программа 7 класса по истории россии кратко
Программа история России 7 класс ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Школа № 1»
«___» августа 2018 г.
На заседании педагогического совета
«___» августа 2018 г.
Директор КОУ ВО «Школа №1»
«___» августа 2018 г.
Рабочая программа учебного предмета
(наименование учебного предмета/курса)
Базовый, основное общее, 7 класс
(уровень, ступень образования)
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы основного общего образования
по истории (авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева)
Маслов Николай Иванович, ВКК
(ФИО учителя, составившего рабочую программу)
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Выпускник получит возможность научиться:
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Содержание учебного предмета, курса.
( 36часов. 1 час в неделю)
Глава 1. Россия на рубеже 16- 17 веков
Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.
Глава 2. Россия в 17 веке.
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
Россия во второй половине XVII в.
Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.
Образование и культура XVII в.
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Глава 3. Россия в 18 веке.
Преобразования Петра Великого конец XVII – первая четверть XVIII в.
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.
Глава 4. Россия в 1725-1762 годах.
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.
Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Глава 5. Россия в 1762-1801гг.
Павел I . Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.
Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Русская культура второй половины XVIII в.
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы для 7 класса
Кол-во часов аудиторной нагрузки
Кол-во часов на самостоятельную работу
Основные виды деятельности учащегося
Форма организации учебной деятельности, вид контроля
Тема I. Россия в XVI в. (24 часа)
Мир и Россия в начале
эпохи Великих географических открытий
Раскрывать общее и особенное в развитии Мира и России в начале
эпохи Великих географических открытий.
Территория, население и
хозяйство России в начале XVI в.
Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в.
Формирование единых государств в Европе и России
Определять основные причины созданий единых государств в Европе и России
Российское государство в первой трети XVI в.
Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в первой трети XVI в.
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.
Объяснять цели и задачи внешней политики. Раскрывать, каковы были последствия для Русского государства. Использовать историческую карту для характеристики роста территории государства
Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной Рады
Объяснять смысл понятий: приказ, Земский собор, стрелецкое войско, заповедные лета. Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550_х гг. Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоёв населения Руси, политике власти.
Северного Причерноморья, Сибири
Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси.
Внешняя политика России во второй половине XVI в.
Раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства.
Внешняя политика России во второй половине XVI в.
Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака и др.
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»
Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в XVI в. Объяснять смысл понятий: служилые и тяглые. Изучать исторические документы.
Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять своё отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Составлять характеристику Ивана IV Грозного. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного. Систематизировать материал об основных процессах социально-экономического и политического развития страны в XVI в. (закрепощение крестьян, укрепление самодержавия и др.).
Россия в конце XVI в.
Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова. Показывать на исторической карте основные направления торговых и культурных связей Руси и Западной Европы.
Церковь и государство в XVI в.
Раскрывать роль Православной церкви в становлении и развитии российской государственности. Объяснять значение учреждения патриаршества. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Приводить оценку роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси.
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.
Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём их назначение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси XVI в. Осуществлять поиск информации для сообщений о памятниках культуры XVI в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона). Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в., используя информацию из источников (отрывки из Домостроя, изобразительные материалы и
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»
Повторение и закрепление изученого материала
Решение тестовых заданий
Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч)
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.
Смута в Российском государстве
Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова. Показывать на исторической карте основные направления торговых и культурных связей Руси и Западной Европы.
Смута в Российском государстве
Объяснять смысл понятий: Смута, самозванец, интервенция. Раскрывать, в чём заключались причины Смуты начала XVI в. Показывать на исторической
карте направления походов Лжедмитрия, отрядов под предводительством Ивана Болотникова и др.
Окончание Смутного времени
Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Смутное время в России». Рассказывать о положении людей разных сословий
в годы Смуты, используя информацию учебника и исторических источников (возможны ролевые высказывания). Характеризовать последствия Смуты для Российского государства. Показывать на исторической карте направления походов польских и шведских интервентов, движения отрядов Второго ополчения. Высказывать и обосновывать оценку действий участников освободительных ополчений. Рассказывать о причинах воцарения династии Романовых.
Экономическое развитие России в XVII в.
Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Объяснять смысл понятий: мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право. Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России.
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве
Объяснять смысл понятия «абсолютизм» на основе знаний из курса всеобщей истории.
Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г., использовать их для характеристики политического устройства
России. Разъяснять, в чём заключались
функции отдельных представительных и административных органов в системе управления государством. Характеризовать личность и деятельность царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича._
Изменения в социальной структуре российского общества
Характеризовать изменения в социальной структуре общества. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян.
Народные движения в XVII в.
Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту. Раскрывать причины народных движений в России XVII в. Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVII в.».
Народные движения в XVII в.
Показывать на карте территорию России и области, присоединённые к ней в XVII в., ход войн и направления военных походов. Объяснять, в чём заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в. Составлять рассказ о народах, живших в России в XVII в., используя материал учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории
Решение тестовых заданий
Россия в системе международных отношений
Показывать на карте территорию России и области, присоединённые к ней в XVII в., ход войн и направления военных походов.
Россия в системе международных отношений
Объяснять, в чём заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в.
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины
Составлять рассказ о народах, живших в России в XVII в., используя материал учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории
Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол
Объяснять смысл понятий: церковный раскол, старообрядец. Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола. Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума (в том числе в форме высказывания в ролевой ситуации).
Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
Объяснять смысл понятий: церковный раскол, старообрядец. Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола. Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума (в том числе в форме высказывания в ролевой ситуации).
Культура народов России в XVII в.
Составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города), характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чём заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в.
Культура народов России в XVII в.
Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в., а также для участия в ролевых играх (например, «Путешествие по русскому городу XVII в.»).
Народы России в XVII в.
Рассказывать о нравах и быте русского общества XVIIв., используя информацию из источников. Характеризовать сословный быт и картину мира русского человека в XVII в., повседневную жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
Повторительно-обобщающие уроки по теме:
Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории России XVII в., роль отдельных исторических личностей.
Повторительно-обобщающие уроки по теме:
«Россия при первых Романовых»
Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное.
Решение тестовых заданий
Календарно – тематическое планирование истории России 7 класс
Названия разделов, тем
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.
Формирование единых государств в Европе и России
Российское государство в первой трети XVI в.
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.
Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной Рады
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.
Внешняя политика России во второй половине XVI в.
Внешняя политика России во второй половине XVI в.
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»
Рабочая программа по истории России 7 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Школа № 1 с наличием интерната» города Сарова
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании школьного Заместитель директора И.о.директора школы
методического объединения школы по учебной работе _________М.Г.Маслов
учителей ___________М.Г.Маслов Приказ № _____________
гуманитарного цикла «___»__________2020г. От «___»_________2020г.
учителем истории и обществознанию
г. Саров Нижегородская область
1. Пояснительная записка
Отбор содержания курса истории производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся.
Особенности психического развития детей прежде всего, недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.
Программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета “История России ”
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированных подходов в процессе усвоения программы.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-освоение традиций, духовно-нравственных ценностей Нижегородской земли и родного края;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
-овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-овладение систематизированными знаниями об основных периодах нижегородской истории как неразрывной части истории России, об историческом и духовно-нравственном пути нижегородцев, осваивавших и обустраивавших свой родной край и своё Отечество
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 7—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
— соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду;
— проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); · соотносить единичные исторические факты и общие явления; · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; · готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 7 класса по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: · указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; · соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: · характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; · группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 3. Работа с историческими источниками: · читать историческую карту с опорой на легенду; · проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); · сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); · соотносить единичные исторические факты и общие явления; · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: · приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; · определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: · применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; · использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; · способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
3. Содержание учебного предмета «История России»
Рабочая программа по истории России для учащихся 7 класса разработана на основе:
· примерной программы основного общего образования по истории России;
История России, 7 класс
Место и значение периода XVI — конца XVII в. в истории России. Общие закономерности становления и развития многонационального Российского государства.
СОЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА
Василий III и его время
Выбор Иваном III наследника престола. Княжение Василия III. Супруги Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Русское государство и общество: трудности роста. Территория и население. Особенности социально-экономического развития. Верхи и низы общества. Характер политической власти московских государей. Теория «Москва — Третий Рим». Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Начало губной реформы. Градостроительство. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Детство Ивана IV. Начало реформ. Избранная рада Венчание Ивана IV на царство. Ритуал и символы власти. Митрополит Макарий. Значение принятия Иваном IV царского титула. Женитьба царя. Московское восстание 1547 г. Избранная рада. Необходимость реформ. Влияние священника Сильвестра на молодого царя. Начало созыва Земских соборов. Состав и задачи Собора примирения. Сословно-представительная монархия.
Строительство царства. Судебник 1550 г. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. Отмена кормлений. Реформа центрального управления. Система приказов. И. Висковатый во главе Посольского приказа. А. Адашев во главе Челобитного приказа. Военная реформа. Создание стрелецких полков. Уложение о службе. Перемены в Церкви. Стоглавый собор.
Русская культура в XVI в. Литературные произведения. Публицистика. Иван Пересветов, Федор Карпов, Ермолай-Еразм. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. «Великие Четьи-Минеи». «Домострой». Начало книгопечатания. Иван Федоров. Библиотека Ивана Грозного. Новое в архитектуре. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова Богородицы на Рву. Китай-город и Белый город в Москве. Федор Конь. Смоленский кремль. Духовный мир человека XVI в.
Кризис власти на рубеже XVI — XVII вв. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об урочных летах. Учреждение патриаршества. Победа в войне со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Завершение присоединения Западной Сибири. Строительство российских крепостей. Гибель царевича Дмитрия. Пресечение царской династии Рюриковичей. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Разгар Смуты. Власть и народ. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйского и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое ополчение.
Окончание Смуты. Новая династия Начало формирования Второго ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. «Совет всей земли». Поход на Москву. Освобождение столицы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Социально-экономическое развитие России в XVII в. Территория и население страны. Освоение новых территорий. Строительство засечных черт. Экономическое развитие России в XVII в. Восстановление и рост сельского хозяйства. Ремесленное производство. Первые мануфактуры. А. Виниус. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Начало формирования всероссийского рынка. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Сословия в XVII в.: верхи общества. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилые люди «по прибору» и «по отечеству». Категории дворян. Особенности дворянской службы. Рост поместного землевладения. Противоречия внутри дворянского сословия. Стрельцы, пушкари, воротники. Стрелецкие полки. Государственное жалованье. Особенности службы стрельцов. Духовное сословие. Белое и черное духовенство. Структура и привилегии Русской православной церкви.
Сословия в XVII в.: низы общества Податные сословия. Государево тягло. Категории крестьянства. Виды и размеры повинностей. Закрепощение крестьян. Города и их жители. Количество и размеры городов. Занятия посадского населения. Посадское тягло. Городские общины. Экономическая политика правительства. Купечество. Торговый и Новоторговый уставы. А. Л. Ордин-Нащокин.
Государственное устройство России в XVII в. Правление Михаила Федоровича. Царская власть. Состав и компетенции Боярской думы. Ослабление роли Земских соборов в государственной жизни. Приказная система. Отраслевые и территориальные приказы. Приказное делопроизводство. Местное управление, воеводы. Преобразования в армии. Создание полков «нового (иноземного) строя».
Внутренняя политика царя Алексея Михайловича Начало правления Алексея Михайловича. Роль Б. И. Морозова в государственных делах. Укрепление южных границ государства, увеличение расходов. Рост налогов. Л. А. Плещеев. Соляной бунт в Москве. Требования посадского населения. Расправа с боярами. Подавление бунта. Псковско-Новгородское восстание 1650 г.
Формирование абсолютизма. Эволюция Земских соборов в XVII в. как один из факторов укрепления самодержавной власти. Важнейшие вопросы в повестке дня соборов в XVII в. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Изменения в положении посадского населения. Государственный строй России: от сословно-представительной монархии к абсолютной. Закрепление социального статуса царя в Соборном уложении. Создание приказа Тайных дел. Модернизация армии. Окружение царя Алексея Михайловича. Придворная жизнь.
Церковный раскол Роль Православной церкви в духовной и политической жизни страны. Изменения в положении Церкви после принятия Соборного уложения. Патриарх Никон. Предпосылки преобразований. Церковная реформа: изменения в книгах и обрядах. Конфликт между Алексеем Михайловичем и Никоном. Осуждение Никона. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Гонения на старообрядцев. Соловецкое восстание. Народный ответ/ Главные причины социальных конфликтов XVII в. Формы народного протеста.
Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Подавление восстания. Отмена медных денег. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Донские казаки. Восстание под руководством Степана Разина: движущие силы, территория, основные события. Разгром восставших. Казнь Разина.
РОССИЯ НА НОВЫХ РУБЕЖАХ
Внешняя политика России в XVII в. Главные задачи русской дипломатии после Смуты. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Война между Россией и Речью
Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». Чигиринская война и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России с Калмыцким ханством.
Освоение Сибири и Дальнего Востока Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин. Нерчинский договор с Китаем. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Новые города. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Прекращение межплеменных усобиц у коренных народов Сибири.
В КАНУН ВЕЛИКИХ РЕФОРМ
Политика Федора Алексеевича Романова Царь Федор Алексеевич. Борьба в боярской верхушке. Назревание реформ, их возможные сценарии. Административные реформы. Создание Расправной палаты, укрупнение приказов. Расширение воеводского управления. Военно-территориальные разряды. Отмена местничества. Налоговая реформа, введение подворного обложения. Изменения в образе жизни. Проекты создания учебных заведений. Симеон Полоцкий.
Борьба за власть в конце XVII в. Воцарение Петра I. Нарышкины и Милославские. Стрелецкий бунт 1682 г. Провозглашение царями Ивана и Петра. Царевна Софья Алексеевна. «Хованщина». Регентство Софьи. В. В. Голицын. Внешняя политика. «Вечный мир» с Речью Посполитой. Присоединение России к антиосманской коалиции. Крымские походы. Отстранение царевны Софьи от власти. Начало самостоятельного правления Петра I.
Культура России XVII в. Обмирщение культуры. Новые литературные жанры. Посадская сатира XVII в. «Житие» протопопа Аввакума. Новые тенденции в архитектуре. Дивное узорочье. Запрет на сооружение шатровых храмов. Нарышкинское барокко. Изобразительное искусство. Парсунная живопись. Мастера Оружейной палаты. Иконопись. Симон Ушаков. Развитие образования. Учебные книги В. Бурцова, К. Истомина, М. Смотрицкого. Школы при Заиконоспасском монастыре и Печатном дворе. Славяно-греко-латинская академия.
Мир человека XVII в. Изменения в картине мира в XVII в. и повсе дневная жизнь людей. А. Л. Ордин-Нащокин — образец нового человека XVII столетия. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:
— основные факты, процессы и явления, позволяющие понимать целостность и системность отечественной и всемирной истории;
— периодизацию всемирной и отечественной истории, пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий;
— современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
— историческую обусловленность современных общественных процессов;
— особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
— проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
— критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
— анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
— различать в исторической информации факты и мнения, исторические сюжеты и исторические объяснения;
— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого;
— участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
— представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, опираясь на свое представление об их исторической обусловленности;
— критически оценивать получаемую извне социальную информацию, используя навыки исторического анализа;
— уметь соотносить свои действия и поступки окружающих с историческими формами социального поведения;
— осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Критериями при оценке ответа являются:
— ясность, точность ответа
— последовательность, логичность ответа
— использование конкретных примеров, карт (при необходимости)
— завершенность ответа (выводы по излагаемому вопросу)
Нормы оценок устных ответов применяются как при поурочном опросе, так и при устном ответе на экзамене. Отметка («5», «4», «3») при поурочном опросе может ставиться не только за единовременный ответ, но и рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении всего урока (выводится поурочный балл).
Нормы оценок за письменные ответы применяются как при проведении письменных контрольных работ (за исключением тестовых), так и при выполнении самостоятельных письменных домашних заданий.
Оценка устных ответов
® Отметка «5» ставится, если ученик: полно излагает материал; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и по дополнительным источникам, сделать выводы и провести сравнения с ранее пройденным материалом; излагает материал последовательно, логично, умеет быстро ориентироваться по карте (в необходимых случаях).
® Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ удовлетворяющий тем же требованиям, что и отметка «5», но допускает незначительные 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет с помощью преподавателя.
® Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знания и понимание основных положений темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировки предложений; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры; излагает материал непоследовательно; допускает ошибки при использовании карты.
® Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке основных понятий, искажает их смысл, беспорядочно излагает материал, не знает карту.
® Отметка «1» ставится, если ученик обнаружил полное незнание материала или отказывается отвечать.
Оценка за письменные ответы
¡ Отметка «5» ставится, если ученик полно отвечает на поставленные вопросы, обнаруживает понимание материала, умеет обосновать свои суждения, приводит примеры из дополнительных источников; делает выводы, основываясь не только на знании материала работы, но и на знании предыдущего материала.
¡ Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и отметка «5», но допускает небольшие ошибки или неточности в излагаемом материале.
¡ Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знания и понимание основных положений темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировки предложений; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры; излагает материал непоследовательно.
¡ Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке основных понятий, искажает их смысл, не умеет рассуждать, доказывать, делать выводы.
¡ Отметка «1» ставится, если ученик обнаружил полное незнание материала.
4. Тематическое планирование
История России. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству