профессиональные навыки педагога раннего развития
Каким должен быть педагог раннего развития?
Каким должен быть педагог раннего развития?
Этот вопрос, как правило, задают себе педагоги перед началом трудовой деятельности в школе раннего развития, детском центре или клубе. Как стать хорошим педагогом? Каким нужно быть, чтоб меня полюбили дети и уважали родители? Как сделать так, чтоб к моему мнению прислушивалось руководство?
Этот вопрос волнует и молодых родителей, каждый из которых со своими ожиданиями и потребностями. Родители задаются вопросами «Хорош ли этот педагог?», «Всё ли он правильно делает?», «Нравится ли он моему малышу?».
Эта тема актуальна и для руководителей, которые хотят видеть в своих сотрудниках только высококлассных профессионалов.
В этой статье мы не будем говорить о том, как пройти собеседование, чтоб понравится работодателю. Не будем говорить и о том, где искать и как обучать сотрудников. Поговорим о личности педагога.
В центре раннего развития ребёнок может проводить довольно много времени, общаясь с другими детьми и взрослыми. И огромное влияние на детей имеет педагог. Дети как губки, впитывают в себя привычки и повадки значимого для них взрослого человека. И очень важно, чтобы рядом находился человек, который может являться примером для подражания.
Какими же личностными качествами должен обладать педагог раннего развития, чтобы считаться профессионалом своего дела и быть успешным в этой профессии?
«. С детьми нужно работать только по призванию»
Конечно, педагог должен ЛЮБИТЬ и ЗНАТЬ своё дело. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».
Нужно хорошо знать и уважать каждого ребёнка: его вкусы и предпочтения, любимые игры.
Педагог должен быть творческим и любознательным человеком. И важными качествами, которые ценятся руководством и родителями, является способность креативно мыслить и подбирать индивидуальный подход. А, порой на ходу, придумывать интересную игру или песенку!
Нужно быть другом ребёнку! А для этого нужно его понимать и обладать огромным терпением, чего, к сожалению, у некоторых не хватает.
«. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам,он совершенный учитель»
Но как можно обладать всеми этими качествами одновременно?
На начальном этапе достаточно любить своё дело, любить детей. А навыки и опыт нарабатывается со временем. Важно знать эти качества, чтобы понимать к чему стремиться.
Проще говоря, хороший педагог чувствует, чего ждут родители. И всячески старается помочь в разрешении любых ситуаций.
Даже если педагог раннего развития достиг невероятного уважения со своей стороны у детей и их родителей, он не должен прекращать работу над собой. Он должен постоянно совершенствовать свои навыки, пополнять багаж новыми знаниями и методиками. Удивлять детей и родителей новыми играми и пособиями. В этом любознательность педагога и саморазвитие, что также, очень ценится руководителями центров раннего развития.
«. Знание методик не даёт право считаться педагогом раннего развития»
Резюме воспитателя
Наталья Васильевна Жаркова
Резюме воспитателя
Жаркова Наталья Васильевна
Дата рождения: 14 августа 1979 г.
Семейное положение: замужем
Адрес: Республика Крым
Цель: поиск новых возможностей для более выгодного и целесообразного применения своего опыта и навыков, поиск новых возможностей профессионального роста и развития, и др.
6 лет практического успешного опыта работы воспитателем в детском саду.
Отличные познания методологии становления детей.
Отсутствие вредных привычек и вредоносных повадок.
Способность самостоятельно принимать неординарные решения в критических и сложных ситуациях.
Владею профессиональной мобильностью, легко адаптируюсь к новым условиям труда.
Навыки коммуникабельности (вербальная и невербальная).
Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Добросовестна, деликатна, сочувственна.
Образование: высшее педагогическое
Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого.
Специальность – «Дошкольное образование. Практическая психология»
Профессиональные навыки:
• Знание ФГОС ДО, умение использовать средства мультимедиа для обучения дошкольников
• Знание иностранных языков: английский язык со словарем
• Знание компьютера: опытный пользователь. Владение программами: Word, Excel, PowerPoint, OpenOffice.
• Умение работать с большим объемом информации
• Навыки грамотного делового общения, делового этикета
• Умение разрешать конфликты
• Знание возрастной психологии, успешное применение на практике различных методик воспитания, развития и обучения, как для малышей‚ так и для дошкольников
Опыт работы:
Образовательная организация: МБОУ «Ермаковская начальная школа – детский сад»
Должность: Воспитатель детского сада, первая квалификационная категория
Обязанности:
• планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в соответствии с программой;
• строгое выполнение установленного режима дня и сетки НОД;
• ведение работы с родителями по вопросам воспитания детей в семье;
• подготовка праздников, организация досуга детей;
• изучение индивидуальных особенностей воспитанников, проведение коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.
• воспитание, организация жизнедеятельности воспитанников, детей.
• проведение повседневной работы, обеспечивающих создание условий для социальной и трудовой адаптации воспитанников, детей.
• сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих психофизическому развитию обучающихся.
Результат работы:
(За добросовестный труд, мастерство, поиск в деле обучения и воспитания подрастающего поколения)
(За подготовку победителя муниципального конкурса рисунка «Крым в моем сердце» по номинации «Старший дошкольный возраст»)
Личные качества и черты характера:
Организаторские, лидерские способности (умение заинтересовать и увлечь детей).
Эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость.
Терпеливость, доброжелательность, чуткость, любовь к детям.
«Современные, профессиональные компетенции воспитателей детей ДО».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Современные, профессиональные компетенции воспитателей детей ДО».
Сущность понятия компетенция и компетентность.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,
2) умение общаться с каждым ребёнком,
3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;
9) умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
10) умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка;
11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей – стажистов со сложившимися педагогическими стереотипами.
Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.
Основные пути развития профессиональной компетенции:
-курсы повышения квалификации,
-исследовательская, экспериментальная деятельность,
-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,
— активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах,
-участие в методических объединениях,
— умение ориентироваться в информационном потоке,
-обобщение собственного педагогического опыта,
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.
Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.
Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
С. Велде дифференцировала понятия: компетентность – это личностная характеристика, совокупность знаний, умений, навыков и гибкого мышления, а компетенции – некоторые отчужденные, наперед заданные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебной программы.
Н.Л. Гончарова разделяет рассматриваемые понятия и определяет компетенцию как комплексную структуру, состоящую из разнообразных элементов. Исследователь определяет компетентность как понятие другого смыслового ряда, считая ее реальной, характерной конкретной личности и зависящей от субъекта. Н.Л. Гончарова отмечает, что если в обобщенном виде компетенцию можно определить как свойство, то компетентность – это обладание этим свойством, которое проявляется в практической деятельности.
А.А. Вербицкий в качестве разделения понятий «компетенции» и «компетентности» предлагает выбрать объективность и субъективность условий, определяющих качество профессиональной деятельности. Объективные условия он определяет как компетенции и понимает их как сферу деятельности специалиста, его права, обязанности и сферы ответственности, определенные в различного рода официальных документах: законах, постановлениях, указах, приказах, положениях, инструкциях и тд. В качестве субъективных условий, т.е. компетентностей выступают при этом сложившаяся на данный момент система ответственных отношений и установок к миру, другим людям и к самому себе, профессиональные мотивы, профессионально важные качества личности специалиста, его психофизиологические особенности, способности, знания, умения, навыки и др.
По мнению А.В. Хуторского компетенция – это отчужденное, заранее определенное социальное требование (норма) к образовательной подготовке студента, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – это совокупность личностных качеств учащегося (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Тщательный анализ положений, принципов и места компетентностного подхода в российском образовании осуществила И.А. Зимняя. Компетенции, согласно ее трактовке, – это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые компетенция затем выявляются в компетентностях человека, как актуальных, деятельностных проявлениях.
Таким образом, под компетенцией целесообразно понимать единство знаний и опыта, а под компетентностью — выраженную способность личности применять их для решения профессиональных, социальных и личностных проблем. Компетентностный подход в высшем образовании предполагает особую организацию образовательного процесса вуза. При этом усиливается его проблемно-исследовательская, практико-ориентированная направленность, все виды студенческой практики приобретают прикладной характер и связаны с выполнением проектов, ориентированных на запросы работодателей.
Современные профессиональные компетенции и их характеристики.
Аналитическая компетентность включает в себя умение проанализировать сформированность универсальных учебных действий, мыслительных операций учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, как в качественных, так и в количественных показателях (баллы в рейтинге, категории и др.); применять методы математической и статистической обработки информации; участвовать в профессиональных испытаниях, результатом которых является дифференцированная (качественная и количественная) оценка профессионализма.
В науке её рассматривают как комплекс интеллектуально-логической, интеллектуально-эвристической составляющих деятельности. В комплекс входят такие аналитические операции, как анализ, синтез, сравнение и аналогии, а также абстрагирование, обобщение, конкретизация, генерирование идей, преодоление инертности и критичность мышления.
Для формирования и развития аналитической компетентности педагога в ходе повышения квалификации, самообразовательной деятельности, методической работы необходима интерпретация компонентов общего уровня применительно к условиям и специфики его деятельности.
Проектная компетентность – это интегративная характеристика субъекта, выражающаяся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах. Матяш Н.В., Полат Е.С. впервые упомянули про проектную компетентность.
Проектная компетентность является показателем личностного развития в результате овладения проектной деятельностью на содержательно-процессуальном и операциональном уровнях. В зависимости от дидактических целей и задач в образовательном процессе может происходить формирование проектной компетенции (в ФГОС проектная деятельность включена в структуру профессиональной деятельности), она объединяет в своей структуре и общекультурные.
Проектная компетентность характеризует способность специалиста применять знания, умения и личностные качества, обеспечивающие готовность к выполнению проектной деятельности и ее успешность, осознание ее социальной значимости и личной ответственности за результат этой деятельности. Так же, данная компетентность является показателем личностного развития в результате овладения проектной деятельностью на содержательно-процессуальном и операциональном уровнях.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
При рассмотрении профессиональной компетентности учителя на первый план ставится личность самого педагога. Так, прежде всего, личность учителя – ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы – определяют сущность педагогической деятельности. В начале ХХ века П.Ф. Каптерев специально подчеркивал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства личности педагога будут повышать или понижать воспитательное влияние его на результаты обучения».
А.Н. Леонтьев подчеркивал, что развитие личности студента, будущего педагога – это не просто накопление им профессиональных знаний, умений, навыков. Самое важное состоит в формировании мотивационной сферы личности этих будущих профессионалов, от которой и зависит то, какой смысл будут иметь для будущего учителя приобретаемые им знания, на что они будут направлены. Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности).
Среди них И.П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.
Для того чтобы иметь целостное представление о диагностической компетентности, необходимо описать основные положения, на которые можно опираться в процессе ее формирования у студентов вуза. Данное описание дается нами в соответствии с общими принципами описания структуры компетенции специалиста с высшим образованием, разработанными Ю.Г. Татуром. Сформированная диагностическая компетенция свидетельствует о том, что студент:
понимает значение теоретико-методологических основ диагностического процесса для успешной педагогической деятельности в качестве учителя, возможности современных методов познания человека и образовательных процессов; стремится к обеспечению научного фундамента своих диагностических действий;
имеет целостное представление о современных подходах к методическому обеспечению и организации проведения коррекционно-развивающей работы с учащимися в качестве учителя;
владеет основными диагностическими методиками; умеет обрабатывать и анализировать результаты диагностики образовательного процесса;
способен самостоятельно оценить достаточность своих знаний в области педагогической диагностики, сформированность диагностических умений и необходимость их пополнения и развития.
Технологическая компетентность – это набор умений, обеспечивающих возможность пользоваться техническими средствами обучения в учебном общеобразовательном процессе.
Технологическая компетентность является важным компонентом в профессиональной подготовке педагогов, включающим не только систему знаний, умений, норм и ценностей, но и возможность технологических средств для профессионально-личностного развития будущих педагогов профессионального обучения.
Сущность компетентности можно рассматривать как обобщенный способ действий, основанных на полученных знаниях, умениях использования стандартов, правил исполнения заданий; как способность реализовывать компетенции, сформированные в ходе изучения педагогических дисциплин, обеспечивающих ориентацию и управление профессиональными ситуациями.
Технологическая компетентность обеспечивает выполнение педагогических функций, организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, управление учебным процессом, создание профессионально-творческого пространства, проектирование и реализацию учебно-профессиональной деятельности, этапность профессионально-познавательной деятельности, получение гарантированного результата подготовки будущих педагогов профессионального обучения.
Технологическая компетентность представляется как совокупность профессиональных и личностных характеристик педагогов профессионального обучения. Идеи компетентностного подхода дают возможность интеграции качеств личности педагога профессионального обучения, которые отражаются в управленческой, проектной, социальной, педагогической компетенциях.
Технологическая компетентность находит свое отражение и проявление через определение этапов и алгоритмов деятельности; организацию управления педагогическим процессов; взаимодействие субъектов образовательного процесса; стремление следовать закономерностям и принципам организации учебного процесса; готовность проектировать и осуществлять диагностически поставленные цели; структурируемое содержание обучения, методы и дидактические средства для решения задач педагогического общения и профессионально-педагогической деятельности.
Рассмотрение сущности технологической компетентности педагога профессионального обучения делает возможным определить основные концептуальные положения ее формирования. Ими являются следующие идеи: приоритетной роли технологической компетенции педагога профессионального обучения; интегративной целостности процесса формирования технологической компетенции, обеспечивающей реализацию социокультурной, профессионально-педагогической, проектно-творческой, управленческо-педагогической функции; единство и взаимосвязь формирования педагогической, управленческой, проектной, социальной компетенции; взаимодействие педагогического и производственного процессов; взаимосвязь программно-целевого, интегративного, проектного, личностно-ориентированного, культурологического подходов в организации педагогического процесса.
Информационная компетентность педагога является частью профессиональной компетентности педагога, необходимым звеном образовательной деятельности педагогов, качественной характеристикой информационного аспекта научно-образовательной деятельности. Информационная компетенция педагога выражается в наличии комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.
В работе Н. Насыровой исходными положениями процесса развития информационной компетентности считаются:
мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;
совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;
знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;
опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;
опыт отношений «человек-компьютер».
Информационная компетентность, подразумевающая активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающаяся на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний подразумевает следующие умения:
владение общими приемами редактирования текстовой и числовой информации;
владение приемами текстового редактирования, соответствующими специфике предметной области (ввод формул, использование символов псевдографики, художественное оформление текста, внедрение графических объектов и т.п.);
владение приемами сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде;
владение навыками поиска информации на электронных мультимедийных носителях (энциклопедиях, справочниках, учебниках) и в сети Интернет;
представление информации средствами презентационных технологий;
использование средств информационных технологий для транслирования информации и сопровождения образовательного процесса и др.
анализ педагогических программных средств и ресурсов сети Интернет с учетом основных дидактических (научность, доступность, адаптивность и др.), эргономических и технических требований;
оценка образовательного потенциала электронных ресурсов, степени их интерактивности и информативности педагогической составляющей;
оценка качества электронных ресурсов с позиции многообразия средств и форм представления информации, способов организации образовательного процесса, вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность.
прогнозирование эффективности использования программных средств учебного назначения и ресурсов сети Интернет в образовательном процессе исходя из поставленных дидактических целей;
прогнозирование наиболее эффективных организационных форм деятельности учителя и учащихся с ресурсами ИКТ, включая кооперированную деятельность на базе сетевого взаимодействия;
предвосхищение результата обучения с использованием конкретных ресурсов, предвидение возможных отклонений и нежелательных последствий и др.
навыки проектирования учебно-воспитательного процесса с использованием электронных ресурсов и выработки конкретных методических рекомендаций по их применению в профессиональной деятельности (перевод цели и содержания образования в конкретные педагогические задачи);
формирование системы средств обучения, необходимой для преподавания конкретной учебной дисциплины с использованием информационных технологий и др.
обеспечение педагогически целесообразного использования потенциала распределенного информационного ресурса, предоставляемого средствами ИКТ, и организация учебного процесса на его основе;
навыки управления педагогическим процессом с ориентацией на конечный результат;
психолого-педагогическая диагностика уровня обученности, продвижения в обучении на базе компьютерных тестирующих, диагностирующих методик установления уровня интеллектуального потенциала обучающегося, контроля и оценки их знаний, умений и навыков;
повышение мотивации к учению путем вовлечения учащихся в активную исследовательскую, проектную деятельность межпредметного характера основе средств ИКТ и др.
владение навыками сетевого взаимодействия в асинхронном (посредством электронной почты и форумов) и синхронном (чат-сессии, ICQ) режимах;
оценка актуальности проблем и прогнозирование их масштабируемости с целью выноса на коллективное обсуждение злободневных вопросов для большего числа субъектов, участвующих в сетевом взаимодействии;
выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы;
использование всех возможностей выбранного способа сетевого взаимодействия для наиболее точного отражения сути проблемы и обеспечения оперативности ее решения и др.
готовность к формированию морально-ценностных установок учащихся (особенно при работе в сети Интернет);
владение способами транслирования школьникам культурных знаний средствами ИКТ с учетом продуктивной сущности культурного пространства Интернет;
готовность к организации культурной деятельности субъектов образования на базе средств ИКТ творческого (не транслирующего!) характера, нацеленную на создание новых образцов культурного наследия общества; деятельности, нацеленной на самоутверждение личности;
готовность к культурному развитию и социальной адаптации учащихся в современном информационном обществе и др.
Инклюзивная компетентность педагогов относится к уровню специальных профессиональных компетентностей. Это интегративное личностное образование, обуславливающее способность учителей осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития. В структуру инклюзивной компетентности учителя входят ключевые содержательные (мотивационная, когнитивная, рефлексивная) и ключевые операционные компетенции, которые рассматриваются как компоненты инклюзивной компетентности учителя.
Мотивационная компетентность характеризуется глубокой личностной заинтересованностью, положительной направленностью на осуществление педагогической деятельности в условиях включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников, совокупность мотивов (социальных, познавательных, профессиональных, личностного развития и самоутверждения, собственного благополучия и пр.). Мотивационная компетентность определяется как способность на основе совокупности ценностей, потребностей, мотивов, адекватных целям и задачам инклюзивного обучения, мотивировать себя на выполнение определенных профессиональных действий.
Наиболее значимой для данной компетентности является направленность личности учителя. Это, во-первых, общая гуманистическая направленность личности, а, во-вторых, положительная направленность на осуществление профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования детей с разными образовательными потребностями, понимание значимости инклюзивного образования для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, глубокое осознание его гуманистического потенциала.
Когнитивная компетентность определяется как способность педагогически мыслить на основе системы знаний и опыта познавательной деятельности, необходимых для осуществления инклюзивного образования, способность воспринимать, перерабатывать в сознании, сохранять в памяти и воспроизводить в нужный момент информацию, важную для решения теоретических и практических задач инклюзивного образования.
В основе данной ключевой компетентности лежат научные профессионально-педагогические знания инновационных интеграционных процессов в сфере деятельности специального образования; основ развития личности; педагогических и психологических основ обучения и воспитания; анатомо-физиологических, возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся в норме и учащихся с различными нарушениями в развитии; основ педагогического управления процессом саморазвития воспитанников; основных закономерностей взаимодействия общества и человека с нарушениями в развитии.
Н.В. Поморцева, исследуя педагогические условия формирования культурологической компетентность педагога, утверждает, что это процесс, учитывающий взаимосвязь компонентов: культурологического, межкультурного, поликультурного. Эффективность педагогического процесса формирования культурологической компетентности определяется организацией интегрального гуманитарного образовательного пространства, формированием единого образа культуры, целостной картины мира.
Социально-трудовые компетентность. Это совокупность компетентности в различных сферах социальной и трудовой деятельности человека. Сюда входят знания и опыт в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), социально-трудовой сфере (роли потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений (сыновне-дочерние роли, роли отца или матери, дедушки или бабушки), в сфере экономики и права (умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, знать и уметь использовать свои права и др.), в области профессионального самоопределения. Осваивая социально-трудовые компетенции, ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной и трудовой активности.
Компетентности личностного самосовершенствования. Это совокупность компетентностей, направленных на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетентностям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.