программа элективного курса по истории 11 класс 34 часа
Рабочая программа элективного курса «История России в деталях». 11 класс (34 часа)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
от «___»____________201__ г.
элективного курса «История России в деталях»
(НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
201 5 – 201 6 учебный год
Согласовано на методическом объединении.
от «___» _________ 201___г.
Рабочую программу разработал (-а):
1. Пояснительная записка с. 3
3. Учебно – тематический план с. 6
4. Литература и средства обучения с. 7
Рабочая программа элективного курса «История России в деталях» составлена на основе ФК Государственного образовательного стандарта, в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника, предназначена для учащихся 11 класса и включает в себя: содержани е материала по истории России IX – XXI вв. и 1 итоговое повторение.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов.
— воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся 11 класса на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
— развитие способности понимать историческую обусловленность значимых явлений и процессов, определять собственную позицию по отношению к ним;
— освоение систематизированных знаний об истории человечества и России в IX – XXI вв ;
— формирование представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в данны е период ы ;
— овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
Преподавание дисциплины предполагает проведение различных форм занятий: лекция- диалог, проблемная лекция, практическое осмысление теоретических знаний во время самостоятельной работы. В каждой теме предусмотрены практические занятия, с использованием самостоятельной работы, составления структурных схем, таблиц, опорных конспектов, систематизирующих информацию
Тема 1. Возникновение и место данного курса среди других учебных дисциплин. Предмет и круг проблем, изучаемых в курсе « История России в деталях ».
Тема 3. Русь в XII-XIII веках. Правление князя Владимира Мономаха. Первое летописное упоминание о Москве. Князья Владимиро-суздальского княжества Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский. Создание «Слова о полку Игореве». Образование Великого княжества Литовского. Сражение на реке Калке. Нашествие хана Батыя на Северо-Восточную и Южную Русь. Разгром шведов на реке Неве князем Александром Ярославичем. Поражение немецких рыцарей на Чудском озере.
Тема 4. Р усь в XIV веке. Правление князя Ивана Калиты в Москве. Антиордынское восстание в Твери. Правление в Московском княжестве Дмитрия Донского. Куликовская битва.
Тема 5. Российское государство в XV-XVI веках. Андрей Рублев и его «Троица». Правление Василия I. Междоусобная война в Московском княжестве. Образование Казанского ханства. Правление князя
Тема 6. Россия в XVII веке. Правление Бориса Годунова. Лжедмитрий I. Правление Василия Шуйского. Лжедмитрий II. Движение И. И.Болотникова. Освобождение Москвы. Воцарение Романовых. Соляной бунт. Медный бунт. Движение С. Разина. Воцарение Федора Алексеевича. Начало правления Петра I.
Тема 7. Россия в XVIII веке. Северная война. Реформы Петра Великого. Правление Екатерины I. Петр II. Анна Иоанновна. Елизавета Петровна. Петр III. Правление Екатерины II. Манифест о вольности дворянства. Русско –турецкая война.
Тема 8. Россия в XIX веке. Указ Александра I «о вольных хлебопашцах» Проект реформ Сперанского. Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов. Крымская война.
Тема 9. Россия от р усско-японской войны до Первой мировой. Русско-Японская война. Первая Русская революция. Начало реформ Столыпина. Присоединение России к Антанте. Россия в Первой мировой Войне.
Тема 10. Россия в годы революционных потрясений. Февральская буржуазная революция. Мятеж генерала Корнилова. Октябрьское вооруженное восстание. Захват власти большевиками.
Тема 11. Гражданская война и интервенция в России. Подписание Брестского мира с Германией. Чехославацкий мятеж. Расстрел семьи Романовых. Поражение армии Колчака, Деникина. Переход к Н Э Пу.
Тема 13. СССР в Великой О течественной войне. Нападение Германии на СССР. Битва под Москвой. Битва под Сталинградом. Битва на Орловско-Курской дуге. Тегеранская конференция 1943 г. Снятие блокады Ленинграда в 1944 г. Яссо-Кишеневская наступательная операция 1944 г. Освобождение стран Восточной Европы от фашизма. Крымская конференция 1945 г. Капитуляция Германии.
Тема 14. СССР в 1950- 19 60-е годы. Н. С.Хрущев. XX съезд КПСС. Запуск первого советского спутника в космос. Полет Гагарина в космос. Карибский кризис. Л. И.Брежнев. Ввод войск СССР в Чехословакию в 1968 г. Реформы Косыгина 1965-1970 гг.
Тема 16. СССР в 1990-е годы. Избрание Президентом России Б. Н.Ельцина (1991). Путч ГКЧП. Запрещение КПСС. Беловежские соглашения и распад СССР. Принятие Конституции РФ (1993). Начало первой военной операции в Чечне. Избрание Президентом РФ В. В.Путина.
Тема 17. СССР в начале XXI в.
Электив «История. Подготовка к ЕГЭ» 11 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ «Кочкуровская СОШ »
Кочкуровского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на УТВЕРЖДАЮ:
заседании МО учителей истории, Директор МБОУ
обществознания и географии «Кочкуровская СОШ»
_______________(Н.В.Асташкина) _________________ (В.И.Пяткин)
«____» августа 2020 г. «____» августа 2020 г.
Рабочая учебная программа
по элективному курсу
История России и мира»
Составитель: Терёхина Л.А., учитель истории
Пояснительная записка
Программа элективного курса в 11 классе «Подготовка к ЕГЭ. История России и мира» составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (от 05.03.2004 №1089); Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2019 году единого государственного экзамена по истории; Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году единого государственного экзамена по истории.
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Россия и мир в Средневековье», «Россия и мир в Новое время», «Россия и мир в Новейшее время».
Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по истории, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.
В процессе подготовки к ЕГЭ по истории очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся решают задания типа части 1 и 2. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по истории, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Особый упор делается на изучение и отработку базовых знаний дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.
Экзаменационная работа по истории состоит из огромного количества заданий, основными объектами проверки которых являются:
Для системной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ учебного времени, отводящегося на овладение учебной программы по истории, явно недостаточно. Кроме того, по результатам выполнения работ по истории России выявлен ряд проблем в знаниях и умениях выпускников. Самым «слабым звеном» в подготовке учащихся по истории часто оказывается незнание дат исторических событий, периодов. Проблемной частью являются вопросы истории общественного движения, культуры. Очень серьезные пробелы имеются в усвоении сведений об исторических личностях, причем по всем периодам и разделам курса отечественной истории. Задания на сравнение событий и явлений, анализ исторических ситуаций имеют худшие показатели в части 2
Программа «Подготовка к ЕГЭ. История России и мира» призвана сделать данную подготовку более системной и эффективной. Использование образцов контрольных измерительных материалов (КИМов) позволяют придать содержанию программы практическую направленность. Содержание программы акцентирует внимание на анализ наиболее трудных вопросов курса истории, на технологию работы с тестовыми заданиями разного типа и уровня сложности. Отработка во время практикумов, тренингов типовых конструкций тестовых заданий позволит практически не тратить время на экзамене на понимание инструкции, на точное оформление ответа по всем направлениям.
Целью данной программы является углубление знаний учащихся в области истории. Кроме того, она призвана придать более глубокую научную направленность подготовке выпускников по курсу истории, отвечать наиболее сложным требованиям государственного стандарта к знаниям теоретического характера и уровню развития комплексных познавательных действий.
Цель программы: Осуществление технологии выполнения тематических заданий по истории при подготовке к ЕГЭ.
Курс рассчитан для учащихся 11 класса в количестве 34 часов (1 час в неделю). Учебно-тематическое планирование разработано в соответствии с содержанием программы.
Элективный курс по истории для 11 класса
МБОУ Большеошворцинская СОШ имени Ф.А. Пушиной
Рассмотрена на заседании
«___» ______________2016 г.
Руководитель ШМО: _________ Г.А.Загребина
Принята на заседании
педагогического совета №___
от «___»____________2016 г.
Зам.директора по УВР: _________ А.В.Рудина
приказ № ___ от «__ »____________2016 г.
Директор школы: _____________ Н.Н.Лукина
Рабочая программа элективного курса
«Трудные вопросы истории»
Составитель: Барышников Д.В.
учитель истории и обществознания
В последнее время для поступления в ВУЗы все более востребованными являются обществоведческие дисциплины, в том числе и история. Уровень заданий ЕГЭ достаточно сложный и для успешной сдачи экзамена необходима дополнительная подготовка учащихся по истории.
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Россия в XIX вв.», «Россия в первой половине XX в.», «Россия во второй половине XX – начале XXI вв.».
Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по истории, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.
В процессе подготовки к ЕГЭ по истории очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания типа части «А», «В», «С». Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по истории, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Особый упор делается на изучение и отработку базовых знаний дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений, учащихся по истории России с древнейших времен до наших дней для более успешной сдачи ЕГЭ.
преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
раскрытие и понимание сущности исторических понятий разной степени сложности;
применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
способствовать формированию и развитию умений сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям;
способствовать формированию умения работать с историческими документами, анализировать, извлекать нужную информацию;
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины, понятия, исторические личности.
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) и определять время, место, обстоятельства, причины создания источника, позицию автора;
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и историческими терминами, понятиями;
называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия.
Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:
лекции с последующим опросом;
лекции с обсуждением документов;
анализ альтернативных ситуаций;
работа в парах, группах, индивидуально;
выполнение работ по заданному алгоритму;
решение заданий различной степени сложности: части «А», «В», «С».
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.
Предполагаемые результаты изучения курса:
учащиеся систематизируют и обобщат знания курса истории России;
научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ.
Курс рассчитан для учащихся 11 классов в количестве 34 часов. Учебно-тематическое планирование разработано в соответствии с содержанием программы.
Тема «Россия в XIX веке» 11 часов
Внутренняя и внешняя политика Александра I. Россия при Павле I. Внутренняя политика. Реформы Александра I. Войны с Францией. Тильзитский мир. Война с Персией. Отечественная война 1812 г: основные сражения. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс. Священный союз.
Восстание декабристов. Последние годы царствования Александра I. Аракчеев А.А. «Союз спасения». «Союз благоденствия». «Северное тайное общество» и «Южное тайное общество». Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.
Общественная мысль в 1830-1850 гг. «Общество любомудров». «Теория официальной народности». Западники и славянофилы. «Общинный социализм» А. И. Герцена. Петрашевцы.
Русская культура в первой половине XIX века. Развитие системы образования: университеты, институты, реальные училища. Развитие науки. Литература: романтизм, реализм. Искусство (живопись). Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка.
Александр II. Реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права: причины, разработка реформы, проведение. Значение отмены крепостного права в России. Земская реформа. Судебная реформа. Городская реформа. Военная реформа. Реформа просвещения. Реформа печати. Значение либеральных реформ.
Общественное движение второй половины XIX века. Либеральные идеи. Теория «крестьянского социализма». «Земля и воля». Народничество. Три течения в народничестве: бунтарское, заговорщическое, пропагандистское. «Хождение в народ». Раскол «Земли и воли»: «Черный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II. Рабочее движение. «Освобождение труда». В.И. Ульянов (Ленин).
Внутренняя и внешняя политика Александра III. Александр III. Контрреформы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Образование военных блоков.
Культура второй половины XIX в. Процесс демократизации культуры. Система образования. Развитие науки. Литература. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка. Печать и книгоиздательское дело.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XIX веке». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части «А», «В», «С».
Тема «Россия в первой половине XX века» 11 часов
Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале XX в. Русско-японская война. Особенности экономического развития России в начале XX в. Социальный состав населения. Политическое развитие. Николай II – последний российский император. Необходимость модернизации. Реформы С.Ю. Витте. Русско-японская война. Портмутский мирный договор. Образование первых в России политических партий.
Революция 1905-1907 гг. Столыпин П.А. Причины революции. Основные события революции. Деятельность I и II Думы. Итоги первой русской революции. Реформы П. А. Столыпина.
Культура в начале XX века. Серебряный век русской культуры. Развитие образования и науки. Выдающиеся писатели и поэты Серебряного века. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка.
Россия в Первой мировой войне. Причины первой мировой войны, участники. Позиция большевиков. События на фронтах первой мировой войны. «Прогрессивный блок». Влияние войны на ситуацию в стране.
Великая российская революция. Февральская революция 1917 года: причины, участники. От Февраля к Октябрю. Двоевластие. Октябрьская революция. Провозглашение и утверждение советской власти. II съезд Советов, первые декреты.
Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917-1920 гг. Гражданская война. Первые мероприятия Советской власти. Разгон Учредительного собрания. Брестский мир. Политика «военного коммунизма». Гражданская война: причины, участники, основные события. Интервенция. Итоги гражданской войны.
Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. Образование СССР. Политическая жизнь в 20-е – 30-е гг. Внутренняя борьба. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация. Культурная революция.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. СССР накануне войны. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны. Война с Японией. Героизм советских людей во время войны. Партизанское движение. Антигитлеровская коалиция. Итоги Великой Отечественной войны.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XX вв.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части «А», «В», «С».
Тема «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.» 10 часов
СССР в первое послевоенное десятилетие. «Холодная война». Восстановление народного хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику СССР.
СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг. Н. С. Хрущев, приход к власти. XX съезд КПСС. «О культе личности и его последствия». Общественно-политическая жизнь страны. Реформы в социально-экономической сфере. Внешняя политика.
СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Приход к власти Л.И. Брежнева. Экономическая реформа 1965 года. «Продовольственная программа». Концепция «Развитого социализма». Внешняя политика.
СССР во второй половине 1980-х гг.: внутренняя и внешняя политика. Распад СССР. М.С. Горбачев. Перестройка. Авария на Чернобыльской АЭС. Внешняя политика: «новое политическое мышление». События 1991 г. Распад СССР.
Развитие науки и культуры в 1950 – 1980-х гг.
Россия в 1992 – 2017 гг. Становление новой российской государственности. События 1993 г. Принятие Конституции 1993 г. Переход к рыночной экономике. Политическое, экономическое, национальное, культурное развитие современной России. Россия в системе современных международных отношений.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XX века – начале XXI века». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части «А», «В», «С».
Пробный ЕГЭ 3 часа. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части «А», «В», «С».
Литература для учителя и учащихся
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2011 года по истории России.
Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2011 года по истории России.
Агафонов С.В. История России в таблицах: 6-11-й кл.: справ. материалы/С.В. Агафонов. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Владимирова О.В. История: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Владимирова О.В. История: 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ/О.В. Владимирова. – М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2009.
Владимирова О.В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с Древности до начала XVII века»/О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Владимирова О.В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Россия в XIX в»/О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Владимирова О.В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России в XX – начале XXI вв.»/О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2010. История: сборник заданий/Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина. – М.: Эксмо, 2009.
Жукова Л.В. История Россия с древнейших времен до настоящего времени: учебное пособие/Л. В. Жукова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
История в схемах и таблицах /авт.-сост. Северинов К.М. – СПб.: Тригон, 2008.
Пономарев М.В., Хартулари Г.С. ЕГЭ 2009. История России. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009.
Рабочая программа элективного курса «История в лицах» для 11 класса Составитель: учитель истории Е. С. Шевченко
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
г. Калача – на – Дону Волгоградской области
на заседании методического
объединения учителей истории, географии и обществознания
протокол №__ от _________2021 г.
________________ 2021 г.
____________ 2021 г.
элективного курса « История в лицах »
Составитель: учитель истории
г. Калач – на – Дону 2021
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
— Историко-культурный стандарт, разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334
— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);
Программа рассчитана на 34 часа. Рабочая программа предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по предмету «История». Преподавание этого элективного курса окажет большую помощь выпускникам в подготовке к ЕГЭ.
Элективный учебный курс «История в лицах» предполагает изучение жизни и деятельности исторических личностей России и других государств с конца древнейших времен до наших дней. Сегодня, когда происходят активные перемены жизни общества, преобразуются прежние формы поведения, отношения к миру и людям, истории своей страны, многие ценности теряют свой смысл. Всѐ больше распространяется исторический нигилизм, история нашего государства преподносится зачастую в «сером» цвете. Школьный курс истории не может вместить в себя характеристики многих исторических персоналий, повлиявших на политическую, экономическую или культурную ситуацию в стране в тот, или иной период, а, в конечном счѐте, сыгравших заметную роль в истории развития нашего государства. Новое общество требует от всех сотрудничества, толерантности, знания основных исторических тенденций. Сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности, патриотизма, а это невозможно без знания истории своей страны. Программа элективного курса ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях России и других государств, чья деятельность оставила заметный след в истории России и Мира. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Основными целями курса являются:
— сформировать у учеников понимание исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;
— создать условия для восприятия отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
— познакомить выпускников с основными теориями и концепциями, описывающими и
объясняющими развитие общества, а также научить понимать роль исторических деятелей в формировании судеб государства.
Задачами курса являются:
1) формирование интереса выпускников к закономерностям исторического развития России, роли политических деятелей в её судьбе;
2) формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для
более глубокого осмысления исторической действительности;
3) формирование и развитие умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;
4) воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности; 5) воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного,
персонифицированного мышления; 6) развитие исторического мышления школьников на базе материала курса.
Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.
Актуальность элективного курса «История в лицах» состоит в том, что учащиеся должны знать и понимать роль личности в истории. Учащиеся должны уметь описывать биографии общественных и политических деятелей, связанных с образованием новых государств, со сменой политических режимов, с реформами, революциями, войнами. Также описывать биографии и называть достижения выдающихся представителей науки и культуры.
Рассмотрение вопросов курса важно в контексте с событиями мировой истории, так как многие процессы взаимосвязаны. Необходимость и актуальность курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы невозможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, еѐ роль в истории, тот или иной исторический процесс. Познакомиться с малоизвестными фактами биографии; всесторонне рассмотреть историческое событие и роль личности в этом событии в связи с большим объемом программного материала и ограниченным количеством часов. Между тем именно углубленное изучение истории даѐт полную и объективную оценку исторических событий и явлений; позволяет учащимся сформулировать собственную точку зрения на происходившие события, выявить причинно-следственные связи.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ: ученики 16-18 лет
Особенности возраста: восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала. Мышление в подростковом возрасте характеризуется завершением развития (Ж. Пиаже). Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток становится способным к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности. Данная программа учитывает особенности возраста и способствует развитию у подростков способности самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
Объем программы: 34 часа.
Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения: очная, групповая.
Состав учащихся: постоянный.
Особенности набора: свободный.
Режим занятий: 34 часа в год – 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»
Первые князья (Рюриковичи) и их роль в становлении русского государства.
Первые русские князья. Спорные вопросы появления государства у восточных славян; внутренняя и внешняя политика Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава. Походы Олега на Византию и заключение первого в истории Руси международного договора. Княжение Игоря: защита Руси от набегов печенегов, походы на Византию и заключение нового договора. Княжение Ольги: укрепление княжеской власти, установление уроков и погостов, принятие христианства. Правление Святослава Игоревича. Походы князя Святослава на Хазарский каганат, в Волжскую Булгарию и Византию; расширение территории государства Русь.
Русь во времена Владимира Святославовича.
Роль христианства в истории и культуре Руси. Правление Владимира Святославича. Значение принятия Русью христианства. Деятельность Владимира по усилению безопасности государственных границ, строительству храмов, распространению грамотности. Создание новой системы управления государством, предпосылки обострения междоусобиц после смерти князя Владимира. Образ князя в народных легендах и преданиях.
Правление Ярослава Мудрого.
Появление первого письменного свода законов и формирование феодальных отношений. Ярослав Мудрый на киевском престоле: личность князя, расширение границ государства, основание новых городов, укрепление международных связей, покровительство Церкви и просвещению. Русская Правда — первый свод законов государства Русь. Нормы древнерусского права. Признаки расцвета Древнерусского государства в правление Ярослава Мудрого.
Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей. Прибалтийский регион: геополитическое положение, население и хозяйство. Предпосылки и причины крестовых походов в Прибалтику. Ордены крестоносцев и угроза западным границам Руси. Вторжение шведов в новгородские земли. Призвание новгородцами князя Александра Ярославича. Невская битва (1240). Вторжение немецких рыцарей в новгородские земли. Ледовое побоище (1242). Личность Александра Невского.
От Калиты до Дмитрия Донского.
Первый московский князь Даниил. Возвышение Москвы при Иване Калите. Усиление Москвы при Дмитрии Ивановиче. Москва – центр объединения Руси и роль в этом процессе московских князей. Куликовская битва (1380) и её историческое значение. Герои и образы Куликовской битвы в летописях, литературе, искусстве и исторической памяти потомков. Нашествие хана Тохтамыша на Русь.
Иван III и образование единого государства.
Создание новой системы управления государством и свержение ига. Объединение русских земель вокруг Москвы. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Новый этап политики московских князей в отношениях с наследниками Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Перемены в устройстве двора великого князя: царский титул и регалии, новая государственная символика. Формирование аппарата управления единого государства. Принятие общерусского Судебника.
Иван Грозный и его современники.
Минин и Пожарский в истории Смуты.
История Смутного времени через призму его участников; значение второго ополчения в истории Смуты; судьба его руководителей. Предпосылки и причины Смуты. Первое ополчение. Лжедмитрий II. Второе ополчение. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г.
Избрание новой династии. Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович – первые преобразования. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. Вхождение Левобережной Украины в состав России.
Никон и Аввакум в церковном расколе.
Борьба светской и духовной власти. Церковная реформа. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Старообрядцы.
Петр I и его современники.
Правление царевны Софьи. Формирование личности Петра I; окружение Петра; дискуссионные вопросы в истории правления Петра. Оценка деятельности Петра I в исторической науке.
Женщины на российском престоле XVIII века
Правление Екатрины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Внешняя и внутренняя политика России в эпоху дворцовых переворотов.
Золотой век Екатерины II. Ломоносов и русская культура XVIII века.
Вклад Ломоносова в развитие русской науки и культуры XVIII века.
Александр I — несостоявшийся реформатор. Кутузов М. И. и Отечественная война 1812 года.
Итоги внутренней и внешней политики Павла I (1796—1801). Личность Александра I. Анализ деятельности личности императора и его реформаторской несостоятельности через анализ документов и мнения современников. Великий полководческий талант Кутузова и его ученики.
Россия при Николае I. Александр II и эпоха великих реформ.
Попытка укрепить империю через усиление цензуры. Историческая необходимость отмены крепостного права и личное мужество императора при проведении реформ. Николай I-жандарм Европы и Александр II-Освободитель
Правление Александра III.
Упрочение основ самодержавия. Внешняя и внутренняя политика Александра III. Контрреформы Александра III.
Николай II. Столыпин П.А. Витте С. Ю.
Личность Николая II. Внутренняя политика правительства в начале XX в. П.А. Столыпин и его политика. Программа системных реформ П.А. Столыпина. Крестьянская реформа. Переселенческая политика. Масштабы и результаты реформ П.А. Столыпина. Кризисные явления в обществе П.А. Столыпин и его политика. Витте С.Ю.- личность и человек.
Российские и советские полководцы в 20-30гг. XX века.
Создание Красной Армии. Революционный Военный Совет (РВС). Красные командиры. Тухачевский, Фрунзе, Буденный, Чапаев, Котовский. Политические портреты. Политические идеалы.
Белые генералы: Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, Миллер. Биографии, деятельность на фронтах гражданской войны, послевоенные судьбы.
Джугашвили (Сталин) И. В.
Примеры стойкости советского солдата на фронте, в плену (Космодемьянская, Матросов, Лиза Чайкина, Гастелло и др.).
Роль полководцев Великой Отечественной войны (Т.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Б.М. Шапошников и др.), причины просчѐтов и неудач.
Партизанское движение. С.А. Ковпак, Сабуров, Фѐдоров.
Л.И. Брежнев. Система коллективного руководства. Восстановление прежней вертикали власти: ЦК — обком — райком; воссоздание отраслевых министерств. Экономические реформы 1960-х гг. Члены Политбюро ЦК КПСС Косыгин, Ю.Андропов, А.Громыко, К.Черненко, М.Суслов
Начало политики перестройки.
Деятельность Ю.В. Андропова: попытки оздоровления экономики и политики страны. Борьба с коррупцией. Ужесточение борьбы с инакомыслием.
Б.Н. Ельцин и суверенная Россия.
Б.Н. Ельцин первый президент России. Личность и политик.
Политические лидеры 1990-х гг. (Е.Гайдар, Е. Примаков, А.Чубайс, В.Черномырдин).
Политические лидеры России 21 века.
Итоговое занятие. Подведение итогов.