профессиональные компетенции учителя истории и обществознания
Что должен знать и уметь учитель истории и обществознания по ФГОС
История и обществознание — популярные дисциплины, которые часто выбирают при сдаче ЕГЭ, поэтому учителям, которые их преподают, нужно уделять максимум внимания подготовке учеников к экзаменам. Кроме того, во многом от профессионализма педагога, преподающего эти дисциплины, зависит, насколько хорошо дети знают свои корни и историю собственной страны, как они относятся к другим народам, а главное — умеют ли они разделять реальные факты и их оценку в интерпретации разных людей.
Компетенции учителя истории и обществознания
Квалификация: Учитель истории и обществознания
Согласно ФГОС, учитель истории и обществознания должен:
Знать историю и особенности культуры разных народов и относиться толерантно к каждому из них.
Выстраивать учебную программу с учетом возраста детей, проверенных методик и технологий.
Помогать детям систематизировать свою картину мира.
Придерживаться принципов профессиональной этики и понимать роль педагога в формировании характера и личности ребенка. Аморальные поступки недопустимы для учителя даже вне стен школы.
Относиться к каждому ученику как к личности и помогать ему развиваться. Недопустимо отношение через призму успеваемости или особенностей поведения (например: «этот ученик троечник, незачем уделять ему особое внимание, он все равно не поймет материал»).
Включать в учебный процесс даже замкнутых детей, которые не хотят идти на контакт.
Выявлять одаренных, талантливых детей, помогать им в подготовке к олимпиадам по истории и обществознанию. Мотивировать отстающих учиться лучше, помогать им освоить материал.
Уметь анализировать, обрабатывать и систематизировать большие объемы информации. Преподаватель должен знать, как строить графики и таблицы, готовить наглядные учебные материалы.
Замечать конфликтные ситуации и вовремя пресекать их.
Разбираться в азах дефектологии, психологии, логопедии, работать совместно со специалистами этих профилей, если потребуется.
«Профессиональная компетентность современного учителя истории и обществознания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Качество системы образования не может быть
выше качества работающих в ней учителей»
«Профессиональная компетентность современного учителя истории и обществознания»
Актуальность моего исследования заключается в том, что основным направлением современной школы считается развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний.
Цель исследования выявить те необходимые компетенции, которые необходимы современному учителю истории и обществознания.
Целями современного образования являются те личные, гражданские и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник. Огромная роль в достижении этих целей принадлежит школьному историческому образованию.
Главная особенность исторического образования состоит в его влиянии на формирование мировоззрения, воспитания гражданско-патриотических качеств молодёжи. Исходя из этого, преподавание истории и обществознания в школе нацелено на то, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное и конфессиональное сообщество.
Результатом изучения истории должны стать не просто знание исторических фактов, а способность продуктивно использовать полученные знания в решении профессиональных задач и социальных проблем. Поэтому педагогам необходимо ориентироваться на формирование системы практико-ориентированных навыков и умений учащихся, которые одинаково востребованы как в школе, так и в вузе.
Модель профессиональной компетентности учителя истории и обществознания можно условно разделить на три важнейших составляющих:
Владение комплексом психологических знаний о человеке и умение их применять на практике. Каждый учитель должен быть хорошим психологом. Ведь без знаний и учёта возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся трудно выстроить учебно-воспитательный процесс, сделать его эффективным. Действительно, школа является учреждением, в котором в результате коллективного труда педагогов формируется и развивается личность ученика, поэтому преподавание должно быть сориентировано на человека, носить гуманистический характер.
Мы осуществляем свою учебно-воспитательную работу не в безвоздушном пространстве, а во вполне конкретных и реальных взаимодействиях со своими подопечными, а это значит, что чем более качественными будут наши взаимоотношения и общение с учащимися, тем эффективней и результативней окажется и сам по себе педагогический процесс.
5. Владение педагогическими технологиями является важным показателем профессиональной компетентности учителя истории и обществознания. Учитель в современных условиях должен стремиться к освоению новых путей овладения информацией и способов её передачи учащимся. Исходя их этого, в нашей деятельности должна прослеживаться цель «от компетентного учителя к компетентному ученику», который способен сформировать ключевые и предметные компетенции школьников при изучении истории и обществознания, через применение новых педагогических технологии.
6. Способность к творчеству и креативному мышлению. Если учитель относится к своей работе не творчески, у него постепенно вырабатывается «реакция на монотонность». Это очень опасное явление, делающее труд постылым и неинтересным. На фоне этого может возникнуть эффект «профессионального выгорания». Для того, чтобы избежать этого, нужно стремиться к использованию разнообразных методов и приёмов работы, освоению новых педагогических технологий. Для успешного практического претворения этих идей в жизнь учителю необходимо ориентироваться на принцип постоянного обновления, в основе которого лежат его способности к смелым, решительным, педагогически целесообразным переменам. Практика показывает, что успех редко приходит к тому, кто делает своё дело без удовольствия. Педагогическая работа всегда должна гармонично совмещаться с творческим поиском.
Несколько примеров из личной педагогической деятельности, которые не позволяют мне вырабатывать «реакцию на монотонность»: например, мною был проведен урок-путешествие по истории в 5 классе по теме: «Древний Египет», где использовалась игровая технология, так как в этом возрасте игровая деятельность у ребят занимает не маловажное место. В старших класса это также ролевые игры «Азбука права», «Человек и закон» (демонстрировался на Дне правовых знаний 20.10.2016), «Юридическая консультация» с помощью этих игр, ребята способны примерять различные роли, а мне как учителю помогает эти технологии закрепить материал и таким образом разнообразить учебный процесс.
Нельзя оставлять без внимания проектную (исследовательскую) деятельность в изучении истории и обществознания, проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащихся. Сейчас мои ученики работают над проектами: 5-а класс «Загадки Древнего Египта»; 6-б «Моя родословная»; музейный актив работает над проектом «это мы, это про нас…» (книгапамяти)-это проект отправлен на городской тур и на областной. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения системности и снижает уровень обучения. Во всем должна быть мера.
БЛОК №2. ЗНАНИЕВАЯ ПАРАДИГМА
Смысл своей профессиональной деятельности учитель истории и обществознания должен в первую очередь видеть в том, чему нужно научить ребят. Мы должны ориентироваться на формирование знаний, умений и навыков, которые будут востребованы на ЕГЭ.
Если раньше выпускник мог рассказывать теоретический материл по предмету, высказывая при этом собственную точку зрения по проблеме, или провести рассуждение по тому или иному вопросу, то сейчас из нескольких вариантов ответов необходимо выбрать один верный. такой метод сужает возможности мыслить широко.
БЛОК №3. ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА
содержит в себе собственная система ценностей и гражданская позиция.
-представление об идеалах, духовных и нравственных ценностях;
-понимание цели деятельности по формированию и развитию личности ученика;
— подход к пониманию личности ученика как активного участника педагогического процесса;
-взгляд на роль учителя как организатора процесса учения;
-представление об отношениях с учеником как отношения сотрудничества;
-взгляд на урок как на инструмент формирования и развития личности ученика;
— взгляд на воспитание как на организацию деятельности учащихся, в которой проявляется их активное отношение к окружающей действительности.
— формирование правового сознания;
— умение разбираться в гражданско –правовой сфере;
В завершении необходимо отметить, что профессиональная компетентность складывается в процессе преподавательской деятельности и накопления социального опыта учителя истории и обществознания. Будучи категорией мобильной профессиональная компетентность должна постоянно корректироваться, наполняться новым содержанием.
Статья «Формирование профессиональной компетентности учителя истории и обществознания»
«Формирование профессиональной компетентности учителя истории и обществознания»
В современных условиях развития образования, в связи с переходом к новым государственным стандартам, перед российскими преподавателями истории и обществознания стоит задача создать условия для становления и развития такой системы школьного исторического образования, которая в полной мере способствует социализации учащихся.
Целями современного образования являются те личные, гражданские и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник. Огромная роль в достижении этих целей принадлежит школьному историческому образованию.
Главная особенность исторического образования состоит в его влиянии на формирование мировоззрения, воспитания гражданско-патриотических качеств молодёжи. Исходя из этого, преподавание истории и обществознания в школе нацелено на то, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное и конфессиональное сообщество.
Результатом изучения истории должны стать не просто знание исторических фактов, а способность продуктивно использовать полученные знания в решении профессиональных задач и социальных проблем. Поэтому педагогам необходимо ориентироваться на формирование системы практико-ориентированных навыков и умений учащихся, которые одинаково востребованы как в школе, так и в вузе.
Модель профессиональной компетентности учителя истории и обществознания можно условно разделить на три важнейших составляющих:
БЛОК №1 КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПАРАДИГМА
1. Владение комплексом психологических знаний о человеке и умение их применять на практике. Каждый учитель должен быть хорошим психологом. Ведь без знаний и учёта возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся трудно выстроить учебно-воспитательный процесс, сделать его эффективным. Действительно, школа является учреждением, в котором в результате коллективного труда педагогов формируется и развивается личность ученика, поэтому преподавание должно быть сориентировано на человека, носить гуманистический характер.
2. Личностная ориентация процесса преподавания. Она включает в себя учёт жизненных и познавательных проблем, потребностей, интересов конкретных учащихся, а также их социальный опыт. Учитель рассматривает ребёнка не только как ученика, через призму его успеваемости («двоечник», «троечник»), а как личность во всём многоцветии её качеств и проявлений. В ребёнке нас должно интересовать всё: его учёба, развитие, интересы, окружение.
Мы осуществляем свою учебно-воспитательную работу не в безвоздушном пространстве, а во вполне конкретных и реальных взаимодействиях со своими подопечными, а это значит, что чем более качественными будут наши взаимоотношения и общение с учащимися, тем эффективней и результативней окажется и сам по себе педагогический процесс.
3.Системный взгляд, гуманитарный стиль мышления, характеризующиеся такими свойствами, как целостность, образность, диалоговость, критичность. Системный взгляд на мир предполагает и умение структурировать педагогические явления, деятельность. Учитель благодаря сформированности этого умения может разрабатывать авторские программы, а также наиболее полно и всесторонне оценивать результаты своей профессиональной деятельности. Он сам анализирует свою деятельность и на основе этого оптимизирует учебный процесс, создаёт все необходимые условия для повышения его эффективности.
5. Владение педагогическими технологиями является важным показателем профессиональной компетентности учителя истории и обществознания. Учитель в современных условиях должен стремиться к освоению новых путей овладения информацией и способов её передачи учащимся.
6. Способность к творчеству и креативному мышлению. Если учитель относится к своей работе не творчески, у него постепенно вырабатывается « реакция на монотонность». Это очень опасное явление, делающее труд постылым и неинтересным. На фоне этого может возникнуть эффект «профессионального выгорания». Для того, чтобы избежать этого, нужно стремиться к использованию разнообразных методов и приёмов работы, освоению новых педагогических технологий. Для успешного практического претворения этих идей в жизнь учителю необходимо ориентироваться на принцип постоянного обновления, в основе которого лежат его способности к смелым, решительным, педагогически целесообразным переменам. Практика показывает, что успех редко приходит к тому, кто делает своё дело без удовольствия. Педагогическая работа всегда должна гармонично совмещаться с творческим поиском.
Смысл своей профессиональной деятельности учитель истории и обществознания должен в первую очередь видеть в том, чему нужно научить ребят. Мы должны ориентироваться на формирование знаний, умений и навыков, которые будут востребованы на ЕГЭ.
БЛОК №3. ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА содержит в себе собственная система ценностей и гражданская позиция.
-представление об идеалах, духовных и нравственных ценностях;
-понимание цели деятельности по формированию и развитию личности ученика;
— подход к пониманию личности ученика как активного участника педагогического процесса;
-взгляд на роль учителя как организатора процесса учения;
-представление об отношениях с учеником как отношения сотрудничества;
-взгляд на урок как на инструмент формирования и развития личности ученика;
— взгляд на воспитание как на организацию деятельности учащихся, в которой проявляется их активное отношение к окружающей действительности.
— формирование правового сознания;
— умение разбираться в гражданско –правовой сфере;
В завершении необходимо отметить, что профессиональная компетентность складывается в процессе преподавательской деятельности и накопления социального опыта учителя истории и обществознания. Будучи категорией мобильной профессиональная компетентность должна постоянно корректироваться, наполняться новым содержанием.
Профессиональная компетентность современного учителя истории и обществознания»
Основным направлением современной школы считается развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний.
Просмотр содержимого документа
«Профессиональная компетентность современного учителя истории и обществознания»»
Профессиональная компетентность современного учителя истории и обществознания»
Основным направлением современной школы считается развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний.
Целями современного образования являются те личные, гражданские и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник. Огромная роль в достижении этих целей принадлежит школьному историческому образованию.
Главная особенность исторического образования состоит в его влиянии на формирование мировоззрения, воспитания гражданско-патриотических качеств молодёжи. Исходя из этого, преподавание истории и обществознания в школе нацелено на то, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное и конфессиональное сообщество.
Модель профессиональной компетентности учителя истории и обществознания можно условно разделить на три важнейших составляющих:
Владение комплексом психологических знаний о человеке и умение их применять на практике. Каждый учитель должен быть хорошим психологом. Ведь без знаний и учёта возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся трудно выстроить учебно-воспитательный процесс, сделать его эффективным. Действительно, школа является учреждением, в котором в результате коллективного труда педагогов формируется и развивается личность ученика, поэтому преподавание должно быть сориентировано на человека, носить гуманистический характер.
Личностная ориентация процесса преподавания. Она включает в себя учёт жизненных и познавательных проблем, потребностей, интересов конкретных учащихся, а также их социальный опыт.
Системный взгляд, гуманитарный стиль мышления, характеризующиеся такими свойствами, как целостность, образность, диалоговость, критичность. Системный взгляд на мир предполагает и умение структурировать педагогические явления, деятельность. Учитель благодаря сформированности этого умения может разрабатывать авторские программы, а также наиболее полно и всесторонне оценивать результаты своей профессиональной деятельности. Он сам анализирует свою деятельность и на основе этого оптимизирует учебный процесс, создаёт все необходимые условия для повышения его эффективности.
Владение педагогическими технологиями является важным показателем профессиональной компетентности учителя истории и обществознания. Учитель в современных условиях должен стремиться к освоению новых путей овладения информацией и способов её передачи учащимся.
Способность к творчеству и креативному мышлению. Если учитель относится к своей работе не творчески, у него постепенно вырабатывается «реакция на монотонность». Это очень опасное явление, делающее труд постылым и неинтересным. На фоне этого может возникнуть эффект «профессионального выгорания». Для того, чтобы избежать этого, нужно стремиться к использованию разнообразных методов и приёмов работы, освоению новых педагогических технологий. Для успешного практического претворения этих идей в жизнь учителю необходимо ориентироваться на принцип постоянного обновления, в основе которого лежат его способности к смелым, решительным, педагогически целесообразным переменам.
Более подробно хотела поговорить о методах и приемах.
Последнее время стала применять ТРИЗ- педагогику
Разработанная Г.С.Альтшуллером теория
решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий.
Потребность общества в раннем развитии творческих способностей детей
Восстребованность педагогами знаний о возможностях современных педагогических технологий
Необходимость формирования творческих компетентностей
Формирование умения изобретать
Воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности
Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
Учитель задает вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»?
Такой опрос применяют, конечно, не очень часто.
Делаются бумажные самолетики для “полетов во времени”.
Учитель на самолетиках пишет даты, места событий, которые изучили ранее
Запускаются “хронолеты” учителем, а отвечать должны те, к кому самолет “сядет” на парту.
Причем, главные условия ответа: “Представьте, что вы попали в другое время, расскажите, что вы видите вокруг”.
Ученикам раздаются тексты с ошибками, которые они ищут группой.
Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний.
Метод коллективного поиска оригинальных идей.
Правила мозгового штурма:
1)исключение всякой критики;
2) поощрение самых невероятных идей;
3) большое количество ответов, предложений;
4) чужие идеи можно улучшать.
На примере темы «Реформы Петра» хочу показать применение «фишбоуна”. В «голове” помещается название темы, а в хвосте «народные восстания». Перед учениками ставится вопрос: «Что могло произойти между двумя этими событиями? Как могло получиться, что такое хорошее начало могло привести к таким неприятным событиям?” Ребята выдвигают предположения, и все они мною записываются на доске. Набирается разнообразие причин и появляется повод узнать настоящие причины. Для этого ребята работают с текстом учебника и в «фишбоуне” в верхней части пририсовывается столько ребрышек, сколько всего промежуточных событий было обнаружено: астраханский бунт 1705г., башкирское восстание 1707г., восстание Кондратия Булавина1707-1708гг. и т. д. В нижней части «фишбоуна” записываем причины, которые привели к записанным событиям: повышение налогов, рекрутская повинность, усиление крепостной повинности, бритье бороды и т.д. Каждому событию соответствуют свои причины или причина, поэтому количество ребрышек снизу и сверху может не совпадать. Таким образом, благодаря «фишбоуну” мы получили опорный конспект, учились выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе.
ТРИЗ-педагогика дает учителю безграничные возможности для работы.
Помогает сделать историю самым интересным предметом школьного курса.
Формируются умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, помогают активному усвоению новых знаний и закреплению материала.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемtrofimenko-la.ucoz.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Профессиональная компетентность современного учителя истории и обществознания Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле.» — Транскрипт:
1 Профессиональная компетентность современного учителя истории и обществознания Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле. Аристотель.
2 ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя- ключевая особенность современной школы» Национальная образовательная стратегия- инициатива «Наша новая школа»
3 Профессиональная компетентность педагога Основные понятия: Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.
4 Профессиональная компетентность учителя истории, обществознания Компетентностная парадигма Знаниевая парадигма Ценностная парадигма
5 КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПАРАДИГМА 1.Владение комплексом психологических знаний о человеке и умение их применять на практике 2.Личностная ориентация процесса преподавания 3.Системный взгляд, гуманитарный стиль мышления 4.Ориентация учителя в области своего предмета 5.Владение педагогическими технологиями 6.Способность к творчеству и креативному мышлению Владение педагогическими технологиями
10 Учитель всегда активная, творческая личность. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство детским коллективом обязывает учителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на доступный для подражания образец.
11 Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует обрести способность перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации. Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности. Обращение в сложных ситуациях к прошлому опыту продуктивно лишь с целью извлечения из него способов собственных достижений успеха. Эмоциональная, поведенческая, интеллектуальная гибкость дают педагогу возможность учитывать многообразие индивидуальных характеров, мнений, позиций. Косность, упрощенчество, заорганизованность – прямая угроза его профессиональному здоровью и долголетию.
12 «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». А. Дистервег