программа по истории для техникумов

Программа по истории для студентов колледжа

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Программа учебной дисциплины «История» разработана по специальностям среднего профессионального образования ( далее СПО):

31.02.02 «Акушерское дело»

Организация-разработчик: СПб ГБПОУ «Акушерский колледж»

Разработчик: Артемьева Светлана Геннадьевна – кандидат исторических наук, преподаватель высшей квалификационной категории.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ С ОСНОВАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Область применения программы

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Содержание учебного материала для учреждений НПО и СПО структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:

31.02.02 «Акушерское дело»

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

1. Учебная дисциплина «История» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «История» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «История» — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;

дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

определять историческое значение явлений и событий прошлого;

устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

основные исторические термины и даты;

Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

готовность к служению Отечеству, его защите;

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

-самостоятельная внеаудиторная работа – 59 часов.

. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе практические занятия

Самостоятельная внеаудиторная работа

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

Система исторического образования в России должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности.

Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление молодежи.

Содержание учебной дисциплины «История» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста.

Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире.

Принципиальные оценки ключевых исторических событий опираются на положения Историко-культурного стандарта (ИКС), в котором сформулированы основные подходы к преподаванию отечественной истории, представлен перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а также список «трудных вопросов истории».

При отборе содержания учебной дисциплины «История» учитывались следующие принципы:

многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;

направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;

внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;

акцент на сравнении процессов, происходивших в различных странах, показ общеисторических тенденций и специфики отдельных стран;

ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.

Основой учебной дисциплины «История» являются содержательные линии: историческое время, историческое пространство и историческое движение. В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» они представлены как сквозные содержательные линии:

эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений;

процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей;

образование и развитие государственности в последовательной смене форм и типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы;

социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями;

эволюция международных отношений;

развитие культуры разных стран и народов.

Содержание учебной дисциплины «История» разработано с ориентацией на профили профессионального образования, в рамках которых студенты осваивают профессии СПО и специальности СПО ФГОС среднего профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

При освоении профессий СПО, специальностей СПО технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей история изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.

При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля история изучается более углубленно. Содержание, профессионально значимое для освоения специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования, выделено в программе курсивом.

В процессе изучения истории рекомендуется посещение: исторических и культурных центров городов и поселений (архитектурных комплексов кремлей, замков и дворцов, городских кварталов и т. п.);

исторических, краеведческих, этнографических, историко-литературных, художественных и других музеев (в том числе музеев под открытым небом);

мест археологических раскопок.

Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение обучающимися практических заданий, индивидуальных проектов, подготовка рефератов (докладов).

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «История» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

Тема 1. Введение в историю. История как наука.

Раздел II . Древнейшая стадия истории человечества

Первобытный мир. Происхождение человека.

Самостоятельная внеаудиторная работа № 1 (2 часа)

Археологические памятники палеолита на территории России.

Работа с контурной картой

Раздел III . Цивилизации Древнего мира

Тема 1. Цивилизации Древнего Востока.

Древнейшие государства. Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. Специфика древнеегипетской цивилизации. Города-государства Шумера. Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Финикийцы и их достижения. Древние евреи в Палестине. Хараппская цивилизация Индии. Индия под властью ариев. Зарождение древнекитайской цивилизации.

Великие державы Древнего Востока. Предпосылки складывания великих держав, их особенности. Последствия появления великих держав. Хеттское царство. Ассирийская военная держава. Урарту. Мидийско-Персидская держава — крупнейшее государство Древнего Востока. Государства Индии. Объединение Китая. Империи Цинь и Хань.

Тема 2. Древняя Греция и Рим.

Великое переселение народов и падение Западной Римской империи.

Самостоятельная внеаудиторная работа № 2 (2 часа)

Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной.

Тема 3. Повторение и обобщение по теме «Цивилизации Древнего мира»

Раздел IV . Цивилизации Запада и Востока в Средние века

Тема 1. Раннее средневековье.

Феодальный замок. Рыцари, рыцарская культура.

Самостоятельная внеаудиторная работа № 3 (3 часа)

Сочинение по заданной теме

Тема 3. Византийская империя.

Тема 4. Возникновение ислама. Арабский халифат. Повторение и обобщение по теме «Цивилизации Запада и Востока в Средние века».

Самостоятельная внеаудиторная работа № 4 (2 часа)

Западная Европа, Византия, Русь в Средние века

Составление тестовых заданий

Раздел V . От Древней Руси к Российскому государству

Тема 1. Введение в историю России. Восточные славяне. Первые русские князья.

Монастыри. Распространение культуры и письменности

Тема 2. Государственное устройство Древней Руси. Начало раздробленности на Руси.

Раздробленность на Руси. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Новгородская земля. Владимиро-Суздальское княжество. Зарождение стремления к объединению русских земель.

Самостоятельная внеаудиторная работа № 5 (2 часа)

Составление генеалогического древа династии Рюриковичей

Тема 3. Нашествие монголо-татар. Монголо-татарское иго. Вторжение шведов и немцев.

Тема 4. Объединение русских земель вокруг Москвы.

Самостоятельная внеаудиторная работа № 6 (3 часа)

От Древней Руси к Московскому царству

Реферат по заданной теме

Раздел VI . Россия в ХVI—ХVII веках: от великого княжества к царству

Тема 1. Правление Ивана IV Грозного.

Учреждение патриаршества. Закрепощение крестьян.

Тема 2. Смутное время.

Смутное время начала XVII века. Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Оборона Смоленска. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского.

Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.

Самостоятельная внеаудиторная работа № 7 (2 часа)

России в Х VI – Х VII веках

Ответ на контрольные вопросы

Тема 3. Россия в XVII в. Первые Романовы на российском престоле.

Раздел VII . С траны Запада и Востока в ХVI—ХVIII веках

Тема 1. Новое время. Великие географические открытия. Становление индустриального общества.

Самостоятельная внеаудиторная работа № 8 (2 часа)

Страны Европы в Х VI – Х VIII веке

Конспект на тему «Открытия в науке и технике»

Тема 2. Реформация и Контрреформация в Европе. Эпоха Возрождения.

Высокое Возрождение в Италии. Искусство стран Северного Возрождения.

Тема 4. Эпоха Просвещения. Повторение и обобщение по теме « С траны Запада и Востока в ХVI—ХVIII веках».

Развитие европейской культуры и науки в XVII—XVIII веках. Эпоха просвещения. Новые художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Крупнейшие писатели, художники, композиторы. Просвещение: эпоха и идеология. Развитие науки, важнейшие достижения. Идеология Просвещения и значение ее распространения. Учение о естественном праве и общественном договоре. Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо.

Самостоятельная внеаудиторная работа № 9 (2 часа)

Страны Европы в Х VI – Х VIII веке

Составление плана и тезисов ответа

Раздел VIII . Россия в конце ХVII—ХVIII веков: от царства к империи

Тема 1. Эпоха петровских преобразований. Северная война (1700-1721 гг.).

Тема 2. Эпоха «дворцовых переворотов» (1725-1801 гг.).

Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения. Развитие промышленности и торговли во второй четверти — конце ХVIII века. Рост помещичьего землевладения. Основные сословия российского общества, их положение. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е.И. Пугачева и его значение.

Культура Руси конца X VI —XVII веков. Книгопечатание (И. Федоров). Публицистика. Зодчество (шатровые храмы). «Домострой». Культура XVII века. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Зодчество: основные стили и памятники.

Самостоятельная внеаудиторная работа № 10 (2 часа)

Экономическое развитие России в Х VI – Х VIII веках

Составление кроссворда по теме «Экономическое развитие; аграрное производство; крепостничество. Особенности развития мануфактурного и мелкотоварного производства»

Тема 5. Повторение и обобщение по теме «Россия в конце ХVII—ХVIII веков: от царства к империи».

Раздел IX . Становление индустриальной цивилизации

Тема 1. Индустриальная революция. Общество индустриальной эпохи.

Промышленный переворот и его последствия. Промышленный переворот (промышленная революция), его причины и последствия. Важнейшие изобретения.

Тема 2. Мир в XIX в.

Раздел X . Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

Тема 1. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

Раздел XI . Российская империя в ХIХ веке

Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах.

Движение декабристов. Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П.И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н.М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.

Самостоятельная внеаудиторная работа № 11 (8 часов)

Россия в Х I Х веке

Доклад по теме «Отечественная война 1812 года»

Заполнение словаря терминов и дат теме «Отечественная война 1812 года»

Аналитическая обработка текста: аннотирование

Общественное движение во второй четверти XIX века. Оппозиционная общественная мысль. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева. Славянофилы (К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др.) и западники (К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский и др.). Революционно-социалистические течения (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский). Общество петрашевцев. Создание А.И. Герценом теории русского социализма и его издательская деятельность.

Тема 3. Внешняя политика России в первой половине XIX в.

Тема 4. Россия во второй половине XIX в. Отмена крепостного права. Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

Тема 5. Общественное движение 60-70-х гг. XIX в. Революционное народничество.

Раздел XII . От Новой истории к Новейшей

Результаты Первой российской революции в политических и социальных аспектах.

Тема 3. Российский парламентаризм (1906-1917 гг.). Столыпинская аграрная реформа

Обострение внешнеполитической обстановки.

Серебряный век русской культуры. Открытия российских ученых в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Сборник « Вехи ». Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм, его направления.

Архитектура. Скульптура. Музыка.

Тема 4. Повторение и обобщение по теме «От Новой истории к Новейшей».

Раздел XIII . Между мировыми войнами

Тема 1. Первая мировая война. Версальско-Вашингтонская система.

Тема 2. Революции 1917 г. в России. Гражданская война. «Военный коммунизм»

Самостоятельная внеаудиторная работа № 12 (2 часа)

Международные отношения в Новое время

Работа с контурной картой

Тема 3. Страны Европы и США в 20-30-е гг. XX в.

«Новый курс» президента США Ф. Рузвельта и его результаты.

Самостоятельная внеаудиторная работа № 13 (2 часа)

Россия в 1917 году

Заполнение исторического словаря терминов и дат по пройденным темам «Первая мировая война», «Россия в 1917 году»

Самостоятельная внеаудиторная работа № 14 (6 часов)

Первая мировая война

Работа с контурной картой

Реферат по заданным темам

Самостоятельная внеаудиторная работа № 15 (2 часа)

Гражданская война в России

Работа с контурной картой

Тема 4. Страна Советов в 20-е гг. XX в.

Тема 5. СССР в 30-е гг. XX в.

Самостоятельная внеаудиторная работа № 16 (3 часа)

Страны Западной Европы и США в 1918 – 1939 гг.

Реферат по заданным темам с анализом литературы

Самостоятельная внеаудиторная работа № 17 (2 часа)

СССР в 20-30 гг. XX в.

Таблица «Сравнительный анализ тоталитарного режима советской системы с европейскими моделями тоталитаризма»

Раздел XIV . Вторая мировая война. Великая Отечественная война (8 часов).

Тема 1. Вторая мировая война. Периодизация.

Тема 2. Вторая мировая война. Основные сражения.

Тема 3. Великая Отечественная война.

Тема 4. Повторение и обобщение по теме «Вторая мировая война. Великая Отечественная война»

Самостоятельная внеаудиторная работа № 18 (5 часов)

Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа

Прочитать художественное произведение об исторических событиях Великой Отечественной войны, составить план рассказа

Работа с контурной картой

Раздел XV . Мир во второй половине ХХ—начале ХХI века

Тема 1. Экономическое и политическое развитие стран Европы, Азии и Америки в 40-50-е гг. XX в.

Тема 2. Международные отношения в 60-90-е гг. XX в. «Холодная война».

Тема 3. Мир в начале XXI века. Повторение и обобщение по теме «Мир во второй половине ХХ—начале ХХI века»

Раскол Германии. Война в Корее. Гонка вооружений.

Перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века. Объединение Германии.

Распад Югославии и война на Балканах.

«Шоковая терапия» и социальные последствия перехода к рынку. Восточная Европа в начале ХХ века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *