профессиональные навыки социального педагога

Резюме социального педагога: грамотный образец в школу

К сотрудникам социальной сферы всегда предъявляются строгие требования, особенно если их работа связана с детьми. Главным препятствием при трудоустройстве в данном случае является не конкуренция, а наличие достаточного профессионального опыта. Однако даже педагоги со стажем не всегда знают, как преподнести свои компетенции в выгодном свете.

Если вы хотите сменить работу в самые сжатые сроки, то предлагаем изучить нашу статью, где на примере готового резюме социального педагога подробно разобраны наиболее важные моменты. Наши советы помогут не только правильно подобрать информацию для анкеты, но и расставить нужные акценты, которые будут видны даже при беглом прочтении.

Пример резюме социального педагога

профессиональные навыки социального педагога. Смотреть фото профессиональные навыки социального педагога. Смотреть картинку профессиональные навыки социального педагога. Картинка про профессиональные навыки социального педагога. Фото профессиональные навыки социального педагога

в среднем 5,00 (3 голосов)

профессиональные навыки социального педагога. Смотреть фото профессиональные навыки социального педагога. Смотреть картинку профессиональные навыки социального педагога. Картинка про профессиональные навыки социального педагога. Фото профессиональные навыки социального педагогапрофессиональные навыки социального педагога. Смотреть фото профессиональные навыки социального педагога. Смотреть картинку профессиональные навыки социального педагога. Картинка про профессиональные навыки социального педагога. Фото профессиональные навыки социального педагогапрофессиональные навыки социального педагога. Смотреть фото профессиональные навыки социального педагога. Смотреть картинку профессиональные навыки социального педагога. Картинка про профессиональные навыки социального педагога. Фото профессиональные навыки социального педагогапрофессиональные навыки социального педагога. Смотреть фото профессиональные навыки социального педагога. Смотреть картинку профессиональные навыки социального педагога. Картинка про профессиональные навыки социального педагога. Фото профессиональные навыки социального педагогапрофессиональные навыки социального педагога. Смотреть фото профессиональные навыки социального педагога. Смотреть картинку профессиональные навыки социального педагога. Картинка про профессиональные навыки социального педагога. Фото профессиональные навыки социального педагога

Примеры резюме в смежных специализациях:

Общие рекомендации по составлению резюме

Работа социального педагога в образовательном учреждении направлена на объединение усилий семьи и школы. Необходимо быть компетентным в целом ряде вопросов и грамотно выстраивать свою работу. Чтобы убедить рекрутера в профессионализме, правильно преподнесите информацию о себе в резюме.

При составлении резюме соц. педагога учитывайте не только требования, предъявляемые работодателем к кандидатам на вакансию, но и общие правила оформления документа. Текст должен быть кратким и тезисным. Значение для принятия положительного решения имеет грамотность, отсутствие ошибок, четкая формулировка мыслей. В начале документа указывайте название должности, на которую претендуете.

По данным Роструда, каждая третья организация требует обязательное наличие фото в резюме. Это помогает составить первое впечатление о человеке и сделать вывод о соответствии кандидата на предложенную должность. Добавляйте цветную фотографию хорошего качества. Предпочтение отдается кадрам, которые соблюдают деловой стиль, в частности для учителя — минимум макияжа и аксессуаров.

Опыт работы в резюме социального педагога

Так как рассматриваемая должность предполагает определенную степень ответственности, наниматели в первую очередь отдают предпочтение кандидатурам с большим опытом работы. Подробно опишите трудовой стаж, чтобы доказать своё преимущество. Информацию по каждому месту указывайте отдельно.

В специальном блоке напишите должность, наименование организации и выполняемый вами функционал. Если успели поработать в нескольких организациях, не делайте списки обязанностей одинаковыми — по ним рекрутер будет судить о вашей компетентности. Постарайтесь заинтересовать работодателя и показать разностороннее профессиональное развитие.

Источник

«Личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Порфирьева Евгения Владимировна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Канаш Чувашской республики

ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ФГОС

Аннотация : автор говорит о роли компетентности в работе социального педагога, определяющейся квалификационной характеристикой, выделяет ключевые профессиональные качества и педагогические умения.

Ключевые слова : профессиональные качества, профессиональная компетентность, педагогические умения, социальный педагог.

Профессиональная успешность социального работника обусловлена эффективностью его деятельности и ее общественным признанием. Для успешного взаимодействия социальный работник должен обладать следующими индивидуальными чертами: веселый характер, желание и умение помочь, дружелюбие, вежливость, справедливость. Но не только этим обусловлен успех деятельности специалиста социальной работы, он зависит и от профессиональных качеств, здесь важны:

1. Умение слушать других с пониманием и целенаправленностью.

2. Умение найти информацию и собрать факты, нужные для подготовки социальной истории, оценки ситуации.

3. Умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности.

4. Умение наблюдать и расшифровывать вербальное и невербальное поведение, применять знания по социальной педагогике, по теории личности и диагностические методы на практике.

5. Умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия.

6. Умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз.

7. Умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных.

8. Умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей.

9. Умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы.

10. Умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.

11. Умение обеспечивать межведомственные связи.

12. Умение интерпретировать и выявлять социальные нужды и докладывать о них в соответствующие органы (администрация, финансовые органы, общественные организации).

Профессия социального педагога, как уже выделялось, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности социального педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Содержание профессиональной компетентности социального педагога определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности социального работника, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.

Квалификационная характеристика – это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта. Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных образований, мы имеем в виду, что усвоение знаний (накопление информационного фонда) – не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии», т. е. умений и навыков – главного критерия профессиональной готовности.

Педагогические умения социального работника – это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане педагогических действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), направленных на решение задач развития гармоничной личности и основанных на соответствующих теоретических знаниях. Такое понимание сущности педагогических умений имеет прямой выход в практику подготовки педагога.

Во-первых, оно определяет ведущую роль теоретических знаний в становлении практической готовности будущих педагогов, а также единство теоретической и практической подготовки будущего педагога.

Во-вторых, нацеливает на формирование в единстве умений педагогически мыслить и педагогически действовать, проявляющихся соответственно, как система идеальных и система предметных действии.

В-третьих, подчеркивает многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий. Представленное понимание сущности педагогических умений социолога позволяет понять их внутреннюю структуру, т. е. взаимообусловленную связь действий (компонентов умений) как относительно самостоятельных частных умений.

Список используемой литературы

1. Петренко И.В. Профессия социальная работа // Полярная правда. – 2005. – №31. – С. 9.

2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 427 с.

3. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.Ф.Басова. – М.: Академия, 2008. – 288 с.

Источник

Общие характеристики социального педагога

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Общие характеристики социального педагога

Социальный педагог для выполнения свое миссии должен быть хорошо подготовлен профессионально, быть образованным, эрудированным, обладать педагогическим мастерством и организаторскими способностями. Он должен быть значимой личностью, способной эффективно влиять на ход событий и на эмоционально-психологическое состояние своих подопечных.

Социальный педагог должен обладать знаниями о возрастных, физиологических, психологических, социальных, профессиональных особенностях развивающейся личности и их проявлениях в обучении, трудовой, социальной, досуговой деятельности.

Необходимые профессиональные навыки социального педагога:

· знание психологии, в особенности — детской, социальной и психологии личности;

· компетенция в правовых и законодательных вопросах, напрямую касающихся детско-родительских отношений;

· знание прав, обязанностей и ответственности несовершеннолетних, в случае совершения преступлений;

· умение вести документооборот: различные планы, отчетность и т.д.

Личностные качества, необходимые для данной профессии;

Социальный педагог должен обладать такими профессионально значимыми качествами, как деликатность, эмпатия, милосердие, целеустремленность, динамизм, такт, педагогический оптимизм. Конфиденциальность и доверительность работы социального педагога требуют от него выдержки культуры общения, психологической грамотности. Он должен отдавать приоритет интересам личности над общественными интересами, признавая уникальность каждого человека, его прав, независимо от его личностных характеристик. Социальному педагогу надо постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, а также человеческие качества – моральные и нравственные.

Функции и социальные роли, присущие социальному педагогу.

— изучает, реально оценивает особенности социальной микросреды, степень и направленность влияния среды на личность, социальный статус ребенка, подростка, клиента в различных сферах деятельности и общения, определяет и анализирует социальные факторы, их направленность и влияние на личность;

— выявляет достоинства личности ребенка, его «проблемное поле», индивидуально-психологические, личностные особенности.

— ставит «социальный диагноз», изучает и реально оценивает особенности деятельности и обучения ребенка;

— устанавливает причины отклоняющегося поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия семьи;

— содействует выявлению особо одаренных детей;

— выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития.

— на основе анализа социальной и педагогической ситуации программирует и прогнозирует процесс воспитания и развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании личности, определяет перспективы развития личности в процессе социализации;

— планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности;

— строит дерево целей профессиональной деятельности и адекватные ему исполняющую и управляющую программы.

— способствует включению субъектов воспитывающей деятельности, общественности, населения микрорайона в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию о воздействиях (позитивного и негативного) на воспитанника социально-педагогических учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье;

— формирует демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в отношениях детей, подростков и взрослых;

— строит взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, сотрудничества.

— осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;

— усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния;

— осуществляет коррекцию самооценки школьников, при необходимости коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью.

— организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на разумную организацию досуга;

— включает в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психолого-педагогических требований;

— организует коллективную творческую деятельность детей вместе со взрослым населением;

— координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;

— взаимодействует с органами социальной защиты и помощи;

— выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем.

Функция социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам:

— оказывает квалифицированную социально-психолого-педагогическую помощь ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации;

— устанавливает доверительные отношения с ребенком.

— использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений;

— содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;

— взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

— заботится о душевном равновесии ребенка, о его чувствах, переживаниях;

— устанавливает доверительные отношения с ребенком, подростком, взрослым;

— оказывает вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребенка;

— оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;

— оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, к социальному окружению, к самому себе;

— организует ребенку ситуацию успеха.

— организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;

— влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости;

— организует систему мер социального оздоровления семьи, своевременно оказывает социально-правовую и другую помощь семьям и детям групп социального риска.

Социальный педагог выполняет:

— роль адвоката, защитника интересов, законных прав воспитанника, его семьи, различных категорий населения;

— роль помощника своих клиентов в решении их проблем;

— роль психотерапевта и наставника семьи, детей, окружающих их людей;

— роль конфликтолога, помогая предотвращать и разрешать конфликтные ситуации своих воспитанников;

— роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства, социальной работы с конкретным воспитанником;

— роль общественного деятеля, поддерживая, развивая и возглавляя социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.

«Свод этических законов социального педагога»:

— не поучать, не приказывать, не запрещать, а помогать воспитаннику жить, уважая достоинство и уникальность его личности;

— уметь слушать воспитанника, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявить деликатность, чувство такта;

— уметь быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт;

— обеспечивать субъектную позицию самого воспитанника, не допускать унижения его достоинства формами оказываемой ему благотворительной помощи;

— всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия; не осуждать, не упрекать воспитанника, уважать его достоинство; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей;

— соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия; всегда действовать исключительно в интересах воспитанника;

— вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся в ходе профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя обязанности;

— не использовать свои профессиональные отношения в личных целях;

— уважать и не разглашать тайну, доверенную воспитанником;

— стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы.

Слагаемые успеха деятельности социального педагога:

Профессиональные знания и умения. Умение и желание постоянно учиться;

Источник

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методика социально – педагогического взаимодействия в системе социальных служб

3. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

3.1. Профессиональные качества социального педагога

Профессионализм в работе социального педагога зависит от личностных качеств человека, избравшего этот вид деятельности как уникальную сферу доверия между людьми, рождающую основу для их взаимопонимания, взаимопомощи и взаимной ответственности. Следовательно, социальному педагогу необходимо обладать такими качествами как:

естественность — способность быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими;

доброжелательность — способность доброго, приязненного восприятия окружающих, готовность к всемерной поддержке человека, нуждающегося в этом;

эмпатия — умение стать на позицию восприятия мира таким, каким его воспринимают другие люди с целью поиска компромиссного решения возникшей проблемы;

открытость — умение искренне говорить о своих чувствах и мыслях, передавая их собеседнику;

деликатность — мягкость, вежливость, тактичность в общении с другими людьми;

конкретность — умение не «растекаться мыслию по древу», отвечая на поставленный вопрос или излагая собственное суждение.

3.2. Основные принципы деятельности социального педагога

К основным принципам деятельности социального педагога относятся:

Принцип взаимодействия, заключающийся:

в целенаправленном постоянном сотрудничестве социального педагога с другими работниками учебного учреждения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;

создание педагогической среды в учебном учреждении;

налаживание связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.

Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся:

— на гуманном отношении к личности;

уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога;

оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;

— поощрении ее творческой самореализации. Принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий:

— принятие ребенка и взрослого такими, каковы они есть;

| — поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие, более значимые свойства личности;

— оптимизм и веру в возможности и способности личности;

— формирование подготовленности детей и подростков к неприятию негативных проявлений действительности;

Принцип конфиденциальности, предусматривающий:

установление отношений открытости;

уверенности в надежности получаемой информации;

способствование включению в процесс социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности, населения микрорайона;

установление деловых и личностных контактов;

накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;

формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотношениях и со взрослыми.

осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на детей и подростков, как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;

усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.

5. Социально-профилактическую и реабилитационную:

организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;

влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;

организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска.

организация социально значимой деятельности детей и подростков в открытой микросреде;

влияние на разумную организацию досуга;

включение учащихся в различные виды полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований.

7. Социально-педагогической поддержки и помощи учащимся:

— оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации.

использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;

содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;

взаимодействие с органами социальной защиты.

забота о душевном равновесии ребенка;

установление доверительных отношений с ребенком, подростком, взрослым;

оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;

— оказание содействия в изменении отношения ребенка, подростка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе;

— организации ребенку, взрослому «ситуации успеха».

— осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

В этот перечень можно включить еще одну функцию — самообразование. Для любого профессионала важно постоянно попол нять свой интеллектуальный багаж. Это касается и социального педагога.

3.4. Роли социального педагога

профессиональные навыки социального педагога. Смотреть фото профессиональные навыки социального педагога. Смотреть картинку профессиональные навыки социального педагога. Картинка про профессиональные навыки социального педагога. Фото профессиональные навыки социального педагога

4. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

С точки зрения В.П. Беспалько, любая деятельность либо технология, либо искусство. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. Интуиция жизненно необходима социальному педагогу, так как не всегда у него имеется запас времени для того, чтобы просчитать оптимальный вариант поведения и (или) реакции на возникающие ситуации. Однако социальная педагогика утверждается как наука, поэтому увеличивается количество направлений деятельности социального педагога, которые в той или иной степени технологизируются. В связи с этим социальному педагогу важно уяснить основания для выбора уже сложившейся технологии либо разработки специальной технологии для конкретного случая. Это значит — определить:

необходимые условия для ее реализации;

особенности и возможности ребенка, подростка, возможности и особенности социума, микросоциума (школы,

возможные формы и методы ее реализации;

временные возможности для достижения поставленной цели. Различные направления работы социального педагога в разной

степени поддаются технологизации. Например, работа по охране прав ребенка в большинстве случаев построена на заранее отработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа с подростком, его семьей, в «открытой» среде (на улице), наоборот, максимально спонтанна, интуитивна, хотя и не лишена технологических элементов (типовые технологии общения, преодоления межличностных конфликтов и т. п.).

Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). В работах отдельных специалистов предпринимаются попытки определить типовой алгоритм деятельности социального педагога. Вариант Л. В. Мардахаева предполагает пять взаимосвязанных этапов:

этап выбора (разработки) оптимальной технологии;

этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;

4.1. Методика социально-педагогической работы

Метод — это способ действия или способ достижения какой-либо и. В практической деятельности социальный педагог использует различные методы:

методы диагностики личности, семьи, социума;

словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);

методы воспитания (убеждение, приучение, внушение, поощрение и наказание, мотивирования и приобщения к действию, положительный пример, метод содействия и сотворчества и др.);

— организационно-распорядительные методы (инструктирование, регламентирование, нормирование, контроль и проверка исполнения, критика) и др.

Знание методов позволяет социальному педагогу оптимизировать свою профессиональную деятельность, подняться на уровень профессионального мастерства. К огромному арсеналу методов, приемов и способов деятельности он подходит с позиций необходимости и достаточности, соблюдает чувство меры, порядка и связи.

Метод, применяемый социальным педагогом, определяется:

особенностями его личности;

состоянием семейных взаимоотношений;

уровнем социальной адаптации;

возможностями самого специалиста и др.

Социальный педагог, умеющий вычленять проблему ребенка, ставить цели работы с ним, является хорошим стратегом. Осуществить стратегию социально-педагогической деятельности ему помогает владение методиками и технологиями.

Методика — сложившаяся совокупность методов, позволяющая решать схожие задачи. Пока еще специалистами не сформирована единая позиция относительно соотношения понятий «методика» и «технология». Можно предположить, что социально-педагогическая деятельность весьма близка к искусству, так как многое в ней зависит от интуиции, ведь иной раз невозможно просчитать будущий результат прикладываемых усилий. Однако цель деятельности как в технологии, так и в методике имеет важное значение.

В работе социального педагога часто определить конечную цель не представляется возможным, ведь субъект деятельности — индивидуальность (ребенок, подросток, взрослый), и ее реакция далеко не всегда предсказуема. Поэтому приходится вносить уточнения, изменения, на ходу менять подходы, искать нестандартные, иной раз и парадоксальные способы воздействия, то есть обращаться к своей профессиональной интуиции, что в рамках технологии недопустимо.

Подготовленный социальный педагог вполне способен усвоить нужные для работы технологии, так как их реализация почти не изменяется под воздействием его индивидуальности. В методике же именно личность социального педагога, частности его профессионального мастерства играют ведущую роль в решении поставленных задач.

Выбор методики зависит от того, какой вид деятельности социальный педагог предлагает своему клиенту. Если это общение, то здесь возможны беседа, диспут, дискуссия, дебаты; если игра — деловые игры, ролевые игры, тренинги и т. д.

воздействовать на ребенка;

сотрудничать с ним.

Кроме того, возможно комбинирование методов, подбор их в зависимости от определенных ситуаций. В технологическом процессе, где в основе лежат процессы целеполагания, прогнозирования, проектирования, содержание деятельности определяется ожидаемыми изменениями объекта.

4.2. Сущность и основные направления деятельности социального педагога

Цель деятельности социального педагога:

создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);

оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

защита ребенка в его жизненном пространстве.

По согласованию с администрацией, в виду имеющихся проблем в рамках конкретной школы, социальный педагог может развивать свою

деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемая таблица отражает примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога так и их содержание.

Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов

— Проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона;

— изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;

— изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации;

— определение центров социально культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;

— социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.

Социально-педагогическая защита прав ребенка

— защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

— защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.

Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося

— Раннее выявление неблагополучных семей;

— создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;

— пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;

— психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;

— содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;

— организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.

— Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

— консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении;

— консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.

Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация

— Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;

— организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;

— способствование пропаганде здорового образа жизни;

— повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;

— организация реабилитации детей, испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений.

Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка

— Сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;

развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями.

Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков

Забота о больных, инвалидах и бедных; благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; работа в службах социальной защиты; благоустройство города, поселка, двора; охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми;

другое, все, что способствует личностному и
профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

— Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

— участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного различного уровня по социально-педагогическим проблемам;

— накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных Социально-педагогических исследований.

Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить специалисту:

сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют;

помочь ребенку адаптироваться в новой среде;

помочь учителю и ребенку (ребенку и родителям, родителям и учителю) понять друг друга и др.

Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная), которые взаимосвязаны между собой (см. схему).

Особенностью деятельности социального педагога является то, что учащийся не всегда может сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла (из-за ссоры с друзьями, противостояния с учителем, конфликта с родителями и пр.), поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации и «поставить диагноз».

5. ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5.1. Опека и попечительство

Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов детей, для их полноценного воспитания. Под опекой понимают передачу несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью опекуна. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Под попечительством понимают передачу подростка в возрасте от 14 до 18 лет на воспитание в семью попечителя. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые их подопечные не вправе совершать самостоятельно; оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Опекуны и попечители подбираются органом управления образованием. При этом тщательно оцениваются намерения лиц, предпочтение отдается более близким родственникам. Опекунами (попечителями) могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут исполнять обязанности по воспитанию ребенка.

Документы, необходимые для оформления опеки (попечительс тва):

заявление кандидата в опекуны (попечители) на имя главы администрации района (города) о назначении опекуном (попечителем) над несовершеннолетним (указывается фамилия, имя, отчество, год рождения) с указанием мотивированных причин учреждения опеки (попечительства);

акт первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего, нуждающегося в защите с заключением и мотивированным предложением о виде его устройства на дальнейшее воспитание. Этот акт составляется в произвольной форме социальным педагогом, однако в нем должны быть отражены все перечисленные ниже сведения. Акт предоставляется в отдел по образованию, копия хранится у социального педагога;

первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей

1. Дата обследования

2. Ф.И.О. общественного инспектора, социального педагога, про-
изводящего обследование

Возраст несовершеннолетнего (указать дату и месторождения)

5. Адрес, телефон (если ребенок проживает по данному адресу, временно, то указать, откуда он прибыл и адрес постоянного места его жительства, а также сведения о лицах, оставшихся проживать по месту постоянной прописки несовершеннолетнего)________________________________

6. Сведения о родителях (когда умерли, осуждены, лишены родительских прав, где находятся или проживают, работают и т. д.)

7. Сведения о родственниках (братьях, сестрах, других близких

родственниках, их Ф.И.О., место жительства, род занятий)

8. Занятие несовершеннолетнего: посещает ясли, детский сад,
учится в школе, учреждении начального профессионального

заве дения, техникуме, вузе и т. п., работает (указать, где, кем, совмещает
работу с учебой), ничем не занят (указать, с какого времени оставил
учебу, работу, почему, сколько классов кончил)__

9. Материальное положение несовершеннолетнего (размер пенсии , пособия, алиментов, выплачиваемых на содержание ребенка, заработной платы подростка).

10. Сведения об имуществе (есть, нет): при наличии имущества составить его опись, при наличии денег, акций указать сумму и место хранения,

11. Жилищно-бытовые условия, в которых находится несовершеннолетний (кто является нанимателем жилья, количество членов семьи, проживающих на данной площади, размер и благоустройство помещения)

12. Есть ли жалобы на состояние здоровья.

13. Данные о лице, изъявившем желание стать опекуном (попечителем) или усыновителем ребенка

В какой помощи (социальной, правовой, педагогической, материальной) нуждается несовершеннолетний

Выводы и мотивированное заключение о наиболее целесообразной форме устройства несовершеннолетнего (передать под опеку или попечительство, на усыновление, определить в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение)

Социальный педагог (подпись)

управления образованием (подпись)

заключение о здоровье несовершеннолетнего;

если ребенок по своему возрасту и развитию (как правило, если ему 10 лет и более) в состоянии выразить свое мнение по вопросу о назначении над ним опеки (попечительства) данного лица, то

(оциального педагога начинается с диагностирования проблемы, оторое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *