программа формирования жизненных навыков
«Жизненные навыки» Рабочая программа внеурочной деятельности уровень: начальное общее образование
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
уровень: начальное общее образование
Пономарёва Елена Николаевна-
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
-понимать эмпатию как проявление чувств других людей и сопереживание им;
-действовать по установкам на здоровый образ жизни
-делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
-уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
-уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия.
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
— иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
-уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-выражать устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-демонстрировать установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках :
— п роявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
— оценивать самостоятельно адекватно правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Результаты I уровня:
Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Результаты II уровня:
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Результаты III уровня.
Приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа «Жизненные навыки» рассчитана на обучение детей с 1 по 4 класс.
Программа является модифицированной. В основе лежит программа «Жизненные навыки» С.В. Кривцовой, которая переработана с учетом условий данного образовательного учреждения и возраста детей, участвующих в ней.
Занятия в 1 классе проводятся по 30 минут.
Занятия во 2- 4 классах – 45 минут.
«Жизненные навыки» 1 класс.
Участники знакомятся друг с другом и принимают правила группы, которые будут действовать все время занятий.
Знакомство с темой, упражнения в умении осознавать собственные чувства
Делиться чувствами не только можно, но и нужно. Это помогает прояснить недоразумения и предотвращать конфликты между людьми..
Учимся осознавать, где «живут» чувство и как оно называется.
Ребята называют свои предпочтения и особенности, чтобы понять, у людей есть разные стороны, и это нормально.
Ребята получают возможность показать, что у каждого есть таланты и способности, которые делают их особенным, не похожим на других.
Тема «Нравится – не нравится» каждый день
Вспомнить, что нам доставляет радость, что нравится делать в жизни.
Время – важное условие для того, чтобы почувствовать, нравится им что-то или нет. Дети на опыте ощущают, сколько длится минута. Просмотр фильма «Сказка о потерянном времени»
Как найти «нравится» в том, что все равно делать необходимо, найти хорошее в необходимом
Знакомство с понятием «ценности». Семейные ценности.
Дети учатся выражать свой гнев в отношении того, что им не нравится, осваивают способы контроля за своим агрессивным поведением.»Мешочек гнева»
Обобщающее занятие, на котором дети учатся рассматривать ситуации в целом, уравновешивать «нравится» и «не нравится», важно кому-то рассказывать о своих чувствах.
Ребята знакомятся с точки зрения друг друга на дружбу и на то, какие бывают друзья.
Обсуждение проблемы одиночества, когда мы чувствуем себя одинокими, можно завести новых друзей. «Ромашка»
Обсуждение способов знакомства. «Цветик – семицветик»
Какое поведение разрушает дружбу?
Актуализация позитивных форм дружеского поведения.
Просить прощения, если ты обидел кого-то, или плохо себя вел – это нормально.
Каждый человек нуждается в том, чтобы помогать другим и принимать помощь самому. Как принести пользу классу и всему школьному сообществу.
Многие вещи лучше всего делать вместе и что каждый должен выполнять свою часть работы.
Многие вещи лучше всего делать вместе и что каждый должен выполнять свою часть работы.
Вспоминаем все, чему научились, подводим итоги темы.
Тема «Я и другой. Мир начинается с меня»
На этом занятии дети приобретают опыт восприятия инакости другого.
Сопереживание человеку, оказавшемуся в ситуации неприятия не похожими на него.
Вывод: неприятие может со временем измениться хорошим отношением. м/ф «Гадкий утенок»
Внутреннее психологическое сходство между людьми, внешне не похожими друг на друга.
Какими качествами и навыками должен обладать истинный миротворец, что бывает, когда люди не знают, как устанавливать мир.
Знакомство с символами мира и создание своих символов мира.
«Всем спасибо!» Благодарность всем участникам образовательного процесса.
-34 «Всем спасибо!» Благодарность всем участникам образовательного процесса.
«Жизненные навыки» 2 класс
Вспомнить приобретенный в прошлом году опыт работы в группе, принятые правила группового взаимодействия; дать детям возможность вновь почувствовать себя в атмосфере принятия и понимания, поделиться впечатлениями и быть услышанными.
Дать детям начальное представление об ответственности; помочь им понять, что существуют разные виды ответственности; дать ребятам возможность осознать, что «могу» и «делаю» — это не одно и то же
Дать детям представление о том, как принятие ответственности за что- либо влияет на людей; научить детей принимать на себя разные виды ответственности; показать, как осознание собственной ответственности помогает чувствовать себя лучше.
Снизить тревожность, которая часто возникает у детей, когда они берут на себя ответственность за какое-то дело; ознакомить детей со способом выполнения сложных поручений (планирование деятельности, подготовка проектов, разбиение сложной задачи на более простые выполнимые шаги).
Дать возможность каждому ребенку почувствовать, как почетно иметь обязанности; помочь детям осознать, каким образом отличается их степень ответственности от степени ответственности взрослых.
Помочь детям осознать, что в своей повседневной жизни они часто сами выбирают, как поступить; познакомить детей с понятием ответственности за свой выбор.
Тема «Гнев – это нормально»
Показать детям, что гнев — одно из чувств, присущих человеку, он имеет право на существование, значение гнева для человека — указывать на то, что ему не нравится; «прожить» некоторые чувства, включая чувство гнева, используя различные репрезентативные системы (тактильную, зрительную, двигательную).
Актуализировать опыт детей, связанный с проявлением гнева; дать про- чувствовать и осознать, что чувство гнева не надо копить в себе, его можно выражать социально-приемлемыми способами; показать детям один из способов выражения гнева.
Показать, что гнев бывает разным и может проявляться с разной силой; научить детей оценивать силу собственного гнева, искать выходы из ситуаций, вызывающих гнев; помочь детям осознать, что гневом можно управлять
Актуализировать опыт детей, связанный с ситуациями «когда меня дразнят», «когда я дразню кого-то», «когда при мне кого-то дразнят»; дать ребятам психологические средства дистанцирования.
Помочь ребятам понять и научиться распознавать в конкретных ситуациях причины, по которым дети дразнят друг друга.
Помочь детям научиться более спокойно реагировать на ситуации, когда их дразнят; предложить способы достойного поведения в этих ситуациях.
Подвести итоги, вспомнить способы, помогающие справляться с гневом, с которыми дети знакомились на занятиях; попрактиковаться в применении некоторых из них.
Тема «Страшно – не страшно»
Создать ощущение безопасности и поддержки на занятиях; дать понять, что страх — чувство, которое испытывают все люди.
Начать знакомить детей с их собственными страхами; дать возможность пережить страх, прочувствовать его на телесном уровне; помочь детям проанализировать свой опыт.
Дать детям опыт коллективного переживания и взаимной поддержки; показать, что страхи бывают разные и другие люди тоже боятся.
Дать детям опыт телесного переживания эмоций, в том числе и страха; ознакомить с одним из способов преодоления страха, предоставив ребятам возможность «поговорить» со своим страхом в безопасности; показать, когда и какой страх бывает полезен.
Показать детям новые способы преодоления страха.
Дать детям возможность понять, что фантазия и реальность — это разные вещи; научить различать их;
Дать опыт совместного переживания страшной фантазии.
Собрать феноменологию школьных страхов; дать возможность ребятам безопасно поговорить о том, что беспокоит их в школе; дать детям побыть в активной позиции по отношению к собственным страхам.
Дать детям возможность испытать на практике способы поведения в пугающих ситуациях, поделиться этим опытом друг с другом; способствовать групповой сплоченности ребят, развивать у них умение оказывать помощь друг другу; дать шанс каждому проверить собственную храбрость и умение ориентироваться на факты.
Дать детям возможность получить опыт совместного эмоционального переживания; дать возможность применить найденные на протяжении всех занятий по этой теме способы работы со страхом; помочь научиться анализировать сложные эмоциональные ситуации.
Тема «Что такое толерантность?»
Дать детям возможность почувствовать границы своего пространства; помочь увидеть границы чужих пространств;.
Через переживания «нарушения границ» и «уважения к границам» подвести детей к пониманию проблемы «вражды-толерантности» на эмоциональном уровне
Ввести понятие «толерантность», актуализировав детский опыт переживания состояний вражды, примирения, терпимости; помочь детям увидеть общие ценности, объединяющие всех людей.
Показать ребятам, что каждому человеку необходимо переживать свою принадлежность к чему-то большему, чем он сам, стремиться быть частью какого-то объединения, общности людей; помочь детям осознать, что принадлежность к тому или иному объединению позволяет нам лучше понимать других.
Кратко ознакомить детей с историей возникновения человеческих рас и национальностей, объяснить, почему люди выглядят по-разному; дать детям возможность осознать, что все люди, несмотря на различия, испытывают одни и те же чувства; показать детям, что, даже не зная языка другого человека, с ним можно договориться; позволить детям свободно и открыто высказать свои предубеждения против какой-либо национальности или расы; показать, какими разными могут быть привычки и традиции людей разных культур.
Дать детям возможность узнать о традициях и особенностях жизни людей какой-то конкретной национальности; осуществить с детьми одну из традиций, объединяющих народы, — совместное угощение; помочь детям осознать, что многое из любимой нами пищи придумано не в наших краях, а изобретено другими народами.
Подвести итоги, вспомнить ключевые моменты занятий по этой теме; дать детям возможность еще раз осознать главные критерии толерантного отношения к другим, не похожим на нас, людям.
-34 Завершающее. Подводим итоги.
«Жизненные навыки» 3 класс
Тема «Дом моей души: забота о теле – забота о себе»
Вспоминаем опыт работы в группе, правила взаимодействия.
Выражаем свое видение тела, создание тела фантастического существа.
Восприятие мира разными способами: прикосновение – способ познания мира и другого человека. «Примеривание» роли слепого человека.
Получаем удовольствие от движения.
Получаем удовольствие от движения.
Уточнение важности заботы о здоровье, связь между здоровьем тела и здоровьем духа. Помочь детям более серьезно отнестись к поддержанию своей спортивной формы.
Уточнение важности заботы о здоровье, связь между здоровьем тела и здоровьем духа. Помочь детям более серьезно отнестись к поддержанию своей спортивной формы.
Чувство боли, чувствительность к боли, поддержка друг друга.
Тема «Праздники: ценности и радости»
Ощущение праздника, разные представления о празднике у взрослых и детей. Отличие праздничного настроения от любого другого.
Праздник можно создать самому, делать подарки – искусство, требующее фантазии, а не денег.
Праздник можно создать самому, делать подарки – искусство, требующее фантазии, а не денег.
Как самому себе создать праздник.
Как проявить терпение в ожидании радостного события.
Ценность праздника, его отличие от будней.
Разнообразие ценностей, развитие толерантности к ценностям других.
Разнообразие ценностей, развитие толерантности к ценностям других
Ритуалы празднования – это уважение к ценностям других.
Тема «Отношение к другим»
Каждый человек включен в систему отношений, он может активно действовать внутри нее и исследовать её.
Отношения могут нравиться или не нравиться; прояснить ценности в отношениях каждого.
Встаем на позицию другого человека, проявляем эмпатию.
Отношения бывают разными, учимся распознавать эти отношения, видим реальные отношения в классе в этот момент времени.
Отношения бывают разными, учимся распознавать эти отношения, видим реальные отношения в классе в этот момент времени.
Получение разного опыта взаимодействия, понимание того, что у каждого человека есть свои интересы.
Отрабатываем умение договариваться, учитывая интересы других людей.
Отрабатываем умение договариваться, учитывая интересы других людей.
Проживание опыта конфликтной ситуации в безопасном структурированном пространстве, обучение выходам из конфликтной ситуации, распознавание интересов других сторон конфликта.
Проживание опыта конфликтной ситуации в безопасном структурированном пространстве, обучение выходам из конфликтной ситуации, распознавание интересов других сторон конфликта.
Подводим итоги размышлений о взаимоотношениях, говорим об ответственности каждого за то, что происходит в отношениях.
Тема «Отношения с собой. Мое достояние»
Вводим понятие «достояние», осознание того, что важно для каждого.
Разные роли человека в различных ситуациях.
Индивидуальный стиль поведения.
Смотрим на себя глазами других.
Видим и уважаем чужое достояние.
Обобщаем опыт по теме «Мое достояние», закрепляем и уточняем понятие.
«Жизненные навыки» 4 класс
Тема «Собственность: я и мое»
Разнообразие проблем, связанных с собственностью, неоднозначность этой темы.
Анализируем понятие «мое» и «чужое», выясняем отношение к собственным и чужим вещам.
Выявляем разницу между своим, чужим и общим, понимаем, как можно обращаться со своим, чужим и общим.
Собственность – это не только вещи, но и пространство; учим детей договариваться об общих интересах на общей территории. Уважение к другому проявляется и в сохранении дистанции.
Роль одних и тех же вещей в разных обстоятельствах: бесценные или ненужные. Истинная ценность вещей.
Разнообразие нематериальной собственности и ей ценность.
Тема «Печальная сторона жизни»
Актуализация темы печали.
Проживание чувства печали.
Как люди расстаются.
Получаем позитивный опыт переживания сложных жизненных ситуаций.
В чем смысл печали и её ценность.
Знакомство детей с социально-культурными формами обхождения с ценным прошлым.
Подводим итоги темы, вспоминаем опыт проживания печали и радости.
Тема «Мальчики и девочки»
Работа с образами героев. Актуализация представления детей об «идеальном мужском» и «идеальном женском»
Прослеживаем возрастные изменения мальчиков и девочек.
Актуализируем представление о собственном мире и знакомимся с противоположным миром. Формируем уважительное отношение к противоположному полу.
Изучаем себя как представителя того или иного пола, расширяем представление детей о мужском и женском мире.
Стереотипы мужского и женского поведения. Формирование собственных взглядов на гендерные различия.
Проживаем опыт создания женского и мужского образов, а также опыт идеализированных форм общения между мальчиками и девочками.
Проживаем опыт создания женского и мужского образов, а также опыт идеализированных форм общения между мальчиками и девочками.
Учимся задавать «трудные» вопросы и отвечать на них, профилактика неадекватного поведения мальчиков и девочек по отношению к друг другу.
Опыт цивилизованного общения между мальчиками и девочками.
Интеграция новых знаний и опыта по теме, определение дистанции в общении.
Тема «Подводим итоги»
Актуализация знаний, полученных за четыре года изучения курса. Формируем программу оставшихся занятий.
Закрепляем полученные знания в зависимости от выбора темы занятий.
Закрепляем полученные знания в зависимости от выбора темы занятий.
Закрепляем полученные знания в зависимости от выбора темы занятий.
Закрепляем полученные знания в зависимости от выбора темы занятий.
Закрепляем полученные знания в зависимости от выбора темы занятий.
-34 Подводим итоги тому, чему научились.
Формы организации и виды деятельности
Групповая работа с элементами тренинга
Практические занятия (рисование, изготовление поделок из различного материала, коллаж)
Просмотр и обсуждение фильмов
курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки»
Рабочая программа «жизненные навыки» для учащихся 5-6 класся
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 города Тюмени
Педагогическим советом №1
от «29» августа 2016 г.
Заместитель директора по УВР
Усольцева О.Г. «____»_____________2016 г.
Директор Шевалье Г.В
по внеурочной деятельности в 5- 6 классах
Количество часов в неделю:1 час в неделю
Срок реализации программы: 1 год
Рабочая программа составлена на основе программы « Жизненные навыки». Тренинговые занятия с младшими подростками 5-6 классы под редакцией С.В. Кривцовой, Москва, «Генезис», 2012
Учитель: Копылова О.Г.
Рабочая программа составлена на основе программы « Жизненные навыки» под редакцией С.В.Кривцовой. Уроки психологии в 5- 6 классе составлена на основании учебного пособия: Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками 5-6 классы./ Под ред. С. В. Кривцовой, 2012 г., Генезис, Москва.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Актуальность: курс актуален для адаптации учащихся 11-13 лет к средней школе, повышения самоценности личности, разрешения конфликтных ситуаций, проблем взросления, толерантности.
Цель программы : создание среды психологической безопасности, развитие умения выстроить доверительные отношения с людьми, закрепление и развитие основных жизненных умений, приобретенные в начальной школе.
создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
создать условия для развитие навыков разрешения конфликтов;
передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
Отличительными особенностями программы «Жизненные навыки» является то, что она посвящена не столько навыкам, сколько тому, как устроена жизнь. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В ходе реализации программы, создаются условия, которые помогут младшим подросткам адаптироваться к миру, лучше узнать и понять себя, освоить жизненные навыки и социальные умения. Под руководством педагога-психолога дети 11-13лет в течение всего года, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам. Все занятия проводятся в тренинговой форме.
Итогом работы по данной программе является приобретение подростком чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями. В результате подросток будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
К концу изучения курса у учащихся будут сформированы универсальные учебные действия:
— Определять и высказывать под руководством психолога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
— В предложенных психологом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и психолога, как поступить.
— Учиться высказывать свое мнение;
— Учиться лучше и глубже понимать себя и свой внутренний мир;
— Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
— Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от психолога;
— Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
— Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
— Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
— Принимать самого себя и других людей;
— Развивать чувства переживания и сочувствия;
— Умения идти на компромисс;
— Умения различать типы темперамента;
— Позитивного самоотношения при обогащении черт характера
Содержание курса в пятом классе
Содержание курса состоит из 5 тем:
Тема 1. Я – ты – группа. (6занятий) В рамках этой темы ставится несколько задач: создание атмосферы психологической безопасности, работа над созданием группы. Именно в этой теме собраны те идеи, умения, благодаря которым можно обращаться к остальным темам программы.
Тема 2. Мы – пятиклассники! (4 занятия) В процессе занятий ребятам предлагается честно взглянуть на изменившуюся ситуацию и самим определить отношение к ней. Какие-то изменения им нравятся, какие-то не очень, и чтобы двигаться дальше, важно определить свое отношение к происходящему, понять, что им хотелось бы изменить и какие ресурсы они могут использовать. Вся работа по этой теме направлена на поиск таких ресурсов. В процессе работы у ребят есть возможность найти безопасное место в школе, чтобы в изменившемся мире, полном забот и тревог, было на что опереться, куда прийти или хотя бы обратиться мысленным взором. Также обращаем внимание ребят на ценность их собственного опыта обучения в этой школе.
Тема 3. Учимся общаться. (7 занятий). В эту тему включены развивающие игры и упражнения, которые позволяют сформировать навыки эффективного общения и совместной деятельности. Задача этой темы – дать ребятам возможность на своем опыте испытать, как возникает непонимание между партнерами по общению, увидеть своими глазами, как искажается информация. Подростки учатся понимать, какие барьеры в общении возникают, как можно с ними справиться и кто может быть ответственным за непонимание, возникающее между участниками общения. Ребята учатся прислушиваться к себе, к другому и получают опыт невербального взаимодействия. От общения с партнером переходим к общению в группе.
Тема 4. Конкуренция или сотрудничество? (7 занятий).На этом этапе начинаем формировать и развивать навыки разрешения конфликтов у подростков. Задача в том, чтобы научить ребят более осознанно воспринимать конфликтные ситуации. В безопасной ситуации тренинга дается возможность опробовать различные роли и стратегии поведения в конфликте. Подростки могут применять как уже известные, так и новые стратегии поведения, например, сотрудничество – когда в выигрыше остаются две стороны, а проигравших нет. Здесь разбираются возможные конфликтные ситуации, которые могут быть актуальны в жизни участников группы. Вместе ищем стратегии поведения, нужные слова, способы существования в конфликте, закрепляя и отрабатывая необходимые навыки.