профессиональные навыки педагога раннего развития

Каким должен быть педагог раннего развития?

Каким должен быть педагог раннего развития?

Этот вопрос, как правило, задают себе педагоги перед началом трудовой деятельности в школе раннего развития, детском центре или клубе. Как стать хорошим педагогом? Каким нужно быть, чтоб меня полюбили дети и уважали родители? Как сделать так, чтоб к моему мнению прислушивалось руководство?

Этот вопрос волнует и молодых родителей, каждый из которых со своими ожиданиями и потребностями. Родители задаются вопросами «Хорош ли этот педагог?», «Всё ли он правильно делает?», «Нравится ли он моему малышу?».

Эта тема актуальна и для руководителей, которые хотят видеть в своих сотрудниках только высококлассных профессионалов.

В этой статье мы не будем говорить о том, как пройти собеседование, чтоб понравится работодателю. Не будем говорить и о том, где искать и как обучать сотрудников. Поговорим о личности педагога.

В центре раннего развития ребёнок может проводить довольно много времени, общаясь с другими детьми и взрослыми. И огромное влияние на детей имеет педагог. Дети как губки, впитывают в себя привычки и повадки значимого для них взрослого человека. И очень важно, чтобы рядом находился человек, который может являться примером для подражания.

Какими же личностными качествами должен обладать педагог раннего развития, чтобы считаться профессионалом своего дела и быть успешным в этой профессии?

«. С детьми нужно работать только по призванию»

Конечно, педагог должен ЛЮБИТЬ и ЗНАТЬ своё дело. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Нужно хорошо знать и уважать каждого ребёнка: его вкусы и предпочтения, любимые игры.

Педагог должен быть творческим и любознательным человеком. И важными качествами, которые ценятся руководством и родителями, является способность креативно мыслить и подбирать индивидуальный подход. А, порой на ходу, придумывать интересную игру или песенку!

Нужно быть другом ребёнку! А для этого нужно его понимать и обладать огромным терпением, чего, к сожалению, у некоторых не хватает.

«. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам,он совершенный учитель»

Но как можно обладать всеми этими качествами одновременно?

На начальном этапе достаточно любить своё дело, любить детей. А навыки и опыт нарабатывается со временем. Важно знать эти качества, чтобы понимать к чему стремиться.

Проще говоря, хороший педагог чувствует, чего ждут родители. И всячески старается помочь в разрешении любых ситуаций.

Даже если педагог раннего развития достиг невероятного уважения со своей стороны у детей и их родителей, он не должен прекращать работу над собой. Он должен постоянно совершенствовать свои навыки, пополнять багаж новыми знаниями и методиками. Удивлять детей и родителей новыми играми и пособиями. В этом любознательность педагога и саморазвитие, что также, очень ценится руководителями центров раннего развития.

«. Знание методик не даёт право считаться педагогом раннего развития»

Источник

Резюме воспитателя

профессиональные навыки педагога раннего развития. Смотреть фото профессиональные навыки педагога раннего развития. Смотреть картинку профессиональные навыки педагога раннего развития. Картинка про профессиональные навыки педагога раннего развития. Фото профессиональные навыки педагога раннего развития Наталья Васильевна Жаркова
Резюме воспитателя

профессиональные навыки педагога раннего развития. Смотреть фото профессиональные навыки педагога раннего развития. Смотреть картинку профессиональные навыки педагога раннего развития. Картинка про профессиональные навыки педагога раннего развития. Фото профессиональные навыки педагога раннего развития

Жаркова Наталья Васильевна

Дата рождения: 14 августа 1979 г.

Семейное положение: замужем

Адрес: Республика Крым

Цель: поиск новых возможностей для более выгодного и целесообразного применения своего опыта и навыков, поиск новых возможностей профессионального роста и развития, и др.

6 лет практического успешного опыта работы воспитателем в детском саду.

Отличные познания методологии становления детей.

Отсутствие вредных привычек и вредоносных повадок.

Способность самостоятельно принимать неординарные решения в критических и сложных ситуациях.

Владею профессиональной мобильностью, легко адаптируюсь к новым условиям труда.

Навыки коммуникабельности (вербальная и невербальная).

Индивидуальный подход к каждому ребенку.

Добросовестна, деликатна, сочувственна.

Образование: высшее педагогическое

Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого.

Специальность – «Дошкольное образование. Практическая психология»

Профессиональные навыки:

• Знание ФГОС ДО, умение использовать средства мультимедиа для обучения дошкольников

• Знание иностранных языков: английский язык со словарем

• Знание компьютера: опытный пользователь. Владение программами: Word, Excel, PowerPoint, OpenOffice.

• Умение работать с большим объемом информации

• Навыки грамотного делового общения, делового этикета

• Умение разрешать конфликты

• Знание возрастной психологии, успешное применение на практике различных методик воспитания, развития и обучения, как для малышей‚ так и для дошкольников

Опыт работы:

Образовательная организация: МБОУ «Ермаковская начальная школа – детский сад»

Должность: Воспитатель детского сада, первая квалификационная категория

Обязанности:

• планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в соответствии с программой;

• строгое выполнение установленного режима дня и сетки НОД;

• ведение работы с родителями по вопросам воспитания детей в семье;

• подготовка праздников, организация досуга детей;

• изучение индивидуальных особенностей воспитанников, проведение коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.

• воспитание, организация жизнедеятельности воспитанников, детей.

• проведение повседневной работы, обеспечивающих создание условий для социальной и трудовой адаптации воспитанников, детей.

• сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих психофизическому развитию обучающихся.

Результат работы:

(За добросовестный труд, мастерство, поиск в деле обучения и воспитания подрастающего поколения)

(За подготовку победителя муниципального конкурса рисунка «Крым в моем сердце» по номинации «Старший дошкольный возраст»)

Личные качества и черты характера:

Организаторские, лидерские способности (умение заинтересовать и увлечь детей).

Эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость.

Терпеливость, доброжелательность, чуткость, любовь к детям.

Источник

«Современные, профессиональные компетенции воспитателей детей ДО».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Современные, профессиональные компетенции воспитателей детей ДО».

Сущность понятия компетенция и компетентность.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,

2) умение общаться с каждым ребёнком,

3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;

9) умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

10) умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка;

11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей – стажистов со сложившимися педагогическими стереотипами.

Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.

Основные пути развития профессиональной компетенции:

-курсы повышения квалификации,

-исследовательская, экспериментальная деятельность,

-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,

— активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах,

-участие в методических объединениях,

— умение ориентироваться в информационном потоке,

-обобщение собственного педагогического опыта,

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

С. Велде дифференцировала понятия: компетентность – это личностная характеристика, совокупность знаний, умений, навыков и гибкого мышления, а компетенции – некоторые отчужденные, наперед заданные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебной программы.

Н.Л. Гончарова разделяет рассматриваемые понятия и определяет компетенцию как комплексную структуру, состоящую из разнообразных элементов. Исследователь определяет компетентность как понятие другого смыслового ряда, считая ее реальной, характерной конкретной личности и зависящей от субъекта. Н.Л. Гончарова отмечает, что если в обобщенном виде компетенцию можно определить как свойство, то компетентность – это обладание этим свойством, которое проявляется в практической деятельности.

А.А. Вербицкий в качестве разделения понятий «компетенции» и «компетентности» предлагает выбрать объективность и субъективность условий, определяющих качество профессиональной деятельности. Объективные условия он определяет как компетенции и понимает их как сферу деятельности специалиста, его права, обязанности и сферы ответственности, определенные в различного рода официальных документах: законах, постановлениях, указах, приказах, положениях, инструкциях и тд. В качестве субъективных условий, т.е. компетентностей выступают при этом сложившаяся на данный момент система ответственных отношений и установок к миру, другим людям и к самому себе, профессиональные мотивы, профессионально важные качества личности специалиста, его психофизиологические особенности, способности, знания, умения, навыки и др.

По мнению А.В. Хуторского компетенция – это отчужденное, заранее определенное социальное требование (норма) к образовательной подготовке студента, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – это совокупность личностных качеств учащегося (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Тщательный анализ положений, принципов и места компетентностного подхода в российском образовании осуществила И.А. Зимняя. Компетенции, согласно ее трактовке, – это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые компетенция затем выявляются в компетентностях человека, как актуальных, деятельностных проявлениях.

Таким образом, под компетенцией целесообразно понимать единство знаний и опыта, а под компетентностью — выраженную способность личности применять их для решения профессиональных, социальных и личностных проблем. Компетентностный подход в высшем образовании предполагает особую организацию образовательного процесса вуза. При этом усиливается его проблемно-исследовательская, практико-ориентированная направленность, все виды студенческой практики приобретают прикладной характер и связаны с выполнением проектов, ориентированных на запросы работодателей.

Современные профессиональные компетенции и их характеристики.

Аналитическая компетентность включает в себя умение проанализировать сформированность универсальных учебных действий, мыслительных операций учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, как в качественных, так и в количественных показателях (баллы в рейтинге, категории и др.); применять методы математической и статистической обработки информации; участвовать в профессиональных испытаниях, результатом которых является дифференцированная (качественная и количественная) оценка профессионализма.

В науке её рассматривают как комплекс интеллектуально-логической, интеллектуально-эвристической составляющих деятельности. В комплекс входят такие аналитические операции, как анализ, синтез, сравнение и аналогии, а также абстрагирование, обобщение, конкретизация, генерирование идей, преодоление инертности и критичность мышления.

Для формирования и развития аналитической компетентности педагога в ходе повышения квалификации, самообразовательной деятельности, методической работы необходима интерпретация компонентов общего уровня применительно к условиям и специфики его деятельности.

Проектная компетентность – это интегративная характеристика субъекта, выражающаяся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах. Матяш Н.В., Полат Е.С. впервые упомянули про проектную компетентность.

Проектная компетентность является показателем личностного развития в результате овладения проектной деятельностью на содержательно-процессуальном и операциональном уровнях. В зависимости от дидактических целей и задач в образовательном процессе может происходить формирование проектной компетенции (в ФГОС проектная деятельность включена в структуру профессиональной деятельности), она объединяет в своей структуре и общекультурные.

Проектная компетентность характеризует способность специалиста применять знания, умения и личностные качества, обеспечивающие готовность к выполнению проектной деятельности и ее успешность, осознание ее социальной значимости и личной ответственности за результат этой деятельности. Так же, данная компетентность является показателем личностного развития в результате овладения проектной деятельностью на содержательно-процессуальном и операциональном уровнях.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

При рассмотрении профессиональной компетентности учителя на первый план ставится личность самого педагога. Так, прежде всего, личность учителя – ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы – определяют сущность педагогической деятельности. В начале ХХ века П.Ф. Каптерев специально подчеркивал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства личности педагога будут повышать или понижать воспитательное влияние его на результаты обучения».

А.Н. Леонтьев подчеркивал, что развитие личности студента, будущего педагога – это не просто накопление им профессиональных знаний, умений, навыков. Самое важное состоит в формировании мотивационной сферы личности этих будущих профессионалов, от которой и зависит то, какой смысл будут иметь для будущего учителя приобретаемые им знания, на что они будут направлены. Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности).

Среди них И.П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Для того чтобы иметь целостное представление о диагностической компетентности, необходимо описать основные положения, на которые можно опираться в процессе ее формирования у студентов вуза. Данное описание дается нами в соответствии с общими принципами описания структуры компетенции специалиста с высшим образованием, разработанными Ю.Г. Татуром. Сформированная диагностическая компетенция свидетельствует о том, что студент:

понимает значение теоретико-методологических основ диагностического процесса для успешной педагогической деятельности в качестве учителя, возможности современных методов познания человека и образовательных процессов; стремится к обеспечению научного фундамента своих диагностических действий;

имеет целостное представление о современных подходах к методическому обеспечению и организации проведения коррекционно-развивающей работы с учащимися в качестве учителя;

владеет основными диагностическими методиками; умеет обрабатывать и анализировать результаты диагностики образовательного процесса;

способен самостоятельно оценить достаточность своих знаний в области педагогической диагностики, сформированность диагностических умений и необходимость их пополнения и развития.

Технологическая компетентность – это набор умений, обеспечивающих возможность пользоваться техническими средствами обучения в учебном общеобразовательном процессе.

Технологическая компетентность является важным компонентом в профессиональной подготовке педагогов, включающим не только систему знаний, умений, норм и ценностей, но и возможность технологических средств для профессионально-личностного развития будущих педагогов профессионального обучения.

Сущность компетентности можно рассматривать как обобщенный способ действий, основанных на полученных знаниях, умениях использования стандартов, правил исполнения заданий; как способность реализовывать компетенции, сформированные в ходе изучения педагогических дисциплин, обеспечивающих ориентацию и управление профессиональными ситуациями.

Технологическая компетентность обеспечивает выполнение педагогических функций, организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, управление учебным процессом, создание профессионально-творческого пространства, проектирование и реализацию учебно-профессиональной деятельности, этапность профессионально-познавательной деятельности, получение гарантированного результата подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

Технологическая компетентность представляется как совокупность профессиональных и личностных характеристик педагогов профессионального обучения. Идеи компетентностного подхода дают возможность интеграции качеств личности педагога профессионального обучения, которые отражаются в управленческой, проектной, социальной, педагогической компетенциях.

Технологическая компетентность находит свое отражение и проявление через определение этапов и алгоритмов деятельности; организацию управления педагогическим процессов; взаимодействие субъектов образовательного процесса; стремление следовать закономерностям и принципам организации учебного процесса; готовность проектировать и осуществлять диагностически поставленные цели; структурируемое содержание обучения, методы и дидактические средства для решения задач педагогического общения и профессионально-педагогической деятельности.

Рассмотрение сущности технологической компетентности педагога профессионального обучения делает возможным определить основные концептуальные положения ее формирования. Ими являются следующие идеи: приоритетной роли технологической компетенции педагога профессионального обучения; интегративной целостности процесса формирования технологической компетенции, обеспечивающей реализацию социокультурной, профессионально-педагогической, проектно-творческой, управленческо-педагогической функции; единство и взаимосвязь формирования педагогической, управленческой, проектной, социальной компетенции; взаимодействие педагогического и производственного процессов; взаимосвязь программно-целевого, интегративного, проектного, личностно-ориентированного, культурологического подходов в организации педагогического процесса.

Информационная компетентность педагога является частью профессиональной компетентности педагога, необходимым звеном образовательной деятельности педагогов, качественной характеристикой информационного аспекта научно-образовательной деятельности. Информационная компетенция педагога выражается в наличии комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

В работе Н. Насыровой исходными положениями процесса развития информационной компетентности считаются:

мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;

совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;

знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;

опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;

опыт отношений «человек-компьютер».

Информационная компетентность, подразумевающая активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающаяся на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний подразумевает следующие умения:

владение общими приемами редактирования текстовой и числовой информации;

владение приемами текстового редактирования, соответствующими специфике предметной области (ввод формул, использование символов псевдографики, художественное оформление текста, внедрение графических объектов и т.п.);

владение приемами сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде;

владение навыками поиска информации на электронных мультимедийных носителях (энциклопедиях, справочниках, учебниках) и в сети Интернет;

представление информации средствами презентационных технологий;

использование средств информационных технологий для транслирования информации и сопровождения образовательного процесса и др.

анализ педагогических программных средств и ресурсов сети Интернет с учетом основных дидактических (научность, доступность, адаптивность и др.), эргономических и технических требований;

оценка образовательного потенциала электронных ресурсов, степени их интерактивности и информативности педагогической составляющей;

оценка качества электронных ресурсов с позиции многообразия средств и форм представления информации, способов организации образовательного процесса, вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность.

прогнозирование эффективности использования программных средств учебного назначения и ресурсов сети Интернет в образовательном процессе исходя из поставленных дидактических целей;

прогнозирование наиболее эффективных организационных форм деятельности учителя и учащихся с ресурсами ИКТ, включая кооперированную деятельность на базе сетевого взаимодействия;

предвосхищение результата обучения с использованием конкретных ресурсов, предвидение возможных отклонений и нежелательных последствий и др.

навыки проектирования учебно-воспитательного процесса с использованием электронных ресурсов и выработки конкретных методических рекомендаций по их применению в профессиональной деятельности (перевод цели и содержания образования в конкретные педагогические задачи);

формирование системы средств обучения, необходимой для преподавания конкретной учебной дисциплины с использованием информационных технологий и др.

обеспечение педагогически целесообразного использования потенциала распределенного информационного ресурса, предоставляемого средствами ИКТ, и организация учебного процесса на его основе;

навыки управления педагогическим процессом с ориентацией на конечный результат;

психолого-педагогическая диагностика уровня обученности, продвижения в обучении на базе компьютерных тестирующих, диагностирующих методик установления уровня интеллектуального потенциала обучающегося, контроля и оценки их знаний, умений и навыков;

повышение мотивации к учению путем вовлечения учащихся в активную исследовательскую, проектную деятельность межпредметного характера основе средств ИКТ и др.

владение навыками сетевого взаимодействия в асинхронном (посредством электронной почты и форумов) и синхронном (чат-сессии, ICQ) режимах;

оценка актуальности проблем и прогнозирование их масштабируемости с целью выноса на коллективное обсуждение злободневных вопросов для большего числа субъектов, участвующих в сетевом взаимодействии;

выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы;

использование всех возможностей выбранного способа сетевого взаимодействия для наиболее точного отражения сути проблемы и обеспечения оперативности ее решения и др.

готовность к формированию морально-ценностных установок учащихся (особенно при работе в сети Интернет);

владение способами транслирования школьникам культурных знаний средствами ИКТ с учетом продуктивной сущности культурного пространства Интернет;

готовность к организации культурной деятельности субъектов образования на базе средств ИКТ творческого (не транслирующего!) характера, нацеленную на создание новых образцов культурного наследия общества; деятельности, нацеленной на самоутверждение личности;

готовность к культурному развитию и социальной адаптации учащихся в современном информационном обществе и др.

Инклюзивная компетентность педагогов относится к уровню специальных профессиональных компетентностей. Это интегративное личностное образование, обуславливающее способность учителей осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития. В структуру инклюзивной компетентности учителя входят ключевые содержательные (мотивационная, когнитивная, рефлексивная) и ключевые операционные компетенции, которые рассматриваются как компоненты инклюзивной компетентности учителя.

Мотивационная компетентность характеризуется глубокой личностной заинтересованностью, положительной направленностью на осуществление педагогической деятельности в условиях включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников, совокупность мотивов (социальных, познавательных, профессиональных, личностного развития и самоутверждения, собственного благополучия и пр.). Мотивационная компетентность определяется как способность на основе совокупности ценностей, потребностей, мотивов, адекватных целям и задачам инклюзивного обучения, мотивировать себя на выполнение определенных профессиональных действий.

Наиболее значимой для данной компетентности является направленность личности учителя. Это, во-первых, общая гуманистическая направленность личности, а, во-вторых, положительная направленность на осуществление профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования детей с разными образовательными потребностями, понимание значимости инклюзивного образования для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, глубокое осознание его гуманистического потенциала.

Когнитивная компетентность определяется как способность педагогически мыслить на основе системы знаний и опыта познавательной деятельности, необходимых для осуществления инклюзивного образования, способность воспринимать, перерабатывать в сознании, сохранять в памяти и воспроизводить в нужный момент информацию, важную для решения теоретических и практических задач инклюзивного образования.

В основе данной ключевой компетентности лежат научные профессионально-педагогические знания инновационных интеграционных процессов в сфере деятельности специального образования; основ развития личности; педагогических и психологических основ обучения и воспитания; анатомо-физиологических, возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся в норме и учащихся с различными нарушениями в развитии; основ педагогического управления процессом саморазвития воспитанников; основных закономерностей взаимодействия общества и человека с нарушениями в развитии.

Н.В. Поморцева, исследуя педагогические условия формирования культурологической компетентность педагога, утверждает, что это процесс, учитывающий взаимосвязь компонентов: культурологического, межкультурного, поликультурного. Эффективность педагогического процесса формирования культурологической компетентности определяется организацией интегрального гуманитарного образовательного пространства, формированием единого образа культуры, целостной картины мира.

Социально-трудовые компетентность. Это совокупность компетентности в различных сферах социальной и трудовой деятельности человека. Сюда входят знания и опыт в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), социально-трудовой сфере (роли потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений (сыновне-дочерние роли, роли отца или матери, дедушки или бабушки), в сфере экономики и права (умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, знать и уметь использовать свои права и др.), в области профессионального самоопределения. Осваивая социально-трудовые компетенции, ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной и трудовой активности.

Компетентности личностного самосовершенствования. Это совокупность компетентностей, направленных на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетентностям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *