программа формирования жизненных навыков

«Жизненные навыки» Рабочая программа внеурочной деятельности уровень: начальное общее образование

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

уровень: начальное общее образование

Пономарёва Елена Николаевна-

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

-понимать эмпатию как проявление чувств других людей и сопереживание им;

-действовать по установкам на здоровый образ жизни

-делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

-уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

-уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия.

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

— иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

-уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

-выражать устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-демонстрировать установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках :

п роявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

— оценивать самостоятельно адекватно правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Результаты I уровня:

Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Результаты II уровня:

Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Результаты III уровня.

Приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

Программа «Жизненные навыки» рассчитана на обучение детей с 1 по 4 класс.

Программа является модифицированной. В основе лежит программа «Жизненные навыки» С.В. Кривцовой, которая переработана с учетом условий данного образовательного учреждения и возраста детей, участвующих в ней.

Занятия в 1 классе проводятся по 30 минут.

Занятия во 2- 4 классах – 45 минут.

«Жизненные навыки» 1 класс.

Участники знакомятся друг с другом и принимают правила группы, которые будут действовать все время занятий.

Знакомство с темой, упражнения в умении осознавать собственные чувства

Делиться чувствами не только можно, но и нужно. Это помогает прояснить недоразумения и предотвращать конфликты между людьми..

Учимся осознавать, где «живут» чувство и как оно называется.

Ребята называют свои предпочтения и особенности, чтобы понять, у людей есть разные стороны, и это нормально.

Ребята получают возможность показать, что у каждого есть таланты и способности, которые делают их особенным, не похожим на других.

Тема «Нравится – не нравится» каждый день

Вспомнить, что нам доставляет радость, что нравится делать в жизни.

Время – важное условие для того, чтобы почувствовать, нравится им что-то или нет. Дети на опыте ощущают, сколько длится минута. Просмотр фильма «Сказка о потерянном времени»

Как найти «нравится» в том, что все равно делать необходимо, найти хорошее в необходимом

Знакомство с понятием «ценности». Семейные ценности.

Дети учатся выражать свой гнев в отношении того, что им не нравится, осваивают способы контроля за своим агрессивным поведением.»Мешочек гнева»

Обобщающее занятие, на котором дети учатся рассматривать ситуации в целом, уравновешивать «нравится» и «не нравится», важно кому-то рассказывать о своих чувствах.

Ребята знакомятся с точки зрения друг друга на дружбу и на то, какие бывают друзья.

Обсуждение проблемы одиночества, когда мы чувствуем себя одинокими, можно завести новых друзей. «Ромашка»

Обсуждение способов знакомства. «Цветик – семицветик»

Какое поведение разрушает дружбу?

Актуализация позитивных форм дружеского поведения.

Просить прощения, если ты обидел кого-то, или плохо себя вел – это нормально.

Каждый человек нуждается в том, чтобы помогать другим и принимать помощь самому. Как принести пользу классу и всему школьному сообществу.

Многие вещи лучше всего делать вместе и что каждый должен выполнять свою часть работы.

Многие вещи лучше всего делать вместе и что каждый должен выполнять свою часть работы.

Вспоминаем все, чему научились, подводим итоги темы.

Тема «Я и другой. Мир начинается с меня»

На этом занятии дети приобретают опыт восприятия инакости другого.

Сопереживание человеку, оказавшемуся в ситуации неприятия не похожими на него.

Вывод: неприятие может со временем измениться хорошим отношением. м/ф «Гадкий утенок»

Внутреннее психологическое сходство между людьми, внешне не похожими друг на друга.

Какими качествами и навыками должен обладать истинный миротворец, что бывает, когда люди не знают, как устанавливать мир.

Знакомство с символами мира и создание своих символов мира.

«Всем спасибо!» Благодарность всем участникам образовательного процесса.

-34 «Всем спасибо!» Благодарность всем участникам образовательного процесса.

«Жизненные навыки» 2 класс

Вспомнить приобретенный в прош­лом году опыт работы в группе, при­нятые правила группового взаимо­действия; дать детям возможность вновь почувствовать себя в атмосфере принятия и понимания, поделиться впечатлениями и быть услышан­ными.

Дать детям начальное представление об ответственности; помочь им по­нять, что существуют разные виды ответственности; дать ребятам воз­можность осознать, что «могу» и «де­лаю» — это не одно и то же

Дать детям представление о том, как принятие ответственности за что- либо влияет на людей; научить детей принимать на себя разные виды от­ветственности; показать, как осозна­ние собственной ответственности по­могает чувствовать себя лучше.

Снизить тревожность, которая часто возникает у детей, когда они берут на себя ответственность за какое-то де­ло; ознакомить детей со способом выполнения сложных поручений (планирование деятельности, подго­товка проектов, разбиение сложной задачи на более простые выполнимые шаги).

Дать возможность каждому ребенку почувствовать, как почетно иметь обязанности; помочь детям осознать, каким образом отличается их степень ответственности от степени ответ­ственности взрослых.

Помочь детям осознать, что в своей повседневной жизни они часто сами выбирают, как поступить; познако­мить детей с понятием ответствен­ности за свой выбор.

Тема «Гнев – это нормально»

Показать детям, что гнев — одно из чувств, присущих человеку, он имеет право на существование, значение гнева для человека — указывать на то, что ему не нравится; «прожить» некоторые чувства, включая чувство гнева, используя различные репре­зентативные системы (тактильную, зрительную, двигательную).

Актуализировать опыт детей, связан­ный с проявлением гнева; дать про- чувствовать и осознать, что чувство гнева не надо копить в себе, его мож­но выражать социально-приемлемыми способами; показать детям один из способов выражения гнева.

Показать, что гнев бывает разным и может проявляться с разной силой; научить детей оценивать силу собст­венного гнева, искать выходы из си­туаций, вызывающих гнев; помочь детям осознать, что гневом можно управлять

Актуализировать опыт детей, связан­ный с ситуациями «когда меня драз­нят», «когда я дразню кого-то», «ког­да при мне кого-то дразнят»; дать ре­бятам психологические средства дистанцирования.

Помочь ребятам понять и научиться распознавать в конкретных ситуа­циях причины, по которым дети драз­нят друг друга.

Помочь детям научиться более спо­койно реагировать на ситуации, ког­да их дразнят; предложить способы достойного поведения в этих ситуа­циях.

Подвести итоги, вспомнить способы, помогающие справляться с гневом, с которыми дети знакомились на заня­тиях; попрактиковаться в примене­нии некоторых из них.

Тема «Страшно – не страшно»

Создать ощущение безопасности и поддержки на занятиях; дать понять, что страх — чувство, которое испы­тывают все люди.

Начать знакомить детей с их собст­венными страхами; дать возможность пережить страх, прочувствовать его на телесном уровне; помочь детям проанализировать свой опыт.

Дать детям опыт коллективного пе­реживания и взаимной поддержки; показать, что страхи бывают разные и другие люди тоже боятся.

Дать детям опыт телесного пережива­ния эмоций, в том числе и страха; оз­накомить с одним из способов пре­одоления страха, предоставив ребя­там возможность «поговорить» со своим страхом в безопасности; пока­зать, когда и какой страх бывает по­лезен.

Показать детям новые способы пре­одоления страха.

Дать детям возможность понять, что фантазия и реальность — это разные вещи; научить различать их;

Дать опыт совместного переживания страш­ной фантазии.

Собрать феноменологию школьных страхов; дать возможность ребятам безопасно поговорить о том, что бес­покоит их в школе; дать детям по­быть в активной позиции по отно­шению к собственным страхам.

Дать детям возможность испытать на практике способы поведения в пу­гающих ситуациях, поделиться этим опытом друг с другом; способствовать групповой сплоченности ребят, раз­вивать у них умение оказывать по­мощь друг другу; дать шанс каждому проверить собственную храбрость и умение ориентироваться на факты.

Дать детям возможность получить опыт совместного эмоционального переживания; дать возможность применить найденные на протяже­нии всех занятий по этой теме спо­собы работы со страхом; помочь на­учиться анализировать сложные эмо­циональные ситуации.

Тема «Что такое толерантность?»

Дать детям возможность почувст­вовать границы своего пространства; помочь увидеть границы чужих про­странств;.

Через переживания «нару­шения границ» и «уважения к гра­ницам» подвести детей к понима­нию проблемы «вражды-толерант­ности» на эмоциональном уровне

Ввести понятие «толерантность», актуализировав детский опыт пере­живания состояний вражды, прими­рения, терпимости; помочь детям увидеть общие ценности, объеди­няющие всех людей.

Показать ребятам, что каждому чело­веку необходимо переживать свою принадлежность к чему-то большему, чем он сам, стремиться быть частью какого-то объединения, общности людей; помочь детям осознать, что принадлежность к тому или иному объединению позволяет нам лучше понимать других.

Кратко ознакомить детей с историей возникновения человеческих рас и национальностей, объяснить, почему люди выглядят по-разному; дать детям возможность осознать, что все люди, несмотря на различия, испы­тывают одни и те же чувства; пока­зать детям, что, даже не зная языка другого человека, с ним можно дого­вориться; позволить детям свободно и открыто высказать свои предубеж­дения против какой-либо националь­ности или расы; показать, какими разными могут быть привычки и традиции людей разных культур.

Дать детям возможность узнать о традициях и особенностях жизни людей какой-то конкретной нацио­нальности; осуществить с детьми одну из традиций, объединяющих народы, — совместное угощение; помочь детям осознать, что многое из любимой нами пищи придумано не в наших краях, а изобретено дру­гими народами.

Подвести итоги, вспомнить ключевые моменты занятий по этой теме; дать детям возможность еще раз осознать главные критерии толерантного отно­шения к другим, не похожим на нас, людям.

-34 Завершающее. Подводим итоги.

«Жизненные навыки» 3 класс

Тема «Дом моей души: забота о теле – забота о себе»

Вспоминаем опыт работы в группе, правила взаимодействия.

Выражаем свое видение тела, создание тела фантастического существа.

Восприятие мира разными способами: прикосновение – способ познания мира и другого человека. «Примеривание» роли слепого человека.

Получаем удовольствие от движения.

Получаем удовольствие от движения.

Уточнение важности заботы о здоровье, связь между здоровьем тела и здоровьем духа. Помочь детям более серьезно отнестись к поддержанию своей спортивной формы.

Уточнение важности заботы о здоровье, связь между здоровьем тела и здоровьем духа. Помочь детям более серьезно отнестись к поддержанию своей спортивной формы.

Чувство боли, чувствительность к боли, поддержка друг друга.

Тема «Праздники: ценности и радости»

Ощущение праздника, разные представления о празднике у взрослых и детей. Отличие праздничного настроения от любого другого.

Праздник можно создать самому, делать подарки – искусство, требующее фантазии, а не денег.

Праздник можно создать самому, делать подарки – искусство, требующее фантазии, а не денег.

Как самому себе создать праздник.

Как проявить терпение в ожидании радостного события.

Ценность праздника, его отличие от будней.

Разнообразие ценностей, развитие толерантности к ценностям других.

Разнообразие ценностей, развитие толерантности к ценностям других

Ритуалы празднования – это уважение к ценностям других.

Тема «Отношение к другим»

Каждый человек включен в систему отношений, он может активно действовать внутри нее и исследовать её.

Отношения могут нравиться или не нравиться; прояснить ценности в отношениях каждого.

Встаем на позицию другого человека, проявляем эмпатию.

Отношения бывают разными, учимся распознавать эти отношения, видим реальные отношения в классе в этот момент времени.

Отношения бывают разными, учимся распознавать эти отношения, видим реальные отношения в классе в этот момент времени.

Получение разного опыта взаимодействия, понимание того, что у каждого человека есть свои интересы.

Отрабатываем умение договариваться, учитывая интересы других людей.

Отрабатываем умение договариваться, учитывая интересы других людей.

Проживание опыта конфликтной ситуации в безопасном структурированном пространстве, обучение выходам из конфликтной ситуации, распознавание интересов других сторон конфликта.

Проживание опыта конфликтной ситуации в безопасном структурированном пространстве, обучение выходам из конфликтной ситуации, распознавание интересов других сторон конфликта.

Подводим итоги размышлений о взаимоотношениях, говорим об ответственности каждого за то, что происходит в отношениях.

Тема «Отношения с собой. Мое достояние»

Вводим понятие «достояние», осознание того, что важно для каждого.

Разные роли человека в различных ситуациях.

Индивидуальный стиль поведения.

Смотрим на себя глазами других.

Видим и уважаем чужое достояние.

Обобщаем опыт по теме «Мое достояние», закрепляем и уточняем понятие.

«Жизненные навыки» 4 класс

Тема «Собственность: я и мое»

Разнообразие проблем, связанных с собственностью, неоднозначность этой темы.

Анализируем понятие «мое» и «чужое», выясняем отношение к собственным и чужим вещам.

Выявляем разницу между своим, чужим и общим, понимаем, как можно обращаться со своим, чужим и общим.

Собственность – это не только вещи, но и пространство; учим детей договариваться об общих интересах на общей территории. Уважение к другому проявляется и в сохранении дистанции.

Роль одних и тех же вещей в разных обстоятельствах: бесценные или ненужные. Истинная ценность вещей.

Разнообразие нематериальной собственности и ей ценность.

Тема «Печальная сторона жизни»

Актуализация темы печали.

Проживание чувства печали.

Как люди расстаются.

Получаем позитивный опыт переживания сложных жизненных ситуаций.

В чем смысл печали и её ценность.

Знакомство детей с социально-культурными формами обхождения с ценным прошлым.

Подводим итоги темы, вспоминаем опыт проживания печали и радости.

Тема «Мальчики и девочки»

Работа с образами героев. Актуализация представления детей об «идеальном мужском» и «идеальном женском»

Прослеживаем возрастные изменения мальчиков и девочек.

Актуализируем представление о собственном мире и знакомимся с противоположным миром. Формируем уважительное отношение к противоположному полу.

Изучаем себя как представителя того или иного пола, расширяем представление детей о мужском и женском мире.

Стереотипы мужского и женского поведения. Формирование собственных взглядов на гендерные различия.

Проживаем опыт создания женского и мужского образов, а также опыт идеализированных форм общения между мальчиками и девочками.

Проживаем опыт создания женского и мужского образов, а также опыт идеализированных форм общения между мальчиками и девочками.

Учимся задавать «трудные» вопросы и отвечать на них, профилактика неадекватного поведения мальчиков и девочек по отношению к друг другу.

Опыт цивилизованного общения между мальчиками и девочками.

Интеграция новых знаний и опыта по теме, определение дистанции в общении.

Тема «Подводим итоги»

Актуализация знаний, полученных за четыре года изучения курса. Формируем программу оставшихся занятий.

Закрепляем полученные знания в зависимости от выбора темы занятий.

Закрепляем полученные знания в зависимости от выбора темы занятий.

Закрепляем полученные знания в зависимости от выбора темы занятий.

Закрепляем полученные знания в зависимости от выбора темы занятий.

Закрепляем полученные знания в зависимости от выбора темы занятий.

-34 Подводим итоги тому, чему научились.

Формы организации и виды деятельности

Групповая работа с элементами тренинга

Практические занятия (рисование, изготовление поделок из различного материала, коллаж)

Просмотр и обсуждение фильмов

курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки»

Источник

Рабочая программа «жизненные навыки» для учащихся 5-6 класся

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 города Тюмени

Педагогическим советом №1

от «29» августа 2016 г.

Заместитель директора по УВР

Усольцева О.Г. «____»_____________2016 г.

Директор Шевалье Г.В

по внеурочной деятельности в 5- 6 классах

Количество часов в неделю:1 час в неделю

Срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа составлена на основе программы « Жизненные навыки». Тренинговые занятия с младшими подростками 5-6 классы под редакцией С.В. Кривцовой, Москва, «Генезис», 2012

Учитель: Копылова О.Г.

Рабочая программа составлена на основе программы « Жизненные навыки» под редакцией С.В.Кривцовой. Уроки психологии в 5- 6 классе составлена на основании учебного пособия: Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками 5-6 классы./ Под ред. С. В. Кривцовой, 2012 г., Генезис, Москва.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Актуальность: курс актуален для адаптации учащихся 11-13 лет к средней школе, повышения самоценности личности, разрешения конфликтных ситуаций, проблем взросления, толерантности.

Цель программы : создание среды психологической безопасности, развитие умения выстроить доверительные отношения с людьми, закрепление и развитие основных жизненных умений, приобретенные в начальной школе.

создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;

дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;

создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;

создать условия для развитие навыков разрешения конфликтов;

передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.

Отличительными особенностями программы «Жизненные навыки» является то, что она посвящена не столько навыкам, сколько тому, как устроена жизнь. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В ходе реализации программы, создаются условия, которые помогут младшим подросткам адаптироваться к миру, лучше узнать и понять себя, освоить жизненные навыки и социальные умения. Под руководством педагога-психолога дети 11-13лет в течение всего года, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам. Все занятия проводятся в тренинговой форме.

Итогом работы по данной программе является приобретение подростком чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями. В результате подросток будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

К концу изучения курса у учащихся будут сформированы универсальные учебные действия:

— Определять и высказывать под руководством психолога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

— В предложенных психологом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и психолога, как поступить.

— Учиться высказывать свое мнение;

— Учиться лучше и глубже понимать себя и свой внутренний мир;

— Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

— Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от психолога;

— Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

— Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
— Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

— Принимать самого себя и других людей;

— Развивать чувства переживания и сочувствия;

— Умения идти на компромисс;

— Умения различать типы темперамента;

— Позитивного самоотношения при обогащении черт характера

Содержание курса в пятом классе

Содержание курса состоит из 5 тем:

Тема 1. Я – ты – группа. (6занятий) В рамках этой темы ставится несколько задач: создание атмосферы психологической безопасности, работа над созданием группы. Именно в этой теме собраны те идеи, умения, благодаря которым можно обращаться к остальным темам программы.

Тема 2. Мы – пятиклассники! (4 занятия) В процессе занятий ребятам предлагается честно взглянуть на изменившуюся ситуацию и самим определить отношение к ней. Какие-то изменения им нравятся, какие-то не очень, и чтобы двигаться дальше, важно определить свое отношение к происходящему, понять, что им хотелось бы изменить и какие ресурсы они могут использовать. Вся работа по этой теме направлена на поиск таких ресурсов. В процессе работы у ребят есть возможность найти безопасное место в школе, чтобы в изменившемся мире, полном забот и тревог, было на что опереться, куда прийти или хотя бы обратиться мысленным взором. Также обращаем внимание ребят на ценность их собственного опыта обучения в этой школе.

Тема 3. Учимся общаться. (7 занятий). В эту тему включены развивающие игры и упражнения, которые позволяют сформировать навыки эффективного общения и совместной деятельности. Задача этой темы – дать ребятам возможность на своем опыте испытать, как возникает непонимание между партнерами по общению, увидеть своими глазами, как искажается информация. Подростки учатся понимать, какие барьеры в общении возникают, как можно с ними справиться и кто может быть ответственным за непонимание, возникающее между участниками общения. Ребята учатся прислушиваться к себе, к другому и получают опыт невербального взаимодействия. От общения с партнером переходим к общению в группе.

Тема 4. Конкуренция или сотрудничество? (7 занятий).На этом этапе начинаем формировать и развивать навыки разрешения конфликтов у подростков. Задача в том, чтобы научить ребят более осознанно воспринимать конфликтные ситуации. В безопасной ситуации тренинга дается возможность опробовать различные роли и стратегии поведения в конфликте. Подростки могут применять как уже известные, так и новые стратегии поведения, например, сотрудничество – когда в выигрыше остаются две стороны, а проигравших нет. Здесь разбираются возможные конфликтные ситуации, которые могут быть актуальны в жизни участников группы. Вместе ищем стратегии поведения, нужные слова, способы существования в конфликте, закрепляя и отрабатывая необходимые навыки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *