным материалам (приложение 2) и обсудить значимость техники повторения.

Упражнение: участники делятся на пары. Один из партнеров произносит определенные тезисы (на любую тему), а задача другого – вставить цитаты из высказываний партнера в собственные фразы. Затем они меняются ролями.

Далее обсуждение того, как получилось упражнение, что вызывало трудности и предложение совместно выделить преимущества умения дословно повторять сказанное партнером.

13.15 – 15.00 Отработка техники перефразирования

Цель: отработка умения передавать суть сказанного своими словами.

— Каким должно быть перефразирование, чтобы оно наиболее точно отражало суть первоначального текста?

После обсуждения предлагается обратиться к раздаточным материалам (приложение 3) и поговорить о том, что дает нам умение перефразировать сказанное партнером.

Ролевая игра « В чем дело? »

Участникам предлагается разделиться на три группы, каждая из которых должна придумать проблемную ситуацию. Группа должна сообщить участнику из другой группы определенное неприятное для него известие. Например, сообщить, что в проектную команду будет включен не он, а другой кандидат. Задача партнера: добиться максимально полного понимания позиции своего собеседника. Он должен стараться сделать это с помощью техник перефразирования и повторения.

После предполагается обсуждение результатов, трудностей и ощущений от игры.

перерыв 15.00 – 16.00

16.00 – 17.40 Отработка техники интерпретации

Цель: отработка умения формулировать свои предположения о причинах или целях высказывания партнера.

Участникам предлагается потренироваться в умении формулировать пробные гипотезы. Один из участников должен рассказать о каком-то своем поступке, возможно, о таком, который он сам до конца не понимает. Затем каждый из участников может задать ему пробный вопрос, который будет начинаться со слов : «А может быть, что ты…».Когда участник почувствует, что его правильно поняли, сессия интерпретаций закончится.

— Какие вопросы были наиболее удачными для прояснения причин или целей высказывания другого человека?

Участники обращаются к раздаточным материалам (приложение 4). Далее предлагается разделиться на тройки, где один из участников будет супервизором, другой – оператором, а третий – «жалобщиком». Задача участников – использовать технику интерпретации. После этого все снова садятся в круг и обсуждают, что получилось, а что – нет.

17.40 – 18.00 Подведение итогов дня

Тренер кратко перечисляет все техники, отработкой которых участники занимались в течение дня. Затем предлагает всем поделиться впечатлениями:

10.00 – 11.30 Развитие способности задавать открытые вопросы

Цель: предоставить возможность убедиться в ценности открытых вопросов для понимания партнера.

Суть игры заключатся в том, что участники путем задавания открытых вопросов должны отгадать некий объективный признак (пум-пум-пум), имеющийся у некоторых членов группы, загаданный ведущим. Нельзя задавать только один вопрос: «Что такое пум-пум-пум?».

После окончания упражнения тренер задает вопрос о том, какие преимущества и недостатки открытых вопросов. Результаты обсуждения можно представить в виде схемы на доске.

Далее участникам предлагается раздаточный материал, в котором описаны все нюансы задавания вопросов (приложение 5 ). Возможно, для большей структурированности тренеру стоит дать классификацию вопросов (закрытые, открытые и альтернативные).

Ролевая игра «Претендент»

Среди участников выбирается претендент на работу в агенстве, а остальные члены группы являются как бы нанимателями на работу. Задача участников, играющих роль менеджеров по персоналу, путем задавания открытых вопросов установить истинные мотивы поступления претендента в данную организацию.

После окончания игры участники обсуждают итоги игры. Как правило, выясняется, что наиболее информативны открытые и нейтральные вопросы.

11.45 – 13.15 Отработка техник малого разговора

Тренер выбирает нескольких участников, с каждым из которых заводит с ним малый разговор, используя техники малого разговора (цитирование партнера, позитивные констатации информирование, интересный рассказ).

После этого предлагает группе проанализировать эти примеры малого разговора и выделить приемы, которые помогают разговорить и расположить партнера (результаты записывает на флип-чарте).

Далее тренер рассказывает, на какие элементы подразделяется малый разговор, какие ошибки могут возникнуть в связи с этим и как их избежать. Раздает материалы, которыми можно будет воспользоваться при выполнении следующего задания (приложение 6).

Предлагается выполнение следующего упражнения:

Участники должны разделиться на группы (группа позитивных констатаций, группа информирования, группа интересного рассказа и группа цитирования). Каждая из групп должна выбрать себе целевую персону из противоположной группы и подготовить сценарий малого разговора с ней в своей технике. Через минут 15 начинаются презентации.

После окончания разговора тренер задает вопросы целевой персоне:

«Был ли этот разговор приятным и интересным для тебя?»,

«Хотелось ли продолжить разговор?»

«Что именно было интересным и приятным?»

После чего предлагает подвести итог: «Что помогает расположить партнера к беседе?».

14.15 – 15.45 Отработка техники вербализации чувств

Упражнение «Почтительная вербализация»

Цель: развитие умения использовать более почтительные формулировки для вербализации эмоциональных состояний.

Участники объединяются в пары по кругу. Те, кто в паре сидят справа, будут нападающими. Те, кто слева – регулирующими напряжение (их задача – снизить напряжение с помощью почтительной вербализации чувств). Каждой паре дается несколько минут на подготовку, после чего каждая пара должна по очереди должны продемонстрировать свои сценки. После окончания сценки тренер спрашивает у группы, было ли это сделано почтительно, эффективно.

После окончания упражнения тренер обсуждает с группой, какие формулировки оказались наиболее эффективными и записывает их на доске.

Далее тренер раздает материалы с менее ( и более) уважительными формулировками для вербализации чувств (приложение 7).

Упражнение «Расслоение по полюсам»

Для выполнения упражнения понадобится два ведущих, которые должны будут по наблюдаемым признакам определять личностные свойства других людей. Ведущие выйдут из комнаты на несколько минут, а когда вернуться будет сформировано две группы людей, представляющих два полюса (два полярных качества), например: чрезмерно осторожные – опрометчивые/ агрессивные – податливые и т.д. Задача ведущих – дать обеим группам какие-то задания. Надо придумать такие задания, чтобы их выполняли всей командой, и по тому, как команды будут выполнять задания, ведущие смогут понять, в чем различие между ними.

После выполнения упражнения группа обсуждает то, что получилось.

16.00 – 17.30 Невербальные компоненты общения

Стоит поднять в группе вопрос о значении невербальных компонентов общения. Участников просят перечислить невербальные компоненты общения. После этого тренер предлагает тому, кто хочет, поделиться своим личным опытом и вспомнить какие-либо ситуации, в которых очевидно проявлялась бы значимость данного компонента общения.

Затем тренер должен сказать что-то обоснованное и практически важное о том, какие невербальные сигналы важны в активном слушании. Тренер предлагает участникам рассмотреть фазы деловой беседы: вступление в контакт, ориентация в проблеме, обсуждение и решение. На фазе вступления в контакт очень важны невербальные компоненты общения. Участникам раздаются материалы (приложение 8).

После упражнения в кругу участники, как правило, сначала обсуждают, что получилось и что не получилось. Резюмируя, группа беседует о том, что установить контакт помогают такие сигналы, как улыбка, взгляд в глаза, ассиметричная поза, наклон вперёд, оптимальная для партнёров дистанция. Отсутствие их вызывает дискомфорт и затрудняет контакт.

17.30 – 18.00 Подведение итогов

Тренер благодарит группу за совместную работу и делится своими впечатлениями о процессе работы с данной группой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *