программа кружок по истории
Рабочая программа кружка по истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Составитель: Будаев Солбон Сергеевич
учитель истории и обществознания
Гусиноозерск 2018 г.
«История учит даже тех, кто у нее не учится, она их проучивает за невежество и пренебрежение» (В.О. Ключевский). Изучать историю своего государства, знать ее должен каждый человек. Однако, в связи с тем, что на уроках изучается большой объем материала, школьная программа не позволяет подробно говорить о знаменитых людях нашего Отечества, с которыми связаны основные вехи в истории нашей страны, об интересных исторических фактах прошлого.
Сегодня в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а системно – деятельностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. Ценность исторической науки в обществе возрастает, так как история учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.
Актуальность программы определяется необходимостью воспитания и развития интереса к истории государства и тем историческим личностям, деятельность которых повлияла на историю страны. Учащиеся должны понимать процессы, происходящие в истории.
Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота.
— расширение интеллектуального кругозора учащихся;
— повышение мотивации к изучению истории ;
— помощь в формировании интереса к культурному наследию предков;
— развитие умения самостоятельно работать с различными источниками информации,
— овладение различными видами научно – исследовательской деятельности: исследовательская работа, проект, презентация, подготовка к олимпиадам и конкурсам;
— создание условия для развития творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Отличительными особенностями данной программы являются
1) созидательная направленность, которая основывается на принципе целостности.
2) программа имеет прагматическое значение – подготовку к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по истории и других исторических конкурсах, содержание которых предполагает сформированность исторических знаний.
3) кружок «Увлекательная история» призван объединить учащихся разных классов, которым интересна история и которые хотят получить больше знаний по этому предмету.
Новизна программы состоит в ее историко-краеведческой направленности, интегрированном характере, применении системно-деятельностного подхода, поискового метода в деятельности учащихся.
Количество часов: 34 часа
Возраст участников: 12 – 14 лет, 5 – 8 классы
— занятия могут проводится 1 раз в неделю или 2 раза в месяц в течение учебного года (в зависимости от темы),
— предполагается проведение индивидуальных или групповых консультаций.
Основные принципы педагогической деятельности являются:
внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным возможностям;
принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы);
принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);
Основные методы работы:
— анализ исторической литературы и исторических источников,
— сюжетно-ролевые и интеллектуальные игры,
— подготовка и обсуждение творческих работ учащихся,
— «мозговой штурм» и др.
Теория: экскурсии, встречи с интересными людьми, сообщения, беседы, изучение экспонатов школьного музея, работа с ТСО.
Практика: выполнение творческих работ (докладов, мультимедийных презентаций, плакатов, синквейнов, исследовательских работ, проектов, буклетов и т.п), участие в олимпиадах и конкурсах
Программа кружка включает в себя следующие разделы
— История как наука (теоретическая часть)
— От теории – к практике
— Лики истории (конкурсы, интеллектуальные игры)
— Творчество – путь к успеху (участие в олимпиадах, конкурсах)
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
— Сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе.
— Углубление знаний учащихся по истории края; развитие навыков сбора материалов и оформления исследовательских работ, презентаций, экскурсий, проектной деятельности.
— Повышение активности и толерантности учащихся.
— Результаты участия в школьных, районных, региональных конкурсах и олимпиадах.
— Активизация интереса к историческому прошлому России.
— Развитие творческого потенциала учащихся
— Формирование нравственных качеств личности.
Учащиеся должны уметь :
— пользоваться историческими источниками,
— работать над проектом, исследовательской работой,
— уметь публично защищать свою работу,
— обосновывать свою точку зрения,
— вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Основные формы подведения итогов реализации программы:
— интеллектуальный конкурс «Самый умный»,
— творческие работы учащихся,
— участие в мероприятиях на муниципальном и областном уровнях, связанных с историей.
Раздел 1. История как наука (теоретическая часть) (10 часов)
История как наука и удивительное путешествие в прошлое.
Вспомогательные исторические дисциплины.
Спорные вопросы в истории.
Роль личности в истории.
Загадки, тайны истории.
Способы изучения истории
Теоретическая часть программы направлена на углубление исторических знаний, развитие исследовательских навыков учащихся.
Раздел 2. От теории – к практике (5 часов)
Электронные ресурсы по истории (Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги).
Творческая работа по истории: виды творческих работ, основные требования к их выполнению. Выполнение творческих работ (создание презентаций, буклетов, кроссвордов, написание рефератов, проектов и т.п.).
Практическая часть программы направлена на формирование и развитие навыков проектной деятельности, знакомство с ЦОРами в Интернете, развитие навыков работы с Microsoft Office, Microsoft PowerPoint.
Раздел 3. Лики истории (12 часов)
История в лицах (интересные факты из жизни знаменитых личностей).
История в фактах: события прошлого в современном анализе.
Путешествие по истории: события, факты, личности
В рамках данного раздела учащиеся закрепляют полученные исторические знания через участие в интеллектуальных играх, конкурсах, викторинах.
Раздел 4. Творчество – путь к успеху (5 часов)
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам муниципального и областного уровней. Проведение школьной олимпиады по истории. Написание исследовательских работ и проектов для участия в школьном (районной) конкурсе.
Программа кружка по истории «Человек в истории России»
Новизна программы состоит в том, что в настоящее время в российском обществе патриотизм постепенно возрождается как высшая ценность, направленная на формирование социально значимых качеств у молодого поколения. Одним из важнейших направлений возрождения патриотизма у обучающихся является воспитание историей, на героическом прошлом и настоящем нашей Родины, на роли личности в истории.
Актуальность программы напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной программы развития образования; усиление воспитательной функции, формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что представляется одной из важнейших задач работы по гражданскому воспитанию.
Цели данной программы:
1.Выработать у обучающихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости исторического процесса;
2.Способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности.
Задачи данной программы
1.Пробуждение у молодёжи желания познать и приблизиться к понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к совершению подвига и продолжению традиций героизма;
2.Обучить навыкам исследовательской деятельности;
1.Развитие навыков работы с историческим источником, текстом;
2.Дать обучающихся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
3. Развивать у обучающихся интерес к исторической личности, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;
4. Познакомить обучающихся с героическими страницами истории России и края.
1. Воспитание бережного отношения к истории Родины и чувства благодарности за ратные подвиги своих соотечественников;
2. Формировать гражданскую позицию, патриотизм;
3.Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
4.Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.);
5.Воспитывать и развивать уважение к истории российского общества.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от yжe существующих : Данная программа создана на основе авторской программы Иванова И.И «Личность в истории России», особенность от авторской в том, что уделяется внимание личностям, которые внесли весомый вклад в историю Оренбургской области.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: Данная программа рассчитана на возраст обучающихся: 15-16 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной про
граммы (продолжительность образовательного процесса, этапы): 1 год.
Формы и режим занятий:
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов проведения занятий. Вместе с традиционными формами обязательным являются использование активных форм, что способствует более глубокому усвоению воспитанниками теоретических знаний, позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников и превратить знания в интересный и результативный процесс.
– лекции с обсуждением документов;
– заседания круглых столов;
– анализ альтернативных ситуаций;
– работа в группах, парах, индивидуально;
Программа рассчитана на 68 часа в год по 2 часа в неделю.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и истории края;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов.
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
критического восприятия получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы: участие в научно-практической конференции «Первые шаги», «Шаги в науку».
Программа кружка «За страницами учебника истории»
Программа дополнительного образования для обучающися 5-6 классов, интересующихся историей, проектной деятельностью.
Содержимое разработки
Программа кружка «За страницами учебника истории»
Программа составлена Темненковой Мариной Владимировной
учителем истории и обществознания
МАОУ СОШ №33 г. Калининград
2013 – 2014 учебный год
Паспорт программы «За страницами учебника истории»
Тип программы: программа дополнительного образования
Категория обучающихся: для учащихся 5-7 классов
Сроки освоения программы:1год
Объем учебного времени: 156 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 4,5 часа в неделю
Формы контроля: текущий контроль, тематический, промежуточный и итоговый контроль
Раздел I.Пояснительная записка
1.1 Статус документа
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ №1897 от 17.12.2010 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»), Стандартов второго поколения (Примерные программы по учебным предметам. История, 6-9 классы. –М. «Просвещение» 2010 г.), с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7 классов. Программа конкретизирует содержание тем, дает распределение часов по темам и рекомендует последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
1.2. Структура документа
Рабочая программа кружка представляет собой целостный документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание темы курса, требование к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения. Так же к программе прилагается календарно-тематическое планирование.
Содержание курса кружка представлено в программе в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование результатов на личностном, метапредметном и предметном уровне.
1.3 Общая характеристика курса кружка «За страницами учебника истории»
Изучая историю в пятом, шестом и седьмом классах учащиеся получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной и мировой истории. Сегодня в содержании образования все более важным становится не только знаниевый, но и компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. В связи с этим, к самостоятельной жизни учащихся необходимо готовить с малого возраста, прививая навыки самостоятельной работы. Одним из способов развития навыков самостоятельной работы является проектная деятельность. Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает не только знакомство с загадками и тайнами прошлого, изучение и знакомство с историей, бытом, культурой крупнейших стран мира, но и решение познавательных задач, анализ проблемных, дискуссионных вопросов (теоретическая часть программы). А самое главное – формируются навыки проектной деятельности через создание мультимедийных презентаций или проектов-рефератов по выбранной стране каждым учащимся (практическая часть программы).
Цель курса: создать условия для формирования гармоничной, всесторонне развитой, социально активной, творческой личности, способной к самореализации, через организацию проектной деятельности с учетом возрастных особенностей.
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Особая значимость курса на современном этапе выражается в том, что данный курс
влияет на формирование системы мышления, давая возможность учащемуся свободно передвигаться в историческом пространстве и вооружая его знанием исторического опыта
исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, ее независимых оценок, но вместе с тем учат ценить и уважать мнения других;
воспитывают в личности такие важные для жизни в современном обществе качества, как широта мышления и мировоззрения, толерантность, гражданская смелость, творческое воображение.
Сформировать объективные знания об основных событиях, тенденциях и проблемах социально – экономического, политического и культурного исторического развития общества, через постановку вопроса, проблемы, ее решения, создание презентации, проекта. (в рамках данного возраста)
Повысить мотивацию учебной деятельности с помощью нетрадиционных форм реализации основных методов обучения.
Сформировать активную гражданскую позицию, ценностные установки на понимание и осознание необходимости изучения мировой истории; уважительное отношение к прошлому своего и других народов.
Умения и навыки, развиваемые в ходе работы над курсом.
поиск, анализ, систематизация необходимого материала;
выявление исторической и методологической обусловленности многообразия версий и оценок событий прошлого и настоящего;
определение и аргументированное представление собственного отношения к дискуссионным проблемам истории.
навыки создания презентаций;
навыки написания проекта, его защита.
Методы преподавания данного курса определяются его целью и задачами:
Метод проектов (создание презентаций)
Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов, решение познавательных задач невозможно без приобретения учащимся опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения их к самостоятельной, исследовательской деятельности.
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием, естествознанием.
1.5. Технология работы по программе
Программа предполагает целенаправленную работу на формирование метапредметных УУД.
Формы организации образовательного процесса:
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания, экскурсии.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения, игровые, здоровье-сберегающие, информационно-коммуникационные, метод проектов, технология критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.
Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности
В результате учащиеся: овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в рамках дополнительного образования, но и в сфере школьного образования, овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Учебно-тематический кружка «За страницами учебника истории»
Рабочая программа исторического кружка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МАОУ « Бурятская гимназия №29»
Рабочая программа кружка
«По страницам истории»
Ендонова Саяна Цырендоржиевна
Учитель истории и обществознания
В школьной программе по истории не уделяется достаточного внимания изучению таких вспомогательных исторических дисциплин, как палеография, нумизматика, сфрагистика, хронология, геральдика, метрология, ономастика и других. Многие школьники даже не знают о существовании подобных исторических дисциплин, а об их роли в разгадывании исторических тайн имеют весьма поверхностные знания.
В настоящее время учителя и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения истории устарели. Чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к истории. На мой взгляд, именно вспомогательные исторические дисциплины могут в этом помочь. Эти науки не просто служат подспорьем для историка, они позволяют по-новому увидеть мир вполне обыденных явлений культуры, сделать историю ближе и понятней, заинтересовать и увлечь ею. Кроме того, именно вспомогательные исторические науки делают историю точной наукой, а не пространством для идеологических баталий и политизированных интерпретаций тех или иных событий российской и зарубежной истории.
Последние годы ознаменовались активными поисками методик и технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения истории. Сейчас немалая роль в этом отводится факультативным занятиям, элективным курсам. Но, на мой взгляд, все-таки кружковая работа позволяет добиться максимального эффекта, т.к. в рамках кружка можно применять разные технологии: исследовательскую и проектную деятельность, ИКТ, использовать индивидуальные и групповые формы работы, разные методы и приемы, а также формы занятий.
Таким образом, вспомогательные исторические дисциплины могут стать действенным фактором приобщения учащихся к истории и культуре, воспитания уважительного отношения к прошлому, к тому великому культурному наследию, которое вошло в нашу повседневную жизнь.
Данная программа рассчитана не пассивное усвоение школьниками готовых знаний, а на сотрудничество и сотворчество учителя и ученика. Познавая историческую действительность, изучая уже известные исторические события, но с привлечением вспомогательных исторических дисциплин, учащиеся начинают понимать, что изучение прошлого – это важная и очень интересная часть их школьной жизни. И, казалось бы, уже знакомые из школьного курса истории события приобретают совершенно другую окраску, а многие непонятные моменты становятся простыми и понятными.
В данном курсе учащиеся познакомятся с палеографией, нумизматикой, сфрагистикой, геральдикой, исторической метрологией, хронологией, ономастикой, генеалогией и другими дисциплинами. Каждая из этих дисциплин своеобразна и имеет свой объект и предмет изучения, цели и задачи каждой из этих наук разные. Но все вместе они помогают воссоздать историческую картину становления славянской письменности, эволюции денежного обращения, развития государственной символики (печати и гербы), изменения системы мер и весов, трансформации систем измерения времени, происхождения различных родов и семей. Из курса вспомогательных исторических дисциплин учащиеся узнают о графике букв, украшениях, орнаменте в русских летописях и письменных источниках, об истории утверждения в нашей стране десятичной денежной системы, об истории происхождения таких символов, как двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змея, познакомятся с системой древних мер длины (пядь, локоть, сажень, аршин), веса (пуд, золотник, фунт), жидких и сыпучих тел (кадь, четверть, ведро, корчага). Все дисциплины, кроме хронологии, изучаются, в основном, на российском материале. Хронология – единственная дисциплина, в которой рассматриваются самые известные мировые системы исчисления времени. В разделе «Ономастика» учащиеся познакомятся с происхождением российских географических названий, имен, фамилий и псевдонимов, рассмотрят названия своей местности. Генеалогия и системы социального этикета покажут, как в разные времена структурировалось общество, попробуют свои силы в составлении генеалогического древа своей семьи.
— пробудить интерес к истории как науке через знакомство с вспомогательными историческими дисциплинами.
— познакомить учащихся с разными вспомогательными историческими дисциплинами;
— развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, ресурсами Интернета;
— создавать условия для развития творческих способностей учащихся, развивать умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения;
— воспитывать чувство сопричастности к прошлому как основе становления исторического сознания.
Возможные виды деятельности
— анализ исторической литературы и исторических источников;
— подготовка и обсуждение докладов учащихся;
— подготовка мультимедийных презентаций;
— изучение генеалогических таблиц, составление генеалогического древа семей учащихся;
— составление словаря топонимов своей местности;
— анализ гербов, составление герба своей семьи;
— изучение денежных знаков;
— участие в викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.;
— экскурсии в музеи, библиотеки и др.;
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 2020-2021 учебный год. Рассчитана программа на 34 часа
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Предметные: целостное представление об историческом пути России, стран Запада и Востока в XVII-XVIII веках, как о важном периоде истории, в течение которого происходило формирование и развитие российской, европейской, восточных цивилизаций, складывались основы российского многонационального и поликонфессионального российского общества; яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры истории государств XVII-XVIII в; элементарные представления о политике исторической памяти в России, выражающейся в установлении мемориальных знаков и памятных дат; способность применять понятийный аппарат, уметь датировать важнейшие события и процессы в истории России, стран мира изучаемого периода, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития; умения читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника. Находить и показывать изучаемые историко-географические объекты; сравнивать относительно простые однородные исторические факты из разных периодов истории России с аналогичными в других странах периода Нового времени; умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и типичных представителей социокультурных групп обществ; умения соотносить единичные события в российской истории с явлениями и процессами, характерными для цивилизаций Средневековья и Нового времени; умения анализировать и интерпретировать сюжеты художественных картин…; готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры, способствовать их охране.
Метапредметные: способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории; умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеке, музеях, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, таблицы, планы, схемы, презентации с использованием ИКТ, проекты; способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры России, стран мира.
Личностные: расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире, для эффективного взаимодействия с «другими»; приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России и за рубежом; опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам, способам их изучения и охраны.
Содержание программного материала (34ч.)
Вспомогательные исторические дисциплины: палеография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика. История развития вспомогательных исторических дисциплин России. Практичес-кое использование вспомогательных исторических дисциплин.
Тема 1. Палеография
Предмет палеография и её важнейшие задачи. Палеографические методы исследования. Внешние признаки рукописных источников. Этапы возникновения письменности у восточных славян. Кириллица и глаголица. Рукописные источники Древней Руси и Российского государства. Материал письма. Графика. Украшение рукописей.
Практическая часть: проект «Страница рукописи».
Основные понятия темы: палеография, графика, титло, миниатюра, вязь, устав, полуустав, скоропись, пергамен, заставка, инициал, колофон, водяные знаки – вержер и пантюзо, штемпель.
Тема 2. Нумизматика
Предмет и методы нумизматики. Основные задачи нумизматики. Понятие и функции денег. Виды денег и появление монет. Связь нумизматики с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Естественно-научные методы исследования монет.
Практическая часть: составление презентаций «Денежная система России», «Денежные системы стран мира», «Из истории денег».
Основные понятия темы: нумизматика, бонистика, «безмонетный период», монета, купюра, ассигнация, гривна, копейка, рубль, куна, веверица, грош, алтын.
Тема 3. Фалеристика
Предмет, задачи, методы фалеристики. Происхождение наград. История наград. Награды Древнерусского государства и царской России. Советские награды. Особенности орденов и медалей современной России.
Практическая часть: проект медали (ордена); составление презентаций «Ордена и медали Российской империи», «Советские ордена и медали», «Ордена и медали Российской Федерации».
Основные понятия темы: фалеристика, орден, медаль, статус, аверс и реверс.
Предмет, задачи, методы геральдики. Происхождение гербов. Теоретическая и практическая геральдика. Виды щитов. Эмблемы. Цветовая гамма герба. Деление щита. Геральдические фигуры. Девиз.
Практическая часть: проект составления семейного герба (герба школы, герба села).
Основные понятия темы: геральдика, герб, гербовник, девиз, эмблема, герольдмейстер.
Предмет, задачи генеалогии. Методика генеалогического исследования. Составление генеалогических таблиц. Источники генеалогии. Русская генеалогия. Системы социального этикета (звания, чин, титул, награды и.т.п.).
Практическая часть: проект семейного генеалогического древа.
Основные понятия темы: роспись, системы социального этикета.
Предмет, задачи хронологии. Основные понятия хронологии. Единицы счета времени. Древнейшие календари. Русская система счета времени. Славянский календарь.
Практическая часть: определение даты исторического события; составление презентаций «Древнейшие календари», «Календари Древнего Рима», «Русская система счета времени».
Основные понятия темы: календарь, год, сутки, неделя, григорианский и юлианский календарь, поясное время.